Педагогические особенности обучения взрослых

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 36 36 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 24.02.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты образования взрослых 6
1.1Характеристика личности взрослого в процессе обучения 6
1.2 Краткая характеристика андрогогики как науки 7
1.3 Характеристика подходов к обучению взрослого 9
1.4 Андрогогическая модель обучения 16
Глава 2. Организация эмпирического исследования педагогических особенностей обучения взрослых 18
2.1 Краткая характеристика базы исследования 18
2.2 Организация процедуры исследования 19
2.2.1 Описание методик исследования 20
2.2.2 Анализ полученных результатов 21
2.3 Методические рекомендации по организации обучения взрослых 30
Заключение 35
Литература 36

Фрагмент для ознакомления

Профиль художественного типа (высокие показатель ПВ и ПО)Профиль мыслительного типа (максимальная область значений)Профиль практико мыслительного типа (высокие показатели ДП , ИС, Ан).Поскольку увсех испытуемых показатели по субтестам расположены в границе высших и близких к высшим баллам, мы можем предположить, что они обладают структурой интеллекта мыслительного типа, но у них также сильно практическое начало и художественные задатки. Мы считаем, что такой вариант является благоприятным для педагогов, поскольку помогает им реализовываться в профессиональной деятельности. Таким образом, по группе можно сделать следующие выводы:Показатели объема знаний у группы хорошие. Испытуемые обладают знаниями в разных учебных областях. У них хорошо сформированы мыслительные процессы сравнения и анализа. При выполнении операции ориентир происходит на существенные признаки предметов и явлений. Аналитко-синтетическая деятельность соответствует возрасту. На высоком уровне сформированы операции обобщения. Хорошо развито словесно-логическое мышление, что также является важным для педагога. Уровень операций абстрагирования находится на высоком уровне. Испытуемые хорошо выделяют абстрактные признаки предметов и ориентируются в них. Обладают богатым словарным запасом, что важно для работы педагога словесника. Субтест на решение арифметических задач поначалу вызывал сложности, однако группа быстро включилась в решение. Все участники группы способны устанавливать логические умозаключения, умеют видеть отношения математического характера между отдельными предметами. Также хорошо улавливают наличие закономерности при построении отношений. Теоретические способности к математике сформированы. Хороший уровень развития имеет пространственное мышление. Могут представлять деятельность с предметом в пространстве, пространственные представления сформированы на высоком уровне. У участников группы хорошая кратковременная вербальная память об этом свидетельствуют высокие баллы за соответствующийсубтест.2.3 Методические рекомендации по организации обучения взрослыхАнализ теоретической литературы, а также проведенное исследование подтвердили, что взрослый обучающейся обладает большей мотивацией в обучении и интеллектуальными особенностями, которые определяют успешность в учебной деятельности. Это дало возможность выработать ряд рекомендаций по обучению взрослых:Прежде, чем начинать обучение, должна быть разработана четкая педагогическая технология: (по Беспалько В.П.)1.проектирование учебно-воспитательного процесса;2.определить структуру и содержание не только деятельности обучающего, но и обучающегося;3.определить цели обучения;4.составить целостное представление об учебно-воспитательном процессе;В работе необходимо использовать активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т.5.обеспечить высокую стабильность успехов в обучении практически любого числа учащихся [12].Взрослые хотят учиться, если видят улучшение своей деятельности, следовательно их необходимо снабдить не только знаниями, но и инструментами измерения успешности применения знаний. Условно процесс обучения взрослых можно поделить на 5 этапов [12]. 1.Психолого-андрогогическая диагностика осуществляется совместно обучающим и обучающимся.На данном этапе выясняются особенности обучающихся, их пожелания:.а) образовательные потребности обучающегосяб) определение характера и объема его жизненного опыта- определение обучающим контекста обучения, т.е. понимание условий бытовой,профессиональной, социальной деятельности обучающегося,- определение возможностей использовать жизненный опыт в обучении;в) определение физиологических и психологических особенностей обучающегося;г) определение учебного стиля2. формирование устойчивой мотивации к учебе, через формирование прогностической модели компетентностиобучающегосяМетоды работы: тестирование, анкетирование, собеседование, наблюдение.3.планирование процесса обучения.- определение целей и задач,-формы обучения. Рекомендуется использовать активные формы. -какое участие будут принимать в процессе обе стороны.Алгоритм действий-получение новых знаний, - овладение новым уровнем информации,-приобретение навыков использования информации, -тренировка убеждений и качеств личности,-удовлетворение познавательных интересов); -формирование системы задач, -выделение и определение учебных блоков.-структурирование содержания по модулям, определение и струтурирование практик и экспериментов, -выбор видов, средств, и методов обучения, адекватных достижению конкретных поставленных целей;-определение этапов контроля овладения программой обучения;-определение критериев оцениванияРезультат этапа – заключение учебного контракта с обучающимся, в котором конкретно указаныцели обучения, средства обучения, сроки обучения, способы проверки уровня усвоения учебного материала.Создание условий для реализации процесса обучения Физические условия обучения:Подбор помещения, расположение мебели. Психологические условия обучения:Учебно-методические условия обучения заключаются в подборе и создании учебно-методических материаловПринципы создания учебных материалов для обучения взрослых:-ориентация на самостоятельное;-ориентация на разноуровневое освоение материала:-рекомендация форм и методов, -постановка контрольных вопросов к теме. Реализация процесса обучения:Обучающий:- Помогает в организации т взаимодействия всех участников (элементов) процесса обучения ;- диагностирует готовность учащихся;-определяет образовательные задачи для каждого занятия;-создает учебные ситуации и нтереса;-корректирует процесс.Рекомендуются формы обучения?1) опытные практические действия;2)обсуждения на сцене;«круглые столы», дискуссии3) проектные работы;4) коллективные формы работы (работа в группах, проектных коллективах и т.д.); Можно использовать следующие формы организации учебных занятий: лекция, диалог,дискуссия, интервью, , обсуждение на сцене, групповое интервью, симпозиум , коллоквиум, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, критический анализ, выставки, экскурсии, демонстрации, упражнения.Эфективно использование технических средств обучения Оценивание процесса обучения1. –определение реального уровня овладения учебным материалом, усвоенного и неусвоенного.определение неусвоенных частей (разделов) учебного материала.2. – определение дальней шей стратегии обучения 3. -оценка качества используемых методов. 4 – отслеживание и диагностика изменений личности.Коррекция процесса обучения.Внесение необходимых изменений. Результат этапа – внесение коррективов в организацию процесса обучения является уточненная программа обучения (либо учебный план, учебный контракт).Выводы по второй главе: Таким образом, по результатам выполнения эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы:Интеллектуальные особенности взрослых обучающихся можно исследовать при помощи специальных методик. Нами была выбрана методика «тест Амтхауэра». Это достаточно широкая по диапазону исследуемых психических функций методика, которая позволяет оценить сформированность вербального и невербального типов интеллекта.В качестве испытуемых выступала группа педагогов, проходяших курсы повышение квалификации. Показатели, полученные испытуемыми по результатам выполнения теста, свидетельствуют о высоком уровне всех мыслительных операций. Анализ результатов документов успеваемости показал, что 80% группы успевает на отлично, 20% - на хорошо и отлично. Что свидетельствует о высокой заинтересованности учащихся в повышении квалификации. Выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась: обучаемые взрослые имеют высокую заинтересованность в обучении, а также обладают специфическими мыслительными способностями, что проявляется в хорошем развитии интеллекта и общей мыслительной направленностью профиля.Исследуемые особенности позволили сформулировать рекомендации к процессу обучения взрослого, спроектировать технологию работы с ним. ЗаключениеПроведенная нами работа показала следующее. В настоящее время необходимость непрерывного обучения является требованием времени. Образование взрослых реализуется в рамках особой науки андрогогики. Это достаточно молодая наука, которая сформировалась в рамках педагогики, но сейчас развивается параллельно, поскольку работа над образованием взрослых имеет свои особенности.Андрогогика опирается на возрастные психо-физиологические характеристики этапа взрослости в эволюции человека и на особенности усвоения им знаний.Анализ литературы показал, что взрослым присуща большая направленность на образовательный процесс, большая заинтересованность в нем, поскольку у них имеется четкая мотивация необходимости улучшения своей практической деятельности. Такая направленность реализуется в особенностях психологических характеристик человека. С цельюподтверждения теоретических данных нами было произведено психолого-педагогическое исследование группы из 20 взрослых обучающихся, которое показало, что для них действительно характерны определенные интеллектуальные черты, высокий уровень интеллекта и хорошие отметки в ходе повышения квалификации, что свидетельствует о заинтересованном отношении взрослых к своему образованию. Все обучающиеся имеют высокий уровень мыслительного профиля.Результаты, полученные в ходе работы, позволили нам сформулировать теоретические рекомендации по построению образовательного процесса для взрослых обучающихся, который имеет ряд отличий от аналогичного в педагогике.Прежде всего, в том, что предполагает тщательную диагностику знаний, определение желаемой тематики работы с учащимися, активной позицией обучающегося, использованием активных методов, оцениванием и другими параметрами.Мы предполагаем, что наша работа может оказать теоретическую пользу при реализации такого образовательного процесса. Литература1.Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. – Изд-во : МПСИ, МОДЭК, 2005. – 432 с.2.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 361с.3. . Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977. 297с.3.Бим-Бад Б.Н., Змеев С.И. Открытые проблемы открытого обучения // Вестник высшей школы. 1991. № 10. С. 664.Васягина Н. Н. Обучение взрослых : опыт и перспективы / Н. Н. Васягина // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 2. – С. 9–12.5.Васшъкова, Т. А. Основы андрагогики: Учеб.пособие. М.: КНОРУС, 2009.-256 с.6.Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М., 1987, с. 36-617.Вербицкий, A.A., Чернявская А.Г. Менеджер в роли учителя: материалы к курсу «Психология и педагогика. 3-е изд., стер. -Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.-102 с.8.Веймарская декларация непрерывного образования // Новые знания. 1998. № 1.С. 3-99.Гомезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: пед. общество России, Издательский дом "Ноосфера", 1999. С. 81-8610.Громкова М. «Андрагогика на службе кадровика»., журнал «Служба кадров, № 3, 200211.Евгения Полякова, статья «Надо ли учиться после тридцати?» с Интернет-сайта http://www.become.ru/articles/612.Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.» №4, 2003 г.13.Змеев С.И. Андрагогика: становление и пути развития// Педагогика. 1995. № 2. С. 13614.Змеев С.И. Основы андрагогики. М.: Флинта: Наука, 1999. С. 6715.Кавтарадзе Э.А. Личность в условиях общественного кризиса. Дисс.канд.филос.наук. М., 1998. С.9316.Капитанская, А.К Особенности образования взрослых // Вопросы интернет образования. 2005. - №30.17.Константинов, С.А., Луговцева, Б.Ч., Евдокимова, Л.П. и др. Социальная и профессиональная мобильность на рынке труда: Методическое пособие. Саратов: ПМУЦ, 2002. - 49 с.18.Неформальное образование взрослых: Проблемы экономики и управления. СПб., 1998. 226 с.19.Коростелёва, И.С., Ротенберг, B.C. Поисковая активность и проблема обучения и воспитания // Вопросы психологии. 1988. -№6.-С. 60-70.20.Краснова, О.В., Лидере, А.Г. Социальная психология старения. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2002.-288 с.21.Кулюткин Ю. Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – Москва : Педагогика, 1971. – 112 с22.Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых : автореферат диссертации… доктора психологических наук / Ю. Н. Кулюткин. – Ленинград, 1971. – 42 с.23.Кон И.С. Социологическая психология: Московский психологический институт. Воронеж: Изд-во НПО "Модэк", 1999. С.3524.Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации / Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е.Ф. Рыбалко, JI.A. Корыстылевой. Вып. 4. СПб., 2000. С. 155-15925.Кукуев А.И. Андрагогический подход в педагогике. - Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.26.Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. № 2. С. 1227.Мартынюк И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи: Опыт прикладного исследования. К., 1993. С. 2628.Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А.Колесникова, А.Е.Марон, Е.П.Тонконогая и др.; Под редИ.А.Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.78.29.Рабочая книга андрагога. / Под ред. С.Г. Вершловского. СПб., 1998.318 с.30.Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Л., 1981. С. 3431.Соколов, A.A. Роль обучения эффективному поведению в становлении личности (с позиции ученика) // Психология здоровья: психологическое благополучие личности: материалы межвузовской научно-практической конференции. — М.: Изд-во УРАО, 2005.-С. 187-188.

Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. – Изд-во : МПСИ, МОДЭК, 2005. – 432 с.
2.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 361с.3. . Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977. 297с.
3.Бим-Бад Б.Н., Змеев С.И. Открытые проблемы открытого обучения // Вестник высшей школы. 1991. № 10. С. 66
4.Васягина Н. Н. Обучение взрослых : опыт и перспективы / Н. Н. Васягина // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 2. – С. 9–12.
5.Васшъкова, Т. А. Основы андрагогики: Учеб.пособие. М.: КНОРУС, 2009.-256 с.
6.Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М., 1987, с. 36-61
7.Вербицкий, A.A., Чернявская А.Г. Менеджер в роли учителя: материалы к курсу «Психология и педагогика. 3-е изд., стер. -Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.-102 с.
8.Веймарская декларация непрерывного образования // Новые знания. 1998. № 1.С. 3-9
9.Гомезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: пед. общество России, Издательский дом "Ноосфера", 1999. С. 81-86
10.Громкова М. «Андрагогика на службе кадровика»., журнал «Служба кадров, № 3, 2002
11.Евгения Полякова, статья «Надо ли учиться после тридцати?» с Интернет-сайта http://www.become.ru/articles/6
12.Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.» №4, 2003 г.
13.Змеев С.И. Андрагогика: становление и пути развития// Педагогика. 1995. № 2. С. 136
14.Змеев С.И. Основы андрагогики. М.: Флинта: Наука, 1999. С. 67
15.Кавтарадзе Э.А. Личность в условиях общественного кризиса. Дисс.канд.филос.наук. М., 1998. С.93
16.Капитанская, А.К Особенности образования взрослых // Вопросы интернет образования. 2005. - №30.
17.Константинов, С.А., Луговцева, Б.Ч., Евдокимова, Л.П. и др. Социальная и профессиональная мобильность на рынке труда: Методическое пособие. Саратов: ПМУЦ, 2002. - 49 с.
18.Неформальное образование взрослых: Проблемы экономики и управления. СПб., 1998. 226 с.
19.Коростелёва, И.С., Ротенберг, B.C. Поисковая активность и проблема обучения и воспитания // Вопросы психологии. 1988. -№6.-С. 60-70.
20.Краснова, О.В., Лидере, А.Г. Социальная психология старения. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2002.-288 с.
21.Кулюткин Ю. Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – Москва : Педагогика, 1971. – 112 с
22.Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых : автореферат диссертации… доктора психологических наук / Ю. Н. Кулюткин. – Ленинград, 1971. – 42 с.
23.Кон И.С. Социологическая психология: Московский психологический институт. Воронеж: Изд-во НПО "Модэк", 1999. С.35
24.Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации / Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е.Ф. Рыбалко, JI.A. Корыстылевой. Вып. 4. СПб., 2000. С. 155-159
25.Кукуев А.И. Андрагогический подход в педагогике. - Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.
26.Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. № 2. С. 12
27.Мартынюк И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи: Опыт прикладного исследования. К., 1993. С. 26
28.Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А.Колесникова, А.Е.Марон, Е.П.Тонконогая и др.; Под редИ.А.Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.78.
29.Рабочая книга андрагога. / Под ред. С.Г. Вершловского. СПб., 1998.318 с.
30.Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Л., 1981. С. 34
31.Соколов, A.A. Роль обучения эффективному поведению в становлении личности (с позиции ученика) // Психология здоровья: психологическое благополучие личности: материалы межвузовской научно-практической конференции. — М.: Изд-во УРАО, 2005.-С. 187-188.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет образование взрослых?

Образование взрослых имеет ряд особенностей, среди которых следующие: взрослые студенты обладают большим жизненным и профессиональным опытом, они мотивированы и целенаправленны в своих учебных целях, имеют свои предпочтения и потребности в обучении, проявляют самостоятельность и ответственность. Педагогический процесс для взрослых должен быть организован таким образом, чтобы учитывать эти особенности.

Что такое андрогогика?

Андрогогика - это научная дисциплина, которая изучает процесс обучения и воспитания взрослых. Она исследует особенности, принципы и методы обучения, которые эффективны для взрослых студентов. Андрогогика учитывает психологические и социальные особенности взрослых, исходя из этого разрабатывает специальные подходы к их обучению.

Чем отличается андрогогическая модель обучения от других подходов?

Андрогогическая модель обучения отличается от других подходов тем, что она полностью ориентирована на взрослых студентов. Она предлагает учитывать их жизненный опыт, интересы, потребности и мотивацию. Андрогогическая модель обучения акцентирует внимание на самообразовании и саморазвитии взрослых, а также на повышении их активности и самостоятельности в учебном процессе.

Какие особенности имеет обучение взрослых?

Взрослые обучаются более осознанно и целенаправленно, их мотивация обучения сильно зависит от личных потребностей и интересов. Они имеют большой жизненный и профессиональный опыт, который можно использовать в процессе обучения. Взрослые стараются применять полученные знания в практике и ожидают конкретных результатов от обучения.

Что такое андрогогика?

Андрогогика - это наука, изучающая особенности обучения взрослых. Она направлена на разработку и применение стратегий, методов и технологий обучения, учитывающих специфику взрослой аудитории. Андрогогика акцентирует внимание на учете опыта, потребностей, интересов и мотивации взрослых студентов.

Какие подходы к обучению взрослых существуют?

Существует несколько подходов к обучению взрослых. Некоторые из них основаны на активном вовлечении студентов в процесс обучения, включая обсуждения, групповые проекты и практические задания. Другие подходы фокусируются на индивидуальных потребностях и интересах студентов, позволяя им выбирать определенные курсы и модули обучения.

Что представляет собой андрогогическая модель обучения?

Андрогогическая модель обучения основана на учете специфических потребностей и интересов взрослой аудитории. Она предполагает повышенную самостоятельность и инициативность студентов, а также активное использование их жизненного и профессионального опыта в процессе обучения. В андрогогической модели приоритет отдается практическим заданиям и применению знаний в реальных ситуациях.

Какие особенности исследования педагогических особенностей обучения взрослых?

Для исследования педагогических особенностей обучения взрослых была использована специально подобранная база, содержащая данные о методах и технологиях обучения, применяемых для обучения взрослой аудитории. Проведение исследования включало организацию процедуры, направленной на изучение эмпирических данных и анализ полученных результатов.

Какие особенности характеризуют личность взрослого в процессе обучения?

Взрослые обладают определенными особенностями, которые влияют на процесс обучения. Они обычно имеют более широкий жизненный опыт, которым можно эффективно пользоваться при изучении новых знаний. Взрослые также часто осознают свои потребности в обучении и принимают активное участие в процессе обучения. Более того, взрослые могут иметь конкретные цели и мотивации для обучения, что также влияет на их особенности в процессе обучения.