Оценка средствами массовой информации девиантного поведения молодежи

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 74 74 страницы
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 14.07.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СМИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ 6
1.1. Понятие и формы девиантного поведения 6
1.2. Понятие и сущность коммуникации 16
1.3. СМИ как средство социальной коммуникации 21
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СМИ К ДЕВИАЦИИ МОЛОДЕЖИ 30
2.1. Специфика девиантного поведения молодежи 30
2.2. Влияние СМИ на молодёжь (вторичный анализ) 35
2.3. Отношение к девиантному поведению молодежи в рамках интернет-СМИ (на примере Интернет-опроса) 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69

ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета исследования на предмет отношения молодежной интернет-аудитории к девиантному поведению 74

Фрагмент для ознакомления

Динамика нового медиаповедения молодежи приводит к тому, что молодежь начинает самостоятельно осваивать медиасреду, устанавливая свои нравственные критерии. Катастрофическое сокращение молодежной аудитории традиционных СМИ побуждает редакции искать новые стратегии и технологии работы с этой аудиторной группой. Эффективным инструментом привлечения молодежи к СМИ представляется медиаобразование. От того, каким будет дальнейший путь развития СМИ, зависит и то, какие ценностные ориентации будут формироваться в современном обществе.Согласно данным исследования средства массовой информации в современной России играют все более и более значимую роль в вопросах формирования ценностей и выражения оценок различных социальных образований, выступают одним из значимых факторов формирования ценностных ориентаций молодежи. В частности, электронные СМИ заполняют значительную часть досуга молодежи, а, следовательно, выступают как важнейший инструмент формирования духовного мира, культурных ценностей, социальных установок новых поколений.2.3. Отношение к девиантному поведению молодежи в рамках интернет-СМИ (на примере Интернет-опроса)В рамках данной работы было проведено авторское социологическое исследование в сети Интернет на предмет отношения молодежной интернет-аудитории к девиантному поведению. Дата проведения: 5 мая 2017 года. Всего было опрошено 335 человек через социальную сеть «ВКонтакте». Все респонденты – молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Метод опроса – интервью по формализованной анкете.По итогам проведения авторского исследования были получены следующее результаты.Всего в исследовании приняло участи 66,6% женщин и 33,3% мужчин. 65% респондентов родом из города, 35% из села. Так 15% респондентов оценили свой уровень доход как высокий, 66% имею средний доход, 19% имеют низкий доход.По мнению респондентов «хорошо учиться и стать профессионалом» самая важная задача во время обучения (59%). Второй по значимости аспект – поиск будущей работы и установление контактов с потенциальными работодателями (34%). На третьем месте по важности – приобретение навыков взрослого поведения (25%). Меньшее значение респонденты придают участию в студенческих мероприятиях и творческой реализации (16%), поиску друзей и будущего супруга (9%), веселому время препровождению (6%).Таблица 3. Самое важное во время обучения Вариант ответаПроцент ответивших1Хорошо учиться, стать, настоящим профессионалом в избранной сфере552Установить контакты с потенциальными работодателями323Научиться самостоятельной жизни, приобрести навыки взрослого поведения, ответственности за себя214Быть активным, принимать участие в студенческих мероприятиях, реализовать себя творчески135Общаться со сверстниками, завести друзей, будущего супруга, завести семью86Весело и разнообразно проводить время, чтобы было, что вспомнить после окончания учебы77Другое 18Затрудняюсь ответить3Рисунок 10.УспеваемостьКак видно из распределения, большинство респондентов демонстрирует весьма высокую успеваемость, хотя при этом стоит отметить, что тут велика доля субъективизма и намеренного завышения собственных успехов. Рисунок 11. Виды девиации Большинство респондентов (43%) считает, что самой частой формой девиации в рамках учебного процесса является появление на занятиях в состоянии опьянения, на втором месте (26%) находится грубость с преподавателем. Остальные формы являются для подростков менее значимыми. Отметим, что появление на занятиях в пьяном виде не обязательно встречается повсеместно, как можно заключить из результатов. Скорее всего, подростокы просто не отождествляют иные формы с аморальным и девиантным поведением.Непосредственно под девиантным поведением респонденты понимают «любое отклонение от нормы» (63,4%), для 10,6% - девиантное поведение это «негативное отклонение от нормы», еще 26% опрошенных затруднились с ответом. Таким образом подтверждается гипотеза о том, что девиация является распространенной формой поведения среди молодежи. Отметим, что у подростков достаточно адекватное восприятие девиантного поведения, но большой процент респондентов, затруднившихся с ответом, говорит о том, что у значительной части подростков не сформирована позиция в отношении девиантного поведения, что закономерно сказывается на их оценках роли девиации в обществе. Далее представлены представления подростков о конкретных видах девиации.Рисунок 12.Восприятие подростками форм девиацииРезультаты по данному признаку подтверждают предположение о том, что девиация рассматривается подростками, главным образом, как проявление негативных социальных черт в поведении. Так практически 90% респондентов считает проституцию формой девиации, и только 35% считают таковым героизм. Сюда же можно отнести суицид воровство и пьянство, которые также оцениваются как виды девиации. Гениальность и лидерство также не воспринимаются как отклоняющееся поведения. В данном смысле гипотеза о понимании девиации только в негативном ключе также находит свое подтверждение.В подростковой среде наиболее распространено злоупотребление алкоголем. На существование данного явления в ВУЗе указали 91,6% опрошенных. Причем, в большей степени данной девиации подвержены подростки – сельчане (по сравнению с представителями городской молодежи), особенно те, кто проживает в студенческом общежитии. Рисунок 13.Причины употребления алкоголяОсновная причина потребления алкоголя имеет явную социальную природу: 41% респондентов употребляет их за компанию. Около 30% использует их, чтобы снять стресс, что также косвенно имеет социальную обусловленность. В целом же этот признак показывает значение социальных факторов девиантного поведения.Высказывание «Люди пьянствуют и спиваются потому, что жизнь очень трудная» вызвало скорее отрицательную реакцию со стороны подростков.Рисунок 14.Люди пьянствуют и спиваются потому, что жизнь очень труднаяВ целом позиция респондентов в этом отношении не определенная, так как в совокупности примерно 59% респондентов не имеет четкого мнения по данному вопросу. Однако можно фиксировать легкую тенденцию к отрицанию данного утверждения, в общем с ним не согласны 49% опрошенных. Согласно проведенному исследованию большинство подростков употребляют пиво и слабоалкогольные напитки 1 раз в неделю (45,8%), по праздникам употребляют 16,7% респондентов, каждый день употребляют 13,2%. Только 14,5% подростков не употребляют пиво и слабоалкогольные напитки.Полученные данные в этом отношении весьма тревожат, так как большинство респондентов употребляет алкоголь каждую неделю, что отражает рост его потребления в молодежной среде. Очевидно, что именно алкоголизм является самой распространенной формой девиации среди молодежи. Хулиганство и воровство также широко распространено, по мнению подростков в их среде (85,5% и 66,5% соответственно). Этот факт также говорит о широкой распространенности делинквентного поведения среди молодежи.Большинство согласны с тем, что «человек, если знает, что он останется незамеченным, склонен присвоить чужое имущество» – варианты «да» и «скорее да» выбрали 5,3% и 48,9% соответственно; варианты «скорее нет» и «нет» 22,9% и 5,7% соответственно. В данном случае также находит подтверждение гипотеза о том, что самые негативные формы девиантного поведения имеет место быть и в подростковой среде. Отношение к связи алкоголя и хулиганства в целом неоднозначное.Рисунок 15.Хулиганство – это, как правило, следствие употребления спиртных напитков.Большинство респондентов (81,5%) занимают неопределенную позицию по данному вопросу, что говорит о разнице между этими двумя формами отклоняющего поведения в общественном сознании. Влияние социокультурной среды на поведение подростков выражается в том, что представители города, по сравнению с выходцами из села, более агрессивны, терпимее относятся к воровству. Среди них почти в два раза чаще встречаются те, кто полагает, что можно ударить человека только за то, что «по-другому до него не доходит». Подростки с высоким уровнем дохода, в большей степени, чем их малообеспеченные коллеги, оправдывают противоправные способы решения проблем (40,5% и 19,1% соответственно).Наркомания среди подростков достаточно распространена – 11% респондентов считают что «широко распространена» и 49,3% - «иногда встречается». В целом более половины респондентов говорят о том, что наркомания, так или иначе, имеет место быть в подростковой среде, не будет существенной ошибкой утверждать, что ситуация такова и в отношении всей молодежи в целом. При сопоставлении с данными по употреблению алкоголя все это показывает весьма тревожную тенденцию развития негативного девиантного поведения в молодежной среде. На основании анализа результатов исследования можно констатировать, что в целом по массиву опрошенных у четвертой части подростков есть друзья, которые употребляют наркотики. При этом здесь прослеживается определенная тенденция. Если среди учащихся 2 курсов они есть у 17,6% респондентов, то среди подростков 4 курса – у 30,5% опрошенных. В связи с этим закономерно, что чем старше респонденты, тем лояльнее они относятся к этой девиации. Среди обеспеченных подростков меньше тех, кто категорически осуждает наркоманию, больше равнодушных к данной проблеме и тех, кто полагает, что наркотики – это распространенный стиль поведения современной молодежи.Рисунок 16.Отношение к употреблению наркотиковКак можно видеть, большинство (59%) осуждает наркоманию, но велико число и тех, кот нейтральной к ней относится (27,8%). В целом же подобное равнодушие к наркомании косвенно свидетельствует о том, что некоторые формы девиации, причем негативного плана, вполне распространены в молодежной среде. Отчасти эти данные противоречат предыдущим признакам, так при осуждении наркомании многие подростки имеют друзей, злоупотребляющих данным пороком. Несмотря на негативное отношение к наркотикам, среди подростков есть те, кто имеет опыт употребления наркотических средств (5,7%). Есть предположение, что здесь явно имеется тенденция к увеличению числа пробовавших наркотики. Большинство респондентов в качестве основной причины, побудившей употребление наркотического средства, называет гедонизм – стремление испытать новые ощущения (33,9%), получить удовольствие (30,8%). Данные причины вполне типичны для подростков, для которого именно стремление к новому и желание получить удовольствие выступают движущими мотивами. Как представляется, именно эти причины станут движущими для всех форм девиантного поведения в молодежной среде. Рисунок 17.Виды помощи человеку, употребляющему наркотикиПо итогам данного вопроса можно сказать, наркомания все же считается респондентами заболеванием, но при этом большое значение уделяется и моральной поддержки больных, так что значение социальных факторов также велико.В ходе исследования 22,9% опрошенных респондентов подтвердили мнение о распространении среди молодежи и подростков такого вида девиантного поведения, как проституция, только 15,6% высказались, что такого явления в студенчестве нет. Остальные сомневаются в ее наличие. Если сопоставить эти данные с показателями по наркотикам и алкоголю, можно сказать, что ситуация фактически идентична. Неопределенность респондентов в отношении этих форм негативной девиации говорит скорее о тенденции к их утверждению, чем об обратном.14,5% респондентов высказали положительное мнение о ее легализации, установлению контроля над проституцией. Рисунок 18.Отношение к легализации проституцииПри этом, как показывает следующий признак, респонденты видят плюсы в легализации проституции. При этом мнения респондентов в целом разделилось в отношении конкретных преимуществ такой легализации, несколько лидирует только позиция о снижении распространения специфических заболеваний (39%).К вопросу потери нравственных ориентиров в молодежной среде опрошенные подростки относятся крайне негативно (53,8%) и отрицательно (24,5%). Безразличных в этом вопросе 5,4% респондентов. Не смотря на широкое распространение различных форм негативного отклоняющего поведения в подростковой среде, что признается самим респондентами, отношение к этому негативное и подростки, вероятно, понимают суть проблемы и признают ее важность. Единственным вопросом остается, понимают ли респонденты взаимосвязь нравственности и форм проявления девиантного поведения.Рисунок 19.Работа по снижению девиантного поведения Большинство (47%) опрошенных видят проявление работ по профилактике девиантного поведения. Однако отметим, что в совокупности 53% либо не видят такой работы, либо не замечают ее и сомневаются в ее наличие, что в целом можно оценивать как негативный фактор девиантного поведения. При этом сами подростки теряются в вопросе о том, кто именно влияет на снижения уровня девиации в подростковой среде. Так, 29,5% опрошенных видят правоохранительные органы в качестве органа, контролирующего деятельность в процессе обучения и влияющего на постепенное снижение уровня негативного девиантного поведения. Чуть меньше в качестве контролирующих органов набрали «администрация школы» (25,3%), «подростки» (23,6%) и преподаватели» (15,9%). Таким образом, все в совокупности должны влиять на поведение подростков и способствовать снижению уровня девиации в подростковой среде. Отношение к девиантному поведению прослеживается через призму ценностных ориентаций респондентов. Таблица 4. Ценность для подростков отдельных видов деятельностиМестоВид деятельности%1.Общение, круг друзей572.Партнеры, семья533.Свободное время, хобби 434.Образование365.Профессия и работа346.Природа337.Искусство27На первом месте для молодежи традиционно остаются общения и друзья. Именно эти факторы и определяют в том числе и девиантное поведение. Отметим, что учеба занимают отнюдь не первые позиции, что в целом также предсказуемо.Таким образом, в завершении нашего исследования отметим несколько наиболее очевидных тенденций в развитии отношения к девиации в подростковой среде:- девиантное поведение весьма развито в молодежной среде, что закономерно прослеживается на примере подростков как наиболее представительной его части;- девиантное поведение оценивается подростоками с позиции социальной полезности, что достаточно типично. Девиация представляется респондентам как негативное с точки зрения социальной морали поведение. Понятие так называемой позитивной девиации нивелируется респондентами, а часто вообще не рассматривается;- в молодежной среде достаточно широко распространены самые негативные формы девиантного поведения, такие как алкоголь, наркомания, что не может не провоцировать тревожные тенденции в молодежной среде;- в целом молодежь негативно оценивает девиацию, но при этом отчетливо прослеживается тенденция к равнодушию в отношении девиантного поведения;- девиантное поведение больше прослеживается в среде состоятельной молодежи, что, очевидно, объясняется их материальными возможностями. Относительно других социальных характеристик различие в оценке девиантного поведения незначительны. В итоге можно сказать, что проблема девиации в молодежной среде весьма актуальна. При этом самой молодежью вполне адекватно оценивается угроз этого распространения и негативно обозначается сама девиация, но все более выражено равнодушное отношение ко всем этим процессам, что не может не настораживать.ЗАКЛЮЧЕНИЕДевиантное поведение остается актуальной социальной проблемой и важнейшей темой исследования для социологии, особенно в отношении молодежи. На современном этапе девиация приобретает новые формы, которые захватывают в том числе и пространство Интернета, проявляясь и в поведении в рамках Сети, и в общении в рамках виртуального пространства.Девиантное поведения является атрибутом современного общества. Его нельзя окончательно устранить или как-то трансформировать теоретико-методологический анализ изучения девиантного поведения в истории гуманитарной мысли показывает, что различные формы девиантного поведения сопровождали человечество на протяжении всей его социальной истории. Девиантное поведение представляет собой отклонение от социальных норм, при этом характер такого отклонения может быть как позитивным, так и негативным. В первом случае вырабатываются новые нормы, которые совершеннее и прогрессивнее старых, во втором происходит разрушение социальной структуры и деградация социальных связей. Девиация различно оценивается со стороны социальных норм, наиболее нежелательным и преследуемым является делинквентное (преступное) социальное поведение, которое прямо угрожает целостности социальной системы. Другие формы девиантного поведение не преследуются, но и не поощряются. Интернет сам по себе является современным видом СМИ, который имеет крайне высокое влияние на молодежь, в том числе и в отношении молодежной девиации. Как и другие виды СМИ, Интернет способен не только информировать широкие массы о жизни молодежи, но и прямо манипулировать массовым сознанием в отношении общественного представления о молодежной девиации в том числе.Оценка в рамках СМИ девиантного поведения молодежи в целом остается негативной. В качестве основных форм девиации молодежи можно считать алкоголизм, наркоманию, курение. Все эти формы в рамках пространства Интернет также воспринимаются негативно. Отмечается, что современные СМИ более пристальное внимание уделяют вопросу о девиации молодежи, чем это было примерно десять лет назад. Однако в этом можно видеть и определенную негативную тенденцию, которая заключается в том, что СМИ посредством своих публикаций создают негативный образ молодежи, который настраивает остальное население негативно в отношении современного молодого поколения. С другой стороны положительным моментом является тот факт, что СМИ привлекают внимание к проблемам молодежи, вопросам ее девиантного поведения, в том числе обсуждаются в рамках СМИ и возможности коррекции такого поведения. Так или иначе, оценка СМИ молодежной девиации остается противоречивой. Несомненно огромное влияние СМИ на развитие самой молодежи, особенно это касается Интернета. При этом СМИ способны у самой молодёжи вырабатывать определённый алгоритм самовосприятия. Иными словами, всегда будет проблемой, является ли отношение к девиантному поведению со стороны молодежи ее собственным самовосприятием или это внешний образ, который прививают молодежи СМИ.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАкаев Д.В. Интернет-сообщества: место и роль в политическом процессе социума: Автореф. дис… канд. полит. наук. – Саратов, 2009.Аникина М.Е. Молодежные издания // Типология периодической печати: учеб.пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М., 2016. – С.39-52Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. – 202 с. Борецкий Р.А. Телевидение в социально-историческом контексте // Вестник МУ. – Серия 10. – Журналистика. – 2013. – № 3. – С. 9-19Винер Н. кибернетика и общество. - М, 2002. - 187 с.Вишневский Ю.Р. Исследование девиантных форм поведения подростковой молодежи Свердловской области / Ю.Р. Вишневский, Л.Н. Боронина, А.Я.Пучков // Университетское управление. – 2012. – № 3-4(10-11). – С. 40Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование (Томский институт информационных технологий) //Медиаобразование: от теории к практике: сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20-21 ноября 2007 /сост. И.В. Жилавская. Томск, 2007. С. 240-277. Волков Ю.Г. Социология (Курс лекций) / Ю.Г. Волков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Д., 2010. – 187 с.Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. - М., 2005. – 166 с. Воронцова О.И. Телевидение как канал политической коммуникации: региональный аспект: Автореф. дис… канд. полит. наук. – Астрахань, 2009. – 255 с.Глюксман А. Достоевский на Манхэттене. - Екатеринбург, 2006. – 198 с.Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. - М., 2013. – 212 с. Горянина В., Масалков И. Преобразование жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии. - М., 2009. – 234 с. Грачёв М.Н. Средства массовой информации в социально-политическом поле // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер. Политология. – 2010. – №2Губина Н.В. Социология: норма, девиация, контроль. - Нижнекамск, 2011. – 199 с. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление / Я. Гилинский, В. Афанасьев, Н. Бараева; отв. ред. Я.И. Гилинский. – СПб., 2013.Девиантность, преступность, социальный контроль / Я.И. Гилинский. – СПб., 2014. – 154 с. Делез Ж. Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип.- М., 1990. – 584 с. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи: Социологический аспект // Вестник МГУ. Серия 19. Социология и политология. – 2009. – №3.Добрин К.Ю. Социология девиантного поведения подростков. – Саратов, 2009. – 201 с. Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование // Медиаобразование: от теории к практике: Сб. материалов 1 Всеросс. научн. – практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20-21 ноября 2007 / Сост. И.В. Жилавская. Томск, 2007Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. – Минск, 2015. – 235 с. Заверткина Е.Г., Миронова М.Н. Коррекция девиантного поведения подростков: учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2016. – 184 с. Иларионова Т.С. Информационные процессы в современной России. - М., 2009. – 155 с. Инкельс А. Личность и социальная структура // Американская социология. – М., 2011. – 533 с. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб., 2006. – 255 с. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н.. Социология права. Девиантное поведение. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://society.polbu.ru/kasianov_socprav/ch42_v.html. (Дата обращения: 12.04.2017).Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово, 2016. – 265 с. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. – 2013. - №1Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Ю.Ю. Социология девиантного поведения: вопросы теории. – Казань, 2010. – 267 с. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 2007. – 304 с.Кох И. А. Социальная аномия и социальное управление // Известия Уральского государственного университета. – 2006. – № 42. С. 62-71.Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. – М., 2015. – 177 с. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие. – М., 2010. – 2767 с. Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2014. – 322 с. Крылова М.А. Девиантное поведение подростков // Высшее образование в регионе: Коллективная монография. / Отв. ред. И.В. Налетова. – Тамбов, 2012. – 155 с. Леонтьева М.В. Мониторинг девиантного поведения учащихся и подростков Архангельска // Социс. – 2014. - № 12. – С. 106Линдсей Г., Холл К.С. Теории личности. К.: PSYLIB, 2015. – 562 с.Лотман Ю. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история. - М., 1999. – 165 с. Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. — М., 2006. – 134 с.Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // Социс. – 2012. - № 3. – С. 104-114.Мкртумова И.В. Дихотомия типов девиации в различных социальных институтах: специфика и особенности социальной конструкции // Вестник МНЭПУ. – М., 2011. – 287 с. Нелсон, O. Язык мимики и жестов. Что это такое./ O. Нелсон, C. Голант – М.: АСТ, 2007. - 352 с.Нэпп, M. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение./ M. Нэпп, Д. Холл – M.: Прайм – Еврознак, 2007. - 512 c.Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 2008. - №9перспективы, проблемы, методы. – М., 2012. – С.48-49Политическая энциклопедия в 2-х томах. Том 2. Под.ред. Семигина Г.Ю.. М., 1999. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, Л.Г. Лаптева. - М., 2011. – 356 с. Рахматуллин Э.С. Девиантное поведение как социальная проблема. – Казань, 2014. – 298 с. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. – Мн., 2014.- 302 с. Смелзер Н. Социология. – М., 2009. – 255 с. Сысоева В.А. Социология. Социальный контроль и девиантное поведение. – М., 2012. – 143 с. Торндайк Э. Бихевиоризм. М.: АСТ, 2008. – 345 с.Торчинов Е.А. Введение в буддологию. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. - 304 с.Трошкин Ю.В. Свобода слова и печать. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 1994. - № 4.Фирсов Б. Телевидение и мы: к истории наших отношений. Телевидение вчера, сегодня, завтра / Сост. Е. Дугин. - М., 2009. – 376 с. Фрейд З. Я и Оно. - М.: АСТ. 2015. – 156 с.Фудоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. - Таганрог: Издательство Кучма, 2007. – 344 с. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика: Материалы семинара для социологов телекомпаний под ред. Шарикова А.В.: Национальная ассоциация телевещателей, 2017.Цуладзе А.М. Политическая мифология. – М., 2013; Пушкарёва Г.В. Политические предпочтения: психология медиавоздействия // Демократия, управление, культура: проблемные измерения современной политики. Политическая наука: Ежегодник, 2006. – М., 2006. – С. 436-455Шадрикова А.П. Стратегическая модель деятельности для организаций гражданского общества // Тезисы докладов. V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы». Москва, 20-22 ноября 2009 г. – М., 2009. – С. 464-465Шипова А.Н. Социология отклоняющегося поведения // Социс. – 2014. - №11ПРИЛОЖЕНИЕАнкета исследования на предмет отношения молодежной интернет-аудитории к девиантному поведениюУважаемый респондент!Просим ответить на вопросы как можно более полно. Конфиденциальность Ваших ответов гарантируются.1. На каком курсе Вы учитесь?2. Отметьте, пожалуйста, Ваш возраст: Пол:МужскойЖенский3. В каком типе населенного пункта Вы провели большую часть своей жизни:ГородСелоДругое4. Как Вы оцениваете доход Вашей семьи:НизкийСреднийВысокийДругое5. Что для Вас самое важное во время обучения?Хорошо учиться, стать, настоящим профессионалом в избранной сфереУстановить контакты с потенциальными работодателямиНаучиться самостоятельной жизни, приобрести навыки взрослого поведения, ответственности за себяБыть активным, принимать участие в студенческих мероприятиях, реализовать себя творческиОбщаться со сверстниками, завести друзей, будущего супруга, завести семьюВесело и разнообразно проводить время, чтобы было, что вспомнить после окончания учебыДругое Затрудняюсь ответить6. Какова Ваша средняя успеваемость на занятиях?НеудовлетворительноУдовлетворительноХорошоОтличноДругое Затрудняюсь ответить7. Что Вы понимаете под девиантным поведением?Любое отклонение от нормыНегативное отклонение от нормыДругое Затрудняюсь ответить8. Какие наиболее частые формы девиантного поведения в рамках учебного процесса происходят в Вашем вузе?Появление на занятиях в состоянии опьяненияНаличие задолженностейГрубость с преподавателемИспользование шпаргалкиПриход на занятия неподготовленнымПропуски занятийДругое Затрудняюсь ответить9. Какие из приведенных ниже форм поведения могут быть названы девиантными?Да, являетсяНет, не являетсяЗатрудняюсь с ответомПроституцияГероизмКоррупцияСуицидЛидерствоВоровствоГениальностьПьянствоТабакокурение10. Какая(ие) форма(ы) девиантного наиболее распространена(ы) в Вашем вузе? 11. Что из перечисленного может быть причислено к основным причинам употребления алкоголя?За компаниюЧтобы улучшить настроениеСнять стресс, забыть о проблемахДругое Затрудняюсь ответить12. Согласны ли Вы со следующим утверждением?«Люди пьют и спиваются потому, что жизнь очень трудная».СогласенСкорее согласенСкорее не согласенНе согласенДругое Затрудняюсь ответить13. Как часто Вы употребляете алкоголь (включая пиво и слабоалкогольные напитки)?Не употребляю совсемТолько по праздникамНе более одного раза в неделюКаждый деньДругое Затрудняюсь ответить14. Согласны ли Вы со следующим утверждением? «Человек, если знает, что он останется незамеченным, склонен присвоить чужое имущество».СогласенСкорее согласенСкорее не согласенНе согласенДругое Затрудняюсь ответить15. Согласны ли Вы со следующим утверждением? «Хулиганство – это, как правило, следствие употребления спиртных напитков».СогласенСкорее согласенСкорее не согласенНе согласенДругое Затрудняюсь ответить16. Что может стать причиной, побуждающей Вас ударить другого человека?17. Как сильно распространено хулиганство в молодежной среде на Ваш взгляд?Очень распространеноРаспространеноБывают редкие случаиДругое Затрудняюсь ответить18. Как сильно распространено воровство в молодежной среде на Ваш взгляд?Очень распространеноРаспространеноБывают редкие случаиДругое Затрудняюсь ответить19. Как сильно на Ваш взгляд распространен алкоголизм в молодежной среде?Очень распространенРаспространенБывают редкие случаиДругое Затрудняюсь ответить20. Как сильно на Ваш взгляд распространена наркомания в молодежной среде?Очень распространенаРаспространенаБывают редкие случаиДругое Затрудняюсь ответить21. Как Вы относитесь к употреблению наркотиков Вашими сверстниками?Не могу сказать определенноСегодня наркомания достаточно распространенное явлениеДля себя допускаю, для других – свое мнение не навязываюНейтрально – это дело каждогоОсуждаю – последствия трагичныДругое Затрудняюсь ответить22. Имеете ли Вы опыт употребления наркотических средств?Да, употребляю регулярноДа, пробовал однократноНет, но не против попробоватьНет Другое Затрудняюсь ответить23. При положительном ответе на предыдущий вопрос, укажите пожалуйста причину, побудившую Вас впервые употребить наркотическое средство?Стремление испытать новые ощущенияСтремление получить удовольствиеЗа компаниюЧтобы улучшить настроениеДругое Затрудняюсь ответить24. Назовите, пожалуйста, возможные виды помощи человеку, употребляющему наркотические средства?Изменение отношения к наркомании в обществеМатериально-финансовая поддержкаМедицинская помощьПомощь профессионального психологаМоральная поддержкаДругое Затрудняюсь ответить25. Как сильно на Ваш взгляд распространена проституция в молодежной среде?Очень распространенаРаспространенаБывают редкие случаиДругое Затрудняюсь ответить26. Какие последствия может вызвать легализация проституции?Уменьшение числа преступлений сексуального характераСнижение уровня распространения специфических заболеванийДополнительный источник доходаРост числа людей, занятых в этой сфереДругое Затрудняюсь ответить27. Как Вы относитесь к возможной потере нравственных ориентиров в молодежной среде?ПоложительноБезразличноОтрицательноКрайне негативноДругое Затрудняюсь ответить27. Как Вы относитесь к возможной потере нравственных ориентиров в молодежной среде?ПоложительноБезразличноОтрицательноКрайне негативноДругое Затрудняюсь ответить28. Наблюдается ли в нашей стране работа по снижению девиантного поведения?ДаНетНе знаю28. Какие группы или структуры влияют на снижение уровня девиаций в подростковой среде?Правоохранительные органыАдминистрация учебных заведенийПреподавателиРодителиСверстникиДругое Затрудняюсь ответить29. Являются ли приведенные ниже виды деятельности ценными для Вас?Да, являетсяНет, не являетсяЗатрудняюсь с ответомОбщение, круг друзейПартнеры, семьяСвободное время, хобби ОбразованиеПрофессия и работаПриродаИскусствоДругое:_______________Спасибо за уделенное время!


1. Акаев Д.В. Интернет-сообщества: место и роль в политическом процессе социума: Автореф. дис… канд. полит. наук. – Саратов, 2009.
2. Аникина М.Е. Молодежные издания // Типология периодической печати: учеб.пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М., 2016. – С.39-52
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. – 202 с.
4. Борецкий Р.А. Телевидение в социально-историческом контексте // Вестник МУ. – Серия 10. – Журналистика. – 2013. – № 3. – С. 9-19
5. Винер Н. кибернетика и общество. - М, 2002. - 187 с.
6. Вишневский Ю.Р. Исследование девиантных форм поведения подростковой молодежи Свердловской области / Ю.Р. Вишневский, Л.Н. Боронина, А.Я.Пучков // Университетское управление. – 2012. – № 3-4(10-11). – С. 40
7. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование (Томский институт информационных технологий) //Медиаобразование: от теории к практике: сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20-21 ноября 2007 /сост. И.В. Жилавская. Томск, 2007. С. 240-277.
8. Волков Ю.Г. Социология (Курс лекций) / Ю.Г. Волков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Д., 2010. – 187 с.
9. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. - М., 2005. – 166 с.
10. Воронцова О.И. Телевидение как канал политической коммуникации: региональный аспект: Автореф. дис… канд. полит. наук. – Астрахань, 2009. – 255 с.
11. Глюксман А. Достоевский на Манхэттене. - Екатеринбург, 2006. – 198 с.
12. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. - М., 2013. – 212 с.
13. Горянина В., Масалков И. Преобразование жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии. - М., 2009. – 234 с.
14. Грачёв М.Н. Средства массовой информации в социально-политическом поле // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер. Политология. – 2010. – №2
15. Губина Н.В. Социология: норма, девиация, контроль. - Нижнекамск, 2011. – 199 с.
16. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление / Я. Гилинский, В. Афанасьев, Н. Бараева; отв. ред. Я.И. Гилинский. – СПб., 2013.
17. Девиантность, преступность, социальный контроль / Я.И. Гилинский. – СПб., 2014. – 154 с.
18. Делез Ж. Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип.- М., 1990. – 584 с.
19. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи: Социологический аспект // Вестник МГУ. Серия 19. Социология и политология. – 2009. – №3.
20. Добрин К.Ю. Социология девиантного поведения подростков. – Саратов, 2009. – 201 с.
21. Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование // Медиаобразование: от теории к практике: Сб. материалов 1 Всеросс. научн. – практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20-21 ноября 2007 / Сост. И.В. Жилавская. Томск, 2007
22. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. – Минск, 2015. – 235 с.
23. Заверткина Е.Г., Миронова М.Н. Коррекция девиантного поведения подростков: учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2016. – 184 с.
24. Иларионова Т.С. Информационные процессы в современной России. - М., 2009. – 155 с.
25. Инкельс А. Личность и социальная структура // Американская социология. – М., 2011. – 533 с.
26. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб., 2006. – 255 с.
27. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н.. Социология права. Девиантное поведение. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://society.polbu.ru/kasianov_socprav/ch42_v.html. (Дата обращения: 12.04.2017).
28. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово, 2016. – 265 с.
29. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. – 2013. - №1
30. Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Ю.Ю. Социология девиантного поведения: вопросы теории. – Казань, 2010. – 267 с.
31. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 2007. – 304 с.
32. Кох И. А. Социальная аномия и социальное управление // Известия Уральского государственного университета. – 2006. – № 42. С. 62-71.
33. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. – М., 2015. – 177 с.
34. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие. – М., 2010. – 2767 с.
35. Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2014. – 322 с.
36. Крылова М.А. Девиантное поведение подростков // Высшее образование в регионе: Коллективная монография. / Отв. ред. И.В. Налетова. – Тамбов, 2012. – 155 с.
37. Леонтьева М.В. Мониторинг девиантного поведения учащихся и подростков Архангельска // Социс. – 2014. - № 12. – С. 106
38. Линдсей Г., Холл К.С. Теории личности. К.: PSYLIB, 2015. – 562 с.
39. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история. - М., 1999. – 165 с.
40. Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. — М., 2006. – 134 с.
41. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // Социс. – 2012. - № 3. – С. 104-114.
42. Мкртумова И.В. Дихотомия типов девиации в различных социальных институтах: специфика и особенности социальной конструкции // Вестник МНЭПУ. – М., 2011. – 287 с.
43. Нелсон, O. Язык мимики и жестов. Что это такое./ O. Нелсон, C. Голант – М.: АСТ, 2007. - 352 с.
44. Нэпп, M. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение./ M. Нэпп, Д. Холл – M.: Прайм – Еврознак, 2007. - 512 c.
45. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 2008. - №9
перспективы, проблемы, методы. – М., 2012. – С.48-49
46. Политическая энциклопедия в 2-х томах. Том 2. Под.ред. Семигина Г.Ю.. М., 1999.
47. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, Л.Г. Лаптева. - М., 2011. – 356 с.
48. Рахматуллин Э.С. Девиантное поведение как социальная проблема. – Казань, 2014. – 298 с.
49. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. – Мн., 2014.- 302 с.
50. Смелзер Н. Социология. – М., 2009. – 255 с.
51. Сысоева В.А. Социология. Социальный контроль и девиантное поведение. – М., 2012. – 143 с.
52. Торндайк Э. Бихевиоризм. М.: АСТ, 2008. – 345 с.
53. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. - 304 с.
54. Трошкин Ю.В. Свобода слова и печать. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 1994. - № 4.
55. Фирсов Б. Телевидение и мы: к истории наших отношений. Телевидение вчера, сегодня, завтра / Сост. Е. Дугин. - М., 2009. – 376 с.
56. Фрейд З. Я и Оно. - М.: АСТ. 2015. – 156 с.
57. Фудоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. - Таганрог: Издательство Кучма, 2007. – 344 с.
58. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика: Материалы семинара для социологов телекомпаний под ред. Шарикова А.В.: Национальная ассоциация телевещателей, 2017.
59. Цуладзе А.М. Политическая мифология. – М., 2013; Пушкарёва Г.В. Политические предпочтения: психология медиавоздействия // Демократия, управление, культура: проблемные измерения современной политики. Политическая наука: Ежегодник, 2006. – М., 2006. – С. 436-455
60. Шадрикова А.П. Стратегическая модель деятельности для организаций гражданского общества // Тезисы докладов. V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы». Москва, 20-22 ноября 2009 г. – М., 2009. – С. 464-465
61. Шипова А.Н. Социология отклоняющегося поведения // Социс. – 2014. - №11

Вопрос-ответ:

Что такое девиантное поведение и какие есть его формы?

Девиантное поведение - это поведение, не соответствующее общепринятым нормам и ценностям общества. К его формам относятся асоциальное поведение (например, преступления), наркомания, алкоголизм, безнравственное поведение и другие.

Что такое коммуникация и как она связана с девиантным поведением?

Коммуникация - это обмен информацией и знаниями между людьми. Она может быть одним из факторов, влияющих на развитие девиантного поведения. Например, негативное воздействие СМИ через коммуникацию может способствовать формированию девиантного поведения у молодежи.

Какие отношения между средствами массовой информации и девиантным поведением молодежи?

СМИ могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на молодежь в отношении девиантного поведения. С одной стороны, они могут информировать о проблемах и последствиях девиантного поведения, что помогает предотвратить его. С другой стороны, негативное отражение девиантного поведения в СМИ может стимулировать его распространение среди молодежи.

Какое влияние СМИ оказывает на молодежь и их отношение к девиантному поведению?

СМИ могут формировать определенное представление о девиантном поведении у молодежи. Например, постоянное изображение девиантного поведения в положительном свете или как части моды может привести к нормализации и принятию такого поведения молодыми людьми.

Каким образом отношение к девиантному поведению молодежи может меняться под влиянием СМИ?

СМИ могут формировать определенные стереотипы и представления о девиантном поведении у молодежи. Если в СМИ девиантное поведение отображается как что-то нежелательное и стыдное, то молодежь может сократить свое участие в таком поведении. Если же в СМИ девиантное поведение становится модным и привлекательным, то молодежь может начать принимать и подражать такому поведению.

Какие основы лежат в основе изучения связи между СМИ и девиантным поведением?

Изучение связи между СМИ и девиантным поведением базируется на теоретических и методологических основах, которые помогают понять сущность и формы девиантного поведения, а также роль коммуникации и СМИ в социальной коммуникации.

Что такое девиантное поведение и какие формы оно может принимать?

Девиантное поведение - это поведение, выходящее за рамки общепринятых социальных норм и правил. Оно может проявляться в различных формах, таких как агрессия, нарушение закона, наркомания, алкоголизм, суицидальное поведение и другие.

Какие специфические особенности имеет девиантное поведение молодежи?

Девиантное поведение молодежи имеет свои специфические особенности, связанные с периодом становления и формирования личности. Это может быть проявление негативных влияний окружающей среды, поиск себя, сопротивление авторитетам, желание провокации и демонстрации своей индивидуальности.

Как влияют СМИ на девиантное поведение молодежи?

СМИ могут оказывать влияние на девиантное поведение молодежи через свои информационные материалы. Например, негативные искусственно созданные образы и стереотипы, показ девиантного поведения как нормы, безнравственные предложения и другие формы воздействия.

Как относятся СМИ к девиантному поведению молодежи?

Отношение СМИ к девиантному поведению молодежи может варьироваться. В некоторых случаях СМИ выступают как наблюдатели и изобличители девиантного поведения, в других случаях они могут превратиться в «усиливающий фактор», создавая искусственные образы и стимулируя девиантное поведение.

Какие существуют формы девиантного поведения?

Существуют различные формы девиантного поведения, такие как наркотиковая зависимость, алкоголизм, преступность, нарушения социальных норм и т.д. Они проявляются в разных сферах жизни молодежи.

Какое влияние СМИ оказывают на девиантное поведение молодежи?

СМИ имеют значительное влияние на молодежь и могут способствовать появлению и развитию девиантного поведения. Реклама и пропаганда определенных негативных ценностей, насилия, аморального поведения, а также страхи и предубеждения, которые могут быть выражены в СМИ, могут вызывать у молодежи желание повторить такое поведение или принять определенные негативные ценности.