Формирование межличносных отношений младших школьников на основе народных подвижных игр
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 28.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений младших школьников 6
1.1 Понятие, сущность и значение межличностных отношений 6
1.2 Психологические особенности общения детей младшего школьного возраста. Младший школьник в системе личных взаимоотношений 11
Глава 2. Развитие межличностных отношений младших школьников на основе народных подвижных игр 18
2.1 Анализ подвижных игр, направленных на развитие межличностных отношений младших школьников 18
2.2 Подвижные народные игры развития межличностных отношений младших школьников 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 28
Игра является значимым компонентом в педагогической деятельности. С помощью игр ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, начинает справедливо оценивать действия и поступки своих одноклассников, а также свои собственные. Коммуникативный вид игры – это совместная, объединяющая деятельность, которая носит конкретный характер правилам игры. Она вводит ребенка в реальную среду сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – это коллектив, который несомненно имеет коммуникативные связи. Важно отметить, что дети в игре сходятся быстро, и любой ее участник получает опыт от других членов игры. Ребенок берет на себя ряд моральных обязательств перед другими участниками игры. Как считает Куприянов Б. В. «одним из основных энергетических источников игры является общение. [18]. Этапы работы и задания, которые мы предлагаем использовать для развития межличностных отношений, приведены в следующем параграфе работы.2.2 Подвижные народные игры развития межличностных отношений младших школьников Целью программы является сформирование благоприятных условий для развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста через использование подвижных народных игр. Задачи программы: формирование дружеской атмосферы среди детей младшего школьного возраста; развитие чувства понимания и сопереживания к другим людям;раскрытие положительных качеств и черт детей младшего школьного возраста;формирование и развитие навыков межгруппового взаимодействия; организация ситуаций способствующих творческому самовыражению в процессе коммуникативной деятельности;развитие коммуникативных навыков общения детей младшего школьного возраста Программа состоит из трех основных этапов, которые включают в себя занятия с использованием подвижных народных игр, проведение КТД и общешкольного праздника. Длительность одного занятия с учётом возрастных особенностей младших школьников – 60 минут. Первый этап основан на соблюдении педагогического условия – создание условий появления общности интересов. На данном этапе мы должны вовлечь детей в совместную деятельность благодаря общим интересам. Таким образом, у детей будут устанавливаться межличностные контакты. На занятии во внеурочной деятельности учащиеся презентуют мини-сочинение о своих интересах. Также детям даётся задание оформить творчески свои таланты. Ученики могут нарисовать то, чем любят заниматься, принести работы, созданные своими руками. Затем оформляется выставка рисунков и работ. На данном этапе предполагается использование игр:«Утка и селезень», «Ниточка и иголочка»Второй этап работы заключается в использовании во внеурочной деятельности групповых технологий работы. Это можно реализовать с помощью проведения внеклассного мероприятия. Педагог направляет учащихся. Здесь важно распределение по группам и вовлечение детей, которые в социометрическом эксперименте получили низкий статус. На 1 этапе учитель говорит детям о теме мероприятия. Она заключается в следующем: в классе проводится ярмарка на тему «Светлый весенний праздник – Пасха». На 1 этапе проводится беседа на данную тему: обсуждается, что дети знают об этом празднике, что они понимают под словом «ярмарка». На 2 этапе учащиеся разделяются на группы, чтобы потом презентовать свою лавку на ярмарке. Они обсуждают то, как можно украсить свой уголок, что можно принести на оформление и т. д. На занятиях по внеурочной деятельности дети делают украшения для кабинета в классе, чтобы создать атмосферу праздника. На 3 этапе учащиеся презентуют свои лавки приглашенным родителям, рассматривают работы, созданные в других группах. На втором этапе возможно проведение игр «Игровая», «Молчанка», «Гуси»Целью является развивать умение детей помогать друг другу, работать в группах. Третий этап работы содержит в себе подготовку к мероприятию «Праздник школы». Цель этого праздника: выявить таланты, способности детей. Мероприятие проводится на два класса. На празднике дети должны проявить свои таланты. Важно задействовать учащихся с низким статусом по социометрической методике. Возможно проведение сценки на сказку «Три поросёнка» в измененной версии. Для участия в сценке понадобится 12 человек, остальные помогают в оформлении костюмов, атрибутики для сценки. После проведения школьного мероприятия возможно проведение игр:«Казаки-разбойники», «Али-Баба и разрывные цепи» Они будут способствовать укреплению уже установившихся межличностных связей, взаимодействию между детьми, групповой сплоченности, творческому воображению.Все правила и описания игр представлены в приложении.Таким образом, подвижные народные игрымогут стать средством формирования межличностных отношений младших школьников при соблюдении определенных условий. Важным моментом является вовлечение детей, получивших отрицательный статус по социометрической методике, для того, чтобы во внеурочной деятельности изменить их статус. Нами разработан проект «Развитие межличностных отношений младших школьников посредством использования подвижных народных игр», целью которого является «формирование благоприятных условий для развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста через использование подвижных народных игр». Выводы по главе 2.Групповая подвижная игра даёт возможность для выработки навыков социальной перцепции, т. е. восприятие людей в коллективе, их речи, жестов, оценка их поступков и действий.Коммуникативный вид игры – это совместная, объединяющая деятельность, которая носит конкретный характер правилам игры. Она вводит ребенка в реальную среду сложнейших человеческих отношений.Игра – это деятельность, в которой дети вступают в общение, их объединяет общая цель, совместные усилия для ее достижения, происходит сотрудничество.Нами разработан проект «Развитие межличностных отношений младших школьников посредством использования подвижных народных игр», целью которого является «формирование благоприятных условий для развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста через использование подвижных народных игр».ЗаключениеПроанализировав теоретические источники можно сделать вывод, что фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка является формирование межличностных отношений с окружающими его людьми, не только сверстниками, но и с взрослыми. Для каждого школьника важнейшим фактором развития личности являются его отношения с одноклассниками. Значимыми считаются как отношения с отдельными учащимися, так и то, как чувствует ребенок себя в обществе, классе. К факторам, которые имеют влияние на межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста и влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками, относятся: внешние жизненные обстоятельства, успешность в учебе, общность интересов, взаимная симпатия, половые признаки. Педагог должен уметь организовывать взаимодействие с детьми, принимать индивидуальность каждого ученика и формировать межличностные отношения в коллективе. Нами разработан проект, направленный на развитие межличностных отношений младших школьников с использованием подвижных народных игр. В проекте описаны условия эффективности использования подвижных народных игр в качестве средства формирования межличностных отношений младших школьников. Мы полагаем, что соблюдение вышеназванных условий может привести к положительным сдвигам в системе межличностных отношений младших школьников. Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать, что цель нашего исследования достигнута. Список использованной литературыБачарова В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. - М., 2008.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвеение, 2008.Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2005Волохов А.В. О ключевых понятиях - не претендуя на истину в последней инстанции. / Лидер образования. - 2012. - №10Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности. // Социальный педагог, - 2008. -№7-С. 13-19.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 2-е изд-е. - М.: Просвещение, 2011. - 23 с., с. 5Дядиченко Е.А./ Профилактика экстремизма и терроризма в педагогическом процессе. [Электронный ресурс] // http://scienceport.ruЖуравлев А.Л. Социальная психология. - М.: Владос, 2009Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах: система работы с детьми, родителями, педагогами. -Волгоград, 2010. - 238с.Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. 82 Социальная психология мдоой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2011Коробкина С. А. Адаптаия учащихся а лож х возраст х эт пах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. -Волгоград, 2010.Кудряшов Е.В. Стратегия и тактика детского движения нового века. -М.: Просвещение, 2009.Маслевская Р. Направления развития ребенка как личности. // Учительская газета. -2012.-№ 5,- с. 24.Методика воспитательной работа: учеб. Пособие для студ. высш. уч. заведений /Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджіева, О.В. Ерёмкина и др. под.ред. В. А. Сластёнина. - М.,2007.-с. 42-129.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.,2001.-с. 21-32.Мудрик А. В. Введшие в социальную педагогику. - М., 1997.Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 1999.Мудрик А. В. Социализация человека: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. 050711 (031300) - С оциальная педагогика / А. В. Мудрик. - М.: Академия, 2004. - 300 с.32. Молодежная политика: зарубежныйи отечественный опыт //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - № 4. - 2007Моргаевская А.Н. Анализ развития теории коллектива в отечественной педагогике // Письма в Emissia.Offline: электронный научнопедагогический журнал. - Декабрь 2008, ART 1293. - СПб., 2008г.Социальная педагогика. / под. общ. Ред. М. А. Галагузовой. - М.: Владо , 2008.Социальная педагогика: Учеб.пособие для вузов / Л. Е. Никитина. -М.: Академический Проект, 2007. - 269Сорочинская Е. Н. Проблемы совершенствоания парадигмы социального воспитания. - М.: Педагогика. - 2010. - №1.,52.Суботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательнообразовательного процесса впсихолого-педагогическом сопровождении учащегося. // Психология образования. - 2008. - №2 - С. 34-36Титова Е.В., Моргаевская А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике: Науковедческий анализ, 2011. - 174 с.Теория социальной работы / под.общ. Ред М.С. Каган, Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева и др. - М.: Владос, 2008.Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. / Избранные труды — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. - 208 с.Шипулина. Л.Г. Сопровождение учащихся в образовательном процессе как условие преодоления школьной неуспеваемости // Социальная педагогика. - 2008. - № 4 - С. 63-68.Ярошевски МТ. Г. Основы теоретической психологии. — М.: Инфра-М, 2009. — 525 с.Приложение
1. Бачарова В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. - М., 2008.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просве ение, 2008.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2005
4. Волохов А.В. О ключевых понятиях - не претендуя на истину в последней инстанции. / Лидер образования. - 2012. - №10
5. Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности. // Социальный педагог, - 2008. -№7-С. 13-19.
6. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 2-е изд-е. - М.: Просвещение, 2011. - 23 с., с. 5
7. Дядиченко Е.А./ Профилактика экстремизма и терроризма в педагогическом процессе. [Электронный ресурс] // http://scienceport.ru
8. Журавлев А.Л. Социальная психология. - М.: Владос, 2009
9. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах: система работы с детьми, родителями, педагогами. -Волгоград, 2010. - 238с.
10. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. 82 Социальная психология мдоой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2011
11. Коробкина С. А. Адаптаия учащихся а лож х возраст х эт пах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. -Волгоград, 2010.
12. Кудряшов Е.В. Стратегия и тактика детского движения нового века. -М.: Просвещение, 2009.
13. Маслевская Р. Направления развития ребенка как личности. // Учительская газета. -2012.-№ 5,- с. 24.
14. Методика воспитательной работа: учеб. Пособие для студ. высш. уч. заведений /Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджіева, О.В. Ерёмкина и др. под.ред. В. А. Сластёнина. - М.,2007.-с. 42-129.
15. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.,2001.-с. 21-32.
16. Мудрик А. В. Введшие в социальную педагогику. - М., 1997.
17. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 1999.
18. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. 050711 (031300) - С оциальная педагогика / А. В. Мудрик. - М.: Академия, 2004. - 300 с.
19. 32. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - № 4. - 2007
20. Моргаевская А.Н. Анализ развития теории коллектива в отечественной педагогике // Письма в Emissia.Offline: электронный научнопедагогический журнал. - Декабрь 2008, ART 1293. - СПб., 2008г.
21. Социальная педагогика. / под. общ. Ред. М. А. Галагузовой. - М.: Владо , 2008.
22. Социальная педагогика: Учеб.пособие для вузов / Л. Е. Никитина. -М.: Академический Проект, 2007. - 269
23. Сорочинская Е. Н. Проблемы совершенствоания парадигмы социального воспитания. - М.: Педагогика. - 2010. - №1.,
24. 52. Суботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательнообразовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащегося. // Психология образования. - 2008. - №2 - С. 34-36
25. Титова Е.В., Моргаевская А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике: Науковедческий анализ, 2011. - 174 с.
26. Теория социальной работы / под.общ. Ред М.С. Каган, Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева и др. - М.: Владос, 2008.
27. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. / Избранные труды — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. - 208 с.
28. Шипулина. Л.Г. Сопровождение учащихся в образовательном процессе как условие преодоления школьной неуспеваемости // Социальная педагогика. - 2008. - № 4 - С. 63-68.
29. Ярошевски МТ. Г. Основы теоретической психологии. — М.: Инфра-М, 2009. — 525 с.
Вопрос-ответ:
Какие преимущества имеют народные подвижные игры для формирования межличностных отношений у младших школьников?
Народные подвижные игры являются эффективным инструментом для формирования межличностных отношений у младших школьников. Они способствуют развитию коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, умения работать в коллективе, сотрудничать и уважать других. Также они помогают укрепить дружеские связи между детьми, развить лидерские качества и привить основные ценности, такие как справедливость, взаимопомощь и толерантность.
Какую роль играют межличностные отношения у младших школьников?
Межличностные отношения играют важную роль в жизни младших школьников. Они позволяют детям установить контакт с окружающими, общаться, находить общие интересы и развиваться через взаимодействие с другими. Межличностные отношения способствуют формированию социальных навыков, эмоциональной интеллектуальности, укреплению самооценки и самоуважения, а также они создают основу для развития взаимопонимания, толерантности и умения решать конфликты.
Какие психологические особенности общения имеют дети младшего школьного возраста?
Дети младшего школьного возраста находятся на стадии формирования навыков общения. У них происходит активное развитие социальных ролей, формируются навыки эмоционального выражения, устанавливаются первые дружеские связи и начинается осознание собственной индивидуальности. В это время дети могут быть более эгоцентричными и иметь проблемы в сопоставлении своих интересов с интересами других. Они еще только учатся работать в коллективе, поэтому игры, основанные на взаимодействии и сотрудничестве, помогают им развивать навыки общения и эмоциональной интеллектуальности.
Зачем нужны межличностные отношения младших школьников?
Межличностные отношения младших школьников являются основой для развития их социальных навыков, обмена опытом, формирования понимания других людей и сотрудничества. Они позволяют детям научиться эмоциональной и социальной адаптации в обществе.
Какие психологические особенности общения у младших школьников?
Младшие школьники обладают повышенной эмоциональной возбудимостью и имеют свой особый подход к общению. Коммуникация для них часто связана с их эмоциональным состоянием, и часто они выражают свои чувства и эмоции непрямыми способами.
Какие игры помогают развивать межличностные отношения у младших школьников?
Использование народных подвижных игр, которые требуют совместного участия и взаимодействия, способствует развитию межличностных отношений у младших школьников. Такие игры помогают детям учиться общаться, сотрудничать, разделить роли и решать проблемы вместе.
Какие преимущества использования народных подвижных игр для развития межличностных отношений?
Использование народных подвижных игр в работе с младшими школьниками имеет ряд преимуществ. Эти игры помогают создать атмосферу сотрудничества, учат взаимодействию с другими людьми, развивают навыки коммуникации и решения проблем. Кроме того, такие игры хорошо развивают физические и координационные способности детей.
В чем заключается роль народных подвижных игр в формировании межличностных отношений?
Народные подвижные игры служат средством для участия детей в совместной деятельности, помогают развивать навыки коммуникации, сотрудничества и взаимодействия. Они также способствуют формированию дружеских отношений и умению решать конфликты. Все это способствует развитию межличностных отношений у младших школьников.
Что такое межличностные отношения младших школьников?
Межличностные отношения младших школьников - это взаимодействие между учащимися на уровне индивидуумов, которое включает в себя общение, эмоциональные связи и социальное взаимодействие.
Какие психологические особенности общения детей младшего школьного возраста?
Дети младшего школьного возраста еще только учатся общаться и взаимодействовать с другими. Они часто недостаточно уверены в себе и могут испытывать затруднения в установлении контактов с ровесниками. Также дети данного возраста могут быть эмоционально неустойчивыми и иметь ограниченные навыки регуляции своих чувств.
Какие народные подвижные игры могут помочь развитию межличностных отношений у младших школьников?
Среди народных подвижных игр, которые могут способствовать развитию межличностных отношений у младших школьников, можно выделить игры, направленные на сотрудничество и командное взаимодействие, такие как "Колодец", "Краски", "Младший друг". Эти игры помогают детям научиться работать в команде, развивают навыки взаимодействия и общения с другими.
Какие преимущества использования народных подвижных игр в формировании межличностных отношений у младших школьников?
Использование народных подвижных игр в формировании межличностных отношений у младших школьников имеет несколько преимуществ. Во-первых, эти игры способствуют активному физическому и эмоциональному взаимодействию между детьми, что создает положительную атмосферу и способствует развитию доверия. Во-вторых, игры помогают детям научиться работать в команде и решать различные задачи вместе, что развивает навыки сотрудничества и взаимопомощи. Наконец, народные подвижные игры обладают культурной ценностью, и их использование позволяет детям ознакомиться с народными традициями и обрядами своей страны.