Христос и первохристианская община в трудах Р.Бультмана

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 24 24 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 07.04.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Р. БУЛЬТМАНА 5
1.1 Р. Бультман как теолог 5
1.2 Бультмановская герменевтика Священного Писания 7
1.3 «Новый завет и мифология»: общая характеристика 10
ГЛАВА 2. ОБРАЗ ХРИСТА В КОНТЕКСТЕ ВЕРОУЧЕНИЯ Р. БУЛЬТМАНА О ПЕРВОХРИСТИАНСКОЙ ОБЩИНЕ 15
2.1 Христос и Откровение в диалектической теологии. 15
2.2 Диалектическая теология и православие. Экклезиология 17
2.3 Образ Христа и первохристианская община в понимании Р. Бультмана 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЯ 25

Фрагмент для ознакомления

Под этим термином понимается«…отрасль христианского богословия, изучающая природу и свойства Церкви».
После прихода к власти нацистов и создания ими единой Имперской церкви «немецких христиан», в 1934 году собрался альтернативный съезд протестантских пасторов и епископов, которые резко отмежевались от «немецких христиан». Кроме того, они раскритиковали концепцию о правомерности вмешательства национал-социалистического государства в дела церкви и в ее догматы.
Меморандум, получивший название «Барменская декларация», содержал в себе несколько важных тезисов, которые определили характер и задачи Церкви в обществе и ее связи с государством. «Иисус Христос, как Он засвидетельствован нам в Священном Писании, есть единое Слово Бога, которое мы должны слушать, которому мы должны доверять и покоряться в жизни и в смерти». То есть, в Откровение включает в себя лишь Христа и Библию. Прочие тексты, как указывал Бультман, часть мифа и двухтысячелетней, очень усердной мифологизации. Только Творец управляет жизнью христианина, без всяких посредников и наместников. Только перед Ним можно и нужно держать отчет за свои действия, лишь Он требует покорности и подчинения. Бультман прямо указал, что у государства есть свои задачи, а у Церкви они свои. И не дело государства вмешиваться в дела церковные, «давить» на церковь или «сооружать» из церкви филиал идеологического ведомства герра Геббельса. Позор той Церкви, которая пренебрегая делом Создателя, пойдет в услужение власти. Упоминавшийся Барменский синод, фактически, основал независимую от национал-социалистов Исповедующую Церковь; нацисты же создали свою Церковь немецких христиан во главе с райхсепископом Мюллером. После разгрома III Райха апологеты прежнего режима, «немецкие христиане», и их епископская верхушка, запятнавшая себя связями с национал-социализмом, прекратили свою деятельность.

2.3 Образ Христа и первохристианская община в понимании Р. Бультмана

Прежде чем мы рассмотреть бультмановское понимание образа Христа, отметим, что существует два взгляда на историю, которые известны под терминами historie и geschichte. Они весьма значимы для понимания как концепции Бультмана, так и всего богословия XX века. Специфику каждого из терминов обосновал немецкий богослов Мартин Келер. Он полагал, что либеральное понимание истории (historie) не способно привести к положительным результатам. Ошибка либералов, по его мнению, заключалась в том, что либералы стремились обнаружить «настоящего исторического Иисуса», используя методы секулярной историографии. Однако каждый новый образ Христа был лишь очередной гипотезой. Ни один из многочисленных «исторических Иисусов» либерализма никогда не существовал.
Как отмечал богослов, для того чтобы найти настоящего Христа, следует обратить внимание не на факты, которые подлежат фиксации и проверке, а на Его воздействие на людей, отраженное в Новом Завете. Необходимо понимать историю как geschichte. Именно таким образом изображен Христос в Новом Завете. Евангелисты и апостолы не создавали биографию Христа в современном понятии, а призывали к вере в Него. И когда люди приходят к вере, то верят не в точность исторических данных, а в самого Иисуса Христа, который провозглашается в Евангелии. По мнению богослова, historie не сможет найти настоящего Христа, так как само основание историко-критической методики не позволяют согласиться со сверхъестественным. Настоящий библейский Христос, который был рожден и жил в Палестине, был распят и воскрес, может осознаваться только посредством geschichte.
Концепция Келера изначально не разделалась другими мыслителями, однако через несколько десятилетий все же заинтересовала богословов, включая и Бультмана. Так, по мнению Бультмана, geschichte не способна описать реальную историю Христа. Все, что мы доподлинно знаем об историческом Христе, – это то, что Он жил и умер. Его воскресение как физическое восстание из мертвых является мифом. Новый Завет вообще равнодушен к historie, к тому, что случилось на самом деле. В центре Нового Завета не история о Христе, а вера, исповедание, керигма Христа. Церковь не анализирует и не доказывает факты жизни, она проповедует. Ее не интересует вопрос об истории Христа, она знает Христа не «по плоти» (2 Кор. 5:16), а «по духу».
Во главе угла – Иисус Христос керигмы. По мнению Бультмана, синоптические Евангелия – это не часть теологии, а только подготовительный материал для нее. Теология начинается с керигмы, с Христа распятого и воскресшего, а сама керигма раскрывается, преимущественно, у Павла и Иоанна. С формальной точки зрения Бультман занимает противоположную сторону по отношению к либералам. Либералы XIX века пытались воссоздать образ исторического Христа такими же методами, которые применяются для исследования любого факта. Бультман же обращает внимание, прежде всего, на керигму Нового Завета, на Иисуса Христа провозглашенного. Однако и Бультман, и либералы сходятся в понимании различий между Христом истории и Христом керигмы, т.е. между Христом, Который действительно жил в I веке, и Христом, Которого проповедует церковь.
Кроме того, Р. Бультман полагал, что и ранняя церковь также разделяла его апатию к историческим событиям, связанным с Христом, а сосредотачивала свое внимание лишь на провозглашении спасения в Нем. Так как восстановить образ исторического Христа весьма сложно или вообще не представляется возможным, поэтому исследователям остается лишь разрешить вопрос о том, каким образом первохристианская община проповедовала Христа. В XX веке старания исследователей были также направлены на рассмотрение связей между кумранскими свитками и сектой ессенеев, и еще больше – с ранним еврейским гностицизмом (мистическим религиозным философским течением).
Таким образом, согласно утверждениям Бультмана, Евангелия описывают образ Христа не с исторической и реальной точки зрения, а как мифический персонаж, о котором проповедовала апостольская церковь. В Евангелиях Бультман старался найти в них не какие-то новые детали биографии Христа, а историю первохристианской общины.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена теме: «Христос и первохристианская община в трудах Р. Бультмана».
В первой главе мы рассмотрели теологическую концепцию Р. Бультмана (раскрыли понятия ее основных постулатов, изучили методологию и его основные труды, дали им оценку).
Нами было установлено, что учение Бультмана позволило ему создать концепцию, с помощью которой он выходит на новые позиции. Бультман смог адаптировать протестантизм к реалиям современности, сделать его новым учением для современного человека, которого он хотел вернуть миру и Всевышнему. Под христианским богословием Р. Бультман понимает исключительно христологию. Сын Божий, явившийся в грешный мир, принявший смерть на кресте, сам по себе, и есть Откровение-В-Себе. Его жертвенность и есть тот этико-религиозный посыл человеку и человечеству от Творца, его создавшего.
Во второй главе мы исследовали образ Христа в контексте вероучения Р. Бультмана о первохристианских общинах (рассмотрели образ Христа, изучили основные положения по вопросу формирования первохристианских общин).
Согласно утверждениям Бультмана, Евангелия описывают образ Христа не с исторической и реальной точки зрения, а как мифический персонаж, о котором проповедовала апостольская церковь. В Евангелиях Бультман старался найти в них не какие-то новые детали биографии Христа, а историю первохристианской общины.
Таким образом, диалектическая теология оказала и оказывает на протестантскую богословскую мысль колоссальное влияние. Ибо, она представляет собой динамично развивающуюся, а не «окаменевшую» богословскую систему. Она не оторвана от реалий бытия и не находится в антагонизме к объективной реальности. Базисом ее выступают Вера и философия, а инструментом является формальная логика, основные законы которой сформулированы Аристотелем в IV в. до Р.Х. Очевидно, что в этом диалектическая теология схожа с католицизмом и православием. И это – отнюдь не единственная точка их соприкосновения.
Очевидно, что знакомство с диалектической теологией полезно и для православного человека, живущего в век социально-экономического прогресса. Ибо, житель большого города, кредо которого – индивидуализм, скептически воспринимает религию, ее обрядовость и пр. Все это представляется ему архаичным, «древним» и «унылым». Взяв же в руки любой из богословских трудов Рудольфа Бультмана, такой индивид способен будет изменить свое отношение к Господу и миру. Затем, и «созреть» для православия и православной жизни. Вместе с тем, лишь недалекий человек будет искать у Р. Бультмана некое «оружие» против ущербно понимаемого либерализма, который наделяется такими индивидами свойствами алармистского либертарианства.
Не вызывает сомнения и то, что труды Рудольфа Бультмана, ценность и значимость коих очевидна, заслуживают качественно иного, по статусу и уровню, научного исследования.












БИБЛИОГРАФИЯ

Бальтазар Ханс Урс фон. Ты имеешь глаголы Жизни Вечной: Размышл. над Священным Писанием / Перев. с немец. Е.М. Верещагина, – М.: «Мысль», 1992. – 638с.
Барт К. Очерк догматики / Перев. с немец. – СПб.: «Алетейя», 1997. – 270с.
Барт К. Послание к Римлянам / Перев. с немец. В. Хулапа (Сер. «Соврем. богослов.»). – М.: ББИ св. апос. Андрея, 2005. – 579с.
Барт К. Церковная догматика. Том I / Перев. с немец. В. Витковского (Сер. «Соврем. богослов.»). – М.: ББИ св. апос. Андрея, 2006. – 559с.
Бинцаровский Д. Учение Барта о Христе // URL: http://www.reformed. org.ua/2/625/Bintsarovskyi (дата обращения: 28.01.2017).
Блуд А.А. Феноменология исихазма // URL:http://www.bogoslov.ru/text/ 1486358.html (дата обращения: 28.01.2017).
Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. Том I–II / Перев. с немец. (Сер. «Книга света») – М.: «Росс. политич. энцикл.» (РОССПЭН), 2004. – 751с.
Бультман Р. Новый Завет и мифология / Перев. с немец. Г.В. Вдовиной // Социально-политич. измерение христианства. – М.: Наука, 1994. – С.302-339.
Гарнак Адольф фон. История догматов // Общ. история европейск. культуры (В 9 т.). – СПб, 1911. – Т.6. – 341с. – Репринт.
Гогартен. Статья из православной энциклопедии // URL: http://www. pravenc.ru/text/165213.html (дата обращения: 28.01.2017).
Лезов С. Труды и дни Рудольфа Бультмана // Вопр. философ. – №12. – 2004. – С.56-97.
Новая философская энциклопедия (В 4т.). – М.: Мысль, 2010. – Т.4. – 735с.
Статья из электронного ресурса // URL: http://damian.ru/Cerkov_i_ sovremennost/Petr_Mesherinov/7_otkrov_Bozhie.htm (дата обращения: 28.01.2017).
Статья из электронного ресурса // URL: http://odessassangeh246rige. mybb.ru/viewtopic.php?id=224 (дата обращения: 28.01.2017).
Статья из электронной Православной энциклопедии // URL:http://www. pravenc.ru/text/77620.html (дата обращения: 28.01.2017).
Филиппов Д.Ю. О программе «демифологизации» Нового Завета Р. Бультмана // сайт Церкви ЕХБ «Преображение». – Электронный ресурс, доступ: http://www.ehbkirov.ru/page264.
Энциклопедия Кругосвет // Универсальн. научно-популярн. онлайн-энциклопедия / БУЛЬТМАН, РУДОЛЬФ / Электронный ресурс, доступ: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/BULTMAN_RUDOLF.html.
Barth K. Church Dogmatic // Chapters I,IV. – Clarck, 1981 – 340p.
Bultman R. Glauben und Verstehen // Bd.I. – Munchen: Teologische Verlag, 1996 – 420p.
Busch E. Karl Barth in Safenwil. // URL: http://www.ref.kirche-safenwil.sch/ index.php?id=12 (дата обращения: 30.01.2017).
Ritschl. Die christlische Lehre von der Rechtfertigung und Versohnung. – Bonn, 1871. – 670p.
Niebuhr Reinhold. // URL: http://www.religion-online.org/listbycategory.as p?Cat=37 (дата обращения: 27.01.2017).

http://iphras.ru/elib/0502.html
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/Article/bultm.php
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/Article/bultm.php
Там же
Там же
Там же
Там же
http://www.pravenc.ru/text/77620.html
http://www.pravenc.ru/text/77620.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Экклезиология
Барт К. Барменская декларация // Социально-психологическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX в. – М., 1994, С. 56











26

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бальтазар Ханс Урс фон. Ты имеешь глаголы Жизни Вечной: Размышл. над Священным Писанием / Перев. с немец. Е.М. Верещагина, – М.: «Мысль», 1992. – 638с.
2. Барт К. Очерк догматики / Перев. с немец. – СПб.: «Алетейя», 1997. – 270с.
3. Барт К. Послание к Римлянам / Перев. с немец. В. Хулапа (Сер. «Соврем. богослов.»). – М.: ББИ св. апос. Андрея, 2005. – 579с.
4. Барт К. Церковная догматика. Том I / Перев. с немец. В. Витковского (Сер. «Соврем. богослов.»). – М.: ББИ св. апос. Андрея, 2006. – 559с.
5. Бинцаровский Д. Учение Барта о Христе // URL: http://www.reformed. org.ua/2/625/Bintsarovskyi (дата обращения: 28.01.2017).
6. Блуд А.А. Феноменология исихазма // URL:http://www.bogoslov.ru/text/ 1486358.html (дата обращения: 28.01.2017).
7. Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. Том I–II / Перев. с немец. (Сер. «Книга света») – М.: «Росс. политич. энцикл.» (РОССПЭН), 2004. – 751с.
8. Бультман Р. Новый Завет и мифология / Перев. с немец. Г.В. Вдовиной // Социально-политич. измерение христианства. – М.: Наука, 1994. – С.302-339.
9. Гарнак Адольф фон. История догматов // Общ. история европейск. культуры (В 9 т.). – СПб, 1911. – Т.6. – 341с. – Репринт.
10. Гогартен. Статья из православной энциклопедии // URL: http://www. pravenc.ru/text/165213.html (дата обращения: 28.01.2017).
11. Лезов С. Труды и дни Рудольфа Бультмана // Вопр. философ. – №12. – 2004. – С.56-97.
12. Новая философская энциклопедия (В 4т.). – М.: Мысль, 2010. – Т.4. – 735с.
13. Статья из электронного ресурса // URL: http://damian.ru/Cerkov_i_ sovremennost/Petr_Mesherinov/7_otkrov_Bozhie.htm (дата обращения: 28.01.2017).
14. Статья из электронного ресурса // URL: http://odessassangeh246rige. mybb.ru/viewtopic.php?id=224 (дата обращения: 28.01.2017).
15. Статья из электронной Православной энциклопедии // URL:http://www. pravenc.ru/text/77620.html (дата обращения: 28.01.2017).
16. Филиппов Д.Ю. О программе «демифологизации» Нового Завета Р. Бультмана // сайт Церкви ЕХБ «Преображение». – Электронный ресурс, доступ: http://www.ehbkirov.ru/page264.
17. Энциклопедия Кругосвет // Универсальн. научно-популярн. онлайн-энциклопедия / БУЛЬТМАН, РУДОЛЬФ / Электронный ресурс, доступ: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/BULTMAN_RUDOLF.html.
18. Barth K. Church Dogmatic // Chapters I,IV. – Clarck, 1981 – 340p.
19. Bultman R. Glauben und Verstehen // Bd.I. – Munchen: Teologische Verlag, 1996 – 420p.
20. Busch E. Karl Barth in Safenwil. // URL: http://www.ref.kirche-safenwil.sch/ index.php?id=12 (дата обращения: 30.01.2017).
21. Ritschl. Die christlische Lehre von der Rechtfertigung und Versohnung. – Bonn, 1871. – 670p.
22. Niebuhr Reinhold. // URL: http://www.religion-online.org/listbycategory.as p?Cat=37 (дата обращения: 27.01.2017).

Вопрос-ответ:

Какие особенности теологической концепции Р. Бультмана?

Р. Бультман был известный немецкий теолог, который предложил совершенно новый подход к толкованию Библии. Он отвергал прямое историческое понимание текстов и считал, что основным содержанием Библии является вера и личный опыт верующего. Он считал, что нужно освободить христианство от мифологических представлений и переосмыслить его современным образом. Его теологическая концепция была диалектической, основанной на понятиях Откровения и христианской веры.

Что такое бультмановская герменевтика Священного Писания?

Бультмановская герменевтика представляет собой метод толкования Священного Писания, предложенный Р. Бультманом. Основная идея заключается в том, что тексты Библии нужно читать с учетом их исторического контекста и жанровых особенностей. Бультман отвергал прямое историческое понимание Библии, утверждая, что мифологические элементы нужно переосмыслить и применить к современным проблемам и вопросам веры. Герменевтика Бультмана также подразумевает активное участие верующего в процессе толкования, чтобы внутренне осмыслить и приложить библейские учения в своей жизни.

Какую роль играет мифология в понимании Нового Завета в трудах Р. Бультмана?

В трудах Р. Бультмана мифология рассматривается как основа древних религиозных представлений, которые влияли на понимание и описание событий в Новом Завете. Бультман считал, что мифологические элементы не являются буквальными историческими фактами, но содержат в себе глубинный смысл и духовное значение. Он предлагал переосмыслить эти элементы современным образом и применить их к современным вопросам и проблемам веры.

Какова концепция Р. Бультмана в трудах о Христе и первохристианской общине?

Концепция Р. Бультмана в его трудах о Христе и первохристианской общине заключается в том, что он предлагает интерпретацию Нового Завета через призму современной рациональной мысли, отделяя библейский текст от его теологического значения и ставя акцент на переживания и веру первохристианской общины. Он отрицает историческую достоверность ряда событий и утверждает, что истина о Христе может быть понята только через переживание личной веры.

Какую роль играет герменевтика Священного Писания в бультмановской теологии?

В бультмановской теологии герменевтика Священного Писания играет важную роль. Бультман развивает свою теорию герменевтики, считая, что библейский текст должен быть понят и интерпретирован с учетом современной рациональной мысли. Он предлагает метод "демитологизации", в рамках которого он отделяет мифологические элементы из библейского текста и ищет его истинное значение.

Какова общая характеристика мифологии в бультмановской теологии?

В бультмановской теологии общая характеристика мифологии заключается в том, что Бультман относит ряд библейских сюжетов и символов к мифологическим элементам. Он считает, что мифология не является исторически достоверной, а лишь выражает религиозные представления и переживания первохристианской общины. Поэтому Бультман призывает отделять мифологические элементы от истинного значения библейского текста.

Какие основные идеи среди учений Р. Бультмана о первохристианской общине и образе Христа?

Среди основных идей учений Р. Бультмана о первохристианской общине и образе Христа можно выделить следующие: он утверждает, что истинное понимание Христа и христианской веры возможно только через переживание личной веры и отождествляет образ Христа с образом первохристианской общины, считая, что переживания и вера первохристиан являются ключевыми элементами для правильного понимания Христа.

Что представляет собой теологическая концепция Р. Бультмана?

Теологическая концепция Р. Бультмана представляет собой объяснение христианской веры и религиозного опыта в терминах экзистенциальной философии и герменевтики. Он считает, что мифологический образ Христа должен быть развенчан и переосмыслен в свете современного мышления.

Какие основные принципы герменевтики Священного Писания у Бультмана?

Основные принципы герменевтики Священного Писания у Бультмана - это отказ от буквального и исторического понимания текста, акцент на наличии истины высшего порядка, а также признание контекстуальности и субьективности интерпретации.

В чем заключается связь между образом Христа и первохристианской общиной в учении Бультмана?

В учении Бультмана образ Христа и первохристианская община тесно связаны. Он считает, что Христос является идеальным образцом веры, который вдохновляет и укрепляет общину, и что первохристианская община была образцовым примером практического применения учения Христа.

Как связана диалектическая теология с православием и экклезиологией?

Диалектическая теология Бультмана имеет некоторые отличия и расхождения с православным вероучением и экклезиологией. Он признает важность традиций и церковного обряда, но относится скептически к многим аспектам христианской догматики и обрядности.