Преступления коррупционной направленности: общая характеристика и квалификация
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 49 + 49 источников
- Добавлена 10.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика преступлений коррупционной направленности 7
1.1. Объект и объективная сторона преступлений коррупционной направленности 7
1.2. Субъект и субъективная сторона преступлений коррупционной направленности 20
Глава 2. Квалификация преступлений коррупционной направленности 28
2.1. Основы квалификации преступлений коррупционной направленности 28
2.2. Отграничение преступлений коррупционной направленности от других преступлений 36
Глава 3. Проблемы совершенствования и практики применения уголовного законодательства, регулирующего ответственность за преступления коррупционной направленности 45
3.1. Проблемы совершенствования уголовного законодательства, регулирующего ответственность за преступления коррупционной направленности 45
3.2. Проблемы практики применения уголовного законодательства, регулирующего ответственность за преступления коррупционной направленности 53
Заключение 60
Библиография 63
Приложения 69
Однако подобная квалификация возможна только при реальной совокупности преступлений. В том случае, когдаиспользование служебных полномочий стало способом завладения имуществом, тогда дополнительная квалификация по ст. 285 УК РФ вовсе не требуется.4. Не во всех случаяхудается на практике разграничить хищение, которое было совершено должностными лицами, и злоупотребление лицом должностными полномочиями.5. Могут допускаться ошибки, которые связанные также с определением стадии преступления, что способно повлечь за собой прекращение судом уголовного дела.Отдельные сложностиправоприменительные органы испытывают при доказывании мотива преступления – то есть тех личных побуждений, которые выступают в качестве обязательного признака такого состава преступления, как злоупотребление лицом своими должностными полномочиями. Например, это случаи привлечения должностных лиц к уголовной ответственности за нарушение ими учетно-регистрационной дисциплины. По данному вопросу Суды разных регионов принимают нередко противоречивые решения, что актуализирует необходимость выработки единого подхода к данному вопросу.Также укажем, что в качестве проблемы, которая требует своего решения, можно назвать и прекращение судами уголовных дел по причинедеятельного раскаяния, потому как раскаяние подсудимых выражалось фактически только в признании своей вины.В ряде отдельных случаях уголовные дела судами прекращаются по причине примирения сторон, что также является достаточно спорным. В первую очередь при совершении должностных преступлений вред причиняется именно службы в государственных либо муниципальных органах или учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, в государственных корпорациях, то есть нарушаются непосредственные законные интересы общества и государства в целом. При этом тот вред, который был причинен гражданам либо юридическим лицам, является только дополнительным либо факультативным объекта преступления.Выводы по третьей главеНесогласованность видов наказаний, которые закреплены в санкциях ст. 290, 291 и 2911 УК РФ обозначенных нормативных установлений, конечно же, обозначает внесения необходимых коррективов. Конфискация имущества в качестве меры противодействия коррупционным может стать весьма эффективной исключительно при том условии, что она из категории «иных мер уголовно-правового характера» перейдет сновав разряд видов уголовного наказания. Необходимо предусмотреть определенную ответственность за совершения коммерческого подкупа аналогично взяточничеству, при этом выделив как получение, так и дачу коммерческого подкупа в два отдельных состава, а также предусмотреть определенную ответственность в прямой зависимости от размера подкупа, дополнить при этом гл. 23 УК РФ новым составом, а именно: «посредничество в коммерческом подкупе».Проведенный анализ материалов прокуратур субъектов РФ в Северо-Западном федеральном округе по борьбе с коррупцией наглядно показывает, что кроме принятия основных мер, ориентированных на повышение эффективности работы, необходим несколько неординарный подход к решению данных вопросов. Этому в определенной степени может способствовать:1) достаточно широкое информирование населения о мероприятиях по борьбе с коррупцией непосредственно в системе государственной службы и их результатах, формирование механизмов постоянного контроля именно со стороны гражданского общества, в первую очередь через СМИ;2) повсеместное внедрение так называемых «горячих линий», по которым можно сообщать о фактах коррупции. Формировании практики публикации на специализированном сайте тех сообщений, которые получены по телефонам доверия и из других источников, о коррупционных правонарушениях;3) принятие антикоррупционных программ в регионах с обязательным учетом региональной специфики;4) разработка и последующее принятие этического кодекса государственных и муниципальных служащих, а также введение критериев оценки деятельности должностных лиц. Кроме этого, следует ввести антикоррупционную экспертизу правовых актов. Проводить данную экспертизу могут экспертные советы при Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ.Также необходимо установление ответственности не за любое без исключениянезаконное обогащение, а исключительно за то, которое было совершено как в крупном, так и особо крупном размерах. При этом его нижние пороги необходимо определить в законе. ЗаключениеНа настоящий момент окончательного понятая коррупция еще не сформировано. В общем, коррупция – это особое социальное явление, которое по своей сути заключается в разложении общества и государства, при котором государственные (муниципальные) служащие, лица, непосредственно уполномоченные на выполнение определенных государственных и отдельных управленческих функций, в их числе и в частном секторе, свое служебное положение, а также статус и авторитет занимаемой им должности используют вопреки установленным в данном обществе нормам права и морали, с целью личного обогащения либо в групповых интересах.Родовой объект коррупционных преступлений составляетгруппу таких общественных отношений, которые обеспечивают легитимность,нормальное функционирование органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. Видовым объектом коррупционных преступлений можно назвать совокупность общественныхотношений, которые призваны обеспечивать законную деятельность органов власти всех уровней, а также муниципальных учреждений, предприятий и организаций. Можно выделить два непосредственных объектакоррупционных преступлений. В качестве основного непосредственного объекта такого рода преступлений являются интересы службы в органах государственной власти и органов местногосамоуправления. В свою очередь вторым будут выступать общественные отношения, обеспечивающие неподкупность государственной муниципальной власти и ее авторитет средиграждан.Основная роль в системе коррупционных преступлений приходится на те преступления, которые совершаются специальным субъектом – то есть физическим лицом, которое использует свое должностное положение. С позиции российского уголовного закона этот субъект – это или должностное лицо, или лицо, которое выполняет управленческие функции как в коммерческой, так и иной организации, так как признаки именно данных видов служащих весьма ясно обозначены в УК РФ. Именно то лицо, которое наделено управленческими полномочиями является необходимымучастником коррупционных отношений, и его поведение в качестве участника данных отношений способно содержать состав коррупционного преступления. При этом специфика субъективной стороны коррупционных преступлений соспециальным составом заключается в наличии не только корыстного мотива,но также и корыстной цели. Преступление коррупционной направленности от других составов преступлений отличается как особым субъектом их совершения, так и спецификой осуществляемого доказывания самого события преступления. При этом в круг потенциальных субъектов коррупционных преступлений в непосредственной зависимости от состава конкретного преступления входить могут те должностные лица, признаки которых были указаны в примечаниях к ст. 285, 318 Уголовного кодекса РФ, а также другие сотрудники органов как государственной, так и муниципальной власти.Проведенный нами анализ позволяет выявить такие спорные моменты, которые возникают в процессе проведения квалификации преступлений коррупционной направленности, как: осуществление отграничения единого сложного преступления при выполнении взяточничество от множественностипреступлений; специфика взяточничества (коммерческий подкуп) выполненного в соучастии; признание либо непризнание услуг неимущественного характера в качестве предмета взятки(или коммерческого подкупа); осуществление разграничения взятки и подарка;дача лицом взятки именно в безналичной форме и др.В этом отношении необходимо указать, что приведение современной правоприменительной практики при квалификациипреступлений коррупционной направленности к единообразию в первую очередь к минимуму сведет усмотрениеправоприменителя при рассмотрении дел обозначенной категории преступлений, что являться будет в качестве одногоиз механизмов, который будет способствующих более эффективному противодействию коррупции.В качестве совершенствования законодательства в плане противостояния коррупции нами предлагается исключить такие слова, как «по заявлению руководителя этой организации или с его согласия», из ст. 23«Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации» из УПК РФ. Кроме этого, нами рекомендуется изменить формулировку ст. 285.1. гл. 30 УК РФ, через исключение из состава фраз «...получателя бюджетных средств... » и «... в крупном размере...».Необходимо предусмотреть определенную ответственность за совершения коммерческого подкупа аналогично взяточничеству, при этом выделив как получение, так и дачу коммерческого подкупа в два отдельных состава, а также предусмотреть определенную ответственность в прямой зависимости от размера подкупа, дополнить при этом гл. 23 УК РФ новым составом, а именно: «посредничество в коммерческом подкупе».Несогласованность видов наказаний, которые закреплены в санкциях ст. 290, 291 и 2911 УК РФ обозначенных нормативных установлений, конечно же, обозначает внесения необходимых коррективов. Конфискация имущества в качестве меры противодействия коррупционнымможет стать весьма эффективной исключительно при том условии, что она из категории «иных мер уголовно-правового характера» перейдет снова в разряд видов уголовного наказания. Следует ввести антикоррупционную экспертизу правовых актов. Проводить данную экспертизу могут экспертные советы при Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ.Предупреждение и борьба с коррупцией должна в себя включать следующие меры: правовые; организационные; меры социально-экономического характера; а также воспитательно-идеологические меры. Именно совокупность мер способна быть эффективной в борьбе с коррупцией
I. Нормативные правовые источники
1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12. 1993) (в ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ; от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 9. – Ст. 851.
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о разработке Конвенции против коррупции // Документы ООН. – М.: Норма 2012. -С. 53 - 55.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 22 нояб. 2016 г. № 392-ФЗ) // Собрании законодательства РФ. 2001 г. № 52. Ст. 4921.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрании законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25 Ст. 2954.
5. Федеральный закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрании законодательства РФ от 29 дек. 2008 г. № 52 (ч. I). Ст. 6228..
6. Указ Президента РФ от 1 апр. 2016 г. №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. – (дата обращение 22.03.2017)
7. Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 1 февр. 2016 г. № 65/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. – (дата обращение 22.03.2017).
8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Рос. газ. – 2013. – № 6130. – С. 4.
9. Постановление от 16 окт. 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. – (дата обращение 22.12.2016).
10. Определение ВС РФ от 10 марта 2016 г. N 85УД1512 // СПС КонсультантПлюс. 2016.
11. Апелляционное определение ВС РФ от 27 августа 2014 г. № 86АПУ1412 // СПС КонсультантПлюс. 2016.
12. Приказ Следственного комитета России от 28 дек. 2012 г. № 88 «Об утверждении статистического отчета «Сведения о деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по противодействию коррупции»» // СПС КонсультантПлюс. 2013.
Литературы
13. Абдурасулова, Қ. Коррупция / К. Абдурасулова. – Ташкент, 2014. – 234 с.
14. Абрамов А.М. Коррупционные преступления: незаконное участие в предпринимательской деятельности / А.М. Абрамов, С.Н. Иванов // Оперативник (сыщик). – 2014. – 3. – С. 12 - 14.
15. Авдеев В.А. Государственная политика РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности В.А. Авдеев О.А. Авдеева // Рос. юстиция. – 2015. – № 5. – С. 20 - 22.
16. Бабий Н.А. Квалификация взяточничества по уголовному праву России: монография. Н.А. Бабий. – М.: Юрлитинформ, 2014. – 244 с.
17. Блинников В.А. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. учебник / В.А. Блинников. -. М.: Проспект, 2016. – 1254 с.
18. Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL. //http://www.crime.vl.ru/indeх. – Загл. с экрана. – (дата обращение 10.02.2017).
19. Боярская А. В. Проблемы квалификации преступлений, совершаемых в интересах юридических лиц / А. В. Боярская // Вестн. Омск. ун-та. Сер. «Право». – 2014. – № 1 (38). – С. 199-204.
20. В Следственном комитете состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы следственных органов за минувший год и задачам на 2016 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : http://sledcom.ru/news/item/898707/?print=1. – Загл. с экрана. – (дата обращение 10.03.2017).
21. Вейберт С.И. Взяточничество: проблемы квалификации и назначения наказания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С.И. Вейберт. – Челябинск, 2007. – 28 с.
22. Волженкин Б.В. Коррупция, как социальное явление / Б.В. Волженкин // Чистые руки. – 2009. – №1. – С.137 - 139.
23. Волков К.А. Коррупционные преступления в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации / К.А. Волков // Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям : сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. – М., 2013. – 127 с/
24. Воробьев А.В. Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями коррупционной направленности против интересов службы в органах местного самоуправления: дис…. канд. юридич. наук. – Калиниград, 2016. – 244 c.
25. Доклад Генерального прокурора на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : http://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-723904. – Загл. с экрана. – (дата обращение 10.02.2017).
26. Долгова А.И. Реагирование на коррупцию: практика противодействия в России и направления оптимизации борьбы / А.И. Долгова // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. – М.: Рос. криминологич. ассоциация, 2015. – С. 7 - 24
27. Джонстон М. Поиск определений: качество политической жизни и проблема коррупции. Международное жюри социальных наук / М. Джонстон, Дж. С. Наем. – Париж, 2013. – 86 с.
28. Зеленкин В.Л. Общие вопросы квалификации коррупционных преступлений / В.Л. Зеленкин // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2015. – № 13 (368). – С. 84-89.
29. Зуфаров Р.А. Коррупция. Закон. Ответственность. Монография / Р.А. Зуфаров. – Ташкент:ТГЮИ. 2015. – 254 с.
30. Катаев Н.А. Обсуждение проблемы борьбы с коррупцией. Круглый стол / Н.А. Катаев, Л.В. Сердюк // Государство и право. – 1993. – № 2. – С. 134 - 137.
31. Ким Е.П. Понятие коррупционного преступления: конфликт интересов на службе как основа коррупционного преступления / Е.П. Ким, А.В. Быков // Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям : сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. – М., 2013. – C. 60. – 61.
32. Коваль А.В. К вопросу о понятии коррупции и объекте преступлений коррупционной направленности (уголовно-правовой аспект) / А.В. Коваль // Следователь. - 2013. - № 10. - С. 21 - 28.
33. Криминология: учебник / под общ. ред. А. И. Долговой. – М.: Закон,2012. – 612 с.
34. Криминология : учебник / отв.ред. М.Х. Рустамбаев. – Ташкент: ТГЮИ, 2015. – 498 с.
35. Кузнецова О.А. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией: проблемы и эффективность / О.А. Кузнецова // Вестн. Тамб. гос. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. – 2014. – № 3. – С. 40 - 43.
36. Лунеев В.В. Нерешённые проблемы борьбы с коррупцией / В.В. Лунеев // Чёрные дыры в российском законодательстве. – 2016. – № 2. – C. 22 - 24.
37. Максимов С.В. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы / С.В. Максимов // Проблемы борьбы с коррупцией. – М., 2013. – С. 241 - 244.
38. Миненок М.Г. К вопросу о борьбе с коррупцией / М.Г. Миненок // Вестн. Балтийск. федерал. ун-та им. И. Канта. – 2013. – Вып. 8. - С. 37 - 39.
39. Панченко П.Н. Квалификация должностных преступлений, совершаемых в сфере экономики : учеб. пособие / П.Н. Панченко. – Н..Новгород, 2015. – 364 с.
40. Репецкая А.Л. Транснациональная коррупция / А.Л. Репецкая // Организованная преступность и коррупция. Исследования, Обзоры, Информация. – Екатеринбург. – 2010. – №1. – С. 5 - 7.
41. Российское уголовное право: учебник. В 2 т. Т. 2: Особенная часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комисарова, А.И. Рарога. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. – 644 c.
42. Савенко И.А. Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупционной преступностью / И.А. Савенко // Общество и право. – 2012. – № 3. – С. 20 - 22.
43. Туганов Ю.Н. Некоторые аспекты правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с коррупцией / Ю.Н. Туганов // Публичное и частное право. – 2014. – № 2. – С. 48 - 50.
44. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / под ред. Г.Н. Борзенкова, B.C. Комиссарова. – М., 2014. – 456 с.
45. Уголовное право России. Особенная часть / под ред. А.И. Рарога. – М., 2016. – 522 с.
46. Уровень восприятия коррупции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://ria.ru/society/20111201/503135867.html. – Загл. с экрана. – (дата обращение 10.05.2017).
47. Фогль Ф. Обуздание коррупции: успехи в борьбе с взяткодателями / Экономические перспективы. Информационного агентства США. Том 3. №5. 1998, нояб. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: URL:http://sia.gov/itps/1198/ijpe1198.htm. – Загл. с экрана. – (дата обращение 11.12.2017).
48. Черепанова Е.В. Правовые проблемы квалификации преступлений коррупционной направленности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. – (дата обращение 29.02.2017).
49. Юридическая энциклопедия / под ред. А.С. Севина. – М.: Зерцало, 2003. – 944 с.
Вопрос-ответ:
Что понимается под преступлениями коррупционной направленности?
Преступлениями коррупционной направленности понимаются противоправные действия или бездействие, совершаемые с целью получения незаконной выгоды в области государственной службы, муниципальной службы, коммерческой деятельности или других сферах, которые уголовно запрещены и преследуются по закону.
Что является объектом преступлений коррупционной направленности?
Объектом преступлений коррупционной направленности могут быть государственные или муниципальные интересы, государственные или муниципальные службы, коммерческие интересы, а также другие сферы, в которых происходят коррупционные действия.
Кто может быть субъектом преступлений коррупционной направленности?
Субъектом преступлений коррупционной направленности могут быть государственные служащие, муниципальные служащие, сотрудники коммерческих организаций или любые другие лица, совершающие коррупционные действия.
Какие являются основы квалификации преступлений коррупционной направленности?
Основы квалификации преступлений коррупционной направленности могут быть основаны на нарушении законов о государственной службе, муниципальной службе, коммерческой деятельности, а также нарушении антикоррупционных законов и нормативных актов.
Как отграничить преступления коррупционной направленности от других преступлений?
Преступления коррупционной направленности отграничиваются от других преступлений в зависимости от нарушенных законов и сфер, в которых они совершаются. Также отграничение может осуществляться по способу совершения конкретного коррупционного действия.
Какие признаки характерны для преступлений коррупционной направленности?
Преступления коррупционной направленности характеризуются следующими признаками: взяточничество, мошенничество, превышение должностных полномочий, злоупотребление полномочиями, содействие к коррупционным действиям, неправомерная выгода и другие.
Кто может быть субъектом преступлений коррупционной направленности?
Субъектом преступлений коррупционной направленности могут быть должностные лица государственных органов, представители организаций, частные лица, совершающие коррупционные действия в сотрудничестве с должностными лицами, а также физические и юридические лица, оказывающие взятку или причиняющие ущерб какой-либо организации или государству.
Какие основы используются при квалификации преступлений коррупционной направленности?
Основами квалификации преступлений коррупционной направленности являются признаки, предусмотренные Уголовным кодексом, а также специальные законы, регулирующие преступления коррупционной направленности.
Как отграничить преступления коррупционной направленности от других преступлений?
Отграничение преступлений коррупционной направленности от других преступлений осуществляется на основе конкретных признаков и обстоятельств совершения преступления. Например, признаки взяточничества, мошенничества и превышения должностных полномочий могут свидетельствовать о преступлениях коррупционной направленности.
Какие меры могут применяться к лицам, совершившим преступления коррупционной направленности?
К лицам, совершившим преступления коррупционной направленности, могут применяться различные меры, включая наказание в виде лишения свободы, штрафы, лишение права занимать определенные должности и др. Также могут применяться меры по взысканию ущерба, нанесенного какой-либо организации или государству.
Что такое преступления коррупционной направленности?
Преступления коррупционной направленности - это преступления, связанные с злоупотреблением должностным положением в целях получения незаконной выгоды. Такие преступления включают такие деяния, как взяточничество, мошенничество, подкуп чиновника и другие.
Каковы объект и объективная сторона преступлений коррупционной направленности?
Объектом преступлений коррупционной направленности является охраняемые законом общественные отношения, связанные с борьбой с коррупцией. Объективная сторона преступлений коррупционной направленности состоит из внешних признаков деяния: деятельности, метода, способа и условий совершения преступления.