ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная психология
  • 65 65 страниц
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 02.07.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия детей и взрослых как участников образовательных отношений.
1.1 Понятие семьи, проблемы современной семьи и особенности детско-родительских отношений в семье…………………………………………….…8-25
1.2 Методики, средства и формы работы по формированию навыков взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых на основе принципов дошкольного образования…………...................................................................25-33
1.3 Образовательное значение проектной технологии в развитии детско-родительских отношений…………………………………………....…………33-43
2. Опытно-практическая работа по использованию проектной деятельности как средства развития детско-родительских отношений в дошкольной образовательной организации
2.1 Программа проведения опытно-практической работы по использованию проектной деятельности в ДОО……………………………………………......44-51
2.2 Организация совместной проектной деятельности в старшей группе детского сада……………………………………………………..………….…..51-58
2.3 Эффективность использования проектной деятельности в формировании детско-родительских отношений……………….……………………………...58-65
Заключение
Список используемых источников
Приложение А Терминологический словарь
Приложение Б Незаконченные предложения
Приложение В Анкета «Вы и ваши дети»
Приложение Г Тест «Родительское отношение к детям»
Приложение Д Тест «Мера заботы»
Приложение Е Памятка для оформления семейного коллажа
Приложение Ж Сценарий группового праздника «День семьи»
Приложение З Проведение группового праздника «В гостях у семьи»
Приложение И Проект «Моя семья»
Фрагмент для ознакомления

, папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка…. (презентация семейного коллажа) Под номером шесть выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка…. (презентация семейного коллажа) Под номером семь выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка…. (презентация семейного коллажа) Ведущий 2: Ребята, а вы любите сказки? А мамы и папы вам сказки читают? А хотите, они сейчас для вас покажут сказку? (Родителям раздаются роли сказки «Репка», они проходят за ширму и одевают детали костюмов. Ведущий рассказывает сказку, герои выполняют действия). Под номером восемь выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….(презентация семейного коллажа) Под номером девять выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….(презентация семейного коллажа) Ведущий 1: Ребята, вас всех ждёт сюрприз, а вручит вам его победитель нашей следующей игры. Игра «Три». (Участвуют 5 взрослых, которые во время прочтения текста стихотворения ходят вокруг 4-х стульев, а услышав в тексте слово ТРИ, даже если это часть другого слова, занимают места на стульях. Оставшийся без места выбывает). Однажды щуку мы поймали Распотрошили, а внутри Рыбёшек мелких увидали, И не одну а целых…две. Когда стихи запомнить хочешь Их не спеша проговори. И про себя их повтори Разок, другой, а может…пять. Мечтает мальчик закаляться, Стать Олимпийским чемпионом, Смотри, на старте не хитри А жди команду – раз, два…пять! Сегодня поезд на вокзале Мне три часа пришлось прождать… Ну что ж, вы приз завоевали! И можете его забрать. Победитель вручает детям сладкие призы. Ведущий 2: Итак, мы подходим к кульминации нашего праздника. Хочется сказать большое спасибо всем семьям, принявшим участие в составлении семейных коллажей и вручить благодарности. Вручение благодарностей. От своего лица, мы хотим пожелать: Всех благ вам в жизни и здоровья, Богатства, мира и тепла. Семья, согретая любовью Всегда надёжна и крепка. Давайте все вместе споём песню «Под крышей дома твоего». Коллективная фотография. Чаепитие.Приложение ЗФотоматериалыПроведение группового праздника «В гостях у семьи»Работа над коллажемРабота над приглашениями на праздникПрезентация коллажейМероприятие «Праздник семьи»Семьи рассказывают о себеВоспитатели и родители в совместной работеПриложение ИПроект «Моя семья»Актуальность проекта. Семья – это один из элементов микросреды, где формируется личность человека. В семье действует достаточно сложная система взаимоотношений, при которой отдельный ее член занимает определенное место, он участвует в выполнении ряда функций, а также поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий. Семья собой представляет достаточно динамическую микросистему, которая находится в постоянном развитии. В ней предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу, преданность, уважение, симпатия и любовь, способствующие доверительности в отношениях. Семья для ребёнка – это та среда, в которой формируются условия его физического, эмоционального, психического, а также интеллектуального развития. В семье для полноценного развития личности ребенка обязательно должны складываться благоприятные условия, напрямую зависят от сформировавшихся в семье детско-родительских отношений. В качестве важных показателей благоприятного психологического климата семьи выступает стремление её членов свободное время проводить в домашнем кругу, беседовать на разные интересующие всех темы, выполнять вместе домашнюю работу, подчёркивать при этом достоинства и добрые дела каждого члена семьи. Такого рода климат способствует как гармонии, так и заметному снижению остроты возникающих конфликтов, снятию у всех членов семьи стрессовых состояний, заметному повышению оценки собственной социальной значимости, а также реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Однако за последнее десятилетие обозначился ряд тревожных тенденций, говорящий о кризисных явлениях в жизни семьи, в том числе затрагивающих детско-родительские отношения. Сокращение и некоторое обеднение общения в семье, а также отмечающийся дефицит эмоционального тепла, низкая информированность родителей именно о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, имеющий место недостаток сотрудничества и кооперации в семье неизменно ведут к появлению трудностей в развитии детей. Одновременно прослеживается тенденция перекладывания родительских функций на детские дошкольные воспитательные учреждения, то есть самоустранения родителей от процесса воспитания ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы, затрагивающей проблемы объединения усилий дошкольного учреждения и семьи наглядно показывает: несмотря на то, что в последнее время и наметились отдельные перспективные формы сотрудничества, предполагающие подключение родителей к их активному участию в педагогическом процессе ДОУ, тем не менее, работа с родителями ведется чаще только по одному из направлений педагогической пропаганды, семья при которой является только объектом воздействия. В результате этого обратная связь с семьей практически не устанавливается, при том, как значимые в этом плане возможности семейного воспитания в полной мере не используются. С целью оптимизации детско-родительских отношений был разработан проект «Моя семья».Участники проекта: родители, родители, педагог-психолог, воспитатели, дети. Длительность проекта: среднесрочный. Этапы осуществления проекта: 1 этап – погружение в проект Причины возникновения проблемы: в современной семье в качестве приоритета выступают отношения между родителями. При этом детско-родительские отношения постепенно уходят на второй план. Отмечается возложение ответственности как за воспитание, так и развитие ребёнка на третьи лица. Происходит заметное упрощение организации совместных семейных досугов, а также утрачивание семейных традиций. Проблема данного проекта: Угасание родительской инициативы в воспитании и развитии ребёнка. Цель проекта: Привнесение в сознание родителей старших дошкольников идеи развития детско-родительских отношений, понимание ими потребностей и интересов своего ребёнка и своих родительских обязанностей. Задачи проекта: - формирование как у детей, так и у взрослых способов качественного межличностного взаимодействия, а также обогащение социального опыта; - формирование гармоничного и ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим; - создание необходимых условий для осознания каждым ребёнком старшего дошкольного возраста своей индивидуальности, своей самоценности; - расширение педагогического кругозора родителей непосредственно за счёт пополнения методов и средств ивзаимодействия с детьми; - качественное изменение позиции родителей относительно к деятельности ДОУ, активное привлечение родителей к участию в жизни ДОУ; - изучение специфики взаимоотношений в семьях детей; - обеспечение необходимого пространства для личного роста всех участников, а также создания творческой атмосферы. Форма данного проекта: совместная деятельность детей и родителей. Метод проекта: семейный коллаж – то есть совместный творческий рассказ о ребёнке и его семье, который проиллюстрирован авторскими рисунками, а также аппликацией и оформление в виде газеты. 2 этап – организация деятельности - составление воспитателями памятки по созданию коллажа; - проведение групповой консультации с родителями с целью ознакомления с целями данного проекта, а также формирование заинтересованности в предлагаемой работе (психолог); - составление воспитателями сценария группового праздника «Моя семьи». 3 этап – осуществление проектной деятельности - проведение совместной творческой деятельность по оформлению семейных коллажей (участвуют дети и родители); - проведение индивидуальных консультаций с родителями по оказанию необходимой информационной помощи, а также психологической поддержки, стимуляции раскрытия у них творческих возможностей (психолог); - оформление детьми и воспитателями открытки – приглашения для родителей на семейный праздник; - организации в группе выставки семейных коллажей с целью ознакомления всех членов детско-родительского коллектива, а также обмена впечатлениями; - совместная подготовка группового праздника «День семьи» (воспитатели, дети, родители). 4 этап – презентация проекта Проведение в ДОУ группового праздника «День семьи»:- презентация в группе коллажей авторами (дети, родители); - проведение совместных игр-развлечений; - вручение участникам благодарностей, а также памятных подарков; - совместное фотографирование; - проведение чаепития. 5 этап – подведение итогов проекта «Моя семья»Осуществляется обмен впечатлениями о данном проекте, фиксируются отзывы родителей Результаты проекта «Моя семья»: - сближение членов семьи, а также развитие тесных дружеских отношений; - понимание родителями старших дошкольников своей значимой роли в сотрудничестве, которое является необходимым условием успешного развития ребёнка-дошкольника; - формирование в глазах детей родительского авторитета; - развитие и укрепление детско-родительского коллектива, формирование позитивного психологического микроклимата в группе; - развитие доброжелательных партнёрских отношений между педагогами и родителями, а также увеличение родительских обращений за разного рода консультативной помощью по воспитанию и развитию детей; - формирование представлений родителей относительно сферыдеятельности педагогов и специалистов ДОУ.

1. Благушко, М.В. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / М. В. Благушк о // Научный диалог. – 2012. – № 6. – С. 43 – 46.
2. Бережнова, О.В.Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации/ О.В. Бережнова, Л.Л.Тимофеева // Справочник старшего воспитателя ДОУ: электрон. журн. 2015. № 8. [Электронный ресурс]. – Режим. доступа: http://e.stvospitatel.ru. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 03.05.2017).
3. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под. ред. А.С. Прохорова. – М, Мозаика, 2000 – 824 с.
4. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. краткий лекционный курс [Текст] / А.Я. Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 344 с.
5. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
6. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе проектной деятельности Методические рекомендации [Текст] / под ред. Н.А. Вершининой – СПб : «Р-КОПИ». – 44 с.
7. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей [Текст] / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
8. Григорьева, С.И. Семья как детерминирующая система развития личности [Текст] / С.И. Григорьева // Психология этнокультурного образования»: материалы Междунар. нау.-практич. конференции (Москва, 18 – 19 апр. 2012 г.). – М., 2013. – C. 17 – 19.
9. Дейниченко, Л.Б.Динамика представлений супругов о детско-родительских отношениях в зависимости от этапа семейного развития [Текст] / Л.Б. Дейниченко // Психология этнокультурного образования»: материалы Междунар. науч.-практич. конференции (Москва, 18 – 19 апр. 2012 г.). – М., 2013. – С. 24 – 32.
10. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 248 с.
11. Дубровина, И.В. Семья и социализация ребенка [Текст] / И.В. Дубровина// Мир психологии. – 1998. – № 1. – С. 54 – 59.
12. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 64 с.
13. Ермолова, Н.В. Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми / Н.В.Ермолова // Справочник старшего воспитателя ДОУ: электронный журн. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. – Режим. доступа: http://e.stvospitatel.ru. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 03.05.2017).
14. Захаров, А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей [Текст] / А.И. Захаров // Вопр. психологии. – 2002. – № 1. – С. 59 – 68
15. Захарова, Г.И. Психология семейных отношений[Текст]: учеб.пособие / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с.
16. Зиновьева, М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Зиновьева // Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – С.34 - 36.
17. Игнатова, Н.В. Проектная деятельность как средство формирования и развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми [Электронный ресурс]. – Режим. доступа: shat-dou2.edumsko.ru. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 03.05.2017).
18. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст]: учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
19. Киселева, М. Проект «Это моя мама!» / М. Киселева, В.Матвеева, В. Емельянова, С. Мирошникова // Справочник старшего воспитателя ДОУ: электронный журн.2016. № 11. [Электронный ресурс]. – Режим.доступа: http://e.stvospitatel.ru. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 03.05.2017).
20. Козлова, С.Л. Дошкольная педагогика [Текст] / С.Л. Козлова, Т.А. Куликова. – М.:Академия, 2011. – 344 с..
21. Кулакова, Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье [Текст] / Е. Кулакова // Обруч. – 1999. – №5. – С.11-13.
22. Логинова, Е.В. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка [Текст] / Е.В. Логинова, Е.В. Шиврина, И.А. Александрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февр. 2015 г.). –Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 79-84.
23. Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй [Текст] / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2009. – С. 122–125.
24. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / под.ред. В.С. Безруковой. – Екатеринбург. 2000. – 260 с.
25. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студ. пед. вузов/Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
26. Практикум по возрастной психологии [Текст] / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст] // Рос.газ. - 2013. – № 265. – С. 7 – 8.
28. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. пособие для руководителей и практич. работников ДОУ [Текст] / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
29. Рождественская, Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей [Текст] / Н.А. Рождественская // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2002. – № 2. – С. 48-55.
30. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе; кн. для учителя [Текст] / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 2001.– 248 с.
31. Смирнова, Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка[Текст] / Е.О. Смирнова // Вопр. психологии. – 2007. – № 2. – С. 57-67.
32. Социальное партнерство: Словарь-справочник [Текст] / под ред. В.Н. Киселева, В.Г. Смолькова. – М.: ОАО Изд. «Экономика», 2009. – 288 с.
33. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ [Текст] / Е.А. Сыпченко. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 97 с.
34. Традиции в инновациях: сб. ст. по материалам Городской Ярмарки педагогических инноваций дошкольных работников [Текст] / под ред.В.А. Новицкой, М.С.Новикова. – СПб, 2014. – 441 с.
35. Уманский, Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив[Текст]: Избр. тр. / Л.И. Уманский. – Кострома: КГУ, 2001. – 208 с.
36. Царева, Я.В. Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений [Текст] / Я.В. Царева // Человек и образование. – 2009. – №3. – С. 15 – 18.
37. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи[Текст] / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2013. – 288 с.
38. Черноок, Л.Г.Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в условиях реализации ФГОС ДО/ Л.Г.Черноок, С.В.Пяткова, И.И. Игнатьева, Г.Ф. Лямина // Справочник старшего воспитателя ДОУ: электрон. журн. 2015. № 7. [Электронный ресурс]. – Режим. доступа: http://e.stvospitatel.ru. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 03.05.2017).
39. Шведовская, А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А.А. Шведовская // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 1. – С. 69-84.
40. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.
41. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2009. – 322с.
42. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2008. – 312 с.

Вопрос-ответ:

Какая технология используется в формировании детско-родительских отношений?

В работе по формированию детско-родительских отношений используется проектная технология.

Какие аспекты проблемы взаимодействия детей и взрослых рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы взаимодействия детей и взрослых как участников образовательных отношений.

Какие особенности детско-родительских отношений обсуждаются в статье?

В статье обсуждаются особенности детско-родительских отношений в современной семье.

Какие методики используются для формирования навыков взаимодействия и сотрудничества между детьми и взрослыми?

Для формирования навыков взаимодействия и сотрудничества между детьми и взрослыми используются различные методики, средства и формы работы, основанные на принципах дошкольного образования.

Какие проблемы современной семьи обсуждаются в статье?

В статье обсуждаются проблемы современной семьи, связанные с формированием детско-родительских отношений.

Какую роль играет проектная технология в формировании детско-родительских отношений?

Проектная технология играет важную роль в формировании детско-родительских отношений, так как позволяет родителям и детям работать вместе над конкретным проектом, развивать навыки сотрудничества, коммуникации и решения проблем. Это способствует более глубокому взаимопониманию и взаимодействию между родителями и детьми.

Какие проблемы современной семьи влияют на детско-родительские отношения?

Современные семьи сталкиваются с различными проблемами, которые могут негативно сказываться на детско-родительских отношениях. Некоторые из этих проблем включают отсутствие времени для общения, стрессовые ситуации, различия во взглядах на воспитание детей, недостаток эмоциональной поддержки и т.д. Все эти факторы могут привести к затруднениям в коммуникации и взаимопонимании между родителями и детьми.

Какие методики используются для формирования навыков взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых?

Для формирования навыков взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых часто используются различные методики, средства и формы работы. Например, это могут быть игровые ситуации, совместные проекты, работа в парах или группах, обсуждение и анализ ситуаций, использование ролевых игр и т.д. Все эти методики помогают детям и взрослым научиться слушать, выражать свои мысли и чувства, устанавливать и поддерживать взаимоотношения, разрешать конфликты и работать в команде.