Гофман А.Б Семь лекций по истории социологии. Лекция четвёртая . Социология Карла Маркса.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Социология общая
  • 8 8 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 13.04.2017
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

Также производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе. В целом производительные силы не могут не развиваться. Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа производства нарушается и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию и смене. В результате происходит смена общественных формаций глобального масштаба, т.е. социальная революция. Теория классов и классовой борьбыК. Маркс отмечал:1) существование классов связано лишь сопределенными историческими фазами развития производства,2) классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата,3) диктатура составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и кобществу без классов.С точки зрения К. Маркса, классовое деление возникает в результате развития разделения труда и частной собственности на средства производства. В широком смысле, классы, по Марксу, это любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой («класс для себя»).В узком смысле, классы - социальные группы, которые различаются по их отношению к средствам производства(«класс в себе»).Наряду с такими признаками, как отношение к средствам производства, экономическое положение, образ жизни, уровень образования и т.п., классовое самосознание составляет важнейший признак класса. Наиболее адекватной формой выражения классового самосознания является политическая партия.По Марксу, противостояние, оппозиция данной социальной группы определенной другой группе - один из важных признаков класса. Маркс исходит из дихотомического деления общества на классы. Классовая дихотомия выступает у него в двух формах.Во-первых, это сквозное противостояние, характерное для всех «антагонистических» формаций, где на одном полюсе располагаются непроизводительные, господствующие, угнетающие, эксплуатирующие классы, извлекающие прибавочный продукт из эксплуатации другого класса, а на другом, классыпроизводительные, подчиненные, угнетаемые, эксплуатируемые.Во-вторых, в каждой из этих формаций существуют свои специфические пары классов, выражающие определенный способ производства. Борьба между классами -это борьба между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Пролетариат и буржуазия - последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация - это бесклассовое общество. Для того, чтобы его установить, пролетариат должен завоевать политическую власть и установить свою революционную диктатуру. В современном буржуазном обществе, помимо пролетариата и буржуазии, Марксрассматривает в качестве классов землевладельцев и мелкую буржуазию («переходный класс, в котором взаимно притупляются интересы двух классов...»). Иногда он обозначает как «фракции» более широкого класса такие социальные категории, которые осознают свои классовые интересы. Социология познанияК. Маркс считал, что, подобно тому как о человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, так и об обществе и социальных группах невозможно судить на основании тех представлений, которые они сами о себе создают. Поэтому задача социальной науки - обнаруживать скрытую, глубинную социальную реальность, которая лежит в основе разнообразных идей, представлений, знаний, верований. Наиболее концентрированное выражение социологический подход к познанию нашел в марксовой концепции идеологии. Под идеологией Маркс понимал сознательное и бессознательное мифотворчество, призванное, во-первых, заменить подлинную социальную практику, во-вторых, замаскировать свою связь с этой практикой. Только в будущей коммунистической формации социальные отношения станут настолько простыми, ясными и прозрачными, что идеологии исчезнут, так как исчезнет потребность в этом надстроечном камуфляже.

нет

Вопрос-ответ:

Какая тема освещается в этой книге?

В этой книге освещается история социологии, а также социология Карла Маркса.

Какие отношения описываются в лекции четвертой?

В лекции четвертой описываются производственные отношения и их конфликт с надстройкой и различными формами осознания базиса производства в обществе.

Возможно ли остановить развитие производительных сил?

Нет, в целом производительные силы не могут не развиваться.

Что происходит, когда производственные отношения превращаются в препятствие для развития производительных сил?

Когда неустойчивое равновесие между сторонами способа производства нарушается и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются.

Какая основная идея социологии Карла Маркса?

Основной идеей социологии Карла Маркса является конфликт между классами в производственных отношениях.

Что рассказывает книга "Семь лекций по истории социологии"?

Книга "Семь лекций по истории социологии" рассказывает о различных аспектах истории социологии, включая лекцию о социологии Карла Маркса.

Какие темы затрагивает четвертая лекция?

Четвертая лекция затрагивает тему социологии Карла Маркса, производственных отношений и их конфликта с надстройкой и различными формами осознания.

Можете подробнее объяснить, что такое производительные силы и производственные отношения?

Производительные силы – это совокупность материальных и нематериальных факторов, которые используются для производства товаров и услуг. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства. Они включают в себя владение средствами производства и социальное распределение продукции.

Можно ли сказать, что производительные силы всегда развиваются?

Да, в целом производительные силы не могут не развиваться, так как общество постоянно стремится улучшить и повысить эффективность производства. Однако возможны ситуации, когда неустойчивое равновесие между производительными силами и производственными отношениями нарушается и последние становятся препятствием для развития производительных сил.

Что происходит, когда производственные отношения становятся препятствием для развития производительных сил?

Когда производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются изменениям и конфликтам. Это может привести к нестабильности и изменениям в общественном развитии.

Какая тема рассматривается в книге "Гофман А Б Семь лекций по истории социологии"?

Тема книги - история социологии.

Кто является автором книги "Гофман А Б Семь лекций по истории социологии"?

Автором книги является А.Б. Гофман.