Профилактика агрессивного поведения младших школьников с ЗПР
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 29.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1 Агрессивное поведение: понятие, причины, особенности проявления 7
1.2 Профилактика агрессивного поведения как психолого-педагогическая проблема 11
1.3 Особенности проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 15
Вывод по главе 1 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1 Изучение агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 21
2.1.1 Методы исследования агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития 21
2.1.2 Результаты экспериментального исследования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 24
2.3 Проект психолого-педагогической программы по профилактике агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития 42
Вывод по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Они более склонны воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. Большинство ситуаций, в которых как бы оказываются эти учащиеся, воспринимаются ими как угрожающие их самооценке.
Полученные эмпирические данные были подвергнуты обработке стандартизированным методом математической статистики – методом корреляционного анализа по Спирмену. В итоге были выявлены следующие результаты.
1. Установлена взаимосвязь между показателем личностной тревожности (методика Спилбергера-Ханина) и показателями шкалы «негативизм» (методика Баса-Дарки): rs=0,41 (rкр=0,64 при p≤0,05). Т.е., чем более выражена личностная тревожность у учеников с ЗПР, тем более они склонны негативно переживать ситуации, связанные с возможностью самовыражения.
2. Установлена взаимосвязь между показателем личностной тревожности (методика Спилбергера-Ханина) и показателями шкалы «подозрительность» (методика Баса-Дарки): rs=0,53 (rкр =0,64 при p≤0,05). Т.е. чем более проявляется личностная тревожность у младших школьников с ЗПР, тем более они склонны к подозрительности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
3. Определена взаимосвязь между показателем личностной тревожности (методика Спилбергера-Ханина) и показателями шкалы «чувства вины» (методика Баса-Дарки): rs=0,73 (rкр =0,79 при p≤0,01). Т.е. чем более выражена личностная тревожность у детей с ЗПР, тем более они склонны испытывать чувства вины в различных ситуациях взаимодействия.
4. Установлена взаимосвязь между показателем ситуативной тревожности (методика Спилбергера-Ханина) и показателями шкалы «физическая агрессия» (методика Баса-Дарки): rs=0,52 (rкр =0,79 при p≤0,01). Т.е. чем более выражена ситуативная тревожность у детей с ЗПР, тем более они склонны применять физическую силу в ситуациях неопределенности.
5. Была установлена корреляция значений по показателю «Переживание социального стресса» (тест школьной тревожности Филипса) и показателями шкалы «косвенная агрессия» (методика Баса-Дарки): rs=0,47 (rкр=0,64 при p≤0,05). Т.е. чем выше у младших школьников с ЗПР выражена тревожность, тем более они склонны к проявлениям скрытых агрессивных действий по отношению к окружающим.
Таким образом, была установлена специфическая картина формирования агрессивного поведения складывается у младших школьников с ЗПР. Для агрессивных детей с ЗПР характерна выраженная тревожность в структуре их личности, что часто является фактором, провоцирующим формирование крайних проявлений агрессивного поведения.
При негативных условиях у этой группы школьников постепенно может сформироваться девиантное поведение, которое может проявляться в асоциальных действиях (наркомания, алкоголизм, хулиганство, нарушение общественного порядка, вандализм и др.).
По результатам проведенного экспериментального исследования мы разработали программу профилактики агрессивности младших школьников с ЗПР «Жизнь без агрессии и тревоги», которая может быть использована в профессиональной деятельности психологов, педагогов, а также специалистов, занимающихся проблемами детей с ЗПР.
Исходя из этого, можно утверждать, что задачи, поставленные в начале работы, были решены. Нами была создана и апробирована система психопрофилактических мероприятий в работе.
Спасибо за внимание!
5
2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития : пособие для школьного психолога : [учеб.-метод. пособие] / Н. В. Бабкина. - Москва : Шк. Пресса, 2006. - 79 с.
3. Баженова В.В. Практические занятия с методическими рекомендациями по дисциплине "Психология младшего школьного возраста" : учебно-методическое пособие / В. В. Баженова. - Глазов : ГГПИ, 2016. - 43 с.
4. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений:/А. Бандура, Р. Уолтерс. М., 2000. - 508 с.
5. Бандура А. Теория социального научения:/Альберт Бандура. СПб., 2000. - 318 с.
6. Берковиц Л.В. Агрессия: причины, последствия и контроль: Секреты причин насилия, мотивов убийств, гнева, враждебности, ненависти, разрушения, предрасположенности личности к насилию:/Л.В. Беркавиц. СПб., 2001. - 510 с.
7. Бороздина Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний:/Л.В.Бороздина, Е.А.Залученова//Вопросы психологии. – 2006 г., № 1. – С. 104-113.
8. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности://учебное пособие для специалистов и дилетантов/Г.Э. Бреслав. СПб., 2004. - 137 с.
9. Бэрон Р.А. Агрессия:/Р. Бэрон, Д. М., 2014. - 411 с.
10. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психическогоразвития формирования личности : монография / [Л. В. Андреева и др.] ; Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
11. Волков Б.С. Задачи, упражнения по детской психологии:/ Б.С.Волков. М., 2001. - 156 с.
12. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. - Москва : Флинта : Наука, 2014. - 271 с.
13. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте: диагностика и коррекция:/А.Г. Долгова. М., 2009 . - 215 с.
14. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба / И.В.Дубровина. – М., 2007. – 264 с.
15. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П.Елисеев. – СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 560 с.
16. Залесская О. В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения : Пособие для практического психолога. - М. : Школьная Пресса, 2005. - 27 с.
17. Изард К. Эмоции человека:/К.Изард. М., 2009. - 387 с.
18. Ильина И.Б. Формирование коллективного общения младших школьников с задержкой психического развития средствами арттехнологий : [монография] / И. Б. Ильина. - Москва : Спутник+, 2009 (М. : Изд-во Спутник+). - 112 с.
19. Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 25-26 сентября 2014 г. - Красноярск : ЛитераПринт, 2014. - 268 с.
20. Кочубей Б. Как лечить тревожность:/Б.Кочубей, Е.Новикова//Семья и школа. - 2008 г., №8. – С.46-52.
21. Кропачева М.Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с задержкой психического развития : монография / М. Н. Кропачева. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2011. - 203 с.
22. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии:/Барбара Крэйхи. М., 2003. - 333 с.
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека:/И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. М., 2001. - 464 с.
24. Кэрролл Э. Изард. Психология эмоций:/Э.И.Кэррол. СПб., 2000. - 642 с.
25. Кякинен Э.И. Нравственные ориентиры младших школьников с ЗПР : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) Педагогика / Э. И. Кякинен. - Санкт-Петербург : КАРО, 2008. - 280 с.
26. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги:/Н.Д.Левитов // Вопросы психологии. - 2006 г., №1. С.49-57.
27. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика : [трудности в обучении, психодиагностика, преодоление] : учебное пособие - хрестоматия для студентов психолого-педагогических специальностей / Н. П. Локалова. - Москва [и др.] : Питер, 2009. - 365 с.
28. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг:/Г.И. Марасанов. М., 2008. - 208 с.
29. Механизмы человеческой агрессии://Сборник научных трудов. М., 2000. - 168 с.
30. Прихожан А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности:/А.Н.Прихожан//Психологическая наука и образование. – 2008 - №2. – С. 11-17.
31. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология" : для студентов 2-го курса направления 030300 "Психология", форма обучения - очная (полная) / [сост.: Е. А. Суроедова, М. В. Васильченко, Д. Ф. Даутов]. - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:/Е.И.Рогов. М., 2006. - 412 с.
33. Сорокоумова С.Н. Профилактика девиантного поведения у младших школьников с задержкой психического развития : учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов по направлению "Психолого-педагогическое образование" / С. Н. Сорокоумова, С. О. Ларионова. - Москва : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015. - 272 с.
34. Специальная психология : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по психологическим и педагогическим специальностям / [Е.С. Слепович и др.] ; под ред. Е.С. Слепович, А. М. Полякова. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 511 с.;
35. Степанов В.Г. Психология трудных школьников://учебное пособие для студентов вузов/В. Г. Степанов. М., 2004. - 553 с.
36. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране://монография/А. В. Федоров. – М., 2013. - 405 c.
37. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии:/Д.И.Фельдштей. М., 2009 . - 402 с.
38. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы:/З.Фрейд. СПб., 2007. - 386 с.
39. Фурманов И.А. Агрессия и насилие : диагностика, профилактика и коррекция:/И. А. Фурманов. СПб., 2007 . - 479 с.
40. Холодкова О.Г. Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие / О. Г. Холодкова, Е. А. Манакова ; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Алтайская гос. пед. акад.". - Барнаул : АлтГПА, 2014. - 206 с.
41. Хьелл Л. Теория личности:/Л.Хьелл, Д.Зиглер. СПб., 2007 г., 607 с.
42. Чурекова Т.М. Возрастная психология : учебное пособие по курсу "Возрастнаяпсихология" / Т. М. Чурекова, Д. Ф. Ахмерова, Ю. Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.
43. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности://учебное пособие/Р.М.Шамионов. Саратов, 2009. - 186 с.
44. Экман П. Психология эмоций:/Пол Экман. М., 2013. - 239 с.
45. Юров А.К. Возрастная психология : курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров. - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед. ин-т", 2011 – 112 с.
Вопрос-ответ:
Какие причины могут привести к агрессивному поведению у младших школьников с ЗПР?
Причинами агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР могут быть различные факторы, включая семейную ситуацию, негативное влияние окружающей среды, недостаток внимания и заботы. Также, задержка психического развития может влиять на появление агрессивного поведения.
Какие особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР?
У младших школьников с ЗПР агрессивное поведение может проявляться в форме агрессии по отношению к себе или окружающим, частых конфликтов с одноклассниками, низкой самооценки, проблемы с саморегуляцией эмоций и повышенной раздражительностью.
Что представляет собой профилактика агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР?
Профилактика агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР включает комплекс мер и программ, направленных на развитие социальных и эмоциональных навыков, формирование положительного поведения и установление гармоничных отношений с окружающими.
Какая роль семьи в профилактике агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР?
Семья играет важную роль в профилактике агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР. Родители должны создать поддерживающую и стимулирующую среду для ребенка, обеспечить ему понимание и внимание, научить его конструктивным способам выражения эмоций и решения конфликтов.
Какие педагогические методы могут использоваться для профилактики агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР?
Для профилактики агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР могут применяться различные педагогические методы, включая тренинги социальных навыков, игровую деятельность, работу в группах, организацию конструктивного досуга, развитие эмпатии и участия в общественных делах.
Какие основные причины агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития?
Основными причинами агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут быть: генетическая предрасположенность, негативная семейная обстановка, недостаток социальных навыков, низкая самооценка, неудовлетворенность своими потребностями и другие факторы.
Какие особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития?
Особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут быть: частые конфликты с другими детьми, физическая агрессия (удары, крики), нарушение правил и норм поведения, злоупотребление силой, негативное отношение к окружающим, проблемы с коммуникацией и т.д.
Чем отличается профилактика агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития от профилактики у других детей?
Профилактика агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития отличается тем, что требуется учет и компенсация их особых особенностей развития. Необходимо создание специфических программ и методик работы с такими детьми, учитывающих их индивидуальные потребности и возможности.
Какие психолого-педагогические методы могут быть эффективными в профилактике агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития?
В профилактике агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут быть эффективными такие методы, как развитие социальных навыков и эмоционального интеллекта, тренинги по управлению агрессией, использование методов активной игры и творчества, психотерапия и консультации специалистов.
Какое понятие охватывает агрессивное поведение и каковы его причины?
Агрессивное поведение включает в себя широкий спектр негативного поведения, направленного на причинение вреда или неприятностей другим людям. Причины агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР могут быть разнообразными: от низкого уровня социальных навыков и неправильного воспитания до нарушений в психическом развитии и травматических событий.