Кантата "мерекелiк" Мансура Сагатова
Заказать уникальную дипломную работу- 43 43 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 14.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Кантата «Мерекелiк» Мансура Сагатова 6
1.1 История создания кантаты 6
1.2 Полный поэтический текст с переводом 9
1.3 Форма и тональный план кантаты 12
1.4 Особенности хоровой фактуры кантаты 21
Глава 2. Исполнительский анализ 24
2.1 Задачи хормейстера 24
2.2 Хоровая фактура и особенности работы над ней 30
2.3 Вокальные иинтонационные трудности и способы их преодоления 34
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение. Иллюстрации 43
Вторая глава дипломной работы посвящена исполнительскому анализу кантаты. Здесь были отмечены общепрофессиональные задачи хормейстера, которые актуальны при разучивании и исполнении любого хорового сочинения, и узкопрофессиональные задачи, связанны с исполнением именно этого сочинения. К последним были отнесены:Работа с дикционно-орфоэпическим ансамблем.Работа над строем хора. Особенности хоровой фактуры ставят перед хормейстером задачу построения чистых, точных трезвучий в шестиголосии при наличии хроматических созвучий в других разделах музыкальной формы. Работа над построением ансамбля солиста, симфонического оркестра (или фортепиано) и хора.Второй параграф второй главы дипломной работы посвящен отдельно приемам работы с хоровой фактурой кантаты Мансура Сагатова. Многообразие видов фактуры ставит перед хормейстером задачу построения исполнительского плана таким образом, чтобы хоровая фактура стала важным образным средством. А каждый тип фактуры должен быть проработан с хором с учетом его специфики.Заключительный параграф второй главы дипломной работы «Вокальные и интонационные трудности и способы их преодоления». Особенности тональной организации, наличие хроматизмов в мелодии и резких тональных сдвигов в сочетании с диатоникой, высокая тесситура ставят перед дирижером хормейстером задачу преодолеть данные трудности в исполнительском процессе. Для этого рекомендовано:Учитывать высокую тесситуру при распевании хора. Сопрано распевать до «до» третьей октавы, должен быть запас для исполнения звука си бемоль второй октавы.Проработать партии отдельно с теми солистами, которые испытывают трудности при исполнении партии. Обратить внимание на характер исполнения, не акцентировать внимание на преодолении высоких звуков во избежание мышечного напряжения.При работе с хором дирижеру хормейстеру придется продумать собственный жест при подготовке высокого звука. Нужно подготовить вокально-певческую позицию.Также необходимо добавить, что преодоление всех вокально-интонационных трудностей должно быть ориентировано на образ, характер произведения. Хормейстер организует работу коллектива таким образом, чтобы с первых репетиций готовить хор к концертному выступлению.В заключениидипломной работы даны общие выводы в соответствии с целями и задачами, поставленными во введении.Спасибо за внимание!
1. Анисимов, А. Дирижёр-хормейстер: творч.-метод. зап.. - Л. : Музыка, 1976. - 159 с.
2. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве. - Л.: Музыка, 1980.-215 с.
3. Виханская А. М. О некоторых особенностях развития кантаты в России // Невские хоровые ассамблеи : материалы конференции. - М.: ВХО, 1984. - С. 141-144.
4. Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения. - М.: Музыка, 1987. - 95 с.
5. Келдыш, Ю. В. Оратория, кантата // Очерки советского музыкального творчества. Т. 1. - М. - Л.: Музгиз, 1947. - 265 с.
6. Краснощёков, В. И. Вопросы хороведения. - М.: Музыка, 1969. - 300 с.
7. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1967. - 752 с.
8. Максимов, С. Е. Певческий строй. - М.: Музыка, 1967. - 153 с.
9. Мансур Сагатов. Сборник статей музыковедов Казахстана. Серия: «Композиторы Казахстана». Выходные данные.
10. Мусин, И. Я. Техника дирижирования. 2-е изд. - СПб.: Просветит.-изд. центр «ДЕАН-АДИА-М»: Пушкин.фонд, 1995. - 296 с.
11. Ольхов, К. А. Теоретические основы дирижерской техники. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1984. - 160 с.
12. Переверзев, Н. Исполнительская интонация. - М.: Музыка, 1989. - 207 с.
13. Пигров, К. К. Руководство хором. - М.: Музыка, 1964. - 220 с.
14. Птица, К.Ю. Очерки по технике дирижирования хором. - М.-Л.: Музгиз, 1948. -160 с.
15. Сагатов, Мансур // Музыкальная энциклопедия. Том 3. Под редакцией Ю. Келдыша. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - 552 с.
16. Сагатов, Мансур // Музыкальный энциклопедический словарь. Под редакцией Ю. Келдыша. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.
17. Садовников, В. И. Орфоэпия в пении. - М.: Музгиз, 1958. - 80 с.
18. Семенюк, В. О. Заметки о хоровой фактуре. – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2000. – 176 с.
19. Сивизьянов, А.С. Дирижерское выражение музыкальных элементов и стилей. - Шадринск: ПО Исеть, 1997. - 372 с.
20. Скребкова-Филатова, М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. - М.: Музыка, 1985.-285 с.
21. Сохор, А. Н. Ораториально-кантатная и хоровая музыка // Музыка XX века: Очерки. В 2 ч. Ч. 2. Кн. 3. - М.: Музыка, 1980. С. 312-345.
22. Способин, И. В. Музыкальная форма: уч. пособие. -М.: Музыка, 1980.-400 с.
23. Уколова, Л. И. Дирижирование: учеб.пособие. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 207 с.
24. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: уч. пособие. - СПб.: Лань, 2001. - 496 с.
25. Хохловкина, A. Пути развития советской оратории и кантаты // Советская музыка. - 1949. - № 3.
26. Чесноков, П. Г. Хор и управление им. - М. :Госмузиздат, 1961. - 241 с.
27. Чогошвили, М.А. Принципы цикличности в кантатах и ораториях советсвих грузинских композиторов. Автореф. канд.дис. - Тбилиси, 1990. - 26 с.
28. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах. - М.: Классика-XXI, 2002. - 801 с.
29. Ширинян, Р. Оратория и кантата. - М.:Музыка, 1960 с. - 40 с.
Вопрос-ответ:
Какая история создания кантаты?
Кантата "Мерекелік" была создана Мансуром Сагатовым. Она была написана в рамках его дипломной работы и представляет собой произведение для хора и солистов. Мансур Сагатов сам написал музыку и текст кантаты.
Какова форма и тональный план кантаты?
Кантата "Мерекелік" имеет форму классической кантаты и состоит из трех глав. Первая глава содержит одно музыкальное произведение, вторая глава разделена на три части, а третья глава также состоит из трех частей. Кантата написана в основном тональности ми-бемоль мажор, хотя встречаются и другие тональности.
Какие особенности хоровой фактуры кантаты?
Хоровая фактура кантаты "Мерекелік" характеризуется многочисленными изменениями тембров, динамическими рисунками и использованием различных голосовых партий. В некоторых частях кантаты также присутствуют солоистические партии.
Какие задачи ставит перед собой хормейстер при исполнении кантаты?
Хормейстер при исполнении кантаты "Мерекелік" должен обеспечить четкую и слаженную работу хора, правильное исполнение музыкальных фраз, точность в интонировании и динамике. Он также должен внимательно следить за солистами и поддерживать баланс звучания между хором и солистами.
Какие вокальные и интонационные трудности могут возникнуть при исполнении кантаты и как их преодолеть?
При исполнении кантаты "Мерекелік" могут возникнуть сложности с контролем диапазона голоса, сложными интонационными переходами и высокими нотами. Для преодоления этих трудностей рекомендуется тщательная работа над дыханием, правильная подготовка голоса и многократное повторение трудных участков.
Когда была создана кантата "Мерекелiк Мансура Сагатова"?
Кантата "Мерекелiк Мансура Сагатова" была создана в ???.
Что включает в себя первая глава кантаты "Мерекелiк Мансура Сагатова"?
Первая глава кантаты "Мерекелiк Мансура Сагатова" включает в себя разделы: история создания кантаты, полный поэтический текст с переводом, форма и тональный план кантаты, особенности хоровой фактуры.
Какие задачи стоят перед хормейстером при исполнении кантаты "Мерекелiк Мансура Сагатова"?
Хормейстер при исполнении кантаты "Мерекелiк Мансура Сагатова" ставит перед собой задачи: подготовка хористов, работа над хоровой фактурой, преодоление вокальных и интонационных трудностей.
Какие особенности хоровой фактуры присутствуют в кантате "Мерекелiк Мансура Сагатова"?
Кантата "Мерекелiк Мансура Сагатова" имеет особенности хоровой фактуры, такие как ???.
Какие вокальные и интонационные трудности возникают при исполнении кантаты "Мерекелiк Мансура Сагатова" и как их можно преодолеть?
При исполнении кантаты "Мерекелiк Мансура Сагатова" возникают вокальные и интонационные трудности, такие как ???, и их можно преодолеть путем ???.
Что такое кантата "Мерекелiк"?
Кантата "Мерекелiк" – это музыкальное произведение композитора Мансура Сагатова, написанное в трех главах. Она является одной из известных кантат в казахстанской музыкальной культуре.
Какова история создания кантаты "Мерекелiк"?
Кантата "Мерекелiк" была создана композитором Мансуром Сагатовым. Она была написана в трех главах и включает полный поэтический текст с переводом. Кантата имеет особенности в хоровой фактуре и требует особого исполнительского анализа.