Взаимосвязь уровня тревожности, самооценки и страхов младших школьников с задержкой психического развития
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 09.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое рассмотрение особенностей взаимосвязи уровня тревожности, самооценки и страхов младших школьников с ЗПР 5
1.1 Общая психологическая характеристика развития младших школьников с задержкой психического развития 5
1.2 Характеристика проявления тревожности у детей с ЗПР младшего школьного возраста и ее связь с самооценкой 16
1.3 Страхи младших школьников с ЗПР 21
Выводы по главе 25
Список литературы 27
Авторы сходятся во мнении тесной взаимосвязи самооценки и общем уровне тревожности.При этом, как отмечалось выше, причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов представляется возможным создать соответствующие условия, способствующие преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.1.3 Страхи младших школьников с ЗПР Как пишет И. А. Коробейников, «процесс социализации значительной части детей с легкими формами психического недоразвития характеризуется рядом особенностей, в формировании которых заметная роль принадлежит механизму генерализации первично-органической интеллектуальной недостаточности под влиянием негативных микросоциальных факторов». В частности, непосредственно в связи с повышенной эмоциональной неустойчивостью находится сниженный порог к возникновению и закреплению всякого рода страхов. Так, в целом было установлено, что количество страхов на одного школьника с ЗПР превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на школьника с нормальным развитием. Так что, если в норме в школьном возрасте ребенок «имеет право иметь» (по данным А.И.Захарова) до 6 —8 страхов, при ЗПР эта цифра может доходить до 10— 12 (Н.В.Новикова, Л.В.Кузнецова, Е.В.Васильева).У школьников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями, которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность, страхи. Многие отечественные и зарубежные авторы описывают страх как явление, которое реально присутствует и влияет на жизнь человека. По мнению З. Фрейда, страх - аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-либо конкретным объектом называется Фрейдом боязнью, в патологических случаях - фобией. Фрейдом различаются также:1. Свободный страх — беспредметный страх, страх, который «не знает» вызывающего его объекта; 2. Испуг - аффективное состояние страха, возникшее в ситуации опасности, к которой не было готовности [16].К.Э Изард считает, что страх складывается из определенных и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я»; страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения [17].По мнению А. И. Захарова, страх можно определить как аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека.А. И. Захаров выделяет следующие виды страхов.1. Ситуативный страх, возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.2. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.3. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией.4. Воображаемый и хронический страхи предопределены особенностями личности [14].Принимая во внимание существующие исследования, можно рассматривать страх как аффективно-чувственное состояние, которое возникает при ситуации, когда человек предчувствует угрозу своему социальному или биологическому состоянию, в более широком понимании, страх рассматривается как реакция психики на источник опасности без учета реальная она или воображаемая. Чувство страха необходимо для информировании человека об опасности. При этом организм мобилизует все силы и готов защищаться. Поэтому ценность страха в его защитной функции. Однако, бывают ситуации когда чувство страха появляется в ситуациях не угрожающих жизни и здоровью человека. Это так называемый, невротический страх, при котором все проявления страхов остаются, но они не соответствуют угрозе, поэтому силы человека тратятся впустую. Причиной такого вида страхов могут быть реально происходившие в жизни человека ситуации, определенные свойства нервной системы, социальные условия развития, когнитивные процессы в виде воспоминаний. Последствия страха могут носить не только соматический, но и психологический характер.Причинами возникновения страхов становится психологическая травма, испуг, неправильное воспитание в семье и поведение родителей, впечатлительность ребенка, просмотр телевизионных передач определенного содержания и множество других причин. Дети с ЗПР подвержены страхам больше, по сравнению с детьми с нормальным развитием. Задержка психического развитияприводит к несоответствиюпсихоэмоционального развития и реального возраста ребенка. Именно этим несоответствием объясняется высокая склонность детей с задержкой психического развитияразличного рода. Другими причинами являются нарушения нервной системы детей, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками [9]. Вывод:В результате использования различных методов (доверительная беседа с самим ребенком, анкетирование родителей, рисование страшных снов, применение CAT — теста детской апперцепции) можно выявить как общие, так и специфические закономерности структуры детских страхов при ЗПР. Детям с ЗПР свойственны страхи, типичные, скорее, для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, животных, темноты. Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию.Выводы по главеИтак,по итогам аналитического обзора, можно сделать следующие выводы.Дети младшего школьного возраста с установленным диагнозом «задержка психического развития» отстают от своих сверстников с нормальным темпом развития по уровню сформированности эмоционально-волевой сферы. Можно выделить специфические трудности, которые сдерживают развитие эмоций у детей младшего школьного возраста с ЗПР, а именно: - возрастные формы проявления эмоций не сформированы, а так же в целом не достаточно развиты структурные компоненты общения компонентов общения у детей с задержкой психического развития;- родители уделяют недостаточно внимания к специальному формированию социально-коммуникативных навыков у детей;Для детей с задержкой психического развития можно выделить типичные особенности в эмоциональном развитии:1) эмоциональный фон неустойчив, что приводит к невозможности концентрации внимания на длительное время при целенаправленной деятельности. С точки зрения психологических причин этого явления, можно выделить низкий уровень произвольной психической активности;2) дети с ЗПР чаще проявляют негативные характеристики кризисного развития, им сложнее устанавливать коммуникативные контакты;3) фиксируются различные эмоциональные расстройства: страх, тревожность;4) проявляется склонность к аффективным действиям. [36]Детям с задержкой психического развития присущи симптомы органического инфантилизма: низкий уровень аффективно-потребностной сферы, отсутствие ярких эмоций, повышенная утомляемость, гиперактивность, бедность психических процессов. Органический инфантилизм у детей с ЗПР возникает преимущественно двух видов (зависит от преобладания эмоционального фона):- тормозной — фон настроения пониженный - неустойчивый — преобладает психомоторная расторможенность, неспособность к саморегуляции поведения и деятельности, импульсивность.Дети с задержкой психического развития отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. Именно с этими причинами связаны определённые характеристики их деятельности, а именно: неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности,однако, продуктивность может быть увеличена с помощью переключения на игру, которая будет соответствовать эмоциональным потребностям ребенка.Для детей с задержкой психического развития незрелость эмоциональной сферы приводит к общему затормаживанию процессов развития познавательной.У детей с задержкой психического развития часто возникают трудности с активной адаптацией, что в свою очередь мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: возбуждения и торможения. Эмоциональный дискомфорт приводит к снижению познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Именно изменения эмоционального состояния и вслед за ним познавательной деятельности доказывает нам единство эмоций и интеллекта [35].Список литературыАболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. – 2009. - № 4. - С. 141 – 149.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Просвещение, 2002. - 274 с.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Флинта, 2001. - 236 с.Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993. - № 5. - С.60.Арефьева З.А., Подобед С.О. Работа логопункта в дошкольном образовательном учреждении //Дефектология – 2005 - № 5. – С. 61 – 65. обучения. – М.: Айрис – пресс, 2005 – 144 с.Астапов, В.М. Тревога и тревожность – СПб, 2011.Астапов, В.М. Тревожность у детей. – М.: PerSe, 2011.Березин, Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы. – СПб, 2001. – 256Бабкина Н.В. Лаборатория содержания и методов помощи детям с трудностями в обучении//Дошкольное воспитание – 2016. - № 12. – С. 46 - 54Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И Божович. – М., 2008. – С. 374.Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР (Организационный аспект). Методическое руководство – М.: В. Секачев, 2007 – 78 с. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 2006.Голубцова Г., Грибова Л., Конева Е., Рудометова Н. Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с задержкой психического развития//Дошкольное воспитание – 2006. - № 10. – С. 25 – 31.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Флинта, 2009. - 387 с.Горбатков А.А. Динамика связи между положительными и отрицательными эмоциями // Вопросы психологии, 2002. - № 4. - С. 132 – 140Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 244 с.Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.35. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта//Дефектология – 2005 - № 6 – С. 3 – 14Жизель, Жорж. Детский стресс и его причины./ Пер. с англ. – М.: Рипол Классик, 2003.Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия – Санкт. Петербург, Изд. Союз, 2004.Зарин А.П., Баряева Л.Б. Процесс обучения детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии//Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия/Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко – СПб.: ЛОИУУ, 2016 – С.10-11Зейгарник Б. В. Пути исследования эмоционально-волевой сферы психически больных.- В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965. Изард К. Эмоции человека. - М., 1981. - 279 с.Коррекционная педагогика/Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Наука, 2011. 277 с.Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 2001. – 415 c.Мухина В. С. Возрастная психология.- М, 2008.Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб: Питер, 2003.Кравцова, М. Тревожные дети// Школьный психолог. – 2003. - № 19 – с. 6 – 7Левис, Шелдон, Левис, Шейла. Ребенок и стресс/Пер. с англ. Е. Григорьева. – СПб и др.: Питер, 2011. – 256Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 136 с.Певзнер, М.С., Лубовский, В.И. Динамика развития умственно отсталого ребенка / М.С Певзнер, В.И Лубовский. – М., 1963. – 223 сПрограммно-методическая оснащения коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР - М.: Наука-пресс, 1998.Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе – СПб.: Питер, 2012 – 384 с.Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия /Сост. О.В. Зациринская. – СПб.: Речь, 2014.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.Шакуров Р.Х. Психология эмоций: новый подход // Мир психологии, 2012. - № 4. - С. 30 - 44Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. - М.: Просвещение, 1988. - 222 с.Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М.: Просвещение, 2003. - 123 с.Шаграева О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. – М.: Владосъ, 2001.Шишлова Е.С. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам - М.: Наука, 1996.Хорни, К. Тревожность//Хрестоматия по психологии. – СПб: ПитерКом, 1999. – 608 с.Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей. – М.: Знание, 2001Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 2008. - 358 с.
1. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. – 2009. - № 4. - С. 141 – 149.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Просвещение, 2002. - 274 с.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Флинта, 2001. - 236 с.
4. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993. - № 5. - С.60.
5. Арефьева З.А., Подобед С.О. Работа логопункта в дошкольном образовательном учреждении //Дефектология – 2005 - № 5. – С. 61 – 65.
6. обучения. – М.: Айрис – пресс, 2005 – 144 с.
7. Астапов, В.М. Тревога и тревожность – СПб, 2011.
8. Астапов, В.М. Тревожность у детей. – М.: PerSe, 2011.
9. Березин, Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы. – СПб, 2001. – 256
10. Бабкина Н.В. Лаборатория содержания и методов помощи детям с трудностями в обучении//Дошкольное воспитание – 2016. - № 12. – С. 46 - 54
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И Божович. – М., 2008. – С. 374.
12. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР (Организационный аспект). Методическое руководство – М.: В. Секачев, 2007 – 78 с.
13. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 2006.
14. Голубцова Г., Грибова Л., Конева Е., Рудометова Н. Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с задержкой психического развития//Дошкольное воспитание – 2006. - № 10. – С. 25 – 31.
15. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Флинта, 2009. - 387 с.
16. Горбатков А.А. Динамика связи между положительными и отрицательными эмоциями // Вопросы психологии, 2002. - № 4. - С. 132 – 140
17. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 244 с.
18. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.35.
19. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта//Дефектология – 2005 - № 6 – С. 3 – 14
20. Жизель, Жорж. Детский стресс и его причины./ Пер. с англ. – М.: Рипол Классик, 2003.
21. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия – Санкт. Петербург, Изд. Союз, 2004.
22. Зарин А.П., Баряева Л.Б. Процесс обучения детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии//Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия/Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко – СПб.: ЛОИУУ, 2016 – С.10-11
23. Зейгарник Б. В. Пути исследования эмоционально-волевой сферы психически больных.- В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965.
24. Изард К. Эмоции человека. - М., 1981. - 279 с.
25. Коррекционная педагогика/Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Наука, 2011. 277 с.
26. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 2001. – 415 c.
27. Мухина В. С. Возрастная психология.- М, 2008.
28. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб: Питер, 2003.
29. Кравцова, М. Тревожные дети// Школьный психолог. – 2003. - № 19 – с. 6 – 7
30. Левис, Шелдон, Левис, Шейла. Ребенок и стресс/Пер. с англ. Е. Григорьева. – СПб и др.: Питер, 2011. – 256
31. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.
32. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 136 с.
33. Певзнер, М.С., Лубовский, В.И. Динамика развития умственно отсталого ребенка / М.С Певзнер, В.И Лубовский. – М., 1963. – 223 с
34. Программно-методическая оснащения коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР - М.: Наука-пресс, 1998.
35. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе – СПб.: Питер, 2012 – 384 с.
36. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия /Сост. О.В. Зациринская. – СПб.: Речь, 2014.
37. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
38. Шакуров Р.Х. Психология эмоций: новый подход // Мир психологии, 2012. - № 4. - С. 30 - 44
39. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. - М.: Просвещение, 1988. - 222 с.
40. Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М.: Просвещение, 2003. - 123 с.
41. Шаграева О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. – М.: Владосъ, 2001.
42. Шишлова Е.С. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам - М.: Наука, 1996.
43. Хорни, К. Тревожность//Хрестоматия по психологии. – СПб: ПитерКом, 1999. – 608 с.
44. Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей. – М.: Знание, 2001
45. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 2008. - 358 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития можно наблюдать у младших школьников с задержкой психического развития?
Младшие школьники с задержкой психического развития имеют ряд характеристик, отличающихся от сверстников без задержки. Они могут иметь отставание в психомоторном, интеллектуальном, эмоционально-волевом развитии. Также они могут испытывать трудности в обучении, адаптации в обществе и социальном взаимодействии.
Как проявляется тревожность у младших школьников с задержкой психического развития и как она связана с самооценкой?
Дети с задержкой психического развития могут проявлять более высокий уровень тревожности, чем их сверстники без задержки. Это может проявляться в чувстве беспокойства, нервозности, страхе перед новыми ситуациями. Тревожность может негативно сказываться на самооценке ребенка, так как он может ощущать себя менее компетентным и неспособным справиться с трудностями.
Что можно сказать о страхах у младших школьников с задержкой психического развития?
Младшие школьники с задержкой психического развития могут испытывать страхи, как общие для всех детей, так и специфические, связанные с их особенностями развития. Например, они могут бояться неуспеха в учебе, социального отвержения, новых ситуаций или трудностей, связанных с их задержкой. Страхи могут влиять на поведение и самооценку младшего школьника.
Какова взаимосвязь между уровнем тревожности самооценки и страхами у младших школьников с задержкой психического развития?
Уровень тревожности самооценки и страхи младших школьников с задержкой психического развития взаимосвязаны. Более высокий уровень тревожности может сопровождаться большим количеством страхов у ребенка. При этом, негативные мысли о себе и своей компетентности, вызванные тревожностью, могут усиливать страхи ребенка.
Какие особенности в развитии у младших школьников с задержкой психического развития?
Младшие школьники с задержкой психического развития имеют ряд особенностей в своем развитии. Они могут отставать в умственном и эмоциональном развитии от своих сверстников, испытывают трудности в обучении и адаптации в школьной среде. Также могут возникать проблемы с самооценкой и проявлением тревожности.
Как проявляется тревожность у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте?
У детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте тревожность может проявляться различными способами. Они могут быть переживательными, пугливыми, нервными. Они могут испытывать беспокойство перед школьными занятиями, социальными ситуациями, а также иметь страхи и фобии.
Какая связь между тревожностью и самооценкой у младших школьников с задержкой психического развития?
Уровень тревожности у младших школьников с задержкой психического развития может влиять на их самооценку. Они могут испытывать негативные эмоции по отношению к себе, считать себя неспособными и неполноценными из-за своих трудностей в учебе и социальной адаптации. Это может сказаться на их уверенности и мотивации в достижении успехов.
Какие страхи могут быть у младших школьников с задержкой психического развития?
Младшие школьники с задержкой психического развития могут испытывать различные страхи. Они могут бояться неудачи в учебе, социального отвержения, высмеивания. Также у них могут возникать страхи перед определенными предметами или ситуациями, например, темнотой, высотой или громкими звуками.
Какие особенности развития наблюдаются у младших школьников с задержкой психического развития?
Младшие школьники с задержкой психического развития имеют ряд особенностей развития. Например, у них могут быть задержки в развитии речи, интеллекта, памяти и других психических функций. Они также могут испытывать трудности в усвоении учебного материала и социализации с другими детьми. В связи с этим, такие дети нуждаются в особой поддержке и помощи со стороны педагогов и родителей.
Какие проявления тревожности наблюдаются у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте?
У детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте могут наблюдаться различные проявления тревожности. Они могут испытывать беспокойство и страх перед незнакомыми ситуациями или людьми, иметь проблемы с адаптацией к новым условиям или меняться обстановкой. Также у них могут быть тревожные мысли и соматические симптомы, такие как бессонница, учащенное сердцебиение и др.
Как влияет уровень тревожности на самооценку младших школьников с задержкой психического развития?
Уровень тревожности может оказывать негативное влияние на самооценку младших школьников с задержкой психического развития. Они могут испытывать низкую самооценку из-за своих трудностей в учебе или социализации, а также из-за переживаний и беспокойства. Высокий уровень тревожности может усиливать эти негативные ощущения и снижать уверенность в себе у детей.
Какие страхи чаще всего испытывают младшие школьники с задержкой психического развития?
Младшие школьники с задержкой психического развития могут испытывать различные страхи. Они могут бояться темноты, одиночества, незнакомых людей или ситуаций. Они также могут испытывать страх перед тестами и экзаменами, неуспехом или критикой. Эти страхи могут быть связаны с их особенностями развития и низкой самооценкой.