«Особенности развития младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости».
Заказать уникальную курсовую работу- 54 54 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 18.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Теоретический анализ особенностей развития младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости 5
1.1. Характеристика понятия «умственная отсталость» 5
1.2. Особенности познавательного развития младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 10
1.3. Эмоционально-личностные и коммуникативные особенности младших школьников с умственной отсталостью 12
1.4. Особенности учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью 19
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей развития младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Результаты исследования 29
2.3. Формирование адекватной самооценки у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 37
Заключение 38
Список литературы 41
Приложение 44
У детей наблюдается низкий уровень активности и познания, непосредственные потребности и эмоциональные проявления не подчинены мышлению и, следовательно, не осознаются и не регулируются самим ребенком.Ребенок с умственной отсталостью учится и развивается в пределах своих возможностей. Развитие и социальная адаптация ребенка с легкой степенью умственной отсталости зачастую зависит от воспитания и обучения. У детей нарушается нормальное развитие познавательных и психических процессов, ухудшается восприятие, память, словесно-логическое мышление, речь, характерны трудности в социальной адаптации, формировании интересов. У многих из них нарушается физическое развитие, возникают трудности артикуляции, двигательной моторики.Как положительные, так и отрицательные эмоции у такого ребенка характеризуются непосредственным активным проявлением в поведении. Познавательные потребности, а также те потребности, которые вызывают интерес ребенка к деятельности, ограничены.Дети с нарушением умственного развития овладевают практическими действиями (особенно трудовыми) вследствие целенаправленного обучения и воспитания. Постоянное активное привлечение взрослого к развитию ребенка будет способствовать его вхождению в социум, развитию у него необходимых социально значимых качеств и волевых характеристик, которые обеспечат ему активную осознанную позицию.Формирование умственных действий осуществляется благодаря специально организованному обучению и воспитанию, а также коррекционной работе. Чем раньше к развитию умственно отсталого ребенка будут привлечены специалисты, тем лучше будет его развитие. Психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта характеризуется особенностями, которые обусловлены как биологической патологией головного мозга, так и особой социальной ситуацией их развития. Основные особенности развития умственно отсталого ребенка таковы:1. Познавательная активность низкая, поэтому ребенок не желает ничего знать.2. Плохо развита моторика.3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.4. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.5. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.6. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.7. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.8. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.9. Память произвольная больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.Эмпирическое исследование особенностей развития детей с легкой степенью умственной отсталости показало, что школьная мотивация у них не сформирована. У учащихся в среднем, положительное отношение к учебной деятельности, но более сильными являются внешние мотивы учения, которые не связаны с самим учебным процессом. У детей повышенный или высокий уровень тревожности в школе. Характерными тревожащими факторами являются ситуации проверки знаний, ситуации, сопряженные с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей. У детей с умственной отсталостью низкий уровень коммуникативной компетентности. В содержании общения у них преобладает игровой мотив, нейтральное и часто отрицательное отношение к сверстникам, узкий круг общения. Дети не стремятся к лидерству, часто не умеют проявить автономию и подчиняются сверстнику. Применяют в основном неконструктивные стратегии в ситуациях отвержения (обида, агрессия), не склонны проявлять активность в общении, при общении со взрослым склонны подчиняться, иногда могут оказать сопротивление, негативизм, упрямство. Большинство детей имеют либо заниженную самооценку либо завышенную оценку компенсаторного или инфантильного характера (не могут объяснить, почему относят себя к лучшим). Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости отмечаются нарушения в развитиимотивационной, коммуникативной, эмоционально-личностной сфер.На основе результатов исследования была разработан коррекционно-развивающая программапо формированию адекватной самооценки детей.Список литературыБгажнокова И.М. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 2012.Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе // Управление начальной школой. 2011. №8. С.24-31.Бетанова С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости // Вестник Московского государственного областного университета. – 2012. – №3. – С. 97 – 107.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И. Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 172 с.Джорухян Е.А., Проблема школьной адаптации детей с комплексным нарушением развития // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2015. – №4(11). – С. 34 – 39.Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис. ... д-ра психол. наук. – Нижний Новгород. – 2005. – 411c.Емельянова И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: Дис. ... канд-та пед. наук. – Екатеринбург, 2009. – 274 с.Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство. СПб.: Речь, 2007.Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: АСТ, 2003.Коновалова Н.Л. Психолого-педагогическое сопровождение адаптогенеза детей с умственной отсталостью. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.Коротаева Г.С. Адаптация к школе [Электронный ресурс] // Начальная школа. URL: httр://аdаlin.mоsрsу.ru/l_04_05.shtml (Дата обращения: 10.12.15).Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский Дом «Академия», 2010.Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников. М.: Академия, 2012. 176с.Лайтман М. Развитие человека от 0 до 20. М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2011. 328 с.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.Мозговой В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики — 3-е изд. – М.: Академия, 2010. — 224 с.Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей // Дефектология. – 2000. - № 2. - С. 38 – 41.Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихология). - М., 2002.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011. – 672с.Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. - метод.пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск.гос. ун-т, 2007. – 121 с.Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М.: Академия, 2005. – 185 с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. ШифЖ.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. М., 2002.ПриложениеПлан занятийЗанятие № 1Вводная часть: цель – приветствие.Ведущий и дети сидят в кругу. Участники протягивают руки в круг. Они берутся за руки наподобие солнышка. Все говорят хором по слогам: «Здравствуйте». Далее следует рассказ, кто такой психолог, чем мы будем заниматься в группе.Определяем правила группы: не лезть в душу, если тебя не приглашают; все, о чем пойдет речь в группе, не выносится за рамки группы.Упражнение 11. Название упражнения: «Круг знакомств»2. Цель упражнения: знакомство, самопрезентация.3. Процедура проведения упражнения:Играем без слов, с помощью языка, жестов и движений. Все становятся в круг. Один из игроков становится в центр круга, называет свое имя или псевдоним (так как хочет, чтобы его называли в группе). Демонстрирует жесты, выражающие: свое отношение к людям, представление о себе, все, что первое приходит в голову. Возвращается в круг. Все игроки повторяют жесты и определяют, что они обозначают.4. Анализ результата по данному упражнению:Обсудить игру, ее смысл, в результате чего достигалась согласованность.Упражнение 21. Название упражнения: «За что меня любит мама»2. Цель упражнения: повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих.3. Процедура проведения упражнения:Все садятся в круг. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любят родители и друзья. Затем можно попросить одного из детей (желающего) чтобы он повторил, за что любят родители и друзья каждого присутствующего в группе человека. При затруднении другие дети могут ему помочь.4. Анализ результата по данному упражнению:обсуждение с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили.Рассказ об эмоциях. Какие эмоции и чувства бывают? Хорошие и плохие эмоции. Были ли в вашей жизни случаи, когда эмоции вам мешали?Упражнение 31. Название упражнения: «Избавляемся от эмоций»2. Цель упражнения: отреагирование негативных эмоций.3. Процедура проведения упражнения:Все встают в круг. Представьте, что в ваших ладошках лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы бы хотели избавиться. Соберите в ладошки все свои страхи и неприятности. Этот комок становится все тяжелее и вот уже настолько тяжело, что от него надо избавиться. Вы должны выкинуть этот комок за круг, собрав при этом все свои силы.4. Анализ результата по данному упражнению: обсуждается, получилось ли сбросить напряжение, злость, агрессию.Упражнение 41. Название упражнения: «Опаздывающее зеркало»2. Цель упражнения: преодоление застенчивости, повышение самоценности.3. Процедура проведения упражнения:Участники садятся в круг. Им нужно представить себе, что они прихорашиваются перед зеркалом. Сделали одно движение – задержались на секунду, посмотрели в зеркало. Другое движение – пауза, третье – пауза. Сосед слева должен повторять движение ведущего, но только тогда, когда он начнет второе движение. Третий слева тоже будет повторять это, но с опозданием уже на два шага (т.е. когда его правый сосед начнет воспроизводить второе движение) и т.д. Ведущим, по очереди, становится каждый.4. Анализ результата по данному упражнению:Обсуждение, было ли трудно, какие чувства испытали, когда вас копируют? А легко ли кого – то копировать?Упражнение 51. Название упражнения: «Я лучше всех умею делать…»2. Цель упражнения: повышение самооценки.3. Процедура проведения упражнения:Участники по кругу, не повторяясь должны закончить предложение «Я лучше всех умею делать…». В случае повторения или заминки участник выбывает. 4. Анализ результата по данному упражнению: довести детей до осознания своей ценности.Завершающая часть.Подводим итоги занятия. Вместе с ребятами записываем выводы в летопись. Прощание. Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.Занятие № 2Вводная часть. Ритуал приветствия. Упражнение 11. Название упражнения: «Волшебный клубочек»2. Цель упражнения: дальнейшее знакомство, раскрепощение.3. Процедура проведения упражнения:Стимульный материал – клубок ниток. Все сидят в кругу. Ведущий передает клубок ниток участнику, тот наматывает нить на палец и при этом говорит свое имя и рассказывает о том, что он любит делать.4. Анализ результата по данному упражнению: обсудить, что мы все больше узнаем друг о друге.Упражнение 21. Название упражнения: «Пишущая машинка»2. Цель упражнения: развитие внимания и уверенности в себе.3. Процедура проведения упражнения:Стимульный материал – карточки с буквами. Ведущий распределяет между участниками буквы алфавита. Затем ведущий произносит какое - то слово, а игроки «распечатывают» его на «пишущей машинке»: сначала первая «буква» хлопает в ладоши, потом вторая и т.д.4. Анализ результата по данному упражнению: Обсуждение, как работала группа вместе.Упражнение 31. Название упражнения: «Я - знаменитость»2. Цель упражнения: развитие навыков уверенного поведения.3. Процедура проведения упражнения:Дети садятся в круг. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (президент, актер, певец, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».4. Анализ результата по данному упражнению:проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Упражнение 41. Название упражнения: «Автобус»2. Цель упражнения: развитие настойчивости, целеустремленности.3. Процедура проведения упражнения:Участники плотно прижимаются друг к другу, изображая автобус в час пик. Затем каждый по очереди должен пробраться в этом автобусе из одной его части в другую, несмотря на нежелание людей пропускать нового пассажира.4. Анализ результата по данному упражнению: Обсуждение, трудно ли было пробираться в автобусе? Кто был самым напористым? А кто не смог выйти на своей остановке? Упражнение 51. Название упражнения: «Щепки на реке»2. Цель упражнения: релаксация, повышение уверенности в себе.3. Процедура проведения упражнения:Участники встают в два ряда, один напротив другого. Это - берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Участники игры - «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь. Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).4. Анализ результата по данному упражнению: обсудить, какие чувства испытывали в роли щепок.Занятие № 3Вводная часть. Приветствие. Упражнение 11. Название упражнения: «Здороваемся любым способом»2. Цель упражнения: повышение самооценки.3. Процедура проведения упражнения:Участники и ведущий стоят в кругу. Сначала ведущий задает невербальное приветствие, а дети передают его по кругу, затем приветствие задают дети. Приветствия могут быть как обычными, например рукопожатия, так и необычными, например касания локтями или коленками.4. Анализ результата по данному упражнению: обсудить, как кому понравилось здороваться.Упражнение 21. Название упражнения: «Угадай, что это значит»2. Цель упражнения: повышение уверенности в себе, преодоление застенчивости.3. Процедура проведения упражнения:Стимульный материал: Список слов: смелость, обида, страх, уверенность, жест, слово, эмпатия, эмоции, любовь, добро, трудность, лес, друг, радость.Ведущий, не размыкая губ, «мычит» какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, стоит заранее очертить рамки игры. Ребятам предъявляется список слов.4. Анализ результата по данному упражнению: обсудить трудно ли было угадать слово, работается ли вместе более продуктивно.Упражнение 31. Название упражнения: «Недотроги»2. Цель упражнения: повышение самооценки.3. Процедура проведения упражнения:Каждый участник получает 5-8 карточек с названиями положительных качеств. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. д.) все карточки. По следующему сигналу взрослого участники прекращают игру и снимают со спины «добычу».4. Анализ результата по данному упражнению: обсудить, у кого какое качество, кто согласен, дети могут привести примеры.Упражнение 41. Название упражнения: «Семейный портрет»2. Цель упражнения: повышение самооценки и развитие коммуникативных навыков и коллективизма.3. Процедура проведения упражнения:Стимульный материал: Листы, карандаши, фломастеры, маркеры, краски.Участники делятся на 2 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет». 1-я подгруппа представляет царскую семью; 2-я подгруппа - семью кинозвезды. Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать, кто «изображен» на «фото».4. Анализ результата по данному упражнению:участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?». Упражнение 51. Название упражнения: «Восковая палочка»2. Цель упражнения: расслабление, развитие доверия другим людям, эмпатии.3. Процедура проведения упражнения:Участники стают плотным кругом. Один из них «восковая палочка» стоит в центре круга. Глаза закрыты, тело расслаблено, руки прижаты вдоль туловища, ноги вместе зафиксированы в одном месте в центре круга и не сдвигаются. Остальные аккуратно за плечи подталкивают «восковую палочку», она начинает падать на кого-либо, а ноги остаются на месте.4. Анализ результата по данному упражнению: Обсуждение: трудно ли довериться другим.Завершающая часть. Подводим итоги занятия, записываем в летопись. Ритуал прощания.Занятие № 4Вводная часть. Приветствие. Упражнение 11. Название упражнения: «Солнышко»2. Цель упражнения: приветствие друг друга.3. Процедура проведения упражнения:Ведущий и дети сидят в кругу. Участники протягивают руки в круг. Они берутся за руки наподобие солнышка. Все говорят хором по слогам: «Здравствуйте» «Желаем вам счастья».4. Анализ результата по данному упражнению: проследить, как дети включаются в игру, кому еще трудно взаимодействовать с другими.Упражнение 21. Название упражнения: «Скульптура»2. Цель упражнения: разогрев, развитие коммуникативных, лидерских качеств, умения работать в группе.3. Процедура проведения упражнения:Стимульный материал: карточки - задания: ребенок, который ничего не боится; который всем доволен; выполнил сложное задание, получил хорошуюотметку, получил подарок, выздоровел, победил в соревнованиях.Дети разбиваются на 2 группы. Получают задание вылепить скульптуру. Один из ребят - «глина», затем дети меняются ролями.4. Анализ результата по данному упражнению:обсуждение с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.Упражнение 31. Название упражнения: «Найди сходство»2. Цель упражнения: развитие взаимопонимания.3. Процедура проведения упражнения:Стимульный материал: мячик. Участники садятся в круг. Нужно найти черты сходства у себя с другими членами группы. Для этого мы воспользуемся мячиком. Например: у меня и у Юли одинаковый цвет глаз – я бросаю мячик Юле. Юля ищет черты сходства с другим учеником и бросает ему мячик. Условие – мячик должны получить все участники.4. Анализ результата по данному упражнению: обсуждение, сколько всего похожего есть у нас.Упражнение 41. Название упражнения: «Незаконченные предложения»2. Цель упражнения: развивать умениесамоанализа, осмысление качеств личности, преодоление психологических барьеров.3. Процедура проведения упражнения:Участникам раздаются карточки, на которых с одной стороны написано предложение, с другой — его продолжение. Предлагается объединить. Можно разделить участников на небольшие группы по 2–4 человека, каждой группе дать по одной карточке. Ребята должны найти как можно больше разных объяснений каждой из фраз. Например, на одной стороне карточки написано: «Мне страшно, когда…», на другой: «…Я знакомлюсь с новыми людьми». Объяснение: человек не уверен, как к нему отнесутся в первый момент знакомства, или человек не знает, как вести себя в новой ситуации. 4. Анализ результата по данному упражнению: обсуждение, что все страхи и тревоги можно объяснить.Упражнение 51. Название упражнения: «Давай поругаемся!»2. Цель упражнения: снятие психоэмоционального напряжения.3. Процедура проведения упражнения:Ведущий предлагает ребятам «поругаться», при этом обзывать друг друга можно только овощами и фруктами. Потом психолог предлагает «хвалить» друг друга, называя разными цветами.4. Анализ результата по данному упражнению: Обсуждение, было ли обидно, когда обзывались другие, была ли приятна похвала?Завершающая часть.Подводим итоги занятия, записываем в летопись. Ритуал прощания.Занятие № 5Вводная частьУпражнение 11. Название упражнения: «Все вы знаете...»2. Цель упражнения: развитие эмпатии, умения ценить других.3. Процедура проведения упражнения:Каждому участнику необходимо представить напарника в группе по формуле: Все вы знаете, что Иванов Ваня..., но мало кто знает, что он ...4. Анализ результата по данному упражнению:обсуждение, сколько интересного мы знаем друг о друге.Упражнение 21. Название упражнения: «Цветок группы»2. Цель упражнения: выяснить цветонастроение каждого участника группы.3. Процедура проведения упражнения:Стимульный материал: каточки цветового теста Люшера. Каждому выдаются 8 цветных карточек. Дети выбирают цвет своего настроения. Рисуем настроение группы, цветок группы.4. Анализ результата по данному упражнению: Обсуждаем, что еще можно добавить, какого цвета не хватает, какой можно убрать или его много.Упражнение 31. Название упражнения: «Что мне в себе нравится...»2. Цель упражнения: развитие самосознания, самопонимания.3. Процедура проведения упражнения:Это упражнение можно начать с общего обсуждения, например, того, «что нам нравится в самих себе». Или поговорить о качествах или поведении, которые мы ценим, а затем изобразить это в виде движений. «Я нравлюсь себе, когда я двигаюсь так...» «Я чувствую себя слабым, когда я делаю так...» «Я чувствую себя сильным, когда я выгляжу таким...» «Я чувствую себя в безопасности, когда я сделаю так...» и т. д. 4. Анализ результата по данному упражнению: обсуждение, понравилось ли выражать себя в движениях, легко ли это.Упражнение 41. Название упражнения: «Летающие»2. Цель упражнения: развитие эмпатии.3. Процедура проведения упражнения:Эта игра исключает речевые коммуникации, а используется только визуальные каналы восприятия. Использование этой игры дает возможность участникам лучше всмотреться друг в друга и в целом позволяет диагностировать уровень развития визуального канала восприятия и развития. Сама игра заключается в том, что всем участникам раздаются карточки с названием, каких либо летающих животных, при чем у участника всегда есть пара, которую необходимо найти. При этом разговаривать или издавать какие- либо звуки нельзя. После того как участники нашли себе пару, они продолжают молчать. Когда все пары образованы, ведущий проверяет, что получилось.4. Анализ результата по данному упражнению: обсуждение, трудно ли было найти свою пару.Вспоминаем итоги всех занятий с помощью летописи. Сегодня мы подводим итоги наших занятий. Обсуждаем что понравилось, а что нет, что запомнилось, что было самым трудным? Ребята высказываются по желанию, но обязательно все. Ведущий также высказывается. Упражнение 51. Название упражнения: «Чемодан»2. Цель упражнения: создание мотивации для дальнейшей работы над собой.3. Процедура проведения упражнения:Участники садятся в круг, подписывают свой лист, таким образом, например, «чемодан Петрова Вовы». По команде ведущего каждый передает лист своему правому соседу. Его задача положить в «чемодан» какие-либо качество, способность, свойство недостающее владельцу чемодана. Затем этот лист – чемодан он передает своему правому соседу и получает новый от левого.Таким образом, по кругу, всеми участниками для каждого будет собран целый чемодан. Одно условие: участник написав, чтопо его мнению не хватающее качество складывает лист так, чтобы не было видно написанного и осталось место для других «вещей в чемодане».4. Анализ результата по данному упражнению:Обсуждение: получив свой чемодан обратно, игроки изучают его содержимое.Подводим итоги занятий, записываем в летопись заключение и закрываем ее. Ритуал прощания аналогичен ритуалу приветствия.
2. Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе // Управление начальной школой. 2011. №8. С.24-31.
3. Бетанова С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости // Вестник Московского государственного областного университета. – 2012. – №3. – С. 97 – 107.
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987.
5. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И. Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 172 с.
6. Джорухян Е.А., Проблема школьной адаптации детей с комплексным нарушением развития // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2015. – №4(11). – С. 34 – 39.
7. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис. ... д-ра психол. наук. – Нижний Новгород. – 2005. – 411c.
8. Емельянова И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: Дис. ... канд-та пед. наук. – Екатеринбург, 2009. – 274 с.
9. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство. СПб.: Речь, 2007.
10. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: АСТ, 2003.
11. Коновалова Н.Л. Психолого-педагогическое сопровождение адаптогенеза детей с умственной отсталостью. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.
12. Коротаева Г.С. Адаптация к школе [Электронный ресурс] // Начальная школа. URL: httр://аdаlin.mоsрsу.ru/l_04_05.shtml (Дата обращения: 10.12.15).
13. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский Дом «Академия», 2010.
14. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников. М.: Акаде-мия, 2012. 176с.
15. Лайтман М. Развитие человека от 0 до 20. М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2011. 328 с.
16. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
17. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с от-клонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
18. Мозговой В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики — 3-е изд. – М.: Академия, 2010. — 224 с.
19. Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей // Дефектология. – 2000. - № 2. - С. 38 – 41.
20. Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.
21. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихология). - М., 2002.
22. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011. – 672с.
23. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. - метод. пособие / Со-ставитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
24. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М.: Академия, 2005. – 185 с.
25. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008.
26. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомога-тельной школы. М., 2002.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития младших школьников с легкой степенью умственной отсталости можно выделить?
Младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости имеют определенные особенности развития, такие как задержка психического развития, недостаточная самостоятельность в выполнении учебных и повседневных задач, а также слабая концентрация внимания.
Что подразумевается под понятием умственная отсталость?
Умственная отсталость - это состояние, при котором интеллект и психическое развитие человека находятся на низком уровне по сравнению с нормальным развитием для данного возраста и культурной среды.
Какие познавательные особенности наблюдаются у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости?
У младших школьников с легкой степенью умственной отсталости наблюдаются особенности в познавательной сфере, такие как затруднения в освоении учебного материала, проблемы с пониманием и запоминанием информации, а также низкий уровень аналитических и логических навыков.
Какие эмоционально-личностные особенности характерны для младших школьников с умственной отсталостью?
Младшие школьники с умственной отсталостью могут испытывать проблемы в сфере эмоционально-личностного развития, такие как низкая самооценка, слабая уверенность в себе, а также затруднения в установлении и поддержке социальных связей.
Какие особенности учебной деятельности присущи младшим школьникам с умственной отсталостью?
Младшие школьники с умственной отсталостью имеют свои особенности в учебной деятельности, такие как затруднения в овладении навыками чтения и письма, слабая саморегуляция и организация учебного процесса, а также ограниченная способность к самостоятельной работе.
Какие особенности развития обнаруживают младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости?
Младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости могут иметь некоторые особенности в познавательном развитии, эмоционально-личностной сфере и коммуникативных навыках. Они могут испытывать трудности в учебной деятельности и требовать дополнительной поддержки и адаптации.
Что подразумевается под понятием "умственная отсталость"?
Умственная отсталость - это состояние, характеризующееся общим снижением умственного развития и недостаточностью познавательных способностей. Степень умственной отсталости может быть разной, и легкая степень умственной отсталости означает, что у ребенка есть некоторые запоздалости в развитии, но он способен осваивать простые учебные материалы и функционировать в социуме с некоторой поддержкой и адаптацией.
Какие особенности в познавательном развитии младших школьников с легкой степенью умственной отсталости могут быть выделены?
Младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости могут испытывать трудности в усвоении новых знаний и навыков, а также в применении полученных знаний в практической деятельности. У них могут быть слабости в области внимания, памяти, абстрактного мышления и смыслового восприятия информации. Однако они способны к обучению и развитию при наличии поддержки и индивидуального подхода.
Какие эмоционально-личностные особенности могут быть у младших школьников с умственной отсталостью?
У младших школьников с умственной отсталостью могут наблюдаться некоторые особенности в эмоционально-личностной сфере. Они могут испытывать трудности в самооценке, социализации и эмоциональном контроле. У них может быть низкая уверенность в себе, затруднения в общении с другими детьми и сложности в контроле своих эмоций.
Что такое умственная отсталость?
Умственная отсталость - это состояние, когда у человека наблюдаются значительные нарушения в познавательном и психическом развитии, что приводит к снижению интеллектуальных способностей.