Социальное здоровье молодежи московского мегаполиса
Заказать уникальную дипломную работу- 98 98 страниц
- 54 + 54 источника
- Добавлена 06.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 7
1.1 Сопоставительный анализ концепций социализации и тенденции развития теории в современных условиях 7
1.2 Особенности социокультурной среды мегаполиса в качестве фактора влияния на социальное здоровье молодежи 18
1.3 Традиционные и инновационные технологии в процессах социализации и социальной реабилитации социального здоровья молодежи 26
ГЛАВА 2 СОЦИАЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ 39
2.1 Реализация молодежной политики и проблемы взаимодействия субъектов социализации в московском мегаполисе 39
2.2 Структура пространства социализации и реабилитации социального здоровья молодежи: формирование, динамика, взаимодействие 49
2.3 Специфика ценностных ориентаций молодежи российского мегаполиса с позиции рекомендаций по улучшению социального здоровья 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Респонденты в возрасте от 16 до 21 лет составили – 100% от всего числа опрошенных. Респонденты разделились в следующем соотношении: 83 человека – учащиеся школы, 117 человек – студенты 1-3 курса высшего учебного заведения, 70 человек – работающая молодежь, 30 человек – не работающая и не учащаяся молодежь. 130 опрошенных респондентов оценили материальное положение своей семьи, соответствующему среднему достатку, 100 респондента оценили материальное положение своей семьи, ниже среднего достатка и 70 респондентов оценили материальное положение своей семьи, выше среднего достатка, что в целом свидетельствует о наличие материальных проблем у трети анкетируемых респондентов.В первых вопросах анкеты выяснялось отношение молодежи к ценностям старшего поколения, однако только половина респондентов (54,5%) ответила, что между старшим и младшим поколением есть взаимопонимание. Сходна и доля респондентов, которые смотрели в будущее с оптимизмом (58,1%). С тревогой и страхом видели свое будущее 12,5%, без особых надежд взирали в завтрашний день 22,4%. В целом доля оптимистичности довольно мала. Цели в жизни молодежь ставит сходные: на первом и втором местах семейное и материальное благополучие (76,3% и 60,9% соответственно), на третьем с большим отрывом «сделать карьеру» (33,9%), далее - иметь возможность реализовать свои таланты и возможности (29,0%), при этом быть свободным и независимым в своих решениях и поступках (28,4%), власти хотят 8,6% респондентов, популярности и известности - 5,6%, желание принести пользу людям и своей стране актуально для 14,9% респондентов.Уверенность в возможности достижения поставленных целей выразили 36,5%.Категорический ответ «совсем не уверен» - не актуален для нашей молодежи (3%). Вместе с тем, не совсем уверены в своем будущем 59,8%. Это очень большой процент, учитывая психологические особенности возраста. Неуверенность лишает воли, целеустремленности, лишает эффективности действия и заставляет молодежь искать альтернативной занятости.Интересны ответы на вопрос о том, что мешает в достижении целей. Абсолютное большинство из опрошенной молодежи, считают, что это отсутствие материальных и финансовых средств - 78,8%. Поскольку каждый респондент отмечал несколько вариантов ответа, оставшиеся вопросы распределились следующим образом: отсутствие связей и нужных знакомств - 32,6%, криминальная опасность - 24,2%. Довольно самокритично ответили 24,3%, сославшись на опасность отсутствия воли и настойчивости, примерно столько же отметили недостаточность профессиональных знаний и образования (24,1%). В целом, 16,6% готовы уповать на везение. Только 3,4% считают, что угроза может исходить от опасности попасть в зависимость от разных форм девиаций.В вопросе: «Какие проблемы Вас больше всего волнуют в данный момент?» было предложено 18 вариантов ответа. Больше всего волнует молодежь проблемы устройства на работу, возможность сделать карьеру (55,8%); на втором месте — проблемы здоровья (35,2%), на третьем месте — прагматическая проблема «где достать деньги?» (31,4%). Проблемы досуга - на четвертом (28,4%); далее - с небольшим отрывом — проблемы учебы (25,8%); проблемы, связанные с отношениями с противоположным полом (18,4%); далее две тревожные позиции: отсутствие чувства безопасности, поиск защиты (14,4%); внутреннее одиночество, непонимание со стороны окружающих(14,0%). Волнуют молодых и проблемы поиска свободы от родителей и учителей (10,6%) и взаимоотношения с учителями (9,0%) и с родителями (8,2%). Интересно, что 8% респондентов волнует собственный трудный характер. 5,4% недовольны своими отношениями с друзьями, 3,2% беспокоит обида, на семью, окружающих; 2,6% заботят проблемы веры, религии. Затруднились с ответом 4%, ничего не беспокоит 18,0% респондентов.В целом характер ответов довольно спокойный, но непоследовательный. Заметная часть ответов связана с материальным положением и стремлением к независимости. Но вектор затрат вполне потребительский, досуговый. Ответы на вопросы позволяют сделать вывод о том, что тревожные ситуации встречаются не редко. Как снимают напряжение молодые люди? Большинство обращается к друзьям (55,8%), закуривает (35,5%), слушает музыку (31,4%), смотрит любимые фильмы (18,4%), занимается спортом (15,8%). Спасение в спиртных напитках ищут 14,0% респондентов, 9% предпочитают пиво, а 2,6% не прочь разрядиться в драке.Среди респондентов редко, но потребляют наркотики 3,2%. Ни разу не прикасались к наркотикам, по ответам в анкете, только 53,6%. Более четверти молодых людей употребляют алкоголь чаще, чем два раза в неделю, (28,5%);редко, но пьют 36,8%; один раз в месяц употребляют спиртные напитки (кроме пива) 12,3%.Еще более неадекватными представляются ответы на вопрос об отношении к преступности: равнодушно относится к этому вопросу 16,4%; 10,2% вообще считают преступность просто альтернативным образом жизни; только 36,8% определенно считают преступность социальным злом. Очень тревожная тенденция связана с тем, что часть девиаций, названных в анкете (употребление наркотиков, крепких спиртных напитков, воровство, участие в преступлении и др.) не вызывают отрицания у молодежи, в среднем около 20%-25%, не участвуя в таких действиях, считают их вполне допустимыми. Более того, только 8,8% считают необходимым соблюдать законы всегда и безусловно. Ответ «можно нарушать, если «жизнь прижмет» дали 32,8% молодых людей; «если никто не узнает» - 8,8%; считает, что нарушить закон можно, если это «соответствует собственным интересам» - 12,6%. Многие видят, что законы нарушаются, но нарушителей не наказывают (33,2%), и, хотя сами респонденты считают это не правильным и не поддерживают это, но признают это явление как реальность (55,3%).Анализ ценностных ориентаций молодежи требует методологического обоснования. Зарубежный исследователь Ш. Шварц выделяет универсальные ценности, присущие всем культурам. Им была сформулирована «теория содержания и структуры ценностей». Кросс-культурное ценностное пространство, по теории Ш. Шварца, определяется двумя осями (открытость переменам-консерватизм, альтруизм-эгоизм) и имеет круговую структуру. В пространстве этих осей располагаются 11 базовых ценностных ориентаций:Рис.1. Базовые ценностные ориентацииПроблема ценностных ориентаций молодежи имеет два основных аспекта: первый – исследование ценностей и ценностных ориентаций; второй – исследование молодежи как социальной группы. Целью нашего исследования явилось проведение анализа ценностных ориентаций молодежи города Москва.В проведенном исследовании приняло участие 300 человек. Для проведения анализа ценностных ориентаций молодежи московского мегаполиса нами было проведено социологическое исследование, которое заключалось в коротком опросе молодых людей, где им было предложено ранжировать ценностные приоритеты (составленные нами заранее в соответствии с вышеуказанной методикой) путем расстановки их по убыванию.В качестве инструмента для анализа ценностных ориентаций молодежи были использованы два набора ценностных ориентаций (терминальных и инструментальных) по 18 в каждом. Полученные ответы подверглись дальнейшей группировке. Терминальные ценности были разделены на 2 содержательных блока: ценности профессиональной самореализации и ценности личной жизни; инструментальные. Ценности личной жизни; инструментальные в свою очередь, были разделены на 3 блока: этические ценности, ценности общения и ценности дела; индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других. Такая группировка, соответствует задачам нашего исследования. Для проведения исследования была избрана выборка, допускающая в качестве единиц наблюдения молодых людей в возрасте от 16 до 21 года. Распределение респондентов происходило не только по возрастной группе, но и по половому типу принадлежности: были опрошены лица мужского и женского пола. Местом проведения исследования была выбрана улица Арбат города Москва. Проанализировав результаты исследования, было выявлено, что в анкетировании приняло участие одинаковое количество лиц женского пола и лиц мужского пола. Респонденты в возрасте от 16 до 21 лет составили – 100% от всего числа опрошенных. Респонденты разделились в следующем соотношении: 83 человека – учащиеся школы, 117 человек – студенты 1-3 курса высшего учебного заведения, 70 человек – работающая молодежь, 30 человек – не работающая и не учащаяся молодежь. 130 опрошенных респондентов оценили материальное положение своей семьи, соответствующему среднему достатку, 100 респондента оценили материальное положение своей семьи, ниже среднего достатка и 70 респондентов оценили материальное положение своей семьи, выше среднего достатка, что в целом свидетельствует о наличие материальных проблем у трети анкетируемых респондентов.В результате проведенного исследования нами были получены следующие результаты (см. таблицу1).Таблица 1- Ранжирование терминальных ценностей молодежьюЦенностиРанжированиеМолодежьМатериально обеспеченная жизнь112%Интересная работа211%Счастливая семейная жизнь39%Здоровье48%Уверенность в себе57,5%Наличие хороших и верных друзей67%Счастье других76,5%Удовольствия86%Общественное признание95,5%Любовь105%Активная деятельная жизнь114,5%Свобода124%Творчество133,5%Познание143%Продуктивная жизнь15 2,5%Жизненная мудрость162%Развитие171,5%Красота природы и искусства181,5%Ранжирование молодежью Москвы терминальных ценностей показывает, что первое место молодежь отдала материально обеспеченной и интересной жизни, на третьем месте семейное благополучие, однако оказались разные представления у молодежи Москвы и о счастливой семейной жизни (часть молодежи имела ввиду только семью, создаваемую молодыми людьми, а другая часть включала в эту ценность и всех своих близких родственников), но и такая ценность, как уверенность в себе «выбилась в пятерку лидеров». Анализ по двум блокам терминальных ценностей показывает, что московская молодежь более ориентирована на профессиональную самореализацию. Целью нашего дальнейшего исследования явилось проведение анализа точности интерпретации ранжирования инструментальных ценностей(с помощью метода визуализации), по представленным молодым людям фотографиям, которые они должны были сопоставить с определенной ценностной категорией. В проведенном исследовании приняли участие те же 300 человек. Таблица 2-Ранжирование инструментальных ценностей молодежьюФотоЦенностиРанжированиеОтветственность, по мнению молодежи Москвы, связана сзаботой о планете на которой мы живем 1Твердая воля, по мнению молодежи Москвы, связана сналичием политическойволи, помощи населению Республики Крым в его стремлении соединиться с Россией2Широта взглядов, по мнению молодежи Москвы, связана сдиалогом и учетом мнений различных сторон 3Независимость, по мнению молодежи Москвы, связана сналичием финансового благополучия4Эффективность в делах, по мнению молодежи Москвы, связана с учетом времени, с рациональным его использованием5Исполнительность, по мнению молодежи Москвы, связана с четким выполнением своих обязанностей6Смелость в отстаивании своего мнения, по мнению молодежи Москвы, связана сотсутствием страха его отстаивать, даже если противник (оппонент)гораздо сильнее7Самоконтроль, по мнению молодежи Москвы, связан сриском, опасностью и предельной концентрацией 8Образованность, по мнению молодежи Москвы, связана сИнформационными технологиями9Честность, по мнению молодежи Москвы, связана сотсутствием в человеке лицемерия10Терпимость, по мнению молодежи Москвы, связана сТолерантностью по отношению к разным формам проявления самобытности индивидуумов11Жизнерадостность, по мнению молодежи Москвы, связана с проявлением коллективных эмоций, группового успеха команды12Непримиримость к недостаткам, по мнению молодежи Москвы, связана сборьбой с ними13Рационализм, по мнению молодежи Москвы, связан с городской средой, инфраструктурой14Аккуратность, по мнению молодежи Москвы, связана с чистой и опрятностью в одежде15 Высокие запросы, по мнению молодежи Москвы, связаны с наличием материального благополучия16Воспитанность, по мнению молодежи Москвы, связана с манерой поведения 17Чуткость, по мнению молодежи Москвы, связана спомощью сверстникам, подросткам находящимся в трудной ситуации 18Инструментальные ценности, как показывает таблица 2, имеют больший разброс в ранжировании; кроме того, процент отданных голосов за тот или иной ранг ценности оказался невысоким. Дополнительное использование в исследовании метода визуализации, путем определения молодежью Москвы степени точности интерпретации ранжирования инструментальных ценностей, по представленным молодым людям фотографиям демонстрируют, что, с этой точки зрения, молодежь в большей степени придерживается традиционной ценностной ориентации с характерными для нее уважением и принятием обычаев и идей своей национальной культуры, в то же время, часть молодежи показала большую нацеленность на достижение личного успеха и высокого социального статуса.Полученные нами в ходе исследования данные демонстрируют приоритет этических ценностей у молодежи Москвы. Наименее востребованными у молодежи оказались ценности общения, а выбранные ими ценности-средства отражают некое идеальное представление о том, что может понадобиться им для достижения жизненных целей в дальнейшем. Также однозначно респонденты отдали предпочтение ценностям самоутверждения. Из ценностей группы «принятия других людей» у представителей молодежи высокий ранг приняла такая ценность, как широта взглядов, которая, однако, трактовалась ими прежде всего, как ценность, присущая профессиональной деятельности.Среди инструментальных ценностей для молодежи особое место занимает «образованность», но она связана с распространение информационных технологий. Таким образом, независимо от места проживания, вероисповедания и национальной культуры молодежь выбирает в качестве главных ценностей-целей материальную обеспеченность, счастливую семейную жизнь, интересную работу и здоровье. Важность остальных терминальных ценностей варьируется в зависимости от ментальности, исходящей, главным образом, от культуры. Выбор инструментальных ценностей имеет большое разнообразие и зависит как от сложившихся социальных, экономических, политических и духовных условий, так и от обычаев и идей культуры.Кризис ценностей в современном обществе привел к нарушению преемственности в социокультурном воспроизводстве, к тому, что именно дети, подростки и молодежь оказались «за бортом». Это выразилось в чрезвычайно высоком уровне стрессовости в семье, школе, в обществе - молодежь оказались под прессом очень сложных социальных и психологических проблем. Однако давление социальной среды воспринимается по-разному разными подростками й молодыми людьми. Во многом их устойчивость их определяется индивидуальными особенностями, которые следует изучать. Только с учетом этого важнейшего фактора возможна эффективная реабилитационная работа с теми подростками и молодежью, которые оказались в зоне риска, или уже склонились к тому или иному виду девиаций. Именно индивидуальные особенности, развивающиеся в определенной социокультурной среде, предопределяют форму проявления девиации: агрессия внешняя, направленная во вне личности (преступность и правонарушения) или самоагрессия (алкоголизм и наркомания, суицид или суицидальное поведение).В работе с такими подростками и молодежью принципиально важно учитывать тот факт, что отклонения начинаются в условиях становящейся личности, личностной незрелости подростка. Даже запущенные девиации могут быть успешно преодолены благодаря настойчивой, последовательной, научно обоснованной работе, в которой и специалист, и общество в целом проявляют заинтересованность в конкретном подростке и конкретном молодом человеке. Индивидуальные особенности могут предопределить и реабилитационный потенциал подростка, когда в ходе реабилитации он становится соорганизатором процесса. Это положение можно считать ключевым в работе с подростками и молодежью девиантного поведения.Важнейший- путь реабилитации подростков и молодежи — это организация работы в условиях систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющихся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Первостепенное значение имеют нейтрализация, блокирование, ограничение действий экономических, социальных и морально-психологических причин и условий такого поведения. Жизненно необходима принципиально новая концепция воспитания нового поколения, основополагающей идеей которой могло бы стать превращение ребенка из объекта воспитательного воздействия в активного участника процесса социализации личности, способного участвовать в конструктивной предметно преобразующей деятельности.Вывод по главеСоциальное здоровье как совокупность особых свойств и качеств личности должно обеспечить гармонию человека и общества, помочь человеку само реализоваться и достичь жизненных целей. В связи с этим, система образования должна разработать такие методы обучения, которые будут нацелены на развитие определенных качеств личности, благодаря которым он сможет не только найти свою нишу в социуме, но и уметь самостоятельно принимать решения, соблюдать социальные нормы, стремиться к самовыражению одобряемыми в обществе моральными и правовыми способами.В образовательном процессе необходимо ориентировать обучающихся на то, что только творческая личность способна к поиску, к работе над собой, к улучшению своих человеческих качеств, к гуманному отношению к окружающей среде. А это — залог социального здоровья.Государство в тесной связи с системой образования являются гарантами социального здоровья молодых людей, их готовности взять на себя ответственность за будущее. Чувство собственного достоинства, личная и социальная ответственность, уверенность в своих способностях, самостоятельность, социальная активность - это те качества, которые характеризуют социально здоровую личность.Итак, проблема социального здоровья молодежи - одна из самых актуальных на сегодняшний день, поскольку от ее решения зависит дальнейшее развитие общества и его безопасность. От уровня социального здоровья молодых людей зависят осуществляемые в обществе реформы. Решать проблему социального здоровья молодежи должны как сам человек, так и государство, система образования, различные структуры общества, поскольку от этого зависит продление здорового человеческого рода.Как было сказано выше, на уровень социального здоровья влияют не только уровень доходов, безработица, но и то, что молодые люди изначально имеют неравные возможности в получении образования, в доступе к социальным благам. В силу различных причин молодой человек испытывает одиночество, непонимание в семье, что толкает его, в том числе и к негативным формам девиации.Все вышесказанное, еще раз подчеркивает, что проблема социального здоровья молодежи встает сегодня с особой остротой и требует своего решения, поскольку от этого зависит дальнейшее развитие нашего общества. От социального здоровья подрастающего поколения зависит уровень качества жизни и ее безопасность. Поэтому усилия всего общества должны быть направлены на рассматриваемую проблему: начиная с самого человека, семьи и заканчивая государством. Особенная роль в данном процессе принадлежит системе образования.ЗАКЛЮЧЕНИЕОпределяя понятие «здоровье», мы используем трактовку, данную в Уставе ВОЗ, что здоровье - это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». При этом под социальным здоровьем понимается система ценностей, установок мотивов поведения человека в социальной среде.Социальное здоровье трактуется в тесной связи с понятием качество жизни, рассматривается как степень удовлетворения различных потребностей человека - материальных, духовных социальных. Эта степень достигается как усилиями самой молодежи, так и при поддержке государства, при наличии эффективной молодежной политики, нацеленной на восприятие молодежи как активного субъекта, принимающего самое активное участие в жизни государства и общества.Социальное здоровье молодежи - это способность адекватно реагировать и контактировать с обществом, то есть общаться со сверстниками, семьей, и с другими людьми, которые нас окружают. Роль социального здоровья для юношей и девушек имеет очень высокое значение. Прежде всего, это определяет их статус в обществе.Реализованная потребность в общении, ощущение востребованности в обществе, возможность не только ставить определенные цели, но и достигать их одобряемыми обществом средствами, - это то, к чему стремится молодой человек. Однако, в условиях жизни в мегаполисе этого не всегда можно достичь. Тогда молодой человек испытывает одиночество, что является показателем его социального нездоровья. Это причина отчуждения молодых людей, их ухода в различные субкультуры, где они пытаются найти себя, самореализоваться разными, в том числе и деструктивными способами.Один из каналов, оказывающих влияние на социальное самочувствие молодежи российского мегаполиса - средства массовой информации. В условиях современного общества, когда существует множество каналов для получения информации (газеты, журналы, интернет, телевидение), возникает бесконтрольность усвоения различной, в том числе и антисоциальной, антигуманной установки, насаждаемой некоторыми источниками информации. СМИ, сами того не замечая, пропагандируют жестокость, агрессию, насилие, что негативно отражается на хрупкой психике подрастающего поколения и рождает у них ощущение обыденности насилия во всех его проявлениях (физическое, сексуальное, психологическое).Помимо этого, через СМИ насаждается идеология потребительства, превосходства материальных ценностей над духовными. Это порождает жажду власти и денег, стремление к легкой наживе, к удовольствию и развлечениям. Через СМИ часто проникает необъективная информация, искажающая реальность, формируются стереотипы, искусственно создается «образ врага», что негативно влияет на молодежь, которая в силу своего возраста неспособна критически переосмысливать такого рода информацию.Каким образом, можно преодолеть сложившуюся ситуацию и обеспечить социальное здоровье молодому поколению? Одним из средств формирования и совершенствования социального здоровья молодежи российского мегаполиса является система образования. Образование должно быть нацелено на понимание того, что социально здоровое поколение способно не поддаваться различным экстремистским призывам и уметь противостоять всякого рода манипуляциям.Система образования, в частности, вузовского, должна способствовать формированию зрелой личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью, как личной, так и социальной, способной проявлять не только свои профессиональные навыки, но и свои лучшие нравственные качества. Социальные действия и поступки человека напрямую зависят от того, как проходит процесс социальной, культурной и личностной идентификации.В результате работы над дипломом нами были решены следующие задачи: Проведен анализ концепций социализации и тенденций развития теории социализации в современных условиях; Изучены особенности социокультурной среды мегаполиса; Выявлены традиционные и инновационные технологии в процессах социализации и социальной реабилитации молодежи; Изучены методы реализации молодежной политики и проблемы взаимодействия субъектов социализации в московском мегаполисе;Изучена структура пространства социализации и реабилитации молодежи;Проведен анализ специфики ценностных ориентаций молодежи российского мегаполиса с позиции рекомендаций по улучшению ее социального здоровья.Подводя итог, можно сказать, что в современном обществе молодежь российских мегаполисов оказывается в состоянии постоянного развития. В самой системе образования нарастает разнообразие форм, методов обучения, возникают новые специализации. Все это неизбежно сопровождается усилением социальной дифференциации, которая существенно затрагивает учащуюся молодежь российских мегаполисов. Изучение субъективных ценностных ориентаций и реального поведения молодежи мегаполисов – все это составляет объект анализа многих ученых- социологов, занимающихся проблемами современной молодежи. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАникеева O.A. Технологии социальной работы в сфере образования //Технологии социальной работы в разных сферах жизнедеятельности. /Отв. ред. П.Д.Павленок изд. 3-е, испр. и доп. - М.: ИНФРА-М. - 2007.Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. – 2001. – №10. – С.84-87. 2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопрос образования №1. — 2008.Асташов В.Н., Лаптев Л.Г. Социальные технологии. //Современная энциклопедия социальной работы. - М.: Изд-во РГСУ. — 2013.Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб. пособие / А.В. Батаршев. – М.: «Академия», 2009. – 185 с. 3. Бодрийяр Ж. Город и ненависть [Электронный ресурс]. URL: www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/Gor_Nas.php(дата обращения: 11.05.2017). Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 2006. – 398 с. 4. Василенко H.H. Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2014.Вовлечение подростков группы риска в здоровую социальную среду города Москвы. -М., 2012.Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль: Избранные статьи. - СПб., 2004.Григорьева Е.Н. Современное социокультурное пространство: социальный аспект // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 5. С. 97–98. Девиантное поведение и Интернет. (Опыт социологического анализа)./Позднякова М.Е., Карнаушенко JI.B. - М.: ИС РАН. - 2008.Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты. /Материалы Первой региональной научно-практической конференции. — М., 2013.Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". /Под ред. Гилинского Я.И. Изд. 2-е. СПб., 2007.Заиграев Г. Алкоголизм и пьянство в России: пути выхода из кризисной ситуации //СОЦИС. - 2009. - № 8. .Захарчук Л.А. Управление конфликтами в системе образования: социологический анализ. - М., 2006.Зборовский Г.Е., Костина Н.Е. Социология управления. — М.: Гардарики. — 2007.Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления// СОЦИС. - 2008. - №5.Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи// СОЦИС. - 2008. - №7;Иванов В.Н., Сергеев В.К. Москва и москвичи: актуальные проблемы социально-культурной сферы. –М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2013 Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. - СПб.: Интерсоцис. - 2007.Ильиных С.А., Табарков А.В. Городское пространство: специфика управления // Теория и практика общественного развития. 2015. № 13. С. 11–13. Ильиных С.А., Табарков А.В. Мегаполис как объект социологического исследования // Дискуссия. 2016. № 3 (66). С. 80–85. Ильиных С.А., Табарков А.В. Проблематика города в контексте социологии управления // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 19–21. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи. - М., 2013.Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. №3 с 124-128.Кислицына. O.A. Социально-экономические факторы риска психических расстройств подростков //СОЦИС. -2009- № 8.Ковалёва Т.Н. Основные концептуальные подходы к исследованию городского пространства // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 1 (23). С. 97–99. Кузьмин В.П., Степашов Н.С., Блинков Ю.А. Проблемы социальной работы с молодежью. - Курск. - 2006.Лебедева С.О. Город как социокультурное пространство // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010. № 8. С. 29–32. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // СОЦИС. — 2002.-№10Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства: Автореферат дис. докт. социол. наук. М., 2013. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2009. Официальный сайт Правительства Москвы Режим доступа https://www.mos.ru/(Дата обращения 10.05.2017)Павленок П.Д. Девиантное поведение как проблема социальной работы.//Основы социальной работы. - М., 2006.Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. Учебное пособие. /Отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: ИНФРА-М. - 2009;Рукша Г.Л., Кудрина Е.Л. Мегаполис как социально-культурное явление // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 17-2. С. 199–204. Севастьянова И.В. Девиантное поведение несовершеннолетних. - Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - 2014.Сергеев В. К. Молодёжь и город: лицом к лицу. М., 2012. Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты. - М.: КДУ. - 2009.Собкин B.C., Абросимова З.Б., Адамчик Д.В., Баранова Е.В. Проявления девиации в подростковой субкультуре //Вопросы психологии. - 2004. - № 3;Сокурянская Л.Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода: [Монография] / Л.Г. Сокурянская; [Рец.: В.И. Астахова и др.]; Харьк. нац. ун-т им. В.Н. Каразина. – Харьков, 2006. – 576 с. 192 5. Социология молодежи: энциклопедический словарь/ отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. – М.: Academia, 2008. – 608 c. 6. Татарова С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям. Автореф. дисс. на соиск уч. степени доктора социол. наук. Улан- Удэ. 2012.Томилина С.А. Социально-психологическая коррекция самопознания, подростков употребляющих наркотические вещества. - Красноярск, Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М.: 2013.Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры [Текст] / В. П. Тугаринов – Ленинград: Типография ЛОЛГУ, 1960. – 155 с. 7. Тулиганова И.В. Социокультурное пространство современного города: автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов, 2009. Фромм Э. Бегство от свободы / Перевод Г. Ф. Швейника. — Москва: Аст, 2011. – 2Хайкина М.В. Диагностика суицидального поведения подростков. /Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. - М.: «Социальное здоровье России». - 2011.Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. - М.: Дашков й К . - 2006.Чупров В., Зубок Ю. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. - М.: Academia - 2009.Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 2009.Сайт Виртуального методического объединения библиотек и организаций, работающих с молодежью Электронный ресурс Режим доступа http://vmo.rgub.ru/(Дата обращения 10.05.2017)Сайт прокуратуры Москвы Режим доступа www.mosproc.ru (Дата обращения 10.05.2017ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1АнкетаОтношение подростков и молодежи к различным проблемам девиантного поведения.Как вам кажется, есть ли взаимопонимание между молодежью и людьми старшего поколения?Скорее, даСкорее, нетзатрудняюсь ответитьС каким настроением Вы смотрите в будущее?С надеждой и оптимизмомСпокойно, без особых надеждС тревогой и неуверенностьюСо страхомЗатрудняюсь ответитьЧего бы вы больше всего хотели добиться в жизни? (не более 3-х ответов)Семейного счастьяМатериального благополучия, богатстваВласти, управлять другими людьмиПопулярности, известностиПокоя и возможности ни во что не вмешиватьсяИметь возможность реализовать свой талант и способностиБыть свободным и независимым в своих решениях и поступкахСделать карьеруСтать квалифицированным специалистомПринести пользу людям и своей странеДругое (напишите)Уверены ли Вы, что сможете реализовать свои жизненные планы, достичь в жизни успеха?1. Полностью уверенНе совсем уверенСовсем не уверенЧто может Вам помешать в достижении поставленных целей?Отсутствие материальных и финансовых средствОтсутствие воли, настойчивостиОтсутствие связей, нужных знакомствНедостаток профессиональных знаний, образованияОтсутствие везения, стечение обстоятельствКриминальная опасностьОпасность оказаться зависимым от разных отклонений в поведении (пьянство, алкоголизм, наркомания)Какие проблемы Вас больше всего волнуют в данный момент (отметить не более трех вариантов)?УчебаЗдоровьеВзаимоотношения с учителямиВнутреннее одиночество, непонимание со стороны окружающихПоиск свободы от родителей, учителейОбида на судьбу, конкретных людейУстройство на работу, карьераСобственный трудный характерГде достать деньгиЛюбовь, отношения с противоположным поломПроведение досугаВзаимоотношения с родителямиОтсутствие чувства безопасности, поиск защитыВзаимоотношения с одноклассниками, сверстникамиПроблемы веры, религииДругоеМеня ничто не беспокоитзатрудняюсь ответитьКаким образом Вы чаще всего снимаете напряжение?Занимаюсь спортомЗакуриваюПредпочитаю выпить пиваУпотреблением спиртногоСнимаю напряжение в дракеСтараюсь отомстить обидчику через некоторое времяОбращаюсь к друзьямПереключаюсь на какую-нибудь полезную или приятную работуСлушаю музыкуИграю в компьютерные игрыСмотрю любимые фильмы8. На что, в основном, вы расходуете деньги? (отметьте не более 3-х вариантов)ОдеждаЕдаРазвлечения, отдыхТехника (плеер, телефон, компьютер и пр.)Учеба (оплата обучения, покупка учебной литературы)Диски, кассеты, книги, журналыДругое (напишите)9. Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время? (сделайте отметку по каждойпозиции - обведите нужную цифру)ПозицияПостоянноЧастоРедкоПрактически никогда1. Занимаюсь физической культурой, спортом12342. Бываю в театре, на концертах, в кино, на выставках12343. Смотрю телевизор, видеофильмы,12344. Читаю художественную литературу12345. Хожу в какой-либо* * . кружок, студию, клуб12346. Встречаюсь с друзьями, приятелями12347. Занимаюсь рукоделием, рисую, мастерю12348. Хожу в развлекательные заведения (кафе, бары, дискотеки и пр.)12349. Играю в компьютерные игры, сижу в Интернете123410. Хожу в церковь •123411. Просто отдыхаю, ничего не делаю123412. Занимаюсь самообразованием123 .410. Приходилось ли вам (сделайте отметку по каждой позиции - обведите нужнуюцифру)Приходилось ли вамДа,часто *Редко, только пробова лСам этого не делал, но других за это не осуждаюНеприходилось, я противник подобных действийНе хочу отвечатьКурить12345Пить крепкиеспиртныенапитки12345•>Сознательнообманыватького-то для12345достижениясвоих целей«Употреблять наркотики12345Воровать12345Бытьучастником (соучастником) преступления (угон, кража, нападение и ДР-)1234511. Считаете ли Вы допустимым нарушения законов, норм поведения (сделайте отметку по каждой позиции — обведите нужную цифру)НарушенияДа, допускаюНет, не допускаюни при каких обстоятельствахСам этого не делал, но других заэто не осуждаюНеприходилось, но другие это делаютНе хочу отвечатьЗаконодательства12345Принятых нормобщественногоповедения12345Запретов на употребление спиртного в общественных местах12345Запрета наупотреблениенаркотиков12345Разрешение конфликтов силовым путем12345Быть участником(соучастником)преступления12345(угон, кража,нападение и др.)12. Всегда ли, по Вашему мнению, надо соблюдать законы?Безусловно, всегдаТолько если есть контроль со стороны органов власти или общественностиЕсли это соответствует собственным интересамМожно нарушать, если никто не узнаетМожно нарушать, если «жизнь прижмет»Многие нарушают и их не наказываютМногие нарушают, но я считаю это не правильным.13. Употребляете ли Вы наркотики?Пробовал один раз наркотикиИногдаЧастоНе пробовал ни разу14. Источники информации о формах девиантного поведения (наркомании) среди подростков?ИнтернетПрограмма телевиденияКинофильмы и видеофильмыГазеты и журналыХудожественная литератураРадиовещаниеОбщение с друзьями15. Как часто Вы употребляете алкоголь?Два раза в неделю или чащеДва-три раза в две неделиОдин раз в месяцРедкоДругое16. Как Вы относитесь к преступности?Это социальное зло • «Это просто другой образ жизниРавнодушно17. Кто, по Вашему мнению, должен бороться с преступностью?Государство и правоохранительные органыВсе обществоОбщественные организацииСами потерпевшиеКаждый сам за себя.Все вместеДругоеПРИЛОЖЕНИЕ 2Распределение ответов на вопросы анкеты Обработка материалов исследования.Таблица 1Как вам кажется, есть ли взаимопонимание между молодежью и людьми старшего поколения? (в %)%скорее, да54,5скорее, нет ;29,2затрудняюсь ответить16,3Таблица 2С каким настроением вы смотрите в будущее? (в %)всегомужженС надеждой и оптимизмом58,169,747,1Спокойно, без особых надежд22,424,620,2С тревогой и неуверенностью10,57,413,6Со страхом2,03,21,8Затрудняюсь ответить3,61,42,2Таблица 3Чего бы вы больше всего хотели добиться в жизни? (в %)всегомужженсемейного счастья76,369,982,7материального благополучия, богатства60,8560,860,9сделать карьеру33,932,335,5иметь возможность -реализовать свой талант и способности29,029,128,2быть свободным и независимым в своих решениях и поступках28,429,927,1стать квалифицированным специалистом23,321,824,8власти, управлять другими людьми8,610,86,4популярности, известности •5,61,63,8покоя и возможности ни во что не вмешиваться6,02,23,8принести пользу людям и своей стране14,8518,411,3другое1,4Таблица 4Уверены ли Вы, что сможете реализовать свои жизненные планы, достичь в жизни успеха? (в %)всегомужженНе совсем уверен '•59,855,164,8Полностью уверен36,541,831,5Совсем не уверен33,42,6Таблица 5Что может Вам помешать в достижении поставленных целей?всегомужженОтсутствие материальных и финансовых средств78,880,177,5Отсутствие связей, нужных знакомств32,628,736,5Криминальная опасность ;24,218,629,8Отсутствие воли, настойчивости24,321,527,1Недостаток профессиональных знаний, образования24,123,125,1Отсутствие везения, стечение обстоятельств16,610,822,8Опасность оказаться зависимым от разных отклонений в поведении (пьянство, алкоголизм, наркомания)3,41,81,6Таблица 6Какие проблемы Вас больше всего волнуют в данный момент (отметить не более трёх вариантов)? (в %)%устройство на работу, карьера55,8здоровье35,2где достать деньги31,4проведение досуга28,4учеба25,8любовь, отношения с противоположным полом18,4отсутствие чувства безопасности, поиск защиты14,4внутреннее одиночество, непонимание со стороны окружающих14,0поиск свободы от родителей, учителей10,6взаимоотношения с учителями9,0взаимоотношения с родителями8,2собственный трудный характер8,0взаимоотношения с одноклассниками, сверстниками5,4обида на семью, окружающих3,2проблемы веры, религии2,6другое1,6меня ничего не беспокоит 11,8Затрудняюсь ответить ;4,0Таблица 7Какимобразом Вы чаще всего снимаете напряжение?%обращаюсь к друзьям !55,8закуриваю35,5слушаю музыку ' >31,4смотрю любимые фильмы ,28,4играю в компьютерные игры18,4занимаюсь спортом15,8употреблением спиртного14,0предпочитаю выпить пива '9,0переключаюсь на какую-нибудь полезную или приятную работу8,0стараюсь отомстить обидчику через некоторое время3,2снимаю напряжение!! драке:2,6Таблица 8На что, в основном, вы расходуете деньги? (отметьте не более 3-х вариантов)%развлечения, отдых29,6диски, кассеты, книги, журналы33,2техника (плеер, телефон, компьютер и пр.)24,8еда15,5учеба (оплата обучения, покупка учебной литературы)12,8одежда !8,8Другое55,8Таблица 9Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время? (в %)ПозицияПостоянноЧастоРедкоПрактически никогдаВстречаюсь с друзьями, приятелями48,636,4131,4Смотрю телевизор, ; видеофильмы \32,547,318,61,6Занимаюсь физической культурой, спортом I16,823,047,213,0Хожу в развлекательные заведений (кафе, бары, : дискотеки и пр.) !13,830,239,615,4Играю в компьютерные игры, сижу в Интернете1331,83321,6Читаю художественную литературу '12,427,643,616,4Занимаюсь 5 самообразованием8,628,246,415,6Хожу в какой-либо кружок, студию, клуб7,89,823,459Просто отдыхаю, ничего не делаю '5,626,643,623,6Занимаюсь рукоделием, рисую, мастерю46,828,659,6Бываю в театре, на концертах, в кино, на выставках ,311,656,428,4Хожу в церковь. :0,65,441,252Таблица 10Приходилось ли вам (сделайте отметку по каждой позиции - обведите нужную цифру) (в %)Приходилось ли вамДа, частоРедко, только пробовалСам этого не делал, но других за это не осуждаюНе приходилось, я противник подобных действийНе хочу отвечатьКурить'56,412,117,212,32,0Сознательно обманывать кого-то для достижения своих целей18,322,147,012,6-Пить крепкиеспиртныенапитки-8,026,713,129,822,4-Употреблять наркотики-3,212,868,04,0Воровать-1,26,786,5-Бытьучастником(соучастником)преступления-1,688,3-(угон, кража, нападение и ДР-)>Таблица 11Считаете ли Вы допустимым нарушения законов, норм поведения (сделайте отметку по каждой позиции - обведите нужную цифру)Нарушения14' Да,допускаю1Нет, не допускаю ни при каких обстоятельства XСам этого неделал, но других за это не осуждаюНе приходилось, но другие это делаютНе хочу отвечатьПринятых норм общественного поведения18,26,844,830,0-Запретов наупотребление спиртного в общественных местах12,513,316,756,31,0Разрешение конфликтов силовым путем8,18,623,538,9-Законодательства4,836,528,228,9-Запрета на употребление наркотиков-56,834,28,2-Быть участником (соучастником) преступления (угон, кража, нападение и Др.)1156,7-44,0-Таблица 12Всегда ли, по Вашему мнению, надо соблюдать законы?%многие нарушают, но я считаю это не правильным.55,3многие нарушают и их не наказывают33,2можно нарушать, если «жизнь прижмет»32,8если это соответствует собственным интересам12,6безусловно, всегда8,8только если есть контроль со стороны органов власти или общественности5,5можно нарушать, если никто не узнает8,8Таблица 13Табл. 14. Употребляете ли Вы наркотики?%Не пробовал ни разу53,6пробовал один раз наркотики28,8иногда12,3часто5,6Таблица 14Табл. 15. Источники информации о формах девиантного поведения (наркомании, преступности, алкоголизме) среди подростков?%общение с друзьями34,8программа телевидения22,4Интернет18,8кинофильмы и видеофильмы16,7газеты и журналы ;3,8художественная литература1,2радиовещание1,0Таблица 15Как часто Вы употребляете алкоголь?%редко36,8два раза в неделю или чаще28,5один раз в месяц12,3другое22,3Таблица 16Как Вы относитесь к преступности?%это социальное зло36,8равнодушно г16,4это просто другой" образ жизни10,2другое33,6Таблица 17Кто, по Вашему мнению, должен бороться с преступностью?%Государство и правоохранительные органы28,8Все общество22,4Общественные, организации11,2Сами потерпевшие3,8Каждый сам за себя.1,2Все вместе1,0Другое30,8
1. Аникеева O.A. Технологии социальной работы в сфере образования //Технологии социальной работы в разных сферах жизнедеятельности. /Отв. ред. П.Д.Павленок изд. 3-е, испр. и доп. - М.: ИНФРА-М. - 2007.
2. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. – 2001. – №10. – С.84-87. 2.
3. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопрос образования №1. — 2008.
4. Асташов В.Н., Лаптев Л.Г. Социальные технологии. //Современная энциклопедия социальной работы. - М.: Изд-во РГСУ. — 2013.
5. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб. пособие / А.В. Батаршев. – М.: «Академия», 2009. – 185 с. 3.
6. Бодрийяр Ж. Город и ненависть [Электронный ресурс]. URL: www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/Gor_Nas.php (дата обращения: 11.05.2017).
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 2006. – 398 с. 4.
8. Василенко H.H. Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2014.
9. Вовлечение подростков группы риска в здоровую социальную среду города Москвы. -М., 2012.
10. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль: Избранные статьи. - СПб., 2004.
11. Григорьева Е.Н. Современное социокультурное пространство: социальный аспект // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 5. С. 97–98.
12. Девиантное поведение и Интернет. (Опыт социологического анализа)./Позднякова М.Е., Карнаушенко JI.B. - М.: ИС РАН. - 2008.
13. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты. /Материалы Первой региональной научно-практической конференции. — М., 2013.
14. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". /Под ред. Гилинского Я.И. Изд. 2-е. СПб., 2007.
15. Заиграев Г. Алкоголизм и пьянство в России: пути выхода из кризисной ситуации //СОЦИС. - 2009. - № 8. .
16. Захарчук Л.А. Управление конфликтами в системе образования: социологический анализ. - М., 2006.
17. Зборовский Г.Е., Костина Н.Е. Социология управления. — М.: Гардарики. — 2007.
18. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007
19. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления// СОЦИС. - 2008. - №5.
20. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи// СОЦИС. - 2008. - №7;
21. Иванов В.Н., Сергеев В.К. Москва и москвичи: актуальные проблемы социально-культурной сферы. –М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2013
22. Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. - СПб.: Интерсоцис. - 2007.
23. Ильиных С.А., Табарков А.В. Городское пространство: специфика управления // Теория и практика общественного развития. 2015. № 13. С. 11–13.
24. Ильиных С.А., Табарков А.В. Мегаполис как объект социологического исследования // Дискуссия. 2016. № 3 (66). С. 80–85.
25. Ильиных С.А., Табарков А.В. Проблематика города в контексте социологии управления // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 19–21.
26. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи. - М., 2013.
27. Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. №3 с 124-128.
28. Кислицына. O.A. Социально-экономические факторы риска психических расстройств подростков //СОЦИС. -2009- № 8.
29. Ковалёва Т.Н. Основные концептуальные подходы к исследованию городского пространства // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 1 (23). С. 97–99.
30. Кузьмин В.П., Степашов Н.С., Блинков Ю.А. Проблемы социальной работы с молодежью. - Курск. - 2006.
31. Лебедева С.О. Город как социокультурное пространство // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010. № 8. С. 29–32.
32. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // СОЦИС. — 2002.-№10
33. Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства: Автореферат дис. докт. социол. наук. М., 2013.
34. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2009.
35. Официальный сайт Правительства Москвы Режим доступа https://www.mos.ru/(Дата обращения 10.05.2017)
36. Павленок П.Д. Девиантное поведение как проблема социальной работы.//Основы социальной работы. - М., 2006.
37. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. Учебное пособие. /Отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: ИНФРА-М. - 2009;
38. Рукша Г.Л., Кудрина Е.Л. Мегаполис как социально-культурное явление // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 17-2. С. 199–204.
39. Севастьянова И.В. Девиантное поведение несовершеннолетних. - Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - 2014.
40. Сергеев В. К. Молодёжь и город: лицом к лицу. М., 2012.
41. Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты. - М.: КДУ. - 2009.
42. Собкин B.C., Абросимова З.Б., Адамчик Д.В., Баранова Е.В. Проявления девиации в подростковой субкультуре //Вопросы психологии. - 2004. - № 3;
43. Сокурянская Л.Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода: [Монография] / Л.Г. Сокурянская; [Рец.: В.И. Астахова и др.]; Харьк. нац. ун-т им. В.Н. Каразина. – Харьков, 2006. – 576 с. 192 5. Социология молодежи: энциклопедический словарь/ отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. – М.: Academia, 2008. – 608 c. 6.
44. Татарова С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям. Автореф. дисс. на соиск уч. степени доктора социол. наук. Улан- Удэ. 2012.
45. Томилина С.А. Социально-психологическая коррекция самопознания, подростков употребляющих наркотические вещества. - Красноярск, Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М.: 2013.
46. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры [Текст] / В. П. Тугаринов – Ленинград: Типография ЛОЛГУ, 1960. – 155 с. 7.
47. Тулиганова И.В. Социокультурное пространство современного города: автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов, 2009.
48. Фромм Э. Бегство от свободы / Перевод Г. Ф. Швейника. — Москва: Аст, 2011. – 2
49. Хайкина М.В. Диагностика суицидального поведения подростков. /Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. - М.: «Социальное здоровье России». - 2011.
50. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. - М.: Дашков й К . - 2006.
51. Чупров В., Зубок Ю. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. - М.: Academia - 2009.
52. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 2009.
53. Сайт Виртуального методического объединения библиотек и организаций, работающих с молодежью Электронный ресурс Режим доступа http://vmo.rgub.ru/(Дата обращения 10.05.2017)
54. Сайт прокуратуры Москвы Режим доступа www.mosproc.ru (Дата обращения 10.05.2017
Вопрос-ответ:
Какие процессы направлены на улучшение социального здоровья молодежи в современной России?
В современной России существуют процессы социализации и реабилитации, которые направлены на улучшение социального здоровья молодежи. Они включают в себя развитие теории и практики социализации, а также применение традиционных и инновационных технологий.
Как развивается теория социализации в современных условиях в России?
Теория социализации в современных условиях в России развивается с помощью сопоставительного анализа концепций и тенденций. Это позволяет улучшить процессы социализации и реабилитации для молодого поколения и, как следствие, улучшить их социальное здоровье.
Какая роль социокультурной среды мегаполиса влияет на социальное здоровье молодежи?
Социокультурная среда мегаполиса играет значительную роль в формировании социального здоровья молодежи. Её особенности могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Поэтому важно принимать во внимание этот фактор и разрабатывать соответствующие меры для улучшения социального здоровья молодежи в мегаполисе.
Что такое традиционные и инновационные технологии в процессах социализации и реабилитации молодежи?
Традиционные технологии в процессах социализации и реабилитации молодежи включают в себя уже устоявшиеся практики и методы, которые применяются длительное время. Инновационные технологии, в свою очередь, относятся к новым подходам и методикам, которые используются для улучшения процессов социализации и реабилитации и, следовательно, улучшения социального здоровья молодежи.
Какие факторы влияют на социальное здоровье молодежи в мегаполисе?
Социальное здоровье молодежи в мегаполисе может быть влияние различных факторов. Одним из них является социокультурная среда мегаполиса с её особенностями. Также важными факторами могут быть доступность качественных услуг, образование, демографические и экономические характеристики. Все эти факторы влияют на социальное здоровье молодежи и поэтому их необходимо учитывать при разработке мер для его улучшения.
Какие процессы социализации и реабилитации направлены на улучшение социального здоровья молодого поколения в современной России?
В настоящее время в России проводится ряд программ и мероприятий, которые направлены на улучшение социального здоровья молодежи. К ним относятся программы поддержки молодежи, развитие социальных услуг и реабилитационных центров, а также проведение различных мероприятий по профилактике и лечению социальных заболеваний.
Какие концепции социализации существуют и как они развиваются в современных условиях России?
Существуют различные концепции социализации, которые развиваются в современной России. В настоящее время активно применяются индивидуально-ориентированная и контекстуальная концепции социализации. Они учитывают индивидуальные особенности каждого человека и его окружение, что способствует более эффективному процессу социализации и реабилитации молодежи.
Как социокультурная среда мегаполиса влияет на социальное здоровье молодежи?
Социокультурная среда мегаполиса имеет существенное влияние на социальное здоровье молодежи. Большой город создает различные вызовы и возможности для молодых людей. С одной стороны, мегаполис предлагает широкие возможности для образования, развития карьеры и общения. С другой стороны, он может создавать стрессовые ситуации и приводить к социальной изоляции. Поэтому необходимо создавать условия для здоровой социализации молодежи в мегаполисе.
Какие традиционные и инновационные технологии применяются в процессах социализации и реабилитации молодежи в России?
В процессах социализации и реабилитации молодежи в России применяются как традиционные, так и инновационные технологии. К традиционным технологиям относятся индивидуальные и групповые консультации, психотерапия, тренинги и курсы обучения. К инновационным технологиям относятся использование информационных и коммуникационных технологий, онлайн-консультации и мобильные приложения для поддержки молодежи.
Какие процессы социализации и реабилитации осуществляются в современной России для улучшения социального здоровья молодого поколения?
В современной России осуществляются различные процессы социализации и реабилитации, направленные на улучшение социального здоровья молодого поколения. Они включают в себя различные программы и проекты, основанные на сопоставительном анализе концепций социализации и тенденций развития теории в современных условиях. Также важным фактором влияния на социальное здоровье молодежи является социокультурная среда мегаполиса. В процессе социализации и реабилитации активно применяются как традиционные, так и инновационные технологии.
Как фактор влияния на социальное здоровье молодежи выступает социокультурная среда мегаполиса?
Социокультурная среда мегаполиса является одним из важных факторов влияния на социальное здоровье молодежи. В условиях большого города существуют свои особенности и вызовы, которые могут негативно сказываться на здоровье молодого поколения. Например, интенсивный ритм жизни, высокая степень конкуренции, обилие информации и средств массовой коммуникации могут вызывать стресс и негативно влиять на психическое и физическое благополучие молодежи. Однако мегаполис также предлагает большие возможности для социальной адаптации и развития, а с помощью социализации и реабилитации можно снизить негативные влияния и улучшить социальное здоровье молодежи.