Обучение учащихся с нарушением интеллекта сложению и вычитанию чисел в пределах 10
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 11.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Особенности обучения учащихся с нарушением интеллекта сложению и вычитанию чисел в пределах 10 в условиях коррекционной школы 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушением интеллекта 6
1.2. Специфика обучения детей с нарушением интеллекта сложению и вычитанию в пределах 10 10
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию умений сложения и вычитания в пределах 10 у учащихся с нарушением интеллекта 16
2.1. Исследование умений сложения и вычитания в пределах 10 у учащихся с нарушением интеллекта 16
2.2. Методические рекомендации к формированию умений сложения и вычитания в пределах 10 у учащихся с нарушением интеллекта 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Если есть необходимость, то обучение проводится на основе решения задач с дальнейшим воспроизведением действия решения примеров. Данный прием целесообразен, поскольку объединение и разъединение множеств при решении данных задач, является непосредственной подготовкой детей к усвоению операций сложения и вычитания.Все примеры даются в пределах изучаемого на данный момент числа. Второе слагаемое (при действии сложения) и вычитаемое (при действии вычитания) не должно быть больше единицы. Таким образом, формируется умение решать следующие примеры:1+1=2; 2-1=1;2+1=3; 3-1=2.Методы и приемы обучения. На первом этапе обучения решению примеров используются приемы показа (педагог демонстрирует способ решения примера) и объяснения (педагог сам решает пример, сопровождая процесс решения комментариями, используя различный материал: предметы, предметные изображения, изображения цифр и т.п.). Используется также такой словесный прием, как повторение с целью закрепления типичных фраз, применяемых при действиях сложения и вычитания. Далее учащихся с нарушением интеллекта посредством упражнения приучают к самостоятельному решению примеров, которые даст педагог. И на последнем этапе обучения практикуется прием проверки решения примера посредством пособия «Подвижная задача» или манипулирования предметными совокупностями (предметными изображениями) и т.п.Материал:наборы карточек с цифрами от 1 до 9;карточки с числовыми знаками: «+», «-», «=»;карточки с изображение определенного количества однородных предметов от 1 до 10;наборы объемных однородных предметов;наборы однородных плоскостных предметных фигур;наборы карточек с числовыми фигурами. Этапы коррекционно-педагогической работы.I. Формирование ориентировки в задании в процессе объяснения и показа педагогом действия по решению примеров, а именно: педагог поочередно по мере проговаривания действия выставляет на демонстрационном полотне карточки с цифрами и знаками, а внизу располагает карточки с идентичным количеством изображенийРисунок №1.Дидактическийматериал к заданию 1.Дети воспроизводят формулировку педагога. Далее педагог просит детей повторить действия с карточками самостоятельно (материал идентичный, действия в пределах тех же чисел). Подобная отработка идет со всеми числами в пределах 10 и с обоими действиями сложения и вычитания. Педагог также разъясняет значение арифметических знаков и демонстрирует их использование. Дидактический материал к заданию представлен на рис.1.2. Формирование умения самостоятельно решать примеры с опорой на формулировку, даваемую педагогом и с опорой на последующую проверку с помощью предметных карточек. Формулировки растянуты и разорваны друг от друга во времени: «К двум... прибавить... один... равняется...... При этом дети побуждаются к повторению речевыхформулировок, данных педагогом. Педагог задаст вопросы о значении арифметических знаков, просит обосновать выбор того или иного знака. Если кто-то из детей не может дать правильный ответ, педагог сам называет его, а ребенок должен найти соответствующую карточку с числом. При необходимости и здесь ребенку оказывается помощь. Далее педагог предлагает произвести «проверку», т.е. произвести действие сложения (вычитания) посредством объемных предметов, плоскостных фигур, карточек с совокупностями предметов.3. Обучение составлению примеров с опорой на карточки с числовыми фигурами. Педагог выставляет перед детьми 2 карточки, например одну карточку с числом 2, другую - с числом I. Дети составляют пример с опорой на числовые фигуры, которые находятся от них на расстоянии, а затем непосредственно оперируют карточками с цифрами и арифметическими знаками.Дидактический материал к заданию представлен на рис.2.Рисунок №2.Дидактический материал к заданию 34. Обучение составлению примеров с опорой на представления. Дети самостоятельно составляют примеры, выбирая числа, с которыми будет произведено действие сложения или вычитания и подбирая соответствующие цифровые карточки и карточки с арифметическими знаками. Педагог побуждает детей к проговариванию выполняемых ими действий, просит отчета в виде формулировок, которым они обучались. Примечания:производится комментирование всех этапов формирования действия по решению примеров;в ситуации неспособности кого-либо из учащихся с нарушением интеллекта производить действие на определенном этапе, даже при предъявлении всех видов и мер помощи, обеспечивается возврат обучения действию на предшествующий этап;усложнение задания производится следующим образом:а) увеличивается количественное числительное, в пределах которого выполняется действие сложения или вычитания;б) при первоначальном использовании действия сложения практически сразу производится обратное действие вычитание.ЗаключениеИнтеграция детей с особыми потребностями в общество невозможна без овладения ими системой доступных математических знаний, умений и навыков, которые необходимы им в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. Обучая учеников вспомогательной школы математики, следует учитывать, что усвоение ими математического материала не должно иметь характер механического заучивания. От предметно-наглядной основы необходимо переходить к формированию математических понятий, учить детей доступных обобщений и на их основе выполнять практические работы.Овладение вычислительными навыками и умениями - сложный и длительный процесс, который требует от учителя значительных усилий, требует обращать внимание на уровень усвоения того или иного материала, на каждом шагу закреплять навыки и совершенствовать их, постоянно усложняя и разнообразя задания для детей.Арифметические действия сложение и вычитание сопровождают школьника начиная с первого класса и до окончания школы. Вычислительные навыки и умения являются непременным аспектом нашей повседневной жизни, ведь в любой сфере деятельности человек сталкивается с цифрами, числами и операциями над ними.Изучение математики в коррекционной является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, подготовки их к овладению профессией.В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Успешность её решения зависит от выбора методов и приёмов обучения, их целесообразного сочетания и правильности использования в учебном процессе.При изучении сложения и вычитания в пределах 10-ти учащиеся должны овладеть вычислительными приемами, получить прочные вычислительные навыки, заучить результаты сложения и вычитания в пределах 10, а также состав чисел первого десятка, узнавать и показывать компоненты и результаты двух арифметических действий (сложения и вычитания) и понимать их названия в речи учителя.Нами было проведеноисследованиезнаний осуществления сложения и вычитания и выявлено, что большинство детей не справляются с поставленными заданиями, особенно это касается примеров на вычисление. Нами были предложены методические рекомендации к образовательному процессу по обучения детей с нарушением интеллекта сложению и вычитанию в пределах 10.Список использованной литературыАндронов И.К. Арифметика натуральных чисел. — М.: Учпедгиз,1954.Антропов А. П. Математика во вспомогательной школе: Учебноепособие, - СПб.: Образование, 1992.Алышева Т. В. Математика 2 класс. Учебник для коррекционных образовательных учреждений.Бантова М.А., Бельтюкова Г. В. Методика преподаванияматематики в начальных классах /Под ред. М. А. Байтовой. - М.:Просвещение, 1984. Беришвили Г. Д. Котетишвили И. В. С чего начинать обучениематематике в школе//Вопросы психологии. - М.: 1978, № 3.Богановская Н.Д. Особенности выполнения арифметических действий учащимися младших классов вспомогательной школы //Дефектология. – М.:1980, №6Выготский Л. С. Проблемы дефектологии /Сост., авт. вступ. ст. ибиблиогр. Т. М. Лифанова. - М.: Просвещение, 1995.Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Методика обучения арифметикево вспомогательной школе. - М.: Учпедгиз, 1949.Истомина Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах.-М.1992гЛеушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста - М., Просвещение, 1974.- 368с.Моро М. И., Пышкало А. И. Методика обучения математике в 1 - 3 классах. - М.: Просвещение, 1978.Особенности умственного развития учащихся вспомогательнойшколы /Под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965.Перова М. Н. Некоторые приемы активизации учащихся на уроках математики //Вопросы олигофренопедагогики. - М.: 1977.Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе: Учебн. для студентов деф. ф-тов пед. ин-тов. - 3-е изд., перераб. - М.; Просвещение, 1989.Перова М.Н.. Эк В.В. Изучения сложения и вычитания чисел первой сотни на уроках математики во вспомогательной школе //Дефектология. – М.:1988, №3.Эк В.В. «Обучение математики учащихся младших классов в СКШ 8 вида» М. Просвещение 2005г
2. Антропов А. П. Математика во вспомогательной школе: Учебное
пособие, - СПб.: Образование, 1992.
3. Алышева Т. В. Математика 2 класс. Учебник для коррекционных образовательных учреждений.
4. Бантова М.А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания
математики в начальных классах /Под ред. М. А. Байтовой. - М.:
Просвещение, 1984.
5. Беришвили Г. Д. Котетишвили И. В. С чего начинать обучение математике в школе//Вопросы психологии. - М.: 1978, № 3.
6. Богановская Н.Д. Особенности выполнения арифметических действий учащимися младших классов вспомогательной школы //Дефектология. – М.:1980, №6
7. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии /Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова. - М.: Просвещение, 1995.
8. Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Методика обучения арифметике во вспомогательной школе. - М.: Учпедгиз, 1949.
9. Истомина Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах.-М.1992 г
10. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста - М., Просвещение, 1974.- 368с.
11. Моро М. И., Пышкало А. И. Методика обучения математике в 1 - 3 классах. - М.: Просвещение, 1978.
12. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965.
13. Перова М. Н. Некоторые приемы активизации учащихся на уроках математики //Вопросы олигофренопедагогики. - М.: 1977.
14. Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе: Учебн. для студентов деф. ф-тов пед. ин-тов. - 3-е изд., перераб. - М.; Просвещение, 1989.
15. Перова М.Н.. Эк В.В. Изучения сложения и вычитания чисел первой сотни на уроках математики во вспомогательной школе //Дефектология. – М.:1988, №3.
16. Эк В.В. «Обучение математики учащихся младших классов в СКШ 8 вида» М. Просвещение 2005г
Вопрос-ответ:
Какие особенности есть в обучении учащихся с нарушением интеллекта сложению и вычитанию чисел в пределах 10?
Одной из особенностей в обучении учащихся с нарушением интеллекта сложению и вычитанию чисел в пределах 10 является необходимость использования конкретных предметов и наглядных материалов, чтобы помочь им понять абстрактные понятия чисел и операций. Также необходимо использовать простой и понятный язык при объяснении математических понятий.
Какая психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушением интеллекта?
Учащиеся с нарушением интеллекта могут иметь разные уровни развития и способности. Они могут испытывать трудности в усвоении новых знаний и навыков, а также иметь ограниченный объем внимания и памяти. Также могут наблюдаться проблемы с абстрактным мышлением и пониманием арифметических операций.
Как специфика обучения детей с нарушением интеллекта сложению и вычитанию в пределах 10?
Специфика обучения детей с нарушением интеллекта сложению и вычитанию в пределах 10 заключается в необходимости использования конкретных предметов и наглядных материалов, чтобы помочь им понять абстрактные понятия чисел и операций. Также важно использовать простой и понятный язык при объяснении математических понятий, а также предлагать множество практических упражнений и игр для закрепления материала.
Как проводилась экспериментальная работа по развитию умений сложения и вычитания в пределах 10 у учащихся с нарушением интеллекта?
Экспериментальная работа по развитию умений сложения и вычитания в пределах 10 у учащихся с нарушением интеллекта проводилась с использованием конкретных предметов и наглядных материалов. Учащимся предлагались различные задания и игры, в которых они могли практиковать сложение и вычитание чисел в пределах 10. Результаты показали, что такой подход способствует развитию и улучшению навыков математики у детей с нарушением интеллекта.
Как можно охарактеризовать учащихся с нарушением интеллекта?
Учащиеся с нарушением интеллекта обладают низким уровнем когнитивных способностей и ограниченной способностью к абстрактному мышлению. Они испытывают трудности с восприятием и обработкой информации, а также с применением полученных знаний в практических ситуациях.
Какая специфика обучения детей с нарушением интеллекта сложению и вычитанию в пределах 10?
Специфика обучения детей с нарушением интеллекта включает в себя использование конкретных материалов и наглядных пособий, повторение и систематическую тренировку навыков сложения и вычитания, а также пошаговое объяснение каждого этапа операции и проведение дифференцированных заданий в зависимости от уровня учащегося.
Чем отличается психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушением интеллекта?
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушением интеллекта отличается от характеристики обычных учащихся тем, что она учитывает особенности их когнитивных и психомоторных способностей, а также уровень развития речи и общей активности.
Какова цель экспериментальной работы по развитию умений сложения и вычитания у учащихся с нарушением интеллекта?
Целью экспериментальной работы является развитие умений сложения и вычитания чисел в пределах 10 у учащихся с нарушением интеллекта. Для достижения этой цели используются специально разработанные учебные материалы и методики, направленные на улучшение когнитивных функций и развитие навыков математического мышления.
Какими методиками и материалами проводится обучение учащихся с нарушением интеллекта сложению и вычитанию чисел в пределах 10?
Обучение учащихся с нарушением интеллекта сложению и вычитанию чисел в пределах 10 проводится с использованием конкретных материалов, таких как счетные палочки, печенье или фрукты. Также используются различные игры и наглядные пособия, которые помогают учащимся понять и запомнить процесс сложения и вычитания.