Возможности использования воспитателями диалога и дискуссии в работе у людей с психическими расстройствами
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 03.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1. Основные направления психосоциальной реабилитации больных психическими расстройствами 6
1.2. Методы подготовки психологов-практиков к проведению диалога и дискуссий в деятельности 15
Глава 2. Исследование особенностей применения диалога и дискуссии в работе психолога 20
2.1. Особенности использования групповой дискуссии в психокоррекционной работе психолога с подростками 20
2.2. Роль психокоррекционного диалога в психоаналитической интерпретации комплекса тематических психорисунков 28
Выводы 34
Список литературы 35
В зависимости от направленности личности Л.Е. Орбан-Лембрик выделяет следующие стили общения: исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) и инициативный (ориентация человека на дело и на себя). Когда собеседник стремится достичь успеха в общении и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если в разговоре человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль характеризуют как отчужденный. Выделяют также альтруистический (желание помочь другим), манипулятивный (достижения своей цели), миссионерский (осторожный воздействие на другого) стили общения [6, с. 381]. Развивая эту мысль, автор отмечает, что стиль общения имеет как объективную, так и субъективную основу. С одной стороны, он зависит от моральных норм, социокультурной них, социально-экономических и политических факторов, сложившейся системы отношений, а с другой - от личностных особенностей человека. В целом стиль общения обычно остается постоянным при определенных ситуациях, однако, если меняются обстоятельства, то возможны адаптация, притворство к другому стилю или комбинация стилей. Большинство людей имеет какой-то превалирующий стиль, а также один или несколько запасных, которые проявляются тогда, когда невозможно применить основной [6, с. 381-382].Важной особенностью групповой работы в рамках эффективности межличностного взаимодействия является оптимальный подбор участников в группу, который предполагает учет совместимости, сходство интересов, а также величину группы. Оптимальной для общения есть группа 7 ± 2 участников, так как для полноценного межличностного общения необходимо держать в памяти реплики партнеров по общению. Такой размер группы позволяет установить между ее членами коммуникативные процессы (направленные одновременно на индивида и группу в целом), что обеспечивает надежную обратную связь и неформализованное общение [2, с. 167]. По мнению И.Я. Ялом, идеальный размер психотерапевтической группы - около семи человек. «До определенной степени оптимальный размер группы соответствует функции продолжительности встреч: чем длиннее встреча, тем большее количество пациентов может получить пользу от работы в группе» [9, с. 317]. И.В. Вачков по количеству участников группы считает, что состав и структура групп зависят прежде всего от цели. Неудобство большого количества членов группы особенно заметно при фиксации времени, затрачиваемого на групповую рефлексию после проведения упражнений [1, с. 49-50].Что касается состава группы, то ученые отмечают благотворное влияние гетерогенности группы по степени выраженности личности, поэтому на каждом этапе групповой работы важно установление деятельности с доступным уровнем решения задачи. В ходе такой деятельности у участников группы, во-первых, формируется и совершенствуется общая коммуникативная готовность личности, во-вторых, вырабатываются специфические коммуникативные навыки и, в-третьих, перестраиваются личностные установки и позиции, повышается устойчивость к фрустрационнымситуациям, происходит переход от пассивно-оборонного отношения к активным действиям [2, с. 172]. 2.2. Роль психокоррекционного диалога в психоаналитической интерпретации комплексатематических психорисунковНасовременном этапе развития психологической науки глубиннаяпсихокоррекция актуальна, поскольку ориентирована на исследования индивидуальной неповторимости психики субъекта, и бессознательных детерминант его поведения.Психокоррекция в пределах психодинамической теории,направленная на гармонизацию сознательного и бессознательного, опирается на диалог, как инструмент познания феномена психики субъекта.Психокоррекционных диалог направлен на оказание помощи протагонисту в рефлексии его личностной проблемы.Диалогическая концепция в психологии касается глубинных уровней человеческого существования, которые лежат за рамками традиционных предметов научного исследования.Психологическую концепцию диалога создавали И. Васильева,С.Ю.Курганов,В. Ф. Литовский, А. М. Матюшкин, А. А. Радионова, И. М. Соломадин,А.В. Хараш.В основе этой концепции лежит идея диалога, как условия развития личности, как способа понимания другой личности и определения собственного ценностного отношения к другому человеку, толчок к внутренней работе человека с переосмысления себя, своей позиции в мире [7].С. Л. Братченко,Д. А. Леонтьев указывают, что диалог с формальной стороны - это обмен репликами в процессе коммуникации между двумя (и более) собеседниками.С содержательной стороны - специфическая для человека форма межличностного взаимодействия и качество отношений, при которых другой человек (собеседник) выступает не как объект или условие деятельности другого человека, направленной на достижение собственных целей, а как равноправный свободный субъект, имеющий собственные интересы, ценности и внутренний мир [2].Большой вклад в развитие концепции диалога сделал российский ученый М. М. Бахтин.Ученый утверждает, что в диалоге лежит сущность бытия человека, потому что он сам по себе существовать не может, все, что есть в человеке возникло в результате и в процессе общения.Диалогические отношения являются универсальным явлением, которое пронизывает все отношения человеческой жизни, посколькучеловекпроявляет себя в выражениях, то его невозможно изучать как вещь, явление природы, а только через создаваемые им«знаковые тексты» [1].М. М. Бахтин отмечает, что методом понимания человека должен быть диалог: «Овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его невозможно, нельзя и овладеть им и путем объединения, ощущения его.К нему можно подойти и возможно его раскрыть только путем общения с ним, диалогически ... Исследование становится вопросом и беседой, то есть диалогом.Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарная наука (анатомия, физиология человека и др.)»[1, 35].Широкое применение концепция диалога получила в области психологического консультирования, где диалог является ведущим, наиболее эффективным принципом общения и предоставления психологом-консультантом помощи клиенту.Определяется как группа техник, которые проводятся в разговорном стиле и направлены на решение конкретной жизненной проблемы.Психолог и клиент работают вместе, чтобы выяснить проблему и исследовать ее с разных сторон, то есть диалог - это широкое общение для определения того, что происходит в жизни клиента [4].Т. А. Флоренская подчеркивает, что суть диалогического консультирования заключается в том, чточеловекявляется не объект исследования, постановки диагноза и влияния, а субъектом живого общения [6].А. Ф. Копев, А. В. Новикова, Л. А. Петровский,В.А. Смехова, А. С. Спиваковский указывают на такие характеристики диалога: взаимность воздействия участников общения, стремление принять позицию друг друга, взаимное уважение и доверие, способность видеть, понимать и активно использовать широкий и разносторонний спектр коммуникативных умений.В частности, А. Ф. Копев отмечает, что диалогический уровень общения требует активности как со стороны консультанта, так и со стороны клиента.Психолог-консультант готов к диалогу и побуждает к нему клиента, расширяя круг социально-перцептивных задач с целью установления психологического диагноза [4].Отдельной областью теоретической и практической разработкипроблемдиалога стала экзистенциальная и гуманистическая психология, проблемами которой занимались такие ученые как Л. Бинсвангер, Дж. Бюдженталь, С. Джурард,К. Роджерс,М. Фридман,К. Ясперси др.В этих направлениях психологии делается акцент на построении отношений по принципу диалога на основе равноправия, внимания к целостности личности клиента, глубокого и адекватного понимания личности, оказания помощи в решении психологических проблем, стимулировании желаемых изменений [5].Диалог в психокоррекционной практике выступает основным средством актуализации рефлексивной активности субъекта [8].Психокоррекционный диалог связан с процессуальной диагностикой, которая означает способность психолога распознавать в процессе групповой коррекции индивидуально-психологические черты личности, это слияние в практике психодиагностического и психокоррекционного процессов.Процессуальной психодиагностике присуща неповторимость конкретно семантического аспекта, который связан с неповторимостью и своеобразием личностных проблем протагониста.Т.С. Яценкоуказывает, что особенности процессуальной психодиагностики зависятотстепени«защитных» тенденций индивида, от его психологической готовности к обучению и мотивационной силы и ориентация на самоизменение, на обновление своего образа жизни, видение окружающего мира [8, 25].Процессуальная психодиагностика строится на максимальном приближении к внутренней феноменологии субъекта, к его видению себя и окружающих, к его пониманию проблемы, бессознательных предпосылок трудностей общения.С помощью психодинамической интерпретации рисунков, которая предусматривает гармонизацию изображений самим автором, можем обнаружить логическую упорядоченность поведенческого материала.Т. С. Яценко утверждает: «Процессуальная диагностика и коррекция учитывают динамические характеристики психики, вследствие чего психолог имеет возможность определять динамику диалога адекватно познанию феномена психики протагониста.При этом предыдущий коммуникат приводит следующий шаг в продвижении вместе с протагонистом к глубинному познанию индивидуально неповторимой психики»[3, 202].Диалогическое взаимодействие является неотъемлемой составляющей глубинно-психологического познания, что опирается на логическую вероятность поведенческого материала.Т. С.Яценкоотмечает наличие взаимных переходов от языка прогнозов (на основе высказываний субъекта или его продуктов деятельности) к их подтверждению последующей его активности в диалогическом взаимодействии [9, 31].Психокоррекционных диалог направлен на оказание помощи субъекту в решении его личностной проблемы и выполняет следующие функции (представлены в табл. 1):Таблица 1. Функциональные значение диалогаФнкцияЗначениеИнформационнаянакопление материала с целью установления диагностических выводовПальпулятивнаявыявление психологически нагрузочных моментов для протагонистаРазвивающаяразвертывание фиксированного события в пространстве и времениЛечебно-уточняющая (подтверждающая)выстраивание гипотезы относительно проблематики протагонистаЛечебно-коррекционнаяразъяснение субъекту глубинных истоков его поведения (проблематики)Значительную роль в ведении диалога играют вопросы, что катализируют развернутую беседу, структурируют рассказ, помогают протагонисту представлять личностную информацию пережитого жизненного опыта.Вопросы должны быть не жестко формализованными, а максимально приближенными к индивидуальной неповторимости психики субъекта.Интерпретацию психолог использует только тогда, когда в процессе диалога выделено достаточное для выводов количество доказательного материала.В ходе диалога происходит диагностирование глубинных предпосылок личностной проблематики субъекта и содействие осознанию протагонистом собственного деструктивного вклада в отношения со значимыми людьми [10].При проведении анализа комплекса психорисунков, состоящег из 33-40 тем, роль психокоррекционного диалога заключается в объективации фиксаций, которые представлены в графических образах рисунков.Инструкция к выполнению психорисунков направлена на актуализацию спонтанности и непринужденности рисования, а в процессе диалогического взаимодействия психолога с автором комплекса рисунков происходит актуализация спонтанной саморефлексии.Психолог опирается на спонтонно-эмоциональнуюкатализациюсаморефлексии.Этому способствуют механизмы символизации.В диалогическом процессе важно диагностировать социально-психологические искажения, обусловливающие деструктивные тенденции поведения, психологические «зоны риска» в отношениях со значимыми людьми.Путем вербализации авторской визуальной продукции происходит катализация логических связей между осознаваемой частью проблемы и неосознаваемыми ее детерминантами.Психолог путем диалога проявляет индивидуальную неповторимость психики автора рисунков и глубинные истоки его личностной проблематики, которая порождена Эдиповой зависимости, определяются также пути ее решения.Рисунки эксплицитно выражают логическую упорядоченность бессознательного, которую можно познавать только в диалоге с автором [3].Т. С. Яценко утверждает, что диалогическое взаимодействие психокоррекционной направленности имеет следующие составляющие:•содействие самосознанию субъекта в процессе психокоррекционной работы;•определение логической связи между отдельными образами рисунков;•формулировка и уточнение гипотез относительно личностных проблем автора рисунков;•интерпретация символики психорисунков в их архетипический смысле [8].Методика психоанализа комплекса тематических рисунков обеспечивает психокоррекционные эффект, поскольку позволяет проникать в глубинные аспекты и объективировать внутренние противоречия психики субъекта, выявлять индивидуально-неповторимую логику бессознательного.Психокоррекционный диалог структурируется в направлении постепенного (порционного) и многоуровневого (сознательный, бессознательный уровень) прояснения психологом глубинных истоков проблематики протагониста, познания внутренней противоречивости психики, которая проявляется в деструктивных тенденциях поведения.Важным моментом в применении комплекса тематических психорисунков по сравнению с использованием стандартизированных графических методик является то, что участник процесса участвует в интерпретации результатов своей работы.В этом процессе главным является выявление логической упорядоченности психики респондента в ее противоречивой сущности.ВыводыВ результате исследования мы пришли к таким выводам:1. В психокоррекционной работе психолога с подростками важное значение придается групповой дискуссии.2. В основе требований, предъявляемых к психологу в групповой работе с подростками, лежат знания об их психофизическом и социальном развитии, потребностях, интересах, особенностях поведения. Используя вербальные средства влияния, психолог должен учитывать те или иные нарушения подростков и их связь с невербальной коммуникацией, которая тоже может иметь специфический характер. Эти же нарушения и расстройства могут вызвать барьеры для восприятия сообщения между участниками тренинга. Учет коммуникативного стиля участников тренинга позволит психологу более эффективно провести психокоррекционную работу.3.Психокоррекция при диалогическом взаимодействия опирается на символично образные проявления психики в рисунках и невербальные, эмоциональные проявления в поведении протагониста.Благодаря эмоциональным переживаниям протагониста при анализе комплекса тематических психорисунков актуализируется личностная проблема и раскрываются перспективы ее решения.Психокоррекционное влияние диалогического взаимодействия направлено на гармонизацию сознательной и бессознательной сфер психики субъекта.При использовании в психодиагностике стандартизированных тестовых методик, роль диалога упрощается. Присутствует только сообщение цели исследования, инструкции для выполнения задачи, интерпретации полученных данных и т.д. Роль диалога после выполнения рисунка автором сводится к формализованной интерпретации графического материала с последующим показателям: структура рисунка, размещение фигур, чрезмерная заштрихованисть, вытирание рисунка, наличие или отсутствие определенных деталей изображения. Список литературыАнн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб. : Питер, 2003. - 271 с.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. Бахтин. - М.: 1979.Братченко С. Л. Диалог / С. Братченко, Д. Леонтьев // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - 2007. - № 2 (11). - С. 23-28.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб.пособ. / И.В. Вачков. - 3-е изд., Пере- раб. и доп. - М.: Ось-89, 2007. - 256 с.Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: учеб.пособ. для студ. высш. учеб. Заведите. / Ж.М. Глозман. - М.: Академия, 2002. - 208 с.Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. - СПб. : Питер, 2007. - 160 с.Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растенников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 104 с.Концептуальные основы и методика глубинной психокоррекции: подготовка психолог-практика: учеб.пособие. / [Т. С. Яценко, Б. Б. Иваненко, С. М. Авраменко и др.] ; под ред. Т. С. Яценко. - М.: Высшая школа, 2008. - 342 с.Копьев А. Ф. О диалогическом понимании психотерапевтического контакта / А. Копьев // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. - 1987. - С. 50-57. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб. Речь, 2006. - 224 с. Нижник Л. Помощь детям с особыми потребностями / лНижник, А. Сагирова. - К., 2004. - 120 с.Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная психология : учебник : в 2 кн. / Л.Е. Орбан-Лембрик. - М.: Просвещение, 2004. - Кн. 1: Социальная психология личности и общения. - 576 с.Основы практической психологии / Под ред. В.Панок, Т.Титаренко, Н.Чепелева и др .: Учебник. М .: Просвещение, 1999 - 536 с.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М., 1994.Тюптя А. Коммуникативная компетентность личности / А. Тюптя // Шаги к компетентности и интеграции в общество : метод.сб. - М., 2000. - С. 200-207.Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии наука о душе / Т.А. Флоренская. - М. - 126 с.Хараш А. В. «Другой» и его функция в развитии «Я» / А. Хараш // Общение и развитие психики. - 1986. - С. 31-46.Ялом И.Я. Групповая психотерапия: теория и практика: пер. с англ. / И.Я. Ялом. - М.: Апрель Пресс, 2005. - 576 с.Яценко Т. С. Проблема глубинного познания психики субъекта в визуализированной самопрезентации / Т. С. Яценко // Психотерапия. – М. : ООО «ГениизусМедиа», 2012. – № 10 (18). – С. 22 – 30Яценко Т.С. Психоаналитический подход к интерпретации тематических рисунков / Т. Яценко // Гуманитарные науки. – 2001. – №2. - С. 72- 86.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. Бахтин. - М.: 1979.
3. Братченко С. Л. Диалог / С. Братченко, Д. Леонтьев // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - 2007. - № 2 (11). - С. 23-28.
4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособ. / И.В. Вачков. - 3-е изд., Пере- раб. и доп. - М.: Ось-89, 2007. - 256 с.
5. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. Заведите. / Ж.М. Глозман. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
6. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. - СПб. : Питер, 2007. - 160 с.
7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растенников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 104 с.
8. Концептуальные основы и методика глубинной психокоррекции: подготовка психолог-практика: учеб. пособие. / [Т. С. Яценко, Б. Б. Иваненко, С. М. Авраменко и др.] ; под ред. Т. С. Яценко. - М.: Высшая школа, 2008. - 342 с.
9. Копьев А. Ф. О диалогическом понимании психотерапевтического контакта / А. Копьев // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. - 1987. - С. 50-57.
10. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб. Речь, 2006. - 224 с.
11. Нижник Л. Помощь детям с особыми потребностями / л Нижник, А. Сагирова. - К., 2004. - 120 с.
12. Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная психология : учебник : в 2 кн. / Л.Е. Орбан- Лембрик. - М.: Просвещение, 2004. - Кн. 1: Социальная психология личности и общения. - 576 с.
13. Основы практической психологии / Под ред. В.Панок, Т.Титаренко, Н.Чепелева и др .: Учебник. М .: Просвещение, 1999 - 536 с.
14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М., 1994.
15. Тюптя А. Коммуникативная компетентность личности / А. Тюптя // Шаги к компетентности и интеграции в общество : метод. сб. - М., 2000. - С. 200-207.
16. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии наука о душе / Т.А. Флоренская. - М. - 126 с.
17. Хараш А. В. «Другой» и его функция в развитии «Я» / А. Хараш // Общение и развитие психики. - 1986. - С. 31-46.
18. Ялом И.Я. Групповая психотерапия: теория и практика: пер. с англ. / И.Я. Ялом. - М.: Апрель Пресс, 2005. - 576 с.
19. Яценко Т. С. Проблема глубинного познания психики субъекта в визуализированной самопрезентации / Т. С. Яценко // Психотерапия. – М. : ООО «Гениизус Медиа», 2012. – № 10 (18). – С. 22 – 30
20. Яценко Т.С. Психоаналитический подход к интерпретации тематических рисунков / Т. Яценко // Гуманитарные науки. – 2001. – №2. - С. 72- 86.
Вопрос-ответ:
Какие возможности использования диалога и дискуссии есть у воспитателей в работе с людьми с психическими расстройствами?
Воспитатели, работающие с людьми с психическими расстройствами, могут использовать диалог и дискуссию для помощи в общении, развитии социальных навыков, повышении самооценки и самосознания пациентов.
Какие методы подготовки психологов используются для проведения диалога и дискуссий?
Психологи проходят специальную подготовку, включающую изучение теоретических основ диалога и дискуссий, практические тренинги, освоение коммуникативных навыков и умений.
Какие особенности применения групповой дискуссии в работе психолога с подростками?
Групповая дискуссия позволяет подросткам выразить свое мнение, обсудить свои проблемы и находить вместе решения. Она способствует развитию социальных навыков, самоутверждению и самоопределению подростков.
Какую роль играет диалог и дискуссия в психокоррекционной работе психолога?
Диалог и дискуссия помогают психологу установить контакт с пациентом, создать доверительную атмосферу, развить понимание и эмпатию. Они также способствуют осознанию проблем и поиску решений.
Какие направления психосоциальной реабилитации используются для больных психическими расстройствами?
Психосоциальная реабилитация больных психическими расстройствами включает такие направления, как социальная адаптация, трудовая реабилитация, обучение навыкам самообслуживания и жизненной организации, психокоррекционная работа, групповое общение.
Какие основные направления психосоциальной реабилитации используются при работе с людьми с психическими расстройствами?
Основные направления психосоциальной реабилитации больных психическими расстройств включают: обучение навыкам самообслуживания, социальная адаптация, развитие коммуникативных и профессиональных навыков, осуществление реабилитационной помощи в семье и обществе.
Какие методы подготовки психологов практиков используются для проведения диалога и дискуссий в работе?
Для подготовки психологов практиков к проведению диалога и дискуссий в работе используются методы, включающие теоретическое обучение, практические тренинги, супервизию, обмен опытом с коллегами, а также самостоятельное изучение специальной литературы и участие в конференциях и семинарах.
Какие особенности применения групповой дискуссии в психокоррекционной работе психолога с подростками?
Особенности применения групповой дискуссии в психокоррекционной работе психолога с подростками включают учет возрастных особенностей подростков, использование интерактивных методик и игр, создание доверительной атмосферы в группе, стимулирование активного участия каждого участника и поощрение открытого обмена мнениями.
Какие возможности использования диалога и дискуссии есть у воспитателей при работе с людьми с психическими расстройствами?
Воспитатели могут использовать диалог и дискуссию для обмена взглядами и идей, развития навыков коммуникации и социальной адаптации, участия в процессе принятия решений, развития критического мышления и самоанализа, а также для повышения самооценки и мотивации пациентов.
Какие особенности применения диалога и дискуссии в работе психолога можно выделить?
Особенности применения диалога и дискуссии в работе психолога включают учет индивидуальных особенностей клиентов, умение слушать и задавать открытые вопросы, создание доверительной и поддерживающей атмосферы, использование различных методов и техник коммуникации, а также гибкость и адаптацию под изменяющиеся потребности и цели клиента.
Какие возможности есть для использования диалога и дискуссии в работе воспитателей с людьми с психическими расстройствами?
Воспитатели могут использовать диалог и дискуссию в работе с людьми с психическими расстройствами для создания благоприятной атмосферы, содействия коммуникации и развития психологической поддержки. Это помогает улучшить самосознание, развить навыки общения, а также помогает выразить свои чувства и мысли. Диалог и дискуссия могут использоваться для решения проблем и конфликтов, а также для развития навыков решения задач и принятия решений.