Сравнительная характеристика параметров психофизиологических функций детей - ханты и приезжих детей

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Биотехнология
  • 79 79 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 02.07.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Влияние природно-климатических особенностей на психофизиологическое состояние 7
1.1. Онтогенез психофизиологических характеристик 7
1.2. Природно-климатические особенности Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и здоровье учащихся 17
1.3. Зарубежный и отечественный опыт использования внешних управляющих воздействий с целью оптимизации состояния здоровья школьников 32
Глава 2. Объект и методы исследования 43
2.1. Объект исследования 43
2.2. Статистическая обработка полученных данных 50
2.3. Автоматизированные методы на базе ЭВМ для изучения психофизиологических функций человека 51
2.4. Метод искусственных нейронных сетей на ЭВМ 54
2.4. Метод идентификации параметров квазиаттракторов поведения вектора состояния организма человека в многомерном фазовом пространстве 56
2.5. Результаты исследования 59
Заключение 72
Список литературы 75

Фрагмент для ознакомления

Каждое такое состояние характеризуется вектором состояния . Второй этап исследования поведения квазиаттракторов в m-мерном фазовом пространстве позволяет анализировать поведение квазиаттракторов в выбранных фазовых пространствах. В графическом режиме на экране показывается положение точек состояния исследуемой системы, границы пространства состояний систем. Таким образом, программа «Идентификация параметров аттракторов поведения вектора состояния биосистем в m-мерном фазовом пространстве» построила фазовые траектории во всех фазовых плоскостях. В режиме суперпозиции (наложения траекторий и границ) разных фазовых плоскостей, производилось визуальное исследование динамики процесса, а также количественное исследование корреляции параметров. Метод расчета матриц межаттракторных расстояний (программа «Klasters_v1.0») заключается в том, что анализ параметров функциональных систем организма проводят в отношении нескольких групп испытуемых, находящихся в приблизительно одинаковых условиях и регистрируют параметры функций организма каждого человека. Из этих параметров формировали наборы (компартменты) диагностических признаков в пределах одной фазовой координаты xiиз набора всех координат m-мерного фазового пространства с одинаковыми диагностическими характеристиками,, а каждый человек со своим набором признаков задавался точкой в этом фазовом пространстве состояний так, что группа испытуемых образовывала некоторое «облако» (квазиаттрактор). При этом разные группы из-за разных воздействий на них образовывали разные «облака» – квазиаттракторы и расстояния Zk,f-(k и f– номера групп обследуемых)между хаотическими или стохастическими центрами этих разных квазиаттракторов формировали матрицу Z. Эта матрица задает все возможные расстояния между хаотическими или стохастическими центрами квазиаттракторов, описывающих состояние разных групп обследуемых.Рассматриваемый метод расчета матриц реализуется также для межгрупповых сравнений, когда имеются несколько кластеров данных (один кластер для каждой группы обследуемых), и эти кластеры описываются своим вектором состояния организма человека, входящего в обследуемую k-ю группу в виде ,где i = 1, 2,…, m – номер диагностического признака (параметра организма обследуемого), а k – номер кластера (номер группы испытуемых k = 1, 2,…, p).При этом для каждого вектора в одном и том же ФПС размерностью имеются одинаковые наборы компонент (диагностических признаков) , которые в свою очередь имеют наборы (общим числом n, где n − число обследуемых в группе, а – номер испытуемого в группе, j = 1, 2,…, n) конкретных множеств значений самих диагностических признаков по каждой из координат , описывающих состояние каждого (f-го) испытуемого (из кластера k) в виде точек на соответствующих i-х осях в m-мерном ФПС. Таким образом, каждая группа обследуемых на i-ой оси xiимеет свою совокупность точек, из которой выделяются крайне левые координаты () и крайне правые координаты (). Разность этих величин () образует отрезок в ФПС, а совокупность для k-ой группы обследуемых всех отрезков (граней) в m-мерном фазовом пространстве формирует m-мерный параллелепипед, представляющий в ФПС определенный квазиаттрактор, внутри которого движется вектор состояния организма человека (всех обследуемых, составляющих определенную группу). Полученные расстояния между центрами k-го и f-го хаотического (или стохастического) квазиаттракторов количественно представляет степень близости (или, наоборот, удаленности) этих 2-х сравниваемых квазиаттракторов в фазовом пространстве состояний, что является количественной и качественной мерой оценки функционального состояния человека, находящегося, например, в каких-либо экологических условиях или относящегося к определенной группе [26, 22].2.5. Результаты исследованияВ результате проведенного исследования были получены данные свидетельствующие о функциональных показателях учащихся контрольной (коренные дети) и экспериментальной групп (приезжие дети), которые отличались возрастом и полом. При проведении исследовании определялись общие закономерности роста и созреваниядетского организма, данный показатель является показателем физического развитие.Результаты проведенного исследования показали, что в зависимости от пола дети характеризуются различными данными по весу и росту. Так юноши старшего школьного возраста обладают более высоким ростом на 4,97 см по сравнению с девушками этого же возраста (p<0,05) , а для детей младшего школьного возраста характерна обратная картина, девочки выше мальчиков в среднем на 1,34 см.При этом увеличения роста девушек в старшем школьном возрасте по сравнению с них ростом в младшем школьном возрасте составлял в среднем 14,15 см, а при сравнении старшего школьного возраста (15-17 лет) и среднего школьного возраста (11-14 лет) разница 18,10 см.Для представителей мужского пола значение данного показателя более высокое, так при сравнение роста в старшем школьном возрасте по сравнению с них ростом в младшем школьном возрасте составлял в среднем 20,34 см, а при сравнении старшего школьного возраста и среднего школьного возраста разница 19,61 см (р<0,05).Одновременно с определением роста детей, принимавших участие в исследовании, проводили их взвешивание отдельно как мальчиков, так и девочек с учетом их возраста. При этом у детей контрольной группы изменение веса в среднем школьном возрасте по сравнению с младшим школьным возрастом увеличилось на 10,18 кг – для женского пола и на 14,87 кг – для мужского пола. В старшем школьном возрасте увеличение веса находилось приблизительно на равных позициях, так для юношей на уровне 10,95 кг и 8,90 кг – для девушек (табл. 5 и 6). Таблица 5.Весо-ростные показатели детей в зависимости от пола в контрольной группеПоказательМальчикиДевочкиМладший школьный возраст (7-10 лет)Вес, кг26,35±0,5424,20±0,42Рост, см131,10±0,34134,54±0,92Средний школьный возраст (11-14 лет)Вес, кг38,28±1,9539,14±0,54Рост, см142,36±2,36138,14±1,42Старший школьный возраст (15-17 лет)Вес, кг48,36±1,5848,00±0,87Рост, см157,28±1,87154,54±0,90Таблица 6.Весо-ростные показатели детей в зависимости от пола в экспериментальной группеПоказательМальчикиДевочкиМладший школьный возраст (7-10 лет)Вес, кг30,37±0,4029,05±0,61Рост, см141,40±0,69143,61±1,23Средний школьный возраст (11-14 лет)Вес, кг43,85±1,4545,76±0,69Рост, см152,26±1,57153,85±0,87Старший школьный возраст (15-17 лет)Вес, кг61,49±1,7158,15±1,23Рост, см169,51±2,08168,01±0,67Таким образом, в результате определения веса и роста детей контрольной и экспериментальной группы можно сделать вывод, что при сравнении детей контрольной и экспериментальной групп характерно увеличение веса и роста в зависимости от возраста детей. Так при сравнении мальчиков младшего и среднего школьного возраста повышение веса составляет 13-20 кг, а для девочек этих возрастов характерно увеличение массы тела в среднем на 14,5 кг.Однако полученные данные свидетельствуют о том, что наибольшим набором веса девочкам свойственно в среднем школьном возрасте, а для мальчиков это характерно в старшем школьном возрасте. Одной из причин повышения массы тела связано с половым созреванием, которое наступает у девочек раньше, чем у мальчиков.Одним из показателей выявления общего физиологического состояния детей контрольной и экспериментальной групп являлось определение количество сокращений сердца за единицу времени (ЧСС). Полученные данные показали, что дети среднего и старшего школьного возраста характеризуются повышенным сердцебиением по сравнению с учащимися младшего школьного возраста (табл. 7).Таблица 7.Функциональные показатели системы кровообращения детей контрольной группыПоказательМальчикиДевочкиМладший школьный возраст (7-10 лет)Частота сердечных сокращений уд/мин87,21±1,9592,14±2,78Систолическое артериальное давление мм.рр.ст.111,25±1,47107,25±1,87Диастолическое артериальное давление мм.рр.ст.75,54±2,0169,35±0,87Пульсовое давление, мм.рр.ст.35,52±0,3136,87±0,48Средний школьный возраст (11-14 лет)Частота сердечных сокращений уд/мин82,64±1,8789,61±3,24Систолическое артериальное давление мм.рр.ст.113,43±1,54112,41±0,94Диастолическое артериальное давление мм.рр.ст.74,67±1,2373,46±1,59Пульсовое давление, мм.рр.ст.40,54±0,1542,51±0,05Старший школьный возраст (15-17 лет)Частота сердечных сокращений уд/мин80,26±3,2179,51±2,08Систолическое артериальное давление мм.рр.ст.116,24±0,64119,87±1,48Диастолическое артериальное давление мм.рр.ст.72,29±0,9879,67±0,82Пульсовое давление, мм.рр.ст.48,21±0,3151,23±0,76В таблице 8 представлены данные, полученные при обследовании второй группы, обучающиеся в общеобразовательной школе-интернате Русскинская, которые являются приезжими. У них определяли такие же показатели как и у контрольной группы детей – коренных жителей.Таблица 8.Функциональные показатели системы кровообращения детей экспериментальная группаПоказательМальчикиДевочкиМладший школьный возраст (7-10 лет)Частота сердечных сокращений уд/мин86,71±0,5486,54±0,93Систолическое артериальное давление мм.рр.ст.102,03±0,61100,59±0,48Диастолическое артериальное давление мм.рр.ст.68,79±1,1668,49±0,86Пульсовое давление, мм.рр.ст.36,11±0,5834,52±0,24Средний школьный возраст (11-14 лет)Частота сердечных сокращений уд/мин81,64±1,2482,81±2,73Систолическое артериальное давление мм.рр.ст.110,23±0,95110,92±1,52Диастолическое артериальное давление мм.рр.ст.71,02±1,1472,83±0,86Пульсовое давление, мм.рр.ст.39,85±0,3639,30±0,24Старший школьный возраст (15-17 лет)Частота сердечных сокращений уд/мин83,77±0,2678,73±1,48Систолическое артериальное давление мм.рр.ст.121,81±0,37118,12±0,86Диастолическое артериальное давление мм.рр.ст.79,23±0,2178,56±1,23Пульсовое давление, мм.рр.ст.45,54±0,1849,28±0,52Анализ динамики показателей систолическое артериальное давление обучающихся обеих половых групп позволил установить незначительное превышение возрастных норм, как у мальчиков, так и у девочек. В проведенных нами исследованиях к началу полового созревания прирост систолическое артериальное давление у мальчиков контрольной группы оказался минимальным по сравнению с девочками. Обращает на себя внимание, что все же нормальных значений систолическое артериальное давление взрослого человека у мальчиков этот показатель не достигает.Диастолическое артериальное давление у мальчиков контрольной группы с возрастом уменьшалось с 74,67±1,23 мм.рт.ст. по 72,29±0,98 мм.рт.ст. соответственно, в то время как у девочек ханты – наоборот увеличивалось с 73,46±1,59 мм.рт.ст. по 79,67±0,82 мм.рт.ст. При этом показатель давление наблюдались в возрастном аспекте.Учащиеся младшего школьного возраста в экспериментальной группе и мальчики и девочки характеризовались наибольшей величиной (табл.8.), и к 17 годам достигает 78-83 уд/мин.При этом полученные данные свидетельствуют, о том, что различия по частоте сердечных сокращений среди мальчиков и девочек наблюдались по полу только в младшем и среднем школьном возрасте, а по возрасту – практически во всех возрастных группах. Интегральным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы является величина артериального давления. Нами установлено, что величина систолического артериального давления и диастолического артериального давления в контрольной и экспериментальной группах младшего школьного возраста соответствует низким значениям.Заслуживает внимания тот факт, что с возрастом эти показатели достоверно отличались, а именно: для мальчиков младшего школьного возраста значения артериальное давление составляла 102,03/68,79 мм.рт.ст. для мальчиков среднего школьного возраста - 110,23/71,02 мм.рр.ст., а для юношей старшего школьного возраста 121,81/79,23 мм.рт.ст.В экспериментальной группе девочек достоверные отличия наблюдаются только по показателям диастолического артериального давления во всех возрастных группах. Так для девушек старшего школьного возраста величина артериального давления достигала границ уровня физиологических колебаний, характерных для данной возрастной группы.На следующем этапе было проведено определение биохимических показателей детей в контрольной и экспериментальной группе. В ходе исследования было выявлено, что практически у всех учащихся коренной национальности отмечался дефицит витамина А. Как видно из данных таблицы 9, средние показатели содержания витамина А в крови у детей-ханты (младший школьный возраст) были существенно ниже минимального уровня обеспеченности организма.Так, среди девочек глубокий дефицит был зарегистрирован у 45 %, в то время как у мальчиков только у 26 % из всех обследованных лиц. У других детей данной возрастной группы наблюдали среднюю и легкую степень гиповитаминоза. Аналогичные результаты были получены и при обследовании следующей группы детей (средний школьный возраст), но уже наметилась тенденция к увеличению числа детей (особенно среди мальчиков), имеющих легкую степень гиповитаминоза. Достоин внимания тот факт, что у детей старший возрастной группы хотя средние показатели содержания витамина А и были ниже предельно допустимых величин, однако количество школьников с легкой степенью гиповитаминоза значительно возросло и составило уже более 50% от обследуемых лиц.Таблица 9.Обеспеченности витаминами-антиоксидантами в крови у детей контрольной группы (М±m)ПоказательМальчикиДевочкиМладший школьный возраст (7-10 лет)Витамин А, мкг/дл17,51±1,2116,90±1,64Витамин Е, мг/дл1,23±0,131,29±0,07Витамин С, мг/дл0,41±0,040,71±0,03Средний школьный возраст (11-14 лет)Витамин А, мкг/дл19,87±2,0417,54±1,56Витамин Е, мг/дл1,35±0,091,23±0,08Витамин С, мг/дл0,42±0,060,59±0,04Старший школьный возраст (15-17 лет)Витамин А, мкг/дл21,98±1,9821,05±2,89Витамин Е, мг/дл1,01±0,080,97±0,07Витамин С, мг/дл0,34±0,050,54±0,04Концентрация витамина Е в крови учащихся двух возрастных групп (младшая и средняя) соответствовала таковой, присущей лицам наиболее оптимально обеспеченных данным микронутриентом. Так, у мальчиков контрольной группы младшего и среднего возраста уровень витамина Е находился в диапазоне физиологических значений и составил 1,23±0,13 мг/дл и 1,35±0,09 мг/дл соответственно. У девочек данных возрастных групп средние показатели обеспеченности витамином Е существенно не отличались от таковых в группе мальчиков (табл. 9). У большей части школьников старшей возрастной группы концентрация витамина Е была достоверно ниже (у мальчиков), чем в двух других возрастных группах.Содержание витамина С у детей младшего школьного возраста как у мальчиков, так и у девочек находилось в пределах допустимых физиологических границ (0,41±0,04 мг/дл и 0,71±0,03 соответственно), однако адекватно обеспеченных аскорбиновой кислотой можно было считать только 42% у мальчиков и 60% – девочек. В следующей обследованной группе (средний школьный возраст) отмечали у мальчиков заметное снижение уровня витамина С (0,42±0,06 мг/дл), в то время как у девочек он существенно не претерпевал каких-либо изменений – 0,59±0,04 мг/дл. У большей части мальчиков (62%) уровень дефицита аскорбиновой кислоты был наиболее выраженным и составлял в среднем 0,34±0,05 мг/дл (табл. 9). У девочек содержание витамина С не представляло существенных изменений и соответствовало в среднем значению 0,54±0,04мг/дл, которое значимо отличалось от такового у мальчиков.В ходе исследования было выявлено, что у мальчиков экспериментальной группы младшего и старшего школьного возраста уровень витамина А находился в диапазоне физиологических значений и составил 37,29±0,98мкг/дл и 42,18±1,23мкг/дл соответственно (табл.10). У большей части школьников средней возрастной группы концентрация витамина А была выше (у мальчиков), чем в двух других возрастных группах, но не выходила за пределы максимально допустимой.Как видно из данных, представленных в таблице 10, средние показатели содержания витамина Е в крови у детей экспериментальной группы (младший школьный возраст) были ниже минимального уровня обеспеченности организма, а именно: у мальчиков 0,39±0,26 мг/дл и у девочек – 0,37±0,49 мг/дл.Аналогичные результаты были получены и при детей среднего школьного возраста экспериментальной группы, у которых концентрация витамина Е также не соответствовала физиологическому диапазону значений обеспеченности организма указанным микронутриентом. Содержание витамина Е у мальчиков и девочек экспериментальной группы старшего школьного возраста составляет 0,84±0,16 мг/дл и 0,97±0,07 мг/дл соответственно и значимо не отличалась от показателей концентрации витамина Е у детей младшей возрастной группы.Таблица 10.Обеспеченности витаминами-антиоксидантами в крови у детей экспериментальной группы (М±m)ПоказательМальчикиДевочкиМладший школьный возраст (7-10 лет)Витамин А, мкг/дл37,29±0,9842,18±1,23Витамин Е, мг/дл0,87±0,090,74±0,18Витамин С, мг/дл0,39±0,260,37±0,49Средний школьный возраст (11-14 лет)Витамин А, мкг/дл46,21±1,9439,82±2,59Витамин Е, мг/дл0,84±0,061,09±0,54Витамин С, мг/дл0,53±0,040,48±0,07Старший школьный возраст (15-17 лет)Витамин А, мкг/дл38,52±2,5721,05±2,89Витамин Е, мг/дл0,84±0,160,97±0,07Витамин С, мг/дл0,34±0,050,54±0,04Глубокий дефицит аскорбиновой кислоты был обнаружен у 30 % учащихся. У оставшихся детей уровень витамина С был либо ниже (35 %) минимально допустимой величины обеспеченности, либо в ее пределах (35 %). Содержание витамина С у детей среднего школьного возраста как у мальчиков, так и у девочек находилось в пределах допустимых физиологических границ. В группе школьников старшей возрастной группы (15-17 лет) концентрация витамина С у мальчиков была значительно ниже физиологических норм. У девочек содержание витамина С находилось на нижней границы нормы и соответствовало в среднем значению.Одним из наиболее доступных и информативных методов определения функционального состояния центральной нервной системы в психофизиологии учебной деятельности является статистический анализ латентных периодов простой сенсомоторной реакции (табл. 11, 12). Она отражает интегральные характеристики ЦНС человека, так как при ее реализации задействованы важнейшие системы – зрительная и кинестетическая, позволяющие выполнять сложные двигательно-опознавательные акты.Таблица 11Динамика времени сенсомоторной реакции (мсек) у детей контрольной группыПоказательМальчикиДевочкиМладший школьный возраст (7-10 лет)Сенсорная реакция правой руки296,21±48,54299,65±49,21Сенсорная реакция левой руки307,68±54,09307,02±56,54Средний школьный возраст (11-14 лет)Сенсорная реакция правой руки243,36±48,06256,39±47,36Сенсорная реакция левой руки252,54±53,32261,09±50,54Старший школьный возраст (15-17 лет)Сенсорная реакция правой руки224,32±31,95233,34±51,36Сенсорная реакция левой руки225,51±29,21237,08±62,54Как свидетельствуют результаты наших исследований, у юношей наиболее выраженное уменьшение времени сенсомоторной реакции происходит с 8 до 14 лет, а у девушек - с 7 до 11 лет. Интенсивные изменения свойств нейродинамических функций в этот период можно связать с ускоренным морфофункциональным созреванием отделов мозга, ответственных за прием и переработку информации. С началом активных пубертатных перестроек улучшение показателя замедляется, наблюдаются колебания скорости простой сенсомоторной реакции, связанные, вероятно, с нарушением баланса возбудительно-тормозных процессов в ЦНС.Таблица 12Динамика времени сенсомоторной реакции (мсек) у детей экспериментальной группыПоказательМальчикиДевочкиМладший школьный возраст (7-10 лет)Сенсорная реакция правой руки290,25±42,64308,25±58,69Сенсорная реакция левой руки296,54±45,09309,84±60,21Средний школьный возраст (11-14 лет)Сенсорная реакция правой руки248,36±45,21243,54±37,65Сенсорная реакция левой руки256,69±47,28243,09±33,32Старший школьный возраст (15-17 лет)Сенсорная реакция правой руки243,65±45,08221,32±28,54Сенсорная реакция левой руки248,21±37,85223,29±33,06Наиболее интенсивное сокращение времени выполнения теста и у обоих групп детей происходит с 7 до 10 лет. Причем, в контрольной группе скорость переключения внимания выше, чем в экспериментальной . Однако к 10 годам эта разница нивелируется и до 16 лет результаты выше в экспериментальной группе. Второй достоверный скачек в приросте скорости переключения внимания происходит в 15 лет. Индивидуальные вариации динамической стороны психической жизни обусловлены, в первую очередь, силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов. Результаты изучения силы нервных процессов с помощью компьютерного варианта теппинга– теста по Е.П. Ильину представлены в таблице 6. Они свидетельствуют, что в изученной выборке преобладают дети со слабой и средней по силе нервной системой. Этот факт необходимо учитывать при формировании стиля учебной деятельности школьников (табл. 13, 14).Таблица 13Динамика коэффициента силы нервных процессов (усл. ед.) и максимальной частоты движений за 5 сек (раз) в контрольной группеПоказательМальчикиДевочкиМладший школьный возраст (7-10 лет)Сила нервных процессов-27,95±15,12-29,66±9,41Максимальная частота за 5 сек26,37±3,8428,69±2,07Средний школьный возраст (11-14 лет)Сила нервных процессов-22,18±13,21-24,05±10,63Максимальная частота за 5 сек32,29±2,9829,32±3,30Старший школьный возраст (15-17 лет)Сила нервных процессов-21,06±16,85-20,48±11,47Максимальная частота за 5 сек35,35±4,9135,32±4,06Актуальность этого показателя объясняется еще и тем, что кисть является «орудием труда», особенно учебного. Результаты исследования свидетельствуют, что с возрастом максимальная частота движений кисти увеличивается у лиц обеих групп. В экспериментальной группе наиболее интенсивные изменения этого показателя происходят с 7 до 11 лет, в контрольной - с 7 до 10 лет. В дальнейшем наступает период стабильности моторного стереотипа.Таблица 14Динамика коэффициента силы нервных процессов (усл. ед.) и максимальной частоты движений за 5 сек (раз) в экспериментальной группеПоказательМальчикиДевочкиМладший школьный возраст (7-10 лет)Сила нервных процессов-24,25±8,37-22,25±27,32Максимальная частота за 5 сек27,21±2,5825,36±3,05Средний школьный возраст (11-14 лет)Сила нервных процессов-25,74±7,55-21,39±10,66Максимальная частота за 5 сек30,05±4,2330,25±2,36Старший школьный возраст (15-17 лет)Сила нервных процессов-14,26±8,36-18,27±6,35Максимальная частота за 5 сек31,32±3,2031,21±3,30Важной стороной индивидуальности является функциональная асимметрия полушарий. Функции каждого полушария имеют свою специфику, накладывающую отпечаток на учебную деятельность. Каждое полушарие, участвуя в какой-либо деятельности, использует свою знаковую модель мира. В правом полушарии сосредоточены механизмы непосредственного восприятия действительности (оперирование зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными и другими образами). Левое полушарие строит символическую знаковую систему, благодаря которой возможно понятийное отражение действительности. Взаимодействие знаковых систем правого и левого полушарий является одним из кардинальных принципов психической деятельности. Различные виды деятельности обеспечиваются преимущественно «левополушарным» или «правополушарным» мышлением. Существенная асимметрия, не соответствующая характеру деятельности, нередко свидетельствует о неоптимальном мышлении при решении той или иной учебной и профессиональной задачи.В нашем исследовании функциональная асимметрия определялась по степени активации полушарий головного мозга. Показатель активации того или иного полушария зависит от количества активированных нейронов и степениих возбуждения. Если активация одного полушария преобладает, можно говорить о наличии функциональной асимметрии. Если полушария активированы одинаково – о межполушарной уравновешенности. Обращает на себя внимание тот факт, что сегодня в начальной школе более равномерно представлены представителиразличных типов, что можно связать с более благоприятными социально-экономическими условиями проживания. С возрастом доля левополушарныхучащихся имеет тенденцию к увеличению. У мальчиков это происходит засчет сокращения амбидекстров, а у девочек – правополушарных.Таким образом, изучение психофизиологических особенностей учащихся Югры свидетельствует, что наиболее выраженное их развитие наблюдается в экспериментальной группе.ЗаключениеВ результате выполнения работы были получены данные, которые свидетельствуют, что каждому возрастному периоду развития организма соответствуют определенные психофизиологические особенности, к которым следует отнести основные свойства нервных процессов, оказывающих влияние на организм человека. Значительное влияние на эффективность психофизиологических механизмов адаптации оказывают индивидуальные особенности высшей нервной деятельности.При этом для детей возраст 7-12 лет характеризуется как возраст «спокойного» развития высшей нервной деятельности учащихся. Однако незначительное ухудшение процессов высшей нервной деятельности у школьников, в частности силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов совпадает с процессами начала полового созревания, а также с процессом дезадаптации к учебному процессу в школе.В период полового созревания в организме подростка преобладают процессы возбуждения, замедление прироста подвижности нервных процессов, ослабление деятельности коры головного мозга, соответственно, второй сигнальной системы. Известно, что период полового созревания подростков характеризуется повышенной возбудимостью, утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, что может привести к снижению адаптационных возможностей высших отделов центральной нервной системой, также ухудшению восприятия и внимания школьников. Следует отметить, что у учащихся старшего школьного возраста повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности, уменьшаются латентные периоды реакции, усиливается внутренне торможение, улучшается память.В результате проведенного исследования, были получены данные, которые подтверждают сведения в научно-исследовательской литературе как у отечественных, так и у зарубежных ученых. Согласно им критические периоды формирования сенсомоторных реакций в процессе возрастного развития школьников характеризуются уменьшением времени реакции у мальчиков в возрасте 10 и 14 лет, а у девочек начиная с 10 лет и заканчиваются в 13 лет. Следует отметить, что мальчики обладают в среднем более быстрой реакцией, чем девочки.Анализ полученных данных показал, что отличительной особенностью подросткового периода являются снижение функции внимания, памяти, мыслительных процессов, а также психоэмоциональное напряжение. Важно отметить, что у школьников, дополнительно занимающихся в спортивных школах, с сильной нервной системой развитие нервных процессов идет интенсивнее, чем у юных спортсменов со слабым типом нервной системы.Доказано, что у школьников от 11 до 15 лет процессы внимания и памяти сопряжены с уровнем высокой рассеянности, низкой способностью к сосредоточенности и нестабильностью, вследствие чего может периодически снижаться уровень запоминания и воспроизведения в процессе обучении в школе.Высокий уровень функциональной деятельности центральной нервной системы, зависящей от развития ее адаптационно-регуляторных механизмов, определяет потенциальные возможности растущего организма.В связи с тем, что развитие психофизиологических функций в процессе онтогенеза последовательно усложняется от уровня к уровню, недоразвитие которых обнаруживается в нарушении психофизиологического развития в детском и подростковом возрасте, то возникает необходимость тщательного контроля психофизиологического состояния организма подрастающего поколения.Путем анализа параметров психофизиологического статуса учащихся Югры, получен целостный психофизиологический портрет детской, подростковой и юношеской популяции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Он характеризуется следующими информационными кластерами: поляризаций физического развития и физической подготовленности; приспособительно-компенсаторными проявлениями в системах опорно-двигательного аппарата, внешнего дыхания и кровообращения в зависимости от природно-климатического районирования территории; нарастанием к старшему школьному возрасту доли лиц с крайними типами вегетативной регуляции; высокой суммарной активностью полушарий головного мозга как показателя психоэмоционального состояния учащихся; увеличением общей и школьных видов тревожности с 7 до 9-10 лет и резким снижением к среднему и старшему школьным возрастам; увеличением с возрастом общего уровня нейрогуморальной регуляции и усилением волн второго порядка; ухудшением качества регуляции сердечной деятельности в период пубертатных перестроек; лучшей эффективностью мышечной деятельности у мальчиков по сравнению с девочками; возрастным улучшением эффективности в процессе переработки информации преимущественно за счет скорости, а не точности работы; низкой устойчивостью внимания; прекращением роста функциональных резервов организма девочек уже после 13-14 лет; отличием мальчиков-мигрантов от своих сверстников, постоянно проживающих в округе, не только конституциональными, но и приспособительными особенностями.Список литературыАйдаркин, Е.К. Психофизиологическая характеристика лиц с различным вегетативным статусом [Текст] / Е.К. Айдаркин, К.В. Овчинников // Валеология, 2006. – № 2. – С. 23-32.Айзман, Р.И. Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортом [Текст] / Р.И. Айзман, Н.И. Айзман, Ю.Н. Кабанов и др. – Новосибирск, 2005. – 72 с.Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие для студентов пед. спец. вузов и ссузов [Текст] / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Изд-во сиб. гос. ун-ва., 2010. – 214 с.Айпин, Е.Д. Роль коренных народов Севера в устойчивом развитии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Текст] /Е.Д. Айпин. – Вестник Югорского государственного университета, 2006. - Выпуск 3. – С. 18-31.Афтанас, Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ [Текст] / Л.И. Афтанас. – Новосибирск: СО РАМН, 2000. – 126 с.Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека [Текст] / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. – 274 с.Баранов, А. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий: монография [Текст] / А.А. Баранов, В.Р. Кучма Н.А. Скоблина. – М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216с.Баранов, А.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) [Текст] / под ред. Л.А. Щеплягиной. - Изд-во: ГЭОТАР-Медиа. – Т.1. – 2006. – 432 с.Баранов, А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков [Текст] / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал.– 2000. – № 5. – С. 5-12.Безруких, М. М. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной деятельности у праворуких и леворуких детей 6-7 лет / М. М. Безруких, A. B. Хрянин // Физиология человека. - 2000. - Т. 26. - № 1. - С. 14-20.Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2002. - 416 с.Безруких, М.М. Методика комплексной оценки и организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: методические рекомендации [Текст] / под ред. М.М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М.: Изд-во: Дом «Новый учебник», 2003. – 201 с.Безруких, М.М. Педагогическая физиология как самостоятельная область научного знания [Текст] / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин // Матер. междунар. конф. «Физиология развития человека»: Альманах «Новые исследования». – М., 2004. – № 1-2. – С. 74.Безруких, М.М. Функциональная организация коры больших полушарий головного мозга в состоянии покоя у детей 5, 6 и 7 лет [Текст] / М.М. Безруких, Н.Н. Теребова // Физиология человека, 2010. – № 6. – С. 61-69.Давыдов, В.Ю. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов: учебно-методическое пособие [Текст] / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин. – ВГАФК. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 92 с.Информационный бюллетень «О состоянии окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2015 году»[Текст]. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2016. – 125 с.Казин, Э.М. Адаптация и здоровье студентов: учебно-методическое пособие [Текст] / Э.М. Казин, Е.Л. Руднева, С.Ю. Иванова [и другие]. – Кемерово, – 2011. – 627 с.Казин, Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты: монография [Текст] / Э.М. Казин. – Кемерово: Изд-во: КРИПКиПРО, 2010. – 214 с.Казин, Э.М. Социально-психологические, медико-биологические и педагогические аспекты здоровья и адаптации [Текст] / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, А.И. Федоров // Материалы 13-й Международной научно-практической конференции– Кемерово. – Томск: САН ВШ: Изд-во: В-Спектр, 2007. – С. 318-321.Королева, Н.В. Изменение биоэлектрической активности головного мозга у детей в онтогенезе и при различных психосоматических расстройствах: дис. ... д-ра биол. наук [Текст] / Н. В. Королева. – Иркутск, 2005. – 296с.Кустубаева, А.М. Возрастная динамика ритмов электрической активности мозга. Уровень тревожности и ЭЭГ–индексы [Текст] / А. М. Кустубаева // Экспериментальная психология. – 2012. – № 3. – C. 5-20.Маслова, О.И. Когнитивные функции школьников в критические периоды жизнедеятельности: Материалы XVIII съезда Физиологического общества им. И. П. Павлова[Текст] / О. И. Маслова, С. В. Балканская. – Казань, 2001. – С. 162-163Мачинская, Р.И. Функциональное взаимодействие корковых зон в процессе выработки стратегии когнитивной деятельности [Текст] / Р.И. Мачинская, Д.А. Кошельков // Физиология человека, 2010. – № 6. – С. 55-60.Медведев, В.И. Адаптация человека [Текст] / В.И. Медведев. – СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. – 584 с.Милованова, О.А. Некоторые аспекты патофизиологии генерализованных бессудорожных приступов [Текст] / О. А. Милованова // Клиническая неврология, 2011. – № 2. – С. 33-37.Николаева, Н.П. Применение психофизиологических методов в процессе подготовки специалистов по физической культуре: научно-теоретический журнал [Текст] / Н. П. Николаева, М. М. Полевщиков, В. В. Роженцов. – Теория и практика физической культуры. – № 12. – 2005. – С. 45-49Обзор «О состоянии окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа в 1915 году»[Текст]. Ханты-Мансийск: Ханты-Мансийская типография, 2016. – 154 с.Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. - Советский спорт, 2006.Роженцов, В.В. Контроль функционального состояния психофизиологическими методами [Текст] / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков // VII Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех»: Материалы конференции– Т.2. – М.: СпортАкадемЭкспресс, 2003. – С. 151-153.Сикорская, Г.П. Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры: в 3 кн. Кн. 2. В заповедных местах. [Текст] / Г.П. Сикорская – Екатеринбург, 2004. – С. 28-29.Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред. и высших учебных заведений [Текст] / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 236 с.Смирнов, В.М. Физиология центральной нервной системы [Текст] / В.М. Смирнов, В.Н. Яковлев, В. А. Правдивцев. – М.: Академия. – 2005. – 368с.Смулевич, А.Б. Психосоматические расстройства. Концептуальные аспекты (клиника, эпидемиология, терапия, модели медицинской помощи) [Текст] / А.Б. Смулевич, А.Л. Сыркин, В.Н. Козырев и др. //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2002. – Т. 99. – № 4. – С. 4-16.Фарбер, Д.А. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка [Текст] / Д.А. Фарбер, М.М. Безруких // Физиология человека. – 2001. – Т. 27. – № 5. – С. 8-16.Холоднюк, Т.А. Роль индивидуальных психофизиологических показателей школьников в процессе адаптации к условиям предпрофильной подготовки и профильного обучения : автореф. канд. биол. наук [Текст] / Т.А. Холоднюк. – 2009. – 22 с.Хомская, Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание.[Текст] / Е.Д. Хомская – СПб. : Питер, 2005. – 496 с.Шибкова, Д.З. Сохранение соматического и психического здоровья учащихся – критерий здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения [Текст] / Д.З. Шибкова, В.П. Мальцев, Ю.В. Смирнова // Актуальные вопросы восстановительного лечения, оздоровления, спортивной медицины: Сборник трудов областной научно-практической конференции. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – С. 149-152.Щербатых, Ю.В. Влияние параметров высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса [Текст] / Ю. В. Щербатых // Журнал ВНД им. Павлова, 2000. – № 6. –С. 959-965.

Список литературы

1. Айдаркин, Е.К. Психофизиологическая характеристика лиц с различным вегетативным статусом [Текст] / Е.К. Айдаркин, К.В. Овчинников // Валеология, 2006. – № 2. – С. 23-32.
2. Айзман, Р.И. Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортом [Текст] / Р.И. Айзман, Н.И. Айзман, Ю.Н. Кабанов и др. – Новосибирск, 2005. – 72 с.
3. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие для студентов пед. спец. вузов и ссузов [Текст] / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Изд-во сиб. гос. ун-ва., 2010. – 214 с.
4. Айпин, Е.Д. Роль коренных народов Севера в устойчивом развитии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Текст] /Е.Д. Айпин. – Вестник Югорского государственного университета, 2006. - Выпуск 3. – С. 18-31.
5. Афтанас, Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ [Текст] / Л.И. Афтанас. – Новосибирск: СО РАМН, 2000. – 126 с.
6. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека [Текст] / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. – 274 с.
7. Баранов, А. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий: монография [Текст] / А.А. Баранов, В.Р. Кучма Н.А. Скоблина. – М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216с.
8. Баранов, А.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) [Текст] / под ред. Л.А. Щеплягиной. - Изд-во: ГЭОТАР-Медиа. – Т.1. – 2006. – 432 с.
9. Баранов, А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков [Текст] / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. – 2000. – № 5. – С. 5-12.
10. Безруких, М. М. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной деятельности у праворуких и леворуких детей 6-7 лет / М. М. Безруких, A. B. Хрянин // Физиология человека. - 2000. - Т. 26. - № 1. - С. 14-20.
11. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2002. - 416 с.
12. Безруких, М.М. Методика комплексной оценки и организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: методические рекомендации [Текст] / под ред. М.М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М.: Изд-во: Дом «Новый учебник», 2003. – 201 с.
13. Безруких, М.М. Педагогическая физиология как самостоятельная область научного знания [Текст] / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин // Матер. междунар. конф. «Физиология развития человека»: Альманах «Новые исследования». – М., 2004. – № 1-2. – С. 74.
14. Безруких, М.М. Функциональная организация коры больших полушарий головного мозга в состоянии покоя у детей 5, 6 и 7 лет [Текст] / М.М. Безруких, Н.Н. Теребова // Физиология человека, 2010. – № 6. – С. 61-69.
15. Давыдов, В.Ю. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов: учебно-методическое пособие [Текст] / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин. – ВГАФК. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 92 с.
16. Информационный бюллетень «О состоянии окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2015 году» [Текст]. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2016. – 125 с.
17. Казин, Э.М. Адаптация и здоровье студентов: учебно-методическое пособие [Текст] / Э.М. Казин, Е.Л. Руднева, С.Ю. Иванова [и другие]. – Кемерово, – 2011. – 627 с.
18. Казин, Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты: монография [Текст] / Э.М. Казин. – Кемерово: Изд-во: КРИПК и ПРО, 2010. – 214 с.
19. Казин, Э.М. Социально-психологические, медико-биологические и педагогические аспекты здоровья и адаптации [Текст] / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, А.И. Федоров // Материалы 13-й Международной научно-практической конференции – Кемерово. – Томск: САН ВШ: Изд-во: В-Спектр, 2007. – С. 318-321.
20. Королева, Н.В. Изменение биоэлектрической активности головного мозга у детей в онтогенезе и при различных психосоматических расстройствах: дис. ... д-ра биол. наук [Текст] / Н. В. Королева. – Иркутск, 2005. – 296с.
21. Кустубаева, А.М. Возрастная динамика ритмов электрической активности мозга. Уровень тревожности и ЭЭГ–индексы [Текст] / А. М. Кустубаева // Экспериментальная психология. – 2012. – № 3. – C. 5-20.
22. Маслова, О.И. Когнитивные функции школьников в критические периоды жизнедеятельности: Материалы XVIII съезда Физиологического общества им. И. П. Павлова [Текст] / О. И. Маслова, С. В. Балканская. – Казань, 2001. – С. 162-163
23. Мачинская, Р.И. Функциональное взаимодействие корковых зон в процессе выработки стратегии когнитивной деятельности [Текст] / Р.И. Мачинская, Д.А. Кошельков // Физиология человека, 2010. – № 6. – С. 55-60.
24. Медведев, В.И. Адаптация человека [Текст] / В.И. Медведев. – СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. – 584 с.
25. Милованова, О.А. Некоторые аспекты патофизиологии генерализованных бессудорожных приступов [Текст] / О. А. Милованова // Клиническая неврология, 2011. – № 2. – С. 33-37.
26. Николаева, Н.П. Применение психофизиологических методов в процессе подготовки специалистов по физической культуре: научно-теоретический журнал [Текст] / Н. П. Николаева, М. М. Полевщиков, В. В. Роженцов. – Теория и практика физической культуры. – № 12. – 2005. – С. 45-49
27. Обзор «О состоянии окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа в 1915 году» [Текст]. Ханты-Мансийск: Ханты-Мансийская типография, 2016. – 154 с.
28. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. - Советский спорт, 2006.
29. Роженцов, В.В. Контроль функционального состояния психофизиологическими методами [Текст] / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков // VII Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех»: Материалы конференции – Т.2. – М.: СпортАкадемЭкспресс, 2003. – С. 151-153.
30. Сикорская, Г.П. Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры: в 3 кн. Кн. 2. В заповедных местах. [Текст] / Г.П. Сикорская – Екатеринбург, 2004. – С. 28-29.
31. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.
32. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред. и высших учебных заведений [Текст] / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 236 с.
33. Смирнов, В.М. Физиология центральной нервной системы [Текст] / В.М. Смирнов, В.Н. Яковлев, В. А. Правдивцев. – М.: Академия. – 2005. – 368 с.
34. Смулевич, А.Б. Психосоматические расстройства. Концептуальные аспекты (клиника, эпидемиология, терапия, модели медицинской помощи) [Текст] / А.Б. Смулевич, А.Л. Сыркин, В.Н. Козырев и др. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2002. – Т. 99. – № 4. – С. 4-16.
35. Фарбер, Д.А. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка [Текст] / Д.А. Фарбер, М.М. Безруких // Физиология человека. – 2001. – Т. 27. – № 5. – С. 8-16.
36. Холоднюк, Т.А. Роль индивидуальных психофизиологических показателей школьников в процессе адаптации к условиям предпрофильной подготовки и профильного обучения : автореф. канд. биол. наук [Текст] / Т.А. Холоднюк. – 2009. – 22 с.
37. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. [Текст] / Е.Д. Хомская – СПб. : Питер, 2005. – 496 с.
38. Шибкова, Д.З. Сохранение соматического и психического здоровья учащихся – критерий здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения [Текст] / Д.З. Шибкова, В.П. Мальцев, Ю.В. Смирнова // Актуальные вопросы восстановительного лечения, оздоровления, спортивной медицины: Сборник трудов областной научно-практической конференции. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – С. 149-152.
39. Щербатых, Ю.В. Влияние параметров высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса [Текст] / Ю. В. Щербатых // Журнал ВНД им. Павлова, 2000. – № 6. – С. 959-965.

Сравнительный анализ произведений &';Евгений Онегин&'; А. с. Пушкина и &';Анна Снеги...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛА

Главное УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

, ТУЛА

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Советского района (МОУСОШ№. 4)

РЕФЕРАТ

за курс среднего (полного) общего образования

в литературе

на тему:

"Сравнительная характеристика произведений "Евгений Онегин" А. С. Пушкина и "Анна Снегина" С. А. Есенина".

Выпускницы 11 класса Б

Ларионовской Вере Николаевне

Учитель – консультант

Зуйкова Валентина. С.

Дата начала работы "22" "апреля" 2008 года

Дата окончания работ "24" "мая" 2008 года

Дата защиты работы "10" "июня" 2008 года

Тула, 2008 год.

ПЛАН

I. Введение. Почему данная тема привлекла меня?

II. Основная часть. Сравнительная характеристика произведений.

1. Время создания произведений, их связь с историческими событиями.

2. Название двух произведений

3. Жанры произведений

4. Энциклопедизм произведений

5. Сравнительная характеристика героев

6. Два письма

7. Картины природы.

III. Вывод. Обобщение – сравнение. Важность сравнительной характеристики произведение для внимательного прочтения их читателями.

ВВЕДЕНИЕ.

 

Реферат посвящен анализу таких произведений русской

литературы как: "Евгений Онегин" - Александра Сергеевича Пушкина и "Анна Сненгина" - Сергея Александровича Есенина. Эта тема привлекает внимание многих ученых-литераторов, критиков и писателей. Тема выбрана мною из-за проблем, которые рассматриваются в них. Также, я очень люблю эти произведения и являются наиболее предпочтительными. Конечно, интересно знать время, в котором жил и автор и сами герои. Именно об этих событиях и проблемы в произведения.

В примере Онегин А. с. Пушкин проиллюстрировал жизнь дворянина в 20-е годы XIX века. А. С. Пушкин пишет в романе, как капитала, так и по москве и провинциальном дворянстве. Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. В романе можно найти ответы на все интересующие нас вопросы. Мы узнаем и о жизни крестьян того времени, и о театре, и об интересах молодежи, и о литературе.