Правовой статус депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Заказать уникальную дипломную работу- 76 76 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 17.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Общая характеристика правового статуса депутата Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации 7
1.1. Исторические аспекты развития правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти 7
1.2. Понятие и структура правового статуса депутата 18
1.3. Порядок вступления депутата в должность и освобождения его от должности 22
2. Деятельность депутата Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации 31
2.1. Компетенция депутата Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации 31
2.2. Правовые гарантии деятельности депутата 49
2.3. Социальные гарантии деятельности депутатов 66
Заключение 69
Список литературы 73
Ответ от 02.12.2010 года № 95/12-02/3589, направленный ОАО «Кузбассэнерго» Барнаульский филиал на Обращение, ВОЗВРАТИЛСЯ 09.12.2010 года с отметкой на почтовом конверте «адресат не найден по указанному адресу».Следовательно, А.А. Волков не нуждался в получении ответа на Обращение.Вышеуказанные факты свидетельствует об отсутствии в действиях/ бездействиях директора Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» А.В. Мецкера события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 51 Закона Алтайского края от 10.07.2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».Судья, выслушав стороны, исследовав материалы дела, доводы протеста, административный материал, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.Достоверно и общедоступно известно, что депутатом Алтайского краевого Законодательного Собрания является Волков А.А., следовательно довод жалобы, что Мецкер А.В. не знал об этом не соответствует действительности.Кроме того, у Мецкер А.В. и службы безопасности ОАО «Кузбассэнерго» нет права на определение полномочий депутата, нахождения его офиса, а так же законность его запросов и определять какими данные запросы должны быть по своему содержанию и какое приложение должно иметь.Мецкер А.В. должен был выполнить обращение, а при несогласии обжаловать его в установленном законом способом, т.к. давать суждение о законности деятельности депутата и его компетентность, так же не входит в компетенцию Мецкер А.В.15.11.2010 года в Барнаульский филиал ОАО «Кузбассэнерго» (<адрес>) поступило письменное обращение депутата Алтайского краевого Законодательного собрания Волкова А.А. от 10.11.2010 года №902/11 о предоставлении следующей информации:Заключены ли договоры на оказание услуг между ОАО «Кузбассэнерго» и ООО «Вычислительный центр ЖКХ г.Барнаула», ООО «Единый расчетно-кассовый центр г.Барнаула»;Каков размер платежей, осуществляемых Барнаульским филиалом ОАО «Кузбассэнерго» по указанным договорам;Какие денежные средства поступили в адрес ООО «Вычислительный центр ЖКХ г.Барнаула» и ООО «Единый расчетно-кассовый центр г.Барнаула» от Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» за период с 01.01.2010 года по 01.11.2010 года.Для подтверждения вышеуказанной информации депутатом Волковым А.А. в обращении были запрошены копии договоров, заключенных между ОАО «Кузбассэнерго» и ООО «Вычислительный центр ЖКХ г.Барнаула», ООО «Единый расчетно-кассовый центр г.Барнаула».Данный запрос изготовлен на официальном бланке Алтайского краевого Законодательного Собрания с исходящим номером, подписью депутата.При этом не имеет правового значения для разрешения данного спора каким структурным подразделением является организация, которую возглавляет Мецкер А.В., он является должностным лицом в силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и должен нести ответственность за принятые решения.Поступление обращения депутата Алтайского краевого Законодательного собрания Волкова А.А. от 10.11.2010 года № 902/11 в Барнаульский филиал ОАО «Кузбассэнерго» 15.11.2010 года подтверждается штампом о регистрации входящей корреспонденции, проставленном на обращении депутата № 902/11.В нарушение вышеуказанной нормы закона Алтайского края 04.12.2000 года N 76-30 на обращение депутата Алтайского краевого Законодательного собрания Волкова А.А. 02.12.2010 года Барнаульским филиалом ОАО «Кузбассэнерго» подготовлен ответ разъяснительного характера за подписью директора Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» Мецкера А.В. за номером 95/12-02/3589 о невозможности предоставить запрошенную информацию.Согласно информации Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго», ответ на запрос депутату Алтайского краевого Законодательного собрания Волкову А.А. направлен заказным письмом 04.12.2010 года по адресу: <адрес>.Ненаправление в установленные сроки ответа на обращение депутата Алтайского краевого Законодательного собрания за подписью директора Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» Мецкера А.В. нарушает предусмотренные законом права депутата Алтайского краевого Законодательного собрания Волкова А.А. на своевременное получение информации.Директором Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» является Мецкер Андрей Викторович, который осуществляет руководство Барнаульским филиалом ОАО «Кузбассэнерго», представляет интересы филиала во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ и органах местного самоуправления, а также во взаимоотношениях с любыми иными организациями, юридическими и физическими лицами.Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях директора Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» Мецкера А.В. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 51 Закона Алтайского края от 10.07.2002 года N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" - несоблюдение должностными лицами установленных сроков предоставления депутату Алтайского краевого Законодательного Собрания или депутату представительного органа муниципального образования информации (документов, материалов, ответов на обращения), а равно представление такой информации в неполном объеме или в искаженном виде.Судья отвергает доводы Мецкер А.В. о том, что он проводил проверку, поэтому срок ответа надо исчислять в 30 дней.Из ответа Мецкер А.В. следует, что депутату отказано в предоставлении информации по формальным основаниям, без проведения какой-либо проверки.Суждение о том, что депутатом не был получен ответ по почте и следовательно Волков А.А. в нем не нуждался, не имеет правовых последствий, т.к. данное деяние находится за пределами состава правонарушения.Руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решил постановление мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г. Барнаула от 01.03.2011 года в отношении должностного лица – Мецкер А.В. - директора Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» по ст. 51 ч.2 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» оставить без изменения, а жалобу должностного лица – Мецкер А.В. - директора Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» без удовлетворения.Органы государственной власти субъектов РФ обязаны предоставлять члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий на территории соответствующего субъекта РФ транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а также обеспечивать иные условия для осуществления ими своих полномочий. Парламентариям гарантируются их трудовые права члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. В частности, члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.Наибольшие споры в последнее время вызывают вопросы, связанные с неприкосновенностью депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ. Проблема депутатского иммунитета периодически возникает и в различных думских фракциях, в частности, о ликвидации института правовой неприкосновенности депутатов.Депутатский иммунитет - это невозможность применения к депутатам принудительных мер в пределах, строго определенных законом, с целью обеспечения беспрепятственной и эффективной депутатской деятельности. Ни в коем случае иммунитет не должен быть средством уклонения депутата от ответственности за реальное правонарушение.Деятельность парламентариев не может быть полноценной без обеспечения их личной неприкосновенности. В противном случае при принятии решений на них могут оказывать воздействие различные субъекты политической системы государства и в первую очередь органы исполнительной власти, различные криминальные структуры. Общество, наделяя депутата определенной «неприкосновенностью» обеспечивает народный суверенитет, т.е. возможность депутата действовать в интересах избирателей, в соответствии с их интересами, не опасаясь возможности оказания негативного воздействия непосредственно на него, наступления отрицательных последствий в результате депутатской деятельности.Иммунитет парламентариев, установлен законодательством большинства государств мира. Однако во многих странах этот иммунитет имеет ограниченный характер. В частности в Японии и США он распространяется только на период сессии и на время пути следования на сессию и обратно. В США иммунитет не распространяется на тяжкие преступления и случаи нарушения членом парламента общественного порядка. Во Франции в соответствии с поправкой к конституции иммунитет действует только на период сессии и не распространяется на уголовно наказуемые деянияДепутат Государственной Думы РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Требуется согласие соответствующей палаты для того, чтобы: а) привлечь депутата к уголовной или к административной ответственности в судебном порядке; б) задержать, арестовать, подвергнутьдепутата обыску (кроме задержания его на месте преступления) или допросу; в) подвергнуть личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется на занимаемые парламентариями жилые и служебные помещения, личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы, багаж, на их переписку. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.В случае возбуждения в отношении депутатов уголовного дела или дела об административном правонарушении, которое влечет административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом генпрокурору РФ. Генеральный прокурор в недельный срок обязан внести в соответствующую палату парламента представление о лишении члена Совета Федерации или депутата Госдумы неприкосновенности. Без согласия палаты дело не может быть передано в суд. Парламентарии не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание своего мнения или выражение позиции при голосовании за тот или иной документ в соответствующей палате Федерального собрания и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата, в том числе по истечении срока полномочий. Это не касается случаев, когда такие действия связаны с публичным оскорблением или клеветой, что влечет за собой административную ответственность.Если палата отказывается дать согласие на лишение парламентариев неприкосновенности, уголовное дело прекращается. Возобновить его можно лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств. Статус депутата можно потерять только на основании вступившего в силу приговора суда и по решению Госдумы.До 2015 года Государственная дума лишила неприкосновенности девять депутатов.5 апреля 1995 г. Госдума первого созыва рассмотрела запрос генпрокурора РФ о лишении иммунитета независимого депутата Сергея Мавроди, в отношении которого было возбуждено уголовное дело в связи с финансовыми махинациями в компании МММ. Парламентарии высказались за лишение Мавроди неприкосновенности, но на повторном голосовании восстановили его иммунитет. Полгода спустя думская мандатная комиссия предложила прекратить полномочия Мавроди из-за "пренебрежения депутатскими обязанностями и занятия коммерческой деятельностью". 6 октября 1995 г. решением нижней палаты его полномочия были прекращены. В 1997 г. он был объявлен в общероссийский, а через год - в международный розыск. Задержан в январе 2003 г. 28 апреля 2007 г. приговорен Чертановским районным судом Москвы к 4 годам 6 месяцам заключения по обвинению в мошенничестве в крупных размерах. 22 мая того же года срок его наказания истек, большую его часть он отбыл в СИЗО.18 сентября 1998 г. Госдума второго созыва лишила депутатской неприкосновенности независимого депутата Надиршаха Хачилаева. Соответствующий запрос направила в Думу Генпрокуратура РФ, обвинив депутата и его брата Магомеда в организации массовых беспорядков и вооруженном захвате Дома правительства в Махачкале в мае 1998 г. В октябре 1999 г. Хачилаев был арестован. 13 июня 2000 г. Верховный суд Дагестана вынес приговор: в связи с отказом прокурора от главного пункта обвинения (организация массовых беспорядков) Надиршах Хачилаев был признан виновным в незаконном хранении оружия. Его приговорили к полутора годам лишения свободы и освободили из-под стражи в связи с амнистией в честь 55-летия Победы. 11 августа 2003 г. Хачилаев был застрелен в Махачкале.1 ноября 2001 г. решением Госдумы третьего созыва лишен депутатской неприкосновенности сопредседатель партии "Либеральная Россия", заместитель председателя думского комитета по бюджету Владимир Головлев (фракция «Союз правых сил»). Палата дала согласие генпрокурору на расследование уголовного дела в отношении депутата, но отказала в разрешении на его арест. 2 ноября генпрокуратура предъявила Головлеву обвинение по ст. 147 УК РФ, с него была взята подписка о невыезде. Депутат обвинялся в злоупотреблении служебным положением во время работы на посту председателя комитета по управлению госимуществом администрации Челябинской области в 1991-92 гг. и в хищении 22 млрд руб. при продаже пакета акций АО «Магнитогорский металлургический комбинат». 21 августа 2002 г. Головлев был застрелен в Москве. Дело в отношении него было закрыто.3 ноября 2010 г. Госдума пятого созыва дала согласие генпрокурору РФ на лишение неприкосновенности депутата из фракции ЛДПР Ашота Егиазаряна. В отношении него возбуждены три уголовных дела в 2010 и 2012 гг. Он обвиняется в крупном мошенничестве (присвоение акций и наличных средств) на общую сумму свыше 7 млрд руб. 31 января 2011 г. Басманный суд столицы заочно выдал санкцию на арест Егиазаряна, который находится на территории США и объявлен в федеральный и международный розыск. 9 марта 2011 г. Госдума дала согласие на арест. В сентябре 2013 г. Минюст США отказал Генпрократуре РФ в его выдаче.6 июля 2012 г. Госдума шестого созыва дала Генпрокурору РФ согласие на лишение неприкосновенности Владимира Бессонова (фракция КПРФ). Он обвинен в применении насилия по отношению к сотрудникам правоохранительных органов 2 декабря 2011 г. во время несанкционированного митинга в Ростове-на-Дону. 1 мая 2013 г. Следственный комитет РФ по Ростовской области предъявил депутату обвинение по ч. 2. ст. 318 УК РФ («применение насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей»). Ему избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Владимир Бессонов 8 ноября 2013 г. и 31 января 2014 г. пытался обжаловать решение о снятии иммунитета в Верховном суде, однако его обращение было отклонено. 28 января 2015 г. Госдума дала согласие на передачу уголовного дела в суд (за - 233, 157 против, 3 воздержались). Сам депутат заявил, что считает ситуацию «политическим заказом», и подчеркнул, что «не являлся организатором митинга».13 февраля 2013 г. Госдума шестого созыва лишила Константина Ширшова (фракция КПРФ) парламентской неприкосновенности и согласилась на привлечение его к уголовной ответственности, удовлетворив запрос Генпрокурора РФ от 23 января. Следствие установило, что Ширшов вместе с соучастниками требовал от предпринимателя Александра Чернякова 7,5 млн евро за содействие в получении депутатского мандата. Сам депутат все обвинения отверг, однако 11 февраля добровольно согласился на отказ от иммунитета и подал соответствующее заявление на имя спикера Госдумы Сергея Нарышкина. 19 апреля главным следственным управлением Следственного комитета России ему предъявлено обвинение в покушении на мошенничество. 22 ноября 2013 г. Госдума поддержала представление Генпрокуратуры о передаче уголовного дела Ширшова в суд. 26 мая 2014 г. Мосгорсуд приговорил его к 5 годам колонии общего режима, он был взят под стражу в зале суда. Адвокаты осужденного подали апелляцию, однако она не рассмотрена не была. Таким образом, приговор еще не вступил в законную силу и Ширшов сохраняет статус депутата.19 февраля 2013 г. Госдума дала согласие Генпрокуратуре на лишение неприкосновенности Олега Михеева («Справедливая Россия») для возбуждения уголовного дела. Соответствующий запрос поступил в Думу 23 января. По версии следствия, Михеев был причастен к неправомерному завладению 14 объектами недвижимости Волгоградского моторостроительного завода на сумму свыше 500 млн руб. и покушении на хищение 2,1 млрд руб. у Промсвязьбанка. 7 марта Следственный комитет РФ возбудил против него уголовное дело по статьям "мошенничество" и «воспрепятствование правосудию». Михеев оспорил решение о снятии с него иммунитета в суде. 30 июля 2013 г. Верховный суд России отклонил апелляцию депутата, и в тот же день решение о лишении неприкосновенности вступило в законную силу. Олег Михеев заявил о своей невиновности в инкриминируемых ему преступлениях. По его словам, он передал в Генпрокуратуру РФ более 80 судебных решений, согласно которым его сделки являются действительными, и никаких претензий по ним нет. Что касается обвинения в восприпятствовании правосудию, то, по утверждению Михеева, это был депутатский запрос председателю Волгоградского облсуда Сергею Потапенко. В документе содержалась просьба "принять меры по пресечению нарушения прав граждан" со стороны зампреда облсуда Сергея Чаркина, «неоднократно вмешивавшегося в осуществление правосудия путем дачи указания судьям», в производстве которых находилось гражданское дело по иску матери Михеева к ОАО «Промсвязьбанк». Дело против депутата было закрыто 24 апреля 2014 г.10 июня 2014 г. Госдума шестого созыва лишила неприкосновенности главу комитета по информполитике Алексея Митрофанова ("Справедливая Россия") и дала согласие Генпрокурору РФ на привлечение депутата в качестве обвиняемого по делу о мошенничестве в особо крупных размерах (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ/) Соответствующее представление генпрокурора поступило в Госдуму 20 мая 2014 г. Следственный комитет РФ заявил, что располагает доказательствами причастности депутата к совершению мошенничества в составе организованной группы. Запрос связан с уголовным делом о вымогательстве в 2012 г. $200 тыс. у бывшего соучредителя компании "Арктур-Строй" Вячеслава Жарова за помощь в арбитражном разбирательстве. По данному делу в августе 2013 г. уже осуждены помощник Митрофанова Александр Деревщиков и судебный пристав Рашид Сутиев. Они приговорены к 2 и 3 годам лишения свободы соответственно.4 июля 2014 г. лишен неприкосновенности депутат шестого созыва от фракции КПРФ Николай Паршин. Госдума дала согласие Генпрокурору РФ на привлечение депутата в качестве обвиняемого по делу о мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору в особо крупных размерах (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Соответствующее представление Генпрокурора поступило в Госдуму 1 июля. Николай Паршин попал под подозрение в связи с расследованием уголовного дела, возбужденного в отношении чиновников Волгоградской области - главы администрации Среднеахтубинского муниципального района Сергея Тихонова и начальника управления финансов администрации г. Волжского Андрея Уварова, а также депутата Волжской городской думы Сергея Чекункова. Они подозреваются в мошенничестве на 25 млн рублей.Депутатский иммунитет во многом нуждается в совершенствовании. Самим законодательством о статусе депутата зачастую существенно затрудняется возможность сбора доказательств. Так, проанализировавст.ст. 19 и 20 ФЗ О статусе депутата, можно сделать вывод, что следователи или органы дознания, ведущие дело в отношении депутата, вынуждены при производстве следственных действий терять как минимум несколько дней на испрашивание согласия палаты о лишении неприкосновенности, в течение которых досмотр и обыск депутата запрещены. С учетом, того, что обыск является неотложным следственным действием, проводимым, как правило, внезапно, то получением согласия на его проведение возможность сбора каких-либо доказательств по делу сводится практически к нулю. В связи с этим представляется необходимым предусмотреть такую меру, как ограничение неприкосновенности, которая будет разрешать проведение некоторых следственных действий без какого-либо согласия. Также представляется необходимой отмена существующихв настоящее время положений, когда у палаты депутатов есть право разрешить или отказать в направлении дела в отношении депутата в суд. Более правильным, на наш взгляд, был бы такой порядок, при котором палата не влияла бы на процесс направления в суд дела, возбужденного в отношении депутата, так кактолько суд имеет право определять виновность депутатавкаком-либо. Требуется также упрощение порядка возбуждения уголовного дела в отношении депутата. Представляется, что при возбуждении уголовного дела не должно учитываться мнение палаты Государственной думы. Для обеспечения прав и свобод депутата, за такими делами, они должны находиться на особом контроле Генерального прокурора РФ. Таким образом, в настоящее время существует несколько требующих своего разрешения проблем в области депутатской неприкосновенности. Однако предлагать полную и безоговорочную отмену неприкосновенности депутатов представляется неуважительным, в первую очередь,в отношении народа, избранниками которого они являются и чьи интересы представляют. 2.3. Социальные гарантии деятельности депутатовСоциальные гарантии деятельности депутатавыражаются в социальном обеспечении депутата, целью которого является разумное моптимальное удовлетворение его личных интересов, которые не должны ущемляться из-за осуществления им депутатской деятельности. Непосредственное основание предоставления социальных гарантийявляется практической необходимостьюобеспечить материально финансовую независимость парламентария.Система социальных гарантий депутата состоит из: а) ежемесячного денежного вознаграждения, денежных поощрений и иных выплат, предусмотренных Федеральным законом; б) ежегодного оплачиваемого отпуска; в) зачисления периода осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж; г) медицинского, санаторно-курортного обслуживания депутата Государственной Думы и членов его семьи; д) пенсионного обеспечения, в том числе пенсионного обеспечения членов его семьи в случае смерти депутата Государственной Думы; е) обязательного государственного страхования депутата Государственной Думы; ж) обязательного государственного социального страхования депутата Государственной Думы; з) жилищно-бытового обеспечения депутата Государственной Думы, не имеющего жилой площади в городе Москве; и) иных социальных гарантий, предусмотренных для федеральных министров.Депутат имеет право бесплатно пользоваться любым видом транспорта, кроме такси.Также он обладает внеочередным правомна приобретение билетов и размещение в гостинице. Каждый год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, депутаты обязаны предоставлять в комиссию сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Депутаты, независимо от занимаемой должности, за исключением Председателя Государственной Думы, имеют право на получение одинакового ежемесячного денежного вознаграждения и одинаковых денежных поощрений в размерах, установленных для федерального министра.Также у них есть право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 42 календарных дня, медицинского, санаторно-курортного и бытового обеспечения на условиях, предусмотренных для федеральных министров. Гражданине Российской Федерации, исполнявшие полномочия депутата не менее, чем один год, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности), Ежемесячная доплата к пенсии, устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии по старости (инвалидности) и ежемесячной доплаты к ней составляла: при исполнении полномочий от одного года до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет -7 5 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Под правовым статусом депутата высшего представительного органа государственной власти необходимо понимать правовой институт, представляющий собой совокупность норм, регулирующих основания приобретения и прекращения статуса депутата, его права, обязанности и ответственность, гарантии и ограничения при осуществлении депутатской деятельности. Правовой статус депутатов имеет особое значение, поскольку его структура и особенности позволяют оценить зависимость депутатов от воли избирателей и ответственность депутатов за свою деятельность. В конечном итоге правовой статус депутатов характеризует уровень парламентской демократии.Основные формы деятельности депутата Государственной думы указаны в ФЗ №3 от 08.05.1994.Депутат Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним.Законотворческая функция – это ключевая и наиболее объемная по своему значению и содержанию функция Государственной Думы РФ. Результатом ее реализации является формирование правовой системы государства, обеспечивающей посредством законодательства правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе развития общества и государства и объективно требующих государственного регулирования в форме законодательных установлений. Законотворческая деятельность (законотворчество) в России – процесс разработки, принятия, опубликования и вступления в силу федеральных конституционных и федеральных законов, базируется на нормах Конституции России, федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и регламентов палат Федерального Собрания.Следует отметить, что Конституция РФ как высший законодательный акт самого общего характера не может и не должна регулировать весь комплекс вопросов, относящихся к законотворческой деятельности федерального уровня. Поэтому положения Конституции России детализируются в ряде федеральных конституционных законов, федеральных законов, в постановлениях и регламентах палат Федерального Собрания, в указах Президента России, постановлениях Правительства России, а также в региональном законодательстве. В то же время, участие в законотворческой деятельности различных субъектов, существование многочисленных особенностей рассмотрения и принятия разных видов законов свидетельствуют о необходимости единой законодательной основы законотворческой деятельности. Однако в настоящее время такая основа отсутствует, хотя законодатели и правоприменители все больше и больше убеждаются в ее необходимости.В этой связи весьма актуальна потребность в принятии федерального закона, который был бы направлен на регламентацию отдельных стадий законотворческой деятельности и законотворческого процесса, порядка принятия отдельных видов законов. В качестве такового можно предложить федеральный (федеральный конституционный) закон «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов» («О законотворческом процессе в РФ»). Принятие такого федерального закона способствовало бы повышению эффективности правотворческой политики, формированию единой и непротиворечивой системы российского законодательства, созданию необходимых условий для упорядочения законов и иных нормативно- правовых актов, приведению их с помощью системного сцепления в единое непротиворечивое целое, преодолению многочисленных правовых коллизий.Для обеспечения деятельности депутат наделяется правовыми социальными гарантиями. Гарантии являются социально-экономическими, политическими, нравственными, юридическими, организационными предпосылками, условиями, средствами и способами, в системе создающими равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и обязанностей. Правовые гарантии позволяют парламентариям независимо и эффективно осуществлять свои полномочия.В настоящее время депутатский иммунитет – одна из правовых гарантий деятельности депутата - во многом нуждается в совершенствовании. Самим законодательством о статусе депутата зачастую существенно затрудняется возможность сбора доказательств. Так, проанализировав ст.ст. 19 и 20 ФЗ О статусе депутата, можно сделать вывод, что следователи или органы дознания, ведущие дело в отношении депутата, вынуждены при производстве следственных действий терять как минимум несколько дней на испрашивание согласия палаты о лишении неприкосновенности, в течение которых досмотр и обыск депутата запрещены. С учетом, того, что обыск является неотложным следственным действием, проводимым, как правило, внезапно, то получением согласия на его проведение возможность сбора каких-либо доказательств по делу сводится практически к нулю. В связи с этим представляется необходимым предусмотреть такую меру, как ограничение неприкосновенности, которая будет разрешать проведение некоторых следственных действий без какого-либо согласия. Также представляется необходимой отмена существующих в настоящее время положений, когда у палаты депутатов есть право разрешить или отказать в направлении дела в отношении депутата в суд. Более правильным, на наш взгляд, был бы такой порядок, при котором палата не влияла бы на процесс направления в суд дела, возбужденного в отношении депутата, так как только суд имеет право определять виновность депутата в каком-либо. Требуется также упрощение порядка возбуждения уголовного дела в отношении депутата. Представляется, что при возбуждении уголовного дела не должно учитываться мнение палаты Государственной думы. Для обеспечения прав и свобод депутата, за такими делами, они должны находиться на особом контроле Генерального прокурора РФ. Таким образом, в настоящее время существует несколько требующих своего разрешения проблем в области депутатской неприкосновенности. Однако предлагать полную и безоговорочную отмену неприкосновенности депутатов представляется неуважительным, в первую очередь, в отношении народа, избранниками которого они являются и чьи интересы представляют. Список литературыНормативные правовые актыКонституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3466.Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ- 20.06.1994, N 8- Ст. 801.Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, N 8, ст. 740.Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. N 37 ст. 5141Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 24.06.2016) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 25 февраля.Научная и учебная литератураАбрамова А. И. Законодательная идея и форма ее реализации // Журнал российского права. 2010. № 12.С 13-17.Авакьян С.А. Конституционное право России (том 2). М., 2014.Алексеев И.А, В.А. Виноградов, С.А. Егоров и другие. Конституционное право России. Учебник для бакалавров. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013Астафичев П.А. Конституционное право России: Учебник. – М.: 2016 – С. 390.Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебник. М.:2015. – С. 768.Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учебное пособие. 2 - е изд., перераб. и доп. М.: 2015. С.19.Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. – М.: 2009 С. 532.Гранкин И.В. Парламентское право Российской Федерации: Курс лекций. 2- е изд., перераб и доп. – М.: 2013. – С. 304.Депутата Г. Гудкова подозревают в незаконном предпринимательстве. Режим доступа: top.rbc.ru›Политика›01/08/2012/662686.shtml. 2529289.shtmlЗаконодательство Екатерины II. В 2 т. / отв. ред. Т. Е. Новицкая, О. И. Чистяков. – М. : Юрид. лит., 2001. – 984 c.Золотухина Т.А. Законотворческая деятельность в концепции правотворческой политики РФ: дисс. докт. юрид. наук. Белгород 2015- С. 29Иванов К.К. Право законодательной инициативы и особенности ее реализации депутатами Государственной Думы // Юридическая наука. 2012. №2. С 24-26.Кокотов А. Н. Законодательная инициатива в федеральном парламентском законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С 17-19. С 17-19.Конституционное право России : учеб. пособие / Р. А. Загидулин. -Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. - 157 с. Мазуренко А. П. Правотворчество в России: необходимость модернизации // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 2. С. 43-46.Меньшов В. Л. Конституционное право России: Учебник/Меньшов В. Л. - М.: 2015. – С. 208.Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов.- М1987.- С. 354.Пажетных Д. В. Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации Федерального Собрания России и верхних палат парламентов Германии и Франции. М., 2014.Собянин С.С. Разграничение компетенции органов власти различных уровней в федеративном государстве / С.С. Собянин // Государство и право. - 2010.- № 12.- С. 5-11Тихомиров Ю.А. Теория компетенции / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права.- 2010.- № 10.- С. 22-32.Чиркин В. Е. Конституционное право: Курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов / В.Е. Чиркин; Институт государства и права РАН. - М.: 2013. С. 602.Шаклеин Н.И. Парламентский иммунитет и вопросы борьбы с коррупцией // Юридический мир. 2011. № 7. С. 20-23Материалы правоприменительной практикиПостановление Конституционного Суда России от 12 апреля 1995 г. № 2-П.// СПС КонсультантПлюс.Постановление Конституционного Суда России от 20 февраля 1996 г. № 5-П // СПС Консультант Плюс; Постановление Конституционного Суда России от 17 июля 1998 г. № 23-П // СПС КонсультантПлюс.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П // Собрание законодательства РФ от 22 ноября 1999 г., N 47.Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П // Собрание законодательства РФ, 29.04.1996, N 18, Ст. 2253.Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П // Собрание законодательства РФ, 07.01.2013, N 1, ст. 78,Решение Октябрьского районного суда г.Барнаула от 24.02.2011 по делу №12-78/11//СПС Консультант Плюс
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3466.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
4. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ- 20.06.1994, N 8- Ст. 801.
5. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, N 8, ст. 740.
6. Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. N 37 ст. 5141
7. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 24.06.2016) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 25 февраля.
Научная и учебная литература
8. Абрамова А. И. Законодательная идея и форма ее реализации // Журнал российского права. 2010. № 12.С 13-17.
9. Авакьян С.А. Конституционное право России (том 2). М., 2014.
10. Алексеев И.А, В.А. Виноградов, С.А. Егоров и другие. Конституционное право России. Учебник для бакалавров. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013
11. Астафичев П.А. Конституционное право России: Учебник. – М.: 2016 – С. 390.
12. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебник. М.:2015. – С. 768.
13. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учебное пособие. 2 - е изд., перераб. и доп. М.: 2015. С.19.
14. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. – М.: 2009 С. 532.
15. Гранкин И.В. Парламентское право Российской Федерации: Курс лекций. 2- е изд., перераб и доп. – М.: 2013. – С. 304.
16. Депутата Г. Гудкова подозревают в незаконном предпринимательстве. Режим доступа: top.rbc.ru›Политика›01/08/2012/662686.shtml. 2529289.shtml
17. Законодательство Екатерины II. В 2 т. / отв. ред. Т. Е. Новицкая, О. И. Чистяков. – М. : Юрид. лит., 2001. – 984 c.
18. Золотухина Т.А. Законотворческая деятельность в концепции правотворческой политики РФ: дисс. докт. юрид. наук. Белгород 2015- С. 29
19. Иванов К.К. Право законодательной инициативы и особенности ее реализации депутатами Государственной Думы // Юридическая наука. 2012. №2. С 24-26.
20. Кокотов А. Н. Законодательная инициатива в федеральном парламентском законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С 17-19. С 17-19.
21. Конституционное право России : учеб. пособие / Р. А. Загидулин. -Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. - 157 с.
22. Мазуренко А. П. Правотворчество в России: необходимость модернизации // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 2. С. 43-46.
23. Меньшов В. Л. Конституционное право России: Учебник/Меньшов В. Л. - М.: 2015. – С. 208.
24. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов.- М1987.- С. 354.
25. Пажетных Д. В. Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации Федерального Собрания России и верхних палат парламентов Германии и Франции. М., 2014.
26. Собянин С.С. Разграничение компетенции органов власти различных уровней в федеративном государстве / С.С. Собянин // Государство и право. - 2010.- № 12.- С. 5-11
27. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права.- 2010.- № 10.- С. 22-32.
28. Чиркин В. Е. Конституционное право: Курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов / В.Е. Чиркин; Институт государства и права РАН. - М.: 2013. С. 602.
29. Шаклеин Н.И. Парламентский иммунитет и вопросы борьбы с коррупцией // Юридический мир. 2011. № 7. С. 20-23
Материалы правоприменительной практики
30. Постановление Конституционного Суда России от 12 апреля 1995 г. № 2-П.// СПС КонсультантПлюс.
31. Постановление Конституционного Суда России от 20 февраля 1996 г. № 5-П // СПС Консультант Плюс;
32. Постановление Конституционного Суда России от 17 июля 1998 г. № 23-П // СПС КонсультантПлюс.
33. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П // Собрание законодательства РФ от 22 ноября 1999 г., N 47.
34. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П // Собрание законодательства РФ, 29.04.1996, N 18, Ст. 2253.
35. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П // Собрание законодательства РФ, 07.01.2013, N 1, ст. 78,
36. Решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 24.02.2011 по делу №12-78/11//СПС Консультант Плюс
Вопрос-ответ:
Каков общий характеристика правового статуса депутата Государственной Думы и законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации?
Общий характеристика правового статуса депутата Государственной Думы и законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации включает в себя набор прав и обязанностей, установленных законодательством. Депутаты обладают правом участвовать в законотворческом процессе, выражать мнение своих избирателей, представлять интересы своих избирателей. Они также обязаны соблюдать законы и Конституцию Российской Федерации, их поведение должно отвечать требованиям этики и чести.
Какие исторические аспекты развития правового статуса депутата законодательного представительного органа государственной власти?
История развития правового статуса депутата законодательного представительного органа государственной власти связана с достижениями демократического общества и установлением законов, которые гарантируют права и свободы граждан. В России этот процесс начался в 1990-х годах с принятия основных законов, определяющих политическую систему государства, права и обязанности депутатов, а также процедуры выборов и формирования законодательных органов.
Что включает в себя понятие и структура правового статуса депутата Государственной Думы и законодательных представительных органов государственной власти?
Понятие и структура правового статуса депутата Государственной Думы и законодательных представительных органов государственной власти включает в себя набор прав и обязанностей, заложенных в Конституции и других законодательных актах. Это право участвовать в законотворческом процессе, выражать мнение своих избирателей, представлять их интересы. Депутаты также имеют обязанность соблюдать законы и Конституцию, а также соблюдать требования этики и чести.
Какие основные характеристики правового статуса депутатов Государственной Думы и законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации?
Основные характеристики правового статуса депутатов Государственной Думы и законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации включают: иммунитет депутата, возможность участия в законодательном процессе, право на инициативу, занятие публичных должностей, решение социальных и экономических вопросов, представление интересов своих избирателей и др.
Какие исторические аспекты развития правового статуса депутата законодательного представительного органа государственной власти?
Исторически развитие правового статуса депутата законодательного представительного органа государственной власти началось с формирования парламентаризма и демократических институтов. С течением времени депутаты получили все больше прав, включая иммунитет, возможность участия в законодательном процессе и т.д.
Что включает в себя понятие и структура правового статуса депутатов Государственной Думы и законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации?
Понятие и структура правового статуса депутатов Государственной Думы и законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации включает все аспекты деятельности депутатов, начиная от их прав и обязанностей, заканчивая иммунитетом, возможностью участия в законодательном процессе и представлением интересов своих избирателей.
Какие основные права и обязанности имеют депутаты Государственной Думы и законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации?
Основные права и обязанности депутатов Государственной Думы и законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации включают: участие в законодательном процессе, право на инициативу, иммунитет, представление интересов избирателей, выполнение обязанностей в соответствии с законодательством и решение социальных и экономических вопросов.
Какова история развития правового статуса депутата законодательного представительного органа государственной власти?
История развития правового статуса депутата законодательного представительного органа государственной власти насчитывает несколько этапов. В начале XX века в России был принят Закон о выборах законодательных представительных органов. На этом этапе были закреплены основные принципы выборов и установлены некоторые права и обязанности депутатов. После Октябрьской революции в 1917 году были проведены новые выборы, и правовой статус депутатов был переопределен. Затем, в период существования Советского Союза, были приняты ряд законов, устанавливающих правовой статус депутатов Верховного Совета. После распада Советского Союза в России были приняты новые законы, определяющие правовой статус депутатов Государственной Думы и законодательных представительных органов государственной власти субъектов.
Какие основные права и обязанности имеют депутаты Государственной Думы и законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации?
Депутаты Государственной Думы и законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации имеют ряд прав и обязанностей. К ним относится право участвовать в принятии решений по вопросам, входящим в компетенцию органа, в котором они являются депутатами. Они также имеют право на информацию, охрану своей чести и достоинства, неприкосновенность и иммунитет. Другие права и обязанности устанавливаются законодательством Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Какие полномочия имеет депутат Государственной Думы?
Депутат Государственной Думы обладает широкими полномочиями. Он имеет право участвовать в обсуждении и принятии законов, вносить законопроекты на рассмотрение, поддерживать или отклонять предложения и инициативы других депутатов. Он может также выступать на пленарных заседаниях, заниматься законодательной и контрольной деятельностью, представлять интересы своих избирателей.