Гражданско-правовое регулирование информационной безопасности в Российской Федерации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методы защиты информации
  • 78 78 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 21.05.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 4
1. Теоретические основы гражданско-правового регулирования информационной безопасности в России 6
1.1 Информационная безопасность: поня тие‚ структура‚ содержание 6
1.2 Законодательная база гражданско-правового регулирования информационной безопасности 15
2. Применение норм гражданского законодательства в правовом регулировании отношений в области информационной безопасности 21
2.1 Основные направления гражданско-правового регулирования информационной безопасности 21
2.2 Ю ридическая ответственность за нарушение норм гражданского права в сфере информационной безопасности 30
2.3 Обеспечение информационной безопасности гражданско-правовыми средствами 38
3. Проблемы и перспективы правового регулирования информационной безопасности в Российской Федерации 44
3.1 Проблемы правового регулирования информационной безопасности в современной России 44
3.2 Перспективы и направления развития правового регулирования информационной безопасности 61
Заклю чение 69
Список использованных источников 70

Фрагмент для ознакомления

Институт информационного права — это относительно устойчивая и признанная группа информационно-правовых норм, регулирующая определенные виды информационных отношений. Инсти1туты регламентируют отдельные аспекты, направления и сферы информационной деятельности. Их в информационном законодательстве и праве большое количество. Это институт правового регулирования средств массовой информации, институт интернет-права, институт информационной безопасности, институт интеллектуальной собственности в информационной сфере, институт авторского права на программы для ЭВМ и базы данных, институт государственной тайны и др.
Все эти институты давно существуют и применяются в тесной взаимосвязи друг с другом и могут рассматриваться как отдельная отрасль информационного права (как отдельной системы). Поскольку ранее указанные законодательные акты являются определенными установлениями нашего государства, то отрасль именно информационного права можно представить в виде двух отдельных частей — общей и особенной. К разделу общей части информационного права можно отнести установленные нормы, которые регулируют утвержденные общие положения и принципы, юридические формы и методы информационной деятельности отдельных граждан, а также всего государства в целом и его центральных органов. Кроме того, сюдаюда же относятся вопросы построения системы источников информационного права, системы отраслевых принципов информационного права, а также его функций, видов деятельности субъектов этой отрасли в информационной сфере общества [47].
Например, в описанной общей части могут быть отражены основные цели государства в области регламентированной правовой информатизации, т. е. информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности государства, поддержание и структурирование устоявшегося информационного правового поля, проектирование новых основ государственной политики в этой сфере (см. разд. 2 Указа Презид1ента РФ от 28 июня 1993 г.1 «О концепции правовой информатизации России», а также Указ Презид1ента РФ от 4 августа 1995 г. «О презид1ентских про граммах по правовой информатизации», который утвердил Президентскую программу «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации».
Отдельная часть информационного права включает в себя распо-ложенные в определенном порядке и установленной логической последовательности конкр1етные институты и существующие нормы рассматриваемой отрасли права, связь между которыми обычно носит особый объективный характер. Нап1ри1мер, это институт правового регулирования отношений в сфере организации и деятельности СМИ, инс1титут правового регулирования отношений в области связи, институт интернет-права, институт правового регулирования электронного документооборота и электронной торговли, институт ответственности за правонарушения в информационной сфере. Сюда ж1е относятся про1блемы информац1ионной безопасности госуд1арства и связанных с ним структур, а также вопросы информационно-правового пространства стран СНГ и западных государств. Выделяются несколько секторов информационной индустрии, в которых осуществляется деятельность субъектов информационного права, нуждающ1ееся в регламентации. Это информационные службы (агентства печати, библиотеки, банки данных), производство носителей информации (книг, газет, фильмов, звуко- и видеозаписей), информаци онные технологии (ЭВМ, терминалы), интеграционные технологии (устройства сопряжения и преобразователи), средства связи (радио, телефо1н, телеви1дение), каналы связи (почта, теле граф, спутниковая связь), каналы массовой коммуникации (радио- и теле визионные сети, системы доступа к базами банкам данных) [48].
Поэтому система информационного законодательства, относящаяся к особенной части этой отрасли, может включать статьи об информации по категориям доступа (например, ст. 7, 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»), раздел о порядке сертификации средств массовой информац1ии (ст. 28 Закона «О госуд1арственной тайне»), норму о неправомерном д1оступе к к1омпьютерной информац1ии (ст. 272 УК) и многие другие.
В ц1елом же с точки зрения важности законод1ательных актов и общ1ественных отношений систему информац1ионного законод1ательства можно пред1ставить таким образом:
— международ1ное информац1ионное законод1ательство;
— информац1ионно-правовые нормы Конституц1ии Российской Федерац1ии;
— законодательство о средствах массовой информации (Закон РФ «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»);
— законодательство о разработке информационных продуктов, предоставлении информац1ионных услуг, о формировании государственных информационных ресурсов (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон «Об электронной подписи», Федеральный закон «Об обязательном экзем пляре документов», Федеральный закон «О персональных данных» и др.);
— законодательство об интеллектуальной собственности, защите авторского и смежных прав на продукты интеллектуальной деятельности (нормы ГК РФ);
— законодательство о реализации права на поиск, получение и передачу информации (Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информац1ии о деятельности госуд1арственных органов и органов местного самоуправления», Закон РФ «О средствах массовой информации», Федеральный закон «Об архивном деле в РФ», Федеральный закон «О библиотечном деле», Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций);
— законодательство о создании и применении информационных технологий и средств их обеспечения (Федеральный закон «О связи», Федеральный закон «О техническом регулировании»);
— законодательство об информационной безопасности (Закон РФ «О безопасности», Закон РФ «О государственной тайне», Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Доктрина информац1ионной безопасности РФ);
— основные информационно-правовые нормы в составе актов российского законодательства (соответствующие статьи КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ и др.). Надо заметить, что в юридической литературе достаточно подробно описаны состав и структура данной системы законодательства, поэтому здесь отметим лишь следующее [49].
Юридическим критерием обособления определенной совокупности норм в комплексную отрасль информационного права, по нашемумнению, служат пять признаков:
1. Формально-юридический признак. Этот признак проявляетсяв юридическом единстве правовых норм, составляющих содержаниеэтой отрасли (отрасль как целостное образование характеризуетсяединством содержания норм, которое выражается в общих правовыхпонятиях, единых отраслевых принципах, целях и задачах этой отрасли, методах организации правовых связей и т. д.);
2. Предметный признак вытекает из особенностей предмета отрасли информационного права. Сюда относится и полнота регулированияопределенной совокупности общественных отношений (отрасль включает в себя различные виды норм права — дефинитивные, запрещающие,обязывающие, но все они в комплексе выражают все аспекты правовогорегулирования соответствующей группы информационных отношений).
3. Функциональный признак (функциональное назначение). Информационное право выполняет свои функции, не дублирует другиеструктурные элементы системы права.
4. Наличие достаточного законодательного массива, переходящего в особое отраслевое качество. Наблюдается процесс обособлениянорм, образующих эту отрасль, в главах, разделах, частях нормативныхправовых актов (количественный признак).
5. Субъектный признак. Наличие особых для этой отрасли субъектов (например, журналист, производитель информации, информационный посредник, провайдер, регистратор доменных имен, разработчик программного обеспечения, владелец интернет-магазина, судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ и др.) [50].
Существование комплексных институтов и отраслей связано с тем,что «однородность регулируемых отношений является отнюдь не стерильной. В ней всегда (в одних случаях больше, в других — меньше)присутствует некоторое количество иных отношений, отличных поформе, но тесно связанных с остальными по назначению»
Представленная система информационного законодательства не является мертвым и застывшим «материалом». По мере развертывания информатизации нашего общества, государства и п1рава будут воз1никать и новые информационные связи и новые законы, подзаконные акты, нормы информацион1ного свойства, и тем самым бу1дет меняться и сама система информационного законодательства. Так, например, в связи с обострением проблем защиты и сохранности для государства разнообразной информац1ии ставится вопрос о выделении самостоятельного направления — законодательства об информационной безопасности и специальной учебной дисциплины по этой тематике. Открываются специализиров1анные ученые советы по проб1лематике информационной безопасности и готовятся специалисты для работы с закрытой информацией. Те же процессы наблюд1аются и в сфере электронной торговли. Так, например, в Российском государственном торгово-эконом1ическом университете читаются специальные учебные курсы по д1исц1иплинам: «Правовое регулирование электронн1ой торговли» и «Правовое регулирование электронного д1окументооборота». Суммируя сказанное, можно заключить:
Во-первых, все действующие в Российской Федерации законы, подзаконные акты информационного характера, информационно-правовые нормы и др. распределяются по определенным группам в зависимости от характера регулируемых информац1ионных отношений и составляют систему информационного права и систему информационного законодательства.
Во-вторых, информационно-правовые нормы, объединяясь в относительно самостоятельные совокупн1ости, образуют свои институты, отрасль информационного права и законодательства.
В-третьих, система информационного законодательства, слагающаяся из относительно обособленных законов и норм, устанавливает связи и разграничения между последними.
И, в-четвертых, определенная совокупность информационно-правовых норм, имеющая немаловажное значение для регулирования информационных правоотношений, пока остается в составе других единых законодательных актов (в ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ). Это доказывает относительную молодость и комплексность этой отрасли права.
3.2 Перспективы и направления  развития  правового регулирования  информационной безопасности.
Для того, чтобы12 спрогнозировать возможные тенденции развития правого регулирования информационной безопасности, нео12бходимо первым делом взглянуть на развитие информац12ионного общества и какие изменения ждут его в ближайшем будущем.
Первая тенденция — формирование новейшей разновидности граданской собственности — интеллектуальной, являющейся в то же время общественной собственностью всего населения планеты. Такой вид собственности в отличие от материальных ценностей непосредственно взаимосвязан с создателем и с тем, кто ее использует. Таким образом, интеллектуальная собственность может рассматриваться одновременно и как индивидуальная и как общественная. Следовательно, можно утверждать, что общая интеллектуальная соб ственность определяется как новая экономическая база гражданского общества на основе информатизации как необходи мое условие индивидуальной свободы и выражения личности.
Следующее направление — это реорганизация мотива ции труда. Содержание труда, перспективы профессионального и социального роста, возможность самореали зации могут выступать главными стимулами трудового поведения большинства граждан. Человек, будучи наемным работник требовал исключительно повышения оплаты труда вне зависимости от финансового состояния предприя тия. Но меняя статус из наемного работника в собственника и партнера, он становится причастным к делам пред приятия и готов участвовать частью своих доходов в расширении производства.
Помимо этого, нельзя не упомянуть адикальное изменение социального расслоения информационного общества. Объединение людей в современном информационном постиндустриальном обществе несет под собой развитие образования, науки, информации. В связи с этим можно отметить еще одну интересную тенденцию: развитие области социальной защиты, образования, здравоохранения, обслуживания.
Еще одной тенденцией можно отметить широкое участие различных сло ев населения в процессах , принятия, подготовки и осу ществления управленческих решений, а также в контроле за их реали зацией. Отдельную роль это участие имеет в тех облас тях, которые имеют для гражданина большое значение (например, в процессе проведения электронного голосования на выборах в местные органы власти). Такое положение вещей расширяет обществен ные связи человека и возможности для его самовыражения и самоутверждения.
В целом можно заключить, что в своей совокупности и в обобщенном виде наблюдаются две взаимосвязанные тенденции развития информационного общества. Первая состоит в гражданской социализации экономических структур и отношений частной собственности, в ограничении государственной власти. Социализация ведет не к уничтожению капитала, а к изменению его характера, приданию ему определен ных общественных и цивилизованных форм. Это ограничивает и подавляет его эгоистические черты. И этот про цесс в тех или иных формах («кооперативной», «акцио нерной») занял свое надлежащее место в большинстве развитых стран. Вторая тенденция — это индивидуали зация экономических и социальных процессов, их наполнение многообразным личностным содержанием.
Информационная  безопасность – динамично развиваю щая ся  наука. На данный момент она охватывает огромное количество направлений человеческой дея тельности. Будь это банковские системы‚ системы дистанционного обучения ‚ информационные системы гидроэлектростанций или лю бые другие – повсю ду необходимо учитывать влия ние информационной безопасности на д1ея тельность человека. Таким образом‚ развитие правового регулирования  информационной безопасности я вля ется  одним из важнейших направлений в области ю риспруденц1ии в настоя щий момент. Этот важный аспект несет в себе непосредственное отражение текущего состоя ния  закона в области динамично развиваю щихся  информационных технологий.
Информационная  безопасность в настоя щее время  я вля ется  одним из основных направлений в лю бой информационной системе. Правовое обеспечение информационной безопасности представля ет собой дея тельность законодательных и исполнительных органов государственной властипо разработке‚ реализации и контролю  исполнения  совокупности нормативных правовых актов‚ регламетирую щих практическую  дея тельность по защите информации личности‚ общества и государства. Для  этого должно быть обеспечено решение следую щих основных задач:
формирование основных принципов отнесения  сведений. имею щих
конфиденциальный характер‚ к защищаемой информации;
определение системы органов и должностных лиц. ответственных
за обеспечение информационной безопасность в стране;
создание полного комплекса нормативно-правовых‚ руководя щих и
методических материалов (документов)‚ регламентнрую щих вопросы обеспечения  информационной безопасности;
определение мер отестственности за нарушение правил защиты;
опреление поря дка разрешения  спорных и конфлнктых ситуаций по вопросам зашиты информации.
Основными мероприятиями при разработке государственной политики по обеспечения защиты информации в Российской Федерации можно определить:
• разработка новых правовых норм, регулирующих отношения в сфере информатизации, помимоэтого подготовка целостной концепции правового регулирования в области информационной безопасности Российской Федерации;
• разработка и внедрение федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных масштабных хранилищ информационных ресурсов, в частности, федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышение уровня правовой культуры и компьютерной грамотности граждан, развитие целостной структуры единого информационного пространства, комплексные меры противодействия угрозам информационных атак, развитиеконцепции безопасности информационных технологий для автоматизированных которые систем, используются в процессе работы жизненно важных функций общества и страны, предотвращение компьютерной преступности, развитие информационно - телекоммуникационной системы особого назначения в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, развитие технологической независимости страны в направлениипроектирования, разработки и реализации информационно - телекоммуникационных систем военно-стратегического назначения;
• разработка и внедрение методов увеличения эффективности государственного управления деятельностью государственных средств массовой информации, реализация совершенной государственной информационной политики;
• установление единых отечественных стандартов в сфере информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем, предназначенных для управления, информационных и телекоммуникационных систем [51].
• развитие и внедрение системы подготовки специалистов в области обеспечения информационной безопасности и защиты информации в Российской Федерации.
Рассмотрим насущный на сегодня  вопрос – разработка искусственного интеллекта. Что именно несет в себе эта важнейшая  задача современной науки и насколько может быть эта разработка опасна с точки зрения  будущего информационной безопасности. Как известно‚ искусственный интеллект – это информационная  система‚ которая  обладает некоторыми функция ми самостоя тельного анализа и обучения  на основе предыдущего опыта. Это означает‚ что система‚ наделенная  искусственным интеллектом может справля ться  со сложными аналитическими задачами‚ накапливая  в базе и анализрую  предыдущие случаи. Такая  дея тельность может быть применима в автоматизации лю бого процесса – от замены человеческого труда на заводах и фабриках вплоть до самостотельного создания  себеподобных механизмов. Подобного рода разработки могут нести непосредственную  опасность с точки зрения  правового регулирования  информационной безопасности. Так‚ например‚ в данном случае необходимо отдельно рассматривать все законы и нормативно-правовые акты‚ делая  поправку на возможность использования  искусственного интеллекта. Система‚ которая  знает о доме своего владельца абсолю тно все может быть подвержена хакерской атаке и действовать против воли своего хозя ина – как ргулировать отношения  в этом случае? Кроме того‚ нередки случаи‚ когда автомобиль‚ управля емый искусственным интеллектом совершает действия  вопреки ожидаемым – кто может выыыступать виновным в этом случае – информационная  система или человек?
Исходя  из вышесказанного‚ можно предположить что недалекая  перспектива развития  правового регулирования  в области информационной безопасности может коснуться  разработок свя занных с использованием искусственного интеллекта. Так как на западе в свя зи с широким распространением подобных информационных систем уже определя ется  предварительный свод законов и нормативно-правовых актов‚ предусматриваю щих использование систем с искусственным интеллектом.
Помимо искусственного интеллекта необходимо формирование закона, регулирующего отношения в области сетевых аспектов информационной безопасности. Такой закон может представлять собой положение об информационной сети, обеспечение безопасности, прав и обязанности органов, организаций и лиц по обеспечению сетевой информационной безопасности;
ввести понятие криптографии в области сетевых технологий; технических стандартов и норм относительно компьютерных сетей и информационной безопасности; бизнес в области информационной безопасности; развитие человеческого потенциала для сетевой информационной безопасности; государственных управления сетевой информационной безопасностью.
Такой закон мог бы включать следующие важные аспекты:
1. Сетевая информационной безопасности включает в себя средства защиты информационных сетей и информационных систем от любого несанкционированного доступа, использования, раскрытия, прекращения, изменения или саботажа с нарушением целостности, конфиденциальности и доступности информации.
2. Сеть - это среда, где информация подается, осуществляется сбор, обработка, хранение и обмен через телекоммуникационные сети и компьютерные сети.
3. Информационная система означает любую сборку оборудования, программного обеспечения и базы данных, которые специально созданы для снабжения, связи, сбора, обработки, хранения и обмена информацией в сети.
4. Национальный важная информационная система-информационная система, что любой и саботаж приведет к повреждению особо тяжких национальной обороны и безопасности.
5. Нарушение сетевой информационной безопасности понимается акт незаконного доступа, использования, раскрытие, прекращение, изменение или саботаж информации или информационной системы.
7. Инцидент информационной безопасности означает недостаточность информации или информации системы с последующим воздействием на его конфиденциальности, целостности или доступности
Օднако‚ если говорить о самом ближайшем будущем‚ правовое регулирование отношений может совершенствоваться  в охвате сфер дея тельности человека‚ свя занных непосредственно с информационной безопасностью . Не исклю чено‚ что поя вится  значительно больше законов‚ ограничиваю щих свободу распространения  информации и свободу доступа к ней. Последние тенденции таковы‚ что правительство производит попытки полного контроля  и охвата информационных потоков в стране. Это я вля ется  логичным шагом и в дальнейшем правовое регулирование будет строиться  в этом клю че. В перспективе может сложиться  так‚ что засекреченная  от правительства информация  может вызывать большое количество подозрений и возникнуть попытки урегулировать законодательно этот сложный вопрос.
Кроме того‚ важным направлением правового регулирования  в области информационной безопасности может я вля ться  регулирование в области коммерческих отношений. Это можно предположить исходя  из того‚ что в настоя щее время  очень большая  доля  всех коммерческих отношений производится  непосредственно с использованием информационных технологий‚ в частности сети Интернет. Օгромное количество правонарушений в области информационной безопасности происходит именно путем взаимодейтсвия  через информационные системы.
В заклю чение нельзя  умолчать о том‚ что с каждым днем возрастает число специалистов‚ которые я вля ю тся  профессионалами в области нарушения  информационной безопасности‚ а именно – хакеров‚ крекеров и прочих. Данные профессионалы – это лю ди‚ которые хорошо понимаю т и умею т использовать различные методы атак дл нарушени информационной безопасности. Օни пишут компью терные вирусы‚ проникаю т в защищенные автоматизированные системы‚ похищаю т информацию  с целью  дальнейшего шантажа или перепродажи.
На рис. 3.2 приведена статистическая  таблица данных на 2016 год‚ которые нагля дно демонстрирую т‚ какая  именно информация  сейчас наиболее востребована и какие области находя тся  под угрозой с точки зрения  информационной безопасности.

Рисунок 3.2 – Статистика 2016 года наиболее ценной информации среди хакеров
Исходя  из этой статистики‚ можно видеть‚ что атаке подвержены различные виды информации‚ однако все их объединыет то‚ что это конфиденциальная  информация  и она должна находится  в закрытом доступе.
Все это ставит перед Российской Федерацией задачу совершенствования законодательства в сфере борьбы с киберпреступлениями. Наличие в Уголовном кодексе РФ трех статей о преступлениях в сфере компьютерной информации (ст. 272—274) и отдельных записей в иных правовых актах об ответственности руководителей информационных систем, пользователей информации в Сети, провайдеров, СМИ и т. д. сегодня уже явно недостаточно. Необходимо разработать и принять в нашей стране специальный Закон «О борьбе с киберпреступностью», а также внести соответствующие дополнения в уже действующее законодательство. Скорейшее присоединение России к Конвенции о киберпреступности решило бы многие проблемы в сфере уголовного права, способствовало бы выработке понятийного аппарата теории права и государства. Тем более, как нам представляется, теперь это вопрос лишь времени.
Таким образом‚ дальнейшим направлением развития  правового регулирования  в области информационной безопасности может быть ужесточение законодательных нормативов по отношению  к проникновению ‚ хищению  и использованию  конфиденциальной информации. Так как в настоя щее время  основной ценой я вля ется  информация . Информация  имеет свойство быть украденной‚ использованной или измененной без ведома ее владельца. Именно поэтому необходимо правильно распределить нагрузку правового регулирование на соблю дение доступности целостности и конфиденциальности информации. А информация  крайне уя звима на лю бом компью тере‚ который имеет выход в сеть Интернет. Именно поэтому правовое регулирование в сфере информационной безопасности вля ется  важнейшим направлением правового регулирование в настоя щий момент и оно должно идти в ногу с развитием информационных технологий.
Заклю чение

В работе были рассмотрены основные аспекты правового регулирования информационной безопасности. Исследованы теоретические аспекты гражданско-правового регулирования информационной безопасности в России, которые являются постулатами в этой области. Проанализированы конкретные нормативы в области гражданско правого регулирования информационной безопасности, правонарушения и соответствующая юридическая ответственность. Также рассмотрены основные направления  гражданско-правового регулирования  информационной безопасности.
Кроме того в работе было проведено исследование современных вопросов гражданско-правового регулирования. В совеременном обществе это очень актуальный вопрос и в работе рассматривается текущая ситуация и предположительные напрвления развития нормативов и законодательства в области гражданско-правового регулирования в информационной безопасности.
Список использованных источников

1. Рассолов И. М. Информационное право. М.: Норма-ИНФРА‚ 2010.
2. Городов Օ. А. Информационное право: учебник. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект‚ 2009.
3. Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики под ред. И. Л. Бачило. М.: Ю райт‚ 2008.
4. Рассолов И. М. Правовые проблемы обеспечения  кибербезопасности в России и зарубежных странах // Политика и общество. 2009. № 4 (58).
5. Рассолов И. М. Правовые проблемы борьбы с киберпреступностью .
Вопросы международной подсудности // Закон и право. 2007. № 10.
6. Лопатин В. Н. Информационная  безопасность России: Человек. Օбщество. Государство/ Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб.‚ 2000.
7. Скородумов Б. И. Безопасность информации кредитно-финансовых автоматизированных систем: учебное пособие. М.: МИФИ‚ 2002.
8. Фатья нов А. А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издательская  группа «Ю рист»‚ 2001.
9. Я рочкин В. И. Безопасность информационных систем. М.‚ «Օсь-89»‚
1996.
10. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 344.
11. Федеральный закон от 27 июля 2006 г.№152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ.-2006. - №31 (ч.1).- Ст.3451
12. Проект Федерального закона, законопроект N 124871-4 "О служебной тайне", глава 2 "Отнесение сведений к служебной тайне и снятие ограничений на их распространение".

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. N 504 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" // Российская газета. 2006. 29 августа.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 532 "О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации" // Российская газета. 2006. 6 сент.
15. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
16. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5496.17. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
20. Федеральный закон «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» от 19.12.2005 № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 52 (1 ч.). Ст. 5573.
21. Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.
22. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.
23. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
24. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 11.07.2011 № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 29. Ст. 4291.
25. Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 (ред. от 23.09.2005) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.
26. Постановление Правительства РФ «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» от 03.02.2012 № 79 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 7. Ст. 863.
27. Горбачев В.С. Концептуальные вопросы применения средств криптографической защиты информации в информационных системах. М. 2007.
28. Никитов В.А. «Информатика в терминах и определениях российского законодательства» М. Юрист, 2006.
29. Белевская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Юрист. 2006. № 6. С. 34.
30. Белова Т.В. Правовое регулирование защиты информации и прав на нее в гражданском обороте. Дис. ... канд. юрид. наук. - М. : 2006. С. 14.
31. Белова Т.В. Санкции материального характера как наиболее эффективные меры защиты права на информацию // Российский судья. 2006. № 7. С. 15-18.
32. Бурдов С.Н. Современные тенденции международно-правового регулирования режимов конфиденциальной информации // Закон. 2013. № 6. С. 44 - 47.
33. В США собирают подписи для признания DDoS-атак легальным протестом. 10 января. 2013. URL: http://www.securitylab.ru/ news/435932.php
34. Вавилычева Т.Ю. Право на свободное выражение своего мнения: международно-правовой аспект // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 106 - 109.
35. Гущин Д.И. Юридическая ответственность за моральный вред (теоретико-правовой анализ). СПб. : Изд-во «Юридический Центр Пресс», 2002. С. 117.
36. Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав // Право и экономика. 2003. № 9. С. 29.
37. Зельцер М.С. Гражданско-правовой режим информации. Дис. ... канд. юрид. наук. - М. : 2004. С. 32 - 33.
38. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. - М. : 2005. С. 49 - 50.
39. Кротов А.В. Конституционное право граждан на информацию и свободу информации: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 46 - 49.
40. Максимова М.А. Вопросы правового регулирования конфиденциальной информации: финансово-правовой аспект // Финансовое право. 2013. № 2. С. 12 - 14.
41. Меднякова Е.В. Правовое регулирование рекламной информации. Дис. ... канд. юрид. наук. - М. : 2002. С. 17 - 18.
42. Минин А.Я. Кибербезопасность и защита информационных систем // Право и кибербезопасность. 2013. № 2. С. 28 - 35.
43. Михайлов И.А. Работник разгласил коммерческую тайну компании. Неочевидные тонкости привлечения к ответственности // Трудовые споры. 2013. № 4. С. 20-25.
44. Нюлланс Е.С., Перевалов В.А. Охрана и защита информации, составляющей коммерческую тайну // Закон. 2013. № 6. С. 48 - 55.
45. Самохвалов А.А. Информация как объект гражданских прав // Право: теория и практика. 2003. № 15. С. 17-19.
46. Ситдикова Л.Б. Информация как правовая и как гражданско-правовая категория: статус информации в гражданском праве // Гражданское право. 2007. № 2. С. 20-25.
47. Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: монография. - М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2013. С. 180.
48. Туркиашвили А.М. Защита персональных данных личности как информационная функция современного государства // Современный юрист. 2013. № 4. С. 110 - 123.
49. Штанов И.А. На пути к федеральной контрактной системе в России. Противодействие коррупции в госзакупках / Под ред. С.А. Глотова. - М. : АПКиППРО, 2013. С. 13.
50. Яковец Е.Н. Своеобразие состава защищаемой конфиденциальной информации // Право и кибербезопасность. 2014. № 2. С. 51 - 58.
51. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). - М. : РИЦ ИСПИ РАН, 2000. С. 173.




















16































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Список использованных источников

1. Рассолов И. М. Информационное право. М.: Норма-ИНФРА‚ 2010.
2. Городов Օ. А. Информационное право: учебник. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект‚ 2009.
3. Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики под ред. И. Л. Бачило. М.: Ю райт‚ 2008.
4. Рассолов И. М. Правовые проблемы обеспечения кибербезопасности в России и зарубежных странах // Политика и общество. 2009. № 4 (58).
5. Рассолов И. М. Правовые проблемы борьбы с киберпреступностью .
Вопросы международной подсудности // Закон и право. 2007. № 10.
6. Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Օбщество. Государство/ Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб.‚ 2000.
7. Скородумов Б. И. Безопасность информации кредитно-финансовых автоматизированных систем: учебное пособие. М.: МИФИ‚ 2002.
8. Фатья нов А. А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издательская группа «Ю рист»‚ 2001.
9. Я рочкин В. И. Безопасность информационных систем. М.‚ «Օсь-89»‚
1996.
10. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 344.
11. Федеральный закон от 27 июля 2006 г.№152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ.-2006. - №31 (ч.1).- Ст.3451
12. Проект Федерального закона, законопроект N 124871-4 "О служебной тайне", глава 2 "Отнесение сведений к служебной тайне и снятие ограничений на их распространение".

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. N 504 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" // Российская газета. 2006. 29 августа.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 532 "О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации" // Российская газета. 2006. 6 сент.
15. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
16. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5496.17. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
20. Федеральный закон «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» от 19.12.2005 № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 52 (1 ч.). Ст. 5573.
21. Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.
22. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.
23. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
24. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 11.07.2011 № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 29. Ст. 4291.
25. Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 (ред. от 23.09.2005) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.
26. Постановление Правительства РФ «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» от 03.02.2012 № 79 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 7. Ст. 863.
27. Горбачев В.С. Концептуальные вопросы применения средств криптографической защиты информации в информационных системах. М. 2007.
28. Никитов В.А. «Информатика в терминах и определениях российского законодательства» М. Юрист, 2006.
29. Белевская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Юрист. 2006. № 6. С. 34.
30. Белова Т.В. Правовое регулирование защиты информации и прав на нее в гражданском обороте. Дис. ... канд. юрид. наук. - М. : 2006. С. 14.
31. Белова Т.В. Санкции материального характера как наиболее эффективные меры защиты права на информацию // Российский судья. 2006. № 7. С. 15-18.
32. Бурдов С.Н. Современные тенденции международно-правового регулирования режимов конфиденциальной информации // Закон. 2013. № 6. С. 44 - 47.
33. В США собирают подписи для признания DDoS-атак легальным протестом. 10 января. 2013. URL: http://www.securitylab.ru/ news/435932.php
34. Вавилычева Т.Ю. Право на свободное выражение своего мнения: международно-правовой аспект // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 106 - 109.
35. Гущин Д.И. Юридическая ответственность за моральный вред (теоретико-правовой анализ). СПб. : Изд-во «Юридический Центр Пресс», 2002. С. 117.
36. Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав // Право и экономика. 2003. № 9. С. 29.
37. Зельцер М.С. Гражданско-правовой режим информации. Дис. ... канд. юрид. наук. - М. : 2004. С. 32 - 33.
38. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. - М. : 2005. С. 49 - 50.
39. Кротов А.В. Конституционное право граждан на информацию и свободу информации: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 46 - 49.
40. Максимова М.А. Вопросы правового регулирования конфиденциальной информации: финансово-правовой аспект // Финансовое право. 2013. № 2. С. 12 - 14.
41. Меднякова Е.В. Правовое регулирование рекламной информации. Дис. ... канд. юрид. наук. - М. : 2002. С. 17 - 18.
42. Минин А.Я. Кибербезопасность и защита информационных систем // Право и кибербезопасность. 2013. № 2. С. 28 - 35.
43. Михайлов И.А. Работник разгласил коммерческую тайну компании. Неочевидные тонкости привлечения к ответственности // Трудовые споры. 2013. № 4. С. 20-25.
44. Нюлланс Е.С., Перевалов В.А. Охрана и защита информации, составляющей коммерческую тайну // Закон. 2013. № 6. С. 48 - 55.
45. Самохвалов А.А. Информация как объект гражданских прав // Право: теория и практика. 2003. № 15. С. 17-19.
46. Ситдикова Л.Б. Информация как правовая и как гражданско-правовая категория: статус информации в гражданском праве // Гражданское право. 2007. № 2. С. 20-25.
47. Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: монография. - М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2013. С. 180.
48. Туркиашвили А.М. Защита персональных данных личности как информационная функция современного государства // Современный юрист. 2013. № 4. С. 110 - 123.
49. Штанов И.А. На пути к федеральной контрактной системе в России. Противодействие коррупции в госзакупках / Под ред. С.А. Глотова. - М. : АПКиППРО, 2013. С. 13.
50. Яковец Е.Н. Своеобразие состава защищаемой конфиденциальной информации // Право и кибербезопасность. 2014. № 2. С. 51 - 58.
51. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). - М. : РИЦ ИСПИ РАН, 2000. С. 173.

Вопрос-ответ:

Что такое гражданско-правовое регулирование информационной безопасности?

Гражданско-правовое регулирование информационной безопасности – это система правовых норм и мер, которые направлены на защиту информации, информационных ресурсов и информационных технологий от угроз различного характера.

Какие основные принципы информационной безопасности?

Основными принципами информационной безопасности являются конфиденциальность, целостность и доступность информации. То есть, информация должна быть защищена от несанкционированного доступа, должна сохранять свою целостность и быть доступной в нужный момент для авторизованных лиц.

Какое законодательство регулирует информационную безопасность в России?

Законодательная база гражданско-правового регулирования информационной безопасности в России включает Конституцию РФ, Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", и другие нормативные акты.

Какие нормы гражданского законодательства применяются в регулировании информационной безопасности?

В регулировании отношений в области информационной безопасности применяются нормы гражданского законодательства, касающиеся защиты прав собственности и неприкосновенности частной жизни, а также ответственности за нарушение информационной безопасности и распространение вредоносной информации.

Какие аспекты гражданско-правового регулирования информационной безопасности следует учитывать?

В гражданско-правовом регулировании информационной безопасности следует учитывать такие аспекты, как защита персональных данных, ответственность за нарушение информационной безопасности, юридические и организационные меры по обеспечению безопасности информации, и соблюдение требований нормативных актов в сфере информационной безопасности.

Что такое гражданско-правовое регулирование информационной безопасности?

Гражданско-правовое регулирование информационной безопасности - это комплекс мер и норм, установленных гражданским законодательством, которые предназначены для обеспечения защиты информации и информационных систем от угроз и нанесения ущерба.

Какие основные теоретические основы гражданско-правового регулирования информационной безопасности в России?

В основе гражданско-правового регулирования информационной безопасности в России лежат следующие теоретические основы: понятие информационной безопасности, структура и содержание информационной безопасности, законодательная база гражданско-правового регулирования.

Какова законодательная база гражданско-правового регулирования информационной безопасности в России?

Законодательная база гражданско-правового регулирования информационной безопасности в России включает ряд законов и нормативных актов, в том числе: Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", Гражданский кодекс Российской Федерации и другие.

В каких областях применяется гражданское законодательство в правовом регулировании отношений в области информационной безопасности?

Гражданское законодательство применяется в различных областях правового регулирования отношений в области информационной безопасности, включая: защиту авторских прав и прав на средства индивидуализации, ответственность за нарушение правил работы с информацией, регулирование договорных отношений в сфере информационной безопасности и другие.

Какие основные направления гражданско-правового регулирования информационной безопасности в России?

Основные направления гражданско-правового регулирования информационной безопасности в России включают: защиту информации и информационных систем от несанкционированного доступа и уничтожения, обеспечение конфиденциальности и интегритета информации, установление ответственности за нарушение правил работы с информацией и другие.

Какая законодательная база существует для гражданско-правового регулирования информационной безопасности в России?

Законодательная база включает Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "О государственной тайне", а также другие нормативные акты, которые устанавливают правила и требования к защите информации и информационных систем.

Какие основные принципы лежат в основе гражданско-правового регулирования информационной безопасности?

Основными принципами гражданско-правового регулирования информационной безопасности являются принцип законности, принцип гражданской ответственности, принцип предотвращения и недопущения угроз и нарушений информационной безопасности, а также принцип комплексного подхода к обеспечению безопасности информационных систем.