тактики разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 29 29 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 18.07.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка 6
1.1. Понятие «дисциплина» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психологическая характеристика техник дисциплинирования ребенка 10
1.3 Характеристика основных направлений предотвращения конфликтов родителей с детьми 14
Глава 2. Эмпирическое исследование тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка 19
2.1. Организация исследования. Описание методик 19
2.2. Результаты исследования 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Я.Варга, В.В.Столин).Цель: Определение родительского отношения к воспитанию детей и общения с ними.Описание: Опросник состоит из пяти шкал: «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз»,«Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник».Инструкция: Экспериментатор предлагает испытуемому ответить на 61 вопрос.В конечном итоге, можно определить какие тактики используют родители при воспитании детей и общения с ними.2. Тест «Анализ семейных взаимоотношений»(Э.Г.Эйдемиллер, В. В.Юстицкис).Цель: Изучение влияния родителей в воспитании ребенка. Диагностика нежелательного, некорректного влияния членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.Описание: Тест АСВ включает сто тридцать утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены двадцать шкал. Первые одиннадцати шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции.Инструкция: Экспериментатор предлагает обследуемому прочитать по очереди утверждения теста. Если он, в общем, согласен с ними, то в «Бланке для ответов» должен обвести кружком номер ответа. Если он, в общем, не согласен, то зачеркнуть тот же номер. Если очень сложно выбрать, то он должен поставить на номере вопросительный знак. Обследуемый должен стараться, чтобы таких ответов было не больше пяти.В конечном итоге, мы получаем данные о влиянии родителей в воспитании ребенка. Результаты, полученные по данной методике, призваны потвердеть результаты по методике «Опросник родительского отношения(А.Я.Варга, В.В.Столин)».3. Анкетный тест Спилбергера.Цель: Определение уровня личностной и ситуационной тревожности в качестве показателей стресс-устойчивости диагностируемого.Описание: Тест состоит из сорока вопросов. Инструкция: Психолог предлагает испытуемому прочитать внимательно каждое из приведенных предложенийи зачеркнуть цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себячувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, посколькуправильных и неправильных ответов нет.В конечном итоге, полученные результаты по этой методике, должны показать, каким образом тактики дисциплинирования ребенка сказываются на развитии ребенка. Таким образом, в исследовании принимало участие 25семей с детьми старшего дошкольного возраста. Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов: 1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с детьми, с родителями, с воспитателями, с психологами,с детьми, подбор методик, формирование первичной выборки; 2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов. Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемыхпо возрасту и составу. Диагностическое исследование тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка при помощи следующих методов:опросник родительского отношения. (А.Я.Варга, В.В.Столин),тест «Анализ семейных взаимоотношений»(Э.Г.Эйдемиллер, В. В.Юстицкис) и «Анкетный тест Спилбергера».2.2. Результаты исследованияДиагностическое исследование тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка при помощи опросника родительского отношения(А.Я.Варга, В.В.Столин). Представим результаты в таблице 1. Таблица 1. – Результаты по опроснику родительского отношения(А.Я.Варга, В.В.Столин).УровеньПринятие-отвержениеОбраз социальной желательности поведенияСимбиозАвторитарная гиперсоциализация«Маленький неудачник»Низкий40,5%76,2%Средний59,5%23,8%2,4%4,8%42,9%Высокий97,6%95,2%57,1%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1. – Анализ показателей по опроснику родительского отношения(А.Я.Варга, В.В.Столин).Таким образом, полученные результаты анализа тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладает высокий уровень по шкалам «Симбиоз» и «Авторитарная гиперсоциализация». Это свидетельствует о том, что у большинства семей отношения складываются по типу симбиоза и гиперсоциализации.Диагностическое исследование тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка при помощи теста «Анализ семейных взаимоотношений»(Э.Г.Эйдемиллер, В. В.Юстицкис). Представим результаты в таблице 2. Таблица 2. – Результаты по тесту «Анализ семейных взаимоотношений»(Э.Г.Эйдемиллер, В. В.Юстицкис).УровеньПотворствующая гиперпротекцияДоминирующая гиперпротекцияЖестокое обращениеЭмоциональное отвержениеПовышенная моральная ответственностьБезнадзорностьНизкий16,7%11,9%16,7%11,9%23,8%11,9%Средний42,8%71,4%40,5%16,7%4,8%21,4%Высокий40,5%16,7%42,8%71,4%71,4%66,7%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2. – Анализ показателей по тесту «Анализ семейных взаимоотношений»(Э.Г.Эйдемиллер, В. В.Юстицкис).Таким образом, полученные результаты анализа тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладает высокий уровень по шкалам «Эмоциональное отвержение» и «Повышенная моральная ответственность». Это свидетельствует о том, что у большинства семей тип воспитания отличаются сочетанием высоких требований к ребенку и одновременно с этим понижением внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем, что часто проявляется в жестком обращении с ним.Далее проводилась диагностика детей обследуемых семей старшего дошкольного возраста посредством методики «Анкетный тест Спилбергера». Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Таблица 3 – Результаты по методике «Анкетный тест Спилбергера».№Ф.И. Оценка результатовУровень тревожности1.А. Артемий49Высокий2.Б. Степан45Высокий3.Б. Зарина48Высокий4.Б. Александра49Высокий5.Б. София50Высокий6.К.Иван46Высокий7.К. Дарья47Высокий8.К. Илья53Высокий9.К. Сергей45Высокий10.Куз. Сергей40Высокий11.Н. Семен 49Высокий12.Д. Светлана45Высокий13.Г. Кирилл48Высокий14.З. Вера49Высокий15.П. Дмитрий50ВысокийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 4– Результаты по методике Результаты по методике «Анкетный тест Спилбергера».Таким образом, полученные результаты анализа психического состояния детей старшего дошкольного возраста, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня тревожности. Это свидетельствует о конфликтности данных детей.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что негативные техникидисциплинирования ребенка провоцируют формирование родительско-детского конфликта, подтверждена.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование тактики разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка.Для реализации поставленной цели, а также для подтверждения сформулированной гипотезы были решены следующие задачи: 1. Проанализировать понятие «дисциплина» в психолого-педагогической литературе.2. Рассмотреть психологическую характеристику техник дисциплинирования ребенка.3. Изучить характеристику основных направлений предотвращения конфликтов родителей с детьми.Таким образом, в первой главе было проанализировано понятие «дисциплина» в психолого-педагогической литературе, рассмотрена психологическая характеристика техник дисциплинирования ребенка и изучена характеристика основных направлений предотвращения конфликтов родителей с детьми. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Дисциплина - это объективныйфеномен,подразумевающий порядок в поступках людей, а «дисциплинированность» - этоличностное свойство.2. Среди психологических техник дисциплинирования ребенка выделяются такие техники как эмоциональное и телесное наказание, а также разъясняющая техника.3. Основными направлениями предотвращения конфликтов родителей с детьми являются: психологическое просвещение родителей; семейное индивидуальное и групповое консультирование; семейная групповая и индивидуальная психотерапия.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование тактики разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка, в связи, с чем был составленпсиходиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: опросник родительского отношения. (А.Я.Варга, В.В.Столин), тест «Анализ семейных взаимоотношений»(Э.Г.Эйдемиллер, В. В.Юстицкис) и «Анкетный тест Спилбергера».Далее нами было проведено диагностическое исследованиетактики разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка и психического состояния детей старшего дошкольного возраста с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу,основанную на предположении о том, что негативные техники дисциплинирования ребенка провоцируют формирование родительско-детского конфликта.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список использованной литературыАнцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. - 160 с.Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика Подростки о родителях и ее практическое применение. - СПб.: ФАРМиндекс, 2001. - 68 с.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.Егидес Е.П. Психология конфликта. – М.: Синергия, 2003. – 320 с.Зубок Ю. А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 2. - С. 179-182.Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2016. – 320 с.Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2005. – 475 с.Любимова Г.Ю. Психология конфликта. - СПб.: Педагогическое общество России, 2004. - 464 с.Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672с.Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования. – М.: Владос, 2007. – 535 с.Савина Е., Смирнова Е. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2017. - 480 с.Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – М.: Феникс, 2009. – 544 с.Фоминова А.Н. Психологические аспекты дисциплины в школе // Психология и право. - №3, 2013. – С. 30-59.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПБ.: Речь, 2001. – 278с.Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.Шейнов В.П., Управление конфликтами. СПб.: Питер, 2014. - 770 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.

Список использованной литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. - 160 с.
3. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика Подростки о родителях и ее практическое применение. - СПб.: ФАРМиндекс, 2001. - 68 с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.
5. Егидес Е.П. Психология конфликта. – М.: Синергия, 2003. – 320 с.
6. Зубок Ю. А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 2. - С. 179-182.
7. Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
8. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2016. – 320 с.
9. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2005. – 475 с.
10. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. - СПб.: Педагогическое общество России, 2004. - 464 с.
11. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672с.
12. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования. – М.: Владос, 2007. – 535 с.
13. Савина Е., Смирнова Е. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.
14. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2017. - 480 с.
15. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – М.: Феникс, 2009. – 544 с.
16. Фоминова А.Н. Психологические аспекты дисциплины в школе // Психология и право. - №3, 2013. – С. 30-59.
17. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПБ.: Речь, 2001. – 278с.
18. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.
19. Шейнов В.П., Управление конфликтами. СПб.: Питер, 2014. - 770 с.
20. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

КУРСЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "психология"

"Родительское отношение и его влияние на развитие ребенка"

Выполнил:

студент 2 курса

группа "_ППЗ-212_"

Крючков Дмитрий

Научный руководитель:

d. n. н.,

Каракулова О. Е

2014год

Содержание

Введение

Глава 1. Концепции и подходы во взаимоотношениях родитель-ребенок

1.1 Родительские представления и установки

1.2 Детерминанты родительского отношения

Глава 2. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы,

воспитание ребенка,

2.1 Влияние родительской заботы и контроля на развитие личности ребенка

2.2 Родительское отношение как фактор подготовки ребенка чувство собственного достоинства

Вывод

библиография

Введение

Актуальность темы исследования. Изучение в школе родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, которые влияют на формирование личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О важности этой проблемы свидетельствует тот факт, что многие руководители психологических теорий, таких, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Первые экспериментальные исследования в области школа родительских отношений были начаты в 1899 году, когда психолог Sears, в сотрудничестве с его коллегой Коридоре разработали анкету, если есть мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. В нынешний период зарубежной психологии накоплен богатый опыт исследований на тему школа родительских отношений. В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому учителя и родители сталкиваются с дефицитом информации по этому вопросу.

особую роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на начало, так и на последующих этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и организовывать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Нарушения внутрисемейных отношений может привести к различным нарушения психического развития.