Социально-экономические реформы в эпоху Цинь.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Востока
  • 28 28 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 22.06.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Предпосылки и причины социально-экономических реформ в период Цинь 8
2. Экономические реформы в период Цинь. 12
2.1. Унификация мер и весов, письменности и законодательства. Реформа денежной системы. 12
2.2. Строительная политика. 14
2.3. Система землевладения и налоги. Ремесла и торговля. 16
3. Социальная политика в период Цинь. 20
3.1. Аристократия 20
3.2. Простой народ и рабы 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, императором назначались военачальник (вэй), командовавший войсками округа, и инспектор (цзянь), следивший за работой всех чиновников округа. Должностные лица в уездах назначались начальниками округов и подчинялись им. Таким образом, выстраивалась вертикаль власти, которая ставила императора в центр и обеспечивала ему контроль над всеми сферами жизни. Роль местных аристократов при этом принижалась.В управлении государством императору помогали два советника – чэнсяна. Они должны были следить за выполнением указов императора и работой административных органов.Было образовано семь центральных ведомств: военное, судебное, финансовое, ведомство императорского двора, ведомство обрядов, ведомство охраны императора и верховная прокуратура. Для всех чиновников действовало довольно жестокое законодательство. Если чиновник работал плохо, взысканию подвергался не только он сам, но и тот, кто рекомендовал его на должность. Если чиновник видел преступление или знал о нем, но не сообщил властям, он подвергался тому же наказанию, что и преступник.Далее Сыма Цянь отмечает, что император «переселил в Сяньян (столицу государства) со всей Поднебесной сто двадцать тысяч знатных и богатых семей». Вероятно, это было сделано для того, чтобы поставить аристократию под свой контроль, не упускать ее из виду и предотвращать возможные государственные перевороты.Исследователи предполагают также, что подобная мера помогла императору оторвать аристократов от родных мест, лишить их связи с бывшими подданными и тем самым ослабить этот наиболее опасный для его власти социальный слой. Л.С. Переломов указывает на то, что император хотел обновить административный аппарат шести покоренных царств: на место уехавших аристократов назначались в основном выходцы из царства Цинь.У знати и войск в покоренных царствах было отобрано оружие, чтобы предотвратить возможные военные выступления против Цинь.В империи Цинь действовала система социальных рангов. Существовало 20 рангов, первые восемь из которых могли иметь простолюдины, получавшие их в зависимости от возраста, социально-семейного положения и заслуг, а также путем покупки или в награду. Остальные, вплоть до самых высших, 19–20-го, обладателей которых в империи насчитывались единицы, были чиновничьими рангами, дававшимися за службу и заслуги. Высшие ранги предполагали даже право на кормление, то есть взимание налогов с крестьян определенной пожалованной им в условное владение территории.Высший, двадцатый ранг знатности называлсялехоу (или чэхоу). Обладатели лехоу владели золотой печатью с фиолетовым шнуром и за заслуги получали на кормление крупные территории – уезды.Л.С. Переломов предполагает, что советники императора (чэнсяны) и глава военного ведомства принадлежали к высшему рангу знатности, поскольку они имели право пользоваться золотой печатью.Если легизм пользовался почетом в период Цинь, то аристкраты-конфуцианцы переживали не лучшие времена. Конфуцианцы и иные оппонентыимператора много и открыто критиковали его за отказ от традиций, жестокость наказаний, небрежение к нравственности и добродетели, которые были едвали не главным в учении Конфуция и во многом соответствовалиуже сложившейся ментальности и основам мировоззрения жителей Поднебесной. Император агрессивно реагировал на критику.В 213 г. до н.э. он приказал сжечь все древние книги, в 212 г. – казнить четыреста шестьдесят наиболее активных оппонентов. В «Исторических записках» сказано, что Цинь Шихуан«отверг пути, завещанные прежнимиванами, сжег сочинения ученых ста школ, чтобы оставить вневежестве черноголовых». Писатели периода Хань, когда основной идеологией стало конфуцианство, как видно, не одобряли поступка Цинь Шихуана.3.2. Простой народ и рабыВ 219 г. до н.э. император, объезжая страну, поднялся на гору Ланъе. По свидетельству Сыма Цяня, императору оченьпонравилось это место, и он пробыл там три месяца. Впоследствии Цинь Шихуан переселил к подножию этой горытридцать тысячдворов земледельцев, освободив их от податей на двенадцатьлет. Из этого фрагмента можно предположить, что император имел право по своему усмотрению переселять простых общинников на другие земли. Он освободил этих переселенных земледельцев от налогов, чтобы они сумели обосноваться и завести хозяйство на новом месте, понравившемся Цинь Шихуану. В 212 г. до н.э. после постройки дворца вблизи столицы Цинь Шихуан переселил тридцать тысяч семей в Лии и пятьдесят тысяч семей в Юньян, освободив их от повинностей на десять лет. Отсюда можно сделать вывод, что император следил за развитием земледелия в стране.Сыма Цянь сообщает, что на тридцать первом году правления (216 г. до н.э.) император «пожаловал черноголовым по шесть даней риса и по два барана на каждое ли». Дань – это мера объема, которая составляла 100 шэнов, то есть примерно 34,2 л. Таким образом, шесть даней риса составляли примерно 205,2 л. Ли – это мера длины, которая равнялась приблизительно 500 м. Этот указ императора был в пользу общинников-земледельцев.В период Цинь на всю страну был распространен учрежденный еще Шан Яном принцип круговой поруки. Сыма Цянь пишет об этом: «Шесть степеней родственников взаимно отвечают друг за друга, и совсем не стало грабителей и разбойников». Имелось в виду, что если кто-нибудь совершал преступление, за него несли ответственность все родственники. Система легистского законодательства была очень жесткой, вплоть до уничтожения всех родственников преступника по трем линиям родства – отца, матери и жены – за особо тяжкие преступления. Круговая порука касалась теперь не только крестьян, но также и рекомендовавших кого-либо на должность чиновников, что ограничивало непотизм, то есть стремление пристроить к выгодному месту бездарного и неспособного родича или приятеля.В надписи на камне на горе Куайцзи император рассказывает о своих заслугах,в том числе упоминает постановления, касавшиеся семейной жизни. Если женщина, имея детей, выходит замуж, это считается изменой покойному и безнравственностью. Император поставил перегородки между внутренними и внешними помещениями, покончил с развратом и распущенностью; теперь мужчины и женщины держат себя в чистоте и верности.Если муж прелюбодействует, то убить его – не преступление, и теперь мужчины придерживаются справедливогопорядка.Если жена уходит в другой дом, то дети не считают ее больше матерью. Таким образом, все изменились, стали честными и чистыми. В этой надписи Цинь Шихуан подчеркивает, что он следит за нравственностью подданных в их семейной жизни, осуждает прелюбодеяния и измены супругов.Рассмотрим положение рабов в период Цинь. Историк Бань Гу пишет о том, что при династии Цинь «были созданы рынки для торговли рабами и рабынями, которых помещали в общие загоны с волами и лошадьми». Таким образом, можно предположить, что с рабами обращались сурово, если их приравнивали к скоту. Бань Гу также упоминает о том, что в период Цинь «похищали и продавали людей, жен и детей». Отсюда можно сделать вывод, что одним из источников рабства было насильственное похищение свободных людей и обращение их в рабов.Подведем итоги третьей главы. В отношениях императора с аристократией важно было то, что Цинь Шихуан отказался от системы предоставления наследственных владений чжухоу ради укрепления централизации. Знатные семьи из покоренных царств были переселены в столицу и поставлены под контроль императора. Также существовал жесткий контроль за деятельностью чиновников.Существовала система социальных рангов, высшие из которых могли получить только наиболее приближенные к императору люди. Цинь Шихуан обращал большое внимание на жизнь земледельцев, поскольку земледелие считалось основным занятием. Были приняты некоторые указы, облегчавшие жизнь простых земледельцев. Вместе с тем в стране действовала жестокая круговая порука. Рабство продолжало существовать и развиваться.ЗаключениеВ работе были рассмотрены социально-экономические реформы, проведенные в период Цинь (221–207 гг. до н.э.). Эти реформы связываются с именем императора Цинь Шихуана, однако анализ источников показывает, что ведущую роль в проведении преобразований, вероятно, сыграл сановник Ли Сы – один из приближенных Цинь Шихуана, сторонник учения легизма. Легистские теории лежали в основе реформ.Предпосылками реформ явились тенденции к объединению страны, наметившиеся к концу периода Чжаньго. Для дальнейшего развития экономики была выгодна унификация системы мер и весов стандартизация монеты, что и было осуществлено при Цинь Шихуане. Параллельно с этим была установлена единая письменность, что на долгие годы определило культурное развитие Китая, поскольку основы того письма сохранились до наших дней.Необходимость централизации и легистское учение о твердой власти правителя определило отношение императора к покоренной аристократии. Знать из завоеванных царств была отстранена от власти. В стране существовала система социальных рангов, которые можно было получить за заслуги перед императором и даже купить. Низшие из этих рангов были доступны даже простолюдинам. Таким образом, теоретически каждый человек получал возможность выслужиться и подняться по социальной лестнице.В развитии хозяйства основное внимание уделялось земледелию. Люди получили возможность продавать и покупать землю, что в дальнейшем привело к расслоению в обществе и формированию слоев крупных богатых землевладельцев и бедных крестьян. Ремесла и торговля, несколько в противовес учению легистов, не были запрещены и не подвергались гонениям. Государство контролировало выплавку монеты, систему откупов и податей, организовывало государственные мастерские.Эффективность экономики в значительной степени подрывалась ростом налогов, которые, по свидетельству источников, в разы превышали налоги, существовавшие в период Чжоу. Кроме того, были тяжелые трудовые повинности, связанные с активной строительной деятельностью императора. Современный символ Китая – Великая стена – остался в памяти китайского народа местом, где тяжело трудились тысячи людей, многие из которых погибли.Политическая и экономическая система в период Цинь держалась на очень жестоких законах, единых для всей страны. В обществе была введена круговая порука, преступников сурово наказывали, в том числе используя их на строительных работах, при освоении новых земель, в государственных мастерских. Народные восстания, случившиеся после смерти Цинь Шихуана, говорят о том, что жизнь простого народа и обычных чиновников была в целом очень тяжелой. Династия Цинь вскоре была свергнута, однако династия Хань заимствовала многое из созданного Цинь Шихуаном.Список использованной литературыИсточникиАдминистративная реформа // Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 2 / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. С. 179-181.Работорговля и цены на рабов // Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 2 / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. С. 199-201.Система налогового обложения // Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 2 / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. С. 212-213.Сыма Цянь. Исторические записки (Шицзи). Т. II. Пер. с кит.и комм. Р.В.Вяткина и В.С.Таскина;Под общ.ред.Р.В.Вяткина. Изд.2-е,испр. и доп. под ред.А.Р.Вяткина. М.: Вост. лит.,2003.Унификация мер и весов // Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 2 / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. С. 184.Научная литератураВасильев Л.С. История Востока в 2 т. Т.1. М.: Высш. шк., 1994. История Китая/ Под ред. А.В. Меликсетова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2002.История Китая с древнейших времен до наших дней/ Отв. ред.Л.В. Симоновская,М.Ф. Юрьев. М.: Наука, 1974.Крюгер Р. Китай. История страны. М.: ЭКСМО, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=1039707 (дата обращения: 22.02.2017)Крюков М.В. Сыма Цянь и его «Исторические записки» [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Tom_I/pred1.htm (дата обращения: 22.02.2017)Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.В. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.: Издательство «Наука», 1983.Переломов Л.С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221–202 гг. до н.э.). М.: Изд-во Восточнойлит-ры, 1962.Фицджеральд Ч.П. История Китая. М.:Центрполиграф, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=1035178 (дата обращения: 22.02.2017)

1. Административная реформа // Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 2 / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. С. 179-181.
2. Работорговля и цены на рабов // Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 2 / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. С. 199-201.
3. Система налогового обложения // Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 2 / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. С. 212-213.
4. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. II. Пер. с кит. и комм. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина; Под общ. ред. Р.В. Вяткина. Изд. 2-е, испр. и доп. под ред. А.Р. Вяткина. М.: Вост. лит., 2003.
5. Унификация мер и весов // Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 2 / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. С. 184.

Научная литература
1. Васильев Л.С. История Востока в 2 т. Т.1. М.: Высш. шк., 1994.
2. История Китая / Под ред. А.В. Меликсетова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2002.
3. История Китая с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. Л.В. Симоновская, М.Ф. Юрьев. М.: Наука, 1974.
4. Крюгер Р. Китай. История страны. М.: ЭКСМО, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=1039707 (дата обращения: 22.02.2017)
5. Крюков М.В. Сыма Цянь и его «Исторические записки» [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Tom_I/pred1.htm (дата обращения: 22.02.2017)
6. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.В. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.: Издательство «Наука», 1983.
7. Переломов Л.С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221–202 гг. до н.э.). М.: Изд-во Восточной лит-ры, 1962.
8. Фицджеральд Ч.П. История Китая. М.: Центрполиграф, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=1035178 (дата обращения: 22.02.2017)

Вопрос-ответ:

Какие причины и предпосылки привели к проведению социально-экономических реформ в эпоху Цинь?

Социально-экономические реформы были проведены в период Цинь в связи с необходимостью укрепления и унификации государства. Руководство Циньского государства стремилось к установлению полного контроля над экономическими и социальными процессами в стране. Это было также связано с желанием усилить военную мощь страны.

Какие экономические реформы были проведены в период Цинь?

В период Цинь было проведено несколько экономических реформ. Среди них можно выделить унификацию мер и весов, письменности и законодательства, а также реформу денежной системы. Одной из главных задач реформ было установление контроля над производством и торговлей, а также повышение эффективности экономики в целом.

Какие изменения были в системе землевладения и налогов в эпоху Цинь?

В эпоху Цинь были введены изменения в систему землевладения и налогов. Было проведено перераспределение земель и установлены новые налоговые ставки. Целью этих изменений было укрепление власти государства и повышение доходов от налогов. Кроме того, реформы коснулись и ремесленников, которые были подвержены новым правилам и нормам производства.

Какую социальную политику проводили в эпоху Цинь?

В эпоху Цинь была проведена социальная политика, направленная на укрепление власти и поддержку аристократии. Аристократы получили больше привилегий и сделались ближе к центру власти. Одновременно с этим, простому народу были наложены тяжелые налоги и обязательства, а рабы были лишены даже ограниченной свободы.

Каким образом влиял император на социальную и экономическую политику в эпоху Цинь?

В эпоху Цинь император имел решающее влияние на социальную и экономическую политику. Он назначал военачальников и вел строительную политику. Также император утверждал новые меры и весы, законы и деньги, определял налоговую политику и контролировал систему землевладения. Императорский приказ имел принудительную силу и был основой для проведения реформ в стране.

Какие были предпосылки и причины социально-экономических реформ в период Цинь?

В эпоху Цинь в Китае существовала раздробленная и феодальная система правления, что приводило к политической, экономической и социальной нестабильности. Целью реформ было укрепление власти центральной державы, унификация страны и повышение эффективности экономики.

Какие экономические реформы были проведены в период Цинь?

В рамках реформ была проведена унификация мер и весов, стандартизация письменности и законодательства. Также была осуществлена реформа денежной системы, строительная политика, реформа системы землевладения и налогов, а также поддержка развития ремесел и торговли.

Какие изменения были в социальной политике в период Цинь?

В период Цинь происходили изменения в социальной политике как в отношении аристократии, так и в отношении простого народа и рабов. Аристократия была лишена привилегий и подвергалась жесткому контролю со стороны императора. Простому народу были предоставлены определенные права и льготы, однако рабство все еще существовало, хотя его условия стали более умеренными.

Какие реформы были проведены в системе землевладения и налогов в период Цинь?

В период Цинь была осуществлена реформа системы землевладения и налогов. Были определены права собственности на землю, введены новые методы оценки и сбора налогов, а также установлены государственные магазины для регулирования торговли и снабжения населения.

Какую роль играл император в проведении реформ в период Цинь?

Император в эпоху Цинь играл ключевую роль в проведении реформ. Он назначал военачальников, которые осуществляли военную и политическую реформу, а также контролировал аристократию и принимал важные решения в области экономики и социальной политики.

Какие были предпосылки и причины социально-экономических реформ в период Цинь?

Одной из основных причин реформ была необходимость укрепления и централизации власти в руках императора Цинь. В этот период был установлен строгий режим деспотического правления, и проведение экономических реформ было важной частью этого процесса.

В чем заключалась реформа денежной системы в период Цинь?

Одной из основных мер реформы денежной системы было введение стандартной монеты, называемой баньли. Эта монета имела одинаковый вес и металлическое содержание, что дало возможность установить стабильные отношения цен между различными регионами страны. Также были проведены меры по борьбе с фальшивомонетчиками и контролю за денежным обращением.