Фирма в условиях чистой монополии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономическая теория
  • 19 19 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 12.06.2017
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Монополия как рыночная структура: сущность, виды, последствия 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. Виды и последствия монополии 6
1.3. Цели и сущность антимонопольного регулирования 8
Глава 2. Антимонопольная политика в России 10
2.1. Исторические основы развития и особенности монополии в РФ 10
2.2. Основные направления антимонопольной политики в России 12
2.3. Антимонопольная деятельность в РФ 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Так, 2013-2014 гг. считаются очень плодотворными с точки зрения внесения изменений в антимонопольном законодательстве и стимулировании конкуренции РФ. Рассмотрим данные инновации более подробно. Так, согласно ФЗ от 28.12.2013 №423 отменяется уведомительный контроль за сделками (действиями) по экономической концентрации. Эта поправка существенно уменьшает административную нагрузку на малое и среднее предпринимательство, и соответственно, снижает издержки, а также позволяет антимонопольным органам сконцентрироваться на крупных сделках, приводящих к существенному увеличению рыночной доли компаний. Это говорит в пользу повышения эффективности антимонопольного регулирования.Помимо штрафов, размеры которых весьма внушительны, еще одной мерой наказания в случае нарушения антимонопольного законодательства является персональная ответственность должностных лиц компаний (лишение свободы, пени, штрафы и дисквалификация). Данная санкция появилась относительно недавно и пришла с Запада, однако более распространённой является привлечение к уголовной ответственности.Среди эффективных мер, способствующих стимулированию конкуренции на российском рынке, можно отметить усиление контроля, в том числе и сто стороны общественности за порядком и механизмом приобретения товаров и услуг для государственных нужд посредством организации тендеров. В частности, обязательным элементом стало допущение малых и средних компаний к участию в соответствующих торгах. Действительно, антимонопольное законодательство не только должно бороться с монополиями, а также стимулировать конкуренцию, поддерживать малый и средний бизнес. Нельзя оставить без внимания и систему закупок госкомпаний. Известно, что она направлена на интересы крупного бизнеса. Однако следует отметить, что с 01.01.2014 г. действуют нововведения, задача которых оказать поддержку МСБ в данном направлении. С начала 2014 г. проведение конкурсов на госзаказы регулируется ФЗ 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 г. В документе содержится информация о том, что малый бизнес должен получать 15% заказов, также "малышам" предоставляется выбор по оплате залога за обеспечение заявки конкурса - банковской гарантией или деньгами. Правительством РФ 29 мая 2013 г. была утверждена "дорожная карта", целью которой является облегчение доступа малого и среднего бизнеса к рынку обслуживания компаний с государственным участием. В целом антимонопольное законодательство России направлено на то, чтобы своевременно и оперативно реагировать и защищать интересы наиболее уязвимых участников рынка в условиях кризиса. Для совершенствования антимонопольного законодательства необходимо глубокое изучение соответствующей практики за рубежом. Сравнение антимонопольного законодательства и факторов, влияющих на конкуренцию в России и за рубежом, представлено в таблице 1.Таблица 1Сравнительный анализ антимонопольного законодательства и факторов конкуренции в России и за рубежомКритерий для сравненияРазвитые страны зарубежьяРоссийская ФедерацияЗаконодательная направленностьотражает интересы государства по уменьшению влияния со стороны монополийзащищает интересы монополий, созданных еще при командно-административной системе в СССР, недопущение образования новых монополийСанкции, применяемые к нарушителямОчень высокие (пример ЕС и США)относительно низкие Господдержка малого и среднего бизнесасильнаяСлабая Уровень экономической свободывысокий Низкий Уровень коррупцииНизкий Высокий  Исходя из анализа таблицы, можно отметить, что за рубежом антимонопольное законодательство, существующее уже достаточно длительное время, эффективно и показывает неплохие результаты. Взять, например, США - там действует широкая поддержка малому и среднему бизнесу, активно поощряется частное предпринимательство и инициатива. Несомненно, антимонопольное законодательство России нуждается в дальнейшем совершенствовании. По нашему мнению, дальнейшее развитие должно предусматривать следующие направления: 1) модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления, в том числе усиление механизмов защиты и гарантирования прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, реорганизацию интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве) и др.; В последние годы в рамках данного направления предприняты существенные изменения, в частности внесены поправки в Гражданский Кодекс РФ относительно организационно-правовых форм, совершенствуется законодательство в области банкротства компаний.2) улучшение конкурентной ситуации и стимулирование конкуренции; 3) совершенствование регулирования естественных монополий; 4) повышение эффективности функционирования особых экономических зон.Анализ показывает, что антимонопольное законодательство за рубежом по сравнению с российской практикой является более разработанным. Кроме того, опыт применения антимонопольного законодательства за рубежом более длительный, и практика применения норма антимонопольного законодательства более обширна. Тем не менее, в последнее время антимонопольное законодательство РФ совершенствуется, в том числе используя передовой опыт зарубежных стран в этой сфере. ЗаключениеМонополия - разновидность рыночной структуры, являющаяся полной противоположностью совершенной конкуренции. Последствия монополизации экономики весьма плачевны. К ним можно отнести и нарушение конкурентного механизма, который является стимулом и катализатором экономических процессов, повышения качества, снижения издержек и благотворно влияет на общество в целом. При этом следует помнить, что монополия монополии рознь. Естественные монополии в отличие от искусственно созданных монополий – обязательный элемент экономического механизма, без которого не обойтись. Соответственно деятельность таких компаний должна обязательным образом регламентироваться государством. Считается, что, если компания имеет более 65% всей прибыли отрасли, значит, отрасль монополистична. Достичь такой прибыли можно, только если лишить потребителя возможности выбора.Антимонопольное регулирование в настоящее время важное направление экономической политики. Антимонопольное регулирование можно трактовать как деятельность государства по защите интересов потребителей, недопущению монополизации хозяйствующими контрагентами сфер и отраслей производства. Высокая степень монополизации российского рынка, наблюдаемая и поныне, обусловлена и является наследием командно-административной системы, существовавшей в СССР. Такую систему легче было контролировать, когда в экономике несколько крупных предприятий в каждой отрасли. Собственно говоря, такое положение дел можно оправдать потребностью того времени. В последнее время антимонопольное законодательство РФ совершенствуется, в том числе путем заимствования зарубежного опыта. Антимонопольное законодательство ориентировано на создание конкурентной среды и борьбу с монополизацией рынка. Список использованной литературыЗакон РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ruЗакон РФ от 24.06.1992 № 3119-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9039724Тепляков С.Н. Сравнительный анализ антимонопольной политики Европейского союза и РФ в области картельных соглашений [Текст] / С.Н. Тепляков – М.: Синергия, 2014.Антимонопольная политика государства; [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/antimonopolnaya-politika.htmlАнтимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба. Государственная антимонопольная политика / статья: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fb.ru/article/142498/antimonopolnoe-zaconodatelstvo-federalnaya-antimonopolnaya-slujba-gosudarstvennaya-antimonopolnaya-politikaЕжегодный доклад ФАС РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/История государства и права зарубежных стран. Законодательство о компаниях, монополиях и ограничительной торговой практике [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bibliotecar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/155htmМетоды антимонопольного регулирования/ учебное пособие [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://eclib.net/27/50htmlМиссии, цели ФАС [Электронный ресурс] // режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/Основные понятия антимонопольной политики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/dictionary/

1. Закон РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru
2. Закон РФ от 24.06.1992 № 3119-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9039724
3. Тепляков С.Н. Сравнительный анализ антимонопольной политики Европейского союза и РФ в области картельных соглашений [Текст] / С.Н. Тепляков – М.: Синергия, 2014.
4. Антимонопольная политика государства; [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/antimonopolnaya-politika.html
5. Антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба. Государственная антимонопольная политика / статья: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fb.ru/article/142498/antimonopolnoe-zaconodatelstvo-federalnaya-antimonopolnaya-slujba-gosudarstvennaya-antimonopolnaya-politika
6. Ежегодный доклад ФАС РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/
7. История государства и права зарубежных стран. Законодательство о компаниях, монополиях и ограничительной торговой практике [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bibliotecar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/155htm
8. Методы антимонопольного регулирования/ учебное пособие [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://eclib.net/27/50html
9. Миссии, цели ФАС [Электронный ресурс] // режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/
10. Основные понятия антимонопольной политики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/dictionary/

Вопрос-ответ:

Что такое монополия?

Монополия - это форма рыночной структуры, при которой на рынке имеется только один продавец, который контролирует предложение товара или услуги.

Какие виды и последствия монополии существуют?

Основные виды монополии - естественная монополия (основанная на естественных преимуществах, например, в сфере электроснабжения) и искусственная (созданная специально для установления контроля над рынком). Последствия монополии могут быть негативными, так как монополист может установить высокие цены и ограничить выбор потребителей.

Какова цель и сущность антимонопольного регулирования?

Цель антимонопольного регулирования - предоставить равные условия конкуренции на рынке и защитить интересы потребителей. Его сущность заключается в контроле за деятельностью монополистов, предотвращении злоупотреблений силой монополии и создании условий для развития конкуренции.

Какие особенности и исторические основы развития монополии в России?

Развитие монополии в России связано с процессом приватизации и развитием рыночных отношений после распада СССР. Основные особенности монополии в России - доминирование государственных корпораций в некоторых отраслях экономики, неполное развитие конкуренции и наличие антимонопольного регулирования.

Какие направления антимонопольной политики существуют в России?

Основные направления антимонопольной политики в России - предотвращение и пресечение злоупотреблений силой монополии, защита интересов потребителей, создание равных условий для конкуренции, регулирование концентрации предприятий и развитие антимонопольного законодательства.

Какова сущность монополии?

Монополия - это рыночная структура, при которой на рынке существует только один продавец товара или услуги. Он имеет полный контроль над рыночной ценой и количеством продаж, что позволяет ему получать высокую прибыль.

Какие виды монополии существуют и каковы их последствия?

Два основных вида монополии - естественная монополия и чистая монополия. Естественная монополия возникает, когда на рынке наиболее эффективно может работать только одна фирма из-за больших экономических масштабов. Чистая монополия возникает, когда фирма контролирует рынок благодаря препятствиям для входа других фирм. Последствия монополии могут быть как положительными (улучшение эффективности производства, инновации), так и отрицательными (ограничение конкуренции, повышение цен).

Каковы цели и сущность антимонопольного регулирования?

Основная цель антимонопольного регулирования - предотвращение и устранение вредного влияния монополии на экономику и потребителей. Сущность антимонопольного регулирования заключается в установлении специальных норм и правил, контроле за деятельностью монополистов и применении санкций в случае нарушений.