Психолого-педагогическое сопровождение родителей на этапе подготовки ребенка к школе
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 23.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ 7
1.1 Психологическая готовность ребёнка к школе 7
1.2 Психолого-педагогическое сопровождение родителей на этапе подготовки ребёнка в школе 19
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИХ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 37
2.1. Готовность родителей к обучению их ребенка в школе 37
2.2.Уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 42
2.3.Влияние педагогической компетенции и психологических установок на психологическую готовность ребенка к школе 47
Глава 3.Характеристика проекта по психолого-педагогическому сопровождению родителей на этапе подготовки ребёнка к школе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Необходимый материал и оборудование: образец рисунка с изображением домика, простой карандаш, лист бумаги. Обработка и интерпретация результатов осуществляется по ключу.5. Графический диктант для исследования произвольности как компонента психологической готовности ребенка к школе. Его сущность заключается в построении дошкольниками по клеточка определенной фигуры с соблюдением соответственных правил и условий.В качестве респондентов выступили 26 воспитанников подготовительной группы МДОУ «Детский сад № 156». Проведение диагностики дошкольников с помощью теста «Мотивационная готовность» (разработан А.Л. Венгером) для диагностики внутренней позиции школьника дало следующие результаты:Пять и больше баллов набрали 38 % детей (или 10 респондентов) и были отнесены к группе детей, имеющих высокий уровень готовности к школе.3-4 балла набрали 31 % респондентов (8 детей), что соответствует среднему уровню готовности дошкольников к обучению в школе.2 и меньше балла также набрали 31 % респондентов (8 детей) и были отнесены к группе детей с низким уровнем готовности к школе.Более наглядно данное распределение показано на рисунке 3.Рисунок 3 – Уровни готовности дошкольников к обучению в школеТаким образом, только немногим больше трети ставших дошкольников показали высокий уровень готовности школе.Применение в качестве диагностического материала теста Керна-Ийерасика, показало следующее:Уровень выше среднего показали 65 % детей (17 респондентов). То есть данные дети имеют достаточное для обучения в первом классе интеллектуальное развитие. Они обладают умением воспроизводить образец, достаточно точно срисовывая письменные буквы и рисуя группы точек. Кроме этого, дети могут некоторое время работать достаточно сосредоточенно, ни на что не отвлекаясь.Средний уровень школьной зрелости показали 9 детей (34,6%). То есть более трети детей старшего дошкольного возраста не в полной мере могут воспроизвести образец, а также они постоянно отвлекаются, им сложно сосредоточиться.Использование методики «Домик» (Н. И. Гуткина) для определения способности ребёнка к копированию сложного образца показало, что 23,7 % детей-респондентов набрали высокий балл;Средний балл получили 15,38% детей.Низкий балл показали 57,6 % (см. рисунок 4).Рисунок 4 – Уровень способностей ребенка копировать сложный образец.Таким образом, только 6 детей в своем рисунке смогли воспроизвести все детали образца; нарушение пропорций рисунка не выявлено; элементы рисунка были изображены верно; в пространстве детали рисунка соответствуют образцу; отклонения прямых линий незначительные, больших разрывов нет; залезание одной линии на другую незначительное.4 ребенка допустили отдельные огрехи в выполнении предложенного им задания.15 детей допустили существенные нарушения в воспроизведении домика: пропустили или неверно воспроизвели отдельные детали; заметное нарушение пропорций элемента домика; имеет место пространственное расположение; линии нечеткие с большим отклонением с заданного направления, имеют разрывы, залезают одна на другую (особенно в штриховке).То есть в этом случае нами было выявлено преобладание именно низкого уровня способностей ребенка копировать сложный для ребенка образец.У данных детей в школе могут возникнуть проблемы с письмом.Тест «Мотивационная готовность» (разработан А.Л. Венгером) по выявлению внутренней готовности ребенка к обучению в школе показал, что 16 детей (61,5%) показали высокий уровень мотивационной готовности к школе, то есть они хотят учиться, получать новые знания, общаться с одноклассниками. 10 респондентов (38,4 %) показали низкий уровень мотивационной готовности к школе. То есть у них не прослеживается стремления к школьному обучению.Распределение показателей по ассоциативному эксперименту и графическому диктанту нами показаны на рисунке 5.Рисунок 5 – Распределение показателей по ассоциативному эксперименту и графическому диктантуТо есть 11 детей показали высокое логическое и ассоциативное мышление; 7 детей выборки не смогли проследить причинно-следственную связь в ряде примеров или выявить отдельные ассоциации; 8 детей смогли выполнить только отдельные элементы заданий (например, нашли только одно отличие, вместо 5).При построении по клеточкам отдельной фигуры по заранее заданным правилам и параметрам 10 детей хорошо справились с заданием и смогли построить фигуру; отклонились от клеточек, не учли условия задания) допустили от дельные нарушения 6 детей; задание выполнили частично также 6 детей; практически не справились с заданием 4 ребенка.Таким образом, меньше половины опрошенных старших дошкольников владеют необходимыми для обучения в школе ассоциативным и логическим мышлением, а также обладают соответствующими графическими навыками.В целом по всем методикам можно заключить, что больше половины детей выборки нуждаются в работе над формированием у них графических навыков, ассоциативного и логического мышления, усидчивости и внимательности, так как в противном случае у детей возможно в школе возникнут проблемы с успеваемостью по ряду предметов, что повлечет за собой снижение мотивации к учебе и напряжение психологической обстановки в семьях.2.3.Влияние педагогической компетенции и психологических установок на психологическую готовность ребенка к школеС целью выявления взаимосвязи уровня компетенции родителей по вопросам психологической готовности ребёнка к школе и их психолого-педагогические установоки уровня психологической готовности ребёнка к школе была проведена линейная корреляция. При этом расчет коэффициента осуществлялся в программе Excel 2016.В нашем исследовании корреляционный анализ позволил выявить возможные взаимосвязи между исследуемыми нами явлениями. Для этого были выявлены статистически значимые взаимосвязи (непосредственнона уровне значимости 0,05 r = 0,352824):Необходимо отметить, что традиционно в психологических исследованиях диапазон значимости корреляции p≤0,05≥0,001 делится на три уровня значимости, а именно: - p≤0,05 (это одна звездочка - *); - p≤0,01 (это две звездочка - **), - p≤0,001.При этом интерпретация коэффициента корреляции проводится исходя из уровня силы выявленной связи, а именно: 1) r>0,01≤0,29 – это слабая положительная связь;2) r>0,30≤0,69 – это умеренная положительная связь;3) r>0,70≤1,00 – это сильная положительная связь, 4) r>-0,01≤-0,29 – это слабая отрицательная связь;5) r>-0,30≤-0,69 – это умеренная отрицательная связь;6) r>-0,70≤-1,00 – это сильная отрицательная связь. Кроме этого,при осуществлении интерпретации p-уровня коэффициента корреляции весьма важным выступает не только сам факт значимости, но также и ее уровень. Традиционно принято, что p-уровень корреляции дифференцируется на три следующих уровня: - p≤0,05>0,01 – это низкая статистическая значимость; - p≤0,01>0,001 – это средней силы статистическая значимость; - p≤0,001 – это высокая статистическая значимость.То есть анализ данных по линейной корреляции позволяет выявить, наличие либо отсутствие корреляционных связей, а так же определить тесноту данных связей.Общая матрицапроведенной нами с помощью программы Excel 2016 линейной корреляции показана в таблице 1.Таблица 1 – Анализ взаимосвязи уровня компетенции родителей по вопросам психологической готовности ребёнка к школе и их психолого-педагогические установоки уровня психологической готовности ребёнка к школе при помощи линейной корреляцииМотивациионная готовность детей Общий уровень психического развитияАссоциативное восприятиеГрафические уменияГотовность родителей к обучению ,628**,728**-,609**-,549**Готовность родителей отдать своего ребенка в школу ,342*,507**-,352*-,403*Как видно из таблицы 2готовность родителей к обучению их детей в школе имеет сильную положительную связь с мотивационной готовностью ребенка к школе (r = 0,628), общем уровнем психического развития ребенка (r = 0,728). Умеренная положительная связи прослеживается между готовностью родителей отдать своего ребенка в школу и мотивационной готовностью ребенка к школе (r = 0,342), а также общем уровнем психического развития ребенка (r = 0,507). Уровень статистической значимости высокий.В свою очередь отрицательная умеренная связь прослеживается между готовностью родителей к обучению их детей в школе и ассоциативным мышлением детей (r = -0,609) и графическими умениями и навыками дошкольниками (r = - 0,549); между готовностью родителей отдать своего ребенка в школу и ассоциативным мышлением детей (r = -0,352) и графическими умениями и навыками дошкольниками (r = - 0,403). В этом случае имеет место низкая статистическая значимость.Таким образом, нами была выявлена при помощи линейной корреляции взаимосвязь между уровнем компетенции родителей по вопросам психологической готовности ребёнка к школе и их психолого-педагогические установок и уровня психологической готовности ребёнка к школе, что и подтверждает нашу гипотезу.Выводы по второй главеВ данной работе мы придерживаемся мнения И.А. Хоменко (Писаренко), что в понятие готовности родителей необходимо включать такие компоненты, как психологическую готовность, педагогическую, а также социально-юридическую и материальную готовность. Проведенная нами диагностика по специально подобранным методикам родителей старших дошкольников показала недостаточный уровень сформированности педагогической компетенции родителей по вопросам психологической готовности ребёнка к школе, а также их собственно психолого-педагогических установок и готовности к школьной жизни.Диагностика детей выпускной группы также показала, что у дошкольников пока еще недостаточная мотивация к школьному обучению и требует некоторой работы общий психический уровень развития. Кроме этого, больше половины детей выборки нуждаются в занятиях по формированию у них графических навыков, ассоциативного и логического мышления, усидчивости и внимательности.Осуществленный нами при помощи линейной корреляциианализ позволил выявить взаимосвязь между уровнем компетенции родителей по вопросам психологической готовности ребёнка к школе и их психолого-педагогические установок и уровня психологической готовности ребёнка к школе.Полученные нами данные в процессе диагностической работы обозначают необходимость разработки проекта по психолого-педагогическому сопровождению родителей на этапе подготовки ребёнка к школе, характеристика которого и будет дана в третьей главе.Глава 3.Характеристика проектапо психолого-педагогическому сопровождению родителей на этапе подготовки ребёнка к школеПолученные нами результаты диагностики детей и родителей относительно их готовности к школьному обучению, а также выявленная нами взаимосвязь между уровнем компетенции родителей по вопросам психологической готовности ребёнка к школе и уровнем психологической готовности ребёнка к школе, актуализируют необходимость разработки проекта по психолого-педагогическому сопровождению родителей на этапе подготовки ребёнка к школе.Разработанный нами проект носит название «Успех».Целью данного проекта является повышение уровня готовности родителей к обучению их ребёнка в школе.Задачи данного проекта: 1) повышение родительской компетенции в различных вопросах психологической готовности детей к обучению в школе, а также их социализации в школьной среде;2) повышение мотивации родителей в проведении подготовки вместе с ребенком к школе; 3) Обучение родителей навыками взаимодействия с детьми – будущими первоклассниками, формированию у родителей навыков совместной работы с детьми.Основными принципами, заложенными в данный проект выступают следующие:- принцип сотрудничества;- принцип «активности», подразумевающий вовлеченность всех участников в работу, проводимые дискуссии, игры и т.д.;- принцип позитивного настроя.Целевая группа:дети старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) и их родители. Необходимые ресурсы для реализации проектаПрофессионально-личностные: Специалист, обладающий знаниями возрастной и общей психологии; имеющий навыки консультирования; умеющий организовывать развивающие занятия для детей и взрослых.Воспитатели, и работающие в группе детского сада, психологи.Материальные:Помещение для проведение консультаций; помещение для проведения развивающих занятий для детей - достаточно просторное, имеющее необходимый инвентарь (столы, стулья и т.д.); необходимые материалы непосредственно для проведения самих занятий с детьми (краски, кисти, фломастеры, листы бумаги, картинки, книги и т.д.).Этапы реализации проектаДанный проект включает в себя следующие направления:1.Индивидуальное консультирование родителей педагогами и детскими психологами. В этом случае на первое место выходит индивидуальный подход и решается именно конкретная психолого-педагогическая проблема;2.Снабжение родителей соответствующими методическим материалами (например, методиками развития у детей памяти) и памятками (см. приложение);3.Специально организованных занятий.Содержание занятийВ качестве основного метода выступает интеракционный, который подразумевает формирование группы как целого, формирование специфических групповых форм и соответствующих правил поведения, особый акцент на действии механизма обратной связи в условиях общей эмоциональной поддержке, моделирование возможных конфликтных ситуаций, а также выбор оптимальных способов их разрешения.В рамках данного проекта занятия проводятся 2 раза в месяц.Преимущественно выбор тем для встреч с родителями определяется как компонентами психологической готовности к школе, так и выявленными в процессе проведенной диагностики проблемами.Кроме этого, в процессе работы по реализации данного проекта достаточно широко используются способы и приемы вербального взаимодействия, которые в первую очередь ориентированы на достаточно активное усвоение родителями будущих первоклассников нового опыта, а также его применения в реальных жизненных обстоятельствах, которыев дальнейшем должнывестик самораскрытию их потенциальных возможностей.Структура занятий проекта попсихолого-педагогическому сопровождению родителей будущих первоклассниковКаждое занятие состоит из нескольких составных частей, а именно:- приветствие участников,- небольшая разминка,- обратная связь (рефлексия).Также укажем, что все занятия с родителями будущих первоклассниковсвязаны тематически с занятиями детей. При этом целью таких элементов занятия, как приветствие и разминка является сплочение группы родителей и формирование у них настрояих на дальнейшую эффективную работу. В свою очередь в основной части занятий группа родителей постепенно продвигается к достижению той цели, которая была обозначена темой конкретного занятия. Наконец, в заключительной части каждого занятия родители-участники группы друг с другом делятся своими впечатлениями, определенным,прощаются.Таблица 2 – Тематическое планирование занятий проекта «Успех»№ п/пТема занятияЦель занятияСодержаниеСоциально-юридическая готовность1.Школа: права и обязанности родителейФормирование правовой грамотности родителей в отношении школы1.Основные законы, регулирующие школьное обучение2.Права и обязанности родителей3.Правовая защита родителей2.Организации, которые Вам могут помочьФормирование у родителей социальной готовностиОбзор социально-педагогических организаций, которые могут помочь в случае возникновения проблем в период адаптации и обучения в школе.Педагогическая готовность1.Необходимые предпосылки успешной адаптации первоклассников в школеРасширить представление родителей о факторах успешной адаптации детей1. Что такое «готовность ребенка к школе»?2.Возрастные особенности развития детей 6-7 лет.3. Тематическая встреча с психологом: «Факторы, которые влияют на успешность ребенка обучения в школе»2.Мотивационно - волевая готовность к школеФормирование представлений о мотивационно - волевой готовности к школе1.Роль семьи для нравственно-волевой подготовке ребенка к школе.2.Развитие у ребенка произвольности. Школьные правила.3.Формирование самооценки ребенкаРасширение знаний родителей о самооценки ребенка1. Отношение к себе. 2. Ведущие мотивы поведения и отношений4.Интеллектуальная готовность к школеРаскрытие содержания и путей формирования интеллектуальной готовности детей к школе1. Особенности развития у дошкольников познавательных процессов2. Развитие у будущих первоклассников интеллектуальных способностей.5.Коммуникативная готовность к школеРасширение представлений родителей о коммуникативной готовности ребенка1.Понятие и сущность коммуникативной готовности.1..Взаимодействие ребенка с другими (сверстниками, взрослыми)6.Роль семьи в воспитании у детей самостоятельности.Выявление возможностей семьи для формирования у детей самостоятельности1. Проявление самостоятельности у дошкольников2.Игра как средстворазвития ребенка и формирования у него самостоятельности7.Проблемы работоспособности и утомляемости при школьных умственных нагрузках.Формирование у родителей представлений о причинах, признаках, последствиях и возможностях предотвращения работоспособности и утомляемости при школьных умственных нагрузках.1.Режим дня и его значимость на этапе подготовки ребенка к школе и в период школьного обучения.2Деловая игра «Готовность к школе» (проводится совместно с детьми).8.Умение работать вместеФормирование у детей и родителей навыков совместной работы1.Совместное сочинение сказки (в этом случае по кругу каждый участник говорит свое предложение, следующий добавляет к предложениям свое для того, чтобы получился законченный сказочный сюжет)2.Совместное рисованиеПсихологическая готовность1.«Готовность к школе – залог успеха»Формирование у родителей мотивации на психолого-педагогическую подготовку к поступлению ребенка в школу1.Беседа о возможных проблемах в семье при поступлении ребенка в школу2.Общение с психологом2.«Волненья прочь»Снятие эмоционального напряжения, тревожностиУчастники садятся в круг.Этюд «Кораблик»Упражнение «Король и королева»Упражнение «Коробка переживаний»Упражнение «Апельсин»Упражнение «Достань звезду»3.Когда трудно преодолеть эмоцииОбучение родителей приемам релаксации1. Комплекс физических упражнений для релаксации2.Сеанс аутогенной тренировки3. Упражнения для релаксацииИтоговое занятиеПодведение итогов и закрепление отдельных моментов1.Презентация всего проведенного проекта2.Обмен мнениями и ответы на волнующие вопросыРекомендации по вопросам материальной готовности родителей осуществлялись с помощью презентации и специальных буклетов и памяток.Ожидаемые результаты проекта «Успех»1. Отработка с родителями новых приемов и способов воспитания детей на этапе их подготовки к школе.2. Преодоление родителями имеющихся у них неадекватных личных установок, а также некоторых особенностей поведения.3. Отработка новых эффективных приемов и способов взаимодействия родителей с ребенком.4. Определенное расширение сферы психологических знаний родителей о развитии детей как старшего дошкольного, так и младшего школьного возраста.5.Снижение у родителей растерянности и тревожности.Выводы по третьей главеНа основе полученных нами результатов диагностики детей и родителей относительно их готовности к школьному обучению, а также выявленной нами взаимосвязи между уровнем компетенции родителей по вопросам психологической готовности ребёнка к школе и уровнем психологической готовности ребёнка к школе, нами был разработан проект по психолого-педагогическому сопровождению родителей на этапе подготовки ребёнка к школе под названием «Успех».В данном проекте была учтена необходимость повышения родительской компетенции в различных вопросах психологической готовности детей к обучению в школе, а также их социализации в школьной среде; значимость обучения родителей наиболее эффективным способам общения, а также важность снижения у родителей неуверенности и тревожности. Это связано с тем, что выполнение данных задач в конечном итоге будет направлено на осуществление профилактики возможных трудностей ребенка при его адаптации к школьной жизни.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенный нами анализ литературы по данной теме позволяет заключить, что под психологической готовностью к школьному обучению принято понимать необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для эффективного освоения им школьной учебной программы непосредственно в условиях обучения в коллективе сверстников. В том случае, когда актуальный уровень психического развития конкретного ребенка такой, что зона его ближайшего развития оценивается ниже той, которая необходима для эффективного освоения им учебной программы в школе, тогда ребенок считается на психологическом уровне не готовым к школьному обучению. Также нами было установлено, что психологическая готовность ребенка к школе – это некий комплексный показатель, который позволяет прогнозировать успешность либо неуспешность обучения будущего первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие основные параметры психического развития:1) мотивационная готовность к учению в школе, либо наличие у него учебной мотивации;2) определенный уровень развития его произвольного поведения, который позволяет ученику выполнять все требования учителя;3) определенный уровень интеллектуального развития ребенка, который подразумевает владение простыми операциями обобщения;4) хорошее развитие у ребенка коммуникативной стороны, а также самостоятельности.Для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимы следующие условия: готовность как педагогов, так и родителей к эффективному сотрудничеству, понимание сей важности и необходимости такого рода педагогической работы и со стороны педагога, и со стороны родителей; Конечный результат воспитания успешным может быть только при условии, если педагоги и родители смогут выступать в качестве равноправных партнеров.В свою очередь под психолого-педагогическим сопровождением родителей принято понимать целостную системно-организационную деятельность, в процессе осуществления которой формируются соответствующие педагогические и социально-психологические условия для успешного осуществления взаимодействия педагогов и родителей, ориентированную на повышение у родителей знаний, основных закономерностей, а также особенностей воспитания и обучения детей. В отношении готовности родителей к поступлению ребенка в первый класс, мы придерживаемся мнения И.А. Хоменко (Писаренко), что в понятие готовности родителей необходимо включать такие компоненты, как психологическую готовность, педагогическую, а также социально-юридическую и материальную готовность. Проведенная нами диагностика по специально подобранным методикам родителей старших дошкольников показала недостаточный уровень сформированности педагогической компетенции родителей по вопросам психологической готовности ребёнка к школе, а также их собственно психолого-педагогических установок и готовности к школьной жизни.Только менее половины опрошенных родителей готовы к обучению их детей в школе. 23,1 % готовы только частично, а больше трети совсем не готовы.Диагностика детей выпускной группы также показала, что только немногим больше трети старших дошкольников показали высокий уровень готовности школе; преобладание именно низкого уровня способностей ребенка копировать сложный для ребенка образец. У дошкольников пока еще недостаточная мотивация к школьному обучению и требует некоторой работы общей психический уровень развития. Кроме этого, больше половины детей выборки нуждаются в работе над формированием у них графических навыков, ассоциативного и логического мышления, усидчивости и внимательности.Осуществленный нами при помощи линейной корреляциианализ позволит выявить взаимосвязь между уровнем компетенции родителей по вопросам психологической готовности ребёнка к школе и их психолого-педагогические установок и уровня психологической готовности ребёнка к школе.Основываясь на полученных нами результатов диагностики детей и родителей относительно их готовности к школьному обучению, а также выявленной нами взаимосвязи между уровнем компетенции родителей по вопросам психологической готовности ребёнка к школе и уровнем психологической готовности ребёнка к школе, нами был разработан проект по психолого-педагогическому сопровождению родителей на этапе подготовки ребёнка к школе под названием «Успех».Проект был ориентирован на формирование у родителей психологической готовности, педагогической, а также социально-юридической и материальной готовности. В данном проекте была учтена необходимость повышения родительской компетенции в различных вопросах психологической готовности детей к обучению в школе, а также их социализации в школьной среде; значимость обучения родителей наиболее эффективным способам общения, а также важность снижения у родителей неуверенности и тревожности.Это связано с тем, что выполнение данных задач в конечном итоге будет направлено на осуществление профилактики возможных трудностей ребенка при его адаптации к школьной жизни.Все занятия с родителями будущих первоклассниковсвязаны тематически с занятиями детей. Разработанный проект включает в себя индивидуальные занятия, методический рекомендации общей направленности и групповые занятия (14 занятий).Данный проект, ориентированный на психолого-педагогической сопровождение родителей будущих первоклассником, может быть востребованным педагогами и психологами ДОУ.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАгафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И.Н. Агафонова // Нач. школа. – 1999. – № 1. – C. 20 -21.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика/ Ю.П. Азаров. – М.: Педагогика, 2009. – 288 с.Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 142 c.Амонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: кн. для учителя/ Ш.А. Амонашвили. – Киев: Освита, 2001. – 268 с.Арнаутова, Е.П. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова. – М. «Школа-пресс», 2003. – 244 с.Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника/ Е.П. Арнаутова. – М.: «Школа-пресс», 2014. – 212 с.Безруких, М.М. Почему не сбываются большие ожидания? / М.М Безруких // Шк. психолог. – 2000. – № 20. – С. 23 – 25.Безруких, М.М. Ступеньки к школе/ М.М Безруких. – М.: Кнорус, 2011. – 217 с.Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь/ М.М Безруких. – М.: Педагогика, 2009. – 263 с.Белая, К.Ю. Родителям будущих первоклассников / К.Ю. Белая, М.М. Цапенко. – М.: Шк. кн., 2007. – 148.Белов, А. Первое знакомство со школой: радость или слезы? / А. Белов // Обучение и карьера в России и за рубежом. – 2007. – № 9. – С. 72-77.Березина, Т.А.Программы педагогического образования родителей в системевзаимодействия дошкольного учреждения и семьи: Метод. рекомендации / Т.А. Березина Э.Е. Галкина Т.П. Негода. – СПб.: Питер, 2007. – 88 с.Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение мотивации и поведения ребёнка/ Л.И. Божович. – М.: Педагогика,1992. – 172 с.Бугрименко, Е.А. Школьные трудности благополучных детей / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. – М.: Педагогика, 1994. – 244 с.Вайнер, М.Э. Ребенок и родители на пороге школьной жизни / М.Э. Вайнер // Нач. шк. – 2007. – № 4. – С. 15-19.Воспитываем дошкольников самостоятельными: сб. ст. / под. ред. А.М. Валеева. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2010. – 272 с.Готовность к школе/ под ред. Дубровиной. – М.: Педагогика 1997. – 144 с. Гайдаенко, Е. Первое сентября: советы детям и родителям / Е. Гайдаенко // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 4. – С. 17-18.Гуськова, Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? / Т.В. Гуськова //Дошкол. воспит. – 2009. №8. – С.64 - 66.Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н.Н. Гуткина. – М. : Психологич. образование, 1997. – 235 с.Давыдова, Ю.В. Как подготовить ребёнка к школе/ Ю.В.Давыдова. – М.: Эксмо, 2008. – 294 с.Диагностика психического развития детей: пособие по практич. психологии / сост. Т.Д. Марцинковская. – М.: Линка–Пресс, 2008. – 225 с.Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2008. – 322 с.Дуброва, В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: учеб. пособие/ В.П.Дуброва. – Минск, 2007. – 232 с.Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитаниидошкольника/ Е.С.Евдокимова. – М.: Просвещение, 2005. – 163 с.Ермакова, И. Адаптация первоклассников к школе / И. Ермакова, О. Даниленко // Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 157-165.Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. – М.:Педагогика, 1980. – 422 с.Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 258 с. Змерзлая, Т. Школьная жизнь. Как все начинается? / Т. Змерзлая // Куда пойти учиться. – 2007. – № 8. – С. 30-33.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: Педагогика, 2011. – 324 с.Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Педагогика, 1997. – 278 с.Костромина С.Н. Психологическая готовность к школе / С.Н. Костромина, Н.И. Гуткина. - М.: Педагогика, 1993. – 216 с.Кравцов, Е.Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе/ Е.Е. Кравцов. – М. Педагогика, 1991. – 276 с.Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/ Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2010. – 352 с.Лосев, П.Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе / П.Н. Лосев, С.В. Дейс // Нач. шк. – 2005. – № 8. – С. 51-55.Мартынова, Е. Цена знаний / Е. Мартынова // Мой кроха и я. – 2006. – № 4. – С. 94-96:Парамонова,Л.А. Ребенок 5–6 лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе)/ Л.А. Парамонова// Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 12 – 17.Порецких, Т. Ученик и родители: море проблем / Т. Порецких // Мой кроха и я. – 2005. – № 11. – С. 98-100.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – М., 2012. – 332 с.Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б. Забрамная, О.В. Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 2004. – 672 с.Сайгушева, Л.И. Социально-педагогическая деятельность с семьей в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие / Л.И. Сайгушева, И.В. Фадеева. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 272 с.Титова, Т.Е. Мотивация успеха: советы родителям первоклассников / Т.Е. Титова // Нач. шк. – 2007. – № 10. – С. 11-12.Учите детей трудиться / К.П. Кузовкова, Г.Н. Година. – М.:Просвещение, 2003. – 224 с.Хоменко И.А. Детская или родительская: чья готовность кшколе важнее? И.А. Хомченко // Народное образование. – 2010. – №6. – 2010. – С. 247- 253.Черепанова, У.Г. (Егорова) Подготовка родителей к поступлению ребенка вшколу: учеб. пособие / У.Г. Черепанова. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. - 88 с.Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду/ С.В. Чиркова. – М. ВАКО, 2009. – 212 с.ПРИЛОЖЕНИЕПамятка родителям будущих первоклассников1. В своем ребенке обязательно поддерживайте его стремление стать школьником. Именно Ваша искренняя заинтересованность в его будущих школьных заботах и делах, Ваше серьезное отношение к его первым достижениям и его возможным первым трудностям помогут подтвердить первокласснику значимость его нового положения и новой деятельности. 2. Обязательно обсудите со своим ребенком те нормы и правила, с которыми ему предстоит встретиться в школе. Объясните ему их необходимость и целесообразность. 3. Помните,Ваш ребенок в школу пришел, чтобы учиться. А когда человек учится (любой человек), у него что-то может не сразу получаться, это вполне естественно. Ребенок, как и любой другой человек, также имеет право на ошибку. 4. Вместе с Вашим ребенком составьте распорядок дня, а затем следите за его соблюдением. 5. Будьте внимательны, не пропускайте те трудности, которые возможные у ребенка на начальном этапе овладения им учебными навыками в школе. В том случае, если у первоклассника, например, имеются логопедические проблемы, то обязательно постарайтесь с ними справиться на первом году обучения. 6. Поддержите своего первоклассника в его желании добиться успеха в учебе. В каждой его работе обязательно найдите то, за что его можно было бы похвалить. Помните, что эмоциональная поддержка и похвала(«Молодец!», 2Вижу, ты старался», «Ты так хорошо справился!») способны существенным образом повысить интеллектуальные достижения любого человека. 7. В том случае, если вас что-то в поведении ребенка беспокоит, Вас волнуют его учебные дела, то не стесняйтесь обращаться за консультацией и советом к учителю либо школьному психологу. 8. Помните, что с момента поступления ребенка в школу в его жизни появился человек более авторитетный, нежели Вы. Это его учитель. Обязательно уважайте мнение первоклассника о своем учителе. 9. Учение – это весьма нелегкий и достаточно ответственный труд. Поступление ребенка в школу существенным образом меняет его жизнь, однако это вовсе не должно ее лишать радости,многообразия, а также игры. У первоклассника обязательно должно оставаться достаточно времени также и для игровых занятий.
2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – М.: Педагогика, 2009. – 288 с.
3. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 142 c.
4. Амонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: кн. для учителя / Ш.А. Амонашвили. – Киев: Освита, 2001. – 268 с.
5. Арнаутова, Е.П. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова. – М. «Школа-пресс», 2003. – 244 с.
6. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника / Е.П. Арнаутова. – М.: «Школа-пресс», 2014. – 212 с.
7. Безруких, М.М. Почему не сбываются большие ожидания? / М.М Безруких // Шк. психолог. – 2000. – № 20. – С. 23 – 25.
8. Безруких, М.М. Ступеньки к школе / М.М Безруких. – М.: Кнорус, 2011. – 217 с.
9. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М Безруких. – М.: Педагогика, 2009. – 263 с.
10. Белая, К.Ю. Родителям будущих первоклассников / К.Ю. Белая, М.М. Цапенко. – М.: Шк. кн., 2007. – 148.
11. Белов, А. Первое знакомство со школой: радость или слезы? / А. Белов // Обучение и карьера в России и за рубежом. – 2007. – № 9. – С. 72-77.
12. Березина, Т.А. Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: Метод. рекомендации / Т.А. Березина Э.Е. Галкина Т.П. Негода. – СПб.: Питер, 2007. – 88 с.
13. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение мотивации и поведения ребёнка / Л.И. Божович. – М.: Педагогика,1992. – 172 с.
14. Бугрименко, Е.А. Школьные трудности благополучных детей / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. – М.: Педагогика, 1994. – 244 с.
15. Вайнер, М.Э. Ребенок и родители на пороге школьной жизни / М.Э. Вайнер // Нач. шк. – 2007. – № 4. – С. 15-19.
16. Воспитываем дошкольников самостоятельными: сб. ст. / под. ред. А.М. Валеева. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2010. – 272 с.
17. Готовность к школе / под ред. Дубровиной. – М. : Педагогика 1997. – 144 с.
18. Гайдаенко, Е. Первое сентября: советы детям и родителям / Е. Гайдаенко // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 4. – С. 17-18.
19. Гуськова, Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? / Т.В. Гуськова //Дошкол. воспит. – 2009. №8. – С.64 - 66.
20. Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н.Н. Гуткина. – М. : Психологич. образование, 1997. – 235 с.
21. Давыдова, Ю.В. Как подготовить ребёнка к школе / Ю.В. Давыдова. – М.: Эксмо, 2008. – 294 с.
22. Диагностика психического развития детей: пособие по практич. психологии / сост. Т.Д. Марцинковская. – М.: Линка–Пресс, 2008. – 225 с.
23. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2008. – 322 с.
24. Дуброва, В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: учеб. пособие / В.П. Дуброва. – Минск, 2007. – 232 с.
25. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. – М.: Просвещение, 2005. – 163 с.
26. Ермакова, И. Адаптация первоклассников к школе / И. Ермакова, О. Даниленко // Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 157-165.
27. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980. – 422 с.
28. Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О.Л.Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 258 с.
29. Змерзлая, Т. Школьная жизнь. Как все начинается? / Т. Змерзлая // Куда пойти учиться. – 2007. – № 8. – С. 30-33.
30. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: Педагогика, 2011. – 324 с.
31. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Педагогика, 1997. – 278 с.
32. Костромина С.Н. Психологическая готовность к школе / С.Н. Костромина, Н.И. Гуткина. - М.: Педагогика, 1993. – 216 с.
33. Кравцов, Е.Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцов. – М. Педагогика, 1991. – 276 с.
34. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2010. – 352 с.
35. Лосев, П.Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе / П.Н. Лосев, С.В. Дейс // Нач. шк. – 2005. – № 8. – С. 51-55.
36. Мартынова, Е. Цена знаний / Е. Мартынова // Мой кроха и я. – 2006. – № 4. – С. 94-96:
37. Парамонова, Л.А. Ребенок 5–6 лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе) / Л.А. Парамонова // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 12 – 17.
38. Порецких, Т. Ученик и родители: море проблем / Т. Порецких // Мой кроха и я. – 2005. – № 11. – С. 98-100.
39. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – М., 2012. – 332 с.
40. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б. Забрамная, О.В. Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
41. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 2004. – 672 с.
42. Сайгушева, Л.И. Социально-педагогическая деятельность с семьей в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие / Л.И. Сайгушева, И.В. Фадеева. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 272 с.
43. Титова, Т.Е. Мотивация успеха: советы родителям первоклассников / Т.Е. Титова // Нач. шк. – 2007. – № 10. – С. 11-12.
44. Учите детей трудиться / К.П. Кузовкова, Г.Н. Година. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
45. Хоменко И.А. Детская или родительская: чья готовность к
школе важнее? И.А. Хомченко // Народное образование. – 2010. – № 6. – 2010. – С. 247- 253.
Черепанова, У.Г. (Егорова) Подготовка родителей к поступлению ребенка в
школу: учеб. пособие / У.Г. Черепанова. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. - 88 с.
Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду / С.В. Чиркова. – М. ВАКО, 2009. – 212 с.
Вопрос-ответ:
Каковы основные аспекты психолого-педагогического сопровождения родителей при подготовке ребенка к школе?
Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения родителей на этапе подготовки ребенка к школе включают в себя оценку психологической готовности ребенка к школе, разработку индивидуальной программы подготовки, консультацию по вопросам воспитания и образования, обучение родителей методам работы с ребенком, информационную поддержку и др. Сопровождение родителей помогает им лучше понять потребности своего ребенка и эффективно подготовить его к школьному обучению.
Что такое психологическая готовность ребенка к школе?
Психологическая готовность ребенка к школе - это совокупность психических и эмоциональных качеств, необходимых для успешного адаптирования и обучения в школе. Она включает в себя развитие ребенка в области социальных навыков, внимания, памяти, интеллектуальных способностей, а также его умение самостоятельно решать проблемы и справляться с эмоциональными стрессами.
Какие методы работы с ребенком используются при психолого-педагогическом сопровождении родителей?
При психолого-педагогическом сопровождении родителей используются различные методы работы с ребенком. Это могут быть игры, упражнения, развивающие задания, беседы, обучение навыкам самостоятельности и др. Методы выбираются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его потребностей. Такой подход позволяет родителям более эффективно обучать ребенка и развивать его навыки, необходимые для школьного обучения.
Как влияет психологическая готовность родителей на подготовку ребенка к школе?
Психологическая готовность родителей к обучению их ребенка в школе оказывает значительное влияние на готовность самого ребенка. Если родители уверены в своих способностях и знаниях, имеют позитивное отношение к школе и образованию, то они смогут лучше подготовить ребенка к школьному обучению. Они смогут эффективно работать с ним, создать благоприятную атмосферу для обучения и поддержать его в процессе адаптации к новым условиям.
Что такое психолого-педагогическое сопровождение родителей на этапе подготовки ребенка к школе?
Психолого-педагогическое сопровождение родителей на этапе подготовки ребенка к школе - это систематическая помощь и поддержка со стороны специалистов (педагогов, психологов), направленная на развитие и формирование у родителей необходимых знаний, навыков и компетенций для успешного обучения ребенка в школе.
Какова роль психолого-педагогического сопровождения родителей в подготовке ребенка к школе?
Роль психолого-педагогического сопровождения родителей в подготовке ребенка к школе заключается в помощи родителям в осознании и выполнении их роли в образовательном процессе, в формировании положительного эмоционального отношения к школе, в оказании поддержки и помощи в решении возникающих проблем и трудностей, в развитии навыков взаимодействия с педагогами и другими родителями.
Как психологическая готовность ребенка к школе влияет на его успешность в учебе?
Психологическая готовность ребенка к школе имеет огромное значение для его успешности в учебе. Когда ребенок чувствует себя уверенно, эмоционально стабильно и готов к новым знаниям и навыкам, он может лучше усваивать учебный материал, активно участвовать в учебном процессе, адаптироваться к новой обстановке и справляться с трудностями, которые могут возникнуть во время обучения.
Как готовность родителей к обучению влияет на готовность детей к школьному обучению?
Готовность родителей к обучению играет важную роль в формировании готовности детей к школьному обучению. Когда родители активно участвуют в жизни и образовании своего ребенка, интересуются его успехами и проблемами, оказывают поддержку и помощь, ребенок чувствует себя важным и ценным, что способствует его мотивации к учебе и формированию готовности к школьному обучению.