РЕПРЕЗЕНТАЦИИ «ИНОРОДНИЧЕСКОГО» НАСЕЛЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ ИЗДАНИЙ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 1920-1930-х гг.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История Отечества
  • 80 80 страниц
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 05.07.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 13
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ «ИНОРОДЧЕСКОГО» НАСЕЛЕНИЯ В ПУБЛИКАЦИЯХ СТОЛИЧНОГО И СИБИРСКИХ ОТДЕЛОВ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 1920–1930-х гг. 13
1.1 Издания РГО как источник изучения репрезентаций «инородческого» населения Сибири 13
1.2. Репрезентации «инородческого» населения Сибири в изданиях столичного и сибирских отделов Русского географического общества 27
ГЛАВА 2 45
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ОБ «ИНОРОДЦАХ» 1920–1930-х гг. В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ 45
2.1 Теоретические основы организации школьного историко-краеведческого кружка 45
2.2 Методическое сопровождение занятий историко-краеведческого кружка по теме «Изучение взаимодействия русского и коренного населения Сибири в 20-30 годы XX века: история и культура». 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81



Фрагмент для ознакомления

III. Традиционное хозяйство «инородцев» Сибири.
1. Изучение производственного фактора в этнических процессах в работах Н. Н. Козьмина.
2. Развитие земледелия в регионах проживания сибирских «инородцев» в 20–30-е годы XX века.
3. Влияние русских на традиционное хозяйство «инородцев».
4. Оленеводство как традиционный вид скотоводства народов Севера.
5. Роль промыслов в хозяйственной деятельности «инородческого» населения Сибири в 20–30-е годы XX века.
IV. Сказки и легенды сибирских народов как аспект культуры сибирских «инородцев».
1. Роль сказок и легенд народов Сибири в воссоздании культуры и традиций.
2. «Предание об Ашха-Баторе и происхождении кости Табжин» как источник о жизни бурят.
3. Результаты и роль работы «сказочной комиссии» в 1926 г. для изучения культуры сибирских «инородцев».
4. Герои сказок в демонстрации системы ценностей бурят.
5. Сравнительные характеристики легенд о происхождении и расселении якутов и бурят в Восточной Сибири.
V. Практики взаимовлияния инородцев Сибири и русских переселенцев
1. Влияние русского населения на образ жизни бурят Забайкалья
2. Трансформация национальных языков и влияние русских переселенцев на данный процесс.
3. Изменение хозяйства и быта населения рек Кети и Тыма в 20-е гг. XX в.
4. Изменение традиционного хозяйства коренных народов Сибири в рамках русской колонизации.
5. Роль советской власти в трансформации образа жизни и культуры сибирских «инородцев».
При организации работы над проектами следует учитывать следующие требования:
1. Ученик выбирает тему самостоятельно исходя из личной заинтересованности.
2. Творческий проект может быть представлен в различной форме: от доклада до видеофильма, электронной презентации с наглядными схемами, картинами, фотографиями, зарисовками, мультимедийной презентации (для сравнения культурных объектов и событий, при представлении исторических личностей и их деятельности в процессе культурного развития). Возможно рекомендовать ученикам создать мини-фильмы при помощи программы Windows Live. Все эти составляющие в значительной мере могут повысить интерес группы к докладам и самому вопросу, стимулировать остальных учеников группы к проектной деятельности, будить собственную инициативу. Это подразумевает не только использование уже готовых графических материалов в рамках презентации, но и создание собственных. Отдельные составляющие архитектурных сооружений сибирских «инородцев», детали костюмов, структуры поселений – все это возможно представить в виде графических схем, планов, карандашных рисунков, макетов и даже целых реконструкций, которые в дальнейшем могут стать частью музейных экспозиций и учебных материалов школы.
В частности, могут быть использованы фото и рисунки исследователей РГО, которые размещались в рамках статей. К примеру, весьма интересным является графический материал, представленный в исследовании П. Ф. Требуховского «Детский рисунок туземных народов Сибири». В широком доступе в сетевом пространстве находятся фото коренных народов Сибири 1920–1930-х гг. и в том числе исследователей РГО. Немаловажно в данном случае умение пользоваться различными графическими редакторами и программами, ориентированными на создание макетов, планов, схем, объемных изображений.
3. Оценка проекта производится не только учителем, но и группой, которой был представлен проект. Это дает основания ученику ориентироваться не только исключительно на требования академических стандартов, но и на интерес со стороны группы. По завершению представления проекта группа задает интересующие вопросы, делает уточнения.
В рамках проведения занятия в виде защиты творческих проектов планируется реализация следующих общеучебных задач:
– Создание представления о возможностях участвовать в проектной деятельности в рамках внеучебного процесса, представления о самореализации в педагогическом процессе.
– Получение учениками более глубоких знаний о жизни «инородческого» населения в послереволюционный период.
– Повышение уровня развития творческого и аналитического мышления учеников, формирование компетенций, связанных с креативным мышлением и практиками.
– Формирование умения работать с историческим источником, вычленять основные аспекты его содержания, определять наиболее важные и значимые моменты.
– Формирование компетенции, касающейся использования мультимедийных технологий в рамках подготовки к занятию;
– Закрепление умений: делать выводы, анализировать информацию, анализировать источники, вычленяя в них основную суть проблемы;
– Повышение эффективности и результативности самостоятельной творческой работы учеников, интереса к краеведению.
Завершающими формами занятий кружка по изучению «инородческого» населения Сибири в 20–30 гг. XX в. являются семинар-диспут и семинар-конференция.
В рамках семинар-конференции представляются самостоятельно подготовленные доклады на выбранные учениками и выполненные при консультировании преподавателя темы, касающиеся жизни «инородцев». Оптимальна разработка и углубление комплекса изученных в ходе проектной деятельности тем и объединение учеников со схожими темами для создания общего проекта (доклада). В частности:
1. Тематика исследований о сибирских «инородцах» в работах исследователей РГО.
2. Традиционные религиозные практики сибирских «инородцев» и влияние на них мировых религий.
3. Традиционное хозяйство «инородцев» Сибири.
4. Сказки и легенды сибирских народов как аспект культуры.
5. Практики взаимовлияния «инородцев» Сибири и русских переселенцев в культуре и хозяйстве.
Материалы РГО в данном случае могут быть как основным, так и вспомогательным источником.
Еще одной формой итогового занятия может стать семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение поставленной педагогом проблемы с целью установления путей ее решения, проводится в форме диалогического общения участников.
Семинар-диспут может быть проведен при изучении темы «Влияние христианской этики на традиционное мировоззрение "инородцев"».
Вопросы, которые могут обсуждаться на данном занятии:
– Насколько сходно христианское мировоззрение с традиционным мировоззрением различных сибирских «инородцев»? В чем это заключается? Насколько явно прослеживается сходство в рамках культуры и религиозного канона?
– Как можно оценить характер влияния на сибирских «инородцев» со стороны христианской культуры (агрессивное или мягкое)?
– Какие элементы симбиоза с христианством наблюдались в традиционной культуре «инородцев»? Как они отразились на образе жизни «инородцев»?
В рамках семинара-диспута предварительно должны выступить три докладчика, которые представят свои проекты-презентации, затрагивающие основные моменты взаимодействия культур и результатов данного взаимодействия.
По результатам трех представленных докладов реализуется следующая схема развития диспута:
1. Определение проблем и вопросов;
2. Формирование групп и распределение ролей: докладчики, оппоненты, эксперты.
3. Определение схемы взаимодействия в группах.
Представление результатов происходит согласно следующей схеме:
1. Присутствовавшие на семинаре ученики разделены на три группы согласно количеству докладчиков, каждый из которых выступает в роли эксперта. В задачи группы входит обсуждение полученной информации и высказывание мнения по поводу поставленных вопросов, представив имеющуюся доказательную базу с использованием всех доступных ресурсов, включая компьютерную технику и мультимедиа.
2. В роли докладчика, который представляет мнение группы по указанным вопросам, выступает представитель группы. Его поддерживает эксперт и содокладчики. Они выдвигают свою концепцию и защищают позиции.
3. Представители других групп выступают в роли оппонентов и представляют свои позиции и доказательную базу, соглашаясь или опровергая выдвинутые предположения.
4. В результате группы должны прийти к консенсусу и выдвинуть единую позицию относительно поставленных вопросов. Однако, касательно некоторых вопросов группы могут и не прийти к согласию и нормой также считается разделение учеников на сторонников нескольких теорий и мнений.
Для проведения вышеуказанных занятий ученикам предлагается использовать материалы РГО, в части журналов и отчетов экспедиций за 1920–1930 гг. Оптимальным представляется перечисление конкретных изданий, в которых ученики могут найти подходящую информацию, а также постановка задачи осуществления самостоятельного поиска информации на сайте РГО. Для организации работы кружка мною были подобраны следующие, рекомендуемые в рамках каждого раздела и тематики, материалы.

Материалы РГО для использования в рамках работы кружка
Вводное занятие:
1. Ядринцев Н. М. Сибирские «инородцы», их быт и современное положение: этнографические и статистические исследования с приложением статистических таблиц. СПб., 1891. 308 с.
РАЗДЕЛ II. Работа с источниковой базой этнографии:
Организация и практика поиска источников об «инородческом населении» Сибири 1920–1930-х гг.
2. Бахрушин С. В. Сибирские туземцы под русской властью до революции 1917 г. // Советский Север. Москва, 1929. Вып. I. С. 67–98.
3. Богораз В. Г. Новые задачи российской этнографии в полярных областях. Пг., 1921. 30 с.
Методы работы с источниками об «инородческом населении» Сибири 1920–1930-х гг.
4. Цыбиков Г. Ц. Основные проблемы национально-культурного строительства Бурятии // Сибирская живая старина. 1926. Т. IV. С. 315–317.
5. Черных П. Я. К вопросу о лингвистическом атласе Сибири // Сибирская живая старина.1926. Т. V. С. 85–94.
РАЗДЕЛ III. Проекты
Исследователи «инородческого» населения Сибири в 1920–1930 гг.
6. Боржонова А. Н. Взаимоотношения бурят и русских // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 25–34.
7. Елбоев Е. Родословная одной бурятской семьи // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 63–68.
8. Мырдыгеев С. Г. Предание об Ашха-Баторе и происхождении кости Табжин // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 68–70.
9. Шарыпов В. С. Предание о золотой чаше // Бурятоведческий сборник. Иркутск,1926. Вып. 2. С. 70–72.
10. Улаханов А. Песни бурят Аларского аймака // Бурятоведческий сборник. Иркутск,1926. Вып. 2. С. 72–74.
11. Шостакович В. Б. Историко-этнографическое название рек Сибири // Известия ВСОРГО. 1926. Т. 69. С. 115–131.
12. Пекарский Э. К Предание о том, откуда произошли якуты // Сибирская живая старина. 1925. Т. III. С. 137–141.
13. Шухов И. Н. Озера Северной лесостепи Черноземной полосы Западной Сибири // Известия Западно-Сибирского географического общества. 1930. Т VII. С. 95–113.
14. Горшенин К. П. Почвы черноземной полосы Западной Сибири // Записки ЗСО ГРГО. 1927.Т. 39. С. 3–359.
Религиозный аспект культуры инородцев (на примере этноса или народности).
15. Убониев М. Легенда о похищении ласточкиного огня // Бурятоведческий сборник. Искутск,1926. Вып. 2. С. 75–78.
16. Пекарский Э. К Предание о том, откуда произошли якуты // Сибирская живая старина. Т. III. Иркутск, 1925. С. 137–141.
Традиционное хозяйство «инородцев» Сибири.
17. Козьмин Н. Н. Хозяйство и народность (Производственный фактор в этнических процессах) // Сибирская живая старина. 1928. Т. VII. С. 2–22.
18. Горшенин К. П. Почвы черноземной полосы Западной Сибири // Записки ЗСО РГО. 1927. Т. 39. С. 3–359.
19. Шухов И. Н. Озера Северной лесостепи Черноземной полосы Западной Сибири // Известия ЗСГО. 1930. Т. VII. С. 95–113.
Легенды и сказки «инородцев» Сибири как аспект культуры.
20. Мырдыгеев С. Г. Предание об Ашха-Баторе и происхождении кости Табжин // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 68–70.
21. Шарыпов В. С. Предание о золотой чаше // Бурятоведческий сборник. Иркутск,1926. Вып. 2. С. 70–72.
22. Улаханов А. Песни бурят Аларского аймака // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 72–74.
23. Пекарский Э. К. Предание о том, откуда произошли якуты // Сибирская живая старина. 1925. Т. III. С. 137–141.
24. Бестужев Н. А Три бурятских сказки, записанные Н. Бестужевым. (Приложение к статье М. К. Азадовского «Николай Бестужев – этнограф») // Сибирская живая старина. 1925. Т. III. С. 30–40.
25. Петри Б. Э. Собирание преданий по истории заселения Прибайкалья бурятами // Сибирская живая старина. 1926. Т. IV. С. 317–318.
Практики взаимовлияния «инородцев» Сибири и русских переселенцев.
26. Боржонова А. Н. Взаимоотношения бурят и русских // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 25–34.
27. Матвеев А. К вопросу о вымирании бурят // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 38–40.
28. Черных П. Я. К вопросу о лингвистическом атласе Сибири // Сибирская старина. 1926. Т. V. С. 85–94.
29. Орлова Е. Н. Население по рекам Кети и Тыму, его состав, хозяйство и быт. Красноярск, 1928. 55 с.
РАЗДЕЛ IV. Семинар-диспут

Влияние христианской этики на традиционное мировоззрение «инородцев».
30. Цибиков Г. Ц. Основные проблемы национально-культурного строительства Бурятии // Сибирская живая старина. 1926. Т. IV. С. 315–317.
РАЗДЕЛ V. Семинар-конференция
Любые, подходящие из вышеперечисленных.
Таким образом, материалы Русского географического общества возможно успешно использовать в качестве источниковой базы при организации занятий в краеведческом кружке. Краеведческий кружок является одной из форм внедрения регионального компонента в образовательный процесс и использование источниковой базы, касающейся истории и этнографии Сибири, становится значительным содержательным дополнением к основному курсу истории. Материалы РГО дают возможность рассмотреть разнообразные направления жизни сибирских «инородцев» в 20–30 годы XX века и представить процесс трансформации социально-экономических и культурных связей коренного и русского населения в послереволюционный период.
В результате анализа было выявлено, что наиболее оптимальным способом становится использование материалов РГО в рамках проектной деятельности с презентацией ее результатов на занятиях краеведческого кружка. Проектная деятельность с использованием материалов РГО позволит ученикам сформировать актуальные для образовательного процесса компетенции, а также приобрести умения и навыки, востребованные не только на уроках в школе, но и в целом при выборе дальнейшей профессии, в образовательном процессе профессиональных образовательных заведений.
Важным компонентом использования материалов РГО, как источника, являются рекомендации со стороны педагога, который учит детей не только находить источники, но и вычленять из них важные составляющие, презентовать их группе. В итоге ученики получают опыт организации самостоятельной работы, интеллектуальной деятельности, защиты своего мнения с опорой на доказательную базу.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русское Географическое общество имеет длительную историю, и изучение сибирских «инородцев» стало предметом его особого интереса фактически с момента основания. Интерес к сибирским «инородцам» в дореволюционный период был вызван несколькими факторами. Это и стремлением к изучению своих «индейцев», проживающих на окраине империи, отличающихся бытом и культурой, и желанием подтвердить или опровергнуть тезис о миссии русских, заключавшейся в распространении своей культуры на «неразвитые народы», а также стремлением ответить на вопрос о вымирании «инородцев». Отсюда большое количество экспедиций и как следствие встречающихся в публикациях описаний «туземного населения». В послереволюционный период тенденция меняется, и экспедиции этнографической направленности становятся не актуальными, уступая место изысканиям, связанным с оценкой экономического потенциала региона.
Однако, не смотря на исследования преимущественно экономического потенциала Сибири интерес к культуре и традициям сибирского коренного населения сохраняется. В итоге в отчетах и трудах авторов РГО возможно видеть заметки о традиционном образе жизни сибирских «инородцев», их экономическом развитии, традициях и культуре. При этом, советскими исследователями делается акцент на их отсталости и необходимости трансформации «архаичного патриархального строя к социалистическому равноправию». В рамках подобных возможностей изучается и степень влияния на инородческую культуру русских переселенцев.
Данные об «»инородцах« предоставляются преимущественно на страницах периодических изданий РГО. Старейшее из периодических изданий РГО «Известия РГО» за 1920–1930-е гг. меняет свой тематический ориентир и преимущественное внимание начинает уделяться географии тогда, как этнографический вопрос проявляется только в отдельных статьях и о «инородческом» населении пишет незначительное число авторов.
Однако 1920-е гг. дали новый импульс в исследовательской и издательской работе сибирских отделов РГО. Возобновляются публикации «Известий», появляются новые журналы, ориентированные на этнографические исследования, такие как «Сибирская живая старина», «Бурятоведческий сборник».
Авторский состав столичных и сибирских отделов имел отличия. В столичных изданиях внимание коренным народам Сибири уделяют ученые, специализирующиеся в области географии, биологии, гидрологии и делают это в контексте общих исследований. Такая же картина представляется и в Западно-Сибирском отделе, где этнографы практически перестают публиковать свои работы, уступая место специалистам в области экономики и гидрографии. На этом фоне явно отличается Восточно-Сибирский отдел, где специалисты-этнографы по-прежнему проявляют активность. Однако тенденция к сокращению количества их публикаций также присутствует и достаточно заметно.
Однако в 1930-е гг. отмечается всплеск интереса к территориям Севера Сибири, освоению Северного морского пути и в целом арктического пространства, как следствие – появление новых направлений исследований, новых периодических изданий, таких как «Советский Север» и «Арктика». Одновременно можно зафиксировать снижение деятельности РГО и его отделов, прекращение их издательской деятельности в 1930-х гг. в связи с общей тенденцией закрытия общественных организаций.
Рассматриваемые практики культуры и хозяйственной деятельности «инородческого» населения в дореволюционный и послереволюционный в определенных аспектах сходны, однако имеют как разницу, так и сходства в целях. Фактически неизменной остается установка на перспективы хозяйственного освоения и ассимиляции населения. Однако же в дореволюционный период рассматривается практическая составляющая вопроса, то есть большее удобство учета населения и его налогообложения в случае перехода к оседлости и перенятию православного вероисповедания, как основы организации жизни и быта. После революции во главу ставится идеология, подразумевавшая переход «инородцев» от патриархальных и архаичных форм организации социальных отношений к социалистическим установкам.
Полученные в результате исследования материалы могут быть привлечены для организации внеклассной работы со старшеклассниками, например, в деятельности школьного историко-краеведческого кружка.
Историко-краеведческий кружок, как форма организации внеурочной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных процессов учеников, может стать одним из востребованных направлений работы по внедрению регионального компонента в систему школьного образования. Также он является наиболее оптимальным средством повышения интереса к изучению жизни и традиций коренного населения, то есть «инородцев» (в дореволюционном варианте). Краеведческий кружок дает возможность внедрять разнообразные технологии и методы в образовательный процесс и привлекать учеников не только на основе интереса непосредственно к изучению истории края, но и в связи с возможностью развивать навыки и компетенции, востребованные в современном обществе и в том числе в будущей профессиональной деятельности. Данные об «инородческом» населении, содержащиеся в фондах РГО, могут стать источниковой базой, которую ученики будут использовать при создании собственных исследовательских проектов в рамках краеведческой работы.
Наиболее оптимальным способом становится использование материалов РГО в рамках проектной деятельности с презентацией ее результатов на занятиях краеведческого кружка. Проектная деятельность с использованием материалов РГО позволит ученикам сформировать актуальные для образовательного процесса компетенции, а также приобрести умения и навыки, востребованные не только на уроках в школе, но и в целом при выборе дальнейшей профессии, в образовательном процессе профессиональных образовательных заведений.
Важным компонентом использования материалов РГО, как источника, являются рекомендации со стороны педагога, который учит детей не только находить источники, но и вычленять из них важные составляющие, презентовать их группе. В итоге ученики получают опыт организации самостоятельной работы, интеллектуальной деятельности, защиты своего мнения с опорой на доказательную базу.
В целом, внедрение материалов РГО в работу историко-краеведческого кружка позволит не только расширить кругозор и повысить культурный уровень учеников, но также и познакомить учеников с первичными приемами исследовательской работы, воспитывать интерес и уважение к истории коренного населения Сибири и стимулировать их творческое развитие. Данные составляющие являются одними из значимых в современной системе образования в целом и в развитии позитивных личностных характеристик в частности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источники

Бурятоведческий сборник: издание Бурят-монгольской секции Восточно-Сибирского отдела РГО / под ред. А. Н. Боржоновой, Н. Н. Козьмина, П. П. Хороших. Иркутск, 1926–1927.
Известия Русского Географического общества: издание Русского Географического общества / под ред. В. Л. Комарова. М., Л., 1923–1939 гг.
Известия Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества: издание Восточно-Сибирского отдела РГО / под ред. председателя ред. комиссии Т. П. Кравца. Иркутск, 1921, 1924–1931 гг.
Известия Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества: издание Западно-Сибирского отдела РГО / под редакцией Г. В. Крузера и П. Л. Драверта. Омск, 1924–1930 гг.
Отчет о состоянии и деятельности ЗСО за 1926–1927 гг. Омск, 1927.
Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 20.08.2016 № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016–2017 учебный год» [Электронный ресурс]. URL : http://www.edunso.ru/node/5961 (дата обращения: 13.04.2017).
Региональный комплексный проект модернизации образования в Алтайском крае: информационное издание. Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2008. 101 с.
Сибирская живая старина: издание Восточно-Сибирского отдела РГО / под ред. М. К. Азадовского и Г. С. Виноградова. Иркутск, 1923–1929 гг.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ed.gov.ru (дата обращения: 10.03.2017).
Исследовательская литература

Баженов В. С., Новиков Ф. И., Вяткин И. А. 125 лет Омскому региональному отделению Русского географического общества. Географы – Отечеству и региону // Известия Омского регионального отделения Русского Географического общества. Выпуск (12) 19. Омск, 2007. С. 57–62.
Белоножко Ю. Н. Русское географическое общество // Новосибирск: энциклопедия. Новосибирск, 2003. 748 с.
Берг Л. С. Всесоюзное Географическое общество за сто лет. Москва; Ленинград, 1946. 263 с.
Васильева Е. Н. Диалог в системе современного образования. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 6. C. 73–75.
Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 21–40.
Географическое общество за 125 лет / под ред. С. В. Калесник Ленинград, 1970. 396 с.
Гимельштейн А. В., Дамешек Л. М., Сенина Е. А. Образ «инородцев» на страницах сибирской периодической печати. Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2007. 320 с.
Дик Н. Ф. Работаем по-новому!: толковая книга заместителя директора и учителя начальной школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 284 с.
Елизаров Л. И. Записки СОРГО (150 лет со дня выхода первого издания) // Приангарье: годы, события, люди: календарь знаменат. и памят. дат. Иркут. обл. на 2006 г. Иркутск, 2006. С. 34–36.
Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 176 с.
Захаров И. В. Этнография в трудах Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества // Вопросы истории Западной Сибири. Омск, 1970. С. 100–124.
Зуляр Ю. А. Географическое общество. Восточно-Сибирский отдел Императорского русского географического общества (150 лет со дня образования) [Электронный ресурс]. URL: http://www.social anthropology.ru/node/210- (дата обращения: 31.01. 2017).
Зуляр Ю. А. Основные вехи истории Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества [Электронный ресурс] // Известия Иркутской государственной академии. Иркутск, 2003. № 1. URL: http://www.social-anthropology.ru/node/210 (дата обращения: 10.05.2017).
История // Русское Географическое общество [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/istoriya (дата обращения: 02.05.2017).
Казаринов П. К. Три четверти века: к юбилею ВСОИРГО // Сибирская живая старина. Выпуск 2 (4). Иркутск, 1926. С. 3–32.
Константинов О. А. Сто двадцать пять лет Географическому обществу СССР. Ленинград, 1970. 19 с.
Кузнецова Т. А. «Инородческий» вопрос на страницах столичных журналов Русского Географического общества во второй половине XIX – начале XX вв. // Вопросы методологии и истории в работах молодых ученых: Сборник научных статей. Выпуск 10. / Под ред. В. Н. Худякова. Омск, 2007. С. 111–123.
Кузнецова Т. А., Ледовских А. Ю. От описания к «пониманию»: репрезентации сибирских «инородцев» в статьях специализированных журналов второй половины XIX – начала XX вв. // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 8-й междунар. науч. конф. Барнаул, 2011. С. 234–235.
Кузнецова Ф. С. История Сибири: история России через историю региона: методические материалы для изучения региональной истории в условиях реализации ФГОС и историко-культурного стандарта : методическое пособие / Ф. С. Кузнецова, О. М. Хлытина, К. Е. Зверева / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2016. 54 с.
Ледовских А. Ю. Сибирские «инородцы» в исторической публицистике // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 25. С.347–351.
Манассеин В. С. Очерк исторической деятельности ВСОИРГО за 75 лет существования. Иркутск, 1926. 36 с.
Малкин Г. В. Новосибирский отдел Географического общества // Известия Всесоюзного географического общества.1948. Т. 80. Выпуск 2. С. 186–187.
Мохначева М. Н. Журналистика и наука. Кн.1.: Журналистика в контексте наукотворчества в России XVIII–XIX вв. Москва, 1998. С. 254.
Новиков И. С, Юмина А. Н. Прошлое и настоящее Всероссийского географического общества и история его Новосибирского отделения [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. URL : http://bsk.nios.ru/content/proshloe-i-nastoyashchee-vserossiyskogo-geograficheskogo-obshchestva-i-istoriya-ego (дата обращения: 31.01.2017).
Обзор деятельности Восточно-Сибирского отдела за семьдесят пять лет: 1851–1926. Иркутск, 1926. 143 с.
Петракова Л. Г. Пути формирования патриотических ценностей у старших подростков в процессе преподавания истории родного края // Русин. 2013. № 3. С. 174–179.
Ретивых М. В. Инновационный подход к проектированию и проведению лекционных и семинарских занятий в ВУЗе // Вестник Брянского Государственного университета. 2012. № 1. С. 154–157.
Родигина Н.Н. Образ сибирских «инородцев» в журнальной прессе пореформенной Российской империи как инструмент формирования социальных идентичностей // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 3. С. 126–129.
Романцова Т. Д. Бурят-монгольская секция ВСОРГО // Иркутское краеведение 20-х: взгляд сквозь годы. Иркутск, 2000. Ч. 1. С. 70–79.
Семенов В. Ф. Очерк пятидесятилетней деятельности Западно-Сибирского отдела Государственного Русского Географического общества. 1877–1927 гг. Омск, 1927. 145 с.
Соколова Е. В. «Новая локальная история» и изучение культурного пространства малых городов Омского Прииртышья в Советскую эпоху // Омский научный вестник. 2007. № 5. С. 28–31.
Ушакова С. Н.  Русское географическое общество (РГО) // Историческая энциклопедия Сибири. Т. II. Новосибирск, 2009. С. 801–802.
Фиалков Д. Н. Западно-Сибирский отдел Географического общества в годы революционных событий // Известия Омского регионального отделения Русского Географического общества. Вып. (12) 19. Омск, 2007. С. 53–62.
Шелегина О. Н. Краеведение // Историческая энциклопедия Сибири. Т. II. Новосибирск, 2009. С.161–165.
Юмина А. Н. Новосибирское отделение Русского географического общества: 70 лет // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области. 2016 год. Новосибирск, 2015. С. 125–126.




Обзор деятельности Восточно-Сибирского отдела за семьдесят пять лет: 1851–1926. Иркутск, 1926.
Казаринов П. К. Три четверти века (к юбилею ВСОИРГО) // Сибирская живая старина. Иркутск, 1926. С. 3–32.
Манассеин В. С. Очерк исторической деятельности ВСОИРГО за 75 лет существования. Иркутск, 1926.
Семенов В. Ф. Очерк пятидесятилетней деятельности Западно-Сибирского отдела Государственного Русского Географического общества. 1877–1927 гг. Омск, 1927.
Берг Л. С. Всесоюзное географическое общество за сто лет. М.; Л., 1946.
Константинов О. А. Сто двадцать пять лет Географическому обществу СССР. Л., 1970.
Географическое общество за 125 лет / под ред. С. В. Калесник. Л., 1970.
См. напр.: Баженов В. С., Новиков Ф. И., Вяткин И. А. 125 лет Омскому региональному отделению Русского географического общества. Географы – Отечеству и региону // Известия Омского регионального отделения Русского Географического общества. Вып. (12) 19. Омск, 2007. С. 57–62; Фиалков Д. Н. Западно-Сибирский отдел Географического общества в годы революционных событий // Известия Омского регионального отделения Русского Географического общества. Вып. (12) 19. Омск, 2007. С. 53–62.
Елизаров Л. И. Записки СОРГО (150 лет со дня выхода первого издания) // Приангарье: годы, события, люди: календарь знаменат. и памят. дат. Иркут. обл. на 2006 г. Иркутск, 2006. С. 34–36.
Зуляр Ю. А. Основные вехи истории Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества [Электронный ресурс] // Известия Иркутской государственной академии. Иркутск, 2003. № 1. URL: http://www.social-anthropology.ru/node/210 (дата обращения: 10.05.2017).
Малкин Г. В. Новосибирский отдел Географического общества // Известия Всесоюзного географического общества.1948. Т. 80. Выпуск 2. С. 186–187.
Новиков И. С, Юмина А. Н. Прошлое и настоящее Всероссийского географического общества и история его Новосибирского отделения [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. URL : http://bsk.nios.ru/content/proshloe-i-nastoyashchee-vserossiyskogo-geograficheskogo-obshchestva-i-istoriya-ego (дата обращения: 31.01.2017).
Юмина А. Н. Новосибирское отделение Русского географического общества: 70 лет // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области. 2016 год. Новосибирск, 2015. С. 125–126.
Гимельштейн А. В., Дамешек Л. М., Сенина Е. А. Образ «инородцев» на страницах сибирской периодической печати. Иркутск, 2007.
См. напр.: Родигина Н. Н. Образ сибирских «инородцев» в журнальной прессе пореформенной Российской империи как инструмент формирования социальных идентичностей // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 3. С. 126–129.
См. напр.: Ледовских А. Ю. Сибирские «инородцы» в исторической публицистике // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 25. С. 347–351.
См. напр.: Кузнецова Т. А. «Инородческий» вопрос на страницах столичных журналов Русского Географического общества во второй половине XIX – начале XX вв. // Вопросы методологии и истории в работах молодых ученых: Сборник научных статей. Выпуск 10. / Под ред. В. Н. Худякова. Омск, 2007. С. 111–123; Кузнецова Т. А., Ледовских А. Ю. От описания к «пониманию»: репрезентации сибирских «инородцев» в статьях специализированных журналов второй половины XIX – начала XX вв. // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 8-й междунар. науч. конф. Барнаул, 2011. С. 234–235 и др.
Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики. Тюмень, 2011.
Васильева Е. Н. Диалог в системе современного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 6. C. 73–75.
Петракова Л. Г. Пути формирования патриотических ценностей у старших подростков в процессе преподавания истории родного края // Русин. 2013. № 3. C. 174–179.
Соколова Е. В. «Новая локальная история» и изучение культурного пространства малых городов Омского Прииртышья в Советскую эпоху // Омский научный вестник. 2007. № 5. С. 28–31.
Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы // Проблемы современного образования. 2012. № 4. C. 21–40.
Мохначева М. Н. Журналистика и наука. Кн.1.: Журналистика в контексте наукотворчества в России XVIII–XIX вв. М., 1998.
Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 20.08.2016 № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016–2017 учебный год» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edunso.ru/node/5961 (дата обращения: 13.04.2017).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ed.gov.ru (дата обращения: 10.03.2017).
Белоножко Ю. Н. Русское географическое общество // Новосибирск: энциклопедия. Новосибирск. 2003. С. 748.
История // Русское географическое общество [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/istoriy a (дата обращения: 02.05.2017).
Цит. по: Берг Л. С. Всесоюзное географическое общество за сто лет. М.; Л., 1946. С. 263.
История // Русское географическое общество [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/istoriya (дата обращения: 02.05.2017).
История // Русское географическое общество [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/istoriya (дата обращения: 02.05.2017).
Журнал «Известия РГО» [Электронный ресурс] // Русское географическое общество. URL: https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/periodicheskie-izdaniya-rgo/zhurnal-izvestiya-rgo (дата обращения 02.05.2017).
История // Русское Географическое общество [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/istoriya (дата обращения 02.05.2017).
Сапожников В. В., Никитина Е. В. Нижняя Обь и Обская губа в 1919 г. // Известия РГО. 1923. Т. 55. Вып. 1. С. 125–180.
Соколов Ф. В. Очерк юго-восточной части Якутской области // Известия РГО. 1923. Т. 55. Вып. 1. С. 181–236.
Громов Л. В. Географические работы в устье Енисея // Известия РГО. 1924. Т. 56. Вып. 2. С. 107–118.
Ужакин А. Сибирский альпинист: жизнь и путешествия исследователя Алтая В. В. Сапожникова [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/sib/2011/11/u11.html (дата обращения: 10.05.2017).
История // Русское Географическое общество [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/istoriya (дата обращения: 02.05.2017).
Семенов В. Ф. Очерк пятидесятилетней деятельности Западно-Сибирского отдела государственного РГО. Омск.1927. С. 144.
Новиков И. С., Юмина А. Н. Прошлое и настоящее Всероссийского географического общества и история его Новосибирского отделения [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/proshloe-i-nastoyashchee-vserossiyskogo-geograficheskogo-obshchestva-i-istoriya-ego (дата обращения 31.01.2017).
Шелегина О. Н. Краеведение // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2009. Т. II. С. 165.
Ушакова С. Н. Русское географическое общество (РГО) // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск. 2009. Т. II. С. 802.
Шелегина О. Н. Краеведение // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2009. Т. II. С. 165.
Шелегина О. Н. Краеведение // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2009. Т. II. С. 165.
Зуляр Ю. А. Географическое общество. ВСОИРГО (150 лет со дня образования) [Электронный ресурс]. URL: http://www.social anthropology.ru/node/210- (дата обращения: 31.01. 2017).
Там же.
Малкин Г. В. Новосибирский отдел Географического общества // Известия Всесоюзного Географического общества. 1948. Т. 80. Вып. 2. С. 186–187.
Юмина А. Н. Новосибирское отделение Русского географического общества: 70 лет // Календарь знаменательных и памятных по Новосибирской области. 2016 год. Новосибирск, 2015. С. 125–126.
Шостакович В. Б. Историко-этнографическое название рек Сибири // Известия ВСОРГО. 1926. Т. 69. С. 115–131.
Черных А. В. Ярмарки Иркутской губернии // Известия ВСОРГО. 1926. Т. 69. С. 113–153.
См. напр.: Бестужев Н. А. Три бурятских сказки, записанные Н. Бестужевым. (Приложение к статье М. К. Азадовского «Николай Бестужев – этнограф») // Сибирская живая старина. 1925. Т. III. С. 30–40; Петри Б. Э. Собирание преданий по истории заселения Прибайкалья бурятами // Сибирская живая старина. 1926. Т. IV. С. 317–318; Он же. Элементы родовой связи у северных бурят // Сибирская живая старина. 1924. Т. II. С. 98–126; Цибиков Г. Ц. Основные проблемы национально-культурного строительства Бурятии // Сибирская живая старина. 1926.Т. IV. С. 315–317; и др.
См. напр.: Пекарский Э. К. Предание о том, откуда произошли якуты // Сибирская живая старина. 1925. Т. III. С. 137–141; Черных П. Я. К вопросу о лингвистическом атласе Сибири // Сибирская живая старина. 1926. Т. V. С. 85–94.
См. напр.: Козьмин Н. Н. Хозяйство и народность (Производственный фактор в этнических процессах) // Сибирская живая старина. 1928. Т. VII. С. 2–22; Цибиков Г. Ц. Основные проблемы национально-культурного строительства Бурятии // Сибирская живая старина. 1926. Т. IV. С. 315–317; Черных П. Я. К вопросу о лингвистическом атласе Сибири // Сибирская живая старина. 1926. Т. V. С. 85–94.
Бестужев Н. А Три бурятских сказки, записанные Н. Бестужевым. (Приложение к статье М. К. Азадовского «Николай Бестужев – этнограф») // Сибирская живая старина. 1925. Т. III. С. 30–40.
Петри Б. Э. Элементы родовой связи у северных бурят // Сибирская живая старина. 1924. Т. II. С. 98–126.
См. напр.: Козьмин Н. Н. 1905 г. и буряты // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 71–4; Боржонова А. Н. Взаимоотношения бурят и русских // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 25–34; Матвеев А. К вопросу о вымирании бурят // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 38–40.
См. напр.: Матвеев А. К вопросу о вымирании бурят // Бурятоведческий сборник. Иркутск,1926. Вып. 2. С. 38–40; Мырдыгеев С. Г. Предание об Ашха-Баторе и происхождении кости Табжин // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 68–70.
См. напр.: Козьмин Н. Н. 1905 г. и буряты // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 7–14; Боржонова А. Н. Взаимоотношения бурят и русских // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 25–34; Елбоев Е. Родословная одной бурятской семьи // Бурятоведческий сборник. Иркутск,1926. Вып. 2. С. 63–68 и др.
См. напр.: Барбаева Л. Дедушкины Сказки (Сказка о жирном Замае и глупом Мангатхае) // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 74–75; Убониев М. Легенда о похищении ласточкиного огня // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 75–78; Улаханов А. Песни бурят Аларского аймака // Бурятоведческий сборник. Иркутск,1926. Вып. 2. С. 72–74; Шарыпов В. С. Предание о золотой чаше // Бурятоведческий сборник. Иркутск,1926. Вып. 2. С. 70–72 и др.
Отчет о состоянии и деятельности ЗСО за 1926–1927 гг. Омск, 1927. С. 36.
Там же. С 22.
Отчет о состоянии и деятельности ЗСО за 1925–1926 гг. Омск, 1927. С. 15.
См. напр.: Горшенин К. П. Почвы черноземной полосы Западной Сибири // Записки ЗСО РГО. 1927. Т. 39. С. 3–359; Шухов И. Н. Озера Северной лесостепи Черноземной полосы Западной Сибири // Известия ЗСГО. 1930. Т. VII. С. 95–113.
Требуховский П. Ф. Детский рисунок туземных народов Сибири // Сибирская живая старина. Т. VI. Иркутск, 1927. С. 55.
Соколов Ф. В. Очерк юго-восточной части Якутской области // Известия РГО. 1923. Т. 55. Вып. 1. С. 181–236.
Там же. С. 225.
Громов Л. В. Географические работы в устье Енисея // Известия РГО. 1924. Т. 56. Вып. 2. С. 107–118.
Сапожников В. В., Никитина Е. В. Нижняя Обь и Обская губа в 1919 г. // Известия РГО. 1923. Т. 55. Вып. 1. С. 125–180.
Боржонова А. Н. Взаимоотношения бурят и русских // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 25–34.
Матвеев А. К вопросу о вымирании бурят // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 38–40.
Елбоев Е. Родословная одной бурятской семьи // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 63–68.
Мырдыгеев С. Г. Предание об Ашха-Баторе и происхождении кости Табжин // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 68–70.
Убониев М. Легенда о похищении ласточкиного огня // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 75–78.
Барбаева Л. Дедушкины Сказки (Сказка о жирном Замае и глупом Мангатхае) // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 74–75.
Козьмин Н. Н. 1905 г. и буряты // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып. 2. С. 71–74.
См. напр.: Бестужев Н. А Три бурятских сказки, записанные Н. Бестужевым. (Приложение к статье М. К. Азадовского «Николай Бестужев – этнограф») // Сибирская живая старина. 1925. Т. III. С. 30–40.
Пекарский Э. К. Предание о том, откуда произошли якуты // Сибирская живая старина. 1925. Т. III. С. 137–141.
Петри Б. Э. Собирание преданий по истории заселения Прибайкалья бурятами // Сибирская живая старина. 1926. Т. IV. С. 317–318.
Петри Б. Э. Элементы родовой связи у северных бурят // Сибирская живая старина. 1924. Т. II. С. 98–126.
Козьмин Н. Н. Хозяйство и народность (Производственный фактор в этнических процессах) // Сибирская живая старина. 1928. Т. VII. С. 2–22.
Требуховский П. Ф. Детский рисунок туземных народов Сибири // Сибирская живая старина. 1927. Т. VI. С. 55.
Цыбиков Г. Ц. Основные проблемы национально-культурного строительства Бурятии // Сибирская живая старина. 1926. Т. IV. С. 315–317.
Черных П. Я. К вопросу о лингвистическом атласе Сибири // Сибирская живая старина. 1926. Т. V. С. 85–94.
Горшенин К. П. Почвы черноземной полосы Западной Сибири // Записки ЗСО ГРГО. 1927. Т. 39. С. 3–359.
Шухов И. Н. Озера Северной лесостепи Черноземной полосы Западной Сибири // Известия ЗСГО. 1930. Т. VII. С. 95–113.
Кузнецова Ф. С. История Сибири: история России через историю региона: методические материалы для изучения региональной истории в условиях реализации ФГОС и историко-культурного стандарта: методическое пособие / Ф. С. Кузнецова, О. М. Хлытина, К. Е. Зверева / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2016. С. 54.
Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 21–40.
Соколова Е. В. «Новая локальная история» и изучение культурного пространства малых городов Омского Прииртышья в Советскую эпоху // Омский научный вестник. 2007. № 5. С. 28–31.
Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 20.08.2016 № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016–2017 учебный год» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edunso.ru/node/5961 (дата обращения: 13.04.2017).
Региональный комплексный проект модернизации образования в Алтайском крае: информационное издание. Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2008. С. 101.
Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 20.08.2016 № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016–2017 учебный год» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edunso.ru/node/5961 (дата обращения: 13.04.2017).
Васильева Е. Н. Диалог в системе современного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 6. С. 73–75.
Петракова Л. Г. Пути формирования патриотических ценностей у старших подростков в процессе преподавания истории родного края // Русин. 2013. № 3. С. 174–179.
Дик Н. Ф. Работаем по-новому!: толковая книга заместителя директора и учителя начальной школы. Ростов-на-Дону, 2009. С. 284.
Васильева Е. Н. Диалог в системе современного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 6. С. 73–75.
Там же. С. 74.
Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики. Тюмень, 2011. С. 176.
Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики. Тюмень, 2011. С. 176.
Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики. Тюмень, 2011. С. 176.
Ретивых М. В. Инновационный подход к проектированию и проведению лекционных и семинарских занятий в ВУЗе // Вестник Брянского Государственного университета. 2012. № 1. С. 154–157.

Ретивых М. В. Инновационный подход к проектированию и проведению лекционных и семинарских занятий в ВУЗе // Вестник Брянского Государственного университета. 2012. № 1. С. 154–157.
Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования (Утвержден  приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ed.gov.ru (дата обращения: 10.03.17).













2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источники

1. Бурятоведческий сборник: издание Бурят-монгольской секции Восточно-Сибирского отдела РГО / под ред. А. Н. Боржоновой, Н. Н. Козьмина, П. П. Хороших. Иркутск, 1926–1927.
2. Известия Русского Географического общества: издание Русского Географического общества / под ред. В. Л. Комарова. М., Л., 1923–1939 гг.
3. Известия Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества: издание Восточно-Сибирского отдела РГО / под ред. председателя ред. комиссии Т. П. Кравца. Иркутск, 1921, 1924–1931 гг.
4. Известия Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества: издание Западно-Сибирского отдела РГО / под редакцией Г. В. Крузера и П. Л. Драверта. Омск, 1924–1930 гг.
5. Отчет о состоянии и деятельности ЗСО за 1926–1927 гг. Омск, 1927.
6. Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 20.08.2016 № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016–2017 учебный год» [Электронный ресурс]. URL : http://www.edunso.ru/node/5961 (дата обращения: 13.04.2017).
7. Региональный комплексный проект модернизации образования в Алтайском крае: информационное издание. Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2008. 101 с.
8. Сибирская живая старина: издание Восточно-Сибирского отдела РГО / под ред. М. К. Азадовского и Г. С. Виноградова. Иркутск, 1923–1929 гг.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ed.gov.ru (дата обращения: 10.03.2017).
Исследовательская литература

10. Баженов В. С., Новиков Ф. И., Вяткин И. А. 125 лет Омскому региональному отделению Русского географического общества. Географы – Отечеству и региону // Известия Омского регионального отделения Русского Географического общества. Выпуск (12) 19. Омск, 2007. С. 57–62.
11. Белоножко Ю. Н. Русское географическое общество // Новосибирск: энциклопедия. Новосибирск, 2003. 748 с.
12. Берг Л. С. Всесоюзное Географическое общество за сто лет. Москва; Ленинград, 1946. 263 с.
13. Васильева Е. Н. Диалог в системе современного образования. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 6. C. 73–75.
14. Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 21–40.
15. Географическое общество за 125 лет / под ред. С. В. Калесник Ленинград, 1970. 396 с.
16. Гимельштейн А. В., Дамешек Л. М., Сенина Е. А. Образ «инородцев» на страницах сибирской периодической печати. Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2007. 320 с.
17. Дик Н. Ф. Работаем по-новому!: толковая книга заместителя директора и учителя начальной школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 284 с.
18. Елизаров Л. И. Записки СОРГО (150 лет со дня выхода первого издания) // Приангарье: годы, события, люди: календарь знаменат. и памят. дат. Иркут. обл. на 2006 г. Иркутск, 2006. С. 34–36.
19. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 176 с.
20. Захаров И. В. Этнография в трудах Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества // Вопросы истории Западной Сибири. Омск, 1970. С. 100–124.
21. Зуляр Ю. А. Географическое общество. Восточно-Сибирский отдел Императорского русского географического общества (150 лет со дня образования) [Электронный ресурс]. URL: http://www.social anthropology.ru/node/210- (дата обращения: 31.01. 2017).
22. Зуляр Ю. А. Основные вехи истории Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества [Электронный ресурс] // Известия Иркутской государственной академии. Иркутск, 2003. № 1. URL: http://www.social-anthropology.ru/node/210 (дата обращения: 10.05.2017).
23. История // Русское Географическое общество [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/istoriya (дата обращения: 02.05.2017).
24. Казаринов П. К. Три четверти века: к юбилею ВСОИРГО // Сибирская живая старина. Выпуск 2 (4). Иркутск, 1926. С. 3–32.
25. Константинов О. А. Сто двадцать пять лет Географическому обществу СССР. Ленинград, 1970. 19 с.
26. Кузнецова Т. А. «Инородческий» вопрос на страницах столичных журналов Русского Географического общества во второй половине XIX – начале XX вв. // Вопросы методологии и истории в работах молодых ученых: Сборник научных статей. Выпуск 10. / Под ред. В. Н. Худякова. Омск, 2007. С. 111–123.
27. Кузнецова Т. А., Ледовских А. Ю. От описания к «пониманию»: репрезентации сибирских «инородцев» в статьях специализированных журналов второй половины XIX – начала XX вв. // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 8-й междунар. науч. конф. Барнаул, 2011. С. 234–235.
28. Кузнецова Ф. С. История Сибири: история России через историю региона: методические материалы для изучения региональной истории в условиях реализации ФГОС и историко-культурного стандарта : методическое пособие / Ф. С. Кузнецова, О. М. Хлытина, К. Е. Зверева / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2016. 54 с.
29. Ледовских А. Ю. Сибирские «инородцы» в исторической публицистике // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 25. С.347–351.
30. Манассеин В. С. Очерк исторической деятельности ВСОИРГО за 75 лет существования. Иркутск, 1926. 36 с.
31. Малкин Г. В. Новосибирский отдел Географического общества // Известия Всесоюзного географического общества.1948. Т. 80. Выпуск 2. С. 186–187.
32. Мохначева М. Н. Журналистика и наука. Кн.1.: Журналистика в контексте наукотворчества в России XVIII–XIX вв. Москва, 1998. С. 254.
33. Новиков И. С, Юмина А. Н. Прошлое и настоящее Всероссийского географического общества и история его Новосибирского отделения [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. URL : http://bsk.nios.ru/content/proshloe-i-nastoyashchee-vserossiyskogo-geograficheskogo-obshchestva-i-istoriya-ego (дата обращения: 31.01.2017).
34. Обзор деятельности Восточно-Сибирского отдела за семьдесят пять лет: 1851–1926. Иркутск, 1926. 143 с.
35. Петракова Л. Г. Пути формирования патриотических ценностей у старших подростков в процессе преподавания истории родного края // Русин. 2013. № 3. С. 174–179.
36. Ретивых М. В. Инновационный подход к проектированию и проведению лекционных и семинарских занятий в ВУЗе // Вестник Брянского Государственного университета. 2012. № 1. С. 154–157.
37. Родигина Н.Н. Образ сибирских «инородцев» в журнальной прессе пореформенной Российской империи как инструмент формирования социальных идентичностей // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 3. С. 126–129.
38. Романцова Т. Д. Бурят-монгольская секция ВСОРГО // Иркутское краеведение 20-х: взгляд сквозь годы. Иркутск, 2000. Ч. 1. С. 70–79.
39. Семенов В. Ф. Очерк пятидесятилетней деятельности Западно-Сибирского отдела Государственного Русского Географического общества. 1877–1927 гг. Омск, 1927. 145 с.
40. Соколова Е. В. «Новая локальная история» и изучение культурного пространства малых городов Омского Прииртышья в Советскую эпоху // Омский научный вестник. 2007. № 5. С. 28–31.
41. Ушакова С. Н. Русское географическое общество (РГО) // Историческая энциклопедия Сибири. Т. II. Новосибирск, 2009. С. 801–802.
42. Фиалков Д. Н. Западно-Сибирский отдел Географического общества в годы революционных событий // Известия Омского регионального отделения Русского Географического общества. Вып. (12) 19. Омск, 2007. С. 53–62.
43. Шелегина О. Н. Краеведение // Историческая энциклопедия Сибири. Т. II. Новосибирск, 2009. С.161–165.
44. Юмина А. Н. Новосибирское отделение Русского географического общества: 70 лет // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области. 2016 год. Новосибирск, 2015. С. 125–126.

Вопрос-ответ:

Какие источники используются для изучения репрезентаций инородческого населения в статье?

В статье используются издания Русского географического общества (РГО) как основной источник для изучения репрезентаций инородческого населения.

Какие годы охватывает исследование статей?

Исследование статей охватывает период 1920-1930 годов.

В каких изданиях РГО рассматриваются репрезентации инородческого населения?

Репрезентации инородческого населения рассматриваются в изданиях столичного и сибирских отделов Русского географического общества.

Какие области России рассматриваются в контексте репрезентаций инородческого населения?

В контексте репрезентаций инородческого населения рассматриваются Сибирь и столичные области.

Какие выводы сделаны на основе изучения репрезентаций инородческого населения в изданиях РГО?

На основе изучения репрезентаций инородческого населения в изданиях РГО были сделаны выводы о способах представления и описания этнических групп, а также о влиянии политического и социального контекста на репрезентации.

Какие источники использовались для изучения репрезентаций инородческого населения Сибири в изданиях РГО?

Для изучения репрезентаций инородческого населения Сибири в изданиях Русского географического общества использовались издания самого общества, такие как журналы, статьи и другие публикации.

Какие отделения Русского географического общества занимались публикациями о инородческом населении?

Как столичное, так и сибирское отделения Русского географического общества занимались публикациями о инородческом населении Сибири в 1920-1930-х годах.

Какую роль играли издания Русского географического общества в сфере изучения инородческого населения?

Издания Русского географического общества служили важным источником для изучения и анализа репрезентаций инородческого населения Сибири в 1920-1930-х годах.

Какие выводы можно сделать из исследования репрезентаций инородческого населения в изданиях РГО?

Исследование репрезентаций инородческого населения на страницах изданий Русского географического общества позволяет сделать вывод о разнообразии и сложности представлений о данной теме в 1920-1930-х годах.

Какие регионы особенно хорошо представлены в публикациях о инородческом населении Сибири в 1920-1930-х годах?

Из исследования можно сделать вывод, что особенно хорошо представлены публикации о инородческом населении Сибири в регионах, близких к столичному и сибирскому отделениям Русского географического общества.

Какие издания Русского географического общества являются источником для изучения репрезентаций инородческого населения Сибири?

В качестве источников для изучения репрезентаций инородческого населения Сибири на страницах изданий Русского географического общества 1920-1930-х гг исследователь использовал издания столичного и сибирских отделов этого общества.