Проблемы и пути борьбы с экономическими преступлениями как фактор обеспечения экономической безопасности государства
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 21.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Теоретико-методологические подходы к экономическим преступлениям 4
1.1 Понятие экономических преступлений 4
1.2 Классификация экономических преступлений 4
1.3 Угроза экономических преступлений для безопасности страны и международный опыт борьбы с экономическими преступлениями 6
2 Экономические преступления в России 13
2.1 Основные виды экономических преступлений и динамика их развития в России 13
2.2 Коррупция, как основная угроза экономической безопасности страны 16
3 Борьба с экономической преступностью в России 22
3.1 Методы борьбы и предотвращения экономических преступлений в России 22
3.2 Разработка рекомендаций по повышению эффективности противодействия коррупции в России 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24
В России по оценке правоохранительных органов, предприниматели в отдельных наиболее прибыльных отраслях промышленности (добыча нефти, газа и др.) тратят до 50% реальной прибыли на подкуп должностных лиц. Данные платежи в общем виде складываются в миллиардные потери от коррупции для страны. Для сравнения, годовой доход в сфере деловой коррупции в 2013 г. более чем в два раза превысил суммарный доход от экспорта сырой нефти, нефтепродуктов и газа.Общая сумма взяток, которые платят предприниматели малого и среднего бизнеса, примерно равна 3% от ВВП. В 2015 г. объем ВВП составил 81287,1 млрд. руб., соответственно потери от коррупции только для малого и среднего бизнеса составили около 2,5 млрд. руб. Однако, по подсчетам экспертов российской общественной организации «Технологии - XXI век», данная сумма больше в несколько раз, так как мелкие предприниматели тратят, по их оценкам, тратят на взятки от 500 млн. в месяц. Малый и средний бизнес на дачу взяток должностным лицам тратит около 10% получаемого дохода в течение своей деятельности, а на раннем этапе, при регистрации и прочем, в несколько раз больше. Вместо повышения производительности труда, минимизации затрат и оптимизации налогообложения, многие предприниматели тратят время и средства на борьбу с коррупцией, разрешение возникающих конфликтов и применение санкций к ответственным сотрудникам. Зависимость от коррумпированных чиновников также усложняет предпринимателю ведение деятельности и увеличивает помимо материальных затрат, риски ведения деятельности, которые и так увеличиваются из-за последствий мирового экономического кризиса и спада. Следует отметить низкую контролируемость подсчета размеров и ущерба от коррупции, особенно внутри предприятий и негосударственных организаций (например, в банковской системе), которая с переходом к рыночной экономике все больше влияет на эффективность хозяйственной системы. Также, неподконтрольными являются бытовые коррупционные преступления, как «благодарность» врачам, нотариусам и др. В данном случае, основной причиной проявления коррупции остается низкая оплата труда. В общем виде суммарная потеря от коррупционных преступлений в России составляет более 15-20 млрд. долл. в год, которые могли быть направлены на модернизацию, обновление основных фондов, ведение социальной политики и многое другое. Несмотря на понимание экономического урона, социальных и политических последствий в России коррупция не сводится к масштабам локального явления, а уже давно стала системой отношений, которая в процессе трансформации российского общества разрослась в масштабах и стала нормой жизни. По оценке некоторых специалистов, «коррупция является главным динамично развивающимся сектором России». Коррупция в России имеет очень глубокие корни и представляет собой весомую угрозу как для национальной безопасности, так и для экономического развития. Поэтому необходимо активировать всевозможные методы для борьбы с коррупцией и разработать комплексный план мероприятий для снижения ее последствий. Борьба с экономической преступностью в РоссииМетоды борьбы и предотвращения экономических преступлений в РоссииДостижение экономической безопасности в Российской Федерации невозможно без понимания и устранения причин развития экономической преступности и ликвидации условий для ее распространения. Воздействие на экономическую преступность происходит в совокупности со стороны государства и общества. К основным мерам противодействия экономической преступности относятся следующие:Информационнаядеятельность, связанная с учетом проявленийэкономическойпреступности, сборомбанкаданныхо типичныхсхемахпреступныхдействий, а также опубликованию результатов борьбы с проявлениями экономической преступности;Аналитическаядеятельность, главной целью которой становится криминологический прогноз развития преступности, который становится основой принимаемых будущих законопроектов. Определениемаксимальноэффективнойстратегиипоборьбе с экономическойпреступностью. Этастратегияпредусматриваетприоритет реализациипредупредительныхмердлявоздействиянапричиныиусловияпреступностипосравнению смерамипривлечениякуголовнойответственности.Осуществление дифференцированного подхода к различным видам экономических преступлений. Самое серьезное значение отводится организованной и профессиональной преступности.Разработкаконкретных мероприятий по борьбескаждым видомэкономическихпреступлений (включает определение кадровых ресурсов, техническое оснащение, источники финансирования и др.).Созданиепрограммыборьбысэкономическойпреступностьювсегообщества.Законотворчество в целях предупреждения и борьбы с экономической преступностью.8. Координация деятельности правоохранительных органов в предупреждении и борьбе с экономической преступностью. Статья 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает координацию деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной службы, налоговой полиции, других правоохранительных органов. Высшим органом координации борьбы с преступностью является Совет Безопасности. Он определяет наиболее явственные внутренние и внешние угрозы обществу, организует подготовку целевых программ. 9. Проведение научных исследований по борьбе с экономической преступностью. Осуществление мер экономической безопасности происходит на следующих уровнях: общегосударственном, уровне предприятия и личностном уровне. Также можно разделить все принимаемые меры противодействия экономической преступности на социальные, политические и экономические.Социальные меры предупреждения экономической преступности состоят в следующем: 1. Социальной благотворительной политике. 2. Социальной политике в части поддержки пенсионных фондов и всех видов пенсионного обеспечения. 3. Достижении уменьшения степени дифференциации населения по уровню дохода. Социальные преобразования в России могут быть построены только при изменении самого отношения общества к низшим слоям населения. Ночлежки, раздача бесплатного питания и одежды должны стать привычными для жизни. Такие расходы на необеспеченных граждан значительно уменьшат количество краж и других видов экономических преступлений. В России подобная социальная политика очень зависит от материальной поддержки как со стороны государства, так и различных фондов. Следует учитывать также еще не пережитые последствия экономического кризиса, которые не позволяют осуществлять финансирование в необходимых масштабах. В то же время государство не поощряет в должной мере саму благотворительную деятельность, ограничивая ее различными условиями. Политические меры предупреждения экономической преступности состоят в следующем: 1. Осуществление борьбы с неправомерным лоббированием частных интересов в органах власти. 2. Приходе к власти сильной партии или создание двух-трехпартийной системы, которая могла бы гарантировать достижение построения правового государства и развития демократии при достижении экономического роста. 3. Выработке государственной стратегии борьбы с преступностью при условии межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. Экономические меры предупреждения преступности определены следующим кругом деятельности: 1. Явный приоритет легальной экономической деятельности.2. Внедрение макроэкономической модели, наиболее соответствующей России — это модели с механизмами гибкой поддержки государства основных институтов рыночной экономики. 3. Обеспечение экономической безопасности предпринимательской деятельности со стороны государства. 4. Борьба с безработицей. 5. Компенсация жертвам экономических преступлений нанесенного ущерба. 6. Обеспечение прожиточного минимума для малообеспеченных слоев населения. 7. Стабилизация экономики. 8. Материальная поддержка правоохранительных органов. В частности, мной был разработан комплекс мероприятия по повышению эффективности борьбы с коррупционными преступления в России с учетом международного успешного опыта.Разработка рекомендаций по повышению эффективности противодействия коррупции в РоссииНамой взгляд, впомощьНациональномупланупротиводействиякоррупциинеобходимопринятьследующиемеры: 1. Обратитьбольшеевниманиенаправовоепросвещениеграждан. Необходимо достичь понимания того, что взяточничество негативно влияет на карьеру и приносит больше отрицательных последствий, чем мнимой выгоды. 2. Добиться прозрачности деятельности законодательной, исполнительной, судебнойвласти, правоохранительныхоргановиоргановместногосамоуправления. 3. Способствовать созданию весомого количества общественных организаций поборьбескоррупцией, деятельность которых будет основана на осуществлении надзора над функционированиемгосударственныхорганов,должностныхлиципресечением возможных проявлений коррупции. 4. Необходимо такжепресечь «семейственность»навсехуровняхвласти. ВРоссии норма устройство на работу родственников и знакомых и создание целых семейных предприятий. Следует бороться с такой практикой и искоренять ее для пресечения возможных условий возникновения коррупции.Коррупционныепреступления искоренить вряд ли удастся, ноповысить эффективность и результативность борьбы с ней однозначно возможно.Борьбы с коррупцией, как и со всеми экономическими преступлениями в любом случае не приведет к их полному уничтожению, однако необходимо довести ее уровень до максимально низкого из всех возможных, чтобы экономическая преступность не создавала ощутимых препятствия для развития общества, стабильной политической власти и экономического роста в стране. Необходимо поставить реальную цель, которая должна быть выражена в количественном минимальном уровне экономических или коррупционных преступлений. Необходимо в первую очередь определить причины развития экономических преступлений и бороться с ними, а не только с последствиями их совершения. Кроме этого очень важно построить демократическое и правовое государства, основанной на высоко эффективной рыночной экономике и сильном гражданском общества, а также развивать условия для развития личностного потенциала каждого гражданина. Успехборьбыскоррупциейвомногомзависитотвыявленияиучетапричиниусловий, которыееепорождают. Данныепричинысостоятвнеисполнениигосударственнойвластьюзаконов, широкомразвитиитеневойэкономики, слабостигражданскогообщества.Я считаю, что необходимосократитьпривилегиичиновникам, добитьсяабсолютнойпрозрачностидоходов, расходовипринадлежащегоимиихблизкимродственникамимущества. Нелишнимбудетобязатьданнуюкатегориюлицрегулярнопроходитьтестированиенаполиграфесцельюпроверкиихпричастностиккоррупционнойдеятельности, атакжеразработатьипроводитьпсихологическиетестынапостоянствововлеченияихвкоррупционнуюдеятельность.На мой взгляд, данный перечень мероприятия при их комплексной реализации, повысит эффективность борьбы с коррупцией в стране и повлияет на снижение общей экономической преступности.ЗаключениеЦелью курсовой работы быларазработка и обоснование мероприятий по усилению национальной безопасности Российской Федерации.Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:Определена сущность экономических преступлений и изучены их основные виды. Кроме этого рассмотрена основная классификаций экономических преступлений, применяемая в отечественной практике.Рассмотрен мировой опыт борьбы с экономическими преступлениями. Выделены коррупционные преступления и проанализирован самый успешный опыт мировых стран по пресечению коррупции в XX-XXI в. в.Дан анализ состоянию экономической преступности в России, который отразил снижение всех видов экономических преступлений за последние 10 лет. Среди всех преступлений выделены коррупционные преступления и проведено подробное изучение их динамики в России.Определен весь спектр угроз для национальной безопасности страны, которые представляет развитие коррупции, что подтвердило первостепенную необходимость борьбы с ней.Указаны основные стратегические и тактические мероприятия по борьбе с экономической преступностью, осуществляемые в России.Разработан комплексный план мер по пресечению коррупционных преступлений в России, среди которых особое место занимают социальные и политические меры. Кроме этого, следует отметить, что предложенные мероприятия будут воздействовать не только на коррупцию, но и на все виды экономических преступлений. Таким образом, главная цель проекта была достигнута за счет реализации поставленных задач.Список использованной литературыКонституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с поправками от 30.12.2008, 21.07.2014). – М. : ПРИОР, 2014.Уголовный кодекс Российской Федерации. – М. : НОРМА-ИНФРА, 2014.О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) // Российская газета. – М., 2009. – № 4912О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): указ Президента Российской Федерации на 2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https//www.pravo.gov.ruГосударственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации: основные положения (одобрена указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608) // Совет безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.scrf.gov.ru/documents/23.html.Хрипков М.П. Теневая экономика и коррупция // Вестник Финансового университета. - Выпуск№ 2 / 2013.Богомолов В. А. Экономическая безопасность : учеб. пособие / В. А. Богомолов.– М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. О безопасности : федер. закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_108546.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедева. — М.: Изд-во Юрайт, 2013. — 1069 с.Криворотов В. В. Экономическая безопасность государства и регионов : учебник для вузов. – М. : Юнити, 2014.Состояние преступности в России за январь — декабрь 2013. — М.; 2014. — 56 с.Фалалеев М. Деньги на просвет // Российская газета. — 2014. — 23 июля. — C. 7.Экономическая безопасность России: общий крс : учебник / под ред. В. К. Сенчагова. – 3- изд., перераб. и доп. – М. :Бином, 2012.Вечканов Г. С. Экономическая безопасность : учебник для вузов / Г. С. Вечканов. – СПб. : Питер, 2013.Корнилов М. Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования : учеб. пособие / М. Я. Корнилов. – Российская академия государственной службы (РАГС), 2013.РудковскойЕ.Н. ПреступлениявсфереэкономическойдеятельностиЭлектронныйресурс. — URL: www.xserpver.ruРевин В.П. Преступность в России в кон- тексте социально-экономических реформ Электронный ресурс. — URL: www.samo-upravlenie.ruwww.gks.ruwww.gks.ru/scripts/free/1с.ехе www.minfin.ruwww.nalog.ruwww.rbc.ruwww.opec.ru
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М. : НОРМА-ИНФРА, 2014.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) // Российская газета. – М., 2009. – № 4912
4. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): указ Президента Российской Федерации на 2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https//www.pravo.gov.ru
5. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации: основные положения (одобрена указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608) // Совет безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.scrf.-gov.ru/documents/23.html.
6. Хрипков М.П. Теневая экономика и коррупция // Вестник Финансового университета. - Выпуск№ 2 / 2013.
7. Богомолов В. А. Экономическая безопасность : учеб. пособие / В. А. Богомолов.– М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
8. О безопасности : федер. закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_108546.
9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедева. — М.: Изд-во Юрайт, 2013. — 1069 с.
10. Криворотов В. В. Экономическая безопасность государства и регионов : учебник для вузов. – М. : Юнити, 2014.
11. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2013. — М.; 2014. — 56 с.
12. Фалалеев М. Деньги на просвет // Российская газета. — 2014. — 23 июля. — C. 7.
13. Экономическая безопасность России: общий крс : учебник / под ред. В. К. Сенчагова. – 3- изд., перераб. и доп. – М. :Бином, 2012.
14. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность : учебник для вузов / Г. С. Вечканов. – СПб. : Питер, 2013.
15. Корнилов М. Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования : учеб. пособие / М. Я. Корнилов. – Российская академия государственной службы (РАГС), 2013.
16. Рудковской Е.Н. Преступления в сфере экономической деятельности Электронный ресурс. — URL: www.xserpver.ru
17. Ревин В.П. Преступность в России в кон- тексте социально-экономических реформ Электронный ресурс. — URL: www.samo-upravlenie.ru
18. www.gks.ru
19. www.gks.ru/scripts/free/1с.ехе
20. www.minfin.ru
21. www.nalog.ru
22. www.rbc.ru
23. www.opec.ru
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ федерации,
Федерального Бюджета Государственных Образовательных Учреждений
образования
"Кузбасский Государственный Технический университет имени М. Ф. Горбачева" , Кемерово
Кафедра " Финансы и кредит
научно-исследовательская работа
На специальность "Экономическая безопасность"
На тему: "Основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности по обеспечению экономической безопасности и борьбе с экономическими преступлениями"
Студент: Лукьянова Анастасия Александровна
Специальность: Экономическая безопасность
Группа: БЭс-134
Учитель: Лубкова Эльмира Миноловна
Кемерово 2014
ВВЕДЕНИЕ
Федеральная служба безопасности (ФСБ РФ) (как уже упоминалось), занимает важное место в системе механизма безопасности России, Следует также отметить, что важность данной услуги определяется не только тем, что обеспечение безопасности является основной (главной) функции, но и ряд других факторов, Как уже было указано, Федеральная служба безопасности отнесена органов, который принадлежит приоритет в решении задач по предотвращению и парированию внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации ФСБ России также имеет полномочия вести деятельность, сведения, в целях получения информации об угрозах внешней безопасности Российской Федерации. За органами безопасности законодательно закреплено право использовать в своей деятельности специальные силы и средства, в том числе лиц, оказывающих им помощь на конфиденциальной. Органы Федеральной службы безопасности, уполномоченных управленческие функции по обеспечению сохранения государственной тайны и шифровальных работ. Статья13 Федерального закона об органах ФСБ в Российской Федерации содержат положения о контроле с их стороны для обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну и соблюдению режима секретности в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности. Наконец, органы безопасности Российской Федерации наделены широкими полномочиями по обеспечению национальной безопасности страны, других сферах жизни.