экстремизм: понятие и виды

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Уголовное право
  • 65 65 страниц
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 23.05.2017
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ, ЕГО ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1. Исторические аспекты развития экстремизма 5
1.2. Понятие и характеристика экстремизма 14
1.3. Развитие экстремизма в России 20
2 ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТЕЙ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ 26
2.1. Организация экстремистского сообщества в Российской Федерации 26
2.2. Деятельность экстремистских организаций в современных условиях 41
2.3. Финансирование, как одна из составных частей экстремизма 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 65




Фрагмент для ознакомления

Ради всего этого воевать согласно призыва Корпуса стражей исламской революции в Сирийскую Республику едут иранцы, а Тегеран, который только 16 января 2016г. начал отходить от изнуряющих санкций, продолжает выделять огромные финансовые средства Дамаску – здесь речь может идти о миллиардах долларов.Не скрывает, а в последние полгода даже подчёркивает помощь Россия: идут поставки вооружений войскам правительства, открыли кредитную линию, усиливается военное присутствие. Какого-либо массового участия в боевых действиях не происходит, этому мешает та же самая логистика: за тысячу и тысячу вёрст от России трудно воевать, особенно когда страны Запада препятствуют пролёту военной транспортной авиации. При этом своё присутствие в данном регионе Россия смогла обозначить, осуществляя постоянные вылеты военных самолетов. Ещё раньше Москвой была сорвана масштабная карательная операция США и их союзников, после того, как стало известно о том, что войска Асада применяли химическое оружие. Россия выступала посредником в этом вопросе и добилась того, чтобы вывезти из Сирии химические боеприпасы, можно сказать, по мнению экспертов, что Путин практически вынул Асада из петли.Эффективная стратегия противодействия экстремизму связана с просвещением граждан в сфере конфессионального многообразия, в единстве жителей государства, истории религиозных нетерпимостей, геноциде и других преступлениях, которые порождены экстремизму. В то же время необходимо обратить внимание на то, что поиски культурной уникальности, поиски конфессиональной исключительности, поиски «национальных» характеров и психологии, через изучение исторических корней, анализа «исторических несправедливостей». Всё это, как правило, ведет к ужесточению разделительной линии между гражданами однойстраны.При этом известно, что все народы в России обладают гораздо большими общими культурными и историческими ценностями и социальными нормами, чем различиями, обусловленными этнической принадлежностью. В целях объединения народов в образование должна включаться точная информация об истории геноцида народов, погромах и репрессиях в мировой и российской истории, в то же время, она не должна позволять превращать прошлое в предмет сакральных значений и питать идею реванша и «исправления ошибок прошлого» при помощи новых несправедливостей.Важным направлением борьбы может являться общественный мониторинг экстремизма, его профилактика и нейтрализация на массовом, самом низовом уровне. Само общество должно провести мобилизацию своих ресурсов по противодействию экстремизму, понимая, что жертвами экстремистов будут являться не отдельные группы граждан, а всё общество и все граждане.Профилактика и нейтрализация экстремизма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе и что нет, когда речь заходит об этнической или религиозной принадлежности граждан и отправлении ими обрядов. Возможны и необходимы меры общественного воздействия и нейтрализации в отношении и тех, кто уже «вне системы». В то же время необходимо т учесть, что недостаточно аргументированное неприятие этой части граждан и попытки «загнать их в подполье» контрпродуктивны. Известно, что экстремистами не рождаются, ими становятся. Поэтой причине нельзя исключить необходимость диалога, в том числе и антиподов или заклятых ненавистников друг друга.Наиболее важная стратегия связана с политикой государственного воздействия, в том числе правовыми преследованиями тех форм экстремизма, которые необходимо наказывать по закону. Государство несет главную ответственность за противодействие экстремизму, и именно им должны инициироваться необходимые меры и осуществляться адекватные масштабам явления правовые действия, связанные с защитой общества. В целом для эффективного противодействия экстремизму в России необходима разработка и реализация программ, включающих политические, социальные, экономические, правовые, идеологические, специальные и другие аспекты. Необходимо взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, которые заинтересованы в решении проблем, ставших в последние годы для нашегогосударства весьма актуальными.2.3. Финансирование, как одна из составных частей экстремизмаПреступная экстремистская деятельность очень часто требует существенных затрат, связанных с приобретением средства связи, компьютерных технологий, созданием и поддержкой сайтов в сети Интернет, изготовлением и распространением печатной продукции и т.д. Применение статьи 282.3 УК РФ призвано обеспечивать при помощи средств уголовно-правового воздействия блокировку доступа к денежным и финансовым ресурсам для организаторов, руководителей и участников экстремистского сообщества (организации), а также лицам, которые стремятся совершить преступления экстремистской направленности.Анализируя законодательное отражение понятия «экстремистская деятельность» и последующий синтез отмеченных проблем дает нам возможность вслед за юристами учеными сформулировать такое определение этой деятельности, которое способно отграничить её от террористической деятельности, придав ей самостоятельное значение.Экстремистская деятельность – это вид противоправной деятельности, который осуществляется по причине крайнего неприятия действующего конституционного строя России и выражается в уголовно наказуемом деянии, направленном на насильственное изменение данных основ, захвата власти или её удержания, устранения политических деятелей, возбуждения ненависти или вражды в обществе в соответствии с признаком принадлежности к какой-либо расе, национальности или отношению к религии.Финансирование указанных деяний или иное содействие при организации, осуществлении, подготовки (в т.ч. путём предоставления связи, оказания информационной услуги, материальной и технической базы) – это предоставление или сбор денежных средств или оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначаются для финансирования экстремистской организации, подготовки и совершения преступления, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ, или для обеспечения экстремистского сообщества, созданного или создаваемого для совершения бы одногоиз деяний, указанных в УК РФ деяний, то есть тех элементов, которые составляют экстремистскую деятельность.Лиц и организации, в отношении которых возбуждались уголовные дела по обвинению в данной деятельности, вносят в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.Любая из финансовыхорганизаций обязана приостанавливать операции фигурантов этого списка и информировать о данных операциях Росфинмониторинг.Основным объектом преступного финансирования экстремистской деятельности являются общественные отношения, которые обеспечивают нормальное функционирование системы власти и конституционного строя РФ. Этим и обосновывается разумное решение законодателей– помещение данной нормы в гл. 29 УК РФ. Отметим, что 55% из ежегодно регистрируемых в РФ преступлений, имеющих экстремистскую направленность - это разновидность преступлений, направленных против основы конституционного строя и безопасности страны.О масштабах финансирования экстремистской и террористической деятельности можно судить и по результатам практической работы: по данным службы Росфинмониторинга, финансовая поддержка таких групп формируется за счет средств зарубежных и национальных источников.Отметим, что ни УК РФ, ни Закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ не раскрывает в полном объеме понятие «средства», собирание которых производится при финансировании экстремистской деятельности. В то же время, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризмадает пояснение, в соответствии с которым данные «средства»представлены активами любого рода, в независимости от способа приобретения, юридические документы или акты в любой форме (в том числе цифровой), которые удостоверяют право на такие активы или участие в них, включающие банковские кредиты и чеки, ценные бумаги, но не ограничиваясь ими (таким образом,перечень открыт).Является уместной аналогия применительно к вопросам финансирования экстремистской деятельности согласно разъяснений Пленума ВС РФ, которая отражает, что под финансированием терроризма, вместе с оказанием финансовых услуг, предоставлением или сбором денежных средств (в наличной или безналичной форме), понимается и сбор материальных средств (предметы обмундирования, экипировка, средства связи).Таким образом, в широком смысле финансирование экстремистской деятельности выражается в предоставлении или сборе как материальных, так и денежных средств (финансы).Финансирование экстремистской деятельности осуществляет и юридическое лицо (организация), но согласно статьи 282.3 УК РФ в таком случае ответственность ложится на физическое лицо, которое по своему служебному положению руководит организацией. Находившееся в трудовых отношениях с такой организацией лицо несет по анализируемой норме ответственность при условии, что оно осознавало общественную опасность выполняемых им в организации действий, их направленность на непосредственное финансирование экстремистской деятельности либо на содействие такому финансированию.При квалификации данного состава (ст. 282.3 УК РФ) нужно учитывать, что члены экстремистского сообщества (организации) сами могут принимать меры по финансированию своей экстремистской деятельности.Исходя из рекомендаций Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 № 11, в п. 16 которого сказано, что участие в экстремистском сообществе может выражаться и в его финансировании, А.Г. Хлебушкин справедливо, на наш взгляд, сформулировал общее правило квалификации: финансирование экстремистской деятельности охватывается и деяниями, указанными в диспозициях ст. ст. 282.1 и 282.2 УК РФ. Значит, если действия лица квалифицируются по первому или второму из данных двух составов, то не требуется дополнительной квалификации по ст. 282.3 УК РФ. Однако при этом не исключается возможность квалификации по совокупности преступлений по другим статьям Особенной части УК РФ с учетом деяний, направленных на получение средств для рассматриваемого финансирования, если они содержат иные составы деяний (хищение, вымогательство, мошенничество и др.).Отметим, что в соответствии с примечанием к статье 282.3 УК РФ лица, совершившие преступления, предусмотренные данной статьей, освобождаются от уголовной ответственности, в том случае, когда оно своевременно сообщило органам власти (способствовало предотвращению или пресечению преступления) о преступлении, которое финансировало, а также способствовало факту пресечения деятельности экстремистских сообществ (или организаций), в целях обеспечения деятельности которых предоставлялись или собирались средства или оказывались финансовые услуги, если в их действиях не содержатся иные составы преступлений.Эта норма обладает в определенной степени двойственным характером: с одной стороны, это вид деятельностного раскаяния в вопросе финансирования экстремизма, так как в примечании указывают на лицо, которое совершило преступление, с другой стороны, одно из условий для освобождения от ответственности согласно уголовного законодательства - предотвращение или пресечение финансируемых преступлений, что более близко к добровольному отказу, так как преступление не должны довести до конца.Ситуация обусловлена спецификой криминализации финансирования экстремистской деятельности, по сути, являющегося частным случаем пособничества в совершении деяний. Но если в законе указано лицо, которое совершило преступление, то и вопрос об освобождении от уголовной ответственности должен быть решенсогласно норме о деятельном раскаянии, а не добровольном отказе.На международном уровне наличие экстремизма и терроризма делают уязвимым любое из государств. Одно из направлений борьбы с транснациональным экстремизмом – блокировать «подпитывающие» его финансовые потоки. Международное сотрудничество в сфере расследования и экстрадиции лиц, которые занимаются финансированием данных деяний, судебного их преследования, является недостаточным, о чём свидетельствует перемещение денег между странами, наличие офшоров и банковских секретов в определенных странах. Причина этого и в том, что длительное время недооценивалась необходимость предотвращения или затруднения доступа криминальных сообществ к столь необходимым им финансовым ресурсам, хотя прекращение финансирования - решающий элемент системы их подавления.В целом механизм и схему финансирования экстремизма, также как и терроризма,подразделяют на 4 группы:а) процесс осуществляется через обычные финансовые учреждения (банк, кредитный союз, фонды, финансовые компании, страховые компании); б) привлекается размещение средств в нетрадиционное финансовое учреждение (валютная биржа, брокер ценных бумаг, драгоценные металлы, товарно-сырьевой брокер, казино, организация, оказывающая услуги обмена чеков на наличные, почта и телеграфные услуги); в) привлекается нефинансовый сектор (неформальная система перевода денег, так называемая система хавала и пр.); г) используются незаконные механизмы и латентные схемы легальных источников, к которым относят пожертвования верующих и нелегальные источники, к которому относят криминальный промысел, доходы от наркобизнеса и доходы экономической преступности.Важнейший источник финансирования исламских группировок - пожертвования верующих на благотворительные нужды, которые являются регулярными и добровольными. Вносится обязательный для правоверных мусульман «закят» («зекат») частными и юридическими лицами, но властями (в особенности светскими) не регулируется юридически, не подлежит налоговой, аудиторской проверке со стороны государства. Согласно нормислама пожертвования предназначаются для помощи бедным, нуждающимся (путникам), для выкупа невольника, на богоугодные дела (строительство храмов, издание Корана). На деле часть денежных средств, возможно, перераспределяется радикальным исламистским организациям на джихад. Финансирование из таких источников экстремистских организаций, объявленных вне закона в РФ, осуществляется по принципу загрязнения чистых денег, а не отмывания грязных.Отметим также, что в законодательстве РФ не урегулирована координация функционирования системно-структурного комплекса компетентных органов по противодействию финансированию экстремизма, а международные акты (Конвенция о борьбе с экстремизмом, терроризмом, сепаратизмом; Шанхай) провозглашают недопустимость тех или иных действий в этой сфере и указывают на необходимость борьбы с ними, не конкретизируя ее средства: уголовно-правовые, административно-правовые, иные.Борьба с экстремизмом характеризуется двойной превенцией, а именно: помимо пресечения незаконных действий в отношении финансирования экстремистских организаций и их эмиссаров, предупреждаются и тяжкие последствия (террористические акты), которые могут наступить при противоправном действии радикальных экстремистов.Среди наиболее действенных мер, принимаемых по противодействию финансирования экстремистской и террористической деятельности, назовем: а) формирование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; б) лишение финансирования; в) выявление и привлечение к ответственности всех пособников совершения данных деяний, включая лиц, финансирующих и тиражирующих экстремистские издания.В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что и экстремизм, и терроризм - это новый и быстрый способ зарабатывания денег. Значит, основной целью борьбы с экстремизмом, на наш взгляд, должна быть не столько поимка совершающих такие опасные деяния лиц, сколько выявление заказчиков, использующих этих лиц в своих корыстных целях. Возможным это становится только с помощью установления нити, связывающей исполнителя и заказчика (лицо или организация, международное сообщество), в чьих интересах действуют экстремисты, но это уже и ниточка финансирования экстремистской деятельности.Средства, направленные на финансирование экстремистской деятельности - это материальные ценности и денежные средства от сочувствующих лиц, от противоправной деятельности (неуплаченные налоги), от иностранных «инвесторов» или иное благо. Предоставление средств - это их передача в распоряжение организатору преступлений экстремистской направленности, а равно экстремистскому сообществу (организации). Не исключается возможность и предоставления средств лицу, уже совершившему деяние экстремистской направленности (за доступ в Интернет для размещения содержащих призывы к экстремистской деятельности материалов или продолжения аналогичных действий, охватываемых единым умыслом по распространению информации или печатной продукции).Для привлечения лица к уголовной ответственности важно, чтобы не только оно передало средства, но и субъект экстремистской деятельности принял их. Иначе, в случае неполучения средств или при отказе от получения их со стороны указанного субъекта, содеянное должно рассматриваться как покушение на такое финансирование. Попытки исходить из иной оценки, согласно которой такого принятия средств получателем не требуется, по справедливому замечанию А.Г. Хлебушкина, приводят нас к выводу, что криминализирован сам процесс предоставления средств, но не его результат.Факты финансирования экстремистской деятельности выявляют: а) путем получения оперативной информации, результатов аналитической разведки; б) путем получения сведений о проведенном финансовом расследовании сотрудниками ФСФМ России; в) путем проведения собственной аналитической работы в отношении тех лиц, которые уже попали в поле зрения компетентных органов как причастные к такой деятельности лица.Получение точной и качественной оперативной информации о факте финансирования экстремистской и террористической деятельности, скорее, удача и весьма редкий случай. Поступающие в компетентные органы результаты финансовых расследований, проведенных сотрудниками ФСФМ России, не всегда объективно отражают реальную действительность. При этом на неявный объект тратятся серьезные силы и средства. Положительный результат обычно дает работа в отношении лиц, которые причастны к экстремистской деятельности и попали в поле зрения компетентных органов стран, взаимодействующих в сфере финансовых мер борьбы с отмыванием денег, легализацией незаконных доходов, иными предикатными деяниями (мошенничество и т.п.), подозрительными операциями или действиями.Как показывает практика, избравшие путь экстремизма лица, как правило, не встают на путь исправления, даже если провели годы в местах лишения свободы, но рано или поздно ошибутся и они, значит, проследить их связь с финансирующими их деятельность заказчиками возможно. На наш взгляд, грамотное ведение аналитической разведки или собственной аналитической работы значимо в выявлении фактов финансирования экстремистских деяний.Так, в Италии выявлены весьма неожиданные каналы финансирования «ИГ» (ДАИШ). «ДАИШ»обладает несколькими источниками дохода: - незаконная продажа нефтяных и газовых ресурсов,- выкупы, вырученные от похищений состоятельных иракских граждан, - контрабанда археологических артефактов.Наиболее опасная тенденция развития экстремистских движений состоит в вовлечении в антиконституционную деятельность все большего числа молодых людей, возраст которых не превышает 30 лет. Основной группой (87,7%) среди осужденных за преступления экстремистской направленности выступают молодые люди до 35 лет, в том числе несовершеннолетние (22,4%); треть из них (35%) - учащиеся. При этом несовершеннолетним свойственно совершение преступлений экстремистской направленности в составе группы по предварительному сговору, проявление жестокости, отсутствие раскаяния в содеянном. Значит, и эти обстоятельства важно принимать во внимание при выявлении субъектов финансирования экстремистской деятельности.Более того, необходима и разработка государственной программы противодействия экстремистской деятельности, в которой можно и нужно детализировать основные направления и задачи, намеченные в Стратегии.Так, направления противодействия финансированию экстремизма должны быть нацелены на сокращение и нейтрализацию обстоятельств, побуждающих к совершению действий экстремистской направленности, ограничение возможностей реализации преступных замыслов, т.е. подрыв экономических основ экстремистской деятельности путем отслеживания и блокирования нелегальных денежных потоков, замораживания активов и подозрительных счетов, ужесточения таможенного контроля, а значит, и перекрытия каналов финансирования экстремистских сообществ (организаций); на осуществление результативного социального контроля за поведением пропагандирующих экстремистские взгляды лиц, а также тех, кто финансирует их реализацию. Важно усилить и специальную подготовку кадров в ведомственных вузах, и профессиональную переподготовку сотрудников компетентных органов, где изложить вопросы противодействия финансированию транснациональных структур, экстремистская деятельность которых явно приобрела форму преступного промысла.ЗАКЛЮЧЕНИЕПонятие экстремизма тесно связывают с крайностями. Данное понятие означает приверженность в идеологических и политических взглядах к самым крайним позициям и выбор этих средств для того, чтобы достигнуть определенные цели. Термин экстремизм подразумевает «предельность», «критичность», «невероятность», «крайность». Экстремизмом является течение, выступающее против существующей системы власти, социальных структур, политических институтов, которое пытается нарушить стабильность данного строя, ликвидировав институту для того, чтобы достигнуть свои цели. Осуществляется это преимущественно при помощи силовых способов. Экстремизмом является не только полное пренебрежение к общепринятым правилам, нормам, законам, но и негативные социальные явления.Конечно же, одновременная приверженность к крайнему действию и таким же взглядам возможна по отношению к любой из сфер общественной жизни. Любое из совершенных преступлений представляет из себя крайнюю степень в антисоциальном поведении, острую форму социального конфликта, демонстрируя выход за правовые и социальные нормы, и в то же время вся преступность не называется экстремизмом. И связано это с тем, что данные понятия различны. Под экстремизмом понимается четкое определенное явление. Частью исследователями экстремизм определяется в виде привязанности, преданности к наиболее крайним мерам (взглядам) по большей части в политике.Ими отмечено, что экстремизм возможен во всех сферах жизнедеятельности общества: политика, межнациональные и межэтнические отношения, религиозная жизнь, экологическая сфера, искусство, музыка, литература и пр.Понятие «экстремист» очень часто ассоциируют с лицом, использующим и защищающим насилие в противовес общедействующим нормам права и общества. Часто так называются люди, пытающиеся навязывать свою волю части социума при помощи силы, но не таким образом, которым действует правительство или часть конституционного большинства.Под преступным экстремизмом понимаются противоправные, общественно опасные деяния гражданина или группы граждан, которые направлены на то, чтобы достигнуть свои цели, основанные на базе крайних взглядов в идеологии, политике.Итак, в итоге, необходимо сделать вывод о том, что экстремизм в современном мире является одним из наиболее разрушительных явлений. Он оказывает влияние на правосознание, на образ жизни и мысли людей. Для многочисленных реформ, которые проводятся сегодня в сегментах государства, экстремизм – это весомая угроза по пути к достижению успеха. Профилактика экстремизма – это залог успеха в развитии любого общества. Любое экстремистское движение подобного рода начинается с протеста. При увеличение в обществе протестного электората, в обществе атмосфера накаляется. Факт появления экстремистских организаций является уже следующим этапом. При этом, борьбу с экстремизмом необходимо строить не только на силовых методах. Они дают только временный эффект.Противодействие экстремизму – это одна из самых актуальных задач, решаемых современной правовой политикой. Экстремизм является явлением историческим, сопровождавшим человечество в течение всей его истории. Эффективно противостоять экстремизму, также как и любой другой социальной проблеме, можно только при наличии комплексного подхода. Одно из главных направлений в борьбе с экстремизмом – это возможность привлечь виновного лица к юридической ответственности, и, в первую очередь к уголовной. Эффективная стратегия противодействия экстремизму связана с просвещением граждан в сфере конфессионального многообразия, в единстве жителей государства, истории религиозных нетерпимостей, геноциде и других преступлениях, которые порождены экстремизму. В то же время необходимо обратить внимание на то, что поиски культурной уникальности, поиски конфессиональной исключительности, поиски «национальных» характеров и психологии, через изучение исторических корней, анализа «исторических несправедливостей». Всё это, как правило, ведет к ужесточению разделительной линии между гражданами одной страны.При этом известно, что все народы в России обладают гораздо большими общими культурными и историческими ценностями и социальными нормами, чем различиями, обусловленными этнической принадлежностью. В целях объединения народов в образование должна включаться точная информация об истории геноцида народов, погромах и репрессиях в мировой и российской истории, в то же время, она не должна позволять превращать прошлое в предмет сакральных значений и питать идею реванша и «исправления ошибок прошлого» при помощи новых несправедливостей.Важным направлением борьбы может являться общественный мониторинг экстремизма, его профилактика и нейтрализация на массовом, самом низовом уровне. Само общество должно провести мобилизацию своих ресурсов по противодействию экстремизму, понимая, что жертвами экстремистов будут являться не отдельные группы граждан, а всё общество и все граждане.СПИСОК ИСТОЧНИКОВНормативные актыШанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 41. ст. 3947.Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята Резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1999) //» "О борьбе с финансированием терроризма» // Бюллетень международных договоров. 2003. N 5.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1691. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 28.11.2016 № 346-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 28.11.2016 № 346-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 130-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «ГАРАНТ».Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Ст. 15 // СПС «ГАРАНТ».Постановление Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // СПС "КонсультантПлюс".Единый федеральный список организаций (в том числе международных и иностранных), признанных террористическими в соответствии с законодательством РФ на 12.08.2015 (опубл. 23.10.2015 в "Российской газете") // Российская газета. Федеральный выпуск. 2015. N 6811.Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014, Пр-2753).Уголовный кодекс РСФСР от 22 ноября 1926 года //Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600. (утратил силу).Уголовный кодекс РСФСР 1960 от 27 октября 1960года //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591. (утратил силу).II. Специальная литератураАвадиалов А. С. Концепции разрушения //Право и безопасность. 2012. № 2. - С. 41.Агафонов А.В. О правовых источниках Русской Правды. – М.: Оптим, 2012. – № 3. С.18-21.Баунов А. Что такое режим Башара Асада // Newsland. № 1251. 21.10.2015г. Бидова Б. Б. Историко-правовые аспекты феномена экстремизма в России // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 498-501.Бидова Б. Б. Специально-криминологическое противодействие молодежному экстремизму // Молодой ученый. 2012. № 11.-С. 287.Борисов С.В. Преступления экстремистской направленности: проблемы законодательства и правоприменения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 13.Брюханов В. А. Трагедия России. Цареубийство 1 марта 1881 года. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007. - С. 286.Вахрушев Г.Е. Международно-правовое регулирование противодействия финансированию терроризма // Бизнес в законе. 2013. N 3. С. 66 - 67.Воронов И. В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис... канд. полит. наук. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. - С. 14.Воронцов С. А. Понятие экстремизма и его сущностные признаки // Философия права. 2007. № 4. - С. 67.Гаухман Л.Д., Максимов, С.В. Ответственность за преступления против собственности. / Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов. – М., Юрайт. 2012. – С. 138, 139.Дацишина М. В.Тема Наполеона и войны 1812 г. в советской и нацистской пропаганде в ходе Великой Отечественной войны // Вопросы истории. - 2011. - № 6. - С. 149-156.Ермакова О. В. Квалификация следователем составов преступлений экстремистской направленности (ст. 280, 282, 282.1—282.2 УК РФ) на стадии возбуждения уголовного дела : учеб. пособие. Барнаул, 2014. С. 31.Завражин А.В. Движение декабристов и его влияние на политическое переустройство России // Вестник Военного университета. 2007. № 3 (11). С. 81 - 89.Залиханова Л. И. Преступления экстремистской направленности: уголовно-правовые и криминологические аспекты : учеб. пособие. М., 2014. С. 240-241.Клименко Ю.А. Организация экстремистского сообщества (ст. 282. 1 УК РФ): объект преступления и его значение для квалификации // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3 (64). С.123-129.Лапаева, В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства / В.В. Лапаева // Адвокат. – 2014. - № 10.Левандовская М. Г. Уголовная ответственность за организацию экстремистского сообщества и организацию деятельности экстремистской организации // Lex Russica. 2005. № 2. С. 312.Левшуков Р. А. Религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской республике: ислам и политика на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. - С. 52.Миракян Н. В Италии канал финансирования ИГ маскировали под благотворительность. URL: http://rg.ru/2015/12/01/ig-site-anons.html; Володина Н.В. Деятельность "Исламского государства" как угроза конституционной безопасности России // Российский следователь. 2015. N 3. С. 43 - 47.Мусаелян М.Ф. Историко-правовое развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России в XX в. // История государства и права. 2009. № 14.Наумов А. В. Российское уголовное право: курс лекций : в 3 т. Т. 1. Общая часть. М., 2010.Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Ю. С. Борцова. - М.: Изд-во коммерч. ун-та, 1997. - С. 249.Пономаренков В. А., Яворский МЛ. Сущностная характеристика современного экстремизма // Юридический мир. 2008. № 2. - С. 42.Пудовочкин Ю. Е., Узденков P. M. Теоретические конструкции определения экстремизма: проблемы и перспективы // Криминологический журнал. 2005. № 2 (8). - С. 87.Рарог А. И. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства // Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. А. И. Рарога. М., 2014. С. 747.Сергун Е. П. Правовое обеспечение противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 2. - С. 197.Суслова Е. С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе: Автореф. дис...канд. филос. наук. - М.: Сталкер, 2004. - С. 21.Фридинский С. Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование) : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 161.Хлебушкин А.Г. Преступления экстремистской направленности в системе посягательств на основы конституционного строя РФ // Вопросы квалификации и судебная практика: Монография / Под ред. Н.А. Лопашенко. М.: Проспект, 2015. С. 163 - 164.Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2012.Ульянова В.В. Противодействие финансированию терроризма: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 96 - 100.Усачев А.А. Возбуждение уголовного дела в российском уголовном судопроизводстве. Дис. канд. юрид. наук. Иркутск, 2013. С. 16.Шурухнов Н.Г. Криминалистика: Учебник [Текст] / Н.Г. Шурухнов. - М.: Эксмо, 2009. - 720 с.III Судебная практикаРешение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 24 августа 2010 г. № 2-1483/2010 по заявлению Прокурора Краснодарского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о запрете деятельности организации «Пит Буль» ; постановление Краснодарского краевого суда об отказе в удовлетворении надзорной жалобы от 23 июля 2013 г. № 4у-4227/13 // ГАС РФ «Правосудие».Приговор Буйнакского городского суда от 28 мая 2014 г. по делу № 1-89/2014 // ГАС РФ «Правосудие».Приговор Кировского областного суда от 20 ноября 2014 г. по делу № 2-18/2014 // ГАС РФ «Правосудие».

1. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 41. ст. 3947.
2. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята Резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1999) //» "О борьбе с финансированием терроризма» // Бюллетень международных договоров. 2003. N 5.
3. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1691.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 28.11.2016 № 346-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 28.11.2016 № 346-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921
6. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 130-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «ГАРАНТ».
7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Ст. 15 // СПС «ГАРАНТ».
8. Постановление Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // СПС "КонсультантПлюс".
9. Единый федеральный список организаций (в том числе международных и иностранных), признанных террористическими в соответствии с законодательством РФ на 12.08.2015 (опубл. 23.10.2015 в "Российской газете") // Российская газета. Федеральный выпуск. 2015. N 6811.
10. Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014, Пр-2753).
11. Уголовный кодекс РСФСР от 22 ноября 1926 года //Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600. (утратил силу).
12. Уголовный кодекс РСФСР 1960 от 27 октября 1960года //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591. (утратил силу).

II. Специальная литература

13. Авадиалов А. С. Концепции разрушения //Право и безопасность. 2012. № 2. - С. 41.
14. Агафонов А.В. О правовых источниках Русской Правды. – М.: Оптим, 2012. – № 3. С.18-21.
15. Баунов А. Что такое режим Башара Асада // Newsland. № 1251. 21.10.2015г.
16. Бидова Б. Б. Историко-правовые аспекты феномена экстремизма в России // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 498-501.
17. Бидова Б. Б. Специально-криминологическое противодействие молодежному экстремизму // Молодой ученый. 2012. № 11.-С. 287.
18. Борисов С.В. Преступления экстремистской направленности: проблемы законодательства и правоприменения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 13.
19. Брюханов В. А. Трагедия России. Цареубийство 1 марта 1881 года. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007. - С. 286.
20. Вахрушев Г.Е. Международно-правовое регулирование противодействия финансированию терроризма // Бизнес в законе. 2013. N 3. С. 66 - 67.
21. Воронов И. В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис... канд. полит. наук. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. - С. 14.
22. Воронцов С. А. Понятие экстремизма и его сущностные признаки // Философия права. 2007. № 4. - С. 67.
23. Гаухман Л.Д., Максимов, С.В. Ответственность за преступления против собственности. / Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов. – М., Юрайт. 2012. – С. 138, 139.
24. Дацишина М. В. Тема Наполеона и войны 1812 г. в советской и нацистской пропаганде в ходе Великой Отечественной войны // Вопросы истории. - 2011. - № 6. - С. 149-156.
25. Ермакова О. В. Квалификация следователем составов преступлений экстремистской направленности (ст. 280, 282, 282.1—282.2 УК РФ) на стадии возбуждения уголовного дела : учеб. пособие. Барнаул, 2014. С. 31.
26. Завражин А.В. Движение декабристов и его влияние на политическое переустройство России // Вестник Военного университета. 2007. № 3 (11). С. 81 - 89.
27. Залиханова Л. И. Преступления экстремистской направленности: уголовно-правовые и криминологические аспекты : учеб. пособие. М., 2014. С. 240-241.
28. Клименко Ю.А. Организация экстремистского сообщества (ст. 282. 1 УК РФ): объект преступления и его значение для квалификации // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3 (64). С.123-129.
29. Лапаева, В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства / В.В. Лапаева // Адвокат. – 2014. - № 10.
30. Левандовская М. Г. Уголовная ответственность за организацию экстремистского сообщества и организацию деятельности экстремистской организации // Lex Russica. 2005. № 2. С. 312.
31. Левшуков Р. А. Религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской республике: ислам и политика на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. - С. 52.
32. Миракян Н. В Италии канал финансирования ИГ маскировали под благотворительность. URL: http://rg.ru/2015/12/01/ig-site-anons.html; Володина Н.В. Деятельность "Исламского государства" как угроза конституционной безопасности России // Российский следователь. 2015. N 3. С. 43 - 47.
33. Мусаелян М.Ф. Историко-правовое развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России в XX в. // История государства и права. 2009. № 14.
34. Наумов А. В. Российское уголовное право: курс лекций : в 3 т. Т. 1. Общая часть. М., 2010.
35. Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Ю. С. Борцова. - М.: Изд-во коммерч. ун-та, 1997. - С. 249.
36. Пономаренков В. А., Яворский МЛ. Сущностная характеристика современного экстремизма // Юридический мир. 2008. № 2. - С. 42.
37. Пудовочкин Ю. Е., Узденков P. M. Теоретические конструкции определения экстремизма: проблемы и перспективы // Криминологический журнал. 2005. № 2 (8). - С. 87.
38. Рарог А. И. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства // Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. А. И. Рарога. М., 2014. С. 747.
39. Сергун Е. П. Правовое обеспечение противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 2. - С. 197.
40. Суслова Е. С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе: Автореф. дис...канд. филос. наук. - М.: Сталкер, 2004. - С. 21.
41. Фридинский С. Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование) : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 161.
42. Хлебушкин А.Г. Преступления экстремистской направленности в системе посягательств на основы конституционного строя РФ // Вопросы квалификации и судебная практика: Монография / Под ред. Н.А. Лопашенко. М.: Проспект, 2015. С. 163 - 164.
43. Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2012.
44. Ульянова В.В. Противодействие финансированию терроризма: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 96 - 100.
45. Усачев А.А. Возбуждение уголовного дела в российском уголовном судопроизводстве. Дис. канд. юрид. наук. Иркутск, 2013. С. 16.
46. Шурухнов Н.Г. Криминалистика: Учебник [Текст] / Н.Г. Шурухнов. - М.: Эксмо, 2009. - 720 с.

III Судебная практика

47. Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 24 августа 2010 г. № 2-1483/2010 по заявлению Прокурора Краснодарского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о запрете деятельности организации «Пит Буль» ; постановление Краснодарского краевого суда об отказе в удовлетворении надзорной жалобы от 23 июля 2013 г. № 4у-4227/13 // ГАС РФ «Правосудие».
48. Приговор Буйнакского городского суда от 28 мая 2014 г. по делу № 1-89/2014 // ГАС РФ «Правосудие».
49. Приговор Кировского областного суда от 20 ноября 2014 г. по делу № 2-18/2014 // ГАС РФ «Правосудие».

Преступный экстремизм: виды и методы
















Преступный экстремизм: виды и методы

Введение

экстремизм преступление законодательством

Экстремизм на сегодняшний день представляет реальную угрозу для всего человечества. Постоянные вооруженные конфликты на почве исламского экстремизма в странах Ближнего Востока, в том числе израильско-палестинского; внутригосударственный социально-этнический конфликт в Алжире; внутреннего вооруженного конфликта в Колумбии; католический и протестантский экстремизм в Ирландии; баскский экстремизм в Испании; массовые беспорядки иммигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока, во Франции; сепаратистские движения в Индии - это не исчерпывающий перечень межнациональных и этнорелигиозных конфликтов, с которыми сталкивается международное сообщество на пороге третьего тысячелетия.

Во всем мире повышается деятельность экстремистских организаций, которые используют терроризм в качестве основного политического оружия. Среди них «Абу-Сайяф» (Филиппины), «"Аль-Каида" » (Пакистан, Саудовская Аравия), «Братья мусульмане» (Египет), «Вооруженного исламского движения» («ТИП», Алжир), «Талибы» (Афганистан), «Ирландской республиканской армии» («ИРА», Ирландия), «Курдская рабочая партия» («КРП», Турция), «народно-революционная борьба» (Греция), «Национальный освободительный лицо Трипуры» («НОФТ», Индия), «Революционными вооруженными силами Колумбии» («ФАРК», Колумбия), «Тигры освобождения Тамил-Илама» («ВСЕ», Шри-Ланка), «ХАМАС» (Палестина), «Хезболлах» (Ливан), «ЭТА» (Испания) и многие другие. Все они внесены в списки международных террористических организаций, большая часть из них (относящиеся к движению « "Талибан" » организаций « "Аль-Каида" »), который включен в Список, составленный и обновленный Комитет, учрежденный резолюцией 1267 Совета Безопасности ООН в 1999 году.

самая Большая опасность для цивилизованного мира являются исламские экстремисты, задач, которые сводятся к достижению общей, самой важной для них цели: создание в мире единого государства с шариатской формой правления, так называемый, «Всемирного исламского халифата». Они причастны к совершению самых громких зарубежных террористических актов XXI века, таких, как 11 сентября 2001 года в Сша, унесших жизни трех тысяч граждан, и события в Лондоне 7 и 21 июля 2005 года, в результате которых погибли почти восемьдесят человек.