вопросы для подготовки к экзамену

Заказать уникальные ответы на билеты
Тип работы: Ответы на билеты
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 32 32 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 08.07.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1.Русский язык и культура речи как наука. Предмет и задачи научной дисциплины.
Культура речи – 1) раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей (точка зрения нормативно-регулирующая);
2) такой выбор и такая организация языковых средств, которая в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Культура речи включает три аспекта:
Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи.
Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения.
Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.
Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.
Важнейшими задачами дисциплины являются:
Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
Формирование коммуникативной компетенции специалиста;
Обучение профессиональному общению в области избранной специальности;
Развитие навыков поиска и оценки информации;
Развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.);
Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.
Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.
2.Взаимосвязь стилистики, культуры речи и риторики.
Риторика по происхождению – одно из древнейших искусств, которое успешно развивается и в современном мире.
Стилистика - наука о языковых стилях, синонимии и ресурсах языка. Она изучает языковые средства выражения, различные экспрессивно-эмоциональные и стилистические приемы в многообразных сферах устного и письменного общения
Стилистика – наука межуровневая, т.е. она занимается изучением всех языковых единиц (от звука до предложения, с точки зрения функционирования в речи этих единиц).
В этом плане, стилистика близка с одной стороны, к культуре речи, с другой, - к риторике.
Стилистика тесно взаимодействует с риторикой. Стилистика исследует стили и законы их применения в национальных языках. Она описывает и анализирует функциональные стили и закономерности их применения. Именно стилистика является поставщиком технологий для риторики. Она учит правильно использовать стилистический потенциал естественного языка, требованиями к оратору, моделями и техниками конструирования высказывания.
Риторика как и стилистика большое внимание уделяет работе с текстом. Но риторику интересуют тексты, главным образом, относящиеся к убеждающей речи.
Культура речи по отношению к риторике – вспомогательная дисциплина. Она определяет необходимую точность, правильность, ясность и выразительность речи. Однако риторика – это культура речи в динамике, её практическая реализация. То есть культура речи становится первым этапом – теоретическим, тогда как риторика становится практическим её использованием.
В современных комплексных исследованиях по лингвистике, философии, психологии и социологии так или иначе задействованы законы риторики. Так, максимы лингвопрагматики Г. Грайса опираются на риторические правила: информативность, истинность, релевантность, ясность высказываний.
Соотношение риторики, стилистики и культуры речи во многих аспектах изучения проблемы функционирования (особенно в области исследования норм) позволяет расширительно подходить к пониманию границ данных дисциплин, включая проблематику одной дисциплины в проблематику другой и наоборот. Однако, смыкаясь и пересекаясь, риторика, стилистика и культура речи не совпадают полностью, разграничиваясь и в области изучения норм: если риторика обобщает понятие коммуникативной нормы, а стилистика осваивает преимущественно понятие стилистической нормы, то культура речи формирует представление о собственно языковой (системной) норме. Поэтому, хотя в концепции двух ступеней «культуры языка» Г. О. Винокура культура речи смыкается со стилистикой как вершиной речевой культуры (и, естественно, риторикой) , самостоятельность дисциплин тем не менее обусловлена различными результатами функционального анализа высказывания, его представления в свете
3.Общенародный язык и его составляющие.
Язык народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным, или национальным, языком. Говоря о национальном языке, мы имеем в виду русский, английский, немецкий, французский и др.
Любой национальный язык не является единым по своему составу, так как им пользуются люди, различающиеся по своему социальному положению, роду занятий, уровню культуры и т.д., и, кроме того, пользуются в разных ситуациях (деловая беседа, лекция и т. д.). Эти различия находят отражение в разновидностях общенародного языка. В каждом национальном языке выделяются следующие составляющие: литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргоны
Общенародный язык как достояние народа существует в нескольких формах. К ним относятся: просторечие (речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев городского населения), территориальные и социальные диалекты (говоры), жаргоны (речь отдельных профессиональных, социальных групп с целью языкового обособления) и литературный язык.
Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.
Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. Существуют жаргоны музыкантов, актеров, студентов, спортсменов, охотников и т.д. Жаргон включает сленг и язык арго – речь низов общества, уголовного мира и т.п.
Диалект – это устойчивая форма языка, характерная для жителей той или иной местности, это наиболее древняя форма языка. Территориальные диалекты существуют только в устной форме, служат для обиходно – бытового общения. От жаргонов и просторечия они отличаются тем, что имеют целый набор фонетических, грамматических и лексических различий. Например: лук – цибуля. Социальные диалекты – диалекты отдельных групп, порождаемые социальной, сословной, профессионально-производственной неоднородностью общества.
Высшей формой национального языка является литературный - язык нормированный, обслуживающий культурные потребности народа, язык художественной литературы, науки, печати, радио, театра, государственных учреждений. Литературный язык – система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка и обработанных мастерами слова, общественными деятелями, выдающимися учеными. Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные.
4.Литературный язык, его признаки.
Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.
Признаки литературного языка:
1)наличие письменности;
2)нормированность – достаточно устойчивый способ выражения, который выражает исторически сложившиеся закономерности развития русского литературного языка. Нормированность основана на языковой системе и закреплена в лучших образцах литературных произведений. Данный способ выражения предпочитает образованная часть общества;
3)кодифицированность, т.е. закрепленность в научной литературе; это выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языка;
4)стилистическое многообразие, т. е. многообразие функциональных стилей литературного языка;
5)относительная устойчивость;
6)распространенность;
7)общеупотребительность;
8)общеобязательность;
9)соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.
Каждый из языков, если он достаточно развит, имеет две основные функциональные разновидности: литературный язык и живую разговорную речь. Живой разговорной речью каждый человек овладевает с раннего детства. Освоение литературного языка происходит на всем протяжении развития человека вплоть до старости.
Литературный язык должен быть общепонятным, т.е. доступным к восприятию всеми членами общества. Литературный язык должен быть развит до такой степени, чтобы иметь возможность обслуживать основные сферы деятельности людей. В речи важно соблюдать грамматические, лексические, орфоэпические нормы языка. Исходя из этого важной задачей лингвистов является рассмотрение всего нового в литературном языке с точки зрения соответствия общим закономерностям развития языка и оптимальным условиям его функционирования.
Фрагмент для ознакомления
.

1

Вопросы к экзамену

История отечественного делопроизводства. Два периода: дореволюционный и советский (1917-1991). Дореволюционный: три этапа - а) приказное делопроизводство (16-17 века); б) коллежское делопроизводство (18 век);) министерское делопроизводство (19-начало 20 века). Образовалась Российского централизованного государства во главе с королем, которые регулируются через специальные государственные учреждения - приказы (Разрядный, поместный, Посольский, Тайных дел, Разбойный, Земский, Ямской, Холопий, Монастырский, Челобитный, Казенный, Хлеб, Книгопечатных дел и др.). Появился штат "придворных". Приказ возглавлял судья, с документами работали дьяки и подъячие: "старые", "средней руки", "молодшие". Дьяк сделал-курица: "сделать выпись", "вклеить столб" и т. д. старший подъячий готовил проекты документов, средний делал выписки, team building справки, хранил дела, опечатывал сундуки, младшие-переисывали черновики набело. Ни царь, ни бояре документов не подписали - удостоверяли документы, дьяки и подъячие. Он имел свое делопроизводство - составлялась необходимая документация: международные договоры, королевские указы и грамоты; от Одной думы - приговоры; порядок и отправились "памяти"; местные учреждения направляли отписки; частные лица направили в государственных учреждениях челобитные. Грамоты были - вестовая, бессудная, отказная, окружная; память - высолочная, наказная приставная, указная и др. Для деталей, не обращали внимания, так что, чтобы определить тип документа сегодня не легко - это необходимо для того, чтобы прочитать весь документ. Текст писали на полосках бумаги шириной 15-17 см. Если не вмещалось на одном листе, продолжали на втором, третьем и так далее Листы склеивали в ленту, место пайки - "сстав". Затем сворачивали в свиток - "столбец" (столбцовая техника делопроизводства был применен и к формированию документов в дела; в 16 веке слово "дело" будет означать и комплекс документов, в котором фиксируется ход рассмотрения и принятое решение). Вся работа осуществлялась на основании определенных правил, созданных в соответствии с традициями и обычаями. Бурная политическая деятельность Петра I продвинула вперед и внутренних делопроизводство - столбцовая техника была заменена листьев, бумаги. Изменилась система государственных учреждений - решения стали принимать путем голосования (принцип коллегиального). Коллежское процедура была проведена на основании правил, установленных положением (монтируется структура коллегий, их состояния, служебные обязанности - присутствие: президент коллегии, вице-президент, советники, ассесоры; канцелярия: секретарь, нотариус, регистратор, актариус, канцелярист, копиист, переводчики, вахмистр; ставки: камерир, унтер-камерир, камор-штрейберы). Челобитные стали называть прошениями. Административные реформы, проведенные Александром I, снова изменили систему государственных учреждений в России. Коллегии были заменены министерствами, что положило начало министерскому делопроизводству. Принцип принятия решений стал единоначальным: каждое должностное лицо отвечает за конкретный участок деятельности и в соответствии со своими обязанностями принимает участие в подготовке проекта документа. В 1811 году опубликовано "Общее учреждение министерств", а делопроизводство в нем называется "Порядок производства дел" (состоял из пяти частей: 1) порядок вступления дел; 2) движение их, или собственно делопроизводство; 3) отправление дел; 4) аудит - контроль за исполнением; 5) отчеты). Были определены категории документов, которые подписали конкретным должностным лицом. Была соблюдена установленная субординация в отношениях официальных лиц.. Вновь первые формы. Периодически стала возникать проблема, требовавшая "сокращение документооборота". К концу века появляются пишущие машинки, гектографы, ротопринты, механические нумераторы, штампы. Появляются новые виды документов - телеграмма, телефонограмма. И, конечно, небывалый размах приняли это в советскую эпоху. В первые годы, был опубликован ряд законов, устанавливающих порядок законотворческой деятельности. Постановление Совета народных Комиссаров "О форме бланков государственных учреждений", узаконивались обязательные реквизиты форм. "О борьбе с областничеством и офисной волокитой", "Об упрощении делопроизводства и переписки в учреждения советских" - названия официальных документов тех лет. поиск новых форм ходьбы в течение ближайших лет, постоянно. Ясно, правильная установка делопроизводства - работа с документами (прием, отправка, регистрация правильную документов) - играет и сегодня немаловажную роль в бесперебойной работе учреждений, организаций, предприятий. Было время, и не так давно, когда во всех отраслях внедрялись автоматизированные системы управления (АСУ). В 1966 году был создан Институт научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), с целью унификации и ускорения подготовки, исполнения, систематизации документов была введена единая государственная система делопроизводства (ЕГСД) - свод правил, стандартов и рекомендаций, определяющих единообразие и рациональную организацию делопроизводства. В историко-архивном институте факультетов государственного делопроизводства. В 70-е годы были разработаны первые государственные стандарты на терминологию в области делопроизводства и обработки документов. В 80-е годы разрабатывались нормативы времени на делопроизводственные операции и работы машинисток. В 1986 году приняты "Основные правила ведомственных архивов". Но жизнь не стоит на месте. Еще одна научно-техническая революция в делопроизводстве произошла с внедрением компьютеров в ежедневный бумагопроизводительный процесс. Развивается и другой организационно-административной техники (оргтехники). В связи с этим возникла идея создания унифицированных систем документации (УСД), т. е. комплексов, связанных с документов, созданных по единым правилам и требованиям. Руководство это, осуществлял Госстандарт СССР (типа министерства). На этой основе был создан Общесоюзный классификатор управленческой документации (ОКУД). Были также созданы общесоюзные классификаторы: предприятий и организаций (ОКПО), специальностей образования (ОКСО), продукции (ОКП). Еще совсем недавно ни одно учреждение не могло обойтись без машинистки, умеющей грамотно и быстро печатать на машинке, правильно и в срок оформлять различные документы. Сегодня эти обязанности лежат на секретарь-референте, и в его распоряжении - широкий ассортимент современнейшей оргтехники, включая компьютеры с необходимым программным обеспечением. Государственное делопроизводство эпохи подготовили базу для развития в этой области на сегодняшний день.