«Морфология культуры» О. Шпенглера.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Лингвистика
  • 12 12 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 08.02.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Философия культуры О. Шпенглера 4
2. Душа культуры 7
3. Цивилизация как гибель культуры 8
Заключение 11
Список литературы 12
Фрагмент для ознакомления

Для Шпенглерацивилизация – это итог, завершение и исход всякой культуры. «Цивилизация – это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей». Цивилизацией О.Шпенглер называет одряхлевшую культуру, реализовавшую свои цели, утратившую свои силы, подошедшую к концу своего существования.Возникает вопрос: почему цивилизация, которая, казалось бы, несет собой только положительное – социальное и техническое благоустройство жизни, у Шпенглера вызываетощущение гибели культуры? Ведь прекрасные произведения искусства никуда не исчезают наряду с научными достижениями и миром культурных символов. Но Шпенглер смотрел глубже, сумев распознать неочевидную сторону дела. Жизнь культуры продолжается до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. «Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и сами искусства»[4].Отсутствие притяжения и вдохновения человеческих душ признак обреченности культуры. В этом Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой цивилизация. Благоустройство жизни – благое дело, но когда оно всецело поглощает человека, то душевных сил на культуру уже не хватает. Немецкий философ не видит ничего дурного в удобствах и достижениях цивилизации, он предупреждает о наступлении цивилизации, которая вытесняет подлинную культуру: «Культура и цивилизация – это живое тело душевности и её мумия»[2].Шпенглер не отвергает цивилизацию, но он и не человек цивилизации, который с радостью выбросит старый «культурный хлам» ради уюта в мире обыденных забот. Этим объясняется его двойственное мироощущение, блестяще охарактеризованное Н. Бердяевым: «Своеобразие Шпенглера в том, что мир ещё не знал человека цивилизации... с таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката старой культуры, который обладал бы такой чуткостью и таким даром проникновения в культуры прошлого. Цивилизаторское ощущение и самосознание Шпенглера в корне противоречиво и раздвоено. В нём нетцивилизаторского самодовольства, он не верит в абсолютное превосходство своей эпохи над предшествующими поколениями и эпохами. Шпенглер не является человеком цивилизации, он – человек старой европейской культуры»[2]. Одним из первых немецкий мыслитель почувствовал эту трагедию, и первым с изумительной силой и выразительностью выразил её в формах теоретической мысли.ЗаключениеИ. Я. Левяш выразил основную идею концепции «Заката Европы»: «Циклы развития культур, их взлёты и падения создают впечатление ряда сосуществующих или сменяющих друг друга круговых изменений. Идеи Шпенглера положили начало развитию нового направления в философии науки и культурологии. Он помог другим исследователям начать замечать то, на что раньше они внимания не обращали. Теперь уже нельзя обойтись без исследования того, как, каким образом внерациональные смысловые основания культуры детерминируют развитие не только религии и искусства, но и науки и техники. Именно благодаря Шпенглеру эта проблема всплыла на поверхность. Создание«Заката Европы» стало событием не только культурологии, но и европейской культуры. Конечно, не всё в его книге совершенно. Но, скорее всего, О. Шпенглер и не стремился к этому, ведь для него главное было теоретически полнокровно выразить болевые проблемы эпохи, что он успешно выполнил. Список литературы1. Гуревич П. С. Культурология: учебное пособие / П.С. Гуревич. – М.: Знание, 1996. – 326 с.;2. Мамонтов С. П.Антология культурологической мысливузов / А.С. Мамонтов, С. П. Мамонтов. – М.: РОУ, 1996. – 265с.;3. Мамонтов С. П. Основы культурологии: учебное пособие для вузов / А.С. Мамонтов, С. П. Мамонтов. – М.: Олимп, 1999. – 394с.;4. Хюпшер А. мыслители нашего времени: учебник / А. Хюпшер. – М.: Зерцало, 2005. – 440с.

1. Гуревич П. С. Культурология: учебное пособие / П.С. Гуревич. – М.: Знание, 1996. – 326 с.;
2. Мамонтов С. П. Антология культурологической мысли вузов / А.С. Мамонтов, С. П. Мамонтов. – М.: РОУ, 1996. – 265с.;
3. Мамонтов С. П. Основы культурологии: учебное пособие для вузов / А.С. Мамонтов, С. П. Мамонтов. – М.: Олимп, 1999. – 394с.;
4. Хюпшер А. мыслители нашего времени: учебник / А. Хюпшер. – М.: Зерцало, 2005. – 440с.

Вопрос-ответ:

Какие основные положения о морфологии культуры выделяет О. Шпенглер?

О. Шпенглер выделяет несколько основных положений о морфологии культуры. Он считает, что каждая культура проходит через определенные стадии развития, которые он называет "полифазностью". Также он подчеркивает, что каждая культура имеет свою собственную душу и не может быть привязана к универсальным законам развития. Кроме того, Шпенглер говорит о цикличности и исконности культуры, о том, что они являются нечто ограниченным и конечным.

Что такое цивилизация по О. Шпенглеру?

О. Шпенглер считает, что цивилизация - это конечное состояние итог развития каждой культуры. Он утверждает, что цивилизация возникает, когда культура достигает своих целей и теряет свои силы. Цивилизация - это послекультурное состояние, которое является искусственным и крайним для данной культуры.

Что такое душа культуры по О. Шпенглеру?

О. Шпенглер говорит о том, что каждая культура имеет свою собственную душу. Душа культуры - это та особенность и характер, которые присущи только этой культуре и не могут быть перенесены на другие. Душа определяет основные черты и ценности каждой культуры и является одним из фундаментальных элементов ее морфологии.

Почему О. Шпенглер считает, что цивилизация приводит к гибели культуры?

О. Шпенглер считает, что цивилизация приводит к гибели культуры, потому что она представляет собой крайнее искусственное состояние для данной культуры. Когда культура достигает своих целей и утрачивает свои силы, она переходит в стадию цивилизации, которая является завершением и концом данной культуры. О. Шпенглер считает, что цивилизация уже не способна производить новые культурные ценности и идеи, что приводит к ее упадку и гибели.

Что такое морфология культуры О. Шпенглера?

Морфология культуры О. Шпенглера - это концепция, разработанная немецким философом Освальдом Шпенглером, которая описывает развитие культурных цивилизаций в виде морфологического процесса, т.е. сравнивая его с развитием живых организмов.

Что представляет собой душа культуры по Шпенглеру?

Душа культуры в философии О. Шпенглера является ключевым понятием, которое описывает его представление о культуре. По Шпенглеру, душа культуры - это основной духовный принцип, который формирует ценности, идеалы и направления развития культуры.

Что означает выражение "цивилизация как гибель культуры"?

По О. Шпенглеру, цивилизация, как гибель культуры, представляет собой фазу развития культур, в которой культура утрачивает свою жизненную силу и энергию, становится истощенной и неспособной к дальнейшему развитию.

Что Шпенглер называет цивилизацией?

О. Шпенглер называет цивилизацией одряхлевшую культуру, которая достигла своих целей и пришла к концу своего существования. Цивилизация по Шпенглеру - это крайнее и искусственное состояние культуры.

Какой вопрос возникает при рассмотрении концепции цивилизации О. Шпенглера?

При рассмотрении концепции цивилизации О. Шпенглера возникает вопрос о том, каким образом происходит переход от культуры к цивилизации, и как можно определить момент, когда культура исчерпывает свои силы и переходит в состояние цивилизации.

Что такое морфология культуры О. Шпенглера?

Морфология культуры О. Шпенглера - это концепция, разработанная немецким философом и культурологом Оскаром Шпенглером. Он считал, что культуру можно рассматривать как живой организм, который проходит через различные стадии развития, подобно биологическому росту и затуханию организма. Морфология культуры описывает эти стадии и дает представление о специфических закономерностях, характерных для каждой из них.