Красное и черное Стендаля как психологический роман.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 13 13 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 14.04.2017
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет данных
Фрагмент для ознакомления

«Сорель совершенно измучен своими отношениями с Матильдой. – пишет Н.Я. Берковский. – Матильда великая мучительница, она по этой части виртуоз».Такое столкновение двух типов любви не могло не привести к трагедии и неудаче. Кроме этого, Сореля терзают и мысли о том, что он сын плотника. Ему пришлось брать уроки верховой езды, стрельбы из пистолета, фехтования только для того, чтобы ответить достойно на возможную нанесенную обиду. Вспоминается в этой связи Дон Паблос из плутовского романа Ф. Кеведо, который также брал уроки фехтования и верховой езды, однако все пошло не так, когда уже перед свадьбой он должен был подъехать верхом на лошади к невесте, то неожиданно выпал из седла и тем самым дал повод усомниться в его дворянском происхождении, так как дворянин с детства обучался этому и просто так выпасть из седла не мог. В результате, Дон Паблос был разоблачен и с позором выдворен из дворянского общества.В романе Стендаля выдворение Сореля из высшего общества происходит, повторяем, по той же схеме, но с иным содержанием и уровнем конфликта. Неожиданно все срывается и поворачивается в другую сторону. То самое везение, которое ему помогало всегда, вдруг оставляет его и поворачивается спиной. Приходит письмо к маркизу де ла Моль от духовника госпожи де Реналь, которое написано от ее лица, где вскрываются все подробности ее любовной связи с Жюльеном Сорелем. Для последнего это катастрофа. Он в порыве гнева, думая, что любимая женщина его предала, желая расстроить его свадьбу с Матильдой, скачет в Верьер, находит Луизу в церкви и несколько раз стреляет в нее.Этот поступок на самом деле является попаданием впросак плутовского героя. Здесь он настоящий, порывистый, безрассудный, лишенный всех масок, которые он на себя надел. Будучи в шаге от победы, от достижения успеха в своих замыслах, Жюльен, так сказать, «выпал из седла» перед свадьбой, показал себя во всей своей красе, характерной для его происхождения. Шахматная партия оборвалась, так и не закончившись. Несмотря на то, что госпожа де Реналь выжила, Сореля отдали под суд, после чего его ждала гильотина.Как мы говорили ранее, в романе как жанре играет огромную роль человеческий фактор, «человеческое, слишком человеческое». Это нежелание играть в чужую игру, по чужим правилам. В итоге, герой становится тем, кто он есть на самом деле, а не тем, кем он должен быть или быть не должен, как в высоких и низких жанрах. И страстность натуры играет здесь немаловажную роль. Именно таким показывает нам Сореля Стендаль. Происходит реальная десакрализация ценностей, романизация ценностей. Стендаль в эпизоде с поездкой в Верьер показал, что долго духовный и нравственный уровни личности не совпадать не могут. Рано или поздно человек будет делать то, что у него внутри, то, что копится у одних годами, у других десятилетиями, все равно вырвется наружу, сколько не сдерживай. Потому и важным является выстраивание своего духовного внутреннего мира, наполнение его тем, что потом выльется в нравственные поступки, которые не должны ни себе и никому приносить вреда.Не выстроив свой внутренний мир должным образом, Сорель обречен был заранее на то, что все его «достижения» пойдут прахом, как и у героя плутовского романа. Читателю только оставалось ждать одного, когда же, наконец, закончится расчетливая шахматная партия Сореля. Повторим здесь, на горизонт читательского ожидания в первую очередь повлиял жанр романа и криминальные хроники. Вот почему важно знать, что такое жанр вообще, и каков онтологический статус его разновидностей. Здесь реализуется афоризм Козьмы Пруткова «Зри в корень!» в полной мере. Однако в какой корень предлагает нам взглянуть Стендаль своим вариантом криминальной хроники, связанной с Антуаном Берте, а в романе с Жюльеном Сорелем? Было бы весьма наивно полагать, что Стендаль выступает здесь как апологет рассудочности, аналитического мышления и логики. Напротив, он показывает всю безысходность такого отношения к жизни, которую нельзя просчитать. По словам Н.Я. Берковского, «Стендаль больше всего ценил в людях непосредственность. Дар непосредственности. Настоящие люди – это те, в которых непосредственность развязана, а не подавлена, как в Сореле». Свой внутренний мир герой подавляет ради карьеры, которая не дала ему ничего. Желая покорить Париж, он не покорил самого себя, не стал самим собой, поэтому вся остальная сюжетная линия после ареста посвящена самореализации духовного мира героя. Он, наконец, становится самим собой, а так как в подобном виде ему не покорить Париж, не добиться совместной жизни с Луизой, то он решает не принимать возможность о помиловании во внимание. Внутренний монолог Сореля занимает читателя в этой части книги много больше, чем раньше, потому что начинается настоящая «препарация души» героя. Он после каждого посещения его Матильдой или Луизой предпринимал тщательный анализ самого себя. То он называл себя эгоистом после ухода Матильды, то понимал, что любил по-настоящемутолько госпожу де Реналь, то, наконец, высказал на суде возмущенным буржуа все, что о них думал. И завещал своему другу Фуке похоронить его в той самой пещере на горе, где предавался честолюбивым мечтаниям покорить Париж. Таким образом, Жюльен обрел самого себя, упокоившись в этом символическом для себя месте. Для Стендаля вопрос обретения самого себя – наиважнейший вопрос. И если для этого необходимо умереть, то лучше умереть, чем жить не в ладу со своим внутренним миром. Когда духовное не соответствует нравственному, то получается трагедия – герой умирает на пути к высшей цели, к самому себе. И вполне символично название романа «Красное и черное», трактовок которого достаточно много, однако на наш взгляд, прав Н.Я. Берковский, когда сравнивает цвета романа с рулеткой. Красное – жизнь и успех, черное – смерть и провал. Всю жизнь Сорель ставил на красное, и выпадало красное, но когда один раз сыграло черное, весь мир рухнул.Исходя из всего сказанного, отметим, что роман как жанр всех времен имеет одну конститутивную черту – десакрализация ценностей, а его вариант – психологический роман – десакрализует гармонию духовного и нравственного миров личности. И роман Стендаля «Красное и черное» яркий тому пример.Список литературыАверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – СПб., 2004.Бахтин М.М Формы времени и хронотопа в романе//Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975; Бахтин М.М. (П.Н. Медведев) Формальный метод в литературоведении//Бахтин под маской. – М., 2000. – С. 186–350; Берковский Н.Я. Лекции по зарубежной литературе XIXвека. – СПб., 2002.Кожинов В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. – М., 1963;Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – М., 1986; Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. – М., 1977.Стендаль. Красное и черное//Собрание сочинений в 15-ти томах. Под ред Б.Г. Реизова. – Т.1. – М., 1959.Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. – М., 2006; Тюпа В.И. Дискурс/Жанр. – М., 2013.Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М., 1997.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – СПб., 2004.
2. Бахтин М.М Формы времени и хронотопа в романе//Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975;
3. Бахтин М.М. (П.Н. Медведев) Формальный метод в литературоведении//Бахтин под маской. – М., 2000. – С. 186–350;
4. Берковский Н.Я. Лекции по зарубежной литературе XIX века. – СПб., 2002.
5. Кожинов В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. – М., 1963;
6. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – М., 1986;
7. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. – М., 1977.
8. Стендаль. Красное и черное//Собрание сочинений в 15-ти томах. Под ред Б.Г. Реизова. – Т.1. – М., 1959.
9. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. – М., 2006;
10. Тюпа В.И. Дискурс/Жанр. – М., 2013.
11. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М., 1997.

Вопрос-ответ:

Какой жанр имеет роман "Красное и черное"?

Роман "Красное и черное" является психологическим романом.

О чем роман "Красное и черное"?

Главный герой романа Сорель переживает мучительные отношения с Матильдой, что становится основной темой книги.

Кто является автором романа "Красное и черное"?

Автором романа "Красное и черное" является Стендаль (Мари Бей Анри Бей). Н Я Берковский является переводчиком романа на русский язык.

Какой тип любви столкнулся в романе "Красное и черное"?

В романе "Красное и черное" сталкиваются два типа любви, их столкновение неизбежно приводит к трагедии и неудаче для героев.

Какие навыки приходится осваивать Сорелю в романе "Красное и черное"?

В романе "Красное и черное" Сорелю приходится осваивать навыки верховой езды, стрельбы из пистолета и фехтования, чтобы быть готовым ответить на возможные оскорбления.

Какой жанр имеет роман "Красное и черное" Стендаля?

Роман "Красное и черное" Стендаля относится к жанру психологического романа.

Какие проблемы испытывает Сорель в отношениях с Матильдой?

Сорель испытывает много проблем и страданий в отношениях с Матильдой. Его эмоции сильно измучены этими отношениями.

Какие мысли терзают Сореля в романе?

Сореля терзают мысли о том, что он может быть сыном плотника. Это доставляет ему много беспокойства и он даже берет уроки верховой езды и стрельбы, чтобы ответить на возможную оскорбление.

Какую роль играет Матильда в романе?

Матильда играет важную роль в романе "Красное и черное". Она является великой мучительницей для Сореля и их столкновение различных типов любви неизбежно приводит к трагедии и неудаче.