Титул «великий государь» как причина конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 08.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Аболонин В.О. Судебная медиация: теория и практика.-М.: Инфотропик-Медиа, 2014.-408с
2. Азарнова А.Н. Медиация: искусство примирять.-М.: Инфотропик-Медиа, 2015.-288с
3. Аллахвердова О.В. Медиация – переговоры с участием посредника.-СПб.: Роза мира, 2007.
Еще больше возросла политическая роль церкви при патриархе Филарете, являющимся отцом царя Михаила.Как раз патриарх Никон и желал возродить соотношение светской и церковной властей, существовавшее при Филарете. По его мнению, духовенство выше царства, потому представляет самогоТворца, а светская власть - от Бога. Он считал нужным активно вмешиваться в светские дела.Никон,будучи архиепископом Новгородским, был избран на патриарший престол в 1652 г. Он сумел во время народного бунта доказать свои исключительные административные способности. Никон организовывал помощь больным и голодающим, а также придал делам епархии благовидный вид. Если при его предшественниках Иоасафе I (1634-40) и Иосифе (1642-62) между Церковью и государством царил мир, то при Никоне, открыто утверждающим, о приоритетедуховногонад светским, столкновение стало неизбежным.С момента принятия патриаршего титула патриарх Никон очень активно принимал участие в государственныхделах, носил титул Великого Государя, и царь ничего не могсделать, перед этим не посоветовавшись с ним. Когда начались походы против Литвы,Алексей Михайловичдоверил патриарху управление государством. Обладая довольно крутым нравом и резкими мерами,Никону в короткий срок удалось восстановить против себя какзакоренелых консерваторов, так и реформаторов. Он вступил в открытый конфликт с боярством, которое не хотело считаться с его авторитетом по поводу гражданских дел [5]. Патриарх Никон решил продолжить реформы, начатые до него, но вводил ихдовольно резко и с нетерпимостью по отношению к каждому, кто с ними не соглашался. Многие исправления в богослужебных книгах были уже признаны всеми, но новый патриарх, явно предпочитал греческие рукописи, чем восстановил против себя справщиков, являющихся защитниками чистоты православного христианства.После возращения царя из похода бояре все больше стали обращать его внимание на самоуправство Никона и на тот титул, какой он себе присвоил. Ведь царь является самодержцем, что установлено испокон веков предками, а патриарх присвоил себе титул государя иназывается «великим государем», принимая решения независимо и не обсуждая их с царем, как будтолишь он царствует.Постепенно Алексей Михайлович стал чувствовать, что тяготиться патриаршей властью. И в 1658 г. между ними вспыхивает конфликт. Царь требует от Никона, чтобы он больше не называл себя великим государем. А Никон, в свою очередь,отвечает тем, что не хочет быть патриархом «на Москве» и уезжаетвВоскресенскийНовоиерусалимский монастырь, который находитсявозле реки Истра. Тем самым, ондумал заставить царя уступить, но он ошибался. Алексей Михайлович, наоборот,потребовал от патриарха сложить свои полномочия, чтобы потом избрать нового главу церкви. Никон дал ответ, что не желал отказываться от патриаршего сана, а не хотел быть патриархом только«на Москве».Никто не мог отстранить патриарха, и даже царь и церковный собор. Лишь в 1666 г. в столице состоялся церковный собор,в котором участвовали два вселенских патриарха - антиохийский и александрийский. Собор встал на сторону царя и лишил Никона патриаршего сана. А его самого заключили в монастырскую тюрьму, где он и скончался в 1681 г.Разрешение Никонова дела в пользу светской власти значило, что церковь больше не могла вмешиваться в государственные дела. Постепенно церковь начала подчинятся государству, который завершился при ПетреПервомполной ликвидацией патриаршества, созданием Святейшего Синода,который возглавил светский чиновник и превращением РПЦ в государственную церковь [8].ЗаключениеЦелью работы стало рассмотрение титула «великий государь» как причины конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:1. Проанализировать учение патриархаНикона о титуле «великий государь».2. Проанализировать учение царя Алексея Михайловича о титуле «великий государь».3. Изучить особенности конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.Таким образом, в работе было проанализированы учения патриархаНикона и царя Алексея Михайловича о титуле «великий государь» и изучены особенности конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем и сформулированы следующие выводы:1. Патриарх Никон придерживался точки зрения о превосходстве духовной власти надгосударственной, т.к. является заместителем самого Христа. Он стремился возродить соотношение светской и церковной властей, существовавшее при Филарете.2. К XVII веку, когда начал царствовать Алексей Михайлович идея «Москва - третий Рим» окончательно приобретает собственное политическое значение и превращается в официальную геополитическую правительственную доктрину. Россия рассматривается как законный покровитель и защитник всех приверженцев православного вероучения.3. Конфликт между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем привел к тому, что первого лишили патриаршего сана и заточили в монастырскую тюрьму. Тем самым, Алексей Михайлович хотел показать, что отныне православная церковь должна подчиняться царской власти.Список использованных источниковВоробьева Н.В. Историко–канонические и богословские воззрения. Патриарха Никона. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - № 2, 2009. - С. 238-259.Дорошенко С.М. Патриарх Никон: духовный свет сквозь века (духовная власть как духовная опора на все времена). // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - № 1-2(42-43), 2008. - С. 4-41.Дьяченко Г.В. Идея «Москва — Третий Рим» и её влияние на русскую государственность. [Электронный ресурс] URL: http://vadiml.livejournal.com/3252.htmlЗызыкин Н.В., Шмидт В.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - № 1-2(42-43), 2008. - С. 41-58. Пресняков А. Е. Российские самодержцы (книга исторических очерков) - М.: Книга, 1990. - 464 с.Стремоухов Д. Москва - Третий Рим: источник доктрины. //Из истории русской культуры. Т.II. Кн.1. Киевская и Московская Русь. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - с. 425-441.Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. – М.: Индрик, 1998 – 416 с. Фортунатов В.В. Всемирная история в лицах. Спб.: Питер, 2013. – 592 с.
1. Воробьева Н.В. Историко–канонические и богословские воззрения. Патриарха Никона. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - № 2, 2009. - С. 238-259.
2. Дорошенко С.М. Патриарх Никон: духовный свет сквозь века (духовная власть как духовная опора на все времена). // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - № 1-2(42-43), 2008. - С. 4-41.
3. Дьяченко Г.В. Идея «Москва — Третий Рим» и её влияние на русскую государственность. [Электронный ресурс] URL: http://vadiml.livejournal.com/3252.html
4. Зызыкин Н.В., Шмидт В.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - № 1-2(42-43), 2008. - С. 41-58.
5. Пресняков А. Е. Российские самодержцы (книга исторических очерков) - М.: Книга, 1990. - 464 с.
6. Стремоухов Д. Москва - Третий Рим: источник доктрины. // Из истории русской культуры. Т.II. Кн.1. Киевская и Московская Русь. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - с. 425-441.
7. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. – М.: Индрик, 1998 – 416 с.
8. Фортунатов В.В. Всемирная история в лицах. Спб.: Питер, 2013. – 592 с.
Вопрос-ответ:
Почему титул великого государя стал причиной конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем?
Титул великого государя был спорным вопросом, так как патриарх Никон считал, что царь Алексей Михайлович не имеет права носить этот титул. Патриарх желал возродить его, чтобы увеличить политическую роль церкви. Это вызвало недовольство и протесты со стороны царя и его сторонников.
Какая роль играл церковный титул великого государя в конфликте между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем?
Церковный титул великого государя был символом уникального статуса и власти, который царь Алексей Михайлович решил присвоить себе. Патриарх Никон считал, что этот титул принадлежит только ему и это было одной из основных причин конфликта между ним и царем.
Чем вызван конфликт между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, связанный с титулом великого государя?
Конфликт между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем был вызван различными мнениями и амбициями относительно титула великого государя. Патриарх считал, что этот титул принадлежит только ему, в то время как царь Алексей Михайлович стремился утвердить свою власть и авторитет, присваивая себе этот титул.
Какую роль сыграл титул великого государя в конфликте между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем?
Титул великого государя стал причиной конфликта, так как патриарх Никон считал, что он имеет исключительное право носить этот титул и контролировать царя. Царь Алексей Михайлович, в свою очередь, стремился утвердить свою независимость и власть, присваивая себе этот титул.
Какая роль титула великого государя была в конфликте между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем?
Титул великого государя был одной из основных причин конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Патриарх Никон стремился изменить титул царя, чтобы подчеркнуть сакральность и сверхъестественность его власти. Однако царь Алексей Михайлович не желал отказываться от привычного титула, что послужило искрой для возникновения конфликта.
Какова роль патриарха Филарета в политической жизни России?
При патриархе Филарете политическая роль церкви в России значительно возросла. Он был отцом царя Михаила, что давало ему большое влияние на политические решения. Патриарх Никон, желая восстановить церковную власть, сопротивлялся политическому влиянию церкви и попыткам патриарха Филарета укрепить свою позицию.
Какие книги рекомендуются по медиации?
Рекомендуется книга "Судебная медиация: теория и практика" автора В.О. Аболонин. В ней рассматриваются основные принципы и техники медиации, а также представлены практические примеры. Также можно обратить внимание на книгу "Медиация: искусство примирять" А.Н. Азарновой, которая охватывает широкий круг тем, связанных с медиацией.
Какие книги рекомендуются по переговорам с участием посредника?
Одной из рекомендуемых книг по переговорам с участием посредника является "Медиация: переговоры с участием посредника" автора О.В. Аллахвердовой. В ней рассматриваются теоретические и практические аспекты проведения переговоров с посредником. Также полезной может быть книга "Судебная медиация: теория и практика" автора В.О. Аболонина, где также затрагиваются вопросы переговоров с участием посредника.
Какая была причина конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем?
Основной причиной конфликта был спор о титуле великого государя. Царь Алексей Михайлович хотел признать себя единственным владыкой Русской православной церкви, но патриарх Никон стоял на защите своего титула и пытался возродить его политическую роль во время правления царя Михаила.
Какую роль играл патриарх Филарет при царе Михаиле?
При патриархе Филарете церковь стала иметь еще большую политическую роль, так как Филарет был отцом царя Михаила. Это вызывало недовольство у патриарха Никона, который хотел вернуть церкви свою независимость и возвращение потерянного титула великого государя.
Каким образом патриарх Никон пытался возродить свой титул великого государя?
Патриарх Никон предпринимал меры для возрождения своего титула великого государя, в том числе путем пересмотра православного канона и изменений в богослужебных книгах. Он также стремился устранить все напоминания о бывшей политической роли церкви, чтобы она стала полностью одухотворенной.