Профилактика агрессивного поведения младших школьников с нарушением речи
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 28.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы исследования агрессивного поведения у детей с ОНР 6
1.1. Характеристики ОНР у детей младшего школьного возраста 6
1.2. Понятие агрессивного поведения 14
1.3. Сущность агрессивного поведения у детей с ОНР 17
Глава 2. Исследование агрессивного поведения у детей с ОНР 26
2.1. Цели, задачи и методы исследования 26
2.2. Коррекция агрессивного поведения у младших школьников с ОНР 34
2.3. Анализ агрессивного поведения 39
Заключение 55
Список литературы 57
Взрослый, при этом, реализуется как активный участник. Б) Недирективная терапия суть которой проявляется в свободной игре как средстве самовыражения ребенкаВ игровой комнате возможны три формы игровой активности:Освобождение агрессивного поведения: ребенок швыряет предметы, взрывает воздушные шары или проявляет формы инфантильного поведения.Освобождение чувств стандартизированных ситуаций: стимулирует чувства ревности к сиблингу, прикладывая куклу к груди матери.Освобождение чувств путем воссоздания в игре специфического стрессового опыта из жизни ребенка3) по количеству участников игротерапия делится на групповую и индивидуальную. При этом групповая игротерапия, как правило, относится к коррекции воспитанников с одной и той же проблемой – имеется некий единый центр, на который опирается коррекционная деятельность.Таким образом, при решении вопросов агрессивного поведения огромную роль играет включение ребенка в игру – проигрывая ситуации из жизни, он может преодолеть деструктивные тенденции в подсознанииНаконец, работа с агрессивностью практически нереальна без участия родителей. В современной психологии и педагогике существует множество точек зрения на соотнесение эмоциональной и волевой регуляции, тем не менее, все исследователи говорят о том, что данные явления тесно связаны между собой. Разграничение определенных сторон эмоционально-волевой сферы достаточно легко в теории, однако, в практике практически неосуществимо, так как данные аспекты переплетены между собой. Воля – сознательное управление человеком своим поведением и деятельностью, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных поступков. Естественно, что цели у ребенка в младшем школьном возрасте несколько иные, чем цели взрослого – он стремится добиться своего, преодолевая поставленные препятствия. При этом, как и в более позднем возрасте, доминирующим компонентом воли становится цель [38, c. 19]. Эмоции становятся внутренним состоянием, которое отражается лишь отчасти, в том случае, если человек умеет скрывать их. Они всегда так или иначе сопровождают поведенческий акт, так как направлены на удовлетворение потребностей человека. В то же время чувства и эмоции располагаются в начале процесса удовлетворения потребностей, предвосхищая их. Эмоциональный опыт человека развивается постепенно с самого раннего детства. В целом можно сказать, что все переживания ребенка так или иначе связаны с эмоциональным опытом – отрицательным или положительным. Положительные эмоции, при этом возникают как ощущение счастья, радости, удовлетворения в процессе достижения цели. Отрицательные эмоции (гнев, страх или испуг) дезориентируют человека, но, тем не менее приводят к желанию избегать негативных событий. Как следствие, возникает тревожность, которая обусловлена различными эмоциональными, психогенными и стрессогенными факторами, воздействующими на деятельность человека и сопровождается различными реакциями. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка происходит в нескольких направлениях. Одно из них – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Доминирующее эмоциональное мышление младшего школьного возраста аффективно окрашено. Ребенок эмоционально может реагировать на то, что его заинтересовало. При этом желания ребенка неустойчивы и они могут быть ограничены только наказаниями и поощрениями взрослых. Именно поэтому важно на данном этапе взаимодействие между учителем и родителями. В силах педагога обеспечить благоприятное развитие ребенка в семье - при помощи бесед с родителями он может направить их воспитательную деятельность в нужное русло, помочь преодолеть непонимание между ребенком и родителем. В это время все желания ребенка обладают одинаковой силой – еще недостаточно развиты мотивы соподчинения. Решение самостоятельно ребенок принимать еще не в силах. Но, в то же время, авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, принятый в большинстве семей не может подойти как оптимальный. Ребенок – это развивающаяся личность, а потому нужно учить его самостоятельно ставить цели и достигать их. Естественно, что основы этой деятельности закладываются в семье, а детский сад выполняет вспомогательную функцию, уча ребенка работать с инструментарием. Тем не менее, не все семьи обладают необходимыми знаниями – порой у родителей не хватает знания и опыта. Решить эту проблему можно только в процессе сотрудничества и взаимодействия, описанных выше. В целом развитие эмоционально-потребностной сферы напрямую зависит от взаимодействия со взрослыми и сверстниками. И, если взаимодействие со взрослыми в семье реализовано, то общение со сверстниками может дать только дошкольное учреждение – именно здесь у ребенка формируется опыт социального взаимодействия с людьми, не принадлежащими к семье. Задача педагога на этом этапе проследить процесс развития ребенка, и, если это потребуется, скорректировать его. Естественно, что выполнение данной задачи практически нереально без взаимодействия с родителями. Если в детском саду будет вырабатываться один стиль воспитания, в то время, как в семье будет преобладать другой стиль, то это приведет к дополнительному стрессу и не скажется положительно на процессе воспитания. Взаимодействие со сверстниками, как уже говорилось выше, может быть осуществимо только в условиях школьного учреждения. В ходе общения ребенок младшего школьного возраста всегда руководствуется собственными желаниями, обращая незначительное внимание на желания других. Агрессивный ребенок эгоистичен, не понимает устремлений другого, не способен им сопереживать. Еще одной характеристикой данного периода, которая требует коррекции как со стороны педагога, так и стороны родителей, является упрямство. На этом этапе важно родителям понять, то оно не является следствием каприза, а, скорее, следствием того, что ребенок хочет быть принятым, чтобы с его мнением считались. Криками и угрозами, которые, к сожалению, так распространены в семейном воспитании, здесь ничего не добьешься. Педагогу важно объяснить родителям, что с этого момента с ребенком нужно проводить воспитание методом диалога – объяснять, почему так нельзя себя вести. И не потому, что ребенку будет отказано в любви – родители никогда не перестанут его любить, а потому что подобное поведение неприемлемо для общество – оно будет обидно, к примеру, другим детям. В переходный период может появиться строптивость. Она направлена против всей сложившейся ранее системы отношений. Своеволие, своенравие. Оно связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте - бунте. Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.Как следствие, начинает гипертрофированно выражаться «Я-конепция». Он хочет делать все самостоятельно, хотя многое у него еще не получается. Многие поступки начинают мотивироваться не только их содержанием, но и отношениями со взрослыми, которые должны понять его. Понимание - это, в большей степени, и должно достигаться путем сотрудничества родителей с дошкольным учреждением [38, c. 54]. Таким образом, агрессия требует активного участия педагога во взаимодействии родителей и детей. Это связано с тем, что в это время ребенок начинает развиваться как личность, что проявляется в крайнем негативизме. Этот период может быть сравним только с периодом подросткового возраста, но осложняется он еще и тем, что ребенок не может самостоятельно формулировать цели и достигать их, что становится следствием увеличивающегося стресса. Только при взаимодействии родителей и педагога возможно благоприятное разрешение конфликтов и правильная корректировка поведения ребенка, которая не принесет дополнительной эмоциональной нагрузки ребенку. Игровые методы преодоления агрессии представлены в Приложении 2 и приложении 3. 2.3. Анализ агрессивного поведенияАнализ результатов проводился на констатирующем и контрольном этапе исследования. Первым пунктом анализа результатов стало агрессивности при помощи метода наблюдения. В ходе наблюдения за детьми, а также в результате беседы с педагогами учреждения, был сделан вывод о том, что очень малое количество детей умеет строить отношения со сверстниками. Связано это, в первую очередь, с трудностями взаимодействия детей, имеющих диагноз ОНР. Проанализировав данные, мы пришли к выводу, что дети обладают средним уровнем умения общения и имеют повышенный уровень агрессивности в ходе взаимодействия с другими детьми. К подобному показателю 65 % детей всей группы. В целом, дети умеют общаться. Даже играют друг с другом, но сюжеты этих игр достаточно просты. Они заимствованы из мультфильмов и фильмов, к слову, заключающих в себе достаточный компонент агрессии, что не способствует снижению уровня тревожности. Высоким уровнем общения отличается лишь 15 % группы, имеющих незначительные отклонения в речи, что позволяет судить о недостаточной степени развития взаимодействия среди детей. К сожалению, низкий уровень участия отмечается довольно часто. И речь идет даже не о детях аутсайдерах – стараниями учителей таких детей в ярко выраженной форме нет. Но 47 % группы не заинтересованы в общении со сверстниками, проявляют очень узкие познания в области организации совместной деятельности, чаще всего предпочитают учиться наедине с собой, препятствуя вторжению в их личный мир, как учителей, так и сверстников. Если говорить об уровне агрессивности, то большинство их может быть охарактеризовано как дети, имеющие средний уровень – показатель стремится к 63 % всех испытуемых. В то же время в группе встречаются и очень нервные дети, которые тяжело идут на контакт, очень тяжело расстаются с родителями, долго тревожась после расставания. Их достаточно сложно удержать на месте. Школа воспринимается как место, где они испытывают постоянные стрессы – он не умеют взаимодействовать с другими детьми, предпочитают не вступать во взаимодействие. При этом любое вторжение в личную жизнь воспринимается ими с агрессией. Общий процент данных детей – 20 % от всей группы. Следует также сказать о том, что у детей наблюдается также и низкий уровень агрессивности. Такие дети активны, любят играть со сверстниками. Взаимодействие это кратковременно, но уже сейчас видны лидеры, которые могут организовать игру своих сверстников. Они легко идут на контакт как с учителями, так и с экспериментатором и сверстниками, хотят понравиться, проявляют инициативу в знакомстве. После проведения работы с детьми показатели были существенно улучшены. Конечно, речевая работа должна быть продолжена логопедами, однако, после работы с детьми была обнаружены большая активность взаимодействия, дети стали играть и взаимодействовать по группам, стремились помогать друг другу, пытались понять и сочувствовать друг другу. Наглядно данные показатели могут быть обозначены на рис. 2.Рис. 2. Уровень агрессивности детейРис 3. Уровень взаимодействия детейПервым аспектом становится анализ детских рисунков «Дом-дерево-человек». В результате данной методики было обнаружено, что большинство детей с интересом отнеслись к данному тесту. Очевидно, это связано с тем, что дети очень любят рисовать. Конечно, рисунки отличались некоторой схематичностью, но даже они позволили говорить о том, что у большей степени детей преобладает стремление защитить себя от окружающего мира. А потому речь идет об излишней агрессивности. Показатели представлены в таблице 1. Таблица 1. Показатели агрессивности по методике «Дом – дерево – человек»№Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент УровеньУровень 1низкийумеренный2умеренныйумеренный3высокийУмеренный 4низкийумеренный5низкийумеренный6умеренныйУмеренный 7умеренныйумеренный8низкийНизкий 9низкийумеренный10высокийУмеренный 11низкий12низкийумеренный13низкийУмеренный 14низкийумеренный15высокийНизкий 16низкийумеренный17умеренныйУмеренный 18высокийВысокий 19низкийумеренный20низкийУмеренный 21умеренныйВысокий 22умеренныйНизкий 23низкийНизкий 24низкийНизкий 25высокийУмеренный 26низкийУмеренный 27низкийУмеренный 28низкийУмеренный 29низкийУмеренный 30высокийНизкий SумеренныйНизкий Защитная реакция выражалась при помощи острых углов – у большинства из детей кусты схематически были изображены прямыми линиями, на которых нарисованы были круги листов. Облака присутствовали практически во всех рисунках, что может быть объяснено как стремлением изобразить реальность – ведь солнца без облаков не бывает, так и большой тревожностью.У детей, степень агрессивности которых достаточно высока, наблюдаются прямые линии вместо улыбок у человека, огромная степень угловатости, примечательно, что руки этих людей чаще всего опущены вдоль тела. На одном из рисунков отсутствовал второй глаз – он был закрыт волосами, что свидетельствует о стремлении скрыться от мира, замкнуться в себе. Другой рисунок выражал агрессию – на рисунке у человека присутствовали рога. Стоит также сказать, что эта методика была существенно затруднена современной мультипликацией – дети стремились изобразить то, что они видели по телевидению. Героями рисунков достаточно часто были персонажи мультипликационной индустрии, которая, как уже говорилось, в настоящее время не отличается добротой. Приведем в качестве примера работу испытуемого (рис. 3).Рис. 3. Рисунок по методике «Дом – дерево-человек»Девочка начала рисовать рисунок с геометрических фигур – нарисовала круг, затем треугольник, потом опять круг. Заштриховала. Затем нарисовала дом, траву, тучи, солнце, сестру Жанну, маму и себя (нечеткий образ) в окне. Характеристика подобного рисунка может быть дана следующим образом Изображение геометрических фигур вначале говорит о том, что само воспоминание о семье связано с серьезными переживаниями. В то же время желание нарисовать семью говорит о том, что она играет огромную роль в жизни девочки- преувеличенное внимание к деталям говорит об агрессивности и повышенной тревожности- деформированная (нечеткая) фигура автора, изображенная последней, говорит об отверженности девочки семьей. Сосредоточенность на крыше указывает на отстраненность- отсутствие двери говорит о психологической недоступности, закрытости для других людей- солнце - символ материнской любви;- наличие облаков - сниженное настроение;- штриховка - эмоциональная напряженность.Ребенок рассказывал о своей семье следующим образом : "Мама гуляет. Жанна отрывает траву. А я сижу дома, выглядываю в окошко. Все в доме делает мама, а я ей помогаю. Жанна работает, продает книжки. Жанна гулять ходит со мной. Живем мы хорошо. Относимся друг к другу хорошо (приятно).Реальная ситуация в семье далека от радужной – семья фактически состоит из пяти человек – мамы, бабушки и трех дочерей; Настя 6 лет, Таня 12 лет, Жанна 17 лет. Была еще одна дочь (воспитывается в другой семье). Таня находится в интернате, Жанна работает в магазине. Она воспитывалась бабушкой. Сашу изредка из детского сада забирали то бабушка, то мама. Мать пьет, не работает. Осенью 1999 года мать лишили родительских прав, после чего девочку перестали забирать из сада. Настя сейчас агрессивна, чувствует себя потерянно. В целом, можно сказать, что агрессивность на рисунках в достаточной мере высока на констатирующем этапе – у 67 % детей наблюдаются те самые признаки, которые указаны в требованиях теста. Это и углы и облака и даже ветер. Лица персонажей прорисованы нечетко, дети стремились затирать рисунок, чтобы он был более приятным для глаза, что также может быть выражением тревожности, стремлением соответствовать общепринятым нормам. Тем не менее на контрольном этапе высокий уровень агрессивности обнаруживается только у 15 % детей, что позволяет говорить о том, что эти дети, больше, чем все остальные нуждаются в коррекционной работе. 18 % рисунков отличалось высокой степенью позитивности – это и различные украшения дома и цветы на кустах и даже улыбки у персонажей. Наглядно процентное распределение представлено на рис. 4.Таким образом, очередной тест еще раз подтвердил необходимость реализации работы с детьми с ОНР по агрессии. Второй методикой становится методика Басса-Дарки. Результаты ее представлены в Таблице 2.Рассмотрим результаты данной методики среди испытуемых 7-8 лет Таблица 2.агрессивность испытуемых 7-8 лет№КонстатирующийКонтрольный БаллУровеньБаллУровень15низкий2низкий23умеренный3умеренный34высокий3умеренный42низкий2низкий52низкий2низкий63умеренный3умеренный73умеренный3умеренный82низкий2низкий91низкий2низкий104высокий3умеренный112низкий2низкий122низкий2низкий132низкий2низкий141низкий2низкий155высокий4высокий165низкий2низкий173умеренный3умеренный184высокий3умеренный192низкий2низкий202низкий2низкий213умеренный3умеренный223умеренный3умеренный232низкий2низкий241низкий2низкий254высокий3умеренный262низкий2низкий272низкий2низкий282низкий2низкий291низкий2низкий305высокий4высокийS3умеренный2низкийРезультаты таблицы показывают, что в среднем по группе наблюдается умеренный уровень словесной и физической агрессивности на констатирующем этапе (S=32) и низкий уровень физической и словесной агрессивности на контрольном этапе (S=26). Впрочем, подобные показатели говорят о том, что агрессивность становится выраженной вербально, так как ярко выраженная физическая агрессия наказывается. Дети способны понимать поступки и оценивать их последствия для них самих. Потому низкая степень физической агрессии связана, на наш взгляд, с риском наказания. Изучим особенности тревожности в группе испытуемых.Таблица 3.Особенности агрессивности испытуемых7-8 летУровеньконтрольныйконстатирующийКоличество человек% от группыКоличество человек% от группыНизкий 1960%960%Умеренный1330%533%Высокий810%17%У большинства детей наблюдаются низкие уровни словесной и физической агрессивности (60% и 60% соответственно), умеренный уровень выявлен у 20% испытуемых, высокий – также у 20%; умеренная агрессивность характерна для 33% испытуемых, высокая агрессивность как личностное качество характерна для одного ребенка. Рис.4. Особенности агрессивности испытуемых 7-8 лет на констатирующем и контрольном этапеНаконец, третьей методикой становится методика несуществующее животное. После того. Как была проведена обработка результатов данного теста, был сделан вывод об общей агрессивности у каждого отдельно взятого ребенка. Протокол исследования для каждого участника эксперимента представлен в таблице 4.Таблица 4. Результаты методики «Несуществующее животные»№Ситуативная тревожностьУровеньУровень 1низкийнизкий2умеренныйнизкий3высокийумеренный4низкийумеренный5низкийнизкий6умеренныйнизкий7умеренныйвысокий8низкийнизкий9низкийнизкий10высокийнизкий11низкийнизкий12низкийУмеренный13низкийнизкий14низкийнизкий15высокийумеренный16низкийумеренный17умеренныйнизкий18высокийнизкий19низкийвысокий20низкийнизкий21умеренныйнизкий22умеренныйнизкий23низкийнизкий24низкийУмеренный 25высокий26низкийнизкий27низкийвысокий28низкийнизкий29низкийнизкий30высокийнизкийSумеренныйУмеренный Дети рисовали животных несколько угловато. Для них характерны были животные с длинными зубами и острыми когтями. Впрочем, животные были похожи на настоящих. Изучим уровни агрессивности в группе детейТаблица 5Особенности уровней агрессивности Уровень АгрессивностьКоличество человек% от группынизкий1426%средний17%высокий1567%У большинства испытуемых этой группы (15 человек – 67% от группы) выявлен средний высокий агрессивности и враждебности.Рис. 5. Уровни агрессивности Очевидно, что методика может характеризовать высокую агрессивность в рисунках животных. Рассмотрим рисунок испытуемого 5, который станет иллюстрацией агрессивности.Рис. 6. Рисунок ребенкаДанный рисунок отличается умеренной агрессией, которая концентрируется именно на агрессии физической. Показательным становится изображение острых когтей, которые указывают на физическую агрессию. Которая, однако, является латентной, так как все остальные качества рисунка указывают на доброту. Второй проанализированный рисунок указывает на агрессию явную. Рис 7. СтрашилаПоказательный рисунок в подчеркивании агрессивности – физическая агрессия в рисунке присутствует – здесь обнаруживаются когти с нажимом. Впрочем, основная агрессия здесь вербальная, так как акцент сделан на зубы. Следовательно, мы можем говорить о том, что поставленная гипотеза была полностью подтверждена в настоящем исследовании, следовательно, предположение о том, что тревожность, агрессивность и депрессивность различны на разных возрастных этапах развития личности, причём повышаются к подростковому возрасту, является верным.На основании сопоставления данных трех методик нами была составлена следующая сводная диаграмма.Рис 6. Сводная таблица агрессии на констатирующем и контрольном этапе Становится очевидно, что для детей характерен высокий уровень агрессии. Однако, после проведения коррекционной работы, показатели существенно снижаются. ЗаключениеВ настоящее время увеличилось число детей, имеющих особенности речевого развития, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности, агрессивности и депрессивности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожности, агрессивности и депрессивности становится впоследствии, отягчая переживания, связанные с речевым развитием. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.Агрессивность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.Анализ проведенных исследований говорит о том. Что дети отличаются достаточно высоким уровнем агрессивности, что говорит об эмоциональном неблагополучии детей. Исправление данной ситуации достигается при помощи планомерного использования метода игротерапии. Включаясь в игру, дети способны снизить стресс, наладить отношения в коллективе. Игры способны облегчить взаимодействие между детьми, создать дружеские отношения. Гипотеза исследования подтвердилась.Список литературы
Вопрос-ответ:
Какие причины агрессивного поведения младших школьников с нарушением речи?
Причины агрессивного поведения младших школьников с нарушением речи могут быть различными. Одной из основных причин является недостаточное развитие коммуникативных навыков, что приводит к трудностям в общении с окружающими. Также агрессивное поведение может быть вызвано стрессовыми ситуациями, недостаточным вниманием со стороны взрослых или наличием психологических проблем.
Как можно определить агрессивное поведение у младших школьников с нарушением речи?
Определить агрессивное поведение у младших школьников с нарушением речи можно по ряду признаков. Например, это может быть физическая агрессия в виде ударов, пинков или кусков. Также можно наблюдать вербальную агрессию, такую как оскорбления, угрозы или ругательства. Другими признаками могут быть нарушение правил, беспорядочное и неадекватное поведение, а также нежелание сотрудничать с другими детьми.
Какие методы исследования использовались в исследовании агрессивного поведения у детей с ОНР?
В исследовании агрессивного поведения у детей с ОНР были использованы различные методы. Одним из них был анкетный метод, при котором родители и учителя заполняли вопросники о поведении ребенка. Также был проведен наблюдательный метод, когда исследователи наблюдали за поведением детей в различных ситуациях. Кроме того, был проведен психологический тестирование, с помощью которого были оценены темперамент и психологические особенности детей.
Какими методами можно корректировать агрессивное поведение у младших школьников с ОНР?
Для коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ОНР могут применяться различные методы. Один из них - психологическая терапия, которая позволяет ребенку выражать свои эмоции и находить альтернативные способы решения конфликтов. Также может использоваться поведенческая терапия, которая основана на наградах и штрафах за определенное поведение. Кроме того, могут применяться методы социальной адаптации и обучения навыкам саморегуляции.
Какие характеристики ОНР у детей младшего школьного возраста?
ОНР у детей младшего школьного возраста обычно проявляется в сложностях с развитием и использованием речи, а также в нарушении социальных навыков. Дети могут испытывать трудности с пониманием и выражением речи, иметь проблемы с словоизъявлением и фонетикой. Также они могут испытывать трудности в общении с окружающими и строить неправильные отношения с другими детьми.
Что такое агрессивное поведение у детей с ОНР?
Агрессивное поведение у детей с ОНР проявляется в неправильности общения с другими детьми и в насилии или агрессии по отношению к окружающим. Это может быть проявлено через физическую агрессию, включая удары и шлепки, а также через вербальное насилие, такое как оскорбления и угрозы. Агрессивное поведение также может включать нарушения правил и норм общения, например, отказываясь делиться игрушками или отвергая участие в совместных активностях.
Какой метод исследования используется для изучения агрессивного поведения у детей с ОНР?
Для изучения агрессивного поведения у детей с ОНР используется методология, включающая наблюдение и анализ конкретных ситуаций. Исследователи наблюдают за поведением детей в различных контекстах, записывая и анализируя их реакции на различные стимулы и ситуации. Это помогает выявить особенности и причины агрессивного поведения у детей с ОНР и разработать эффективные методы коррекции и профилактики.
Как осуществляется коррекция агрессивного поведения у младших школьников с ОНР?
Коррекция агрессивного поведения у младших школьников с ОНР осуществляется через комплексный подход, включающий различные методы и стратегии. Это может быть обучение навыкам коммуникации и социальным навыкам, а также работа с индивидуальными потребностями каждого ребенка. Для некоторых детей может быть полезной психологическая поддержка и терапия, а для других - работа с родителями и семьей. Важным аспектом коррекции является также создание поддерживающей и безопасной среды для ребенка, где он может чувствовать себя комфортно и принимаемым.