национальный вопрос среднеазиатском регионе 1985-2000

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История современная
  • 33 33 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 03.06.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. История национального вопроса в Средней Азии в XX в. 6
1.1. Краткая историческая справка 6
1.2. Влияние событий конца XX в. на урегулирование национальных отношений 14
2. Перспективы решения национального вопроса. Основные направления внешней политики России 21
2.1. Концепция евроатлантизма 21
2.2. Концепция евразийства 23
2.3. Радикально-национальное евразийство 25
Заключение 29
Список использованных источников 33
Фрагмент для ознакомления

В связи с этим первостепенной задачей является защита внешних и внутренних рубежей государств СНГ и создание на юге блок-линии дружественных стран.

Радикально-национальное евразийство
Данная концепция, которая постепенно укрепляет позиции в РФ, характеризуется антиамериканизмом и склонна интегрироваться с правыми движениями и партиями в Европе, в частности в Германии. Эта идеология противостоит крайнему исламизму и, в особенности, ваххабизму. Радикально-национальное евразийство выступает за стратегическое партнерство с Индией и Китаем, но не придерживается принципа равенства в отношениях с более мелкими соседними государствами.
Существующие концепции подчеркивают тот факт, что в настоящее время область ведущих интересов РФ намного уже, чем в советский период. В прошлом сфера, которая находилась под прямым контролем СССР как одной из мировых сверхдержав, находилась в непосредственном взаимодействии с геополитическими пространствами Китая и США, а уровень напряженности в отношениях США и СССР (и в меньшей степени Китая) определяла ведущие интересы Кремля.
Тем не менее, затем российские интересы весьма сузились, были определены как минимум до 2010 года только бывшими границами СССР и сопредельными регионами. В целом, с точки зрения безопасности, главное внимание было уделено политике в государствах ближнего зарубежья.
Российская дипломатия отводит большое значение молодым центральноазиатским странам как, впрочем, и другим бывшим советским республикам. Этот вывод можно сделать, основываясь на двух базовых документах, которые определяли задачи внешней политики РФ. К ним относятся Концепция национальной безопасности и Концепция внешней политики РФ от 2000 года. Подобные выводы можно сделать из выступлений российского президента на собраниях Совета Федерации.
РФ считает Среднюю Азию ключевым регионом собственных геополитических интересов. От стабильности в данной части света зависит национальная безопасность РФ. Старые и новые угрозы безопасности центрально-азиатским государствам явным образом отражаются и на РФ, которая больше всех других стран озабочена их устранением. К примеру, руководство данного государства не может закрыть глаза на то, что из Афганистана идет нескончаемый поток наркотиков и определенные регионы России, также как и некоторые районы Средней Азии, превращаются в оплот поддержки экстремистских религиозных группировок.
Кроме частных контактов отдельных граждан, РФ и республики Средней Азии имеют много общих связей политического, экономического и военного характера и продолжают развивать свое сотрудничество. РФ заинтересована укреплять связи со Среднеазиатским регионом и сохранить за собой контроль над ключевыми каналами связи, стратегическими комплексами (такими как космодром Байконур в Казахстане), минеральными ресурсами и нефтегазопроводами, которые располагаются в Средней Азии.
Для РФ важно иметь стабильное стратегическое положение в Среднеазиатском регионе, так как это облегчает ее доступ к Индии, Китаю и мусульманским государствам Востока и одновременно с этим обеспечивает присутствие на территориях, которые традиционно были сферой ее жизненных интересов. В целом, российские интересы в Средней Азии можно определить следующим образом:
1) обеспечение стабильности на базе договоров о сотрудничестве со всеми государствами Среднеазиатского региона,
2) использование их геополитических возможностей с учетом решения практических вопросов, с которыми сталкивается РФ как региональная и мировая держава,
3) международное признание ключевой роли России в Среднеазиатском регионе.
В связи с этим перед РФ стоит нескоько практических задач, а именно: эффективное использование существующих многосторонних механизмов взаимодействия, обеспечение безопасности южных рубежей, постоянное развитие военного сотрудничества, использование энергоресурсов и, в частности, природного газа Средней Азии, оказание помощи предпринимательской деятельности российских фирм в энергетической области и поощрение региональных государств к большему импорту из РФ.
Смена власти в Среднеазиатских республиках по образцу демократических революций, которые произошли в бывшей Грузии, Югославии, Киргизстане и, Украине для РФ неприемлема. Есть и другой аспект, который заставляет российское руководство занимать осторожную позицию по поводу цветных революций как сценария политического развития Средней Азии.
Дело состоит в том, что такие сценарии, подвергая опасности политическую стабильность, связаны напрямую с возможностью прихода к власти ультраисламистов. Говоря другими словами, позиция РФ отличается от подхода США, которые возводят демократию в ранг глобального политического строя и считают свою роль в ее продвижении важным фактором, в долговременной перспективе укрепляющим стабильность в Среднеазиатском регионе.
В РФ другая точка зрения на политическое развитие стран Средней Азии. В частности, выдвигается идея о том, что после либерализации перед ними встала другая задача — получение полного контроля над политическими и экономическими процессами региона при не допущении вмешательства со стороны внешних игроков (таких как Китай и Россия) и контролируемых ими организаций (в частности, Шанхайской организации сотрудничества).
Внешне американское правительство не придает значения соперничеству с РФ в центральноазиатских странах и во всех других бывших советских республиках. Помимо этого, оно подчеркивает свое желание сотрудничать с Москвой в рамках стратегического партнерства. Однако действительной целью предпринимаемых шагов является тихое, но решительное устранение РФ из традиционного региона ее интересов. Кроме целей, которые Россия преследует в Средней Азии, у нее есть там законные геополитические интересы. Нынешняя политика этого государства более соответствует интересам США и ЕС, пока дело не касается непредсказуемых последствий распада Средней Азии.
РФ критически подходит к интенсивной либерализации среднеазиатских обществ, которая вызвана политикой западных государств. Вместе с тем она не против демократических процессов, не считая себя ответственной за сохранение авторитарных режимов в Среднеазиатском регионе.
В сфере создания партнерских отношений с некоторыми республиками Средней Азии, важными со стратегической точки зрения и обладающими значительными природными ресурсами, для США и ЕС нет никаких преград. К тому же у РФ нет никакого неоимпералистического плана выстраивания отношений с государствами Среднеазиатского региона, которые относительно недавно получили независимость, а в своей внутренней политике она в основном руководствуется принципом реализма, который стоит выше идеологических убеждений.
Данному государству удалось сохранить в глазах среднеазиатских стран имидж предсказуемого и надежного партнера, который не занимается провоцированием в регионе революционных мятежей.
Для РФ как светской и многонациональной страны имеет большое значение сохранение в регионе давних исторических традиций, что объясняется ее присутствием там еще в советскую и царскую эпохи. На сегодня первостепенной стратегической задачей для РФ является борьба с религиозным экстремизмом, который поддерживают негосударственные политические и религиозные круги в Пакистане, Афганистане, Саудовской Аравии и ряде других ближневосточных государств.
Заключение

Таким образом, можно подвести следующие итоги по работе.
В заключение можно сделать вывод о том, что:
а) исторический момент начала интенсивных политических связей со Среднеазиатским регионом (рубеж XVII–XVIII вв.) связан в РФ с переходом к активной политической экспансии на Кавказско-Каспийском (1719–1723 гг.) и Среднеазиатском направлениях (1700–1717 гг.), что отвечало, с одной стороны, обеспечению государственных границ на данных направлениях, с другой стороны – концепции выхода к бассейну Индийского океана. Хотя традиционно аткую политику связывают с именем первого русского императора Петра I (Великого), инерция осуществления разработанных в период его правления планов была продлена до 1734 г.;
б) долговременный период (121 год) относительно пассивной политики России в регионе был связан, в первую очередь, с переключением внимания государства на европейское направление, где и осуществлялись основные геополитические задачи того периода. Среднеазиатское направление оставалось для РФ периферийным («резервным») и было связано, прежде всего, с текущими задачами защиты степных границ от грабежей кочевников. В тот период начинают формироваться особенные отношения РФ и Бухарского ханства – крупного геополитического и наиболее политически стабильного актора Средней Азии, который имел в основном оседлое земледельческое население;
в) постепенная активизация политики России на среднеазиатском направлении в 40–50-х гг. XIX в. связана с переоценкой геополитической роли Среднеазиатского региона, который с момента первой англо-афганской войны 1838–1842 гг. и, в особенности, Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг. рассматривается как геостратегическое поле для создания угрозы основному геополитическому противнику РФ в мировой политике – Англии;
г) активное противостояние Англии и России в мировой политике после окончания Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг. привело к определенной изоляции России в европейской политике, а также к затруднениям в выходе на европейские рынки. В сложившейся геополитической обстановке Россия снова возвращается к периферийному среднеазиатскому направлению, которое в течение более ста лет являлось резервным в государственной геополитике.
Дополнительной и самой очевидной причиной геополитической экспансии в Среднюю Азию становится обеспечение безопасности степной границы протяженностью около 6 тыс. км. Совокупность данных причин и геостратегические реалии обстановки в Средней Азии привели в период 1864–1895 гг. к присоединению большей части региона к России, а также политическому подчинению (протектированию) остальной ее территории. Бухарское ханство с преимущественно оседлым таджикским населением занимает привилегированное положение в системе взаимоотношений РФ с регионом.
Выход России в Средней Азии на границы 1895 г. фактически завершил экспансию талассократических сил в центр Евразийского континента вплоть до 1991 г.;
д) в советский период в рамках фактически унитарного государства Средняя Азия играла в основном роль сырьевой базы и глубокого тыла Советского союза. Только в период 1919–1929 гг. Среднеазиатский регион стал плацдармом активной геополитической экспансии Советского союза на Среднем Востоке;
е) развал СССР в декабре 1991 г. привел к перестройке геополитических взаимоотношений РФ и стран Средней Азии. Рядом государств региона (Туркменистан, Узбекистан) была предпринята попытка кардинальной смены геополитической ориентации, что является делом намного более опасным и затруднительным, чем это представлялось элитам названных стран. Тем не менее, большая часть стран Среднеазиатского региона за 11 лет независимого развития достаточно определенно обозначили приверженность прежней теллурократической ориентации. Именно эти государства совместно с РФ на протяжении упомянутого периода предприняли усилия для достижения нового уровня интеграции (ЕврАзЭс; ОДКБ и др.).
Особенную роль в данном процессе играет Республика Таджикистан. Ее природные богатства, географическое положение, единственная среди государств Среднеазиатского региона принадлежность к иранскому миру делает эту страну уникальным геополитическим партнером РФ на всем Среднем Востоке.
В ближайшей (5–10 лет) и среднесрочной (до 20 лет) перспективе предполагается достижение нового уровня интеграции на пространстве СНГ под лидерством РФ. В Средней Азии в данном процессе, в первую очередь, будут принимать участие Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан. Неминуемо присоединение к данному процессу также Туркменистана и Узбекистана, что предполагает, тем не менее, прохождение ими в ближайшие 5–10 лет внутреннего социально-политического кризиса, вероятно, в форме гражданских войн и государственных переворотов. Вероятность и сроки названных социальных конфликтов связаны напрямую с интенсивностью политики США на Среднем Востоке в эти же годы и степенью вовлеченности Туркменистана и Узбекистана в талассократическую экспансию в Среднеазиатском регионе.
В соперничестве среди главных внешних геополитических акторов в регионе – США, России Ирана, Китая,– основную роль, без сомнения, будет играть противоборство США и России. Проводимая в Средней Азии политика США не учитывает культурное своеобразие, исторические особенности развития и многие другие компоненты сути стран Среднеазиатского региона и представляет собой внедрение достаточно примитивной клиентской системы.
По мнению ведущих экспертов России, внешняя политика РФ, в том числе и в Средней Азии, имеет немало недостатков, в том числе неразработанность генеральной концепции и негибкость средств проведения политических решений. Что касается центрально-азиатских государств СНГ, то за влияние на данном пространстве, за гегемонию борьба продолжится. Ее прологом может стать борьба за Туркмению. Здесь у США и РФ начинают вызревать принципиально различные подходы. Большие сложности у нас пока в Таджикистане. Самым спокойным в плане конкуренции между Вашингтоном и Москвой кажется Казахстан. Но движение к ЕЭП, инициатором которого был Казахстан, вызывает в США сильное раздражение. Поэтому не исключаю, что уже в будущем году американцы найдут какую-либо проблему между Казахстаном и Россией, чтобы поссорить два государства. Самое важное, чего сейчас РФ может достичь на постсоветском пространстве, – быстро пройти путь сближения с Казахстаном, чтобы мелкие разногласия уже не могли разрушить данный альянс.
Основная задача дальнейшего выстраивания системы геополитического взаимодействия РФ и стран Средней Азии в долгосрочной и краткосрочной перспективе - выработка задач и целей в системе национальных интересов всех перечисленных стран в отношении процесса интеграции. В качестве обобщенности результирующей оценки выполненной работы можно констатировать, что система геополитических взаимоотношений РФ и стран Средней Азии, которая последовательно сформировалась в период 1700–2005 гг., в настоящее время представляет собой устойчивый комплекс военно-политических, культурных и экономических связей, который имеет тенденцию к будущему устойчивому развитию.



Список использованных источников

1. Аналитический доклад «Центральная Азия – 2020: взгляд изнутри». Алматы, 2012. Дата обращения 12.11.2012. URL: http://www.ofstrategy.kz
2. Бейсембаев С. Ленин и Казахстан. 2-е изд., доп. и перераб. Алма-Ата: Казахстан, 1987.
3. Берковский Р. Центральная Азия так и осталась Средней Азией и Казахстаном: Организации «объединенных» наций // Central Asia Monitor. 2012. 12 окт.
4. Кожахметов А. Образование в условиях «экономики знаний» // Exclusive. 2012. № 6.
5. Международные отношения в Средней Азии: События и документы: Учеб. пособие для студентов вузов / А.Д. Богатуров, А.С. Дундич, В.Г. Коргун и др. М.: Аспект Пресс, 2011.
6. Торебаева М. Третейским судьей в Центральной Азии может быть только Россия. Узбекский политолог Рафик Сайфуллин трезво оценивает политику Путина в регионе // Голос Республики – калейдоскоп событий недели. 2012. 16 нояб.
7. Чжен Кун Фу. Геополитика Казахстана: между прошлым и будущим. Алматы: Жеті жарғы, 1999.



Бейсембаев С. Ленин и Казахстан. 2-е изд., доп. и перераб. Алма-Ата: Казахстан, 1987.
Кожахметов А. Образование в условиях «экономики знаний» // Exclusive. 2012. № 6.
Международные отношения в Средней Азии: События и документы: Учеб. пособие для студентов вузов / А.Д. Богатуров, А.С. Дундич, В.Г. Коргун и др. М.: Аспект Пресс, 2011.
Торебаева М. Третейским судьей в Центральной Азии может быть только Россия. Узбекский политолог Рафик Сайфуллин трезво оценивает политику Путина в регионе // Голос Республики – калейдоскоп событий недели. 2012. 16 нояб.
Аналитический доклад «Центральная Азия – 2020: взгляд изнутри». Алматы, 2012. Дата обращения 12.11.2012. URL: http://www.ofstrategy.kz
Берковский Р. Центральная Азия так и осталась Средней Азией и Казахстаном: Организации «объединенных» наций // Central Asia Monitor. 2012. 12 окт.
Чжен Кун Фу. Геополитика Казахстана: между прошлым и будущим. Алматы: Жеті жарғы, 1999.















2


3




6




29

1. Аналитический доклад «Центральная Азия – 2020: взгляд изнутри». Алматы, 2012. Дата обращения 12.11.2012. URL: http://www.ofstrategy.kz
2. Бейсембаев С. Ленин и Казахстан. 2-е изд., доп. и перераб. Алма-Ата: Казахстан, 1987.
3. Берковский Р. Центральная Азия так и осталась Средней Азией и Казахстаном: Организации «объединенных» наций // Central Asia Monitor. 2012. 12 окт.
4. Кожахметов А. Образование в условиях «экономики знаний» // Exclusive. 2012. № 6.
5. Международные отношения в Средней Азии: События и докумен-ты: Учеб. пособие для студентов вузов / А.Д. Богатуров, А.С. Дундич, В.Г. Коргун и др. М.: Аспект Пресс, 2011.
6. Торебаева М. Третейским судьей в Центральной Азии может быть только Россия. Узбекский политолог Рафик Сайфуллин трезво оценивает политику Путина в регионе // Голос Республики – калейдоскоп событий не-дели. 2012. 16 нояб.
7. Чжен Кун Фу. Геополитика Казахстана: между прошлым и буду-щим. Алматы: Жеті жарғы, 1999.

Арабская, среднеазиатская и еврейская философия средневековья

Арабская, среднеазиатская и еврейская философия средневековья

Расцвету схоластики в Западной Европе в X веке предшествовало прогрессивное развитие арабской философии, философии средней Азии и еврейской философии. Поворотным пунктом в развитии философии этих стран было усвоение учения Аристотеля в соответствии с новыми историческими целей и достижений науки, в частности математики, астрономии и медицины. Были разработаны многие оригинальные философские идеи. В этих регионах были достаточно талантливых, крупных и разносторонних мыслителей. Мы рассмотрим самые крупные из них.

Авиценна . Под этим именем был известен в Европе Ибн Сина; (980-1037) - универсальный мыслитель, философ и политик, астроном и алхимик, врач, поэт и музыкант. Им написано более 100 книг. Особой славой пользовался "Медицинский канон', остававшийся в течение веков одной из руководящих книг по теории и практике исцеления. Основным его философским трудом была энциклопедическая 'Книга исцеления', разделявшаяся на логику, физику, математику и метафизику. Авиценну называли "князем философов" и "князем врачей'. В самом деле, философских воззрениях он развивал идеи восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии, логики и отчасти онтологические концепции неоплатонизма. Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога; миру как вечной длительности во времени соответствует вечный Бог: а душа человека есть нечто бессмертное - она есть духовная форма тела (в аристотелевском смысле). В трактовке универсалий он исходит из того, что общие идеи существуют трояко: до вещей, в уме божественном, в вещи как сущность единства и после вещи в человеческом разуме, который абстрагирует общее из вещей. Труды авиценны были переведены в Европе, они были изучены и проанализированы сегодня; особенно ценны его медицинские идеи и удивительно утонченная практика врачевания. Некоторые основные учения, прославившие крупных западноевропейских философов X-го века, были заимствованы у авиценны и других арабоязычных мыслителей. Это, например, Авиценной различение сущности и существования.

Аверроэс - арабский философ Ибн Рушд (1126-1198), представитель восточной арстотелизма, автор и медицинских трудов. В трактате 'Опровержение коррекции', он отвергал нападки теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Им проведено разграничение рациональной религии, доступной менее образованных, и образноаллегорической религии, доступной всем, кто был одним из источников теории двойственной истины. Аверроэс исходили из признания вечности мира и безначальности первоматерии. Он относился к сотворенность мира Богом в том смысле, что Бог: "совечный миру', превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой Ум (Нус), в аристотелевском его понимании, рассматривается как вещество, безличная, общая для всех людей и воздействующая извне на души всех людей. Он отрицал идею бессмертия индивидуальной души. Эти идеи Аверроэса оказали большое влияние на развитие европейской средневековой философии.