Интерес как когнитивно - мотивационное состояние

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 29 29 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 01.06.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРЕСА КАК КОГНИТИВНО-МОТИВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБЩЕНИЯ И РЕФЛЕКСИИ
1.1. Понимание проблемы интереса в науке
1.2. Понятие рефлексии в научном мире, как компонент интереса
1.3. Роль интереса в проявлении общительности и рефлексии в юношеском возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСА В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДПОЧИТАЕМОЙ СТРАТЕГИИ ОБЩЕНИЯ СО СКЛОННОСТЬЮ К РЕФЛЕКСИИ
2.1. Организация и описание исследования
2.2. Обоснование и выбор методов и методик исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент для ознакомления

Этапы:
1. Подготовительный – на основе анализа психолого-педагогической литературы определен объект и предмет исследования, осуществлен подбор методов и методик исследования;
2. Эмпирический – проведение методики;
3. Этап обработки данных.



2.2. Обоснование и выбор методов и методик исследования
Методологической основой исследования явились:
Концептуальные и теоретические подходы:
- интерес как определенный компонент мотивации человека (Л.П. Буева);
- мотивация, как стимуляция интереса (Ю.Е. Лукьянов).
Методы исследования: для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе был использован комплекс методов:
- среди организационных методов – сравнительный;
- среди эмпирических методов – тестирование;
- среди методов обработки данных – количественные и качественные.
Методики исследования: в работе использовались следующие методики:
методика карта интересов Голомшток.
Карта интересов Голомшток
Цель: установить преобладающие интересы и склонности у школьников, в таких областях как физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.
Обработка и интерпретация результатов
За каждый знак "+" в бланке ответов проставляется +1 балл, за каждый знак "-" проставляется -1 балл, за нулевой ответ - 0 баллов. В каждом из 29 столбцов бланка ответов подсчитывается количество положительных и отрицательных баллов. 
Исходя из структуры бланка ответов определяются следующие виды профессиональных интересов (по столбцам).
Чем больше положительных ответов в столбце, тем выше степень выраженности интереса к данному виду профессиональной деятельности.
1. Биология 2. География  3. Геология 4. Медицина  5. Легкая и пищевая промышленность 6. Физика  7. Химия 8. Техника  9. Электро- и радиотехника 10. Металлообработка  11. Деревообработка 12. Строительство  13. Транспорт 14. Авиация, морское дело  15. Военные специальности 16. История  17. Литература 18. Журналистика  19. Общественная деятельность 20. Педагогика 21. Юриспруденция 22. Сфера обслуживания 23. Математика 24. Экономика  25. Иностранные языки 26. Изобразительное искусство  27. Сценическое искусство 28. Музыка 29. Физкультура и спорт уровни выраженности:  от -12 до -6 - высшая степень отрицания данного интереса;  от -5 до -1 - интерес отрицается;  от +1 до +4 - интерес выражен слабо;  от +5 до +7 - выраженный интерес  от +8 до +12 - ярко выраженный интерес.

2.3. Анализ результатов исследования
С целью исследования интересов старшеклассников нами использовалась методика карта интересов Голомшток. Результаты, полученные с помощью, выбранной нами методики, представлены ниже, в таблице 1. на рисунке 1.
Результаты исследования уровня развития интеллекта

Испытуемый Балл Результат 1 Марина И. 7
9
7
9 Биология,
химия,
медицина,
строительство 2 Павел Т. 7
9
6 Физика,
биология,
медицина 3 Татьяна Р. 9
10 Математика,
строительство 4 Ирина Н. 8
6
8
8 Физика,
математика,
химия,
медицина 5 Олеся Б. 8
9
7
9
7 Физика,
математика,
химия,
медицина,
строительство 6 Виктория М. 7
7
8
9
8 Биология,
химия,
медицина,
журналистика,
право 7 Ольга К. 8
8
7 Физика,
математика,
строительство 8 Оксана П. 8
7
7
8
9 Биология,
химия,
медицина,
журналистика,
право 9 Антон К. 8
6
10 Физика,
математика,
медицина 10 Илья П. 8
8
9 Физика,
математика,
строительство 11 Виталий Ш. 8
8
9 Физика,
математика,
строительство 12 Сергей П. 8
7
8
9
10 Физика,
математика,
журналистика,
право,
строительство 1 Валера М. 8
7
9
10
7
9 Биология,
химия,
медицина,
журналистика,
право,
строительство 14 Миша С. 6
8
8
9
10
8 Физика,
математика,
биология,
химия,
медицина,
строительство 15 Максим Р. 8
6
7
7
9
10
9 Физика,
математика,
биология,
химия,
медицина,
журналистика,
строительство 16 Наталья Ш. 8
7
7
7
10 Физика,
химия,
медицина,
журналистика,
строительство


Рисунок 1. Преобладающий интерес по методике Голомштока.
Молодые люди, интересуются естественно-научными дисциплинами и точными науками.
Т.е. данные респонденты проявляют интерес к физико-математическим, химико-биологическим, гуманитарным, строительным наукам. Каждый респондент имеет по два-три интереса к наукам. Вероятнее всего, молодые люди еще не определились со своим интересом, так как связывают его с будущей профессиональной деятельностью.










Выводы по второй главе

Проанализировав интерес в контексте общительности у старшеклассников, мы установили:
В основном у респондентов преобладает интерес в области физико-математических наук, а именно физикой, математикой и другими дисциплинами.
Также преобладает химико-биологический интерес, а именно дети интересуются биологией, химией, медицина.
Часть старшеклассников интересуются гуманитарными науками – история, общество, журналистика.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проведенного исследования можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше уровень развития рефлексии, тем выше уровень развития коммуникативных способностей молодежи, выражающейся в проявлении интереса, как когнитивно-мотивационного состояния.
Возрастные отечественные психологи И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина отмечали, что межличностные отношения в юношеском возрасте являются доминирующими в развитии личности молодого человека.
В процессе межличностного взаимодействия молодые люди усваивают ценности общества, учатся совместно принимать решения, пытаются отстаивать свою точку зрения, находить компромисс, или комфортно подчиняются группе.
Юношеский возраст позволяет личности проанализировать свой внутренний мир, переосмыслить свои взгляды на окружающую действительность и по-новому, с взрослой позиции, взглянуть на происходящие события, отталкиваясь от собственного интереса и своего мнения.
С помощью интереса молодые люди могут находить нестандартные решения, проявлять креативность и индивидуальный подход.
Мы проанализировали эмпирическим путем проблему исследования.
Мы установили, что молодые люди интересуются естественно-научными дисциплинами и точными науками.
Цель, задачи решены в ходе курсовой работы.






ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001. 220 с.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2001. 416 с.
Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2004. 168 с.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М.: Просвещение, 1991. 169 с.
Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск., 1982. 200 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1986. 464 с.
Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение.- М.: Цель, 1998. 325 с.
Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. –– М.:   Смысл, 1999. 377 с.
Гилинский Я.И. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. - М. : ИС РАН, 2002. С. 39-59.
Горянина В.Д. Психология общения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 124 с.
Двойменный И.А. Рецидивная преступность: характер, факторы, уровень // СОЦИС. -2010. - № 1. С.61-66.
Двойменный И.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников // СОЦИС. - 2004. - № 8. С.115-119.
Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения: Монография.– Новосибирск : НГПУ, 2012. 126 с.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987. 180 с.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии [пер. с фр.]. - М. : Наука, 2011. 264 с.
Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи // СОЦИС. - 2010. - № 6. С. 43-48.
Завражин С.А. Подростковая делинквентность: транскультурная перспектива // СОЦИС. - 2005. - № 2. С. 125-131.
Заиграев Г.Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности // СОЦИС. - 2011. - № 11. С. 69-76.
Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 260 с.
Коломинский Я.Л. Психология общения. - М., «Знание», 1994. 180 с.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М. : Просвещение, 2009. 220 с.
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск : Олсиб, 2011.142 с.
Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним. // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы : [cокр. пер. с фр.]; под ред. Г. В. Осипова. - М. : Прогресс, 2012. С. 18.
Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2011. 160 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. – М., Ювента, 2010. 340 с.
Мухин, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.,2003. 430 с.
Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 188 с.
Развитие личности учащегося в процессе общения. / И.И.Подго, Л.М. Боришевский и др.- Киев: Высшая шк., 1995. 180 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.,1999. - Т1. 320 с.
Столин В.В. Самосознание личности. - М.,1999. 220с.
Троицкая К. Особенности психологии старшего подростка и юноши.- Л., 1973. 80 с.
Шаров А.С. Жизненный кризис в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. – Омск.: Изд-во ОмГТУ, 2005. 220 с.
Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность рефлексия: монография. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2000. 80 с.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999. 285 с.
Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. – М.,1995. 160 с.
Ярошеский М.Г. Истории психологии, 2-е изд. - М.: Мысль, 1996. 220 с.














ПРИЛОЖЕНИЕ











29

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001. 220 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2001. 416 с.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2004. 168 с.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М.: Просвещение, 1991. 169 с.
6. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск., 1982. 200 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1986. 464 с.
8. Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение.- М.: Цель, 1998. 325 с.
9. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. –– М.: Смысл, 1999. 377 с.
10. Гилинский Я.И. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. - М. : ИС РАН, 2002. С. 39-59.
11. Горянина В.Д. Психология общения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 124 с.
12. Двойменный И.А. Рецидивная преступность: характер, факторы, уровень // СОЦИС. -2010. - № 1. С.61-66.
13. Двойменный И.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников // СОЦИС. - 2004. - № 8. С.115-119.
14. Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения: Монография.– Новосибирск : НГПУ, 2012. 126 с.
15. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987. 180 с.
16. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии [пер. с фр.]. - М. : Наука, 2011. 264 с.
17. Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи // СОЦИС. - 2010. - № 6. С. 43-48.
18. Завражин С.А. Подростковая делинквентность: транскультурная перспектива // СОЦИС. - 2005. - № 2. С. 125-131.
19. Заиграев Г.Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности // СОЦИС. - 2011. - № 11. С. 69-76.
20. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 260 с.
21. Коломинский Я.Л. Психология общения. - М., «Знание», 1994. 180 с.
22. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М. : Просвещение, 2009. 220 с.
23. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск : Олсиб, 2011.142 с.
24. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним. // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы : [cокр. пер. с фр.]; под ред. Г. В. Осипова. - М. : Прогресс, 2012. С. 18.
25. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2011. 160 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., Ювента, 2010. 340 с.
27. Мухин, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.,2003. 430 с.
28. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 188 с.
29. Развитие личности учащегося в процессе общения. / И.И.Подго, Л.М. Боришевский и др.- Киев: Высшая шк., 1995. 180 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.,1999. - Т1. 320 с.
31. Столин В.В. Самосознание личности. - М.,1999. 220с.
32. Троицкая К. Особенности психологии старшего подростка и юноши.- Л., 1973. 80 с.
33. Шаров А.С. Жизненный кризис в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. – Омск.: Изд-во ОмГТУ, 2005. 220 с.
34. Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность рефлексия: монография. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2000. 80 с.
35. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999. 285 с.
36. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. – М.,1995. 160 с.
37. Ярошеский М.Г. Истории психологии, 2-е изд. - М.: Мысль, 1996. 220 с.



Вопрос-ответ:

Какова роль интереса в проявлении общительности и рефлексии в юношеском возрасте?

Интерес играет важную роль в проявлении общительности и рефлексии в юношеском возрасте. Общительность, как социальное поведение, может быть вызвана интересом к общению и желанием получить новые знания и опыт. Рефлексия, сознательное осмысление своих мыслей и действий, также может быть стимулирована интересом к определенным темам или задачам. Интерес побуждает юношей искать новые знания, общаться с другими людьми и анализировать свои мысли и действия, что способствует их развитию в различных областях.

Что такое понятие рефлексии в научном мире и как оно связано с интересом?

В научном мире понятие рефлексии относится к сознательному осмыслению своих мыслей, чувств, действий и опыта. Рефлексия позволяет нам анализировать и понимать, как мы мыслим и действуем, и искать пути для улучшения. В контексте интереса, рефлексия может быть стимулирована желанием углубить свои знания и понимание в определенной области. Интерес вызывает мыслительную активность, которая в свою очередь способствует развитию рефлексии.

Что подразумевается под пониманием проблемы интереса в науке?

Понимание проблемы интереса в науке относится к изучению механизмов, факторов и эффектов, связанных с интересом как когнитивно-мотивационным состоянием. Исследователи интересуются, каким образом интерес возникает, как он поддерживается и как влияет на наше познание. Также изучаются различные теории и модели, объясняющие роль интереса в обучении, общении, развитии и поведении человека в разных сферах жизни.

Какую роль играет интерес в проявлении общительности и рефлексии?

Интерес играет важную роль в проявлении общительности и рефлексии. Он стимулирует людей общаться с другими людьми и исследовать новые знания и опыт. Интерес также способствует развитию рефлексии, поскольку он побуждает нас анализировать и осмысливать свои мысли, чувства и действия. Интерес вызывает мыслительную активность, которая помогает нам понять себя и мир вокруг нас, а также принимать осознанные решения и действия.

Какими научными терминами можно описать проблему интереса?

Проблему интереса в науке можно описать как когнитивно мотивационное состояние, которое возникает в результате мыслительной активности и вовлеченности в определенную сферу знаний или деятельности.

Что такое рефлексия и как она связана с интересом?

Рефлексия - это умение анализировать свои мысли и действия, осознавать свои мотивы и цели. Она является важной компонентой интереса, поскольку помогает нам понять, почему что-то нам интересно и насколько глубоко мы вовлечены в изучение определенной темы или занятие.

Какой ролью интерес играет в проявлении общительности и рефлексии в юношеском возрасте?

Интерес играет важную роль в проявлении общительности и рефлексии в юношеском возрасте. Он может быть драйвером активной коммуникации с окружающими и стимулировать желание искать новые знания и опыт. Интерес также может способствовать развитию навыков рефлексии, поскольку заставляет задуматься над причинами своего интереса и оценивать собственные действия и решения.

Что показывает эмпирическое исследование взаимосвязи предпочитаемой стратегии общения со склонностью к рефлексии?

Эмпирическое исследование показывает, что существует взаимосвязь между предпочтительной стратегией общения и склонностью к рефлексии. Люди, склонные к рефлексии, чаще выбирают пассивные стратегии общения, такие как слушание и наблюдение, в то время как люди, не склонные к рефлексии, склоннее использовать активные стратегии общения, такие как высказывание своих мыслей и идей.