Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 26 26 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 04.02.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретический обзор инклюзии в образовании детей с нарушениями речи 4
1.1 Система инклюзивного образования 4
1.2 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи 6
Глава 2. Эмпирическое исследование психических особенностей детей с нарушениями речи 11
2.1. Организация эмпирического исследования 11
2.2. Результаты исследования и обработка результатов 12
2.3 Анализ полученных результатов исследования и рекомендации 16
Заключение 22
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления

Результаты последней методики представлены на рис. 3.Рис. 3. Данные тревожности детей по методу наблюденияВ результате проведенного качественного исследования мы получили достоверную взаимосвязь между уровнем тревожности и самооценкой детей. Так, мы получили корреляционные взаимосвязи среднего уровня тревожности и низкой самооценки, низкого уровня тревожности и высокой самооценки, а также обратную взаимосвязь между средним уровнем тревожности и высокой самооценкой у детей с заиканием и без заикания. Таким образом, мы подтвердили предположение, что уровень тревожности влияет на самооценку, чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка у детей с заиканием и без заикания, т.е. между данными феноменами присутствует обратная взаимосвязь. Данный факт может объясняться тем, что ребенок, у которого повышенный уровень тревожности может оценивать себя неадекватно, он бурно реагирует на неудачи и программирует себя на неудачи при речевом нарушении.В результате исследования, мы выявили, что детям с нарушениями речи в системе общего образования и инклюзивного образования необходимо психолого-педагогическое сопровождение, т.к. дети с такими нарушениями имеют высокий уровень тревожности, заниженную самооценку, а также в целом у детей могут быть различные проблемы в общении со сверстниками и в обучении.Программа образования строиться применяя наглядное демонстрирование различных опытов, действий, например, математических с упором на наглядно-действенное мышление, т.к. именно демонстрирование помогает детям развивать мышление.Стоит отметить, что любое действие или опыт должны дать возможность детям применить творческих подход, и должны быть достаточно просты для всех учащихся. Особенное внимание должно уделяться на работу с детьми с нарушениями речи, которые должны в первую очередь быть интегрированными в коллектив обучающихся и всесторонне развиваться, для этого необходимо поддержка родителей и педагога-психолога, которые ведет с ребенком коррекционную работу. Работа психолога ведется по нескольким направлениям:Развитие мыслительное деятельности: развитие наглядно-образного мышления как основы логического мышления;Социальное развитие личности обучающегося, направленная на успешное общение с одноклассниками и участие в общественной жизни класса (например, различные групповые занятия, тренинги т.д.);Диагностика и коррекция различных отклонений, как, например, повышенного уровня тревожности или низкой самооценки.Таким образом, в результате исследования мы выявили, что у детей с нарушениями речи возникают различные психолого-педагогические проблемы. В ситуации инклюзивного образования, с одной стороны, происходит всестороннее развитие ребенка, он не чувствует себя «другим, обделенным» или «ненормальным», но с другой стороны ребенок может иметь проблемы с обучением из-за проблем с речью или общением в группе детей, в следствии этого могут возникать и различный психологические проблемы, как мы выявили повышенный уровень тревожности и низкую самооценку.ЗаключениеВ результате проведенного исследования мы выяснили, что инклюзивное образование в России имеет короткую историю, оно лишь только начинает формироваться на территории нашего государства в наиболее развитых регионах страны. Инклюзивное образование имеет более богатую историю развития за рубежом, где оно показало себя достаточно гуманно, способно защищать права ребенка и включать даже детей с нарушениями речи в социальную жизнь общества.В нашей стране система образования детей с тяжелыми нарушениями речи стала развиваться в 60-е г. XXв., для них была составлена программа и велась коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений. Однако, стоит отметить, что ребенок с нарушениями речи может ощущать себя неполноценным, как мы выяснили у него возникают психические отклонения в виде повышенной тревожности и низкой самооценки, что естественно может отразиться негативным образом на дальнейшем развитии и социализации.В результате эмпирического исследования, мы выяснили, что у детей с нарушениями речи (в случае исследования – заикание) существуют психические особенности: повышенный уровень тревожности и низкая самооценка, это требует специального психолого-педагогического сопровождения. Коррекции требуют и нарушения речи, для этого требуется специальное обучение, нацеленное на развитие наглядно-образного мышления и основанное на опытном обучении.В заключение стоит отметить, что есть аргументы за пользу инклюзивного образования, так и против, которые сводятся к тому, что дети без отклонений в развития получают меньше знаний. Однако, как показывает практика, детям с нарушениями в развитии уделяется не больше времени, чем детям с нормальным развитием. А также если применять индивидуальный подход в обучении, классы с малой численностью учащихся и новые системы обучения, то дети с нормальным развитием получат гораздо больше от обучения в таком классе. Также это полезно для детей с нормальным развитием, т.к. они смогут общаться с разным кругом людей, не стесняться, знать о проблемах людей, т.е. быть более гуманными.Таким образом, можно отметить, что инклюзивное образование положительно сказывается не только на детях с нарушениями речи, но и детей с нормой развития, т.к. они обучаются более сознательными и гуманными.Проблемами нашего образования, которые мешают внедрению данного образования, являются:Недостаточная квалификация педагогического состава;Скептическое отношение к данному виду образования, как педагогов, так и общества в целом;Недостаточно оборудование школ для внедрения инклюзивного образования.Таким образом, стоит отметить, что цель, поставленная в начале исследования,была достигнута, а задачи – решены.Список литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология; Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», – 2009. – 206 с.Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. - М., 2012- 493 с.Алексеевнина А.К. Клименко Е.В., Пилипец Т.С., Пилипец Л.В. От разрешения научных парадоксов - к инновациям в исследованиях Материалы 3-й Ежегодной международной конференции по науке и технологиям. 21-22 октября 2013 года. - Лондон, 2013. - С. 50-62.Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. М., 2009. – 392 с.Белякова Л. М., Дьякова Е. А. Заикание. М.: В. Секачев, 2011. - 304 с.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 2010. – 291 с.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М., 2011. – 329 с.Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков. М.: Просвещение, 2011. - 96 с.Буль П. И. Основы психотерапии. Л.: Медицина, 2009. - 310 с.Васильева З. А., Любинская С. М. Резервы здоровья. М.: Медицина, 2011. - 271 с.Волкова Г.А. Проспект учебника «Логопедия». М., 2010. – 293 с.Волкова Л.С. Логопедия. М., 2010. – 392 с.Волковская Т.Н. К проблеме научного аппарата логопсихологии // Специальная психология. 2008. № 1. – С. 67-69Волковская Т.Н. Логопедия и специальная психология: преемственность традиций // Специальная психология. - 2008. - № 3. – С. 56-59Гриншпун Б. М. О механизмах затруднений актуализации слов у детей с моторной алалией/ Б. М., В. К. Воробьева// Восьмая науч. Сессия по дефектологии.- М., 2010. – С. 483Ковязина И.В. Особенности эмоционального слуха у детей с общим недоразвитием речи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Нижегородский государственный педагогический университет. - Нижний Новгород, 2010. - 213 с.Ковязина И.В., Агавелян О.К. Эмоциональный слух как путь компенсации общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2009. - № 5. - С. 282-289.Кожевникова Э.П. Проблема профессионального отчуждения педагогов в аспекте возникновения дисфункционального стереотипа эмоционального поведения // Образование и наука. - 2006. - № 3 (39). - С.77-86.Леонова Л.В. Психолого-педагогическое изучение и коррекция заикания у учащихся общеобразовательных школ.- Логопедия: методические традиции и новаторство М. - Воронеж, 2013 – 283 с.Пилипец Л. В. Проблемное обучение физике на основе парадоксов и софизмов учащихся 7 - 9 классов. Дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2010. - 170 с.Пилипец Л. В., Клименко Е. В., Буслова Н.С. Проблемное обучение: от Сократа до формирования компетенций // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5 (Ч. 4). - С. 860-864.Пилипец Л.В., Клименко Е.В., Буслова Н.С., Пилипец Т.С. Становление готовности к исследовательской деятельности: школа - вуз - профессия. Фундаментальные исследования. 2014. № 8-1. С. 198-202.Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2005. - 400 с.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ Пункт 3 статья 55 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология; Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», – 2009. – 206 с.
2. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. - М., 2012- 493 с.
3. Алексеевнина А.К. Клименко Е.В., Пилипец Т.С., Пилипец Л.В. От разрешения научных парадоксов - к инновациям в исследованиях Материалы 3-й Ежегодной международной конференции по науке и технологиям. 21-22 октября 2013 года. - Лондон, 2013. - С. 50-62.
4. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. М., 2009. – 392 с.
5. Белякова Л. М., Дьякова Е. А. Заикание. М.: В. Секачев, 2011. - 304 с.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 2010. – 291 с.
7. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М., 2011. – 329 с.
8. Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков. М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
9. Буль П. И. Основы психотерапии. Л.: Медицина, 2009. - 310 с.
10. Васильева З. А., Любинская С. М. Резервы здоровья. М.: Медицина, 2011. - 271 с.
11. Волкова Г.А. Проспект учебника «Логопедия». М., 2010. – 293 с.
12. Волкова Л.С. Логопедия. М., 2010. – 392 с.
13. Волковская Т.Н. К проблеме научного аппарата логопсихологии // Специальная психология. 2008. № 1. – С. 67-69
14. Волковская Т.Н. Логопедия и специальная психология: преемственность традиций // Специальная психология. - 2008. - № 3. – С. 56-59
15. Гриншпун Б. М. О механизмах затруднений актуализации слов у детей с моторной алалией/ Б. М., В. К. Воробьева// Восьмая науч. Сессия по дефектологии.- М., 2010. – С. 483
16. Ковязина И.В. Особенности эмоционального слуха у детей с общим недоразвитием речи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Нижегородский государственный педагогический университет. - Нижний Новгород, 2010. - 213 с.
17. Ковязина И.В., Агавелян О.К. Эмоциональный слух как путь компенсации общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2009. - № 5. - С. 282-289.
18. Кожевникова Э.П. Проблема профессионального отчуждения педагогов в аспекте возникновения дисфункционального стереотипа эмоционального поведения // Образование и наука. - 2006. - № 3 (39). - С.77-86.
19. Леонова Л.В. Психолого-педагогическое изучение и коррекция заикания у учащихся общеобразовательных школ.- Логопедия: методические традиции и новаторство М. - Воронеж, 2013 – 283 с.
20. Пилипец Л. В. Проблемное обучение физике на основе парадоксов и софизмов учащихся 7 - 9 классов. Дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2010. - 170 с.
21. Пилипец Л. В., Клименко Е. В., Буслова Н.С. Проблемное обучение: от Сократа до формирования компетенций // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5 (Ч. 4). - С. 860-864.
22. Пилипец Л.В., Клименко Е.В., Буслова Н.С., Пилипец Т.С. Становление готовности к исследовательской деятельности: школа - вуз - профессия. Фундаментальные исследования. 2014. № 8-1. С. 198-202.
23. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2005. - 400 с.
24. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ Пункт 3 статья 55 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
25. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Вопрос-ответ:

Какой подход используется в образовании детей с нарушениями речи?

Для образования детей с нарушениями речи применяется подход инклюзивного образования. Он предусматривает интеграцию таких детей в общую образовательную среду, где они получают образование вместе со сверстниками без таких нарушений.

Что такое психолого-педагогическое сопровождение?

Психолого-педагогическое сопровождение – это комплекс мер, направленных на помощь и поддержку детей с нарушениями речи в процессе обучения и развития. Это включает в себя различные психологические, педагогические и коррекционные методы, которые помогают ребенку преодолеть трудности и достичь успеха в образовании.

Какие особенности наблюдаются у детей с нарушениями речи?

У детей с нарушениями речи наблюдаются различные психические особенности. Например, они могут испытывать трудности с коммуникацией, обучением и социализацией. Также такие дети могут иметь низкую самооценку и чувствовать себя неуверенно в собственных силах.

Как было организовано эмпирическое исследование психических особенностей детей с нарушениями речи?

Для организации эмпирического исследования психических особенностей детей с нарушениями речи была проведена анкетирование и наблюдение за детьми. Были использованы различные тесты и методики, чтобы выявить их психические особенности и уровень развития речи.

Какие результаты получены в исследовании психических особенностей детей с нарушениями речи?

Результаты исследования психических особенностей детей с нарушениями речи показали, что такие дети нуждаются в особом психолого-педагогическом сопровождении для успешного образования. Были выявлены специфические трудности, с которыми они сталкиваются, и предложены методы и приемы работы с ними для преодоления этих трудностей.

Что такое психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования?

Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования – это комплекс мероприятий, направленных на поддержку и помощь детям с нарушениями речи в инклюзивном образовании. Включает в себя различные методы и приемы работы с такими детьми, включая психологическую и педагогическую поддержку, дифференцированное обучение, создание специальных условий для успешной адаптации и обучения и т.д.

Какая система используется в инклюзивном образовании?

В инклюзивном образовании используется система, направленная на обучение и воспитание детей со всеми видами и степенями нарушений, включая нарушения речи. Она основывается на принципе полного включения каждого ребенка в образовательный процесс, независимо от его особенностей. Это означает, что ребенок с нарушением речи будет учиться вместе с остальными детьми, но со специальной поддержкой и адаптацией.

Как организуется психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в инклюзивном образовании?

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в инклюзивном образовании включает в себя ряд мероприятий. Это может быть проведение индивидуальных занятий с ребенком, использование специальных методик и приемов работы, дифференцированное обучение, создание условий для успешной адаптации и обучения, сотрудничество с родителями и многие другие аспекты.

Какие особенности психического развития детей с нарушениями речи были обнаружены в ходе исследования?

В ходе исследования были обнаружены различные особенности психического развития детей с нарушениями речи. Они могут включать задержку речевого развития, трудности в общении и социализации, нарушения в развитии мелкой моторики и другие психологические и педагогические проблемы. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его особенности развития могут быть разными.