Неуспеваемость младших школьников по предмету и педагогические приемы ее коррекции.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 01.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ» 5
1.1 Понятие школьной неуспеваемости 5
1.2 Психологическая характеристика неуспевающих школьников 9
ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИЕМЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ 16
2.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста 16
2.2 Основные факторы и причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста 22
2.3 Методы и приемы коррекции неуспеваемости 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Таким образом, мы определили основные факторы и причины школьной неуспеваемости, что может помочь учителю, психологу, родителю и другим заинтересованным лицам решить проблему активизации учебно-познавательной деятельности неуспевающих младших школьников в условиях современной школы.
2.3 Приемы коррекции неуспеваемости
В процессе индивидуального подхода к учащимся с пониженной обучаемостью недопустимо в течение длительного времени ни упрощать содержание учебного материала, ни уменьшать его объем, что может привести к недостаточному уровню базы научных знаний, умений и навыков для дальнейшей учебы. Учителю важно установить, какие внешние условия обучения и какие внутренние, зависящие от самого ученика, являются причиной стойкой неуспеваемости и спланировать индивидуальную работу по их устранению.
Определим психологические особенности работы с неуспевающими учениками со слабой и инертной нервной системой:
- Не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа;
- Предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку;
- Желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в письменной форме, но не практиковать это постоянно;
- В ситуации подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного, по возможности спрашивать детей в начале урока в перовой половине школьного дня;
- Не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал, лучше отложить опрос на следующий урок путем правильной тактики опросов и поощрений (не только отметкой, но и высказываниями типа «молодец», «умница») формировать уверенность в своих силах;
- Обязательно поощрять за старательность, даже если результат далек от ожидаемого;
- Осторожно оценивать неудачи этих учеников – ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; в минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку; учить переживать неудачу;
- Для этого нужно объяснить, что терпеть иногда поражение - это нормально и неизбежно, из-за этого не стоит отчаиваться;
- Стремиться с раннего возраста вовлекать ребенка в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать, где, в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются.
В работе с инертными учениками психологи рекомендуют:
- Не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий вырастает постепенно;
- Помнить, что они не могут активно работать с постоянно меняющимися заданиями, а некоторые из них вообще отказываются выполнять такие задания;
- Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах, им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций;
- Не спрашивать их в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, перемены); избегать ситуаций, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, необходимо предоставить время для обдумывания и подготовки;
- В момент выполнения заданий не надо их отвлекать;
- Не следует требовать ответа по новому, только что пройденному материалу.
Определим компенсаторные приемы возможной коррекции неуспеваемости для учеников на основе их особенностей:
1) Быстрая утомляемость. Приемы – организация деятельности с частыми перерывами для отдыха; при подготовке домашних заданий в первую очередь выполнять трудные, требующие много сил, объемные; формировать умение отвлекаться от умственной работы, переключаться на другие виды;
2)Низкий объем и не продуктивность работы. Приемы – Планирование деятельности, четкое соблюдение распорядка дня.
3) Медленный темп умственной деятельности. Приемы – тщательная предварительная подготовка; анализ и систематизация материала; использование при подготовке устных ответов развернутых планов, логических схем.
4) Невнимательность. Приемы – успешный самоконтроль и проверка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы выполнили все задачи:
- Изучили понятие школьной неуспеваемости и ее характеристики;
- Сделали обзор характеристики детей младшего школьного возраста;
- Рассмотрели причины неуспеваемости;
- Выявили приемы коррекции неуспеваемости.
В заключение отметим что, для оптимизации процесса обучения в школе, необходимо выявить конкретные причины неуспеваемости на каждом этапе обучения. Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме школьной неуспеваемости можно прийти к выводу о существенном различии причин неуспеваемости учеников на разных этапах обучения.
Чаше всего под школьной неуспеваемостью понимают низкие оценки по предметам, четверти или в году.
Мы определили, что школьная неуспеваемость может быть следствием различных причин. Эти причины могут быть физиологического, психологического, социального характера. В физиологическом аспекте причинами школьной неуспеваемости могут стать: сниженный иммунитет, инфекционные заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата, нарушение (ЦНС), психические нарушения. Психологическими причинами школьной неуспеваемости являются: нарушение памяти, медлительность понимания, дефекты развития речи, узость кругозора, отсутствие учебной мотивации. Социально-бытовые причины включают в себя неблагоприятные бытовые условия, семейные конфликты, малообеспеченность семьи, безнадзорность ребенка, отсутствие нормальных отношений с родителями и учителями.
Нами были выделены компенсаторные приемы возможной коррекции неуспеваемости для учеников на основе их особенностей. Например, для учеников с быстрой утомляемостью эффективны такие приемы, как организация деятельности с частыми перерывами для отдыха, формирование умения отвлекаться от умственной работы, переключаться на другие виды и другие, а для школьников с медленным темпом умственной деятельности –тщательная предварительная подготовка, анализ и систематизация материала, использование при подготовке устных ответов развернутых планов, логических схем.
В результате анализа проблемы было установлено следующее:
1. Несмотря на «многоликость» школьной неуспеваемости, тип неуспевающего школьника характеризует сочетание важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости.
2. В психолого-педагогической литературе представлены различные подходы к типологии неуспевающих школьников (Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, А.А. Бударного, Н.И. Мурачковского, Л.С. Славиной и др.).
Выделяются следующие критерии, лежащие в основе типологий неуспеваемости:
умственное развитие,
мотивы учения,
социальные условия (в широком смысле слова).
3. Возможны три разных варианта сочетания особенностей проявления неуспеваемости: низкая обучаемость при сохранении «позиции» школьника, высокая обучаемость при утрате этой «позиции» и, наконец, оба свойства (или, точнее, оба комплекса свойств) имеют отрицательную характеристику.
4. Необходимо воздействовать на личность ученика в целом, понимая, в каком сочетании (и соотношении) находятся различные свойства его личности, как они взаимодействуют.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекопознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 1997. - С. 10-67.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология : Сборник. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 534 с.
Выготский, Л.С. Умственное развитие ребенка в процессе обучения – М. : Л. : 1935 – 16 с.
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
Диксон, Уоллес Двадцать великих открытий в детской психологии : Пер. с англ. / Уоллес Диксон. – СПб. : Прайм-Еврознак. – М. : Олма-пресс, 2004. – 448 с.
Зеньковский, В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. – Клин : Фонд «Христианская жизнь», 2002. – С. 180-181.
Каневская, Ж.О. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности младших школьников: дис. … канд. пед. наук / Ж.О. Каневская. – Ставрополь, 2002.
Кириллова, Л.С. К вопросу о формировании познавательного интереса младших школьников в условиях современной школы / Л.С. Кириллова.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 29. – С. 48-51.
Колосова, О.Ю. Социально-культурные институты: сущность и типология. / О.Ю. Колосова. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 28. – С. 11-16.
Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для высш. спец. учеб. заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М. : Сфера, 2004. – 463 с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. 4-е изд. / И.Ю. Кулагина. – М.: изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. С. 120.
Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – М., 1997. – С. 86-90.
Мурачковский Н. И. Типы неуспевающих школьников. Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971, С.137-135.
Общая, возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка"; составители: Т.П.Березовская, М.В.Кравченко, А.В.Музыченко. – Минск : БГПУ, 2006. – 195 с.
Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике : Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / И.П.Подласый. - М. : Владос, 2002. – 349 с.
Прихожан, А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников / А.М. Прихожан. – М., 1980. С. 14-19.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. С. 66.
Регуш, Л.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. По направлению 050700 «Педагогика». / под ред. : Л.А. Регуш, А.В. Орлова. – СПб: Питер, 2011. – 414 с.
Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации / П.М. Якобсон. - М. - Воронеж, 1998. - С. 92-115, С. 117-118, С. 99-100.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека. М. : Сфера, 2004.
Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М. : Владос, 2002.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Выготский, Л.С. Умственное развитие ребенка в процессе обучения. М. : Л.: 1935.
Диксон, Уоллес Двадцать великих открытий в детской. М. : Олма-пресс, 2004.
Общая, возрастная и педагогическая психология / составители: Т.П.Березовская, М.В.Кравченко, А.В.Музыченко. - Минск : БГПУ, 2006.
Мурачковский Н. И. Типы неуспевающих школьников. Под ред. Н.А. Менчинской. М., 1971, С.137-135.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. 4-е изд. / И.Ю. Кулагина. М.: изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. - С. 120.
Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекопознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1997.
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. 4-е изд. / И.Ю. Кулагина. М.: изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. - С. 120.
Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др. / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. - С. 66.
Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - Москва - Воронеж, 1997. - С. 86-90.
Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации / П.М. Якобсон. М. - Воронеж, 1998. - С. 92-115, С. 117-118, С. 99-100.
Зеньковский, В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. Клин : Фонд «Христианская жизнь», 2002. - С. 180-181.
Прихожан, А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников / А.М. Прихожан. М., 1980. - С. 14-19.
Колосова, О.Ю. Социально-культурные институты: сущность и типология. /О.Ю. Колосова.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 28. – С. 11-16.
Кириллова, Л.С. К вопросу о формировании познавательного интереса младших школьников в условиях современной школы / Л.С. Кириллова.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 29. – С. 48-51.
Регуш, Л.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. По направлению 050700 «Педагогика». / под ред. : Л.А. Регуш, А.В. Орлова. СПб: Питер, 2011. – 414 с.
Регуш, Л.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. По направлению 050700 «Педагогика». / под ред. : Л.А. Регуш, А.В. Орлова. – СПб: Питер, 2011. – 414 с.
Каневская, Ж.О. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности младших школьников: дис. … канд. пед. наук / Ж.О. Каневская. – Ставрополь, 2002.
33
5
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекопознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 1997. - С. 10-67.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология : Сборник. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 534 с.
3. Выготский, Л.С. Умственное развитие ребенка в процессе обучения – М. : Л. : 1935 – 16 с.
4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
5. Диксон, Уоллес Двадцать великих открытий в детской психологии : Пер. с англ. / Уоллес Диксон. – СПб. : Прайм-Еврознак. – М. : Олма-пресс, 2004. – 448 с.
6. Зеньковский, В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. – Клин : Фонд «Христианская жизнь», 2002. – С. 180-181.
7. Каневская, Ж.О. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности младших школьников: дис. … канд. пед. наук / Ж.О. Каневская. – Ставрополь, 2002.
8. Кириллова, Л.С. К вопросу о формировании познавательного интереса младших школьников в условиях современной школы / Л.С. Кириллова.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 29. – С. 48-51.
9. Колосова, О.Ю. Социально-культурные институты: сущность и типология. / О.Ю. Колосова. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 28. – С. 11-16.
10. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для высш. спец. учеб. заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М. : Сфера, 2004. – 463 с.
11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. 4-е изд. / И.Ю. Кулагина. – М.: изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. С. 120.
12. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – М., 1997. – С. 86-90.
13. Мурачковский Н. И. Типы неуспевающих школьников. Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971, С.137-135.
14. Общая, возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка"; составители: Т.П.Березовская, М.В.Кравченко, А.В.Музыченко. – Минск : БГПУ, 2006. – 195 с.
15. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике : Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / И.П.Подласый. - М. : Владос, 2002. – 349 с.
16. Прихожан, А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников / А.М. Прихожан. – М., 1980. С. 14-19.
17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
18. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. С. 66.
19. Регуш, Л.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. По направлению 050700 «Педагогика». / под ред. : Л.А. Регуш, А.В. Орлова. – СПб: Питер, 2011. – 414 с.
20. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации / П.М. Якобсон. - М. - Воронеж, 1998. - С. 92-115, С. 117-118, С. 99-100.
Вопрос-ответ:
Каким образом можно определить школьную неуспеваемость у младших школьников?
Определение неуспеваемости у младших школьников осуществляется на основе оценок, полученных ими по предметам в течение учебного года. Если ребенок имеет низкие баллы и не достигает установленных учебных стандартов, то его можно считать неуспевающим.
Какие характеристики присущи неуспевающим младшим школьникам?
Неуспевающие младшие школьники обычно проявляют низкую мотивацию к учебе, трудности с концентрацией внимания, слабую память и организацию работы, а также низкую самооценку. Они могут испытывать эмоциональные затруднения, стресс и ухудшение отношений со сверстниками.
Какие основные факторы и причины приводят к неуспеваемости у детей младшего школьного возраста?
Неуспеваемость у детей младшего школьного возраста может быть связана с отсутствием необходимых навыков самоорганизации и планирования работы, низкой мотивацией к учебе, неудовлетворительными условиями обучения, негативным отношением учителей и недостаточной поддержкой со стороны родителей.
Какие методы и приемы можно использовать для коррекции неуспеваемости у младших школьников?
Для коррекции неуспеваемости у младших школьников можно применять различные методы и приемы, такие как индивидуальная работа с ребенком, использование интерактивных методов обучения, создание благоприятной образовательной среды, привлечение родителей к образовательному процессу и организация дополнительных занятий.
Какие педагогические приемы могут помочь в коррекции неуспеваемости младших школьников?
Для коррекции неуспеваемости у младших школьников можно использовать такие педагогические приемы, как индивидуализация обучения, дифференциация учебных задач, постепенное увеличение объема заданий, использование игровых и практических методов обучения, а также поощрение и поддержка успехов ученика.
Почему младшие школьники испытывают неуспеваемость по предмету?
Младшие школьники могут испытывать неуспеваемость по предмету по разным причинам. Это может быть связано с плохой мотивацией к учебе, недостаточной приверженностью к учебным задачам, проблемами в понимании материала, недостаточной поддержкой со стороны родителей и учителей, с наличием трудностей в освоении учебной программы и другими факторами.
Как можно психологически охарактеризовать неуспевающих школьников?
Неуспевающие школьники могут иметь разные психологические особенности. Они могут испытывать проблемы с концентрацией внимания, быть неуверенными в своих силах, испытывать низкую мотивацию к учебе, иметь негативный отношение к учебному процессу, недостаточно развитые навыки самоконтроля и саморегуляции. Кроме того, у таких детей могут быть проблемы в социальной адаптации и взаимоотношениях с окружающими.
Какие факторы и причины влияют на неуспеваемость младших школьников?
Неуспеваемость у младших школьников может быть вызвана разными факторами. Важной ролью играют индивидуальные особенности ребенка, его способности, интересы и мотивация. Также влияние на успеваемость оказывают образовательная среда, качество обучения, поддержка со стороны родителей и учителей. Некоторые причины неуспеваемости могут быть связаны с трудностями в усвоении материала, недостаточной подготовкой к школе или стрессовыми ситуациями в личной жизни ребенка.
Какие методы и приемы можно использовать для коррекции неуспеваемости у младших школьников?
Для коррекции неуспеваемости у младших школьников можно использовать различные методы и приемы. Важно учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторые из возможных методов включают дифференцированный подход к обучению, применение интерактивных учебных методов, использование игровых и практических заданий, повышение мотивации к учению, проведение индивидуальных занятий с педагогом или психологом, участие родителей в учебном процессе ребенка и другие подходы, направленные на повышение успеваемости.
Как определить понятие школьной неуспеваемости?
Школьная неуспеваемость - это снижение уровня обученности школьника по определенным предметам или в целом по всем предметам. Она характеризуется недостаточностью знаний и умений, отставанием от программы и низкими оценками. Чтобы определить неуспевающих учеников, необходимо анализировать их академические результаты, которые часто выражаются через оценки по школьным предметам.