Политические партии и и партийные системы
Заказать уникальный доклад- 18 18 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 09.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Основная часть 3
Заключение 16
Библиография 17
Важным косвенным преимуществом двухпартийной системы А. Лейпхарт считает то, что она необходима для формирования стабильного и эффективного однопартийного правительства.Автор утверждает, что основной проблемой многопартийной системы можно считать тот факт, что чем больше количество разноречивых групп, составляющих большинство, тем сложнее угодить им всем, и тем слабее и нестабильнее положение правительства. В определенном смысле с исследователем можно согласиться, поскольку правительство, сформированное из множества разрозненных лоскутков далеко не всегда способно найти компромисс. Но вместе с тем, меньшее количество политических сил далеко не всегда способно выразить интересы всех социальных слоев и групп. Поэтому данное утверждение А. Лейпхарт является для нас мягко сказать далеко не бесспорным.Основным вопросом в рамках работы данного исследователя является вопрос об оптимальном количестве партий, участвующих в политическом процессе и борьбе за власть. Идя в своих размышлениях через критику идей Сартори, о которых говорилось выше, А. Лейпхарт указывает, что для того, чтобы говорить об оптимальном количестве партий, находящихся у власти, необходимо реализовывать классификацию партийных систем, которая учитывала бы как количество партий, так и их размер. Имеет значение не просто реальное наличие партий и их участие в политической жизни страны, а также то, каков электорат той или иной партии. Это фактически означает, что если в стране имеет место быть две основные партии и несколько небольших, то это необходимо учитывать. Факт остается фактом: две основные партии вполне способны выражать интересы достаточно большого количества людей. Вместе с тем, небольшие партии, которые все же пробились в систему высших эшелонов власти и вступили там в союз, также способны выражать интересы достаточно большого круга электората, так что достаточно логичным является такое замечание А. Лейпхарта.Другое дело, что это ни коим образом не противоречит идеям, которые высказал Сартори, поскольку тот говорил только о том, каков механизм подсчета политических партий, а не о том, какова политическая партийная система является предпочтительной.Из сказанного уже можно сделать вывод, что в среде американских исследователей сложилось мнение, то однопартийная система является мягко говоря не самой лучшей и корректной, поскольку она достаточно труднореализуема и устойчива с точки зрения выражения большей части умонастроений электората и легко может быть трансформирована в какую-либо другую систему при достаточно явном формировании нового политического режима. В зависимости от условий может сформироваться определенный политический режим. Вместе с тем, калькулирующий метод подсчета показывает нам, что достаточно легко и эффективно отыскать необходимое количество партий и узнать о структуре партийной системы. Наиболее эффективной партийной системой для американских исследователей является двухпартийная система, но такая, при которой возможно существование двух основных политических партий и множества маленьких. Такая система была названа А. Лейпхартом «двух-с-половиной партийной системой».Такая политическая партийная система предполагает тот факт, что индекс всех партий, которые принимают участие в политическом процесс примерно составляет 45% – 40% – 15%. Здесь в процентах заключается как количество мест в органах высшей власти, так и мера влияния политических партий в самом политическом процессе.Далее, А. Лейпхарт указывает на наличие проблемы подсчета партий разных размеров решается путем использования эффективного числа партий. Здесь проблема заключается в том, что партии могут быть настолько похожими, что кажутся близнецами, как, например, в Германии (ХДС и ХСС). С другой стороны, партии внутренне могут оказаться фрактальными, то есть достаточно разрозненными по своей структуре и целям.Для того, чтобы указать, стоит ли учитывать партии, достаточно близкие, А. Лейпхарт вводит четыре критерия:политические партии обычно соревнуются за голоса избирателей на выборах. Если этот четкий критерий выполняется, то можно считать, что перед нами двухпартийная система;второй критерий связан со степенью сотрудничества между партиями в парламенте, в частности с тем, формируют ли партии единую партийную парламентскую группу и фракционный комитет;для формирования партийной системы имеет значение, как ведут себя партии при формировании правительства: участвуют ли они вместе в правительстве или в оппозиции, или одна партия может войти в правительство, а другая остаться в оппозиции;время: тесно связанные партии имеет смысл учитывать как одну, только если они сотрудничают на протяжении долгого времени. Для описанных выше пяти партий характерны какпродолжительность.В случае же с фракционными партиями основная проблема заключается в том, что они представялют собой как бы две равнозначные партии, что затрудняет их восприятие как целостные самостоятельные политические образования. В таком ракурсе А. Лейпхарт предлагает следующую механику решения проблемы классификации таких партий и способов классификации их деятельности: нужно рассматривать каждую фракционированную партию как две партии одинакового размера. Адалее исчислять среднее число фактических чисел, рассчитанных сначала как в случае с одной партией, а затем – с двумя равными.Таким образом, фракционированные партии учитываются какполторы партии – совершенно так же, как предлагалось делать в случае стесно связанными партиями.Практическое применение всех выше представленных теорий и тезисов заключается в том, насколько эффективными становятся действия политических партий, участвующих в политическом процессе и в реализации властных полномочий. А. Лейпхарт приводит достаточно большую статистику в виде таблицы, из которой следует, что наличие большого количества партий в различных странах, то есть фактическое существование в них многопартийной системы, не приводит к принципиальному повышению эффективности реализации властных отношений в этих странах. По крайней мере это касается долгосрочной перспективы. Что касается среднесрочной перспективы, то американский исследователь говорит о том, что повышение эффективности носит исключительно локальный характер – речь идет о том, что повышение эффективности управления государством немного увеличивается только в некоторых случаях в некоторых странах, но принципиально достигнуть улучшения качества властвования при многопартийной системе не получается.Остается еще один вопрос, связанный с критериями различения партий. Автор работы «Партийные системы» выделяет несколько таких критериев:социально-экономическое измерение как основание, по которому выстраивается программа партии по решению социальных и экономических проблем общества;религиозное измерение, предполагающее стремление и необходимость решения партиями религиозного вопроса внутри страны;культурно-этническое измерение, в рамках которого встает вопрос о решении проблем, связанных с проблемой миграции, а также взаимодействия множества этносов и культур, представители которых проживают на одной территории;проблемное измерение «село – город»;проблемное измерение «поддержка режима»;проблемное измерение «внешняя политика»;постматериалистическое проблемное измерение.На основании выделенных измерений А. Лейкхарт предлагает вводить критерии выделения партий и, как следствие, партийных систем.ЗаключениеВ заключении мы можем сказать, что все существующие виды партийных систем имеют свои преимущества и недостатки. Основная проблема в представленных работах, заключается в том, каким образом подходить к определению типа партийной системы. Существующие различные подходы дают разные возможности. В представленных работах американских мыслителей утверждается, то количественный метод при учете определенных оговорок является достаточно эффективным при определении типа партийной системы.Учитывая, что все три исследователя являются американцами, неудивительно, что все ратовали за то, что двухпартийная система является наиболее эффективной при формировании политического процесса и реализации политической власти. При это все трое критикуют однопартийную и многопартийную систему, говоря о неэффективности и других проблемах этих систем.В конечном счете можно прийти к выводу о том, что это – одно из мнений ученых, с которым можно согласиться или нет, но учитывать его приходится, поскольку в данной концепции имеет место определенная аргументация.БиблиографияМагалони Б., Кричели Р. Политический порядок и однопартийная система // Политическая наука. 2015. - №1.Сартори Дж. «Партии и партийные системы: рамки анализа» // Партии и выборы: Хрестоматия. – Ч.1. – М., 2004. – С. 14-26.Лейпхарт А. «Партийные системы. Двухпартийные и многопартийные системы»// Партии и выборы: Хрестоматия. – Ч.1. – М., 2004. – С. 27 - 49.
1. Магалони Б., Кричели Р. Политический порядок и однопартийная система // Политическая наука. 2015. - №1.
2. Сартори Дж. «Партии и партийные системы: рамки анализа» // Партии и выборы: Хрестоматия. – Ч.1. – М., 2004. – С. 14-26.
3. Лейпхарт А. «Партийные системы. Двухпартийные и многопартийные системы» // Партии и выборы: Хрестоматия. – Ч.1. – М., 2004. – С. 27 - 49.
Вопрос-ответ:
Зачем нужны политические партии?
Политические партии являются основой демократических систем и представляют интересы различных групп населения. Они помогают мобилизовать избирателей, формировать общественное мнение и участвовать в политическом процессе.
Каким образом двухпартийная система способствует формированию стабильного правительства?
Двухпартийная система позволяет избирателям сосредоточиться на двух основных политических альтернативах. Это способствует упорядочиванию политического пространства и облегчает выбор, что в конечном итоге может привести к формированию стабильного и эффективного правительства.
Какие недостатки имеет многопартийная система?
Основным недостатком многопартийной системы является сложность формирования стабильного правительства. Чем больше количество разноречивых групп составляющих большинство, тем сложнее угодить им всем и тем нестабильнее становится положение правительства.
Какие преимущества можно назвать у двухпартийной системы?
Двухпартийная система способствует формированию более устойчивых коалиций и позволяет избирателям легче ориентироваться в политическом пространстве. Кроме того, она сокращает количество политических фракций, что упрощает принятие решений и формирование стабильного правительства.
Что говорит А. Лейпхарт о преимуществах двухпартийной системы?
А. Лейпхарт считает, что двухпартийная система необходима для формирования стабильного и эффективного однопартийного правительства. Это связано с тем, что она упорядочивает политическое пространство и облегчает выбор избирателям, что способствует повышению эффективности политической системы.
В чем состоит преимущество двухпартийной системы?
Преимуществом двухпартийной системы является ее способность формировать стабильное и эффективное однопартийное правительство.
Какую проблему может вызвать многопартийная система?
Главной проблемой многопартийной системы является сложность угодить всем разноречивым группам, составляющим большинство, что делает положение правительства менее стабильным и нестабильным.
Для чего политическим партиям необходимы партийные системы?
Партийные системы необходимы политическим партиям для создания организованной и структурированной среды, в которой они могут конкурировать за власть и влияние.