Личностно-ориентированное планирование, как средство социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
Заказать уникальную дипломную работу- 90 90 страниц
- 60 + 60 источников
- Добавлена 18.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы социальной адаптации детей среднего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 7
1.1. Понятие и психологические особенности социальной адаптации 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью 18
1.3. Особенности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью 28
Глава 2. Организация и методы исследования социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью 34
2.1. Характеристика программы, методов и методик исследования адаптационных возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью 34
2.2. Анализ результатов исследования социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью 41
Глава 3. Коррекция социальной адаптации у детей с интеллектуальной недостаточностью 54
3.1. Методика личностно-ориентированного планирования 54
3.2. Методические рекомендации по использованию методики личностно-ориентированного планирования для коррекции социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью 62
Заключение 66
Список используемой литературы 69
Приложения 75
А также все девочки выбраны и выбирают что тоже говорит о хорошей тенденции в данном коллективе, грамотной систематизированной работе воспитателей на этой группе.Очень близка к лидерству Ольга, она уступает Дарье всего один голос. Не принятых детей на группе нет. Но взаимодействие в коллективе слабое, совместные игры затруднены из-за замкнутости девочек.По результатам Цветовой социометрии (тест М.Люшера), имевшей целью исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребёнка с окружающимимы получили данные соответственно у всех обследуемых проявляется эгоцентричность установок 100% девочек ( 10 человек), у большинства девочек наблюдается проблема сдерживания агрессивности 60% ( 6 девочек), фрустрированность значимых потребностей ( конфликт) 50% девочек ( 5) , эмоциональная активность 40% ( 4 девочки), испытывают трудности в межличностных контактах 40% ( 4 девочки).По итогам проведённых диагностик мы можем сделать вывод о том, что отмеченные особенности детей с интеллектуальной недостаточностью влекут широкий спектр трудностей в социальной адаптации: нарушение процесса социального самоопределения в виде ограничения социальных контактов из-за сужения круга и объединения содержания общения (межличностная дезадаптация); снижение потенциала здоровья; несоответствие поведения индивида нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую он включается по мере своего социального развития и становления ( общественная дезадаптация). А также выявленные психологические особенности : высокая тревожность, слабая эмоциональная устойчивость, раздражительность негативизм, агрессивность подозрительность, эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, затруднение межличностных контактов затрудняют процесс социальной адаптацииНизкий или высокий уровень притязаний не даёт возможности адекватно оценить свои силы что не позволяет реализовать планы, мечты или просто какоё-либо важное дело, а также затрудняет процесс социальной адаптацииВсе эти факторы доказывают, что у девочек затруднена, нарушена социальная адаптация. Для того чтобы повысить уровень социальной адаптации предлагается провести ряд психокоррекционных мероприятий, а именно курс занятий по методике лично-ориентированного планирования.Мы считаем, что психологу необходимо проводить ряд коррекционных мероприятий по оптимизации организации процесса социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. В процессе исследования нами была выбрана психокоррекционная программа "Личностно-ориентированное планирование", которая способствует повышению уровня социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Результатом использования программы должно быть повышение уровня социальной адаптации. Проанализировав всё выше перечисленное, можно говорить о том, что все поставленные нами задачи были успешно выполнены. Программа по повышению уровня социальной адаптации у детей с интеллектуальной недостаточностью успешно внедрена в опыт работы.
2. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика ин-теллекта и личности. - Киев, 1978.
3. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихоло-гия. - Москва-Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 511с.
4. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые осо-бенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология, 1989. - № 3.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред.В. В. Воронковой. - М., 1994.
7. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка. Основы дефектологии. Собр. Соч. т 5. - М.: Просвещение, 1983.
8. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе М.: Просвещение, 1981.
9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. - Минск, 1998.
10. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы кор-рекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Де-фектология. - 1999г. - №6 - с.25.
11. Ермолаев Д.О. Социализация детей с интеллектуальными недо-статками развития // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 9-1. – С. 32-36;
12. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен-ного развития детей. - М., 1995.
13. Замский X.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. - М., 1995.
14. Иванова Н.Н. Современные подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью // Вестник ТГУ. 2002. №2 С.96-101.
15. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 72–81.
16. Клиническая психиатрия детского и подросткового возраста.- СПб.: Наука и Техника, 2013.- С.217-261.
17. Клюева К.С. Основная специфика социально-психологической адаптации пожилого человека в информационной среде / К.С. Клюева // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, март 2011 г. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 44–47.
18. Колесникова, Г.И. Специальная педагогика и психология /Г.И. Колесникова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 250 с.
19. Коноплева А. Н., Лещинская Т. Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития. Минск : НИО, 2003.
20. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
21. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. - Москва, МГПИ имени В.И. Ленина. - 1983.48.49.
22. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова и др. – М. : Академия, 2010. – 480 с.
23. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии - Москва, Просвещение, 1990.
24. Лауткина, С.В. Повышение социальной компетенции обучающихся через дополнительное образование в форме деятельности клуба «Школа после школы» : методические рекомендации / С.В. Лауткина, Н.Г. Турок, Ж.И. Чичкова. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 45 с.
25. Макаров И.В. Умственная отсталость (олигофрении) // И.В. Макаров.
26. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. - 1994г. - №3 - с.28.
27. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992.
28. Мельникова Н.Н. Процесс социально-психологической адаптации: подходы к изучению / Н.Н. Мельникова // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: сборник научных трудов / под ред. Н.А. Батурина. Т. 1. Челябинск: ЮУрГУ, 1998 С. 31–49.
29. Началджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности / А.А. Началджян. Ереван: ЭПО, 1988. 262 с.
30. Никитина М. И., Логинова Е. Т. Показатели уровня социализации учащихся с умеренной умственной отсталостью // Специальное образование : материалы VИИ Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 21–22 апр. 2011 г. : в 2 т. / ЛГУ им. А. С. Пушкина ; редкол. : М. И. Никитина [и др.]. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. Т. 2. С. 227–234.
31. Новоторцева, Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология / Н.В. Новоторцева. – СПб. : КАРО, 2006. – 137 с.
32. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / А. Н. Коноплева [и др.] ; под общ. ред. Т. Л. Лещинской. Минск:НИО, 2005.
33. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов / Под ред.В. В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
34. Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000.
35. Основы коррекционной педагогики / Под ред.В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999.
36. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1998.
37. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.
38. Основы специальной психологии: Учебное пособие/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2003.
39. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - М., 1959.
40. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Просвещение. - 1968. - 160 с.
41. Петрова В.Г., Белякова И.Е. Психология умственно отсталого ребенка (олигофренопсихология). - М.: Изд-во РОУ, 1996.
42. Плахова Н.С. Школа - предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками. // Дефектология. - 1995г. - №5 - с.39.
43. Попов В.Г., Карпов В.В. К вопросу о соотношении понятий «социальная адаптация» и «социализация» // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 33 (324). Философия. Социология. Культурология. Вып.30. - С.149-153.
44. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомога-тельной школе/ Под редакцией Ж.И. Шиф - М.: Педагогика, 1972г.
45. Психологический словарь / Под ред.В.В. Давыдова, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
46. Пузанов, Б.П. Дефектологический словарь: в 2 т. / Б.П. Пузанов, В. Гудонис. – М. ; Воронеж : Московский психолого-социальный институт : НПО МОДЭК. – 2007. – 808 с.
47. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 479 с.
48. Сечковская, Л.Г. Некоторые пути формирования готовности к трудовой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью / Л.Г. Сечковская// Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, перспективы: сб. материалов. Всеросс. научн.-практ. конф. 26 марта 2015г. / под общ. Ред. С.В. Селовьевой. O Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО, 2015. - С. 342- 345.
49. Соловьева И.Л. Педагогические технологии воспитательной работы (учебно-методическое пособие) М.: МГПУ, 2013 – 124 с.
50. Социологический словарь: 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Университетская, 1991.
51. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М.: Акаде-мия, 2000.
52. Специальная педагогика: учеб. пособие / под ред. Н.М. Назаровой. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2013. – 384 с.
53. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. O Минск : Выш. шк., 2012. - 511с.
54. Ткачева В.В. К проблеме социализации детей с интеллектуальными нарушениями // Специальное образование. 2014. №X С.196-199.
55. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
56. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова и др. – М. : Изд-во «Книга по Требованию», 2011. – 304 с.
57. Хвастунова Е.П. Медико-социальная адаптация подростков с умственной отсталостью Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Волгоград, Волгоградский государственный медицинский университет, 2015 г. – 159 стр.
58. Цвирко, О.Ю. Основы специальной педагогики и психологии / О.Ю. Цвирко. – Барнаул : АлтГПА, 2012. – 110 с.
59. Шамарина, Е.М. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие / Е. М. Шамарина. – М. : Книголюб, 2007.– 248 с.
60. Шипицына, Л.М. Специальная психология / Л.М. Шипицына и др. – СПб. : Речь, 2010. – 256 с.
Вопрос-ответ:
Каково понятие социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью?
Социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью - это процесс, в котором дети с ограниченными интеллектуальными возможностями осваивают навыки и умения, необходимые для успешного функционирования в социальной среде. Включает в себя адаптацию в школе, дома, среди сверстников и в обществе в целом.
Какие основные психологические особенности у детей с интеллектуальной недостаточностью?
У детей с интеллектуальной недостаточностью есть низкий уровень умственного развития, что связано с ограниченными способностями к абстрактному мышлению, общению и обучению. Они часто испытывают трудности в усвоении новой информации, слабо контролируют свои эмоции и имеют низкую самооценку.
Какие особенности социальной адаптации у детей с интеллектуальной недостаточностью?
Дети с интеллектуальной недостаточностью часто испытывают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, могут быть исключены из общественных игр и активностей, испытывать трудности в социальной адаптации в школьной среде. Они нуждаются в специальной поддержке и помощи, чтобы успешно адаптироваться в обществе.
Какое значение имеет личностно ориентированное планирование для детей с интеллектуальной недостаточностью?
Личностно ориентированное планирование является эффективным инструментом для социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Оно помогает развивать навыки самоопределения, познавательные и коммуникативные навыки, а также формирует осознание своих возможностей и целей, что позволяет детям эффективно интегрироваться в общество и достигать успеха.
Что такое личностно ориентированное планирование?
Личностно ориентированное планирование - это подход к планированию и организации образовательного процесса, в котором учитываются индивидуальные особенности и потребности каждого ученика.
Как личностно ориентированное планирование помогает детям с интеллектуальной недостаточностью адаптироваться в обществе?
Личностно ориентированное планирование позволяет выстраивать индивидуализированный путь обучения и развития для каждого ребенка с интеллектуальной недостаточностью, учитывая его способности, интересы и потребности. Это помогает детям лучше адаптироваться в обществе, развивать свои сильные стороны и преодолевать трудности.
Какие психологические особенности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью?
Дети с интеллектуальной недостаточностью часто испытывают сложности в общении, формировании социальных навыков и установлении взаимоотношений с окружающими. Они могут быть более восприимчивы к стрессу и иметь низкую самооценку. Важно помочь им развить социальные навыки и повысить уровень самооценки.
Какие особенности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью?
Дети с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности во многих сферах социальной адаптации. Например, они могут иметь проблемы с общением, формированием социальных связей, адаптацией к социальным правилам и нормам. Также у них может быть затруднена самоорганизация и самостоятельное выполнение задач. Важно помочь каждому ребенку развить навыки социальной адаптации и достичь полной самостоятельности в возможных сферах жизни.
Какие педагогические методы помогают реализовать личностно ориентированное планирование?
Для реализации личностно ориентированного планирования в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью могут использоваться различные педагогические методы. Например, индивидуальное обучение, дифференцированный подход к заданиям, работа в малых группах, использование игровых и практических заданий, использование методов активного обучения и др. Важно выбирать методы, которые будут наиболее эффективны для каждого конкретного ребенка.