Исследование состояния фонематических функций дошкольников со стертой дизартрией
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 10.11.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Научно-теоретические основы изучения фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией
1.1. Современные научные представления о стертой дизартрии
1.2. Нарушения фонематических функций у детей со стёртой дизартрией
Глава II. Методика и организация исследования
2.1. Цель, задачи и методы исследования
2.2. Теоретическое обоснование методики исследования фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией
2.3. Содержание методики констатирующего эксперимента
2.4. Организация исследования и характеристика испытуемых
Глава III. Сравнительный анализ состояния фонематических функций у детей с нормальным речевым развитием и у детей со стертой дизартрией
3.1. Результаты исследования фонематического восприятия у детей с нормальным речевым развитием и у дошкольников со стертой дизартрией
3.2. Результаты исследования фонематического анализа у детей с нормальным речевым развитием и у дошкольников со стертой дизартрией
3.3. Результаты исследования фонематического синтеза у детей с нормальным речевым развитием и у дошкольников со стертой дизартрией
3.4. Результаты исследования фонематических представлений у детей с нормальным речевым развитием и у дошкольников со стертой дизартрией
3.5. Сравнительный анализ сформированности фонематических функций у дошкольников контрольной и экспериментальной групп
Заключение
Список литературы
У детей контрольной группы наименее сформирован позиционный анализ. При этом виде анализа у детей обеих групп затруднения были преимущественно при определении позиции звука в конце слова. Начальную позицию звуков большинство детей обеих групп определяют правильно.
При выполнении заданий на определение последовательности звуков у детей контрольной группы ошибки были связаны, преимущественно, с пропуском звуков в словах со стечением согласных. Для детей экспериментальной группы типичными при этом виде анализа были следующие ошибки: пропуск гласных звуков (дети называли только согласные звуки) и определение лишь первого звука в слове.
Наименее сформирован у детей экспериментальной группы количественный анализ.
Уровень сформированности сложного фонематического анализа у детей с нормальным речевым развитием - ниже среднего, а у детей со стертой дизартрией – низкий (гист. 3).
Гистограмма 3.
Сравнительный анализ результатов исследования сложного фонематического анализа у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
По оси координат – количество баллов
По оси абсцисс – номер задания:
1 – позиционный анализ
2 – последовательный анализ
3 – количественный анализ.
У детей экспериментальной группы отмечались затруднения в сложных формах фонематического анализа. С выделением звука из слова не справились шестеро детей из экспериментальной группы, остальные оказались на среднем уровне выполнения задания. Характерной ошибкой был пропуск гласных звуков (дети называли только согласные звуки) и определение лишь первого звука в слове.
Такие же ошибки наблюдались и у некоторых дошкольников с нормальной речью, отмечалось смешение понятий «звук» и «слог».
Анализ полученных данных показал, что детям со стертой дизартрией наиболее доступно вычленение ударного гласного из начала слова.
Выделение последнего звука в словах также вызвало затруднения у дошкольников экспериментальной группы. Если в конце слова стоял гласный звук, то дети экспериментальной группы также выделяли не последний звук, а последний слог, включающий этот звук, так как им сложно расчленить слог на составляющие его звуки.
С выделением конечного согласного из простых слов дети экспериментальной и контрольной групп справлялись значительно легче. Это связано с тем, что конечный согласный звук подвергается наименьшему влиянию соседних звуков. Наибольшую трудность для детей экспериментальной группы представило выделение согласного в двух-, трехсложных словах со стечением согласных.
Необходимо отметить, что большее количество ошибок дети со стертой дизартрией допустили при выделении звуков, нарушенных в произношении, чем при выделении звуков, не нарушенных в произношении. В связи с этим можно предположить, что артикуляторные затруднения оказывают влияние на звуковое восприятие всей звуковой системы родного языка. Смазанная, невнятная речь детей со стертой дизартрией не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля.
Определение места звука в слове по отношению к другим звукам также оказалось сложным для большей части детей со стертой дизартрией. Дети отвечали неуверенно, часто путались, ошибались. В отличие от экспериментальной группы, контрольная группа быстро сориентировалась в задании. Дошкольники с общим недоразвитием речи затруднялись во всех видах заданий по определению звуковой структуры слова. Менее трудным для детей является анализ слова, состоящего из согласного-гласного-согласного. Более трудным для детей был анализ слов со стечением согласных.
При определении количества звуков в словах, у значительной части детей экспериментальной группы отмечалось стремление к пересчету звуков по пальцам. Дети смогли определить количество звуков только лишь в тех словах, которые состояли из трех-четырех звуков. В сложных словах типа: «диван», «чашка», «крышка» определение количества звуков вызвало трудности.
Формирование умения определять количество, последовательность и место звуков в слове у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется очень медленно, так как это самая сложная форма фонематического анализа. Самый большой процент неправильных ответов составляет именно эта форма фонематического анализа. Чтобы определить количество звуков в слове, ребенок должен знать и различать звуки в слове, установить их правильную последовательность. Появление ошибок в одном из этих действий влечет за собой возникновение неправильного ответа. Многие дети, в случае затруднений при выполнении звукового анализа, проговаривают слова «про себя», шепотом, активно шевеля губами. Это касается детей и экспериментальной, и контрольной группы. При определении количества звуков в словах у детей ЭГ отмечались следующие ошибки: уменьшение количества звуков при подсчете, пропуски звуков (например, Саша Н.: в слове «мак» выделяет два звука [м] и [к], пропуская гласную; Оля П.: в слове «чашка» определяет «-ча», «ш», «-ка» как три звука). Эти ошибки вызваны трудностями анализа или же неправильным проговариванием.
У детей с общим недоразвитием речи невозможность определить последовательность и количество звуков в словах является следствием отставания в развитии аналитико-синтетической деятельности.
3.3. Результаты исследования фонематического синтеза у детей с нормальным речевым развитием и у дошкольников со стертой дизартрией
Психология рассматривает анализ и синтез как противопоставленные, но взаимосвязанные мыслительные операции. Поскольку анализ представляет собой мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений, то синтез является мысленным объединением частей, свойств, действий в единое целое. По аналогии можно предположить, что «фонематический синтез» - это процесс объединения звуков в слог или слово.
Результаты исследования фонематического синтеза у детей с нормальным речевым развитием и у дошкольников со стертой дизартрией представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Соотношение ошибок при выполнении заданий на исследование фонематического синтеза у детей с нормальным речевым развитием и у детей со стертой дизартрией
Задания Количество ошибок / группа Контрольная Экспериментальная Синтез слов с не нарушенной звуко-слоговой структурой 4 36 Синтез слов с нарушенной звуко-слоговой структурой 3 21 Сравнивая степень сформированности фонематического синтеза у детей двух групп, было выявлено, что высокую степень сформированности показали 14 детей контрольной группы и 5 детей экспериментальной группы; низкую степень сформированности имеют 6 детей экспериментальной группы и ни одного ребенка контрольной группы.
Уровень сформированности фонематического синтеза у детей с нормальным речевым развитием - высокий, а у детей со стертой дизартрией – средний (гист. 4).
Гистограмма 4.
Сравнительный анализ результатов исследования фонематического синтеза у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
По оси координат – количество баллов
По оси абсцисс – номер задания:
1 – синтез слов с сохранной звукослоговой структурой, состоящих из 3 звуков,
2 - синтез слов с сохранной звукослоговой структурой, состоящих из 4-5 звуков,
3 – синтез слов с нарушенной звукослоговой структурой.
Результаты исследования показали, что у детей контрольной группы незначительные затруднения были связаны только с синтезом слов с нарушенной звукослоговой структурой. Дети экспериментальной группы, нередко затруднялись в синтезе слов с сохранной звукослоговой структурой.
Задания с нарушенной звукослоговой структурой у экспериментальной группы возникли затруднения. Пятеро детей не поняли задания, они повторяли названные педагогом сочетания звуков. Фонематический синтез – это умственное действие по синтезу звуковой структуры слова, слиянию звуков в слово. Процесс фонематического синтеза не только не уступает по трудности фонематическому анализу, но значительно сложнее анализа.
3.4. Результаты исследования фонематических представлений у детей с нормальным речевым развитием и у дошкольников со стертой дизартрией
При выполнении заданий на подбор слов с определенным звуком, распространенной ошибкой у детей с нормальным речевым развитием является подбор слов с мягким звуком, парным заданному звуку. Дети со стертой дизартрией часто просто не могли подобрать слово с заданным звуком.
Результаты исследования фонематических представлений у детей с нормальным речевым развитием и у дошкольников со стертой дизартрией представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Соотношение ошибок при выполнении заданий на исследование фонематических представлений у детей с нормальным речевым развитием и у детей со стертой дизартрией
Задания Количество ошибок / группа Контрольная Экспериментальная Подбор слов с определенным звуком 32 50 Отбор картинок с определенным звуком 3 21
Сравнивая степень сформированности фонематических представлений у детей двух групп, было выявлено, что высокую степень сформированности показали 11 детей контрольной группы и 8 детей экспериментальной группы; низкую степень сформированности имеют 2 ребенка контрольной группы и 5 детей экспериментальной группы.
Уровень сформированности фонематических представлений у детей с нормальным речевым развитием - средний, а у детей со стертой дизартрией – ниже среднего (гист. 5).
Гистограмма 5.
Сравнительный анализ результатов исследования фонематических представлений у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
По оси координат – количество баллов
По оси абсцисс – номер задания:
1 – подбор слова с определенным звуком, простым по артикуляции;
2 - подбор слова с определенным звуком, сложным по артикуляции;
3 – отбор картинок, в названиях которых содержится определенный звук, среди картинок, в названиях которых данный звук не содержится.
3.5. Сравнительный анализ сформированности фонематических функций у дошкольников контрольной и экспериментальной групп
Сравнительный анализ уровней сформированности фонематических функций у дошкольников контрольной и экспериментальной групп представлен в гистограмме 6.
Гистограмма 6.
Сравнительный анализ сформированности фонематических функций у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
По оси ординат – количество баллов;
По оси абсцисс – уровни фонематической системы:
1 – фонематическое восприятие,
2 – простой фонематический анализ,
3 – сложный фонематический анализ,
4 – фонематический синтез,
5 – фонематические представления.
Проведенное сравнительное исследование состояния фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией и с нормальным речевым развитием позволило сформулировать следующие выводы:
У детей со стертой дизартрией фонематические процессы сформированы на значительно более низком уровне, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием;
Большие затруднения у детей экспериментальной группы вызывают сложные формы фонематического анализа, а именно вычленение первого (последнего) согласного звука из слова, определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков, количества звуков в слове, места звука в слове по отношению к другим звукам;
В меньшей степени отстают от показателей контрольной группы у детей экспериментальной группы данные сформированности простого фонематического анализа (разница составляет 0,3 балла) и фонематического синтеза (разница составляет 0,4 баллов). Наиболее низкий уровень сформированности показали дети экспериментальной группы при исследовании у них сложных видов фонематического анализа (разница с контрольной группой – 1,1 балла).
Отмечаются трудности при синтезе слов из звуков данных, как в ненарушенной, так и нарушенной последовательности; Показатели уровня сформированности фонематического синтеза у детей экспериментальной группы меньше на 0,5 балла, чем у детей контрольной группы, фонематического восприятия – на 0,8 балла.
Дошкольникам со стертой дизартрией, так же, как и детям с нормальным речевым развитием особенно трудно дается вычленение первого согласного звука из слова. Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Иногда первым звуком дети называют тот, который является последним и ближе по времени к моменту определения, а последним звуком считают тот, который является первым и вследствие этого отстоит дальше во времени от момента его определения. Это связано и с отсутствием дифференциации самих понятий раньше – позже, первый – последний; Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки.
Заключение
Фонематическая система является одной из важнейших составляющих, лежащих в основе процесса овладения грамотой. Нарушения фонематической системы у дошкольников затрудняют процесс овладения грамотой.
В ходе работы были проанализированы логопедическая, психологическая, педагогическая литература по проблеме развития фонематической системы у дошкольников со стертой дизартрией. На основе этого были определены научно-теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента и провели эксперимент.
В исследовании приняли участие 15 детей с нормальным речевым развитием и 15 детей со стертой дизартрией. В процессе эксперимента были изучены особенности развития фонематического восприятия, простого и сложного фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений у детей контрольной и экспериментальной групп.
Анализ результатов исследования показал существенные различия в уровне сформированности фонематических функций у дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей со стертой дизартрией
У детей со стертой дизартрией были отмечены более низкие результаты (в сравнении с детьми без речевой патологии) по следующим критериям: дифференциация 3 оппозиционных слогов, дифференциация слов-квазиомонимов, выделение из слова звука, простого по артикуляции, позиционный анализ, последовательный анализ, количественный анализ, синтез слов с сохранной звукослоговой структурой, состоящих из 4-5 звуков, синтез слов с нарушенной звукослоговой структурой. Следовательно, уровень сформированности фонематической системы у детей со стертой дизартрией значительно ниже уровня сформированности фонематической системы у детей без речевой патологии.
Результаты проведенного исследования состояния фонематических функций у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией, позволили вывить следующие факты:
1). У детей с нормальным речевым развитием не вызывает затруднений слуховая дифференциация 2 оппозиционных слогов, тогда как у детей со стертой дизартрией наблюдаются такие затруднения. При дифференциации 3 оппозиционных слогов и слов-квазиомонимов у детей с нормальным речевым развитием большинство ошибок связано с нечеткой слуховой дифференциацией звонких и глухих согласных. У детей со стертой дизартрией, помимо затруднений при дифференциации звонких и глухих согласных, наблюдается значительное количество ошибок, связанных с неразличением на слух твердых и мягких согласных.
2). У детей обеих групп не вызывает затруднений выделение звуков на фоне слова. При выполнении заданий на выделение звука из слова большинство ошибок связано с выделением гласных в середине и согласных в середине и в конце слова.
3). У детей с нормальным речевым развитием наименее сформирован позиционный анализ. При этом виде анализа у детей обеих групп затруднения проявляются преимущественно при определении позиции звука в середине слова. Также значительное количество ошибок связано с определением позиции звука в конце слова. Начальную позицию звуков большинство детей обеих групп определяют правильно.
При выполнении заданий на определение последовательности звуков у детей с нормальным речевым развитием ошибки связаны, преимущественно, с пропуском звуков в словах со стечениями согласных. Для детей со стертой дизартрией типичными при этом виде анализа являются следующие ошибки: пропуск гласных звуков (дети называют только согласные звуки) и определение лишь первого звука в слове.
Наименее сформирован у детей со стертой дизартрией количественный анализ.
4). У детей с нормальным речевым развитием незначительные затруднения наблюдаются при синтезе слов с нарушенной звукослоговой структурой. Дети со стертой дизартрией затрудняются в синтезе слов и с сохранной, и с нарушенной звукослоговой структурой.
5). Исследуя фонематические представления, мы выяснили, что при выполнении заданий на подбор слов с определенным звуком, распространенной ошибкой у детей с нормальным речевым развитием является подбор слов с мягким звуком, парным заданному звуку. Дети со стертой дизартрией часто не могли подобрать слово с заданным звуком.
Таким образом, у дошкольников со стертой дизартрией в той или иной степени нарушены все стороны фонематической системы: фонематическое восприятие, простые и сложные виды фонематического анализа, фонематический синтез, фонематические представления. Наименее отстает от нормы в своем развитии функция фонематического синтеза, и наиболее отстают от нормы показатели сформированности сложного фонематического анализа.
Таким образом, результаты проведенного исследования указывают необходимость целенаправленной логопедической работы по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.
Список литературы
Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М.: Астрель, 2006.
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и в патологии). – М., 1977.
Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи // Язык и человек. – М., 1970. – С. 55-62.
Волкова Г.А. Методика психо-логопедического обследования детей с нарушениями речи – Спб., 2003.
Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стёртой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия //Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Под ред. В.И.Селивёрстова и С.Н.Шаховской. – М., 1985.
Корицкая Е.Г., Минашина В.С. Особенности фонетических нарушений при различных видах речевых расстройств и некоторые методические приёмы по их преодолению // Нарушение речи у дошкольников. – М., 1969.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – Л., 1990.
Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. //Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. – М., 1966.
Лопатина Л.В. К вопросу о стёртых формах дизартрии // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. – Л., 1989.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб, 2004.
Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стёртой формой дизартрии // Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб, 1996.
Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии //Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С.Ляпидевского. М., вып.2, 1963.
Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975.
Орфинская В.К. Формирование фонематической системы у детей. Автореф. дис. …канд. пед. наук. 1946.
Сизова Э.Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма //Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. Сборник научных работ. Л., 1978
Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений. – Л., 1976.
Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стёртых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. №4.
Токарева О.А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков/ под редакцией Ляпидевского С.С. – М., 1969.
Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – М.: Известия АПН РСФСР, 1948. Вып 13.
Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа / Д.Б.Эльконин //Докл. АПН РСФСР – 1957, №1.
47
2.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и в патологии). – М., 1977.
3.Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи // Язык и человек. – М., 1970. – С. 55-62.
4.Волкова Г.А. Методика психо-логопедического обследования детей с нарушениями речи – Спб., 2003.
5.Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стёртой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия //Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Под ред. В.И.Селивёрстова и С.Н.Шаховской. – М., 1985.
6.Корицкая Е.Г., Минашина В.С. Особенности фонетических нарушений при различных видах речевых расстройств и некоторые методические приёмы по их преодолению // Нарушение речи у дошкольников. – М., 1969.
7.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – Л., 1990.
8.Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. //Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. – М., 1966.
9.Лопатина Л.В. К вопросу о стёртых формах дизартрии // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. – Л., 1989.
10.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб, 2004.
11.Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стёртой формой дизартрии // Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб, 1996.
12.Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии //Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С.Ляпидевского. М., вып.2, 1963.
13.Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975.
14.Орфинская В.К. Формирование фонематической системы у детей. Автореф. дис. …канд. пед. наук. 1946.
15.Сизова Э.Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма //Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. Сборник научных работ. Л., 1978
16.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений. – Л., 1976.
17.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стёртых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. №4.
18.Токарева О.А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков/ под редакцией Ляпидевского С.С. – М., 1969.
19.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – М.: Известия АПН РСФСР, 1948. Вып 13.
20.Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа / Д.Б.Эльконин //Докл. АПН РСФСР – 1957, №1.
Вопрос-ответ:
Что такое дизартрия?
Дизартрия - это нарушение артикуляции речи, вызванное поражением моторных структур речевого аппарата.
Какие научные представления о дизартрии существуют?
Существует несколько научных теорий, объясняющих возникновение дизартрии. Одна из них связывает дизартрию с повреждением моторных нервов, другая - с нарушением координации между моторными структурами речевого аппарата.
Какие фонематические функции могут быть нарушены у детей со стертой дизартрией?
У детей со стертой дизартрией могут быть нарушены основные фонематические функции, такие как различение и производство звуков, а также способность составлять и анализировать слова по звуковому составу.
Какая цель исследования по изучению фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией?
Целью исследования является выявление особенностей фонематических функций у детей со стертой дизартрией и разработка методики для их коррекции и развития.
Какие методы используются в исследовании фонематических функций у дошкольников?
Для исследования фонематических функций у дошкольников используются различные методы, такие как аудиометрия, аудиоанализаторы, анализ звуковой стороны речи, а также психологические тесты.
Какие причины могут привести к развитию стертой дизартрии у дошкольников?
Стертая дизартрия у дошкольников может возникать по разным причинам, таким как нарушение нейрофизиологического развития, генетические факторы, нарушения развития речевого аппарата и другие.
Какие нарушения фонематических функций характерны для детей с дизартрией?
Дети со стертой дизартрией могут испытывать трудности в правильном произношении звуков и слогов, а также в различении их на слух. У них может быть затруднение в переходе от одного звука к другому и в формировании правильного речевого дыхания.
Какие методы исследования используются для изучения фонематических функций у дошкольников?
Для изучения фонематических функций у дошкольников могут применяться различные методы, такие как фонетический анализ речи, аудиометрия, тесты на различение звуков и слогов, а также наблюдение и анализ произношения ребенка в различных ситуациях.
Каковы цели и задачи исследования фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией?
Целью исследования является определение характеристик и особенностей фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией. Задачами исследования являются выявление нарушений в произношении звуков и слогов, исследование способности различать звуки на слух, оценка эффективности методов коррекционной работы и т. д.
Какое теоретическое обоснование лежит в основе методики исследования фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией?
Методика исследования фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией основывается на современных научных представлениях о дизартрии и ее особенностях у детей. В ее основе может лежать также использование специально разработанных тестов и аналитических инструментов для изучения речевых возможностей и трудностей детей.