Методические основы проектной деятельности у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 69 69 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 04.06.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у младших школьников в процессе проектной деятельности 7
1.1 Сущностная характеристика коммуникативных умений 7
1.2.Психолого-педагогическая характеристика формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста 14
1.3. Проектная деятельность как средство развития коммуникативных умений у младших школьников 21
Выводы по главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством проектной деятельности 31
2.1. Методика исследования и результаты констатирующего эксперимента 31
2.2. Разработка и апробация программы по формированию коммуникативных умений младших школьников 38
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников в процессе проектной деятельности 46
2.4. Рекомендации педагогам по организации проектной деятельности младших школьников 49
Выводы по 2 главе 55
Заключение 57
Литература 60
Приложение 1 66
Приложение 2 67
Приложение 3 68
Приложение 4 69

Фрагмент для ознакомления

Предполагаем, что после проведенных занятий, повторная диагностика должна показать положительную динамику в уровне сформированности коммуникативных умений учащихся.Результаты повторного исследования по методике «Кто прав?» представлены в Приложении 3.Наглядно результаты повторного исследования по методике «Кто прав?» представлены на рисунке ниже (см. рис.2): Рис.2. Уровень сформированности коммуникативных умений учащихся 4 класса на контрольном этапе эксперимента (%)Как видим, после формирующего эксперимента, общий уровень сформированностикоммуникативных умений в классе значительно повысился:- высокий уровень сформированности коммуникативных умений теперь обнаружен у 10 детей, что составляет41,7 % общего количества детей в классе;- средний уровень обнаружен у 14 детей -58,3% от общего количества детей в классе. - низкий уровень коммуникативных умений после формирующего эксперимента не обнаружен. Произошедшую динамику наглядно можно увидеть на рисунке ниже:Рис.3. Сравнительный анализ уровня сформированности коммуникативных умений по методике «Кто прав» на констатирующем и контрольном этапах экспериментаТаким образом, можем сделать вывод, что большая часть учащихся по данной методике, по-прежнему, имеет средний уровень сформированности коммуникативных умений, и их количество увеличилось на 2 человека. Также увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированностикоммуникативных умений (на 2 ч.). Детей с низким уровнем сформированности коммуникативных умений на контрольной диагностике не обнаружено.Результаты повторной диагностики по методике «Наши отношения» представлены в Приложении 4.Ее результаты показали, что:1. По первой карточке утверждений большинство детей считает, что: «в нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе» - 5 человек, что составляет 21%; «наш класс дружный» - считают 14 человек (54%); «в нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя» – считают 5 человек (21%).2. По второй карточке большинство детей считает, что: «в нашем классе помощь оказывается только своим друзьям» - 7 детей (29%); «в нашем классе принято помогать без напоминания» - считают 15 детей (62,5%); «в нашем классе помогают только, когда об этом просит сам ученик» - 2 ученика (8,5%).Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапе эксперимента представлен на рисунке ниже:Рис. 4. Методика «Наши отношения». Сравнительный анализ данных полученных на констатирующем и контрольном этапе экспериментаОпираясь на полученные результаты, приходим к выводу, что большая часть детей в классе после формирующего эксперимента, считает, что их класс дружный и помощь оказывается без напоминаний. Таким образом, результаты контрольного эксперимента по двум методикам показали, что:- уровень сформированности коммуникативных умений учащихся значительно повысился по сравнению с данными констатирующего эксперимента;- после формирующего эксперимента большая часть детей считает, что их класс дружный, а помощь оказывается без напоминаний со стороны учителя или ученика. Все это свидетельствует об эффективности апробируемой программы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством проектной деятельности. То есть привлечение детей к проектной деятельности оказало положительное влияние на формирование у них коммуникативных умений. Рекомендации педагогам по организации проектной деятельности младших школьниковНа основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и результатов формирующего эксперимента были разработаны рекомендации педагогам по организации проектной деятельности младших школьников.I. Рекомендации по работе над этапами проекта, с целью формирования у них коммуникативных умений:1.На первом этапе работы над проектом происходит знакомство учащихся с проектом, определение целей и задачи проекта. Этот этап работы очень важен, так как именно здесь необходимо эмоционально заинтересовать учащихся в работе над проектом. Необходимо прибегать к помощи демонстрации красочных слайдов, наводящих вопросов. 2. Для успешности, как выполнения проекта, так и формированию у детей положительного межличностного общения в процессе работы над ним, важно, чтобы у детей появился устойчивый интерес к выполнению проекта, и появилась мотивация к социальному и коммуникационному взаимодействию с другими участниками, чтобы каждый участник проекта смог осознать не только свое Я, но и мог быть в контакте с другими, уметь осмысливать свои действия и предвидеть их последствия для других участников проекта. Поэтому в процессе работы над проектом, необходимо уделять внимание формированию у детей основных ведущих ценностей, положительного отношения к моральным нормам и правилам поведения в совместной деятельности. 3.При организации работы над совместным проектом педагогу необходимо опираться на уже имеющийся у детей уровень сформированности межличностного общения, и учитывать его при определении содержания форм, методов и средств проектной деятельности в обеспечении эффективности расширения контактов со сверстниками, формирования положительного опыта их межличностного общения.4. Второй этап проекта связан с обсуждением дальнейших действий по реализации проекта и распределением ролей. На данном этапе происходит дальнейшее развитие коммуникационных отношений между детьми, так как, объединенные общим замыслов и групповой деятельностью, дети начинают активно взаимодействовать в группе, общаться, задавать вопросы взрослому, обсуждать перспективы проекта и его детали. То есть, деятельностный подход является главным на этом этапе. И именно на данном этапе у детей формируются умения поддерживать климат сотрудничества, выполнять общие правила поведения и общения, принимать обратную связь, корректировать свое поведение и поведение других участников проекта. 5. Третий этап проекта связан с поиском информации, подбором иллюстраций, теоретического и занимательного материала (библиотека, Интернет, опрос взрослых). Все это способствует активному развитию коммуникативных умений и навыков детей.6. Заключительный этап работы над проектом связан с подготовкой и презентацией продукта - оформление результатов работы; анализом и оценкой результатов проектной деятельности - защитой коллективного творческого проекта. На данном этапе коммуникативное развитие детей-участников проекта связаны с достижениями повышения уровня их коммуникабельности, конструктивного общения, развития эмпатии и чувство общности и единения, гордости за полученный результат.II. Рекомендации по правильной организации проектной деятельности младших школьников:1. Внедрение педагогом начальных классов проектного метода в свою практику не должно происходить стихийно: следует проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся младшего школьного возраста к проектной деятельности.2. Готовность учащихся начальных классов к проектной деятельности – это совокупность коммуникативных, проектных и рефлексивных умений. Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий;- сформированность алгоритма сравнительного анализа; - умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; - возможность выделять общий способ действий; - перенос общего способа действий на другие учебные задачи); - оценочно-самооценочный. В тех случаях, когда целенаправленное формирование названных показателей совсем или практически не осуществляется, использование метода проектов неэффективно.3. Формирование проектных умений. Выполнение проекта младшими школьниками крайне затруднительно и неэффективно без минимальнойсформированности у детей специальных проектных умений. В качестве первоочередных из таких умений, базовых и необходимых на этапе введения в проектную деятельность мы отталкивались от следующих умений младшего школьника:- умение прогнозировать, представлять конечный продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать?Как это будет, или может выглядеть?);- умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает?Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);- умение составлять план своей работы и следовать ему;- умение искать необходимую информацию в различных источниках (в том числе и умения адресовать информационный запрос к взрослым).4. Формирование проектных умений будет успешным при постепенном повышении уровня детской самостоятельности. 5. По мере развития уровня самостоятельности на каждом этапе проектирования педагогу необходимо давать больше свободу в работе, так как проектная самостоятельная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника и дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы. 6. Педагогу следует помнить, что специальные проектные умения (коммуникативные, аналитико-логические, исследовательские и др.), а также навыки взаимодействия друг с другомформируются у учащихся начальной школы далеко не сразу и требуют длительного их закрепления на практике. 7. Эффективность проектной деятельности в учебном процессе возможна лишь при целенаправленно организованной работе.Начальную подготовку к проектной деятельности классный руководитель начинает осуществлять с 1 класса. Здесь педагог с первых дней должен формировать у детей коммуникативные умения, так как именно они лежат в основе выполнения коллективных проектов: умение слушать, проявлять инициативу в общении; умение говорить четко и ясно; выражать свою точку зрения и умение находить компромисс.В 1 классе необходимо проводить проектные занятия с включением заданий, которые направлены на овладение аналитико-логическими умениями (сравнение, классификация, обобщение). На этих занятиях дети получают представление о свойствах и признаках предмета, о сравнении и классификации, причине и следствии (шарады, кроссворды, загадки и т.п.).С первых занятий классному руководителю необходимо знакомить детей с теоретическими понятиями, которые используются в проектной деятельности: проект, открытие, исследовательские умения, опыт, наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита.В 1 классе можно давать небольшие проектно-исследовательские задания: мини-исследование, наблюдение, где работа над ними проходит под руководством учителя. Например, индивидуальные проекты «Книги – окно в большой мир», где дети собирают информацию об авторе книги, а потом представляют презентации, рассказывают о том, какой именно автор жил (живет) в том или ином городе, как это связано с его биографией, какие его произведение прочитал ребенок.Во 2 классе для организации проектной деятельности применяют те же исследовательские задания: мини-исследование, мини-проект. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная, объем работы немного увеличивается. Во втором классе педагог начинает понемногу изучать с детьми этапы проектной деятельности, для этого организовываются тренировочные занятия, где происходит ознакомление с этапами проекта, и даются задания, для закрепления полученных знаний. Например, после изучения тем по предмету «Окружающий мир» можно выполнить с детьми такие проектные задания: после изучения темы «Земля в космосе проект: «Как выглядит орбита планет», где дети должны узнать из энциклопедий по математике или других источников, как выглядит эллипс, сделать модель элипса из подручных средств, а потом продемонстрировать свое умение педагогу и одноклассникам. Или можно предложить выполнить задание: «Солнечная система», где дети выбирают самостоятельно одну из планет солнечной системы и собирают о ней как можно больше информации: ее размеры, силу тяготения, холодная она или жаркая (далеко или близко находится к Солнцу), какова ее поверхность. Весь материал красочно оформляется и презентуется классу.В 3 классе проектные задания значительно усложняются. И к 4 классумладшие школьники должны научиться: принимать цель познавательной деятельности; планировать действия в соответствии с целью; осуществлять пошаговый контроль своей деятельности; владеть навыками поиска необходимой информации, и уметь сопоставлять информацию собранную в разных источниках, сравнивать и обобщать ее; строить логическую цепочку рассуждений; обобщать наблюдения и формулировать выводы; уметь публично представить и защитить свой проект.Таким образом, проектная деятельность играет важнейшую роль в развитии и воспитании личности учащихся. Проект является дидактическим средством активизации познавательной и учебной деятельности учащихся, дает толчок развитию всех высших познавательных процессов личности, раскрытий скрытых способностей и возможностей учащихся, в том числе и для развития коммуникативных умений младшего школьника. Правильно организованная проектная деятельность помогает организовать для детей такую атмосферу обучения, в которой бы они полнее раскрыли свой внутренний мир в процессе общения друг с другом, были бы индивидуально свободны в процессе межличностного общения в коллективном сотворчестве. Выводы по 2 главе1.В ходе опытно-экспериментального исследования было выявлено, что коммуникативные умения учащихся младшего школьного возрастанедостаточно сформированы, что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по формированию их коммуникативных умений.2.Была разработана и апробирована программа, где средством формирования коммуникативных умений младших школьников стала проектная деятельность, где на занятиях по работе над проектом дети не только приобрели возможность раскрыть свои таланты и способности, но и отточить навыки общения, приобрети коммуникативный опыт в тесном сотрудничестве с педагогами и сверстниками, развить свои коммуникативные умения: слушать и слышать партнера, умение сопереживать, умение ясно выражать свои мысли и понимать других и т.п.3.Полученные данные заключительной диагностики после формирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение – проектная деятельность является достаточно эффективным средством формирования коммуникативных умений младших школьников. Контрольная диагностика показала, что уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников значительно повысился.4. Были разработаны рекомендации педагогам по организации проектной деятельности у младших школьников.ЗаключениеТаким образом, в соответствии с целями и задачами исследования, можно сделать следующие выводы:Младший школьный возраст считается наиболее ответственным периодом для перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений, связанную с новой социальной ситуацией развития, возникшей с включением ребенка в учебную деятельность. В связи с чем, проблема развития коммуникативных умений у младших школьников приобретает особую значимость в педагогическом процессе, так как сформированные коммуникативные компетенции являются одним из факторов развития личности младшего школьника. Сформированные коммуникативные умения - умение понимать партнера по общению; умение строить речевое высказывание для решения коммуникативных задач; умение осуществлять сотрудничество, - во многом определяют положение ребенка в классном коллективе, и от того, насколько они сформированы зависит эмоциональное благополучие его пребывания в школе, успешность плодотворного взаимодействия младшего школьника и педагога. В младшем школьном возрасте развитие коммуникативных умений имеет свои особенности, что связано с социальными, физиологическими и другими особенностями развития личности младшего школьника в данный возрастной период. Основные особенности общения младших школьников связаны с тем, что потребность общения со сверстником выдвигается на первое место – дети начинают предпочитать общество сверстников, где отличительной чертой их общения со сверстниками является нерегламентированность и раскованность общения. Но в данный возрастной период коммуникативный фон детей еще не устойчив, что проявляется в таких коммуникативных трудностях как, овладение детьми знаниями о собственных коммуникативных проблемах и с трудностями волевого и эмоционального управления саморегуляцией в процессе общения. Все это негативно сказывается на коммуникативном развитии младшего школьника. Поэтому вопросам формирования коммуникативных умений посвящено множество исследований в педагогике и психологии, где изучаются методы и способы, а также пути развития коммуникативных умений у младших школьников. Основными путями развития коммуникативных умений учащихся в современной школьной практике являются максимальное использование ситуаций в создании «поля общения» в урочной и в неурочной деятельности. В учебно-воспитательном процессе широкое применение в качестве средства активизации и формирования коммуникативных умений младших школьников получила проектная деятельность, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и навыки общения, что позволяет младшему школьнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.Эти теоретические положения стали основой для опытно-экспериментальной работы нашего исследования, где нами была разработана и апробирована программа по формированию у учащихся 4 класса коммуникативных умений посредством их вовлечения в проектную деятельность, где были созданы необходимые условия для развития их коммуникативных умений (создание ситуации для межличностного общения с друг другом и взрослыми, тесное сотрудничество и взаимопомощь при работе над проектом, благожелательная атмосфера, в которой учащиеся были индивидуально свободны в процессе межличностного общения в коллективном сотворчестве). Контрольная диагностика подтвердила эффективность проектной деятельности на формирование коммуникативных умений младших школьников. Опираясь на результаты опытно-экспериментальной работы, нами были разработаны рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности у младших школьников, где раскрывались условия и особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками, а также подробно описаны этапы работы над проектом с учетом формирования коммуникативных умений учащихся.Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.ЛитератураАнаньев, Б.Г. Человек как предмет познания: 3-е издание [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2011. ‒ 288 с. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 384 с.Андрус, Н.Я. Искусство общения [Текст] / Н.Я. Андрус, Л.А. Андрус. – Челябинск, 2012. – 128 с.Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] /А.В. Аркадьева // Начальная школа плюс До и После. – 2015. – № 2. – С. 6-8.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. – М.: Просвещение, 2010. – 211с.Аухадеева Л.А. Коммуникативные умения как элемент социальной культуры [Текст]//Актуальные проблемы социально-педагогической работы в воинской среде. Тез.докл. 1 научно-практической конференции При-ВО. - г. Самара, 1994. - С. 74-75.Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст] / Л.А. Байкова. – М.: Академия, 2011. – 144 с.Баранова, А. Проектная технология как средство формирования интереса к обучения младших школьников [Текст] / А. Баранова // Образование и управление. – 2011. – Т.14. – № 2-3. – С.102-105. Бодалев, А.А. Психологическое общение [Текст] / Бодалев А.А. - М., Воронеж, 2006. – 231 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей [Текст] / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с. Болотина, Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах [Текст] / Л.Р. Болотина. – М.: Просвещение, 2009. – 128 с.Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А.В. Бычков. – М., 2000. – 47 с.Василовская, А.И. Метод проектов на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/501897/ (Дата обращения: 08.04.2017).Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя [Текст] / А.Б.Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации[Текст] /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология[Текст] /Л.С. Выготский. – М.: ВЛАДОС, – 2009. – 335с.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.Гаврилин А. Организация работы по проектам [Текст] / А.Гаврилин // Школьное планирование. – 2004. – №3. – С.4-19.Гайденко, Е.А. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку – с 1-го класса [Текст] / Е.А. Гайденко // Начальная школа. – 2006. – № 10. – С. 2-3.Гин, С.А. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе[Текст] /С.А. Гин. – М.: «ВИТА-ПРЕСС», 2012. – 148 с.Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под.ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.Дашкин, М.Е. Коммуникативные умения специалистов «Человек-человек» [Текст]/М.Е. Дашкин. – М., 1999.Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе [Текст] / Дереклеева Н.И. – М.: Владос, 2005. – 212 с.Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников [Текст] /М.В. Дубова – М: Баласс, 2010. – 80 с. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст] / Л.В. Епишина // Начальная школа. – 2008. – №11. – С. 54. Засоркина, Н.В. Метод проектов в начальной школе [Текст] /Н.В. Засоркина – М.: Учитель, 2010. – 135 с.Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений[Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. – 576 с.Кабдолова, К.Л. Формирование умений как необходимое условие повышения качества образования [Текст] / К.Л. Кабдолова // Открытая школа. – 2011. – №3. – С.45.Казаренков, В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учебное пособие [Текст] / В.И. Казаренков. – М.: Логос, 2013. – 96 с. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование [Текст] / А.А. Кидрон. – СПб: Питер, 2005. – 142 с.Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 240 с.  Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений [Текст] /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-М.: Академия, 2012. – 60 с.Колоненко, Ю.В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях [Текст] / Ю.В. Колоненко // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 657-659.Лернер, П.С. Проектирование как основной вид познавательной деятельности школьников [Текст] / П.С. Лернер // Завуч. – 2013. – №7. – С.6-10.Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.Ломов, Б.Ф. Категории деятельности и общения в психологии[Текст] / Б.Ф.Ломов // Вопросы философии, 1979. – № 8. – С. 34-47.Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст] / Макарова Н.Н. // Начальная школа. – 2008. – №7. – С. 32-33.Мамонтова, Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку[Текст] / Г.В. Мамонтова // «Начальная школа», №12, 2008. – С.24.Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности [Текст] /И.М. Михайлова. – М.: Псков. ПГПУ, 2005. – 188 с.Мудрик, А.В. Социализация личности[Текст] /А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития[Текст]/В.С.Мухина. – М.: Академия, 2011. – 640 с.Немов, Р.С. Психология. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 496 с.Общение [Текст] // Психология общения. Энциклопедический словарь/ Под общ.ред. А. А. Бодалева. – М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.– 600 с.Огурцова, З.И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе[Текст] / З.И. Огурцова//Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 25-28. Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе[Текст] // Начальная школа. – 2007. – №3. – С.28-33.Полюкова, Т.И. Коммуникативное поведение младших и старших школьников: проблема сходства [Текст] /Полюкова Т.И. // Культура общения и ее формирование. – Вып.5. – Воронеж, 1998. – С.40.Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника [Текст] / Е. Постникова // Сельская школа. – 2014. – №2. – С. 15-20.Семенова, Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе [Текст]/ Н.А. Семенова //Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2012. – 11 (126). – С. 209-211.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования[Текст]/ Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. – 2011. – №1. – C. 45-54.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст]/Д.Б.Эльконин. –М.: Педагогика.– 2008. – 650 с.Приложение 1Результаты методики «Кто прав»ФИО учащихсяНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньне учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предметапонимает возможность разных подходов к оценке ситуации, допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответыдемонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение1.Жанна А+2 Ира Б+3. Слава Г+4. Оля Д+5. Миша О.+6.Исаева А+7.Ипатова Л+8. Денис К+9.Стас К+10. Даша К+11. Даша Д+12.Юля Л+13. Света М+14.Лиза М+15.СережаМ+16.КсюшаН+17.Инга М+18. Рома П.+19. Данила П+20.Катя С+21.Михаил С.+22. Настасья С.+23. Карина Т.+24. Крис Т.+Приложение 2Результаты методики «Наши отношения»ФИО учащихсяНомера вопросов1 карточкиНомера вопросов2 карточки1234561234561.Жанна А++2. Ира Б++3. Слава Г++4. Оля Д++5. Миша О.++6.Исаева А++7.Ипатова Л++8. Денис К++9.Стас К++10. Даша К++11. Даша Д++12.Юля Л++13. Света М++14.Лиза М++15.СережаМ++16.КсюшаН++17.Инга М++18. Рома П.++19. Данила П++20.Катя С++21.Михаил С.++22. Настасья С.++23. Карина Т.++24. Крис Т.++Приложение 3Результаты методики «Кто прав» на контрольном этапе экспериментаФИО учащихсяНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньне учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предметапонимает возможность разных подходов к оценке ситуации, допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответыдемонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение1.Жанна А+2 Ира Б+3. Слава Г+4. Оля Д+5. Миша О.+6.Исаева А+7.Ипатова Л+8. Денис К+9.Стас К+10. Даша К+11. Даша Д+12.Юля Л+13. Света М+14.Лиза М+15.СережаМ+16.КсюшаН+17.Инга М+18. Рома П.+19. Данила П+20.Катя С+21.Михаил С.+22. Настасья С.+23. Карина Т.+24. Крис Т.+Приложение 4Результаты методики «Наши отношения» на контрольном этапе экспериментаФИО учащихсяНомера вопросов1 карточкиНомера вопросов2 карточки1234561234561.Жанна А++2. Ира Б++3. Слава Г++4. Оля Д++5. Миша О.++6.Исаева А++7.Ипатова Л++8. Денис К++9.Стас К++10. Даша К++11. Даша Д++12Юля Л++13. Света М++14.Лиза М++15.СережаМ++16.КсюшаН++17.Инга М++18. Рома П.++19. Данила П++20.Катя С++21.Михаил С.+++22. Настасья С.++23. Карина Т.++24. Крис Т.++

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания: 3-е издание [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2011. ‒ 288 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 384 с.
3. Андрус, Н.Я. Искусство общения [Текст] / Н.Я. Андрус, Л.А. Андрус. – Челябинск, 2012. – 128 с.
4. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] /А.В. Аркадьева // Начальная школа плюс До и После. – 2015. – № 2. – С. 6-8.
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. – М.: Просвещение, 2010. – 211с.
6. Аухадеева Л.А. Коммуникативные умения как элемент социальной культу¬ры [Текст]//Актуальные проблемы социально-педагогической работы в воинской среде. Тез. докл. 1 научно-практической конференции При-ВО. - г. Самара, 1994. - С. 74-75.
7. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст] / Л.А. Байкова. – М.: Академия, 2011. – 144 с.
8. Баранова, А. Проектная технология как средство формирования интереса к обучения младших школьников [Текст] / А. Баранова // Образование и управление. – 2011. – Т.14. – № 2-3. – С.102-105.
9. Бодалев, А.А. Психологическое общение [Текст] / Бодалев А.А. - М., Воронеж, 2006. – 231 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей [Текст] / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с.
11. Болотина, Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах [Текст] / Л.Р. Болотина. – М.: Просвещение, 2009. – 128 с.
12. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А.В. Бычков. – М., 2000. – 47 с.
13. Василовская, А.И. Метод проектов на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/501897/ (Дата обращения: 08.04.2017).
14. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя [Текст] / А.Б.Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
15. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации[Текст] /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология[Текст] /Л.С. Выготский. – М.: ВЛАДОС, – 2009. – 335с.
17. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.
18. Гаврилин А. Организация работы по проектам [Текст] / А.Гаврилин // Школьное планирование. – 2004. – №3. – С.4-19.
19. Гайденко, Е.А. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку – с 1-го класса [Текст] / Е.А. Гайденко // Начальная школа. – 2006. – № 10. – С. 2-3.
20. Гин, С.А. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе[Текст] /С.А. Гин. – М.: «ВИТА-ПРЕСС», 2012. – 148 с.
21. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под.ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.
22. Дашкин, М.Е. Коммуникативные умения специалистов «Человек-человек» [Текст]/М.Е. Дашкин. – М., 1999.
23. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе [Текст] / Дереклеева Н.И. – М.: Владос, 2005. – 212 с.
24. Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников [Текст] /М.В. Дубова – М: Баласс, 2010. – 80 с.
25. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст] / Л.В. Епишина // Начальная школа. – 2008. – №11. – С. 54.
26. Засоркина, Н.В. Метод проектов в начальной школе [Текст] /Н.В. Засоркина – М.: Учитель, 2010. – 135 с.
27. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений[Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
28. Кабдолова, К.Л. Формирование умений как необходимое условие повышения качества образования [Текст] / К.Л. Кабдолова // Открытая школа. – 2011. – №3. – С.45.
29. Казаренков, В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учебное пособие [Текст] / В.И. Казаренков. – М.: Логос, 2013. – 96 с.
30. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование [Текст] / А.А. Кидрон. – СПб: Питер, 2005. – 142 с.
31. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 240 с.
32. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений [Текст] /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-М.: Академия, 2012. – 60 с.
33. Колоненко, Ю.В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях [Текст] / Ю.В. Колоненко // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 657-659.
34. Лернер, П.С. Проектирование как основной вид познавательной деятельности школьников [Текст] / П.С. Лернер // Завуч. – 2013. – №7. – С.6-10.
35. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
36. Ломов, Б.Ф. Категории деятельности и общения в психологии[Текст] / Б.Ф.Ломов // Вопросы философии, 1979. – № 8. – С. 34-47.
37. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст] / Макарова Н.Н. // Начальная школа. – 2008. – №7. – С. 32-33.
38. Мамонтова, Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку[Текст] / Г.В. Мамонтова // «Начальная школа», №12, 2008. – С.24.
39. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности [Текст] /И.М. Михайлова. – М.: Псков. ПГПУ, 2005. – 188 с.
40. Мудрик, А.В. Социализация личности[Текст] /А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.
41. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития[Текст]/В.С.Мухина. – М.: Академия, 2011. – 640 с.
42. Немов, Р.С. Психология. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 496 с.
43. Общение [Текст] // Психология общения. Энциклопедический словарь/ Под общ.ред. А. А. Бодалева. – М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.– 600 с.
44. Огурцова, З.И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе[Текст] / З.И. Огурцова//Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 25-28.
45. Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе[Текст] // Начальная школа. – 2007. – №3. – С.28-33.
46. Полюкова, Т.И. Коммуникативное поведение младших и старших школьников: проблема сходства [Текст] /Полюкова Т.И. // Культура общения и ее формирование. – Вып.5. – Воронеж, 1998. – С.40.
47. Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника [Текст] / Е. Постникова // Сельская школа. – 2014. – №2. – С. 15-20.
48. Семенова, Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе [Текст]/ Н.А. Семенова //Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2012. – 11 (126). – С. 209-211.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
50. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования[Текст]/ Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. – 2011. – №1. – C. 45-54.
51. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст]/Д.Б. Эльконин. –М.: Педагогика.– 2008. – 650 с.

Вопрос-ответ:

Какие основы лежат в основе методики проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе для детей младшего школьного возраста?

Основой методики проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе для детей младшего школьного возраста являются принципы активности, проблемности, самостоятельности и сотрудничества. Дети в процессе проектной деятельности активно и самостоятельно решают проблемные ситуации, работают в команде и сотрудничают друг с другом. Такой подход способствует формированию коммуникативных умений у детей.

Что представляют собой коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста?

Коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста представляют собой способность эффективно и грамотно общаться с окружающими, передавать свои мысли, понимать других людей и устанавливать контакты. Эти умения включают в себя навыки слушать, говорить, задавать вопросы, выражать свои мысли, а также умение вступать в диалог и сотрудничать с другими людьми.

Какие особенности младшего школьного возраста влияют на формирование коммуникативных умений у детей?

В младшем школьном возрасте происходит активное развитие речи и мышления у детей. Они стремятся активно выражать свои мысли и идеи, задавать вопросы и общаться с окружающими. В этом возрасте особую роль играет общение с родителями, учителями и сверстниками, которое способствует формированию коммуникативных умений. Однако, дети также могут испытывать некоторые трудности в общении, например, недостаток самоуверенности или неумение выражать свои мысли на практике.

Как проектная деятельность способствует развитию коммуникативных умений у младших школьников?

Проектная деятельность предполагает активное участие детей в совместных проектах и заданиях. Работа в команде и сотрудничество с другими участниками проекта развивает у детей навыки общения и коммуникации. Дети учатся слушать друг друга, выражать свои мысли и идеи, аргументировать свою точку зрения и решать проблемные ситуации вместе с другими. Таким образом, проектная деятельность стимулирует развитие коммуникативных умений у младших школьников.

Какие основы проектной деятельности используются в учебно-воспитательном процессе с детьми младшего школьного возраста?

Учителя могут использовать различные методические основы проектной деятельности, такие как проблемное обучение, исследовательская деятельность, творческое задание и др. Они позволяют развивать коммуникативные умения у детей и активно вовлекать их в процесс учебы.

Какие коммуникативные умения формируются у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность?

Через проектную деятельность у детей младшего школьного возраста формируются такие коммуникативные умения, как умение слушать и понимать других людей, умение выражать свои мысли и идеи, умение работать в команде, умение решать конфликты и т.д. Все эти умения являются важными для успешного взаимодействия с окружающими людьми.

Какие психолого-педагогические характеристики формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста важны?

Важными психолого-педагогическими характеристиками формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста являются: умение вести диалог, умение слушать других и выражать свои мысли, умение адаптироваться к различным коммуникационным ситуациям, умение выстраивать доверительные отношения с другими людьми и т.д.

Как проектная деятельность может помочь в развитии коммуникативных умений у младших школьников?

Проектная деятельность предоставляет детям возможность активно взаимодействовать друг с другом и с учителем. Она способствует развитию у детей умения общаться, слушать и понимать других людей, выражать свои мысли и идеи, сотрудничать в команде и решать конфликты. В процессе проектной деятельности дети также развивают навыки саморегуляции и эмоциональной компетентности.

Какую роль играет проектная деятельность в формировании коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста?

Проектная деятельность играет ключевую роль в формировании коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. Она предоставляет им возможность активно учиться в команде, общаться с одноклассниками, выступать перед аудиторией, решать проблемы совместными усилиями и находить пути к сотрудничеству. В процессе реализации проектов дети развивают навыки общения, вырабатывают умение слушать и высказываться, понимать позицию других людей и находить общие точки зрения.

В чем состоит сущность коммуникативных умений у младших школьников?

Сущность коммуникативных умений у младших школьников заключается в способности эффективно общаться с другими людьми. Это включает умение слушать и понимать других людей, выражать свои мысли и идеи, задавать вопросы, участвовать в дискуссиях, адаптироваться к различным ситуациям общения и находить конструктивные решения проблем.

Какие психолого-педагогические характеристики влияют на формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста?

Формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста зависит от таких психолого-педагогических характеристик, как развитие речи, эмоциональная сфера, способность к сотрудничеству, осознание потребности в коммуникации, мотивация к общению. Для успешного формирования коммуникативных умений необходимо создать подходящую образовательную среду, где дети будут ощущать поддержку и стимул для развития своих коммуникативных навыков.

Как проектная деятельность помогает развивать коммуникативные умения у младших школьников?

Проектная деятельность помогает развивать коммуникативные умения у младших школьников путем создания условий для активного общения и сотрудничества. В ходе проектов дети имеют возможность выступать со своими идеями, слушать мнения других, обмениваться информацией, делегировать задачи и работать вместе для достижения общей цели. Также проектная деятельность способствует развитию навыков публичной речи, умения аргументировать свою точку зрения и эффективно выступать перед аудиторией.