Повышение избирательной активности граждан как основа демократического общества

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Конституционное право
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 14.06.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ДОКЛАД
Повышение избирательной активности граждан как основа демократического общества
Фрагмент для ознакомления

С целью исключения нарушения закона при голосовании предлагается использовать опыт Франции, поменяв местами процесс опускания бюллетеня в урну для голосования и фиксирование явки избирателя в избирательном списке.
Очевидно, что электоральная активность во многом производна от политической культуры общества, являясь критерием его зрелости. Она включает в себя многообразие ценностей, установок, ориентаций, предпочтений, действующих норм политической жизни. Политическая культура проявляет себя через позиции, конкретное политическое поведение. Для современного российского общества характерно преобладание подданнической культуры, характеризующейся односторонней зависимостью индивида от власти, ожиданиями получения от нее различных благ. Она во многом ориентирована на ценности коллективизма, справедливости, хотя в ней появился и новый социокультурный поток, ориентированный на ценности индивидуализма, плюрализма, свободы выбора.
Следует отметить, что степень зрелости различных компонентов политической культуры (знаний, убеждений, ориентаций) у разных социальных групп нашего общества неодинакова. Политическая культура большинства не лишена эмоциональной окраски, что делает многих граждан заложниками популистских лозунгов, демагогических призывов. Дефицит культуры ведет к невозможности эффективной политической социализации личности. В результате достижение политических целей часть граждан усматривает не только в выборах, но и в уличных акциях (митингах, демонстрациях, шествиях).
Эти акции возникают, в том числе и как реакция на несправедливые, с точки зрения неудовлетворенного электората, выборы. Примером того могут быть митинги против итогов голосования на выборах в Государственную Думу 4 декабря 2011 года. Оппозиционные митинги «За честные выборы» на Болотной площади и на проспекте Акаде­мика Сахарова в Москве стали самыми крупными с начала 90-х годов6. В них приняли участие более 100 тысяч человек. В 2011-2013 гг. состоялось немало локальных акций — известные «гуляния» на Чистых прудах, по Красной площади в Москве, митинги за пересмотр результатов выборов в Астрахани, Воронеже, Ярославле и других городах. Резолюции массовых митингов были поддержаны и либо частично, либо полностью включены в предвыборные программы кандидатов на выборах Президента Российской Федерации С. Миронова, М. Прохорова и Г. Зюганова.
Фактором, оказавшим влияние на состояние участия в выборах, стало отсутствие необходимой политической мотивации граждан. Многие не видят пока авторитетной политической силы, которая смогла бы гарантировать решение наболевших общественных проблем. Часто программы политических партий и их лидеров оказываются декларативны, несут отпечаток популизма и далеко не во всем совпадают с ожиданиями граждан.
Следует отдавать отчет, что электоральная культура российского избирателя, уровень знания им процедур избирательной кампании не могут быть такими же, как в странах, где выборы насчитывают не одно столетие. Тем не менее, наш избиратель многому научился, он становится не похожим на наивного простака и по мере обретения политического опыта он непременно научится отделять зёрна от плевел.
Проявлением высокой электоральной культуры может служить заинтересованность граждан в эффективном мониторинге избирательного процесса, тем более что законом прямо предусматривается право не только избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая определение результатов выборов.
Ныне общественный контроль за выборами ведут неправительственные организации «За честные выборы», «Корпус наблюдателей», «Лига избирателей» и др. Уникальной по масштабу стала веб-трансляция с избирательных участков в ходе выборов президента России. Такую систему, которая одновременно транслирует информацию со 184 тысяч камер для неограниченного количества пользователей, в мире еще никто не строил7. Важно и дальше совершенствовать практику гражданского контроля за проведением политических выборов, вовлекать в эту работу всё большее число активистов, особенно из среды молодежи. Это существенным образом повлияет на возвращение доверия граждан к институту политических выборов, будет способствовать повышению уровня электоральной культуры в обществе.
Трансформация электоральной культуры участников избирательного процесса видится также на пути формирования должного уровня политико-правового сознания граждан, создания эффективной консультативной сети по работе с политическими партиями, общественно-политическими объединениями, кандидатами на выборные должности, наблюдателями, другими субъектами избирательной кампании.
Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что, несмотря на остроту проблемы абсентеизма, стоящую на региональном и местном уровнях, российские федеральные органы государственной власти сегодня не предпринимают серьезных попыток решения данной проблемы, скорее наоборот. Так, отмена минимального порога явки избирателей для действительности выборов всех уровней не только является преждевременной и нецелесообразной, но и в целом негативно отражается на легитимности органов и должностных лиц, усугубляет проблему электоральной активности. При этом вышерассмотренные факторы пока еще не учитываются и недооцениваются государственными структурами. Между тем, опыт других государств, обобщенный в рамках международных избирательных стандартов, показывает, что обращение должного внимания на проблему электоральной активности со стороны государства и учет обозначенных нами факторов при ее разрешении помогает преодолеть абсентеизм и взять его под контроль. Но при этом одним из главных условий, определяющих максимальную эффективность данных факторов в повышении электоральной активности, является их комплексное рассмотрение и принятие на государственном уровне. В конечном итоге, от того, какой подход будет избран государством в решении данных вопросов, будет зависеть дальнейшее развитие столь актуальной и острой для России темы.



Источники:

Богданова О.В. Правовое воспитание как фактор правовой культуры: анализ некоторых форм//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. , Тамбов: Грамота, 2014 III, с.28-31.
Богданова О.В. Пути повышения эффективности проведения избирательных кампаний//Вестник Самарского института бизнеса и управления. Вып.8, ч.2.-Самара, НОАНО ВПО СИБиУ, 2013.
Беляев А., Тарасов Е. Тенденция абсентеизма в современном российском обществе // Власть. 2013. № 5. С. 43-45.
Красинский В.В. Лишение избирательного права в зарубежных странах // http://www.roiip.ru/publication/publication220.html
http://wciom.ru/index.php?id=1#
Возможные результаты парламентских выборов. Режим доступа: http://www.levada.ru/05-02- 2015/vozmozhnye-rezultaty-parlamentskikh-vyborov


Богданова О.В. Правовое воспитание как фактор правовой культуры: анализ некоторых форм//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. , Тамбов: Грамота, 2014 III, с.28-31.
http://wciom.ru/index.php?id=1#
Возможные результаты парламентских выборов. Режим доступа: http://www.levada.ru/05-02- 2015/vozmozhnye-rezultaty-parlamentskikh-vyborov
Беляев А., Тарасов Е. Тенденция абсентеизма в современном российском обществе // Власть. 2013. № 5. С. 43-45.
Богданова О.В. Пути повышения эффективности проведения избирательных кампаний//Вестник Самарского института бизнеса и управления. Вып.8, ч.2.-Самара, НОАНО ВПО СИБиУ, 2013.
Красинский В.В. Лишение избирательного права в зарубежных странах // http://www.roiip.ru/publication/publication220.html












15

Источники:

1. Богданова О.В. Правовое воспитание как фактор правовой культуры: анализ некоторых форм//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. , Тамбов: Грамота, 2014 III, с.28-31.
2. Богданова О.В. Пути повышения эффективности проведения избирательных кампаний//Вестник Самарского института бизнеса и управления. Вып.8, ч.2.-Самара, НОАНО ВПО СИБиУ, 2013.
3. Беляев А., Тарасов Е. Тенденция абсентеизма в современном российском обществе // Власть. 2013. № 5. С. 43-45.
4. Красинский В.В. Лишение избирательного права в зарубежных странах // http://www.roiip.ru/publication/publication220.html
5. http://wciom.ru/index.php?id=1#
6. Возможные результаты парламентских выборов. Режим доступа: http://www.levada.ru/05-02- 2015/vozmozhnye-rezultaty-parlamentskikh-vyborov

Вопрос-ответ:

Какие меры предлагаются для повышения избирательной активности граждан?

Для повышения избирательной активности граждан предлагается использовать опыт Франции, где предлагается поменять местами процесс опускания бюллетеня в урну для голосования и фиксирование явки избирателя в избирательном списке.

Какая связь существует между электоральной активностью и политической культурой общества?

Очевидно, что электоральная активность во многом зависит от политической культуры общества. Политическая культура является критерием для определения уровня участия и интереса граждан к избирательному процессу.

Что предлагается сделать для исключения нарушения закона при голосовании?

Для исключения нарушения закона при голосовании предлагается использовать опыт Франции, где предлагается поменять местами процесс опускания бюллетеня в урну для голосования и фиксирование явки избирателя в избирательном списке. Это позволит более эффективно контролировать процесс голосования.

Какая роль изучения опыта других стран в повышении избирательной активности граждан?

Изучение опыта других стран, например Франции, позволяет найти эффективные способы повышения избирательной активности граждан. Меняя процесс голосования и фиксируя явку избирателей в избирательном списке, можно снизить возможность нарушений закона и влияния на результаты выборов.

Почему повышение избирательной активности граждан является основой демократического общества?

Повышение избирательной активности граждан является основой демократического общества, так как гарантирует широкое участие граждан в принятии решений, формирование правительства и контроль его деятельности. Это основа функционирования демократических институтов и обеспечение гражданских прав и свобод.

Какие меры предлагаются для повышения избирательной активности граждан в статье?

В статье предлагается использовать опыт Франции, где предлагается поменять местами процесс опускания бюллетеня в урну для голосования и фиксирование явки избирателя в избирательном списке с целью исключения нарушения закона при голосовании.

Какой фактор является основой повышения избирательной активности граждан?

Фактором, который является основой повышения избирательной активности граждан, является политическая культура общества.

Каким образом электоральная активность связана с политической культурой общества?

Электоральная активность является производной от политической культуры общества и является критерием его зрелости.