Влияние характера педагогического общения на психическое развитие детей.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 20.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Особенности взаимодействия ученика и учителя в педагогическом процессе 5
1.1 Сущность процесса обучения и взаимодействия 5
1.2 Харктер педагогического общения 9
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния педагогического общения на школьников 16
2.1. Программа эмпирического исследования 16
2.2. Результаты исследования 18
2.3. Интерпретация результатов исследования 25
2.4. Психологические рекомендации по формированию стиля педагогического общения, способствующее психологическому развитию школьников 28
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36
Эти мотивы характеризуются тем, что овладениесодержанием учебного предмета не является целью учения, а выступаетсредством достижения других целей. Это может быть получение хорошейоценки, подчинение требованиям учителя или родителей, получениепохвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, какправило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживаетбессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденныйхарактер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым.Меньшая часть учащихся имеют внутренние мотивы (40%), которые включают в себя эмоциональный мотив (31%) и мотив долга (11%), характеризующиеся проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.. Интерпретация результатов исследованияВ результате проведенного анализа данных мы выявили, что общая мотивация младших школьников выше при демократическом стиле общения, чем при авторитарном и либеральном стиле общения.Для исследования достоверности исследуемых различий мотивации младших школьников разных классов, мы использовали Н - критерий Крускала-Уоллиса.Рассмотрим различия между стилями общения учителей и средним значением мотивации младших школьников.Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01, *** - p < 0,001.Рис. 2 Мотивация младших школьников и стиль общения учителейКак мы видим из данных рисунка, общий уровень мотивации выше при демократическом стиле общения – 3,45 (при p < 0,05), при авторитарном стиле средний уровень мотивации – 3,4 (при p < 0,05) и самый низкий уровень мотивации – у либерального стиля 3,24 (при p < 0,05).Таким образом можно утверждать, что демократический стиль общения учителя предполагает уровень мотивации выше, чем у других учителей. Однако, стоит учитывать, что многие факторы влияют на уровень мотивации младших школьников, и так как результаты мотивации в разных классах не сильно разняться, то можно сказать, что стиль общения влияет на доминирование различных видов мотивации, данные анализа достоверности результатов по каждому компоненту учебной мотивации представим на рисунке 3.Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01, *** - p < 0,001.Рис. 3 Взаимосвязь стиля общения учителя и мотивов учебной деятельности младших школьниковИз результата анализа данных достоверно известно, что при авторитарном стиле общения в мотивах обучения младших школьников выше мотив родительского одобрения (4,9 при p < 0,05) и учителя (4,3 при p < 0,05 ), а также познавательный мотив (4,2 при p < 0,05), для демократического стиля общения чаще в мотивации обучения младших школьников присутствуют познавательный (4,2 при p < 0,05), прагматичный (5,6 при p < 0,05) и мотив долга (4,5 при p < 0,05), для либерального стиля более характерным является познавательный (4,9 при p < 0,05, прагматичный (5,1 при p < 0,05) и мотив долга (4 при p < 0,05).Таким образом, мы видим различия по структуре мотивов различных стилей общения при демократическом и либеральном стиле общения у детей формируется прагматический мотив обучения, а при авторитарном стиле общения чаще основным мотивом выступает мотив одобрения учителем или родителями как мы видим из результатов исследования.2.4. Психологические рекомендации по формированию стиля педагогического общения, способствующее психологическому развитию школьниковПроблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается чувство, что искусство общения - это дар, которым владеют только некоторые. Всех остальных - необходимо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, воспринимать, не манипулировать и не использовать давления к партнеру по общению, а пытаться ему раскрыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что чрезвычайно непросто. " Педагогика сотрудничества " и " толерантность " — те понятия, без которых невозможны какие- либо преображения в современной школе. Толерантность — это функциональная нравственная позиция и психологическая подготовленность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для положительного взаимодействия с людьми другой культурной, государственной, религиозной или социальной среды [5, 89]. Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений - способствовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и. умению вступать в разговор, совместно с другими искать правду и докладывать о итогах собственных поисков в форме, понятной любому, кто в этой правде нуждается. Толерантность являет собой новую базу педагогического общения учителя и воспитанника, суть которого объединяется к таким принципам обучения, которые формируют рациональные условия для формирования у обучающихся культуры плюсы, самовыражения личности, исключают причина страха неверного ответа. Для начальной школы проблема обучения толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает накладываться взаимодействие между детьми, пришедшими из различных микросоциумов, с различным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе нужно свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некоторой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Наиболее подходящей для формирования толерантности, на наш взор, является коллективная творческая активность с общественно весомым значением, когда расширяются ее границы и учащиеся могут выразить родное личностное известие к наиболее широкому кружку людей, сверстников. Для этой цели могут быть применены все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на создание нравственных взаимоотношений между людьми. Особую злободневность проблема обучения толерантности получает в критериях многонациональных обществ, где обучаются дети из семей самых различных национальностей. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики часто придают оценивающий оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, обычаев прикладывают установленный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В данных условиях при организации внеклассной и внешкольной работы очень нужно сближать интересы учащихся разных национальностей [13, 68]. При правильной организации коллективная творческая активность позволяет увлечь детей общим занятием, сбросить имеющуюся межличностную интенсивность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их фаворитные стороны, указывает достоинства и проблемы школьников, учит детей выискать компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности сформировывает умения доброжелательно давать оценки, высказывать представления о действиях других людей. Коллективная творческая активность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом получают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с преподавателем, своими сверстниками, старшими и младшими. С данной целью педагогу нужно регулировать дела между детьми, их общение, совокупные действия. Важно обеспечить психологическую огражденность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого нужно: при формировании микрогрупп учесть психологические индивидуальности, межличностные дела учащихся, их сопоставимость, дееспособность и подготовленность к независимости собственной позиции; гарантировать реализацию личности каждого, предложение его достоинства,приобретение успеха, признание друзьями; формировать особые ситуации, дозволяющие любому школьнику выразить самостоятельность собственных суждений, уважительное известие к понятию остальных; воспринимать самостоятельные решения;не дозволять угнетения, ущемления собственного плюсы одних деток иными;с целью развития контактов и обогащения эксперимента общения применять разные методы формирования микрогруппы;достигать самокритичности и объективности детей, применяя самомнение и взаимооценку, умение уважительно высказывать мировоззрение о поведении и действиях других; при разборе результатов общей работы особенное внимание направлять на оценку взаимоотношений детей, комфортность всякого в групповой работе, представить значимость действий каждого в достижении общих итогов.Важно, чтоб педагог собственным примером демонстрировал, как нужно относиться к суждениям других, говорить и выслушивать других, уважительно отстаивать свою точку зрения.ЗаключениеВ наше время появляется много исследований по изучению характера педагогического общения и его влияния на психическое развитие школьника. Как мы выяснили, в ходе теоретического исследования многие исследователи выделяют несколько стилей педагогического общения: авторитарный, демократический и либерально-попустительский стиль.Авторитарный стиль характеризуется неравноправными отношениями, здесь ученик рассматривается как объект воздействия, он характеризуется жестким контролем со стороны учителя. Как показывали различные исследования, при таком стиле общения ученики часто не уважают учителя. Как мы увидели из нашего эмпирического исследования, при таком стиле общения уровень мотивации школьников к учебной деятельности достаточно низкий, что не может быть успешным условием их психического развития.Еще один стиль общения – демократический. Он противоположен предыдущему, здесь ученик рассматривается как равноправный член процесса обучения в процессе освоения знаний. Как отмечают различные исследователи, в таком случае ученики не бояться, а уважают учителя. В своем исследовании мы доказали, что при данном стиле общения у детей формируется внутренняя мотивация к обучению, которая является основой для успешного психологического развития школьника.Последним стилем общения, который традиционно выделяют различные исследователи - является либеральный. Он характеризуется бессистемностью образовательного процесса, нерешительностью, колебаниями, конфликтами и т.д. при данном стиле ученики и не боятся, и не уважают учителя. Как мы отмечаем – уровень мотивации при таком стиле – низкий, что не способствует обучению и психическому развитию школьников.Стоит отметить, что мотивация к обучению показывает уровень психологического развития школьников, ведь внешняя мотивация направлена не на психическое всестороннее развитие, а на получение выгоды или положительной оценки и лишь внутренняя мотивация позволяет заинтересовать ребенка, школьник сам интересуется, узнает, развивается – это самые идеальные условия для успешного развития личности.Эмпирическое исследование, проведенное нами, было направлено на изучение взаимосвязи стиля педагогического общения на учебную мотивацию младших школьников. Как мы выяснили из результатов исследования, наибольшие трудности в мотивации учеников имеют учителя, использующие авторитарный и либеральный стиль общения.Эффективным стилем педагогической деятельности является такой стиль, с помощью которого учитель постоянно находит оптимальные сочетания в способе стимуляции, переориентации и мобилизации учащихся, гибко разрешая педагогическую ситуацию в достижении конечных учебных и воспитательных целей.Список литературыАбрамова, Г.С. Практическая психология: учеб. пособие для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. - Изд 6-е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2010. — 480 с.Алехин, И. А. Психология и педагогика / И. А. Алехин, А. И. Пустозеров. —М., 2008. — 180 с.Аминов, Н.А. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы / Н.А. Аминов // Вопр. психологии. 1997. №2. – С. 45-48.Беличева, С. Основы превентивной психологии / С. Беличева. — М.: Ред.-изд. центр консорциума «Соц. здоровье России», 1994. — 221 с.Белухин, H. А.Личностно-ориентированная педагогика / Н. А. Белухин. — М.: МПСИ, 2005. – 328 с.Берлов, В. И.Психологический словарь: реалистическое миропонимание / В. И. Берлов. — Краснодар, 2001. — 288 с.Бодалев, А. А.Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. — М., 1982. – 285 с.Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. — М.: Академия, 2010. – 238 с.Вяткин, Б.А. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя / Б.А. Вяткин, Т.М. Хрусталева // Вопр. психологии. 1994. №4. – С. 45-48.Головаха, Е.Психология человеческого взаимопонимания / Е. Головаха, Н. Панина. — Киев, 1989. — 189 с.Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. М.: Прометей, 2008. – 352 с.Губин, А. В. Общение в нашей жизни / А. В. Губин, Ю. В. Чуфаровский. — М., 1993. – 43 с.Зимняя, И. А.Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 326 с.Знаменская, О.А. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников / О.А. Знаменская, О.С. Островерх, Л.А. Рябинина, Б.И. Хасан // Вопросы образования. - 2009. - № 3.- С. 53-74.Кан-Калик, В. А.Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987 — 190 с.Климов, Е. А.Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий: тексты / Е. А. Климов; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М. : Изд-во МГУ, 2008. – 213 с.Маркова, А. К.Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопр. психологии. 1987. №5. – С. 34-39.Приложение
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учеб. пособие для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. - Изд 6-е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2010. — 480 с.
2. Алехин, И. А. Психология и педагогика / И. А. Алехин, А. И. Пустозеров. —М., 2008. — 180 с.
3. Аминов, Н.А. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы / Н.А. Аминов // Вопр. психологии. 1997. №2. – С. 45-48.
4. Беличева, С. Основы превентивной психологии / С. Беличева. — М.: Ред.-изд. центр консорциума «Соц. здоровье России», 1994. — 221 с.
5. Белухин, H. А. Личностно-ориентированная педагогика / Н. А. Белухин. — М.: МПСИ, 2005. – 328 с.
6. Берлов, В. И. Психологический словарь: реалистическое миропонимание / В. И. Берлов. — Краснодар, 2001. — 288 с.
7. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. — М., 1982. – 285 с.
8. Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. — М.: Академия, 2010. – 238 с.
9. Вяткин, Б.А. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя / Б.А. Вяткин, Т.М. Хрусталева // Вопр. психологии. 1994. №4. – С. 45-48.
10. Головаха, Е. Психология человеческого взаимопонимания / Е. Головаха, Н. Панина. — Киев, 1989. — 189 с.
11. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. М.: Прометей, 2008. – 352 с.
12. Губин, А. В. Общение в нашей жизни / А. В. Губин, Ю. В. Чуфаровский. — М., 1993. – 43 с.
13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 326 с.
14. Знаменская, О.А. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников / О.А. Знаменская, О.С. Островерх, Л.А. Рябинина, Б.И. Хасан // Вопросы образования. - 2009. - № 3.- С. 53-74.
15. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987 — 190 с.
16. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий: тексты / Е. А. Климов; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М. : Изд-во МГУ, 2008. – 213 с.
17. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
18. Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопр. психологии. 1987. №5. – С. 34-39.
Вопрос-ответ:
Какие особенности есть у взаимодействия ученика и учителя в педагогическом процессе?
Взаимодействие ученика и учителя в педагогическом процессе имеет свои особенности. К примеру, ученик воспринимает информацию от учителя, а учитель ставит задачи для ученика и оценивает его успехи. Важно, чтобы взаимодействие было конструктивным и способствовало развитию ребенка.
Какой характер может иметь педагогическое общение?
Характер педагогического общения может быть различным. В некоторых случаях учитель может быть строгим и авторитарным, а в других - демократичным и поддерживающим. Это влияет на психическое развитие детей, так как разные типы общения оказывают разное воздействие на формирование их личности.
Какие результаты были получены в исследовании влияния педагогического общения на школьников?
В результате исследования было выявлено, что педагогическое общение имеет значительное влияние на психическое развитие школьников. Дети, у которых было конструктивное, демократичное общение с учителями, демонстрировали лучшие результаты в учебе и общении с окружающими.
Какие психологические рекомендации могут быть даны на основе результатов исследования?
На основе результатов исследования можно дать следующие психологические рекомендации: учителям следует стремиться к конструктивному, демократичному общению с учениками; необходимо обратить внимание на коммуникативные навыки учителей и их способность эмпатии; следует обеспечить равные возможности для всех учеников и поддерживать позитивный климат в классе.
Какое влияние имеет педагогическое общение на психическое развитие детей?
Педагогическое общение имеет значительное влияние на психическое развитие детей. Конструктивное, поддерживающее общение способствует их успешному обучению, формированию положительной самооценки и развитию коммуникативных навыков. В то же время, негативное общение может негативно сказаться на развитии личности ребенка и его успехах в учебе.
Какое влияние оказывает характер педагогического общения на психическое развитие детей?
Характер педагогического общения имеет значительное влияние на психическое развитие детей. Позитивное и поддерживающее общение способствует формированию положительной самооценки, мотивации к обучению и развитию саморегуляции. Негативное и критическое общение, напротив, может вызвать низкую самооценку, отсутствие интереса к учебным предметам и детериорацию психического состояния.
Какова сущность процесса обучения и взаимодействия ученика и учителя в педагогическом процессе?
Сущность процесса обучения и взаимодействия ученика и учителя заключается в передаче знаний, опыта и ценностей от педагога к ученику. Взаимодействие строится на коммуникации, обратной связи и взаимопонимании между участниками процесса. Важными аспектами этого взаимодействия являются эмоциональная поддержка, ясность и понимание структуры обучения, а также способность педагога учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.