Сооружение линейной магистрального трубопровода (проект реального строительства есть)
Заказать уникальную дипломную работу- 124 124 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 01.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 7
1.1 Описание системы МГ «Бованенково-Ухта» 7
1.2 Необходимость в строительстве резервной нитки 7
1.3 Территория 8
1.4 Климат 10
1.5 Геологическое строение 12
1.6 Технические характеристики проектируемого участка 13
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 14
2.1 Гидравлический расчет резервной нитки системы МГ «Бованенково-Ухта» участка КС Воркутинская – КС Чикшинская 14
2.1.1 Определение физических параметров газа, коэффициент сжимаемости 16
2.1.2 Расчет основных показателей работы ГПА и типа его по приведенным характеристикам нагнетателей 19
2.2 Механический расчет 24
2.2.1 Расчет газопровода на прочность и устойчивость 24
2.2.2 Проверка общей устойчивости подземного трубопровода в продольном направлении 29
3. СТРОИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 32
3.1 Основные этапы строительства 32
3.2 Расчистка от мелколесья и планировка строительной полосы 32
3.3 Строительство технологического проезда и временных дорог 33
3.4 Земляные работы 37
3.5 Сварочно-монтажные и изоляционные работы 40
3.6 Укладка трубопровода 43
3.7 Прокладка трубопроводов под автодорогами 45
3.8 Прокладка газопровода через коридоры коммуникаций и магистральные трубопроводы 49
3.9 Переходы через водотоки 54
3.10 Очистка и испытание газопровода 57
4. АВТОМАТИЧЕСКАЯ СВАРКА ГАЗОПРОВОДА В НИТКУ УОМПЛЕКСОМ «CRC-Evans» 63
4.1 Общие сведения о комплексе 63
4.2 Станок обработки кромок 64
4.3 Центратор СRС. Устройство 66
4.4 Процесс сборки 69
4.5 Сварка корневого шва 70
4.6 Процесс сварки заполняющего и облицовочного слоя 71
4.7 Парное использование аппаратов 74
4.8 Сварочная проволока 75
4.9 Производительность сварки резервной нитки 76
5. СООРУЖЕНИЕ ПЕРЕХОДА ГАЗОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ 78
5.1 Выбор метода прокладки нового защитного футляра 78
5.2 Состав работ по сооружению перехода МГ через железную дорогу 78
5.3 Конструкция перехода МГ через железную дорогу 79
5.4 Последовательность ведения работ по прокладке защитного футляра 83
5.5 Организация работ 86
5.5.1 Требования к сборке труб защитного футляра МГ 86
5.5.2 Технология и техника ручной дуговой сварки защитного футляра и новой рабочей плети МГ 87
5.5.3 Расчет пневмоударной установки для динамической прокладки защитного футляра типа «GRUNDORAM» при переходе МГ через железную дорогу 90
5.6 Выполнение работ по прокладке защитного футляра под железной дорогой 92
5.6.1 Установка «GRUNDORAM» 92
5.6.2 Технология прокладки защитного футляра 93
5.6.3 Этапы перехода газопровода через железную дорогу 95
6. ЭКОЛОГИЯ 99
6.1 Общие понятия об экологии и экологической безопасности 99
6.2 Воздействие объекта на почвенно-растительный покров 100
6.3 Мероприятия по охране почв 101
6.4 Мероприятия по охране растительного и животного мира 102
6.5 Охрана атмосферного воздуха 103
6.5.1 Характеристика видов и источников воздействия на атмосферный воздух 103
6.5.2 Оценка воздействия и обоснование мероприятий по охране атмосферного воздуха 104
6.6 Охрана поверхностных и подземных вод 105
6.6.1 Воздействие проектируемого объекта на состояние поверхностных и подземных вод 105
6.6.2 Мероприятия по охране подземных и поверхностных вод 106
6.7 Охрана окружающей среды при складировании (утилизации) отходов производства и потребления 108
6.7.1 Перечень отходов образующихся при строительстве резервной нитки газопровода 108
6.7.2 Направления обращения с отходами 109
6.7.3 Мероприятия по охране окружающей среды от отходов 110
6.8 Организация мониторинга в период проведения строительства 110
7. ОХРАНА ТРУДА 112
7.1 Анализ системы Ч-М-С 112
7.2 Выбор опасных и вредных факторов 116
7.3 Выбор причин возникновения опасных и вредных факторов, аварий 118
7.4 Формирование фрейма по степени тяжести последствий от воздействия факторов 119
7.5 Формирование матрицы 119
7.6 Мероприятия, направленные на предотвращение и снижение производственного риска 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 126
Данная операция проводилась для укрепления границ будущих котлованов. На рисунке 5.8 изображена забивка свай.Рисунок 5.8. Забивка свай в грунтС одной стороны от дороги (оросительного канала) устраивается рабочий (стартовый) котлован размером в плане 5х18м и глубиной на 0,7м ниже проектной отметки низа трубы газопровода по границам вбитых в грунт свай. С другой стороны от дороги был устроен «приемный котлован» размером в плане 3х8м и глубиной на 1м ниже проектной отметки низа трубы газопровода по границам вбитых в грунт свай. Устройство котлованов изображено на рисунках 5.9 и 5.10. Монтаж укрепительных досок показан на рисунке 5.11.Рисунок 5.9 Устройство приемного котлованаРисунок 5.10 Устройство пускового котлованаРисунок 5.11 Монтаж укрепительных досок котлована5.6.3 Этапы перехода газопровода через железную дорогуПосле разработки котлованов выполняется монтаж защитного футляра из труб ДУ1700 с заводской изоляцией. На переходе участка газопровода через железную дорогу осуществляется в два этапа. На первом этапе часть кожуха (длина определяется по месту) прокладывается закрытым способом по высокоэффективной бестраншейной технологии с применением немецкой пневмоударной установки «Grundoram», позволявшей выполнить переход в сжатые сроки и без остановки движения на пересекаемой железной дороге.Первый этап:- монтаж установки «GRUNDORAM» осуществлялся в «стартовом котловане». На рис изображен монтаж установки «GRUNDORAM».- первая труба укладывается на направляющую раму (лафет). Одним концом с помощью строп труба жестко крепилась к установке «GRUNDORAM» для обеспечения передачи на трубу всей ударной нагрузки. Другой конец трубы сваривается с оголенной кромкой старой трубы с целью жестко-неподвижного закрепления конструкции.- «GRUNDORAM» соединяется с воздушным компрессором и труба динамическими ударами забивается в грунт на всю свою длину, оставляя 40-50 см для приварки следующей трубы. - после монтажа первой трубы «GRUNDORAM» отсоединяют от нее. К свободному концу забитой трубы приваривается следующая труба. Сварной стык подлежит обязательному визуальному, 100% радиографическому и 100% ультразвуковому контролю. Место стыка изолируется термоусаживаемой манжетой и «GRUNDORAM» вновь жестко крепился к ней. Второй этап- после завершения прокола «GRUNDORAM» отсоединяется от трубы. В трубу вставляется поршень Ду 1700 (диаметром равным внутреннему диаметру трубы кожуха). Затем этот конец трубы заглушается и внутрь подается сжатый воздух через врезанный штуцер. При помощи поршня и давления воздуха грунт вытесняется из трубы в приемный котлован.Наращивание концов защитного футляра, которое, производится до проектной длины в условиях отрытой траншеи. На рисунке 5.12 изображен наращённый кожух Ду 1700.Рисунок 5.12.Нарощенный кожух Ду 1700Одновременно с монтажом защитного футляра на бровке траншеи подготавливается участок трубопровода категории «I». Проводится предварительное испытание участка категории «I» на бровке траншеи. Участок трубопровода категории «I» оснащается опорно-центрирующими кольцами согласно проекту и укладывался в футляр.Укладка участка трубопровода в защитный футляр показана на рисунке 5.13.Рисунок 5.13 Укладка участка трубопровода в защитный футляраВсе сварные стыки трубопровода I категории контролируются радиографическим и ультразвуковым методом и изолировались термоусаживающимися манжетами;- на расстоянии 3м от конца защитного футляра устанавливается свеча вытяжная.6. ЭКОЛОГИЯ6.1 Общие понятия об экологии и экологической безопасностиЭкология - это наука об отношениях организмов и окружающей среды, с учетом всех условий существования в широком смысле слова, включающих как органическую, так и неорганическую природу. Слово экология происходит от двух греческих слов -ойкос(дом, жилище или место обитания) и логос (наука). Это слово и определение было введено в научную литературу немецким естествоиспытателем Э. Геккелем в 1866 году. В дальнейшем ученые стали трактовать экологию как науку об условиях существования живых организмов и о взаимосвязи между организмами и средой их обитания.Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды вредными для человека отходами и угроза разрушения экологических связей в природе породили новую форму взаимодействия общества и природы, которую назвали «охраной окружающей среды».Под экологической безопасностьюследует понимать защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, создаваемых вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.При ремонте газопровода необходимо строго соблюдать требования охраны окружающей среды, сохранения его устойчивого экологического равновесия и не нарушать условия землепользования, установленные законодательством по охране природы.Раздел «Охрана окружающей среды» (ООС) является составной частью рабочего проекта «Строительство системы МГ Бованенково-Ухта».Раздел «Охрана окружающей среды» выполнен в соответствии с требованиями природоохранного законодательства РФ:- закона РФ «Об охране окружающей среды», 10.01.2002 г., №7-ФЗ;- закона РФ «Об экологической экспертизе». № 174-ФЗ от 23.11.1995 г.;- постановления Правительства Российской Федерации № 942 «О государственной экологической экспертизе».В период эксплуатации газопровод конструктивно представляет собой герметичную систему, на основании чего перекачка газа в рабочем режиме не оказывает неблагоприятного воздействия на природную среду (за исключением аварийных ситуаций).6.2 Воздействие объекта на почвенно-растительный покровОхрана почв при выполнении ремонтных работ на газопроводе достигается комплексом организационно-технических мероприятвй, предотвращающих необратимые изменения рельефа (эрозионные процессы). Необходимое условие предупреждения отрицательного воздействия на почвенно-растительный покров (ПРП) при земляных работах - срезка, складирование и хранение плодородного слоя почв, дальнейшее его использование в рекультивационный период.Для проведения работ по строительству газопровода на землях, имеющих сельскохозяйственное значение, осуществляется отвод земель шириной 28 м во временное пользование в соответствии с СН 452-73. В соответствии с теми же нормами ширина отвода земель, имеющих несельскохозяйственное значение, составляет 20 м. Основное воздействие на почвенно-растительный покров (ПРП) связано с производством подготовительных работ, включающих расчистку трассы от растительности, планировку полосы отвода, сооружение временных проездов, площадок забуривания и приемной при строительстве переходов. При выполнении подготовительных работ происходит интенсивное нарушение ПРП, в результате которого снижается биологическая продуктивность почвы, нарушается водный и температурный режим грунтов, возникает эрозия, а на участках с незначительной мощностью почвенного покрова может произойти полное его уничтожение.Значительное вред ПРП наносится при передвижении строительной техники и транспортных средств, засорение полосы отвода строительными отходами и попадание на него горюче-смазочных материалов. Происходит уплотнение почвенно-растительного покрова. Такие участки оказываются длительное время непригодными для использования их по назначению. Между тем именно почвенный покров, представляющий верхнюю, плодородную часть земной коры, аккумулирует влагу и питательные вещества, обеспечивает существование и воспроизводство растительных организмов.Нарушаемые на территории хозяйств земли представлены в основном пашней и пастбищем. Требования к определению норм снятия плодородного слоя при производстве земляных работ установлены ГОСТ 17.5.3.06-85.6.3 Мероприятия по охране почвПроектом предусматривается проведение мероприятий по охране почвенно-растительного покрова в процессе капитального ремонта и по восстановлению нарушенных земель после окончания ремонта. К таким мероприятиям относятся:- снятие плодородного слоя почвы (ПСП) с перемещением во временный отвал в пределах полосы отвода земель;- передвижение строительной техники и транспорта в пределах полосы отвода земель; утилизация отходов строительного производства и отходов ГСМ; рекультивация нарушенных строительством территорий.Срезка ПСП на участках, занятых сельскохозяйственными культурами, должна проводиться после уборки урожая. При срезке, обратном нанесении и хранении ПСП во временном отвале не допускается смешивание его с минеральным грунтом, а также его загрязнение, размыв и выдувание. Срок хранения ПСП в отвалах не должен превышать двух лет. Нанесение плодородного слоя почвы производить в теплое время года и при нормальной влажности грунта. При ливневых и затяжных дождях эту работу производить не рекомендуется. Ширина полосы срезки должна соответствовать схеме производства работ. Работа выполняется бульдозером. После обратной засыпки ПСП производятся планировочные работы бульдозером: предварительная и окончательная на всю ширину полосы отвода. После завершения технического этапа рекультивации и передачи земель землепользователю в установленном порядке выполняется биологическая рекультивация.6.4 Мероприятия по охране растительного и животного мираВыявленные в районе проведения работ представители животного мира (а это, в основном, синантропные виды) хорошо приспособлены к проживанию в условиях антропогенного воздействия. Технология работ по строительству газопровода предусматривает минимальное воздействие на объекты природной среды. Мероприятия по охране растительного и животного мира ограничиваются запретительными мерами:- запрещается проводить работы в период гнездования птиц;- запрещается спецтехнике и транспорту выходить за пределы отведенной строительной полосы и согласованных подъездных путей;- запрещается разводить костры и пользоваться огнем на стройплощадках и за её пределами.На всех этапах строительства следует выполнять мероприятия, исключающие загорание естественной растительности, вследствие допуска к работе неисправных технических средств, способных вызвать возгорание.Для снижения вероятности случайной гибели животных необходимо своевременно производить засыпку открытых ям и траншей.Предусмотренные проектом мероприятия, направленные на охрану атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвенно-растительного покрова, обеспечивает и охрану среды обитания животного мира.6.5 Охрана атмосферного воздуха6.5.1 Характеристика видов и источников воздействия на атмосферный воздухВ период проведения строительно-монтажных работ можно выделить два типа источников, загрязняющих атмосферу: стационарные и передвижные.К стационарным источникам загрязнения атмосферы относятся сварочные агрегаты, шлифовальные машины, дизельные установки.К передвижным источникам загрязнения атмосферы относятся двигатели внутреннего сгорания автотранспорта и спецтехники.Согласно нормативной документации, при эксплуатации вышеназванной техники и оборудования в атмосферу выделяются загрязняющие вещества:- при работе двигателей внутреннего сгорания на дизельном топливе - оксид углерода, диоксид азота, диоксид серы, сажа, керосин;- при работе карбюраторного двигателя - оксид углерода, диоксид азота, бензин, диоксид серы;- в процессе сварки электродами выделяются - сварочный аэрозоль, содержащий железа оксид, марганец и его соединения, пыль неорганическую; фтористый водород; фториды; диоксид азота и оксид углерода;- при шлифовке кромок в процессе подготовки их к сварке - абразивная и металлическая пыль;- при нанесении лакокрасочного покрытая на металлоконструкции - ксилол, уайт-спирит, взвешенные вещества.Величины валовых выбросов от указанных источников определены с учетом установленных удельных нормативов выделения и технологического регламента работы техники и оборудования.Несмотря на применение современной строительной техники, механизмов и транспортных средств, а также совершенных технологий и оборудования, отвечающих мировым стандартам, при производстве работ в той или иной степени будет происходить загрязнение окружающей среды токсичными веществами разной экологической значимости.На период строительства загрязнение атмосферы выбросами от технологического оборудования и автотранспорта имеет место непосредственно на площадках строительства и на автодорогах.6.5.2 Оценка воздействия и обоснование мероприятий по охране атмосферного воздухаНаибольшее загрязнение атмосферы выбросами от технологического оборудования и автотранспорта имеет место непосредственно на площадках строительства. Данное загрязнение является локальным, носит временный характер и ограничено сроками строительства.По результатам проведенных расчетов делаем вывод, что воздействие выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при производстве работ является допустимым.Проведение специальных мероприятий по охране атмосферного воздуха не целесообразно.Необходимым и достаточным условием для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в строительный период - допуск к работе только исправной строительной техники и автотранспорта, а также соблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности.6.6 Охрана поверхностных и подземных вод6.6.1 Воздействие проектируемого объекта на состояние поверхностных и подземных водПри выполнении строительных работ возможно загрязнение поверхностных и подземных вод.Источниками загрязнения водных объектов являются практически все производственные процессы, выполняемые при строительных работах, включая:- подготовительные работы - устройство подъездных путей, съездов к реке, строительно-монтажных площадок;- земляные работы на береговых и русловых участках переходов разработка наземными средствами в береговые отвалы и засыпка траншей;- транспортные и монтажные работы - движение строительной техники по площадке строительства, сооружения основных и вспомогательных зданий и сооружений;- гидравлическое испытание участков трубопровода.Возможные последствия воздействия указанных работ:- загрязнение водной среды отработанными горюче-смазочными- материалами и хозяйственно-бытовыми отходами;- существенное увеличение концентрации взвешенных минеральных частиц грунта в воде в процессе механизированной разработки (обратной засыпке) береговых и русловых траншей пагубно сказывается на условиях обитания ихтиофауны;- ухудшение качества поверхностных и подземных вод как следствие слива загрязненной воды в водоемы и амбары во время очистки и гидравлического испытания трубопровода;- возникновение и активизация русловых процессов и эрозии склоновых участков.6.6.2 Мероприятия по охране подземных и поверхностных водПриоритетным условием защиты поверхностных и подземных вод является строгое соблюдение предусмотренных проектом природоохранных мер в процессе капитального ремонта газопровода:- обязательное соблюдение границ территории, отводимой под строительство;- запрещение проезда транспорта вне предусмотренных временных подъездных дорог;- запрещение мойки машин и механизмов вне специально оборудованных площадок;- оснащение площадок контейнерами для сбора бытовых и строительных отходов;- заправка строительной техники и автотранспорта топливом и ГСМ только закрытым способом, исключающим утечки, при четкой организации работы топливозаправщика;- соблюдение требований местных органов охраны природы;- оборудование производственной площадки туалетом с контейнером для сбора хозяйственно-бытовых стоков.Особым условием при проведении строительных работ на водных объектах является строгое соблюдение природоохранных требований на территориях водоохранных зон и прибрежных полос. Для ликвидации последствий негативного воздействия строительства подводного перехода на водные объекты и его берега предусмотрены следующие природоохранные мероприятия:- восстановление естественного рельефа береговых участков после укладки и засыпки трубопровода;- производство берегоукрепительных работ;,- размещение стоянки, заправки ГСМ, мойки и ремонта автотранспортной и строительной техники вне водоохранных зон и прибрежных полос;- согласование мест складирования, переработки и захоронения загрязняющих веществ и отходов вне водоохранной зоны с заинтересованными организациями.При полном соблюдении мер и ограничений техногенное воздействие при капитальном ремонте газопровода можно рассматривать как вполне допустимое. Особое условие - выполнение комплекса восстановительных работ.Загрязнение возможно только при несоблюдении технологий или по небрежности. В этой связи большое значение имеет место производственная дисциплина и контроль соответствующих инстанций и должностных лиц. Персональная ответственность за выполнение мероприятий, связанных с защитой подземных вод от загрязнения возлагается на руководителя строительства.6.7 Охрана окружающей среды при складировании (утилизации) отходов производства и потребления6.7.1 Перечень отходов образующихся при строительстве резервной нитки газопроводаВ период проведения строительства участка газопровода вдоль полосы отвода и на строительных площадках будут образовываться следующие виды отходов производства и потребления:- отходы изоляционных проводов и кабелей;- остатки и огарки стальных сварочных электродов;- отходы, содержащие сталь (лом стальной несортированный);- мусор строительный;- тара из-под ЛКМ;- отходы полиэтилена в виде пленки;- отходы железобетона в кусковой форме;- обтирочный материал, загрязненный маслами (более 15%);- спецодежда б/у (обувь кожаная рабочая, потерявшая потребительские свойства; отходы тканей, старая одежда, обрезы валяльно-войлочной продукции);- фекалии (хозяйственно-бытовые стоки);- мусор от бытовых помещений;- отходы корчевания пней;- стоки после гидроиспытаний.Ремонт и техобслуживание автотранспорта и строительной техники проводится по месту приписки на специально оборудованных площадках.На площадке строительства не разрешается слив нефтепродуктов и сброс производственных и бытовых отходов.На строительных площадках для сбора строительных отходов и бытового мусора предусматриваются металлические контейнеры, которые располагаются на специально отведенных для этого площадках, согласованных с органами по охране природы и здравоохранения.6.7.2 Направления обращения с отходамиОбразующиеся отходы подлежат селективному сбору и своевременному удалению с площадки. Размещение и обезвреживание этих отходов осуществляется на предприятиях, имеющих лицензию на данные виды деятельности.Отходы проводов и кабелей, остатки и огарки стальных сварочных электродов, лом стальной несортированный сдаются на переработку в организации системы «Втормет».Тара из под ЛКМ, обтирочный материал, загрязненный маслами, подлежат сбору в металлические контейнеры с крышкой и вывозу на полигон промотходов.Мусор от бытовых помещений собирается в металлический контейнер, расположенный на специально отведенной площадке, оборудованной согласно санитарно-гигиеническим требованиям, и подлежат удалению на полигон ТБО.Хозяйственно-бытовые стоки собираются в металлический контейнер, а затем вывозятся на очистные сооружения.Строительный мусор, полиэтилен в виде пленки, подлежат сбору на специально отведенной площадке и вывозу на полигон ТБО.Отходы спецодежды накапливаются в полиэтиленовых мешках и вывозятся на полигон ТБО.Отходы корчевания пней, образующиеся при расчистке полосы отвода от древесно-кустарниковой растительности, вывозятся на полигон ТБО.Отход железобетона в кусковой форме, образующийся при демонтаже утяжелителей, не накапливается. По мере извлечения грузится на автотранспорт и вывозится.6.7.3 Мероприятия по охране окружающей среды от отходовДля снижения воздействия отходов на окружающую среду необходимо выполнить следующие условия:- металлические контейнеры для сбора производственных отходов располагаются на специально отведенных площадках, обеспечивающих свободный подъезд транспорта;- бытовые отходы собираются в контейнерах для ТБО, оборудованных согласно санитарно-гигиенических требований.С целью исключения работ по ремонту автомобилей на участке строительства автотранспорт и спецтехника проходят ремонтное и профилактическое обслуживание (по мере необходимости) на их транспортной базе. Техобслуживание и ремонт техники на площадке строительства исключается.6.8 Организация мониторинга в период проведения строительстваМониторинг окружающей среды в процессе строительства участка газопровода заключается в контроле за уровнем загрязненности атмосферного воздуха, почвенного покрова и поверхностных и подземных вод. Данный контроль осуществляется специалистами органов экологического надзора и ответственности работниками строительных организаций (подрядчика).Контроль экологически безопасного ведения работ и осуществления природоохранных мероприятий будет осуществлять строительная организация с привлечением представителей федеральной экологической службы, санэпиднадзора, общественных организаций.На этом уровне контроль будет осуществляться:- методом маршрутных наблюдений:- состояния границ отведенных в постоянное и временное пользование земель;- выполнения графиков производства работ (в части сезонности их ведения); соблюдения маршрутов и графиков движения и передислокации автомобильной и специальной строительной техники;- состояния временной дорожной сети; методом лабораторных исследований:- выполнения норм и требований санитарно-эпидемиологических служб; визуально инспекционными наблюдениями:- по соблюдению экологических требований при сборе, временном хранении и утилизации промышленных и хозяйственно-бытовых отходов; состояния ландшафтов; состояния почвенно-растительного покрова;- поведения и состояния популяций животных (методом маршрутных наблюдений);- состояния рекультивированных участков.Условием в плане охраны окружающей среды является строгое выполнение проектных решений, утвержденных экологической экспертизой проекта. Недопустимы любые отклонения от проекта и тем более срывы графиков работ. По окончании строительно-монтажных работ Заказчиком и производителем работ осуществляется послестроительный анализ состояния окружающей среды. Данный анализ позволяет оценить вероятность прогноза неблагоприятных изменений и своевременно предусмотреть меры безопасности.7. ОХРАНА ТРУДА7.1 Анализ системы Ч-М-СНазвание производственной системы Ч-М-С: безопасность при строительстве участка резервной нитки газопроводаЭлемент – человек. К эксплуатации объектов МТ допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующее профессионально-техническое образование, прошедшие медицинское освидетельствование и производственное обучение (в необходимых случаях после прохождения стажировки), а также инструктажи и проверку (аттестацию) знаний правил охраны труда и промышленной безопасности.Производственный персонал должен владеть приемами оказания доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях. Обучение приемам оказания доврачебной помощи включается в программу первичной подготовки и повышения квалификации персонала в учебно-курсовых комбинатах (УКК) и других специализированных учебных заведениях.Специалисты и рабочие, прибывшие на объект для работы, должны быть ознакомлены с правилами внутреннего распорядка, характерными опасностями и их признаками, обязанностями по конкретным тревогам и другим вопросам, входящим в объем вводного инструктажа. Сведения о проведении инструктажей фиксируются в специальных журналах с подтверждающими подписями инструктируемого и инструктирующего.Инженер - Непосредственный руководитель работ после выдачи ему наряда-допуска лицом, уполномоченным приказом руководителя организации, обязан перед началом работ ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью в наряде-допуске.Проведение огневых работ, определяют необходимость и объем работ, условия безопасного выполнения этих работ, а также производство ремонтных или каких-либо строительно-монтажных работ, осуществляют контроль за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности производства работ, определяют квалификацию членов бригады.Мастер - ответственный за выполнение газоопасных работ (согласовывает с начальником службы), выполнение любых работ в замкнутых и труднодоступных пространствах, осуществление текущего ремонта, демонтажа оборудования, а также производство ремонтных или каких-либо строительно-монтажных работ, выполнение мероприятий по ОТ, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим.Рабочие - Своевременно проходят инструктажи, проводят работы в соответствии с инструкциями по ОТ, нормативными эксплуатационными документами, ПБ, ОБ, применение СИЗ, сообщают руководству о происшествии несчастного случая.Сварочные работы выполняются сварщиками, прошедшими аттестацию в соответствии с требованиями ПБ 03-273-99 «Правила аттестации, сварщиков и специалистов сварочного производства».Элемент – машина. Предмет труда: трубы, изоляционные материалы, электроды, сварочное оборудование; Средства труда: Для проведения работ требуются следующие основные строительные машины, механизмы и транспортные средства:Таблица 7.1Основные строительные машины, механизмы и транспортные средстваСтроительные машины и механизмыРекомендуемые машины и механизмыВсего 123БензопилаДружба6КусторезД-514А3ТрелевочникТТ-46Бульдозер, бульдозер-рыхлительД-355А, Д-493А, ДЗ-28, КАМАЦУ, ДЗ-171.1, Катарпиллер64Автомобильный кранКС-4571, КАТО300S21Гусеничный кранДЭК – 2511ТракторК-701, Т13015Одноковшовый экскаваторЭО-4321, Komatsu PC200-750Роторный траншеезасыпательТР-3517АвтогрейдерДЗ-31-1, ДЗ-98А7ПневмокатокДУ-16Г, ДУ-31А7ТрубоукладчикРДК-25, Т-1530, ТГ-20158БолотоходыСБТ-381, Хаски-87Сваебойный агрегатСП – 49, СДУ-2В7Сварочный агрегатАС – 81, САК-215Трубогибная установкаГТ-5317Бурильно-крановая машинаБКМ-15145Буровая машинаКАТО PF1200-YSII1Нагнетательный агрегатАН-2617Опрессовочный агрегатАО-1617Машины для устройства ЭХЗ7АвтолабораторияПИЛ-13Комплекс лабораторный контроля сварочных соединенийЛКС3 3ТопливозаправщикМАЗ – 53347Передвижная электростанцияЭД -100 - Т/400-РК, ЭД-250, ЖЭС-6524Передвижная мастерскаяПАРМ3Пескоструйная установкаПКСД7Битумо-варочный котелБК-42Тягач с прицепом-тяжеловозомКЗКТ-7428+КЗКТ-9388, КрАЗ-2587Плетевозы на базе «Урал»ПВ5960-10-0214Передвижная компрессорная станцияПКС-7/100, КС-97Автомобиль-самосвалУРАЛ-55571, ЗиЛ-ММЗ-555, КамАЗ-551044Автомобиль бортовойЗиЛ-130, КрАЗ14Автобусы вахтовыеУРАЛ-3255135Элемент - среда.Температурный режим: Средняя температура воздуха холодного периода: -26,7°С. Средняя максимальная температура воздуха самого жаркого месяца: 13,4 С.При проведении строительства резервной нитки газопровода воздействие на атмосферный воздух происходит при производстве строительно-монтажных работ.При производстве строительно-монтажных работ отрицательное воздействие на атмосферный воздух оказывает строительная техника. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от строительной техники происходят в процессе земляных и строительно-монтажных работ. Земляные и планировочные работы ведутся с использованием строительной техники (бульдозер, экскаватор), монтаж газопровода - трубоукладчиками. Загрязняющие вещества выделяются с площадки СМР, источниками выбросов являются выхлопные трубы строительной техники.Вредными веществами, выбрасываемыми в атмосферу, являются выхлопные газы, содержащие: углерода оксид, углеводороды, азота диоксид, сажу, диоксид серы.Выбросы загрязняющих веществ от строительной техники не являются постоянными и их влияние на загрязнение атмосферного воздуха ограничено сроками проведения СМР. Опорожнению подлежит участок длиной 2 км. Данные выбросы являются разовыми, залповыми. Загрязняющим веществом является природный газ, который на 80-90 % состоит из метана.7.2 Выбор опасных и вредных факторов1. Механические травмы:Воздействие кинетической энергии.А- Незащищенные подвижные части производственного оборудования (стрела подъема крана, стропы у крана; гусеницы у трактора или экскаватора, ковш экскаватора (экскаватор одноковшовый полноповоротный пневмоколесный (гусеничный) с обратной лопатой емкостью 2,5 м3-ЭО-2503В, экскаватор одноковшовый, оборудованный обратной лопатой на базе колесного трактора с емкостью ковша 0,65 м3- ЭО-4112; стрела трубоукладчика (Трубоукладчики ТР-20.19.1)).Д - Движущиемашины, механизмы экскаваторы, бульдозеры, трубоукладчики, подъемные краны - (Автокран КС-3575.А Q=10тс); (Экскаватор «Хитачи» с емкостью ковша 1,5м3, Экскаватор ЭО-2621 с емкостью ковша 0,25 м3 ); (Бульдозер «Комацу»); (Трубоукладчик «Комацу», трубоукладчик Т3560м).Воздействие потенциальной энергии.Й - Взрыв (Взрыв на газопроводе при ведении работ, баллонов с кислородоми горючими газами, несоблюдение правил перевозки, хранения и получения баллонов со сжатым газом).2. Термические ожоги, обмороженияВоздействие тепловой энергии.Физические активные факторы, представляющие явную опасность:С - Температура пламени (Возникновение огня при проведении огневых работ на ОПО (МГ, КС, ГРС), пламя резака, электродная искра).Ц – повышенное напряжение (Поражение повышенным напряжением при сварочных работах).Физические пассивные факторы, представляющие скрытую опасность, возникающие во время пожара:У - Открытый огонь при пожаре, взрыве (Возгорание газа, разрыв и воспламенение рукавов для горючего, соприкосновение аппаратуры с маслом и жирами).Ф- Горючие вещества (Взрыв баллонов с кислородом и горючими газами, разрыв и воспламенение рукавов для горючего, нарушение условий транспортировки баллонов для горючего газа).3. Профессиональные заболевания, отравления:Воздействие химической энергии.Химически активные факторы, представляющие явную опасность:Ш - токсичные вещества (Выделение токсичных веществ при горении, от выхлопных газов производственного оборудования, попутный газ, сера, углерода оксид ПДК 5 мг/м3, диоксид серы ПДК 0,5 мг/м3, Сажа ПДК 0,|5мг/м3).Щ - повышенная загазованность (Выделение токсичных веществ при прении, подварка швов внутри трубопровода, стыковая контактная сварка трубопроводов и т.д. ПДК марганца в сварочных аэрозолях 0,6 /0,2 мг/м; ПДК углерода оксида 20 мг/м3; ПДК озона 0,1 мг/м ).Воздействие потенциальной энергии.Физически пассивные факторы:N - Повышенная или пониженная температура воздуха.(Отсутствие пунктов обогрева в зимние периоды работы при температуре - 35 С, несовершенство спецодежды и спецобуви; в летние +35 С несовершенство спецодежды и спец.обуви).+ - Повышенный уровень ультрафиолетовой и инфракрасной радиации (Воздействии на органы зрения ультрафиолетовой и инфракрасной радиации сварочной дуги).7.3 Выбор причин возникновения опасных и вредных факторов, аварийПричины связанные с машиной:Технические причины.2. Несовершенство или отсутствие СКЗ, СИЗ (отсутствие сигнальных ограждений и знаков безопасности на границах опасных зон, неприменение «а работе СИЗ);Организационные причины11.Эксплуатация неисправных машин(загазованность воздушной среды, искрение оборудования);Причины, связанные с человекомНедостатки организационного характера13. Низкое качество обучения, в том числе проведения инструктажей и несвоевременная проверка знаний (низкая квалификация людей, проводящих инструктажи);Нарушение трудовой и производственной дисциплины.18. Нарушение правил и норм, инструкции по охране труда (курение в неотведенных для этого местах, несоблюдение установленных зон безопасности);21. Нахождение на работе в нетрезвом, наркологическом состоянии.23. Нарушение требования безопасности при эксплуатации транспортных средств(обрушение траншеи вследствие близкого подъезда техники, нарушение правил проведения ТО и ремонтных работ);Нарушение работоспособности.37. Климатически особенности и сезонные изменения климата (перепад температур, климатические осадки в зависимости от времени года);38. Внезапные выбросы нефти и газа (несвоевременные замены аварийных участков газопроводе, коррозия трубопровода). 7.4 Формирование фрейма по степени тяжести последствий от воздействия факторовТаблица 7.2 ФреймКласс тяж. последствийТяжесть последствийОпасные ситуацииПроизводственные факторыАДЙСФУШ, ЩNЦ+1234567891011121Катастрофич. отказ++++2Критич. отказ++3Некритич. отказ++++4Отказ с пренебрежимо малыми последствиями+++++7.5 Формирование матрицыТаблица 7.3 Матрица двузначной логикиНомера причинФакторыΣАДЙСФУШ, ЩNЦ+11110000101041311001000115181111111111102100000100113230100000000137001101010043800111101005Таблица 7.4 Матрица образовНомера причинФакторыΣ111318212337381111111005131110100418111110172111011015231111101637000001023810011014По результатам перемножения двух матриц получили:Таблица 7.5 Выбор причиныПричинаРезультат114*5=20135*4=201810*7=70213*5=15231*6=6374*2=8385*5=20Вывод: основной причиной влияющей на безопасность проведения строительных работ на газопровода является Нарушение правил и норм, инструкции по охране труда(18). Остальные являются сопутствующими (38,11,13, 21, 37, 23).7.6 Мероприятия, направленные на предотвращение и снижение производственного рискаОрганизация и обеспечение безопасного ведения работ согласно нормативным актамПроизводственные территории (площадки строительных и промышленных предприятий с находящимися на них объектами строительства, производственными и санитарно-бытовыми зданиями и сооружениями), участки работ и рабочие места должны быть подготовлены для обеспечения безопасного производства работ.До начала производства основных работ должны быть закончены подготовительные мероприятия, предусматривающие обозначение зон опасных производственных факторов (места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок, места вблизи действующих коммуникаций, места вблизи от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более, места, возможного превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны), и зон потенциально опасных производственных факторов (участки территории вблизи строящегося сооружения, ярусы сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования, зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов, места, над которыми происходит перемещение грузов кранами).На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности.При выполнении работ в ночное и сумеречное время суток, на строительной площадке должно быть предусмотрено рабочее освещение, осуществляемое установками общего освещения (равномерного или локализованного) и комбинированного (к общему добавляется местное). Для строительных площадок и участков работ необходимо предусматривать общее равномерное освещение. При этом освещенность должна быть не менее 2 лк независимо от применяемых источников света. Освещенность, создаваемая осветительными установками общего освещения на строительных площадках и участках, должна быть не менее нормируемой освещенности приведенной в табл. 1 ГОСТ 12.1.046.В соответствии с указанной таблицей освещенность при выполнении основных видов работ должна быть не менее:временные проезды на строительной площадке – 2 лк;погрузо-разгрузочных, земляных работ, устройство эстакад, монтаж трубопроводов, свайные, бетонные работы – 10 лк;монтаж металлоконструкций – 30 лк;сварочные работы – 50 лк.Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия осветительных приспособлений на работающих. Производство работ в неосвещенных местах не допускается.В местах перехода через траншеи, ямы, канавы должны быть установлены переходные мостики шириной не менее 1 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м, со сплошной обшивкой внизу на высоту 0,15 м и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила.Колодцы, шурфы и другие выемки должны быть закрыты крышками, щитами или ограждены. В темное время суток указанные ограждения должны быть освещены электрическими сигнальными лампочками напряжением не выше 42 В. Разводка временных электросетей напряжением до 1000 В, используемых при электроснабжении объектов строительства, должна быть выполнена изолированными проводами или кабелями на опорах или конструкциях, рассчитанных на механическую прочность при прокладке по ним проводов и кабелей, на высоте над уровнем земли, настила не менее, м:3,5 - над проходами;6,0 - над проездами;2,5 - над рабочими местами.Светильники общего освещения напряжением 127В и 220В должны устанавливаться на высоте не менее 2,5м от уровня земли, пола, настила.При высоте подвески менее 2,5м необходимо применять светильники специальной конструкции или использовать напряжение не выше 42В. Питание светильников напряжением до 42В должно осуществляться от понижающих трансформаторов, машинных преобразователей, аккумуляторных батарей.Применять для указанных целей автотрансформаторы, дроссели и реостаты запрещается. Корпуса понижающих трансформаторов и их вторичные обмотки должны быть заземлены.Применять стационарные светильники в качестве ручных запрещается. Следует пользоваться ручными светильниками только промышленного изготовленияПри эксплуатации машин, а также при организации рабочих мест для устранения вредного воздействия на работающих повышенного уровня шума следует применять:технические средства (уменьшение шума машин в источнике его образования; применение технологических процессов, при которых уровни звука на рабочих местах не превышают допустимые и т.д.);средства индивидуальной защиты;организационные мероприятия (выбор рационального режима труда и отдыха, сокращение времени воздействия шумовых факторов в рабочей зоне и т. д.).Зоны с уровнем звука свыше 80 дБА обозначаются знаками опасности в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. Работа в этих зонах без использования средств индивидуальной защиты слуха не допускается.Запрещается даже кратковременное пребывание работающих в зонах с уровнями звука выше 135 дБА.Для устранения вредного воздействия вибрации на работающих следует предусматривать следующие мероприятия:снижение вибрации в источнике ее образования конструктивными или технологическими мерами;уменьшение вибрации на пути ее распространения средствами виброизоляции и вибропоглощения;средства индивидуальной защиты;организационные мероприятия (рациональные режимы труда и отдыха и т. д.).Окончание подготовительных работ на строительной площадке должно быть принято по акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленного согласно приложению И СНиП 12-03-2001.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ соответствии с техническим заданием на проектирование разработан проект на тему «Строительство резервной нитки магистрального газопровода «Бованенково-Ухта» участка КС Воркутинская – КС Чикшинская». При проектировании были выполнены расчеты и предусмотрены мероприятия:- проведен технологический расчет с целью определения соответствия компрессорного оборудования на КС «Воркутинская» условиям эксплуатации трубопровода, а так же подтверждения правильности выбранного диаметра газопровода;- проведен механический расчет, определена толщина стенки трубопровода на заданные условия эксплуатации и проведена проверка трубопровода на прочность и устойчивость;- в строительной части работ рассмотрены особенности технологии строительства магистрального газопровода в мохово-кустарничковой тундре в зимний период;- в качестве вопроса с углубленным изучением и исследованием была рассмотрена технология автоматической сварки газопровода в нитку,путем использования комплекса автоматической сварки CRC-Evans.- рассмотрены вопросы технологии строительства газопровода через естественные и искусственные преграды;- подробно описана технология сооружения перехода газопровода через железную дорогу «Воркута-Москва»;Таким образом, данный проект содержит все необходимые расчеты и материалы, характеризующие строительство резервной нитки МГ Бованенково-Ухта от КС Воркутинская до КС Чикшинская.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКТехническая литература на русском языке:Трубопроводный транспорт нефти. С.М. Вайншток и др.Учеб. для вузов в 2-х томах-М.: ООО «Недра-Бизнесцентр» ,2004.-т.1.-407 с., т.2.Экономика предприятия : Учебник / А.А. Прохоренко, И.Г. Беркович,М.Н.Беркович ; Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский институт бизнеса. -Самара, 2013.Экономическая оценка инвестиций: Учеб. пособ. / М.Н. Беркович, И.Г. Беркович; Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский институт бизнеса, 2004.Бабин Л.А., Григоренко П.Н., Ярыгин Е.Н. «Типовые расчеты при сооружении трубопроводов»: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Недра, 1995. Быков Л.И., Мустафин Ф.М., Рафиков С.К. «Типовые расчеты при сооружении и ремонте газонефтепроводов»: Учеб.пособ. для вузов. - М.: Недра, 2006.Потоаов П.П., Пилуй В.Л. «Сооружение магистральных трубопроводов». –М.: «Недра», 2007.Волкова М.А., Куприн А.Л., Конев К.А. «Справочник работника газовой промышленности». – М.: Недра, 2012.Чирсков В.Г., Березин В.Л., Телегин Л.Г. «Строительство магистральных трубопроводов». Справочник. – М.: Недра, 2011.Эксплуатационнику магистральных газопроводов»: Справочное пособие/ А.В. Громов, Н.Е. Гузанов, Л.А. Хачикян и др. М.: Недра, 1999.Трубопроводный транспорт нефти»/ С.М. Вайншток, В.В. Новоселов, А.Д. Прохоров и др.; Под ред. С.М. Вайнштока: Учеб. для вузов: В 2 т. –М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2004. –Т.2.Зарубежная техническаялитература:1. AnnandR. R., HurdR. М., HakermanN. J. Electrochem. Soc 2009. v. 112.№ 2, p. 138; 2010, v. 112, № 2, p. 144.2. Riggs O. L., Every R. L. «Corrosion», 2011, v. 18, № 7. p. 262t.3. Trabanelly C, Carassiti V. «Advances in Corrosion Science аnd Technology.*.Plenum Press, 2012, v. 1.4. Banerjec S. N.. Guha B. R.— J. IndianChem. Soc, 2008, v. 56, № 9, p. 880—884.5.Desai М. N.,Shah G. V., Pandya М. М.— In: 5th Eur. Symp. Corros. Inhibit., Ferrara, 2010, v. 2, p. 397—403.Экономическая литература на русском языке:А.А. Прохоренко, В.Д Кузнецов. Организация и управление производством (нефтегазовым). Учебное пособие. – Самара: СамГТУ, 2011Кузнецов В.Д, Буклешев Д.О «Организация и управление производством». Методические указания к самостоятельной работе по изучению дисциплины. Для студентов специальности 130501 «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» очной и заочной форм обучения. Самара. Сам ГТУ.2012.Буклешев.Д.О «Строительство магистральных газопроводов в условиях крайнего севера». Для аспирантов нефтетехнологического факультета Сам ГТУ. Самара . Сам ГТУ.2013.Руководящие документы:Проект основы строительства (ПОС) магистральных трубопроводов системы «Северный поток» .Газопровод Бованенково-Ухта диаметром 1420 мм, резервная нитка. Проект производства работ (ППР) строительства резервной нитки МГ Бованенково-Ухта от КС № 7 «Воркутинская» до КС№ 8 «Чикшинская».ОНТП 51-1-85. «Магистральные трубопроводы. Часть I. Газопроводы». –М.: Мингазпром, 1985.СНиП 23-01-99. «Строительная климатология»./Госстрой России. –М.: ГУП ЦПП, 2000.«Инструкция по применению стальных труб в газовой и нефтяной промышленности». – М.: ВНИИГАЗ, 1996.СНиП 2.05.06-85*. «Магистральные трубопроводы»./ Госстрой СССР. –М.: Стройиздат, 1986.ВРД 39 1.10-006-2000. «Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов». / ОАО «Газпром». – М.: ИРЦ Газпром, 2001.ВСН 004-88. «Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация». - М.: ВНИИСТ, 1990. ВСН 006-89. «Строительство магистральных трубопроводов. Сварка».- М.: ВНИИСТ, 1989 ВСН 008-88. «Строительство магистральных трубопроводов. Противокоррозионная и тепловая изоляция».- М.: ВНИИСТ, 1989.ВСН 010-88 «Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы» .- М.: ВНИИСТ, 1989.ВСН 011-88 «Строительство магистральных трубопроводов. Очистка полости и испытание».- М.: ВНИИСТ, 1989. ВСН 012-88. «Строительство магистральных трубопроводов. Контроль качества и приемка работ». -М.: ВНИИСТ, 1989.ВСН 014-89. «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды». -М.: ВНИИСТ, 1990.CНиП III-42-80. «Магистральные трубопроводы»./ Госстрой СССР. –М.: Стройиздат, 1981. СП 106-34-96. «Свод правил по сооружению линейной части газопродов. Укладка газопроводов из труб, изолированных в заводских условиях»./ ОАО «Газпром». – М.: ИРЦ Газпром, 1997.СП 108-34-97. «Свод правил по сооружению подводных переходов». »./ ОАО «Газпром». – М.: ИРЦ Газпром, 1998.«Руководство по эксплуатации средств противокоррозионной защиты трубопроводов»./РАО «Газпром». ВНИИГАЗ –М.: ИРЦ Газпром, 1997.РД 51-2-95 «Регламент выполнения экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации подводных переходов магистральных газопроводов. ОАО Газпром».
1. Трубопроводный транспорт нефти. С.М. Вайншток и др.Учеб. для вузов в 2-х томах-М.: ООО «Недра-Бизнесцентр» ,2004.-т.1.-407 с., т.2.
2. Экономика предприятия : Учебник / А.А. Прохоренко, И.Г. Беркович, М.Н.Беркович ; Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский институт бизнеса. -Самара, 2013.
3. Экономическая оценка инвестиций: Учеб. пособ. / М.Н. Беркович, И.Г. Беркович; Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский институт бизнеса, 2004.
4. Бабин Л.А., Григоренко П.Н., Ярыгин Е.Н. «Типовые расчеты при сооружении трубопроводов»: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Недра, 1995.
5. Быков Л.И., Мустафин Ф.М., Рафиков С.К. «Типовые расчеты при сооружении и ремонте газонефтепроводов»: Учеб.пособ. для вузов. - М.: Недра, 2006.
6. Потоаов П.П., Пилуй В.Л. «Сооружение магистральных трубопроводов». –М.: «Недра», 2007.
7. Волкова М.А., Куприн А.Л., Конев К.А. «Справочник работника газовой промышленности». – М.: Недра, 2012.
8. Чирсков В.Г., Березин В.Л., Телегин Л.Г. «Строительство магистральных трубопроводов». Справочник. – М.: Недра, 2011.
Эксплуатационнику магистральных газопроводов»: Справочное пособие/ А.В. Громов, Н.Е. Гузанов, Л.А. Хачикян и др. М.: Недра, 1999.
9. Трубопроводный транспорт нефти»/ С.М. Вайншток, В.В. Новоселов, А.Д. Прохоров и др.; Под ред. С.М. Вайнштока: Учеб. для вузов: В 2 т. –М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2004. –Т.2.
Зарубежная техническая литература:
1. Annand R. R., Hurd R. М., Hakerman N. J. Electrochem. Soc 2009. v. 112. № 2, p. 138; 2010, v. 112, № 2, p. 144.
2. Riggs O. L., Every R. L. «Corrosion», 2011, v. 18, № 7. p. 262t.
3. Trabanelly C, Carassiti V. «Advances in Corrosion Science аnd Technology.*. Plenum Press, 2012, v. 1.
4. Banerjec S. N.. Guha B. R. — J. Indian Chem. Soc, 2008, v. 56, № 9, p. 880—884.
5. Desai М. N.,Shah G. V., Pandya М. М. — In: 5th Eur. Symp. Corros. Inhibit., Ferrara, 2010, v. 2, p. 397—403.
Экономическая литература на русском языке:
1. А.А. Прохоренко, В.Д Кузнецов. Организация и управление производством (нефтегазовым). Учебное пособие. – Самара: СамГТУ, 2011
2. Кузнецов В.Д, Буклешев Д.О «Организация и управление производством». Методические указания к самостоятельной работе по изучению дисциплины. Для студентов специальности 130501 «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» очной и заочной форм обучения. Самара. Сам ГТУ.2012.
3. Буклешев.Д.О «Строительство магистральных газопроводов в условиях крайнего севера». Для аспирантов нефтетехнологического факультета Сам ГТУ. Самара . Сам ГТУ.2013.
Руководящие документы:
1. Проект основы строительства (ПОС) магистральных трубопроводов системы «Северный поток» .Газопровод Бованенково-Ухта диаметром 1420 мм, резервная нитка.
2. Проект производства работ (ППР) строительства резервной нитки МГ Бованенково-Ухта от КС № 7 «Воркутинская» до КС№ 8 «Чикшинская».
3. ОНТП 51-1-85. «Магистральные трубопроводы. Часть I. Газопроводы». –М.: Мингазпром, 1985.
4. СНиП 23-01-99. «Строительная климатология»./Госстрой России. –М.: ГУП ЦПП, 2000.
5. «Инструкция по применению стальных труб в газовой и нефтяной промышленности». – М.: ВНИИГАЗ, 1996.
6. СНиП 2.05.06-85*. «Магистральные трубопроводы»./ Госстрой СССР. –М.: Стройиздат, 1986.
7. ВРД 39 1.10-006-2000. «Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов». / ОАО «Газпром». – М.: ИРЦ Газпром, 2001.
8. ВСН 004-88. «Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация». - М.: ВНИИСТ, 1990.
9. ВСН 006-89. «Строительство магистральных трубопроводов. Сварка».- М.: ВНИИСТ, 1989
10. ВСН 008-88. «Строительство магистральных трубопроводов. Противокоррозионная и тепловая изоляция».- М.: ВНИИСТ, 1989.
11. ВСН 010-88 «Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы» .- М.: ВНИИСТ, 1989.
12. ВСН 011-88 «Строительство магистральных трубопроводов. Очистка полости и испытание».- М.: ВНИИСТ, 1989.
13. ВСН 012-88. «Строительство магистральных трубопроводов. Контроль качества и приемка работ». -М.: ВНИИСТ, 1989.
14. ВСН 014-89. «Строительство магистральных и промыс¬ловых трубопроводов. Охрана окружающей среды». -М.: ВНИИСТ, 1990.
15. CНиП III-42-80. «Магистральные трубопроводы»./ Госстрой СССР. –М.: Стройиздат, 1981.
16. СП 106-34-96. «Свод правил по сооружению линейной части газопродов. Укладка газопроводов из труб, изолированных в заводских условиях»./ ОАО «Газпром». – М.: ИРЦ Газпром, 1997.
17. СП 108-34-97. «Свод правил по сооружению подводных переходов». »./ ОАО «Газпром». – М.: ИРЦ Газпром, 1998.
18. «Руководство по эксплуатации средств противокоррозионной защиты трубопроводов»./РАО «Газпром». ВНИИГАЗ –М.: ИРЦ Газпром, 1997.
19. РД 51-2-95 «Регламент выполнения экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации подводных переходов магистральных газопроводов. ОАО Газпром».
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет система магистрального трубопровода Бованенково-Ухта?
Система магистрального трубопровода Бованенково-Ухта обладает рядом особенностей, включая резервную нитку, расположенную на заданном участке, а также технические характеристики, подробно описанные в проекте.
Почему необходимо строительство резервной нитки системы МГ Бованенково-Ухта?
Строительство резервной нитки системы МГ Бованенково-Ухта необходимо для обеспечения надежного и безопасного функционирования трубопровода. Резервная нитка позволяет обеспечить непрерывность работы системы даже в случае аварийных ситуаций.
Каковы технические характеристики проектируемого участка магистрального трубопровода Бованенково-Ухта?
Технические характеристики проектируемого участка магистрального трубопровода Бованенково-Ухта включают параметры гидравлического расчета, физические особенности и другие технические данные, необходимые для правильного проектирования и строительства.
Каковы климатические условия на территории строительства магистрального трубопровода Бованенково-Ухта?
На территории строительства магистрального трубопровода Бованенково-Ухта климатические условия характеризуются определенными параметрами, включая температуру, осадки и другие факторы, которые необходимо учитывать при строительстве и эксплуатации трубопровода.
Какое геологическое строение имеет территория, на которой строится магистральный трубопровод Бованенково-Ухта?
Территория, на которой происходит строительство магистрального трубопровода Бованенково-Ухта, отличается определенным геологическим строением. Это включает в себя данные о грунтовых условиях, геологической структуре и других параметрах, которые могут повлиять на выбор и проектирование трубопровода.
Какие особенности имеет система магистрального трубопровода МГ Бованенково-Ухта?
Система магистрального трубопровода МГ Бованенково-Ухта имеет ряд особенностей, включая строительство резервной нитки, расположение на территории с неблагоприятным климатом и специфическим геологическим строением. Также важными являются технические характеристики проектируемого участка.
Какие технические характеристики имеет проектируемый участок магистрального трубопровода?
Проектируемый участок магистрального трубопровода имеет свои технические характеристики, которые определяют возможность эффективной работы системы. Например, гидравлический расчет резервной нитки позволяет определить физические параметры подачи жидкости на участке между компрессорными станциями Воркутинская и Чикшинская.
Какие высотные и климатические особенности нужно учитывать при строительстве системы магистрального трубопровода МГ Бованенково-Ухта?
В связи с расположением системы магистрального трубопровода МГ Бованенково-Ухта на территории с неблагоприятным климатом, необходимо учитывать высотные и климатические особенности. Например, геологическое строение и климатические условия могут влиять на выбор материалов для строительства и эксплуатации системы.