Оккультные практики в современной культуре
Заказать уникальную дипломную работу- 64 64 страницы
- 56 + 56 источников
- Добавлена 31.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Особенности становления и развития оккультных практик 5
1.1. Становление и развитие оккультных практик и смыслового поля тайнознания 7
1.2. Особенности формирования основных оккультных практик 16
Глава 2 Особенности бытования и ценностные смыслы оккультных практик в культуре современности 33
2.1. Оккультные организации, движения и учения, связанные с немецким национал-социализмом и Третьим рейхом 34
2.2. Специфика религий «нового века» 37
2.3. Особенности современной астрологии 41
2.4. Основные аспекты Рериховского движения 46
2.5. Суть учения «Трансерфинг реальности» 49
2.6. Трансцендентальная медитация 53
2.7. Особенности учения дона Хуана 56
Заключение 62
Список литературы 64
Для разных профессий в различных ситуациях существует множество подобных «магических» ритуальчиков. Люди в них верят и успешно применяют для того, чтобы настроиться на частоту успешной линии жизни и оседлать волну удачи. В принципе не имеет значения, во что люди будут верить — в магические свойства ритуала или в настройку на частоту линий. Как вы сами понимаете, важен лишь практический результат».
Книги Вадима Зеланда подвергаются обстоятельной критике: «Если вы думаете, что времена энциклопедистов остались в далеком прошлом, то сильно ошибаетесь. За примерами далеко ходить не нужно. Вот Вадим Зеланд родил в муках творчества многотомную эпопею о трансерфинге, в которой с универсальной энциклопедичностью дает ответы на все вопросы. Или почти все. На оставшуюся часть вопросов модный автор отвечает в рассылках, обставив по всем статьям своих многочисленных предшественников.
Сделана заявка на создание «принципиально иной модели мира» и разработку «принципиально иного способа мыслить». Выстроена целая философия жизни с узнаваемой авторской терминологией.
Идеологический стержень, на который нанизаны сопутствующие темы, — халява. Знаменитая русская халява плюс неистребимое желание, чтобы все всегда делалось сразу, само собой. Желательно, сегодня и сейчас, без нашего участия. Оказывается, что и нужно для этого всего ничего: только выпить «заряженной» воды, сконцентрироваться на числовом ряду, произнести соответствующую мантру, подобрать заклинание, выбрать судьбу в информационном поле вариантов…».
Думается, что концепция трансерфинга реальности отражает общие установки современной культуры. Социальная реальность представляется современному человеку пустотой со множеством спутанных смыслов или небытием, недоступным для логического понимания. Сам человек в условиях утраты смыслов оказывается пленником симулятивной пустоты реальности, на которую указывал в своих работах Ж. Бодрийяр. В ситуации, когда человеку больше не на что надеяться, он полагается на свои силы, конструируя реальность и управляя ею, пытаясь стать «скульптором» собственной жизни. Однако если это не получается, то для большинства людей такое «конструирование» оборачивается катастрофами в личной жизни. Не случайно после посещения различных тренингов и семинаров по «трансерфингу» человек испытывает некоторую эйфорию лишь на протяжении определенного отрезка времени, после чего следует глубочайшая депрессия, сутью которой и является ощущение «пустоты смыслов».
2.6. Трансцендентальная медитация
Трансцендентальная медитация (ТМ) — неоиндуистский психотерапевтический (медитационный) культ, основанный в середине 50-х гг. индусом Махеш Прасад Варма (1918 г.р.), принявшим ритуальное имя Махариша Махеш йоги. В начале 60-х гг. в США и Западной Европе распространяется медитативная техника (наука творческой интеллигенции). Особую значимость это движение имеет в Индии.
Махариша Махеш предложил своим ученикам упрощенную форму мантра-йоги, которую нужно медитировать дважды в день по двадцать минут и с помощью которой, не отказываясь от привычного образа жизни, можно радикально изменить к лучшему свое существование, а при массовом использовании ТМ — коренным образом улучшить жизнь всего человечества. Специфика ТМ как модернистского варианта неоиндуизма заключалась в доминировании культовой практики, в миссионерской активности и уповании на реализацию глобальных социальных утопий. Хотя в самой Индии ТМ не получила заметного распространения, в западных странах она приобрела миллионы приверженцев. Основная причина ее популярности заключается в том, что приобщение к ТМ было упрощено до предела и сводилось к уплате небольшой суммы денег, прослушиванию короткой лекции и получению “секретной” односложной мантры, выбранной с учетом возраста и профессии неофита. Считается, что ТМ настраивает человека в резонанс со вселенской гармонией и автоматически ведет к счастью. При этом нет необходимости придерживаться требований традиционного религиозного аскетизма и обуздывать желания.
ТМ имеет хорошо развитую маркетинговую систему для распространения своих идей. В рекламных проспектах утверждается, что курсы, которые проводят университеты Махариши, "совершенно необходимы каждому человеку... Эти курсы закладывают основу для всего, что происходит в жизни, фундамент всех будущих успехов". Лидеры Трансцендентальной медитации в своих обращениях время от времени напоминают более простым своим адептам, что постигающие технологии Махариши - "в авангарде всего мира, всего человечества... уникальные избранные личности, слышащие зов Знания".
Однако в настоящее время лидеры "ТМ" сетуют на то, что Россия оказалась не готова признать духовное учение Махариши. Как отмечает председатель правления "Благотворительного фонда знаний и здоровья Махариши" Надежда Семина, "Трансцендентальная медитация" переживает сейчас "волну угасания".
По мнению некоторых авторов, Трансцендентная медитация относится к деструктивным культам.
Этого же мнения придерживается эксперт по религиозным сектам Дж. Макдауэл: «ТМ является религиозной по природе, несмотря на уверения в обратном. Помимо мантр, о религиозной практике ТМ свидетельствует церемония Пуджа. Она берет начало в писаниях индуизма. Те, кто вступают в ТМ, проходят через ритуал посвящения, во время которого и читается этот санскритский гимн поклонения. "Слово "пуджа",- поясняет исследователь Ирвин Робертсон, - взято из языка хинди. Широко используемое в Северной Индии, оно означает поклонение индуистскому идолу. Живущие в Индии христиане им не пользуются". Пуджа упоминает 24 бога индуизма и предписывает посвящаемому во время церемонии преклонять колени 27 раз. Этот ритуал проводится на санскрите, так что большинство его участников вообще не понимает, о чем, собственно, идет речь. Посвящаемый, не знающий санскрита, ничего не знает об обращении к этим богам. Но от этого происходящее не перестает быть актом поклонения со стороны посвящаемого. Английский перевод Пуджи, сделанный в Беркли, Калифорния (проект "Духовные лжеучения") подтверждает религиозный характер этой церемонии. Ирвин Робертсон описывает эту церемонию следующим образом: "Первая из трех стадий ритуала начинается с призыва к богу Нарайане. Дальше следует перечисление различных исторических и легендарных персонажей вплоть до Шри Гуру Дева - учителя Махариши, основателя ТМ".
При всем этом Махариши убеждает, подобно другим лидерам культов, своих последователей, что его путь - единственно возможный: "Только тогда, когда человек становится постоянно присутствующим в вечной свободе абсолютного Существа, он "освобождается от всех грехов". Брахмабинду Упанишад объявляет, что гигантская гряда грехов, тянущаяся на многие мили, сокрушается той Цельностью, которую мы обретаем посредством трансцендентальной медитации. Иного выхода нет". Махариши объявлял, что человек может стать добродетельным, всего лишь если будет практиковать разработанные им практики медитации. Как результат исканий своих приверженцев он объявляет освобождение от перевоплощений и единение с абсолютным Существом. Махариши обещает своим адептам: "Будьте тверды и знайте, что вы - Бог, и когда вы знаете, что вы - Бог, вы будете жить как Бог".
Положительную сторону в ТМ видит директор лаборатории нейрокибернетики НИИ мозга РАМН академик Николай Любимов: «Распространять данную методологию должны профессионалы, знающие не только правила обучения этой технике, но и знакомые с обширной литературой по философии и научными достижениями в этой области (в своей массе на русский язык она еще не переведена). Таких профессионалов пока мало. Впрочем, когда 40 лет назад Махариши появился в Америке, у него тоже не было ни денег, ни друзей, ни знакомых. Он стал читать лекции студентам Калифорнийского университета. Сегодня исследования по ТМ проводятся более чем в 200 университетах в 30 странах. Число законченных работ уже превысило полтысячи. У нас первые шаги в распространении ТМ сделаны и интерес к ней начинает постепенно увеличиваться. Исследования, проведенные в моей лаборатории в течение последних шести лет, позволяют утверждать, что с помощью данной методологии каждый человек имеет возможность использовать скрытый потенциал своих творческих и умственных способностей, улучшить здоровье. Мне представляется, что объективное освещение результатов ТМ принесет большую пользу разным кругам нашего общества… Не исключено, что «эффект Махариши» можно попробовать применить и в выборных технологиях.
Таким образом, мы видим, что взгляды на Трансцендентальную медитацию различны. Наверное, дело в том, что необходимо разграничивать религиозную составляющую и метод снятия стресса при использовании ТМ. Так, например, йога, без рассмотрения духовных практик, используется как набор гимнастических упражнений для оздоровления организма.
2.7. Особенности учения дона Хуана
Первым бестселлером, рассказывающим об учении дона Хуана стала книга "Уроки дона Хуана" (1968). Вместе с другими - "Отдельная реальность" (1971), "Путешествие в Икстлан" (1972) и проч. - она превратила своего автора в кумира современной Америки. Эти книги главным образом повествуют о том, как рационалистически настроенный европеец воспринимает мудрость индейского мага. Действие в книгах Кастанеды развивается на протяжении десяти лет, в течение которых дон Хуан учит Карлоса, получившего академическое образование, своему сверхъестественному мастерству и таинственному знанию, которое должно помочь ему проникнуть в мир так называемой "отдельной реальности" мага. Учение о просветлении - теперь обычная тема и излюбленное чтиво наших "духовных искателей". Но все дело в том, что Кастанеда утверждает, будто его цикл о доне Хуане не вымысел, а документальная повесть безо всяких прикрас и преувеличений.
Известные факты из биографии Карлоса Кастанеды позволяют утверждать о возможной ложности представленных им сведений, так как часто мыслитель давал интервью, в которых излагал заведомо искаженные сведения о себе и своей повседневной жизни. Так, один из французских исследователей личности и деятельности Кастанеды Кристоф Бурсейе указывает на несостоятельность его утверждений о фактах собственной биографии. Так он говорит, что Кастанеда «…грезит наяву и сам творит свою семейную историю. Если настоящая жизнь его не устраивает, он меняет ее по собственной прихоти, уходя все дальше по лабиринтам лжи». Так, американский антрополог высказывает неточную дату и место своего рождения, указывая на 1935 год и на родину в одних интервью – Сан-Паулу, в других – Италию. Настоящая же дата его рождения относится к 26 декабря 1926 года, а местом рождения является г. Кахамарка в Перу. Помимо искажений фактов своей жизни, Кастанеда выдумывает и биографию своих родителей. Указывая на известность своей семьи, Кастанеда говорит о том, что его отец был учителем литературы, а мать умерла, когда он был еще ребенком. Однако истинные факты его биографии раскрывают деятельность отца как ювелирного мастера. Смерть же его матери наступает, когда Кастанеде исполнилось уже двадцать два года. Позднее, по прибытии в США, Кастанеда прибавляет к своей фамилии Арана букву «х», представляясь Карлосом Аранхой и утверждая, что является племянником Освальдо Аранхи – одного из политических деятелей Бразилии – и этим подтверждает статус выходца из Бразилии и элитарность своей семьи. По поступлении в Лос-Анджелесский коммьюнити колледж (ЛАКК) Карлос Аранха называет себя Карлосом Кастанедой. Это фамилия его матери, лишенная испанского «нь».
Некоторые исследователи связывают многочисленные искажения фактов своей биографии Карлосом Кастанедой с особенностями учения, якобы переданного ему мексиканским индейцем, магом и «нагвалем» доном Хуаном Матусом. В «Путешествии в Икстлан» учитель высказывает мысль о необходимости стирания личной истории: «Мало-помалу ты должен создать туман вокруг себя. Ты должен стирать все вокруг себя до тех пор, пока ничего нельзя будет считать само собой разумеющимся, пока не останется ничего гарантированного или реального». Однако отдельные факты жизни Кастанеды указывают на его склонность к мистификациям задолго до «встречи» с мексиканским индейцем. Один из товарищей Кастанеды Виктор Делфин «…со смехом говорит о беспрестанном вранье Карлоса: “Это был непревзойденный лгун и искусный соблазнитель”. «Карлос, противоречив в своих поступках. Он любит вечеринки и девушек, но держится настоящим аскетом. Не курит, не пьет и окружает себя тайнами. Его однокурсники ничего не знают о нем. «Он не рассказывает, что его отец живет в нескольких сотнях метров от их квартиры», – говорит о нем его товарищ.
Согласно сведениям жены Кастанеды Маргарет Раньян Кастанеды, основная его загадка основывалась на том факте, что даже его ближайшие друзья не были уверены в том, что он из себя представляет. Окружение своей жизни тайной у Кастанеды могло быть связано с особенностями местности, в которой происходило формирование его личности. Бурсейе отмечает: «Овеянная мифами и легендами, Кахамарка – излюбленное место “курандеро”. Колдуны, знахари, костоправы – курандеро на свой лад передают знания, дошедшие из глубины веков. <…> уже с пеленок он был окружен суеверием, что говорит отнюдь не в его пользу. В Кахамарке истории о былой славе империи инков перемешаны с легендами».
У Кастанеды Дон Хуан - достаточно смешанный человек, и его личность сформировалась под влиянием множества культур, помимо культуры индейцев Яки. Хуан – его настоящее имя. Кастанеда пытался придумать какой-нибудь псевдоним, но ни одно из имен не подходило этому человеку. [Интересно, если бы кто-то пытался придумать другое имя Питеру Пэну или доктору Дулитлу, какое бы подошло?] Дон Хуан - не чистокровный индеец Яки. Его мать была из племени Юма. Он родился и провел первые шесть-семь лет жизни в Аризоне, а потом переехал в Сонору. Через некоторое время после того, как мексиканские власти выслали его из Соноры, он перебрался в район Валье Насьональ [в Оахаку], где прожил больше тридцати лет. Кастанеда считает, что он переехал туда вместе со своим учителем,"который, скорее всего, был из племени Масатек". Кастанеде не удалось узнать, кто был его учителем и где Дон Хуан изучал магию, но тот факт, что каждый год Кастанеда отвозит Дона Хуана в Оахаку для собирания грибов, позволяет достаточно уверенно предположить, где именно Дон Хуан учился их применению. Так или иначе, Кастанеда не может определить культурное происхождение Дона Хуана, "разве только угадыванием". [А вот и противоречие высказанному выше намеку на то, что в продолжительной переписке Кастанеда смог бы "отследить" и "поместить Дона Хуана в определенный и ясный этнографический контекст".] Невозможность определить культурные основы Дона Хуана показывает еще одну ошибку Кастанеды, которую он с сожалением оправдывает "недостатком опыта в вопросах публикации". Принимая его рукопись к печати, редакционная комиссия издательства Калифорнийского университета "предположила", что включение в название книги слова "Яки" наверняка "придаст работе этнографическую направленность". "Тогда они еще не прочли рукопись", но тем не менее доказывали Кастанеде, что ему следует называть Дона Хуана индейцем Яки – и ему, разумеется, пришлось это сделать, - однако он никогда не утверждал, что Дон Хуан был продуктом или представителем культуры Яки, хотя этот неверный вывод и можно сделать на основании подзаголовка "Путь индейца из племени Яки". Кстати, согласно книгам Карлоса Кастанеды, дон Хуан “сгорел в огне изнутри” и покинул физический мир.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что именно тот образ дона Хуан, который пытался представить читателю Кастанеда вряд ли существовал, это был скорее собирательный образ индейского шамана. Тем более, теперь уже зная Кастанеду как фантазера и мистификатора, трудно не согласиться с вышесказанным. Вот, что говорил о Кастанеде предполагаемый прототип дона Хуана старейшина индейцев яки, целитель и шаман Качора: «Кастанеда никогда не ставил задачу передать в своих книгах в точности именно магическое знание, - как раз именно этого там и нет ни на йоту… Кастанеда не был никогда магом, и потому он не мог никогда знать, что это такое - магия. Он прожил свою жизнь и умер как любой обычный человек. Он описывает магию как бы со стороны, с голливудской склонностью американцев всё преувеличивать и драматизировать, склонностью к эффекту и желанию оказать впечатление. На земле существуют тысячи магических культов, не менее загадочных чем шаманизм, и чтобы на этом богатом фоне суметь привлечь к себе внимание, Кастанеде пришлось приложить максимум усилий и фантазии (сгорание в огне изнутри, прыжки в пропасть, встреча с Арендатором, спасение из плена неорганических существ 'Голубого Скаута' и т.д.)».
Итак, по окончанию второй главы мы видим, насколько много различных оккультных практик подарил нам XX век. Перед нами прошла целая плеяда различных учений и техник. Начнем по порядку. Огромный исторический след нам оставил национал-социализм, с его окультными воззрениями на арийскую расу. Безусловно, в то время имело место цельная доктрина об исключительности ариев и их праве на мировое господство, подкрепленное мифами и легендами о Лемурии и атлантах. Но все же образ Третьего рейха во многом демонизирован, и нельзя забывать о государственной и национальной идеологии, которая безусловно превалировала над оккультными взглядами нацистов.
В отдельную группу стоит объединить рассматриваемые нами такие оккультные практики, как New age, Трансерфинг и Трансцендентальная медитация. Эти практики объединяет попытка расширить сознание, выйти за пределы глобализма и цивилизованной клетки. Как правило в них намешано и христианство, и буддизм, и идеи по саморазвитию, в результате чего вырастает быстрое и легкое средство от любых проблем. То есть по сути отбрасывается тысячелетняя история и опыт предыдущих поколений, чтобы получить некий суррогат, который «впаривается» людям за огромные деньги. Аферисты разных мастей выкачивают из своей аудитории огромные деньги, подсаживая их на свои семинары, различные товары и продукцию. Этого не избежало и учение Дона Хуана, по которому Кастанеде удалось заработать огромные деньги с продаж своих растиражированных книг о индейской магии и шаманизме.
Заключение
Делая вывод по данной работе, хочется сделать акцент на роль оккультных практик в формировании современной культуры прежде всего российской. В этом году отмечается столетний юбилей Великой Октябрьской революции, которая породила большевизм и послужила предпосылкой к созданию индустриальной и военной махины под названием СССР. Советский период не терпел никаких религиозных исканий, тем более тайных, оккультных. Такая среда породила в обществе духовный вакуум, который в дореволюционное время заполнялся православной традицией. Государство выковывало гражданину Советов внешнюю оболочку, проигнорировав его внутренние потребности, потребности его души. В результате это вылилось в разгул и бандитизм лихих девяностых, когда внутренний коммунистический стержень был надломлен, а новой идеологии, которая бы управляла человеком, предложено не было, потому и рванул русский человек во все тяжкие.
Вот такую пустоту и ринулись заполнять учения и религии всех мастей. Человек, привыкший жить верой в победу коммунизма, после крушения своих надежд и чаяний хотел счастья, причем сразу и без затей. Традиционная религия, христианство, ему отказывало в этом, ибо по слову Христа: «Царство Небесное силой берется, и путь ведущий туда тесен и тернист».
Потому-то страна наша и зовется страной "победившего оккультизма". Россией, которая по мнению многих авторов, является мировым приютом конгломерата неоязыческих движений "Новая эра" (New Age) и массового возрождения древнеславянских культов; вместилищем синкретической и аморфной религиозности наших современников. Современное религиозное сознание в России преимущественно оккультно, поскольку советский атеизм создал для язычества и оккультизма прекрасную почву, и в этом смысле россияне более религиозны, чем американцы или французы.
Современный оккультизм продолжает жить в поверьях и традициях, вере в гороскопы и приметы. Безусловно, старые учения буду забываться, уходить в прошлое, им на смену будут приходить новые. Но тяга человека к потустороннему, запредельному не исчезнет никогда. Опыт советского атеистического периода это подтвердил. СССР был единственной страной в мировой истории, когда безбожие было принято на государственном уровне. Но оно не продержалось и сотню лет, более того, все атеистические насильственные кампании по борьбе с религией организовывались в связи провалом безбожной политики, обусловленным высоким уровнем религиозности народа.
Список литературы
Иеромонах А. Берестов., Число зверя. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры "Новая книга", 1996.;
И.Т. Касавин., Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев., М., 1992.;
Наука // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. // М. : Советская энциклопедия, 1969 — 1978.;
В.П. Большаков. «Культурные практики в процессе становления культуры». //Вестник СПбГИК. 2016. № 2(27).;
Фрэнсис Кинг. Современная ритуальная магия. М.: Издательство Локид-Миф, 1999.;
Большаков В.П., Новицкая Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ. 2000.;
С. А. Токарев. Ранние формы религии, 1990.;
Фрэзер Дж. Золотая ветвь., М.: 1989.;
Кампанелли Полин. Возвращение языческих традиций. М.: Издательство «КРОН-Пресс», 2001
Плутарх. Трактат «Об Исиде и Осирисе». Издательский дом: «УЦИММ-ПРЕСС», 1996.;
Аммиан Марцеллин. Римская история. XXII.16.12-13. // СПб.: Алетейа. 1996
Н.А. Фигуровский. "Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в."//М.: Издательство "Наука".1969.;
Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. // М.: Мартис, 1997.;
Фрэнсис Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. F.Yates. Giordano Bruno and the hermetiс tradition. Chicago-London: The University of Chicago Press, 1964. М.: Новое литературное обозрение, 2000.;
Эдуард Шюре. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Перевод Е. Писаревой. Второе исправленное издание // Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914.;
Рассел Б. «История западной философии в 2 т. Т. 1» // М.: Миф, 1993.;
Асмус В.Ф. Античная философия. // М.: Высшая школа, 1976.;
Кэрролл Р. Т. Астрология // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. // М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.;
Пико делла Мирандола Джованни «Девятьсот тезисов. Тезисы 1 – 400: Четыреста суждений по учениям халдеев, арабов, евреев, греков, египтян и по мнениям латинян // Пер. Н. Н. Соколовой и Н. В. Миронова. // СПб: Издательство русской христианской гуманитарной академии, 2010.;
Бурмистров К. Ю. «Владимир Соловьёв и каббала. К постановке проблемы». // Исследования по истории русской мысли. //СПб.: Алетейя, 1997.;
Левченков С.И. Краткий очерк истории химии. // Ростов-на-Дону: Издательство Рост. ун-та, 2006.;
Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том третий: От Магомета до Реформации. Перевод Н.Б.Абалаковой, С.Г.Балашовой, А.Д. Давыдова, H.H.Кулаковой и A.A.Старостиной Mircea Eliade. Histoire des croyances et des idees religieuses. Tome III. De Mahomet a l'age des Reformes. P.: Payot, 1983 // М.: Критерион, 2002.;
Курт Зелигман. История Магии и Оккультизма. // М.: Крон-пресс., 2001.;
Теософия // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп.// М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.;
Володарская О. По следам Сен-Жермена. // Наука и религия. 1996. № 9-11.;
Никитин А. Л. Мистики, розенкрейцеры, тамплиеры в Советской России. //М.: Аграф, 2000.;
Беспаленко П. Н., Римский В. П. Политико-идеологические и социокультурные основания типологии нетрадиционных религий // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — Тула: Тульский государственный университет, 2009. — № 1.;
Игорь Винокуров, Георгий Гуртовой. Оккультное бюро СС // Вокруг света. — № 11 (2626). Ноябрь 1992.;
Галина Бедненко. Школа рун: Техника гадания и магический комментарий. // М.: Центрполиграф. - 2006.;
Жак Бержье, Луи Повель перевод с французского: Е. Патуева-Иванова. Утро магов. РИА "День" 1991.;
Первушин А. И. Оккультные тайны НКВД и СС — Нева, ОЛМА-ПРЕСС, 1999.;
Н. Гудрик-Кларк. Оккультные корни нацизма. // М.: Евразия, 1993.
Юлия Косорукова, Галина Бедненко. Идеология и современная культура Нью Эйдж как кризис постхристианской цивилизации. Журнал практического психолога. 2013 № 2.;
Ахромеева Ю. В. Движение «new age»: характерные черты // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». — Воронеж: ВГАСУ, 2016. — № 2 (10).;
Балагушкин Е. Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. — 1996. — № 2.;
Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты.. — 3-е изд., пер. и доп. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008.
Раевский А. Н. Движение New Age как квазирелигиозная субкультура современного общества: религиоведческий анализ / автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н.: специальность 09.00.14 <Философия религии и религиоведение>. — Ростов-на-Дону: Юж. федер. ун-т, 2013.;
Денис Куталёв. Астрология как историко-культурный феномен. Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по специальности "Теория и история культуры". Московский государственный университет культуры и искусств, Москва, 1997.;
Сурдин В. Г. Астрология и наука. // Фрязино: «Век 2», 2007.;
Алексий II, Патриарх Московский и вся Руси. Войдите в радость Господа своего. Размышление о вере, человеке и современном мире. // М., 2004.;
Кураев Андрей, диакон. Вызов экуменизма. //М.: Грифон, 2008.;
С. А. Язев, кандидат физико-математических наук. Астрология и логика. «Химия и жизнь» № 7, 2008.;
Татьяна Симанженкова. Движение последователей Рерихов в современной России: философские истоки и тенденции эволюции. Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по специальности "Религия - Вневероисповедные формы религии - Теософия". Сибирский государственный технологический университет, Омск, 2006.;
Эдуард Бабаджан. Сверхчеловек в информационном пространстве. [Электронный ресурс]. Компьютерный электронный портал. URL: http://old.computerra.ru/readitorial/401519/ (дата обращения: 02.04.2017).
Вадим Зеланд. Трансерфинг реальности. [Электронный ресурс]. Сайт Вадима Зеланда. URL: http:// http://zelands.ru/r_cont.htm (дата обращения: 02.04.2017).;
Вадим Зеланд. «Трансерфинг реальности. Ступень I: Пространство вариантов». // СПб.: Весь, 2004. С. 84
Преображенский Н.Н, Преображенская В.Ф. Анти-Зеланд или На халяву и уксус сладкий. // Ростов н/Д.: Феникс, 2007.;
Плужникова Н. Н. «Трансерфинг реальности» и магические практики в культуре // Известия Волгоградского педагогического университета». — Волгоград: ВГПУ, 2011. — № 9.;
Новые религиозные культы, движения и организации в России (2-е изд., дополн. и перераб.). // М.: Изд-во РАГС,1998.;
Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. III / Отв. Ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2005.;
Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. - М.: "Протестант", 1994. С. 144
Академик Любимов Н.Н.: Мозг начинает работать нетривиально. «Независимая газета» (НГ), электронная версия (ЭВНГ). Номер 088 (1904) от 19 мая 1999 г., среда. Полоса 16.;
А. П. Ксендзюк. Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика. // 2-е изд. дополненное, измененное. - Одесса, Хаджибей.;
О.А. Ежова. Специфика личности и мировоззрения Карлоса Кастанеды. //Ученые записки Орловского государственного университета. — Орел: ОГУ, 2012. — № 4.;
Ришар де Милль. Постижение Кастанеды. [Электронный ресурс]:[сайт].:URL:http://numen.ru/index.php?section=library&text=713&page=1 (дата обращения: 02.04.2017);
Алиса Суворова. Дон Хуан живее всех живых. [Электронный ресурс]: [сайт].:URL: http://scorcher.ru/art/mist/kastaneda.php (дата обращения: 02.04.2017).
Иеромонах А. Берестов., Число зверя. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры "Новая книга", 1996
И.Т. Касавин., Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев., М., 1992
Наука // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. // М. : Советская энциклопедия, 1969—1978
В.П. Большаков. «Культурные практики в процессе становления культуры». //Вестник СПбГИК. 2016. № 2(27)
Фрэнсис Кинг. Современная ритуальная магия. М.: Издательство Локид-Миф, 1999
Большаков В.П., Новицкая Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ. 2000
С. А. Токарев. Ранние формы религии, 1990
См. Фрэзер Дж. Золотая ветвь., М.: 1989
См. Кампанелли Полин. Возвращение языческих традиций. М.: Издательство «КРОН-Пресс», 2001
Плутарх. Трактат «Об Исиде и Осирисе». Издательский дом: «УЦИММ-ПРЕСС», 1996
Аммиан Марцеллин. Римская история. XXII.16.12-13. // СПб.: Алетейа. 1996
Н.А.Фигуровский. "Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в."//М.: Издательство "Наука".1969
Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. // М.: Мартис, 1997
Фрэнсис Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. F.Yates. Giordano Bruno and the hermetiс tradition. Chicago-London: The University of Chicago Press, 1964. М.: Новое литературное обозрение, 2000
Эдуард Шюре. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Перевод Е.Писаревой.
Второе исправленное издание // Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914
Там же
Рассел Б. «История западной философии в 2 т. Т. 1» // М.: Миф, 1993.
Асмус В.Ф. Античная философия. // М.: Высшая школа, 1976
Кэрролл Р. Т. Астрология // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. // М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
Пико делла Мирандола Джованни «Девятьсот тезисов. Тезисы 1 – 400: Четыреста суждений по учениям халдеев, арабов, евреев, греков, египтян и по мнениям латинян // Пер. Н. Н. Соколовой и Н. В. Миронова. // СПб: Издательство русской христианской гуманитарной академии, 2010
Бурмистров К. Ю. «Владимир Соловьёв и каббала. К постановке проблемы». // Исследования по истории русской мысли. //СПб.: Алетейя, 1997
См. Левченков С.И. Краткий очерк истории химии. // Ростов-на-Дону: Издательство Рост. ун-та, 2006
Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том третий: От Магомета до Реформации. Перевод Н.Б.Абалаковой, С.Г.Балашовой, А.Д. Давыдова, H.H.Кулаковой и A.A.Старостиной Mircea Eliade. Histoire des croyances et des idees religieuses. Tome III. De Mahomet a l'age des Reformes. P.: Payot, 1983 // М.: Критерион, 2002
Курт Зелигман. История Магии и Оккультизма. // М.: Крон-пресс., 2001
Теософия // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп.// М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
Кэрролл Р. Т. Теософия // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
Володарская О. По следам Сен-Жермена. // Наука и религия. 1996. № 9-11
Никитин А. Л. Мистики, розенкрейцеры, тамплиеры в Советской России. //М.: Аграф, 2000
Беспаленко П. Н., Римский В. П. Политико-идеологические и социокультурные основания типологии нетрадиционных религий // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — Тула: Тульский государственный университет, 2009. — № 1.
Игорь Винокуров, Георгий Гуртовой. Оккультное бюро СС // Вокруг света. — № 11 (2626). Ноябрь 1992
Галина Бедненко. Школа рун: Техника гадания и магический комментарий. // М.: Центрполиграф. - 2006.
Жак Бержье, Луи Повель перевод с французского: Е. Патуева-Иванова. Утро магов. // РИА "День" 1991.
Первушин А. И. Оккультные тайны НКВД и СС — Нева, ОЛМА-ПРЕСС, 1999
Н. Гудрик-Кларк. Оккультные корни нацизма. // М.: Евразия, 1993.
Юлия Косорукова, Галина Бедненко. Идеология и современная культура Нью Эйдж как кризис пост-христианской цивилизации. Журнал практического психолога.ь 2013 № 2.
Ахромеева Ю. В. Движение «new age»: характерные черты // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». — Воронеж: ВГАСУ, 2016. — № 2 (10).
Балагушкин Е. Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. — 1996. — № 2.
Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты.. — 3-е изд., пер. и доп.. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008.
Раевский А. Н. Движение New Age как квазирелигиозная субкультура современного общества: религиоведческий анализ / автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н.: специальность 09.00.14 <Философия религии и религиоведение>. — Ростов-на-Дону: Юж. федер. ун-т, 2013.
Денис Куталёв. Астрология как историко-культурный феномен. Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по специальности "Теория и история культуры". Московский государственный университет культуры и искусств, Москва, 1997.
Сурдин В. Г. Астрология и наука. // Фрязино: «Век 2», 2007.
Алексий II, Патриарх Московский и вся Руси. Войдите в радость Господа своего. Размышление о вере, человеке и современном мире. // М., 2004
Кураев Андрей, диакон. Вызов экуменизма. //М.: Грифон, 2008.
С. А. Язев, кандидат физико-математических наук. Астрология и логика. «Химия и жизнь» № 7, 2008
Татьяна Симанженкова. Движение последователей Рерихов в современной России: философские истоки и тенденции эволюции. Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по специальности " Религия -- Вневероисповедные формы религии -- Теософия ". Сибирский государственный технологический университет, Омск, 2006.
Эдуард Бабаджан. Сверхчеловек в информационном пространстве. [Электронный ресурс]. Компьютерный электронный портал. URL: http://old.computerra.ru/readitorial/401519/ (дата обращения: 02.04.2017).
Вадим Зеланд. Трансерфинг реальности. [Электронный ресурс]. Сайт Вадима Зеланда. URL: http:// http://zelands.ru/r_cont.htm (дата обращения: 02.04.2017).
Вадим Зеланд. «Трансерфинг реальности. Ступень I: Пространство вариантов». // СПб.: Весь, 2004.
Преображенский Н.Н, Преображенская В.Ф. Анти-Зеланд или На халяву и уксус сладкий. // Ростов н/Д. : Феникс, 2007.
Плужникова Н. Н. «Трансерфинг реальности» и магические практики в культуре // Известия Волгоградского педагогического университета». — Волгоград: ВГПУ, 2011. — № 9.
Новые религиозные культы, движения и организации в России (2-е изд., дополн. и перераб.). // М.: Изд-во РАГС,1998.
Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. III / Отв. Ред. М.Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2005.
П.Н. Беспаленко, В.П. Римский. Политико-идеологические и социокультурные основания типологии нетрадиционных религий. //Известия Тульского государственного университета. — Тула: ТулГУ, 2009. — № 1.
Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. - М.: "Протестант", 1994.
Академик Любимов Н.Н.: Мозг начинает работать нетривиально. «Независимая газета» (НГ), электронная версия (ЭВНГ). Номер 088 (1904) от 19 мая 1999 г., среда. Полоса 16.
А. П. Ксендзюк. Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика. // 2-е изд. дополненное, измененное. - Одесса, Хаджибей.
О.А. Ежова. Специфика личности и мировоззрения Карлоса Кастанеды. //Ученые записки Орловского государственного университета. — Орел: ОГУ, 2012. — № 4.
Ришар де Милль. Постижение Кастанеды. [Электронный ресурс]: [сайт].:URL: http://numen.ru/index.php?section=library&text=713&page=1 (дата обращения: 02.04.2017)
Алиса Суворова. Дон Хуан живее всех живых. [Электронный ресурс]: [сайт].:URL: http://scorcher.ru/art/mist/kastaneda.php (дата обращения: 02.04.2017)
49
2. И.Т. Касавин., Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев., М., 1992.;
3. Наука // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. // М. : Советская энциклопедия, 1969 — 1978.;
4. В.П. Большаков. «Культурные практики в процессе становления культуры». //Вестник СПбГИК. 2016. № 2(27).;
5. Фрэнсис Кинг. Современная ритуальная магия. М.: Издательство Локид-Миф, 1999.;
6. Большаков В.П., Новицкая Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ. 2000.;
7. С. А. Токарев. Ранние формы религии, 1990.;
8. Фрэзер Дж. Золотая ветвь., М.: 1989.;
9. Кампанелли Полин. Возвращение языческих традиций. М.: Издательство «КРОН-Пресс», 2001
10. Плутарх. Трактат «Об Исиде и Осирисе». Издательский дом: «УЦИММ-ПРЕСС», 1996.;
11. Аммиан Марцеллин. Римская история. XXII.16.12-13. // СПб.: Алетейа. 1996
12. Н.А. Фигуровский. "Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в."//М.: Издательство "Наука".1969.;
13. Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. // М.: Мартис, 1997.;
14. Фрэнсис Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. F.Yates. Giordano Bruno and the hermetiс tradition. Chicago-London: The University of Chicago Press, 1964. М.: Новое литературное обозрение, 2000.;
15. Эдуард Шюре. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Перевод Е. Писаревой. Второе исправленное издание // Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914.;
16. Рассел Б. «История западной философии в 2 т. Т. 1» // М.: Миф, 1993.;
17. Асмус В.Ф. Античная философия. // М.: Высшая школа, 1976.;
18. Кэрролл Р. Т. Астрология // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. // М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.;
19. Пико делла Мирандола Джованни «Девятьсот тезисов. Тезисы 1 – 400: Четыреста суждений по учениям халдеев, арабов, евреев, греков, египтян и по мнениям латинян // Пер. Н. Н. Соколовой и Н. В. Миронова. // СПб: Издательство русской христианской гуманитарной академии, 2010.;
20. Бурмистров К. Ю. «Владимир Соловьёв и каббала. К постановке проблемы». // Исследования по истории русской мысли. //СПб.: Алетейя, 1997.;
21. Левченков С.И. Краткий очерк истории химии. // Ростов-на-Дону: Издательство Рост. ун-та, 2006.;
22. Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том третий: От Магомета до Реформации. Перевод Н.Б.Абалаковой, С.Г.Балашовой, А.Д. Давыдова, H.H.Кулаковой и A.A.Старостиной Mircea Eliade. Histoire des croyances et des idees religieuses. Tome III. De Mahomet a l'age des Reformes. P.: Payot, 1983 // М.: Критерион, 2002.;
23. Курт Зелигман. История Магии и Оккультизма. // М.: Крон-пресс., 2001.;
24. Теософия // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп.// М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.;
25. Володарская О. По следам Сен-Жермена. // Наука и религия. 1996. № 9-11.;
26. Никитин А. Л. Мистики, розенкрейцеры, тамплиеры в Советской России. //М.: Аграф, 2000.;
27. Беспаленко П. Н., Римский В. П. Политико-идеологические и социокультурные основания типологии нетрадиционных религий // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — Тула: Тульский государственный университет, 2009. — № 1.;
28. Игорь Винокуров, Георгий Гуртовой. Оккультное бюро СС // Вокруг света. — № 11 (2626). Ноябрь 1992.;
29. Галина Бедненко. Школа рун: Техника гадания и магический комментарий. // М.: Центрполиграф. - 2006.;
30. Жак Бержье, Луи Повель перевод с французского: Е. Патуева-Иванова. Утро магов. РИА "День" 1991.;
31. Первушин А. И. Оккультные тайны НКВД и СС — Нева, ОЛМА-ПРЕСС, 1999.;
32. Н. Гудрик-Кларк. Оккультные корни нацизма. // М.: Евразия, 1993.
33. Юлия Косорукова, Галина Бедненко. Идеология и современная культура Нью Эйдж как кризис постхристианской цивилизации. Журнал практического психолога. 2013 № 2.;
34. Ахромеева Ю. В. Движение «new age»: характерные черты // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». — Воронеж: ВГАСУ, 2016. — № 2 (10).;
35. Балагушкин Е. Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. — 1996. — № 2.;
36. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты.. — 3-е изд., пер. и доп. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008.
37. Раевский А. Н. Движение New Age как квазирелигиозная субкультура современного общества: религиоведческий анализ / автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н.: специальность 09.00.14 <Философия религии и религиоведение>. — Ростов-на-Дону: Юж. федер. ун-т, 2013.;
38. Денис Куталёв. Астрология как историко-культурный феномен. Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по специальности "Теория и история культуры". Московский государственный университет культуры и искусств, Москва, 1997.;
39. Сурдин В. Г. Астрология и наука. // Фрязино: «Век 2», 2007.;
40. Алексий II, Патриарх Московский и вся Руси. Войдите в радость Господа своего. Размышление о вере, человеке и современном мире. // М., 2004.;
41. Кураев Андрей, диакон. Вызов экуменизма. //М.: Грифон, 2008.;
42. С. А. Язев, кандидат физико-математических наук. Астрология и логика. «Химия и жизнь» № 7, 2008.;
43. Татьяна Симанженкова. Движение последователей Рерихов в современной России: философские истоки и тенденции эволюции. Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по специальности "Религия - Вневероисповедные формы религии - Теософия". Сибирский государственный технологический университет, Омск, 2006.;
44. Эдуард Бабаджан. Сверхчеловек в информационном пространстве. [Электронный ресурс]. Компьютерный электронный портал. URL: http://old.computerra.ru/readitorial/401519/ (дата обращения: 02.04.2017).
45. Вадим Зеланд. Трансерфинг реальности. [Электронный ресурс]. Сайт Вадима Зеланда. URL: http:// http://zelands.ru/r_cont.htm (дата обращения: 02.04.2017).;
46. Вадим Зеланд. «Трансерфинг реальности. Ступень I: Пространство вариантов». // СПб.: Весь, 2004. С. 84
47. Преображенский Н.Н, Преображенская В.Ф. Анти-Зеланд или На халяву и уксус сладкий. // Ростов н/Д.: Феникс, 2007.;
48. Плужникова Н. Н. «Трансерфинг реальности» и магические практики в культуре // Известия Волгоградского педагогического университета». — Волгоград: ВГПУ, 2011. — № 9.;
49. Новые религиозные культы, движения и организации в России (2-е изд., дополн. и перераб.). // М.: Изд-во РАГС,1998.;
50. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. III / Отв. Ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2005.;
51. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. - М.: "Протестант", 1994. С. 144
52. Академик Любимов Н.Н.: Мозг начинает работать нетривиально. «Независимая газета» (НГ), электронная версия (ЭВНГ). Номер 088 (1904) от 19 мая 1999 г., среда. Полоса 16.;
53. А. П. Ксендзюк. Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика. // 2-е изд. дополненное, измененное. - Одесса, Хаджибей.;
54. О.А. Ежова. Специфика личности и мировоззрения Карлоса Кастанеды. //Ученые записки Орловского государственного университета. — Орел: ОГУ, 2012. — № 4.;
55. Ришар де Милль. Постижение Кастанеды. [Электронный ресурс]:[сайт].:URL:http://numen.ru/index.php?section=library&text=713&page=1 (дата обращения: 02.04.2017);
56. Алиса Суворова. Дон Хуан живее всех живых. [Электронный ресурс]: [сайт].:URL: http://scorcher.ru/art/mist/kastaneda.php (дата обращения: 02.04.2017).
Вопрос-ответ:
Какие особенности становления и развития оккультных практик описаны в главе 1?
В главе 1 статьи "Оккультные практики в современной культуре" описываются особенности становления и развития оккультных практик, а также смыслового поля тайнознания.
Какие особенности формирования основных оккультных практик рассматриваются в главе 1?
В главе 1 рассматриваются особенности формирования основных оккультных практик.
Какие специфические организации оккультного движения связаны с национал-социализмом и Третьим рейхом?
В главе 2 статьи "Оккультные практики в современной культуре" описываются оккультные организации движения и учения, связанные с немецким национал-социализмом и Третьим рейхом.
Какие особенности бытования и ценностные смыслы оккультных практик рассматриваются в главе 2?
В главе 2 статьи "Оккультные практики в современной культуре" рассматриваются особенности бытования и ценностные смыслы оккультных практик в культуре современности.
Какие специфические религии нового века описываются в главе 2 статьи "Оккультные практики в современной культуре"?
В главе 2 статьи "Оккультные практики в современной культуре" описываются специфика религий нового века.
Какие особенности становления и развития оккультных практик рассматриваются в 3 главе статьи?
В 3 главе статьи рассматриваются особенности становления и развития оккультных практик, а также смыслового поля тайнознания. Здесь идет речь о том, как оккультные практики возникали и развивались в различных культурах.
Какие особенности формирования основных оккультных практик рассматриваются в главе 1?
В главе 1 рассматриваются особенности формирования основных оккультных практик. Здесь идет речь о влиянии различных учений и движений на развитие оккультных практик, а также о различных школах и направлениях тайнознания.
Какие бытуюшие особенности и ценностные смыслы оккультных практик рассматриваются в главе 2?
В главе 2 рассматриваются бытующие особенности и ценностные смыслы оккультных практик в культуре современности. Здесь идет речь о влиянии оккультизма на различные аспекты повседневной жизни, а также о ценностях и убеждениях, которые сопровождают эти практики.
Какие оккультные организации связанные с национал-социализмом и Третьим рейхом рассматриваются в главе 2?
В главе 2 рассматриваются оккультные организации, связанные с национал-социализмом и Третьим рейхом. Здесь идет речь о таких организациях, как Аненербе и Туле-Гезельшафт, которые занимались исследованиями в области арийской мифологии и экспериментами с оккультными практиками.
Какие религии нового века рассматриваются в главе 2?
В главе 2 рассматриваются религии нового века, такие как неопаганизм, вуду, новое религиозное движение и др. Здесь идет речь о специфике этих религий и их влиянии на современную культуру.