Расчет цен на образовательные услуги НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Ценообразование
  • 42 42 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 09.04.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Вводная часть 3
1. Теоретические процессы ценообразования образовательных услуг 4
2. Походы и методы определения цен на образовательные услуги 11
3. Внутренние тенденции развития российского образовательного рынка 23
4. Анализ рынка образования Нижегородской области 28
5. Позиция НИУ ВШЭ на рынке образования Нижегородской области 32
6. SWOT-анализ НИУ ВШЭ 37
7. Прогнозные цены НИУ ВШЭ на 2017 год 41

Фрагмент для ознакомления

Согласно данным исследования, которое осуществил НИМБ (Нижегородский Институтом Менеджмента и Бизнеса), на сегодняшний день 40% учащихся студентов осваивают специальностям, которые относятся к группе «Экономика и управление»,27% приходится наспециальности технические и естественнонаучные. Все остальные направлениязанимаютменьше половины (рисунок 9). Рис 9. Распределение студентов по направлениям подготовки в 2014 г.По этой причине имеет смысл рассматриватьдалее конкурентную ситуацию именно в области экономики и управления, так какэта область наиболее востребована в данный момент времени.Именно в данной областиучебные заведения друг на друганаиболее похожи, что активизирует конкурентную борьбу за абитуриентов. Сюда же можно включить популярное современное направление «юриспруденция». Уточним, что в целом на Нижегородском рынке относительно немного игроков. Часть из представленных на рынке образовательных услуг ВУЗов ориентированы на специфичную и узкую сферу деятельности (Нижегородская Сельскохозяйственная Академия, Нижегородская Государственная Медицинская Академия и пр.) и представляют собой своего рода монополистов в этих областях подготовки студентов-выпускников. Другую часть (в которой количество участников уменьшается) составляют ВУЗы, которые готовящие специалистов по различным направлениям, узкоспециализированные учебные заведения, готовящие студентов-выпускников по таким женаправлениям, что и отдельные институты (факультеты) университетов. Между указанными последними двумя и происходитглавная конкурентная борьба, так как управленцев и экономистов готовят и там, и там. На рынке Нижнего Новгорода менеджериального, экономического и юридического образования следует выделить несколько основных игроков, которые могут конкурировать на достойном уровне между собой:ННГУ (Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского);НГТУ (Нижегородский Государственный Технический Университет им. Р.Е. Алексеева);НГЛУ (Нижегородский Государственный Лингвистический Университет им. Н.А. Добролюбова);ННГАСУ (Нижегородский Государственный Архитектурно-Строительный Университет);ВВАГС (Волго-Вятская Академия Государственной Службы);ВГАВТ (Волжская Государственная Академия Водного Транспорта);НИУ ВШЭ (Национальный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики);НКИ(Нижегородский Коммерческий Институт).Необходимоуказать, что не во всех перечисленных учебных заведенияхесть все указанные три направления, но отдельный институт (факультет) может составить сильную и достойную конкуренцию даже целому ВУЗу, который специализируется на одной сфере подготовки. К примеру, большой вес на рынке образовательных услуг имеет НГТУ с такими факультетами, как и факультет коммуникативных технологий (ФКТ), факультет экономики, менеджмента и инноваций (ФЭМИ). Безусловный лидер – это ННГУ. Указанный университет занимает 2-е место после НГТУ по числу бюджетных мест, имеет замечательный профессорско-преподавательский состав. В материально-техническую базу этого ВУЗа входит пять общежитий для студентов. Университет входит в Европейскую ассоциацию университетов и даже представлен в исполкоме Европейской академической сети деканов.Он осуществляет несколько международных программа и сотрудничаетактивно с зарубежными партнерами. Этому университету первому в Нижегородской области присвоен был статус Национального Исследовательского Университета. Другие ВУЗытоже занимают определенную позицию на рынке образовательных услуг. Но в рамках данной работы интерес представляет НИУ ВШЭ. 5. Позиция НИУ ВШЭ на рынке образования Нижегородской областиНИУ ВШЭ (Национальный Исследовательский Университет Высшая школа экономики) созданв 1992 году Правительством РФ при содействии Комиссии Европейского Союза и Правительства Франции. С 12 августа 2008 года университет перешел в прямое подчинение правительству РФ, а 2009 года получил статус Национального исследовательского университета. Филиал ВУЗа в Нижнем Новгороде создан в 1996 году. Укажем, что Нижегородский филиал отличаетсязначительно от головного ВУЗа. Он обладаетотносительно небольшими размерами (общееколичество студентов – не более 3000).Он пока не является ведущимВУЗомНижнего Новгорода. В городе присутствует только пять факультетов: менеджмента, экономики, бизнес-информатики, юриспруденции, а также гуманитарные науки (открытие состоялось в 2012 году), присутствует факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также есть военная кафедра. Но дажеимея небольшую историюуниверситет быстро развивается и в настоящее время может конкурировать с другими. Следует указать, что НИУ ВШЭ – это одним из наиболее комфортных для обучения университетов. Но более значимо качество образования, которое в данном ВУЗедается. НИУ ВШЭ зарекомендовала себя как университет, для поступления в который необходимы хорошие подготовка и знания, т.к. учеба в ВШЭ требует хорошей базы знаний у абитуриента и больших усилий. Проходной балл ЕГЭ на ведущие факультеты университета – самый высокий по сравнению с иными университетами (рисунок 10). Таким образом, уровень студентовНИУ ВШЭ достаточно высок. Рис. 10. Проходной балл ЕГЭ в ВУЗы Нижнего НовгородаВажный факт– Высшая Школа Экономики имеет больше всех бюджетных мест по рассматриваемым направлениям подготовки (рисунок 11). Этопредоставляет возможность университету привлечь большее количество абитуриентов. Рис 11. Количество бюджетных мест в ВУЗах Нижнего НовгородаИмидж «уникального» университета дополняется ценовой политикой ВУЗа. Среди другихВУЗов, которые готовят выпускников по направлениям подготовки экономики, менеджмента, юриспруденции и бизнес-информатики,ВШЭ – это самый дорогим университет. Стоимость обучения в этом ВУЗе составляет 165 тыс. руб.в год (менеджмент,экономика, юриспруденция) и 130 тыс.руб. в год (филология, математика). Даже в ННГАСУ и в НГТУ максимальная стоимость обучения на факультетах прикладной математики и информатики равна 112 тыс. руб. в год. В другихуниверситетах цена не поднимается более 90 тыс. руб., а в среднем цена составляет 55-60тыс. руб. Таким образом, стоимость обучения в рассматриваемом ВУЗе превышает почти в 2 раза стоимость обучения у ВУЗов-конкурентов. Этот факт формирует ощущение престижа, и предполагает высокое качество образовательно продукта. А последнее и формирует высокийпроходной балл ЕГЭ при поступлении, им всегда отличалась ВШЭ, и формировал ореол «недоступности» университета. Но, стоит отметить, чтопроведенный опрос студентов рассматриваемого университета, показал, что лишь 30% опрошенных считают, что стоимость обучения вполне соответствует качеству образовательных услуг, немного меньше (а именно 27%) с этимабсолютно не согласны, остальная часть опрошенных затруднилась ответить (рисунок 10). Рис 12. Результаты опроса студентов:«Соответствует ли качеству получаемого образованиястоимость обучения в НИУ ВШЭ?»Результаты говорят о том, что качество получаемого образования имеетотносительно неустойчивую характеристику.Присутствуют основания для того, чтобы задуматься над этим вопросом.Следовательно, можно сформулировать вывод о том, что университетимеет2 группы характеристик: имеющие относительно устойчивую положительную оценку и относительно неустойчивую оценку с присутствием и положительных, и отрицательных моментов. К тому же ВШЭ не имеет абсолютно негативных показателей. В таблице4 приведена Оценка характеристик рассматриваемого ВУЗа с разбиением характеристик на указанные две группы.Таблица 4 Оценка характеристик НИУ ВШЭУстойчивая положительная оценкаНеустойчивая оценка12Применяются актуальные современные методы обученияЕсть возможность обучения заграницейВ ВУЗе современная материальная базаПрименяютобразовательные программы мирового уровняЕсть возможность заниматься наукойи проводить исследования иЕсть возможность участвовать в создании своего собственного бизнес-проекта при поддержке университета во время периода обученияВ данном ВУЗе учиться престижноАктуальная проблема трудоустройстваПрисутствует возможность установить хорошие контакты с нужными людьмиСоответствие качества и стоимости обученияВ таблице 4 указаны функциональные атрибуты бренда и эмоциональные атрибуты:Функциональное измерение. Обучение в этом университете– не только высокое качество получаемых знаний, но и хорошая возможность дляобучающихсяпо возможности полно реализовать личный научный потенциал и осуществлять исследовательскую деятельность. Для этого созданы очень комфортные условия (новые учебные аудитории, большое количество современных компьютеров,ремонт и т.п.) и используются современные актуальные методы обучения. Социальное измерение. У общества сформировано восприятие, что учиться в данном ВУЗеочень престижно.Поступить туда может только талантливые и умные абитуриенты. Но ВШЭ – это состоятельные родители, а также связи. Ментальное измерение. Образовательный процесс в данном университете предоставляет ощущение самоудовлетворения и самореализации, а также активизирует стремление к достижению высоких жизненных результатов и желание быть успешным.Духовное измерение. Университет развивает в студентах весь максимум потенциала, которые выведут отечественную экономику на инновационный путь развития и поднимут ее на другой новый высокий уровень. Следовательно, НИУ ВШЭ обладает всеми возможными шансами на завоевание одной из лидирующих позиций на рынке образовательных услуг, несмотря на проводимую ценовую политику. 6. SWOT-анализ НИУ ВШЭПроведем SWOT-анализ ВУЗа.Сильные стороны:Узнаваемость бренда данного ВУЗа;Это государственный ВУЗ;Престиж ВУЗа, который приводит к набору сильных абитуриентов;Наличие большого числа бюджетных мест.Современная новая материальная база;Самый высокий проходной балл при поступлении в Нижегородской области (по направлениям);Новое общежитие для студентов с евроремонтом;Два новых корпуса ВУЗа;Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав;Современные методы обучения;Существующие и развивающиеся международные связи;Различные организации студентов;Высокий коллективный дух;Диплом данного ВУЗа ценится работодателями;Выдача европейского приложения вместе с отечественным дипломом;Данный ВУЗ является социально-ответственной организацией;Университет – этосовременный научно-исследовательский центр;Присутствуют три хорошо оснащенных лаборатории;Большая библиотека ВУЗа;Есть военная кафедра.Слабые стороны данного университета:Самая высокая цена наобразовательные услуги (по направлениям);Отсутствие цели ВУЗа;Отсутствие миссии ВУЗа;Нет единого маркетинговогоцентра;Нет четко выраженной маркетинговой стратегии;Нет системы мониторинга конкурентов;Достаточно слабое привлечение обучающихся к научной жизни ВУЗа;Слабая помощь в процессе трудоустройствавыпускников;Недостаточное количество мест в студенческом общежитии;Отсутствие прямого доступа к электронной библиотеке;Большая территориальная удаленность корпусов университета друг от друга;Нет связей с выпускниками;Отсутствие собственного университетского печатного издания.Возможности:Открытие новых направлений подготовки, выход на другие рынки;Расширение существующих международных связей.Привлечение отечественных и иностранных партнеров;Заключение договоров с организациями, для проведения студенческой практики и дальнейшего трудоустройства;Развитие университетской научной деятельности;Усиление доступа к информационным ресурсам, посредством прямой регистрации в вузовской библиотеке;Формирование четкоймаркетинговой стратегии;Создание гибкой системы мониторинга организаций-конкурентов.Угрозы:Частое переманивание абитуриентов ВУЗами-конкурентами, через предложение выгодных условий (увеличение бюджетных мест, низкие цены);Снижение спроса на основные направления подготовки университета;Нечеткая маркетинговая стратегия может отразиться на потере бренда университета;Реформа отечественного образования, которая потенциально может перевести образовательные учреждения полностью на коммерческую основу, в следствии чего может быть отток абитуриентов;У филиалазапас финансовой прочностидостаточно невелик.SO:хорошая известность ВУЗа будет способствовать активизации выхода на новые региональные рынки;выход на другие рынки, и увеличение числа направлений подготовки позволит нарастить капитал;квалификация работников ВУЗа, контроль качества оказываемых образовательных услуг, развитие рекламной политики стимулируют увеличение доли рынка образовательных услуг.ST:борьба с организациями-конкурентами посредством безупречной репутации т бренда;сформировать четко выраженную активную стратегию маркетинга, создать единый вузовский маркетинговый центр;новаторство в формировании новых научно-исследовательских проектов университета, привлечение работников и обучающихся к научной жизни университета.WO: поиск хороших новых поставщиков необходимых ресурсов поможет снизить цену на образовательные услуги;наряду с высоким уровнем ценына образовательные услуги, (и кроме кредитной политики) необходимодля студентов, обучающихся на коммерческой основе, сформировать новую систему скидок;применение новых каналов рекламы усилит узнаваемость в среде нецелевой аудитории ВУЗа.WT: отток потенциальных студентов к конкурентам, которые предлагают более низкую цену на образовательные услуги;ослабление бренда ВУЗа по причиненеудачной рекламной политики и из-за неправильного позиционирования бренда в сочетании с несоотносимостью его восприятия.Следовательно, можно разработать три сценария для НИУ ВШЭ:Оптимистический – выход на иные новые рынки, активное завоевание новой интересующей целевой аудитории;Пессимистический – отток абитуриентов и обучающихся к ВУЗам-конкурентам по причине высокой цены, возможное ослабление бренда университета;Реалистический –относительно стабильный уровень формирования доходов через лояльностьопределенных сегментов, значительное укрепление позиций даже на непрофильных для университета сегментах рынка.7. Прогнозные цены НИУ ВШЭ на 2017 годВ результате проведенного исследования составим прогнозный прайс-лист НИУ ВШЭ – Нижний Новгород на 2017 год.Стоимость обучения для поступающих на образовательные программыНационального исследовательского университета "Высшаяшкола экономики" в 2017 годуНИУ ВШЭ–Нижний НовгородОбразовательная программаСтоимость обучения, тыс. руб. в годМатематика120Прикладная математика и информатика145Программная инженерия145Экономика155Менеджмент155Бизнес-информатика145Юриспруденция155Филология130Фундаментальная и прикладная лингвистика130Таким образом, прогнозируемый уровень цен на образовательные услуги НИУ ВШЭ – Нижний Новгород на 2017 год, незначительно измениться по сравнению с предыдущим годом. Понаправлениям подготовки (экономики, менеджмента, юриспруденции и бизнес-информатики), по которым наблюдается жесткая конкуренция среди ВУЗов возможно незначительное снижение цены. По остальным образовательным программам повышения цены не ожидается. Уровень цен по ним останется на прежнем уровне.

.

Вопрос-ответ:

Какими методами определяются цены на образовательные услуги в НИУ ВШЭ?

В статье рассказывается о различных подходах и методах определения цен на образовательные услуги в НИУ ВШЭ. Например, университет использует методы себестоимости, в которых учитывается стоимость преподавателей, аренды помещений, оборудования и других ресурсов, а также методы сопоставимости, при которых цены на образовательные услуги сравниваются с ценами аналогичных программ в других университетах. Также применяются методы дифференциации цен в зависимости от разных факторов, например, от времени обучения, уровня программы и других параметров.

Какие внутренние тенденции развития рынка образования в России обсуждаются в статье?

Статья описывает несколько внутренних тенденций развития рынка образования в России. В частности, речь идет о росте конкуренции между различными учебными заведениями, об активном привлечении международных студентов, о повышении качества образования и о его стандартизации. Также отмечается повышение роли онлайн-образования и его влияние на формирование цен на образовательные услуги.

Какова позиция НИУ ВШЭ на рынке образования в Нижегородской области?

Согласно статье, НИУ ВШЭ занимает одну из ведущих позиций на рынке образования в Нижегородской области. Университет предлагает широкий спектр образовательных программ, включая бакалавриат, магистратуру и дополнительное профессиональное образование. НИУ ВШЭ также активно сотрудничает с различными организациями и предлагает студентам возможность пройти практику и стажировку.

Какие теоретические процессы лежат в основе ценообразования образовательных услуг?

Теоретическими процессами ценообразования образовательных услуг являются изучение спроса и предложения на образование, анализ конкурентной среды, определение стоимости предоставления услуги, учет особенностей рынка и потребностей клиентов.

Какими методами можно определить цены на образовательные услуги?

Определение цен на образовательные услуги может производиться различными методами: на основе затрат, на основе ожидаемых доходов, на основе рыночных цен, на основе анализа конкурентов и другими методами.

Какие внутренние тенденции развития российского образовательного рынка существуют?

На российском образовательном рынке можно выделить такие внутренние тенденции, как увеличение конкуренции между вузами, развитие дистанционного образования, обновление учебных программ и повышение качества образования.

Как анализируется рынок образования в Нижегородской области?

Анализ рынка образования в Нижегородской области производится путем изучения спроса на образовательные услуги, анализа конкурентов, определения ценовой политики и учета особенностей регионального рынка.

Какова позиция НИУ ВШЭ на рынке образования Нижегородской области?

НИУ ВШЭ занимает лидирующую позицию на рынке образования Нижегородской области благодаря высокому качеству образования, широкому выбору программ и привлекательным ценам.

Какие теоретические процессы лежат в основе ценообразования образовательных услуг?

Теоретические процессы ценообразования образовательных услуг основываются на таких подходах, как затратный подход, спросовый подход, конкурентный подход и социально-экономический подход. В каждом из этих подходов рассматриваются различные факторы, влияющие на ценообразование, такие как затраты на образование, спрос студентов, конкуренция на рынке образования и социальная значимость образования.

Какие методы могут применяться при определении цен на образовательные услуги?

При определении цен на образовательные услуги могут применяться различные методы, включая методы стоимостного и рыночного ценообразования. Стоимостный подход основывается на расчете затрат на предоставление образовательных услуг и наценке на эти затраты. Рыночный подход основывается на анализе спроса и предложения на рынке образования и установлении цены в соответствии с рыночными условиями. Также может использоваться метод сравнительного анализа, при котором цены на образовательные услуги сравниваются с ценами конкурентов или аналогичными услугами.

Какие тенденции развития российского образовательного рынка можно выделить?

На российском образовательном рынке можно выделить несколько важных тенденций развития. Во-первых, наблюдается увеличение спроса на образование, особенно на качественное и престижное образование. Во-вторых, в связи с этим увеличивается конкуренция между образовательными учреждениями. В-третьих, наблюдается развитие дополнительного образования, так как студенты все чаще стремятся получить не только высшее образование, но и дополнительные навыки и знания. Кроме того, ожидается, что с развитием информационных технологий увеличится доля дистанционного образования и электронных образовательных ресурсов.