ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ СРЕДЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (на примере РГУФКСМиТ)
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 06.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ 6
1.1.Понятие досуговой среды молодежи, ее функции и основные теоретические подходы к ее исследованию 6
1.2.Особенности досуговой среды современной молодежи 18
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ СРЕДЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ» (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ РГУФКСМиТ ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА)» 28
2.1. Организация эмпирического исследования 28
2.2. Методы исследования 36
Вывод по 2 главе 38
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ СРЕДЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РГУФКСМИТ 39
3.1. Результаты исследования 39
3.2. Практические рекомендации для деятельности студенческого совета университета, специалистов по работе с молодежью 52
Вывод по 3 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
В результате. Существует ситуация, в которой специалисты ВУЗа могут рекомендовать обратиться за помощью в другие организации, однако они не налаживают контакт при помощи активного участия самих специалистов, что в значительной мере снижает эффективность работы центров.В результате исследования социальной инфраструктуры города в контексте данной работы были выявлены направления работы организаций, проведено распределение приоритетов деятельности и направлений их работы, их ориентированность на организацию молодежного досуга. В данном направлении оптимальным представляется создание информационной базы, которая повысит качество взаимодействия студенческих советов с социокультурной инфраструктурой города и последующем налаживанием каналов взаимосвязи. Для организаций сферы досуга может также очень актуальным оказаться сотрудничество с ВУЗом так, как привлечет новых посетителей и даже возможно будущих молодых специалистов. В результате создания подобной информационной базы возможно определить ряд направлений по улучшению и повышению качества привлечения студентов к контруктивному досугу через студенческий совет: 1. Создание картотеки ресурсов. Картотека представляет собой информационную базу, включающую все ресурсные карты, содержащие в себе информацию о направлениях работы каждого из учреждений, предоставляемых им услугах, рабочем времени, представленных специалистах (в том числе и конкретных специалистов), условиях получения соответствующих групп услуг. Картотека может быть оформлена как в печатном виде, то есть в виде каталога, так и в электронном формате, что является более оптимальным в связи с ориентированностью студентов на работу с документацией электронного формата. Электронный формат данной картотеки также более удобен в связи с тем, что в него легко вносить изменения. Функционирование организаций, представленных в ресурсных картах, не осуществляется на постоянной основе. В организациях появляются новые услуги, новые специалисты, меняются часы работы специалистов и даже адреса. Предоставляемая же информация должна оставаться актуальной, что представляет необходимость постоянного мониторинга деятельности организаций социальной досуговой инфраструктуры и внесение соответствующих изменений в ресурсные карты. Существующий каталог также может быть использован не только координирующей организацией, но и другими ВУЗами в рамках сотрудничества и взаимодействия. 2. Обеспечение координирующей студенческого совета.Причины определения координирующей студенческого совета обоснованы самой его ролью – содействовать адаптации и саморазвитию студента учебного заведения. Одновременно с этим представляется необходимым определить, что координирующая роль студенческого совета предполагает и изменение его внутренней структуры путем включения ответвления, ориентированного именно на организацию процесса взаимодействия. Поддержание функциональности созданной картотеки ресурсных карт предполагает наличие постоянных контактов, своевременное изменение и внесение дополнений. Также на координационный отдел могут быть возложены функции непосредственного установления контактов с организациями досуговой социальной инфраструктуры, тем самым устраняя необходимость для студента в поиске возможностей, контактов. 3. Размещение картотеки на сайте ВУЗа, обеспечение ее общедоступности для пользователей. Обеспечение доступности картотеки для пользователей обусловлено возможностью самостоятельного поиска информации для студентов, способной оказать востребованную услугу. Особенно актуальной данным данное направление является при поиске организаций, предоставляющих платные услуги. Значительная часть студентов обращается к практикам досуга, организованным на уровне ВУЗА, с целью получения услуг на безвозмездной основе так, как предоставляемые на коммерческой основе услуги менее востребованы, однако, именно они в большей степени представляют интерес для студента и рассматриваются, как желаемые. Услуги на коммерческой основе предоставляют многие организации, однако же далеко не все они предоставляют льготы и скидки студентам. Развитие партнерских связей с некоторыми из привлекательных для студентов организациями может определить не только положительную динамику взаимоотношений, но и расширение возможностей саморазвития для студентов. 4. Создание карты социальной инфраструктуры округа. Данное направление работы также представляется значимым в связи с тем, что позволяет оценить географически уровень развития социальной досуговой инфраструктуры, выделить районы, которые обделены организациями данного направления¸ оценить близость расположения организаций и уровень их доступности для студентов. Создание карты позволяет для специалистов студенческого совета определять благополучие района, выявлять направления развития и усиления профилактических мероприятий, более успешно ориентироваться в рекомендациях при обращении студентов. Использование современных технических средств, в том числе информационных, также может ориентировать на формирование совокупности картотеки и карты по примеру ДубльГис, где представлен полный совокупный информативный объем по разделам. В результате при обращении к подобной карте в электронном виде можно будет не только географически успешно ориентироваться по округу, но также и определять микрорайон, в котором находится учреждение, транспортную развязку, в том числе доступность для общественного транспорта, получать информацию о направлениях деятельности, электронных адресах и сайтах, рейтингах, отзывах о работе организации и пр. 5. Заключение договоров РГУФКСМиТс организациями молодежной инфраструктуры. Необходимость юридического оформления сотрудничества необходима для установления профессиональных контактов, финансовой отчетности, планирования и расширения финансирования студенческого совета ВУЗа и сотрудничающих с ним организаций, в том числе и привлечением благотворительных средств. Договорная основа работы также предполагает четкое распределение обязанностей и ответственности в процессе сотрудничества между организациями, установление принципов работы и последующей возможной разработки долговременных планов, обмена опытом и использования методической базы, в том числе и ресурсных карт. Заключаемые договора могут быть как долговременными, так и кратковременными, а при возможности бессрочными. Таким образом, установление системы контактов с организациями социальной досуговой инфраструктуры, является одним из оптимальных направлений деятельности ВУЗа по расширению возможностей организации досуга для студентов. Подобная практика актуальна также и в связи с тем, что далеко не все студенты проживают в непосредственной близости от ВУЗа и для них могут быть более оптимальными досуговые практики, расположенные рядом с домом. В результате через удобные для молодых людей каналы коммуникации станет возможным определить организации, с которыми у ВУЗа налажены взаимосвязи, получить скидки и участвовать в досуговых практиках более активно. Это направление может устранить актуальные для студентов проблемы получения возможности заниматься желаемой формой досуга: отсутствие времени, финансовый вопрос и отсутствие информации о возможностях и разнообразии самореализации. Особенно пристально РГУФКСМиТ необходимо обратить внимание на досуговые направления, профилирующие для студентов. В рамках проведенного исследования было выявлено, что значительный интерес для студентов представляют такие направления, как спорт и туризм. И если занятия спортом – это одна из реализованных возможностей как на уровне ВУЗА, так и в целом в инфраструктуре города, то в направлении туризма существуют ограничения, обусловленные, в том числе и финансовыми возможностями молодых людей. Существующие же предложения в ВУЗе для многих студентов являются неудовлетворительными так, как они больше нацелены на процесс обучения и совершенствования практики будущего специалиста данной отрасли. Для студентов же первостепенную важность представляет получение удовольствия от участия в досуговой деятельности. В связи с этим студенческим советом может боле активно развиваться направление организации кружков и команд в ВУЗе, ориентированных на туристическую деятельность, как форму отдыха, а не совершенствование профессиональных навыков. Также может развиваться сотрудничество в данном направлении с туроператорами, многие из которых предлагают выгодные пакеты при условии организации путешествия студенческих групп. Также возможно в рамках сотрудничества разрабатывать новые туры и направления, востребованные у студентов согласно их интересам и финансовым возможностям. Данные аспекты возможно учитывать и при ориентированности на формирование новых спортивных туристических направлений. Значимые составляющие развлечений для туристов должны оставаться актуальными и иметь определенные приоритеты, как наиболее ожидаемые. Однако, необходимо учитывать и недостатки подобного рода ориентиров. В частности, возможно выявить проблематичные аспекты из анализа деятельности туристических компаний. В программах фирм, социокультурные услуги представлены не в достаточном количестве или совсем отсутствуют. Туроператоры ориентируются в большинстве только на те составляющие, которые могут вызвать интерес у значительного количества туристов и которые в достаточной мере разрекламированы и продвигаются самим регионом. Обеспечение для туроператора интереса к новым направлением за счет подключения к сотрудничеству с профильным ВУЗом может устранить данную проблему. В частности, одним из подобных туристических ориентиров может стать спелеологической направление. Спелеологическое направление в туризме предполагает организацию возможности исследования пещер, которых по всему миру находится достаточно большее количество и значительная часть которых безопасна для посещения. Однако, развитые туры в данном направлении предлагают посещение уже оборудованных пещер. Данное направление туризма далеко от спортивного. Туристы ходят в пещере по специально оборудованным тропинкам, по которым можно пройти даже на модельных шпильках, в пещерах присутствует подсветка для лучшей видимости, там же расположены и сувенирные лавки и еще множество составляющих, которые делают экскурсию интересной, но в ней совершенно отсутствует спортивный интерес, столь востребованный у студентов РГУФКСМиТ. Организация же спортивного тура в данном направлении предполагает именно посещение малоисследованных пещер, где потребуется применения физических умений и навыков, альпинистского оборудования и прочих составляющих, которые приводят данный вид туризма к столь популярному у современной молодежи экстремальному направлению. При этом, для студентов РГУФКСМиТ востребован не просто выезд в пещеры или горы неподалеку. Интересным представляется организация путешествия в отдаленные регионы, возможно даже за границу. В данном направлении возможно и развитие сотрудничества с туроператорами, которые нацелены на создание новых туров, в том числе экстремальных. В итоге студенты будут сочетать практику деятельности по специальности и развлекательный аспект, тем самым удовлетворяя свою потребности в самосовершенствовании и саморазвитии. Актуальным направлением также может стать и парусный туризм, который на современном этапе в большей степени остается приоритетом специалистов. В действующей современной практике парусный туризм подразумевает путешествие по водной глади под парусом с остановками на берегу для ночевок, пикников, экскурсий. Он уже достаточно широко развит и представлен в предложениях практически каждого туроператора. Однако, спецификой современного парусного непрофессионального туризма является ограниченность деятельности самого туриста в процессе похода. Он является по большей части сторонним наблюдателем, не участвует в управлении судном в связи с чем подобное направление можно назвать спортивным лишь отчасти. Более же интересным вариантом для молодежи будет именно процесс непосредственного участия, что делает возможным для туристических компаний и их партнеров организации туров, ориентированных на эквивалент программы молодежного спортивного лагеря, где туристов будут допускать к участию в управлении, учить вязать морские узлы, определять по приметам погоду, управлять яхтами и пр. Активная деятельность сделает подобное направление оптимальной формой досуга для целого ряда студентов, в том числе желающих научиться управлять водным транспортом малой вместимости. В данном направлении также возможно активизировать развитие сотрудничества с профильными ВУЗами, занимающимися подготовкой специалистов флота. В качестве нового направления развития досуговой практики на уровне РГУФКСМиТ также возможно открытие новых кружков по интересам, в частности в рамках досуговых предпочтений или даже субкультур. В рамках развития данного направления студенческие советы также могут и стимулировать организацию и проведение специальных мероприятий. К примеру, очень популярной формой организации специальных мероприятий в последние годы становятся различного рода реконструкции. Среди студентов же РГУФКСМиТ присутствуют участники ролевых субкультур, которые имеют обширный опыт и могут привлекать к участию в организации мероприятий подобного типа других студентов. Разнообразные исторические постановки или даже постановки на уровне косплея могут вовлечь в себя не только студентов, но и преподавателей, которым тоже будет интересно примерить на себя образ исторического или фантастического персонажа.Данное направление привлечения к досугу студентов может также стать и фактором PR-продвижения ВУЗА, привлечения к поступлению новых абитуриентов в связи с тем, что подобные мероприятия становятся заметными в культурной жизни города, они активно освещаются в СМИ и информация о них распространяется через сетевые ресурсы. При всем этом, участие в подобной прутике станет полезным и для студентов, получающих специальность в направлении туриндустрии так, как в современные туры и экскурсии все чаще и больше внедряются элементы анимации.В итоге, для РГУФКСМиТ актуально и оптимально создание новых форм досуга, развитие сотрудничества с организациями досуга на уровне города, а также развитие коммуникационных практик для продвижения досуговой деятельности среди студентов ВУЗа. Вывод по 3 главеВ результате возможно отметить, что существующие на данный момент в РГУФКСМиТ практики организации досуговой деятельности являются не совершенными по следующим позициям: - Отсутствует информационная деятельность по продвижению разнообразных форм досуга у студентов.- Отсутствует четкая определенность в том, какая из структур ВУЗа отвечает за досуг и в том числе стимулирование к досуговым практикам студенчества.- У студентов существует выраженная потребность организовать свой досуг за пределами ВУЗа по причине отсутствия достаточного количества времени, отсутствия в ВУЗе всего спектра интересных для молодых людей форм досуга.- Многие студенты стеснены в средствах и не могут позволить себя интересные для них досуговые сферы.- В РГУФКСМиТ слабо развивается практика налаживания партнерских связей с целью расширения для студентов возможности организации досуга. В результате исследования были разработаны следующие рекомендации для устранения существующих групп проблем: - Необходимость определения в продвижении досуга ведущей роли для студенческого совета и создание в его рамках координирующего данную деятельность звена.- Создание информационных ресурсов, через которые станет возможно активно продвигать информацию о возможностях проведения досуга для студентов. Особенно актуальным представляется создание страницы в рамках официального сайта РГУФКСМиТ, создание собственных информационных страниц в популярных у студентов социальных сетях.- Развитие направления активного взаимодействия с организациями досуговой инфраструктуры города, создание на базе ВУЗа ресурсной карты, дающей полное представление студенту не только том, какие досуговые организации функционируют в разных районах города, но и том, с какими из них РГУФКСМиТ имеет партнерские отношения и студентам будут предоставлены льготы. - Расширение функционала досуга за счет создания новых направлений досуговой деятельности на базе РГУФКСМиТ, в том числе в рамках оценки действующих студенческих субкультур.- Более активное расширение сотрудничества с туристическими организациями и расширение для студентов возможности заниматься туризмом не только, как практикой будущей профессиональной деятельности, но и формой активного и познавательного отдыха. В том числе туризма спортивного и экстремального. ЗАКЛЮЧЕНИЕКак было выявлено в рамках теоретического исследования, в подходах к изучению досуга современной молодежи наблюдаются сходные тенденции выявления доминирующих сходств конкретных молодежных групп на основе их принадлежности к общей социальной группе. Подобное основание определяется тем, что во многом именно социальное окружение осуществляет процесс социализации и, соответственно, формирует конкретные предпочтения, интересы, стремление молодых людей стать частью группы и принять ее интересы. В качестве важного компонента исследователи также определяют и коммуникативный аспект, который формирует потребность в поиске досуговых практик для людей со сходными интересами, потребность в самореализации в рамках конкретной группы. При этом, устремленность к группы коммуникации по большей части также определяется интересами и сходством молодых людей в их устремленности к общению в рамках определенной тематики. Подобные сходства во многом обусловлены системой ценностей, а также уровнем доступа к досуговым практикам который различен для представителей разных социальных страт и молодых людей из разных регионов проживания. Досуговые практики современной молодежи не только разнообразны, но также во многом их выбор зависит от системы ценностных ориентиров молодежи, их социального статуса, принадлежности к отдельным социальным группам и субкультурам, которые формируют собственные культурно-значимые ориентиры и создают для молодых людей возможности самореализации исходя из их потребностей. Однако, также необходимо отметить, что приоритетом организации досуга являются стихийные группы, организованные по интересам. Основополагающим аспектом предпочтений также становится и доступность, ассортимент возможностей организации досуга, которые связаны с уровнем развития социальной инфраструктуры. В процессе изучения действующих досуговых практик и оптимальных путей и совершенствования было проведено исследование. Оптимальным методом исследования в рамках выявления студенческих ориентиров в проведении досуга и ценностей, связанных с этим процессом, является тестирование. Тестирование ставит задачу определения не только существующих практик досуговой деятельности, но также предпочтений студентов и перспективных планов. Также в рамках тестирования возможно выявить уровень информированности студентов о существующих возможностях проведения досуга на уровне ВУЗа, определить наиболее актуальные источники через которые они получают информацию о проведении досуга.Исследуемый контингент разделяется по полу в связи с тем, что предпочтения в проведении досуга для девушек и юношей являются разными. Эта особенность связана с существующим в РФ менталитетом и практикой гендерного воспитания. В результате проведенного анкетирования было выявлено, что досуговые практики, которые развиваются на уровне ВУЗа, по большей части являются не актуальными для студентов и они более ориентированы на досуг вне учебного заведения. Во многом это связано со слабой информированностью студентов о том, какие досуговые возможности может предложить ВУЗ и насколько они могут оказаться для них привлекательными. Также необходимо отметить, что студенты в большей степени ориентированы на разовые культурно-досуговые акции ВУЗа, в которых принимают участие. На постоянной основе они ориентированы на профильные направления, то есть спорт и туризм, однако же в свете того, что отмечают их слабую доступность поиск осуществляется вне стен ВУЗА тогда, как вузовские возможности по разным причинам кажется им недостаточными. Существующие стратегии организации досуга для студентов в РГУФКСМиТ являются недостаточными особенно в области развития коммуникаций и информирования касательно существующих возможностей, возможностей обращаться в организации досуговой инфраструктуры города, с которыми у ВУЗа налажены партнерские связи. В целом был сделан вывод, что для РГУФКСМиТ актуально и оптимально создание новых форм досуга, развитие сотрудничества с организациями досуга на уровне города, а также развитие коммуникационных практик для продвижения досуговой деятельности среди студентов ВУЗа. В результате исследования были разработаны следующие рекомендации для устранения существующих групп проблем: - Необходимость определения в продвижении досуга ведущей роли для студенческого совета и создание в его рамках координирующего данную деятельность звена.- Создание информационных ресурсов, через которые станет возможно активно продвигать информацию о возможностях проведения досуга для студентов. Особенно актуальным представляется создание страницы в рамках официального сайта РГУФКСМиТ, создание собственных информационных страниц в популярных у студентов социальных сетях.- Развитие направления активного взаимодействия с организациями досуговой инфраструктуры города, создание на базе ВУЗа ресурсной карты, дающей полное представление студенту не только том, какие досуговые организации функционируют в разных районах города, но и том, с какими из них РГУФКСМиТ имеет партнерские отношения и студентам будут предоставлены льготы. - Расширение функционала досуга за счет создания новых направлений досуговой деятельности на базе РГУФКСМиТ, в том числе в рамках оценки действующих студенческих субкультур.- Более активное расширение сотрудничества с туристическими организациями и расширение для студентов возможности заниматься туризмом не только, как практикой будущей профессиональной деятельности, но и формой активного и познавательного отдыха. В том числе туризма спортивного и экстремального. При этом, для РГУФКСМиТ также оптимальным представляется и расширение взаимодействия и сотрудничества с ВУЗами города с целью развития для студентов возможности общения и совместной организации досуговых мероприятий. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. — М.:Аспект Пресс, 2006. — 236 с.Акимова Л.А. Социология досуга. - М.: Аспект-Пресс, 2003. – 311 с. Андреева С. В. Феномен досуга: история и современность // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2011 - № 3 - С. 42-45. Богоутдинова Р.З. Об оценке качества и возможностях дополнительного образования студентов - М.: Гильдия экспертов профессионального образования, 2010 – 550 с. Богоутдинова Р.З. Ценностные ориентации и жизненные стратегии современной студенческой молодежи //Вестник казанского технологического университета – 2014 - № 24. – С. 440 - 441. Воронин А.А. Досуг в дискурсе современного воспитания молодежи //Общество и право – 2011 - № 2. – С. 286-288. Головина Г.В. Функции досуговой деятельности как наиболее значимые ее характеристики в аспекте соответствия потребностям членов общества //Вестник Адыгейского Государственного университета – 2011 - № 4. – С. 34-38. Гончарова Н. Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи:дисс. кан. социол. наук. Южн. федер. ун-т. - Р/нД, 2009. – 218 с. Горшков М.К., Шереги Ф.Е. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения//Гуманитарий юга России – 2012 - № 3. - С. 23-28. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996. – 316 с. Калимуллина О.А. Досуг как сфера проявления и развития творческой направленности личности //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств – 2014 - № 26. – С. 241-249. Ласточкина М.А. Нравственные ценности современной молодежи (региональное исследование) // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 8. -С. 40 - 44.Либерова М.С. Досуговые предпочтения молодежи//Среднерусский вестник общественных наук – 2009 - № 2. – С. 83 – 93. Либерова М.С. Изменение форм досуга молодежи российской провинции:дисс. кан. социол. наук.Российского государственного университета туризма и сервиса. – М., 2009. – 230 с. Литвинова М.В., Коротаева И.В. Творчество как основа формирования специалиста в сфере искусств и культуры //Высшее образование в России – 2012 - № 2. – С. 78 – 84.Лысенко Л.И. Социально-педагогические особенности молодежного досуга//Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова – 2009 - № 2. – С. 56-61. Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга. — Казань: Медицина, 2003. — 128 с.Матвеева Е.В. Социология досуга. – Улан-Удэ,2009. – 312 с. Мишутина О.В. Организация досуговой деятельности школьников. – Саратов: Фомичев, 2006. - 43 с.Монастырская М. В. Культурно-досуговая деятельность торгово-развлекательных центров // ВестникМГУКИ - 2007- № 4. - С. 74–75.Опарин Г.А. Досуг Молодежи //Санкт-Петербургский Государственный университет культуры и искусства – 2013 – Т. 195. – С. 56-64. Понукалина О. Специфика досуга современной молодежи // Высшее образование России – 2007 – № 11. – С. 28-34. Ромм Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху // Вестник ПСТГУ – 2009 – № 14. – С. 17–26.Сатин Д.К. Проблема сетевой идентичности [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.zhurnal.ru Стрючкова А. Г. Интернет как инновационный канал продвижения туристского продукта в молодежномсегменте // Сервис в России и за рубежом – 2011 - Т. 25 - № 6. - С. 58–66.Туев В.В. Феномен клуба (Ист.-пед. анализ): Дис. на соискание уч.степени д-ра пед. наук: 13.00.05: Москва, 1998. – 281 с. Шамсутдинова Д.В., Иванова А.В. Интегративно-педагогический подход к духовно-нравственному воспитанию молодежи в условиях культурно-досуговой среды//Вестник Казанского Государственного университета культуры и искусства – 2014 - № 2. – С. 58-61. Шульга И.И. Досуг и образование личности (исторический контекст) // Философия образования - 2008 - № 2 - С. 214-219.Шульга И.И. Проблема подготовки педагога как воспитателя культуры досуга детей в меняющемся мире//Сибирский педагогический журнал – 2013 - № 5. – С. 68-71. Шульга И. И. Педагогическая анимация:развитие профессионального образования организаторов досуга. – Новосибирск:НГПУ, 2008. – 308 с.ПРИЛОЖЕНИЯАнкетаУважаемый респондент!Мы приглашаем Вас принять участие в социологическом исследовании, посвященном вопросу возможностей организации досуга современной молодежи.Правила заполнения анкеты:Пожалуйста, не пропускайте вопросы. Необходимо выбранный вами вариант ответа отметить «галочкой». Возможно несколько вариантов ответа на один вопрос. Исследование анонимно, его результаты будут использованы для научных целей в обобщенном видеЗаранее благодарим Вас!Пожалуйста, укажите основные данные:1. Укажите свой возраст (полных лет) _______2. Укажите свой пол: М Ж3.Оцените уровень вашего материального благосостояния a) Хватает только на самое необходимое b) Средний c) Выше среднего d) Высокий 4. Семейное положениеa) Есть дети вне бракаb) В браке без детей c) В браке, есть дети d) Не в браке, нет детей 1. Как Вы проводите свое свободное время?a) читаю книгиb) хожу в кино, театрc) смотрю телевизорd) «сижу» в интернетеe) гуляю с друзьямиf) занимаюсь спортом2. Какое времяпрепровождение по вашему мнению можно назвать продуктивным?a) только обучение b) любое, которое доставляет удовольствиеc) любое, которое приносит пользу моему развитию3. Как Вы считаете, время, которое Вы проводите в интернете можно назвать зря потраченным временем?a) я не сижу в интернете b) я уделяю интернету очень мало времени и только по необходимости c) нет нельзя d) да, это именно так e) смотря чем заниматься f) не только потрачено впустую, но и приносит вред здоровью 4. Какой досуг вы можете назвать продуктивным и приоритетным?a) общение с друзьямиb) посещение творческих кружков, спортивных секций и пр. досуговых учрежденийc) самообразованиеd) общение в интернете, в социальной сети5. Как бы вы хотели проводить досуг, если бы имели возможность?a) смотреть телевизор на диванеb) общаться в сетиc) общаться с друзьямиd) посещать увеселительные заведенияe) посещать культурно – досуговые организацииf) путешествоватьg) заниматься самообразованиемi) заниматься спортомk) другое __________________________________________________________ 6. Является ли для вас интересным организация досуга в ориентированности на спорт?a) да, именно так я организую свой досугb) хотелось бы, но не имеют возможности c) нет, мне это не интересно7. Вы считаете, что компания, в которой проводит свой досуг человек сильно влияет на него и его образ жизни?a) да, абсолютно согласенb) только отчастиc) нет, не думаю, у каждого своя голова на плечахd) только на внушаемых8. Вы бы хотели проводить свой досуг иначе, чем в настоящее время?a) только об этом и мечтаюb) как-то не задумывался об этомc) нет, меня все устраивает9. Кто, по Вашему мнению, должен заниматься организацией досуга?кафедрыстуденческие организацииотдел социальной работывсе структуры на всех уровнях10. Достаточно ли на Ваш взгляд в университете мест, где можно провести досуг?a) достаточно, даже с избытком b) достаточно c) в общем, достаточно, но есть и нехватка d) недостаточно 11. Вы предпочли бы получать информацию о возможности проведения досуга и досуговых мероприятиях в РГУФКСМиТ (выберите 1 вариант):телевидениявыпусков газетнаружной рекламыинтернетасоциальных сетей12.Что ограничивает Вас в возможности организации привлекательных для вас форм досуга? a) нет времениb) низкий уровень развития досуговой инфраструктуры c) финансовые возможности d) свой вариант __________________________________________13. Как Вы считаете, в РГУФКСМиТ проводится должная работа по организации досуга для студентов?данетзатрудняюсь ответить14. Интересуетесь ли вы студенческой жизнью университета?a) да, и принимаю участие во множестве мероприятий b) да, но не особо, иногда бываю на мероприятиях университетаc) нет, она скучная и мне не интересны мероприятия которые проходят в ВУЗеd) студенческая жизнь, а что это?15. На Ваш взгляд, уровень информированности студентов о возможности организации досуга в РГУФКСМиТ:a) очень высокий;b) высокий;c) удовлетворительный;d) низкий (на них не интересно, не цепляет).16. Оцените от 0 до 5 значимость университе с его учебной и внеучебной жизнью для вас, где 0 – совсем не важен, я там почти не появляюсь, и 5 очень важен, вся моя жизнь крутится вокруг университета.a) 0b) 1c) 2d) 3e) 4g) 5
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. — М.:Аспект Пресс, 2006. — 236 с.
2. Акимова Л.А. Социология досуга. - М.: Аспект-Пресс, 2003. – 311 с.
3. Андреева С. В. Феномен досуга: история и современность // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2011 - № 3 - С. 42-45.
4. Богоутдинова Р.З. Об оценке качества и возможностях дополнительного образования студентов - М.: Гильдия экспертов профессионального образования, 2010 – 550 с.
5. Богоутдинова Р.З. Ценностные ориентации и жизненные стратегии современной студенческой молодежи //Вестник казанского технологического университета – 2014 - № 24. – С. 440 - 441.
6. Воронин А.А. Досуг в дискурсе современного воспитания молодежи //Общество и право – 2011 - № 2. – С. 286-288.
7. Головина Г.В. Функции досуговой деятельности как наиболее значимые ее характеристики в аспекте соответствия потребностям членов общества //Вестник Адыгейского Государственного университета – 2011 - № 4. – С. 34-38.
8. Гончарова Н. Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дисс. кан. социол. наук. Южн. федер. ун-т. - Р/нД, 2009. – 218 с.
9. Горшков М.К., Шереги Ф.Е. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения//Гуманитарий юга России – 2012 - № 3. - С. 23-28.
10. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996. – 316 с.
11. Калимуллина О.А. Досуг как сфера проявления и развития творческой направленности личности //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств – 2014 - № 26. – С. 241-249.
12. Ласточкина М.А. Нравственные ценности современной молодежи (региональное исследование) // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 8. - С. 40 - 44.
13. Либерова М.С. Досуговые предпочтения молодежи//Среднерусский вестник общественных наук – 2009 - № 2. – С. 83 – 93.
14. Либерова М.С. Изменение форм досуга молодежи российской провинции: дисс. кан. социол. наук.Российского государственного университета туризма и сервиса. – М., 2009. – 230 с.
15. Литвинова М.В., Коротаева И.В. Творчество как основа формирования специалиста в сфере искусств и культуры //Высшее образование в России – 2012 - № 2. – С. 78 – 84.
16. Лысенко Л.И. Социально-педагогические особенности молодежного досуга//Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова – 2009 - № 2. – С. 56-61.
17. Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга. — Казань: Медицина, 2003. — 128 с.
18. Матвеева Е.В. Социология досуга. – Улан-Удэ, 2009. – 312 с.
19. Мишутина О.В. Организация досуговой деятельности школьников. – Саратов: Фомичев, 2006. - 43 с.
20. Монастырская М. В. Культурно-досуговая деятельность торгово-развлекательных центров // Вестник МГУКИ - 2007 - № 4. - С. 74–75.
21. Опарин Г.А. Досуг Молодежи //Санкт-Петербургский Государственный университет культуры и искусства – 2013 – Т. 195. – С. 56-64.
22. Понукалина О. Специфика досуга современной молодежи // Высшее образование России – 2007 – № 11. – С. 28-34.
23. Ромм Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху // Вестник ПСТГУ – 2009 – № 14. – С. 17–26.
24. Сатин Д.К. Проблема сетевой идентичности [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.zhurnal.ru
25. Стрючкова А. Г. Интернет как инновационный канал продвижения туристского продукта в молодежном сегменте // Сервис в России и за рубежом – 2011 - Т. 25 - № 6. - С. 58–66.
26. Туев В.В. Феномен клуба (Ист.-пед. анализ): Дис. на соискание уч.степени д-ра пед. наук: 13.00.05: Москва, 1998. – 281 с.
27. Шамсутдинова Д.В., Иванова А.В. Интегративно-педагогический подход к духовно-нравственному воспитанию молодежи в условиях культурно-досуговой среды//Вестник Казанского Государственного университета культуры и искусства – 2014 - № 2. – С. 58-61.
28. Шульга И.И. Досуг и образование личности (исторический контекст) // Философия образования - 2008 - № 2 - С. 214-219.
29. Шульга И.И. Проблема подготовки педагога как воспитателя культуры досуга детей в меняющемся мире//Сибирский педагогический журнал – 2013 - № 5. – С. 68-71.
30. Шульга И. И. Педагогическая анимация: развитие профессионального образования организаторов досуга. – Новосибирск: НГПУ, 2008. – 308 с.
Вопрос-ответ:
Что такое досуговая среда молодежи и какие у нее функции?
Досуговая среда молодежи представляет собой совокупность условий и возможностей, которые содействуют развитию и самореализации молодых людей во время свободного времени. Ее основные функции включают создание условий для развития социальной активности молодежи, формирования интересов и предпочтений в досуге, поддержки здорового образа жизни и духовного развития, а также обеспечение социализации и адаптации молодых людей в обществе.
Какие теоретические подходы используются для исследования досуговой среды молодежи?
Для исследования досуговой среды молодежи используются различные теоретические подходы, включая социологический, психологический и культурологический. Социологический подход основывается на анализе социальных взаимодействий и структур, которые формируют досуговую среду. Психологический подход рассматривает досуг в контексте индивидуальных потребностей и предпочтений молодежи. Культурологический подход изучает влияние культурных ценностей и традиций на формирование досуговой среды.
Какие особенности характеризуют досуговую среду современной молодежи?
Досуговая среда современной молодежи характеризуется рядом особенностей. Во-первых, молодежь сегодня имеет доступ к широкому спектру развлечений и развлекательных мероприятий, включая различные виды спорта, культурные мероприятия и технологии. Во-вторых, современная молодежь проявляет повышенный интерес к активному образу жизни и здоровому питанию. В-третьих, они предъявляют повышенные требования к качеству досуговой среды и ожидают от нее возможности для саморазвития и самореализации.
Что такое досуговая среда молодежи и какие функции она выполняет?
Досуговая среда молодежи - это совокупность условий и предложений, создаваемых для организации свободного времени студентов. Она имеет ряд функций: развивающую (способствует разностороннему развитию личности), образовательную (поддерживает самообразование и познавательную активность студентов), коммуникативную (способствует установлению контактов и социализации), рекреационную (обеспечивает отдых и восстановление сил), культурно-досуговую (предлагает различные культурно-творческие мероприятия).
Какие основные теоретические подходы используются для исследования досуговой среды молодежи?
Существует несколько основных теоретических подходов к исследованию досуговой среды молодежи. Это социально-психологический подход, позволяющий изучить влияние досуговой среды на психологическое благополучие молодежи; социологический подход, позволяющий изучить социальные аспекты досуговой среды и ее влияние на социальную адаптацию молодежи; санитарно-гигиенический подход, позволяющий оценить уровень комфортности и безопасности досуговой среды.
Какие особенности имеет досуговая среда современной молодежи?
Досуговая среда современной молодежи имеет ряд особенностей. Во-первых, она основана на использовании современных технологий и электронных средств коммуникации. Во-вторых, она ориентирована на активное включение молодежи в самоорганизацию и самореализацию. В-третьих, она предлагает разнообразные формы досуга, от спортивных и культурно-творческих мероприятий до экскурсий и путешествий.
Как организуется досуговая среда студенческой молодежи на примере РГУФКСМиТ?
В организации досуговой среды студенческой молодежи РГУФКСМиТ используются различные методы и подходы. Это включает организацию спортивных секций и клубов, проведение культурных мероприятий, организацию экскурсий и путешествий, создание электронных площадок для коммуникации студентов и так далее. Основная цель - создать условия для разностороннего развития личности и активного досуга студентов.
Какие основные теоретические подходы к исследованию досуговой среды молодежи?
Основные теоретические подходы к исследованию досуговой среды молодежи включают социологический подход, психологический подход и культурологический подход. Социологический подход изучает социальные аспекты досуговой среды, такие как социальные взаимодействия и структура общества. Психологический подход анализирует психологические особенности и потребности молодежи во время досуга. Культурологический подход исследует культурные факторы и влияние культуры на формирование досуговой среды.
Какие функции выполняет досуговая среда молодежи?
Досуговая среда молодежи выполняет несколько функций. Во-первых, она предоставляет молодым людям возможность отдохнуть и развлечься после учебы или работы. Во-вторых, она способствует социализации и созданию социальных связей между молодыми людьми. В-третьих, она может развивать творческие и физические способности молодежи. Наконец, досуговая среда может быть средством самоопределения и самореализации молодых людей.