Материальное планирование в молодежной среде (социологический анализ проблемы на примере студентов СмолГУ).

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 95 95 страниц
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 29.07.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения молодежи как особой потребительской группы 10
1.1 Спектральный анализ современных потребностей молодежной среды 10
1.2 Культура потребления студенческой молодежи 20
1.3 Субъекты потребительской активности 33
Глава 2. Социологический исследовательский проект «Проблема распределения финансовых средств среди молодежи» 47
2.1 Методологическая и методическая часть социологического исследовательского проекта 47
2.2 Результаты и анализ социологического исследования 51
2.3 Выводы и рекомендации по реализации социологического исследовательского проекта 66
Заключение 77
Библиографический список 81
Приложения 88
Фрагмент для ознакомления

С другой стороны, 39% студентов останутся дома, если у них нет денег на развлечения с друзьями, 7% чувствует себя неловко в магазинах в компании более обеспеченных друзей и 23% респондентов покупки помогают найти общий язык со сверстниками. Это говорит о том, что потребительское поведение выполняет стратификационную функцию в студенческой среде и влияет на отношение студентов со сверстниками. Согласно нашим данным, 60% студентов Смол.ГУ. в свободное время ходит по магазинам. Это связано с доступностью торгово-развлекательных центров от места их проживания, автономности студентов Смол.ГУ. в походах по магазинам, присутствии интереса к такому виду времяпрепровождения.Свое свободное личное время они предпочитают тратить следующим образом: гуляют с друзьями (65%), общаются в соц. сетях (61%), играют в компьютерные игры (38%), читают книги и журналы (28%), ходят в театр и кино (15%), смотрят телевизор (13%), занимаются развлечениями (10%). В структуре досуга студентов мы отмечаем существенное сокращение времени, затрачиваемого на просмотр телевизора, и увеличение времени, затрачиваемого на компьютерные игры.При этом структура досуга студентов в Интернет-пространстве следующая: 59% общаются в соц-сетях, 36% делают домашнее задание, 32% смотрят видео и слушает музыку, 29% ищут информацию об интересном, 28% играют в онлайн-игры, 6% бесцельно проводят время «просто сидят», 3% делают покупки. При этом около половины семей делают покупки в интернете: 18% родителей регулярно делают покупки в Интернет-магазинах, 31% студентов пробовали совершать покупки в Интернете. 12% студентов хотели бы попробовать купить что-либо в онлайн магазине. Что касается потребления виртуальных товаров (онлайн приложения, аксессуары к играм, одежда), то половина студентов тратит свои сбережения на их приобретение, вторая половина не тратит и не собирается этого делать. Тем не менее, это впечатляющий сегмент затрат материальных средств. Для студентов Смол.ГУ. основными информаторами о модных товарах и услугах выступают Интернет (55%), друзья (44%), реклама (34%), родители (18%), профили звезд на сайтах социальных сетей (12%). Мы упоминали ранее о том, что мнение группы сверстников является решающим фактором при выборе модных товаров, а низкий процент студентов, указавших родителей говорит о том, что сами родители недостаточно осведомлены в вопросах моды. Большинство студентов отдает предпочтение Интернету, где есть возможность получить большой объем информации об интересующем товаре, что доказывает влияние Интернета на формирование потребностей и желаний студентов. Отношение студентов к рекламе несколько противоречивое: многие воспринимают ее как источник информации о новых товарах и услугах, при этом 36% не обращают внимания на рекламу, а 33% испытывают раздражение. В данном случае студенты Смол.ГУ. воспринимают рекламу исключительно как телевизионную пропаганду, прерывающую вещание интересующих их программ, отсюда – раздражение. Результаты проведенного исследования подтверждают наши предположения о группах, оказывающих наибольшее влияние на потребительское поведение студентов: 83% опрошенных прислушиваются к совету родителей, когда совершают покупки, 45% - к совету друзей, 18% студентов – к рекламе. 2.3.Выводы и рекомендации по реализации социологического исследовательского проектаТаким образом, полученные результаты подтверждают гипотезы нашего эмпирического исследования и предоставляют материал для конструирования моделей потребительского поведения студентов. На основе анализа научной литературы, а также исходя из результатов проведенного исследования, в качестве переменных потребительского поведения мы выбираем: мотивы студентов Смол.ГУ. для совершения покупки, способы распределения денежных средств студентами Смол.ГУ., попытки увеличения дохода студентами Смол.ГУ., сформированность потребительских притязаний студентов Смол.ГУ., отношения с родителями (опекунами), отношения со сверстниками, вовлеченность в Интернет-коммуникацию. В списке не представлены такие переменные, как уровень дохода студентов Смол.ГУ. и ихсемьи, состав семьи, структура расходов и другие экономические характеристики, которые не влияют на построение социологических моделей потребительского поведения. В зависимости от значения переменных мы выделяем следующие модели потребительского поведения студентов. Интуитивное потребительское поведение. Удовлетворение потребности предстает перед таким молодым человеком не как возможность получить удовольствие, а как необходимость. Впоследствии он может получить гедонистическое удовольствие, но на этапе формирования потребности и предпокупочной оценки вариантов он испытывает дискомфорт. Желание быстрее разрешить проблему и приобрести товар не всегда позволяет в полной мере проанализировать все варианты покупки, он покупает первый попавшийся вариант, поэтому ему либо не хватает денег на покупки, либо они расходуются им максимально. Откладывать средства у студента получается очень редко. При этом и подрабатывать он не спешит: так как процесс совершения покупок не приносит ему удовольствия, он не стремится его стимулировать. В вопросах потребления полностью он опирается на мнение и опыт родителей. Если же родители не могут оказать ему помощь в выборе каких-либо товаров, то он может предпринять попытки собрать информацию в Интернет или в кругу сверстников. Однако долго анализировать информацию он не будет, скорее всего, прислушается к первому совету и приобретет первый попавшийся товар. Что касается взаимодействия с группой сверстников, то студент либо во всем подражает лидерам, делая аналогичные покупки, либо держится изолированно, потому что своими спонтанными покупками «не попадает» в группы интересов. Опытное потребительское поведение. Студенты Смол.ГУ. с такой моделью получают удовольствие не только от самой покупки, но и от потребительского поведения в целом. Их потребности легко формируются. При этом, транжирами таких студентов не назовешь, они умеют распределять свои расходы и откладывать деньги на что-либо особенное. В зависимости от силы их желания приобрести товар и его стоимости, они могут предпринимать попытки заработать дополнительные средства разными способами, в том и хорошей учебой, для того чтобы получать пособия ВУЗа. Потребительские притязания достаточно высоки. Предыдущий удачный опыт покупки в каждом прецеденте подсказывает молодому человеку, на что именно следует обратить внимание при предпокупочной оценке вариантов. Он собирает информацию о товарах быстро и эффективно, выбирая правильные каналы коммуникации, сам информирует родителей о выгодных предложениях, модных товарах, новых предложениях на рынке. Родители прислушиваются к его мнению, поскольку приведенные аргументы основательны. В группе сверстников он зачастую лидер мнений, трендсеттер, диктующий моду. Он планирует свой бюджет. Ситуативное потребительское поведение. Студенты Смол.ГУ., следующие этой модели, исходят не из акта покупки, а из специфики самого товара. Некоторые товары им приобретать сложнее, другие приносят им удовольствие. Распределение доходов они осуществляют также в зависимости от ситуации, чаще укладываются в имеющуюся сумму, но могут и не рассчитать своих средств. Для такого молодого человека «заражение» каким-либо товаром стимулирует его на преумножение денежных средств разными способами: от попыток подработать до совершения кражи. Потребительские притязания очень однобоки. Он либо предпочитает конкретные товары конкретных марок, либо остается безразличным и стремится лишь удовлетворить потребность. В коммуникации с родителями по поводу потребления держит себя изолированно, не реагирует, если родителям не нравится то, что он купил, а он с ними не согласен. Не всегда одобряет потребительский выбор родителей, но своего мнения не высказывает. В Интернет-коммуникациях игнорирует рекламу, не тратит время на сбор информации о товарах, которые ему не интересны. Как известно, в чистом виде не одна из моделей не существует, отдельные отклонения от заявленной абстракции присутствуют в реальном потребительском поведении студентов. Каждая из представленных моделей потребительского поведения студентов оказывает особое влияние на социализацию студентов в контексте организации своего материального планирования. Социализирующей мы можем назвать опытную модель, десоциализирующими - интуитивную и ситуативную модели потребительского поведения. В чем проявляется влияние данных моделей на процесс социализации студентов в контексте организации своего материального планирования?Опытная модель потребительского поведения предполагает готовность планировать свой бюджет, что приводит к накоплению социального опыта, что подразумевает их интеграцию в макросоциум. Распределение расходной части своих средств говорит о рациональности таких студентов, их способности расставлять приоритеты в собственных желаниях. Попытки подработать способствуют лучшему пониманию устройства современной социально-экономической системы, стимулируют трудовую деятельность, информируют об особенностях профессий, о ценообразовании, об оплате труда и других экономических показателях. Помноженные на данный когнитивный капитал, высокие потребительские притязания стимулируют развитие установки на достижение жизненного успеха посредством улучшения уровня собственного образования и развития. Кроме того, студент имеет признание в микросоциуме - как в семье, так и в кругу сверстников. Существуют риски, что в процессе взросления такая модель потребительского поведения может сделать индивида уязвимым, одержимым потреблением и достижением благ, однако это зависит от его индивидуальных характеристик, изучаемых в контексте психологии. Что касается двух других моделей потребительского поведения, то они несколько «тормозят» процесс социализации в контексте организации своего материального планирования. Студент, использующий интуитивную модель потребительского поведения, не активно интегрируется в пространство символов и знаков и, следовательно, не имеет представления об их интерпретации и значении. Хаотичное распределение денежных средств часто оставляет его без сбережений, и он не может себе позволить определенные виды досуга. Полагаясь на опыт родителей в потреблении, он обедняет собственный когнитивный капитал, однако в некоторых случаях это может обезопасить его от неудачных покупок. Легко подвержен влиянию сверстников, но в силу того, что не умеет правильно интерпретировать символы, часто попадает впросак в результате своих покупок, которые не способствуют его интеграции в группу сверстников. Установки на достижение материального благополучия: слабые, его мотивация к учебе и развитию определяется другими факторами влияния. Ситуативная модель имеет рискогенный характер для социализации в контексте организации своего материального планирования. Студенты, использующие данную модель, формируют в своем сознании четкую градацию приоритетных товаров для потребления. В основном, это товары показного потребления. Причем такое ранжирование складывается не из реальной престижности товаров или их стоимости, а из опыта социальной коммуникации. Хотеть то же, что есть у сверстника, или хотеть то, чего ни у кого нет – это не имеет значения. Значимым является смысл, который подросток придает товару. Для покупки значимого товара, молодой человек готов пожертвовать средствами для покупки реально необходимых ему товаров. Как мы говорили ранее при описании данной модели, для преумножения средств на покупку желаемого молодые люди готовы на многое. Отсюда - криминогенной потенциал данной модели поведения. В процессе взросления это приводит к практикам сомнительной работы и теневой занятости в экономике, преступлениям. Но в тоже время потребительская мобильность таких студентов может привести к социальной мобильности. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что потребительское поведение студентов Смол.ГУ. выполняет социализирующую функцию в контексте организации своего материального планирования, причем в зависимости от модели потребительского поведения могут использоваться разные механизмы социализации в контексте организации своего материального планирования, и достигаться различные результаты. Таким образом, потребительское поведение играет важную роль в повседневной жизни студентов и влияет на их социализацию путем организации своего материального планирования. Разные группы студентов Смол.ГУ., в зависимости от их личностных характеристик и психофизиологических особенностей, используют одну из трех моделей потребительского поведения: ситуативную, опытную или интуитивную. По итогам проведенного исследования следует сделать ряд выводов обобщающего характера, раскрывающих предметное поле социологии в отношении изучения потребительского поведения студентов Смол.ГУ. в социализационном контексте организации своего материального планирования. Социализация и потребительское поведение студентов Смол.ГУ. выступают предметным полем социологических исследований. Однако при этом социализации студентов в контексте организации своего материального планирования уделяется значительно меньше исследовательского внимания, чем ее потребительскому поведению. Научная проблема потребительского поведения индивидов, зародившись в рамках экономики, на сегодняшний день приобретает мультидисциплинарный характер, но все более актуальным становится социологическое измерение потребительского поведения, которое в социализационном контексте связывается с понятием «потребительская социализация», в ходе которой индивид адаптируется к обществу потребления, усваивает потребительские ценности и реализует потребительские практики в контексте организации своего материального планирования. Социологи, как правило, в негативном свете рассматривают проблему потребительской социализации студентов, отмечая процессы с экспансией массовой потребительской культуры, содержащей в себе ценности индивидуализированного гедонизма и нравственной эмансипации. Позитивный характер потребительского поведения имеет возможность для своего проявления в случае его креативной направленности, противостоящей стандартизированному потреблению. В таком ракурсе креативное потребительское поведение становится актом самораскрытия, реализации творческой социальной энергии. Потребление в современной реальности является не столько материальной практикой, сколько социокультурной, доминирующей над другими аспектами жизнедеятельности человека и сферами общества. Таким образом, подчеркивается тот факт, что потребительское поведение студентов как фактор социализации в контексте организации своего материального планирования еще не стало предметом специального социологического исследования, и большая часть работ посвящена изучению обратного процесса – социализационного воздействия на студентов и формирование их потребительских ценностей, установок и поведенческих моделей в сфере потребления, что и определило необходимость обоснования в качестве значимого для социологии методологического поля, в котором потребительское поведение и социализация студентов в контексте организации своего материального планирования выступает в синтезе как взаимообусловленные явления. Анализ подходов к потребительскому поведению показал, что потребительское поведение – это многоаспектное явление, обусловленное влиянием объективных и субъективных факторов. Иными словами, оно социокультурно обусловленное, но, формируясь в результате субъективного выбора индивидом тех или иных объектов потребления, является конструируемым им в пространстве конкретного социума. В этой связи в качестве индивид, участвуя в конструировании своего потребительского поведения, стиля потребления, в то же время ограничен социальной средой с ее ценностными, структурными, культурными, экономическими и иными составляющими. Потребительское поведение студентов рассматривается как двусторонний процесс, определяемый, с одной стороны, свободным выбором студентов в сфере потребления, а с другой, - спецификой социальной среды, ограничивающей этот выбор по ценностным, экономическим, культурным, политическим и иным основаниям, результатом которого становятся конструируемые модели потребительского поведения. В данном методологическом пространстве потребительское поведение и социализация студентов в контексте организации своего материального планирования выступают как взаимообусловленные процессы. Иными словами, конструируемые в студенческой среде модели потребительского поведения определяются процессом социализации, но и влияют на него по итогам реализации потребительских практик, распространения тех или иных потребительских ценностей, установок и мотивов, в том числе и аспектом организации своего материального планирования. В данном ключе социализация в контексте организации своего материального планирования предстает как процесс интеграции индивида в общество, в результате которого индивид интериоризирует идеи, ценности, установки, традиции, аттитюды, коннотативные аспекты поведения и воспроизводит их. Данное понятие позволяет рассматривать студента как субъекта социализации, который посредством в том числе и потребительского поведения адаптируется к социальной среде, интегрируется в нее, приобретает социальную компетентность. Субъектный подход позволяет решать следующие задачи: установление диалогических отношений, содействие проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремлению к сотрудничеству и социальной активности. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Большинство людей испытывают при этом немалые затруднения, связанные с отсутствием необходимого уровня финансовой грамотности. Финансовая грамотность – сложное, многоаспектное понятие, находящееся за пределами определенных географических, политических, экономических и социальных границ. Многочисленные исследования, проведенные в зарубежных странах, показали, что даже в таких развитых странах как США и Япония, уровень финансовой грамотности населения, в первую очередь, молодежи, оставляет желать лучшего, более того, значительная часть населения этих стран страдает так называемой «финансовой фобией» и «сторонятся любой финансовой информации – от состояния банковских счетов до сбережений и страхования». На наш взгляд, данный факт объясняется тем, что осмысление финансовой информации требует огромных усилий и связано с повышенной осознанностью и личной ответственностью за принимаемые решения в области финансов. В большинстве своем люди предпочитают уклоняться от принятия на себя лишней ответственности, занимают пассивную позицию, инфантильны и не готовы к глубокому осмыслению сложной финансовой информации, требующей огромных энергозатрат, затрат времени, концентрации внимания.Финансовую грамотность возможно определять, как[25]:Рис.10. Финансовая грамотностьВ целом суть финансовой грамотности можно определить как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла индивида [25]. Начинать формирование финансовой грамотности надо именно с молодежи по целому ряду причин. Чем раньше молодежь усвоит основные финансовые понятия, знания, навыки управления личными финансами, тем ранее будут сформированы полезные привычки в области управления финансами (например, привычка вести учет расходов, планировать доходы, накопления и т.д.), а, как известно, именно полезные привычки, в итоге, определяют насколько успешен тот или иной человек. Стратегической задачей должно стать формирование целого поколения успешных людей, с новыми полезными финансовыми привычками, которое станет основной движущей силой модернизации всех сфер общества.Современная молодежь является активным потребителем товаров и услуг. Все в большей степени она становится основным объектом внимания и главным целевым сегментом для розничных торговых сетей, производителей рекламы, финансовых услуг. Недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям, за которые придется расплачиваться на протяжении многих лет (например, ипотечный кредит в иностранной валюте в условиях девальвации национальной валюты).При формировании финансовой грамотности молодежи необходимо учитывать психолого-возрастные особенности данной группы граждан – необходимо установить непосредственную связь между получаемыми финансовыми знаниями и их применением на практике, учитывать потребности каждого этапа жизненного цикла молодых людей, приучать к ответственности за решения в области финансов.Вложения в повышение финансовой грамотности молодежи принесут наибольшую отдачу в стратегическом плане, так как это наиболее восприимчивый к обучению слой населения. Такой подход позволит достичь максимального охвата различных слоев населения, поскольку в школах и вузах учатся дети из всех социальных групп. Финансовое образование молодых людей будет иметь наиболее долгосрочный эффект – ведь у них впереди целая жизнь, то есть основы финансовых знаний, представлений и навыков закладываются сразу у целого нового поколения. Именно в раннем возрасте возможно заложить не только основы культуры, в том числе и финансовой, но и стимулы к самообразованию на протяжении всей жизни, в данном случае, в сфере финансов.Таким образом, необходимо создание целостной системы повышения финансовой грамотности молодежи, что будет своеобразным ключом к модернизации экономики России, необходимым для того, чтобы каждый гражданин нашей страны мог четко осознавать свои возможности, права, защиту этих прав на финансовом рынке, с высокой степенью ответственности принимать финансовые решения, учитывая их влияние на личное благосостояние и экономику страны в целом.ЗаключениеВ ракурсе представленной методологической стратегии определяющим ход исследования и его результаты направлением становится выделение характерных для российских студентов моделей потребительского поведения, на формирование которых значимое влияние оказывает микросреда. В ее пространстве определяющую роль в формировании поведенческих особенностей студентов в сфере потребления играют семья с ее социально-экономическим статусом и потребительскими ориентациями, сверстники, дружеское окружение и другие значимые круги общения и референтные группы, под влиянием которых у студентов вырабатываются потребительские приоритеты и стандарты потребления. Таким образом, в разработанном методологическом пространстве потребительское поведение и социализация студентов в контексте организации своего материального планирования выступают как взаимообусловленные процессы, порождаемые корреляционной зависимостью между формируемыми в студенческой среде моделями потребительского поведения и процессом социализации. Проведенное исследование показало, что студентов как субъектов потребления характеризует: хаотичность формирования потребностей и интересов; подверженность влиянию со стороны семьи, группы сверстников, СМИ, Интернет-коммуникаций, субкультур и т.д.; большая по сравнению со взрослыми информированность о значениях символов брендов; техническая осведомленность;, ограниченность способов преумножения денежных средств; ограниченность способов совершения и оплаты покупки; ограниченность доступных для потребления товаров; собственная охранная законодательная база; подверженность риску получения негативного потребительского и социального опыта. Быстрая адаптация студентов, их компьютерная грамотность и мобильность помогают им лучше, чем взрослым ориентироваться в символическом мире брендов. Студенты крупных городов, погруженные в глобальное коммуникативное пространство, с легкостью могут определить социальный статус человека по нескольким атрибутам и даже назвать стоимость данных вещей. Это приучает их, с одной стороны, «делить мир на черное и белое», поверхностно определяя личностные характеристики человека, с другой, способствует самоидентификации, формированию референтной группы и смысложизненных ориентаций. В некоторых семьях только молодые люди рассказывают родителям о брендах, их стратификации, помогают сделать выбор или, наоборот, усугубляют родительское чувство неполноценности. Таким образом, в настоящее время происходят существенные изменения и в ресурсах развития молодежи, в способах обращения с ресурсами, социальных рисках, формах проявления девиантного поведения студентов и в факторах, которые их определяют. Изменяются отношения внутри семьи и между поколениями, появляется виртуальная составляющая развития, в том числе и в области формирования потребительского поведения. Эти изменения создают возможность для проверки и пересмотра представлений о возрастах и возрастных задачах ребенка, подростка, юноши, девушки, а также о социализации студентов, активно погруженных в пространство потребления. В итоге делается вывод, что на потребительское поведение студентов в значительной степени влияет такой макрофактор, как «тип поселения», поскольку именно он определяет характер функционирования и силу воздействия ключевых агентов социализации. При этом отмечается, что в городской среде значительно возрастает влияние таких агентов социализации, как СМИ, Интернет, студенческие субкультуры, но доминирующее влияние на формирование потребительского поведения студентов оказывает семья и группы сверстников. Важным выводом в исследовании стало положение о том, что потребительское поведение студентов, в высокой степени ограниченное потребительскими ресурсами, интересами и практиками семьи, формируется не только под влиянием потребительского потенциала и реальных потребительских практик семьи, но и под воздействием внесемейных факторов, что в значительной степени характерно для городских студентов. Глобальное информационное поле с таким мощным агентом формирования массового сознания и поведения, как реклама, становится пространством, во многом неконтролируемым со стороны взрослых и активно воздействующим на потребительские установки и ценности студентов. Данные авторского социологического исследования «Потребительское поведение студентов Смол.ГУ. в контексте социализации в плане организации своего материального планирования» позволили обосновать положение о том, что потребительское поведение студентов является, с одной стороны, неотъемлемой частью их повседневной жизнедеятельности, а, с другой стороны, - важным вкладом в функционирование экономической системы российского государства. Таким образом, полученные эмпирические результаты стали основанием для выделения трех моделей потребительского поведения студентов: интуитивной, ситуативной и опытной. В качестве индикаторов потребительского поведения были использованы: мотивы для совершения покупки, способы распределения денежных средств, попытки увеличения дохода, сформированность потребительских притязаний, отношения с родителями (опекунами), отношения со сверстниками, вовлеченность в Интернет-коммуникацию. Каждая из представленных моделей потребительского поведения студентов оказывает особое влияние на социализацию студентов в контексте организации своего материального планирования, которое анализировалось в работе с позиций позитивности/негативности. При этом, критерием оценки выступает фактор рациональности и целесообразности при совершении выбора в сфере потребления, который, в свою очередь, определяется социальной зрелостью студента, его социальным опытом и субъектностью как характеристикой, отражающей включенность в систему потребления. В итоге, было обосновано, что интуитивная и ситуативная модели потребительского поведения студентов оказывают преимущественно негативное воздействие, определяя рискогенный фон поведения студентов в сфере потребления, а опытная – позитивное влияние, определяя рефлексивный характер потребительских практик студентов и более высокую зрелость потребительской субъектности. Библиографический списокGoogle: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158475.phtmlGoogle: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158475.phtmlhttps://rg.ru/2016/09/19/realnye-dohody-naseleniia-v-avguste-2016-goda-upali-na-83-procenta.html Афанасьева Ю.Л. Влияние рекламы на потребительское поведение молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014. – № 1. – С. 44–51.Афанасьева, Ю.Л. Влияние референтных групп на потребительское поведение студенческой молодежи / Ю.Л. Афанасьева, Г.Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – №1. – 2012. – С. 116–124.Басин Е. Я., Краснов В. М. «Гордиев узел» моды // Мода: за и против [Электронный ресурс]. URL: http://vneshnii-oblik.ru/gordiev-usel.html (дата обращения: 26.04.2017).Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Д. Поведение потребителей. СПб., 2007.Варламова С., Гончарова Е., Соколова И. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология // Мониторинг общественного мнения. 2015. № 2 (196). С. 178.Володин В. М., Михнева С. Г. Экономическое поведение молодежи в условиях модернизации российского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. Вып. № 3 (23). С. 121–126.Вяткин А.П. Личное конструирование как механизм экономической социализации в транзитивном обществе. 2015. № 5.Галкина Д.В. Социализация студентов в контексте теории пространственно-временной динамики социализационного процесса // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. №1. с.248-252Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология М.: Голова А.Г. Потребительское поведение как индикатор социальных трансформаций [Электронный ресурс]. URL: http://knu.znate.ru/docs/index-482392.html (дата обращения: 20.04.2017)Горбунова М.Ю., Понукалина О.В. Управление поведением потребителя в контексте эмоциональнокоммуникативного сервиса // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 79.Гофман А. Б. Мода и обычай // Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. № 3. С. 34.Гусева. Т. В. Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. Дементьева И.Ф. Социально-экономическое положение семьи и проблемы социализации детей // Модернизация социальной структуры российского общества / отв. ред. 3. Т. Голенкова. — М.: ИС РАН, 2008.Демидов А. М. Особенности современного потребительского поведения россиян (доклад в рамках серии семинаров «Социология рынков» на факультете социологии ГУВШЭ) [Электронный ресурс]. URL: http://soc.hse.ru/ecsoclab/marke (дата обращения: 25.04.2017).Дубин С. Апология модности // Новое лит. обозрение. 2008. № 33.Земцов А. А., Осипова Т. Ю. Подготовка финансовых консультантов в вузе как перспективное направление многоуровневого профессионального образования финансистов // Проблемы учета и финансов. 2015. № 1 (17). С. 9–22.Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. М., 1996.Злотникова Т.А., Летина Н.Н., Гапонова Ж.К. Молодёжь в современной российской провинции: социокультурная рефлексия // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 1 (9). С. 120.Калмыкова И. Ю., Юдкевич М. М. Экономика и эмоции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 3. С. 61–87. Князев П. А. Экономическое поведение российской молодежи в период мирового финансового кризиса // Теория и практика общественного развития. 2010. № 2. С. 165–170.Красова Е.Ю. Потребительские практики воронежских студентов (социологическая зарисовка) // Вестник ВГУ. История, политология, социология. 2015. № 2. С. 41.Лебедева А.О., Прохорова Е.П., Киселева Б.А. Стратегии предотвращения аддиктивного поведения: сравнение мнений экспертов и населения // Социальная инноватика в региональном развитии. Петрозаводск, 2014. C. 48Легостаева Н.И. Жизненные стратегии «дневной» и «ночной» молодежи Санкт-Петербурга // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 8 (114). С. 95.Лубский А.В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная мода или социальный вызов // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 3–11.Майорова-Щеглова С.Н. Трансформации детства в XXI веке: к уточнению концепции социального конструирования детства. Социология детства и молодежи // Вестник РГГУ. 2014. №4.Манько Ю., Оганян К. Социология молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://www. studfiles.ru/preview/4518507/page:4/ (датаобращения: 25.04.2017).Масленцева Н. Ю. Социологический анализ тенденций моды // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2011. № 8Михайлова О. И., Гурова О. Ю. Потребитель в молле: между свободой выбора и пространственными ограничениями // Журн. социологии и социал. антропологии. 2009. № 1.Молодежь новой России: ценностные приоритеты // Институт Социологии РАН. Аналитический доклад. М., 2016.Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 2011.Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Академия, 2006; Сушко А.В. Особенности социализации студентов в современном российском обществе. Человек, общество, культура. Под редакцией Е.В. Панченко. Из-во: Центр научного знания «Логос». Ставрополь. 2014.Николаев М.С. Детерминанты топоса социализации в обществе потребления // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №3(62)Овруцкий А.В. Социальное содержание категории «потребление» // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258).Омельченко Е.Л. Молодежь. Открытый вопрос. Ульяновск: Симбирская книга, 2004г.Платонов Ю. Что движет людьми: типология мотивов [Электронный ресурс]. URL: http:// gtmarket.ru/laboratory/expertize/4941 (дата обращения: 02.04.2017).Подольская О. Б. Влияние процессов в сфере моды на социальное поведение студенчества [Электронный ресурс]. URL: http://sci.house/moda/studenchestvo-kak-subyekt modnogopovedeniya.html (дата обращения: 02.04.2017).Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социол. исслед. 2015. № 1.Ребзуев Б.Г., Савельева А.А. Потребительское поведение подростков // Вопросы психологии. 2006. № 2. Сергеева Н.И. Формирование социальной компетентности студентов Санкт-Петербурга: Дис. … к-та соц. наук. – Санкт-Петербург, 2013.Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/index.php] социальный аспект // XIII Всероссийская конференция заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин. Сборник материалов. М.: Изд-во МАБиУ, 2010. Социологические опросы, проводимые фондом «Общественное мнение». См: О наркомании [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/Zdorove-i-sport/11685 (дата обращения: 20.04.2017).Суздалева, Г.Р. Влияние географического фактора на особенности потребительского поведения населения / Г.Р. Суздалева, А.Р. Бадамшина, Э.И. Ахметова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – №2. – 2013. – С. 62–69.Сушко А.В. Особенности социализации студентов в современном российском обществе // Человек, общество, культура. Под редакцией Е.В. Панченко. Из-во: Центр научного знания «Логос», Ставрополь, 2014с. 53-72 Терехова Т. А., Евдокимова А.С. Динамика составляющих экономической социализации студентов в процессе профессионализации в вузе // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития: материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции 24–26 ноября 2010 г. / под науч. ред. А. Е. Карлика, Э. Х. Локшиной. СПб., 2010. Ч. 2. С. 230–235.Терешкина В. Н. Мода как фактор развития здорового образа жизни молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://narfu.ru/upload/iblock/3c0/tereshkina.pdf (дата обращения: 02.04.2017).Терешкина В. Н. Мода как фактор развития здорового образа жизни молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://narfu.ru/upload/iblock/3c0/tereshkina.pdf (дата обращения: 02.12.2016).Хагуров Т.А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России. Риски современной России // Вестник Института социологии. 2013. №7; Хагуров Т.А. Образование в стиле «пепси» (полемические заметки) // Социологические исследования. 2010. №7; Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: экономические детерминанты формирования // Психологический журнал. 2004. №5; Хащенко В.А. Диагностика субъективного экономического благополучия // Психологическая диагностика. 2010. № 4. Шадрина С.В. Потребительское поведение студентов: основные факторы влияния // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. №2. Стр.53 - 91 Шилкина Н.Е. Основания типизации социального поведения и понятийный аппарат исследования социального поведения в социологии // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2009, №1. С.180-186Шубаева В. Г., Наумов В. Н. Модель экономического поведения потребителей финансовых услуг в современных условиях // Известия СПбГЭУ. 2015. № 5. С. 78–84.Шульгин М.В. Экономическая психология: проблемы и перспективы развития // Известия Иркутсткой государственной экономической академии, 2010 №3, с.162-167«Ассоциация «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы»ПриложенияТаблица 1. Задачи исследования и их реализация в вопросах интервью№ Задача Номер вопроса 1 Анализ основных экономических показателей потребительского поведения студентов (объем и структура расходов, источники доходов, накопление)1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 102 Выделение факторов влияния на потребительское поведение студентов (родители, сверстники, СМИ, Интернет, реклама) 11, 12, 13, 14, 15, 33, 34, 35, 3 Выявление траекторий взаимовлияния потребительского поведения и социализации 3, 8, 16, 17, 28, 29, 4 Рассмотрение влияния потребительского поведения студентов на идентичность 21, 22, 23, 26, 27, 36, 37, 38 5 Анализ онлайнового потребительского поведения студентов 30, 31, 32, 34, 35 6 Оценка потенциала потребительского поведения студентов в плане планирования бюджета18, 19, 20, 24, 25, Уважаемый участник опроса!Смоленский государственный университет просит тебя принять участие в исследовании потребительского поведения студентов. Цель нашего исследования – понять, что, зачем, когда и как покупают студенты Смол.ГУ. и планируют ли они собственный бюджет. Как часто ты самостоятельно совершаешь покупки? (выбери один вариант ответа) Каждый день 1-2 раза в неделю Несколько раз в месяц Несколько раз в год Что ты чаще всего покупаешь себе? (выбери три варианта ответа) Продукты питания (еду в столовой, сладости) Транспортные услуги Сигареты, алкогольные напитки и т.п. Канцелярские товары (карандаши, ручки, тетради и т.д.) Книги Одежду, обувь, аксессуары Билеты в кино, цирк, концерты, музеи и др. Посещение кафе, ресторанов быстрого питания и т.п. Предметы для хобби Онлайн-игры, аксессуары в приложениях к компьютерным играм и играм на телефоне Другое Что ты чувствуешь, когда делаешь покупки? (выбери один вариант ответа) Мне нравится делать покупки, потому что это способ интересно провести время Мне нравится делать покупкиМне нравится делать покупки, потому что я приобретаю желаемые товары Ничего не чувствую, это просто необходимость Мне не нравится делать покупки, потому что мне не хватает денег на то, что хочется Мне не нравится делать покупки, потому что это сложно (трудно выбрать, найти товар) Где ты берешь деньги на покупки? (выбери один вариант ответа) Дают родители деньги на карманные расходы Дают родители на конкретные покупки Дают бабушка или дедушка (другие родственники) Дарят на день рождения и другие праздники Занимаю у друзей Иногда подрабатываю Другое Какое количество денег ты тратишь за неделю? (выбери один вариант ответа) 2000 рублей 3000рублей свыше 3000 рублей свыше 5000 рублей Тебе хватает этой суммы? (выбери один вариант ответа) да, иногда даже остаются лишние деньги да, хватает иногда не хватает нет, не хватает Копишь ли ты деньги на что-нибудь? (выбери один вариант ответа) Да, откладываю из карманных денег Да, коплю те деньги, что дарят на праздники и дни рождения Да, откладываю заработанные Нет, я не коплю деньги Пытаешься ли ты как-нибудь заработать дополнительные деньги? (выбери один вариант ответа) Да, я хорошо учусьДа, я подрабатываю Да, я иногда помогаю кому-нибудь за деньги Да, другое Нет, я нигде не подрабатываю Где ты и твои родители делаете покупки? (выбери один вариант ответа) В магазинах На рынке В крупных торговых центрах В Интернете Другое10.Напиши, что бы ты хотел купить себе, если бы была такая возможность? (выбери одну вещь)Согласись или не согласись с утверждениями Утверждение да нет 11 Родители контролируют расходы 12 Родители запрещают покупать какие-то товары 13 Родители советуются со мной, когда мы делаем покупки для всей семьи 14 Родители ругают меня, если им не нравится то, что я купил 15 Родители разрешают мне самому (самой) распоряжаться деньгами 16 Я знаю, сколько денег ежемесячно тратит моя семья и на что 17 Я советую родителям, что им следует купить, и они прислушиваются 18 Я планирую свой бюджет19 Я не планирую свой бюджет20 Я не знал о том, что надо планировать бюджет21 Я завидую друзьям, которым родители покупают модные товары (одежду, телефоны и т.д.) 22 Неважно, какие у тебя есть вещи, важно какой ты человек 23 Я дружу только с модными и обеспеченными ребятами 24 Иногда мне не хватает денег на покупки, и друзья мне их дают 25 Если у меня нет денег на развлечения с друзьями, то я останусь дома 26 Мои друзья намного обеспеченней меня, и я чувствую себя неловко в магазинах с ними 27 Покупки помогают мне легче найти общий язык с друзьями, сверстниками 28 Делая покупки, я чувствую себя взрослым Чем ты занимаешься в свободное время? (выбери два варианта ответа) Читаю книги или журналы Играю в компьютерные игры в Интернете Гуляю с друзьями Хожу в кино, театры, музеи Хожу по магазинам Другое Разрешают ли родители тебе пользоваться Интернетом без лимита времени? (выбери один вариант ответа) Да, разрешают Нет, не разрешают, но я всё равно пользуюсь Нет, не разрешают и не пользуюсь Чем ты занимаешься в Интернете? (выбери два варианта ответа) 1) Делаю домашнее задание, ищу информацию для докладов Ищу дополнительную информацию о том, что меня интересует Общаюсь в социальных сетях Играю в онлайн компьютерные игры Делаю покупки в Интернет-магазинах Смотрю видео, слушаю музыку Скачиваю музыку, видео Просто сижу в Интернете Делал ли ты когда-нибудь покупки в Интернет-магазинах? (выбери один вариант ответа) Сам не делал(а), но родители делают Делал(а) покупки Нет, не делал(а), но хотел бы Нет, не делал(а) Ничего об этом не слышал(а) Покупаешь ли ты приложения в Интернете, различные аксессуары (смайлики) к играм и приложениям, онлайн играм? Да, покупаю часто Да, покупаю редко Нет, не покупал, но собираюсь Не покупал и не собираюсь Как ты относишься к рекламе? (выбери один вариант ответа) Хорошо, иногда она подсказывает, что нужно купить Мне все равно, я не обращаю внимания Плохо, она раздражает Затрудняюсь ответить К чьему совету ты прислушиваешься, когда делаешь покупки? (выбери два варианта ответа) Родителей Бабушки или дедушки Друзей Рекламы Звезд или популярных личностей (в социальных сетях) Преподавателей Другое Откуда ты узнаешь о модных вещах, товарах, брендах? (выбери два варианта ответа) От родителей От друзей От учителей Из рекламы Из Интернета Из профилей звезд, твоих кумиров, популярных людей в социальных сетях Другое Как вы с друзьями проводите свободное время? (выбери два варианта ответа) Гуляем на свежем воздухе (во дворе, на улице и т.д.) Ходим в кино, кафе Играем в компьютерные игры Ходим по магазинам Играем в спортивные игры Обсуждаем последние новости, модные вещи, наших одноклассников и т.д. Курим сигареты, употребляем алкогольные напитки Мы не проводим вместе время Другое Напиши пять своих самых любимых брендов: Знаешь ли ты, что производят эти компании и кто является покупателями данных товаров? 1. Apple 2. Samsung 3. H&M 4. Audi 5. Puma 6. Ikea 7. Oreo 8. Centro

Библиографический список
1. Google: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158475.phtml
2. Google: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158475.phtml
3. https://rg.ru/2016/09/19/realnye-dohody-naseleniia-v-avguste-2016-goda-upali-na-83-procenta.html
4. Афанасьева Ю.Л. Влияние рекламы на потребительское поведение молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014. – № 1. – С. 44–51.
5. Афанасьева, Ю.Л. Влияние референтных групп на потребительское поведение студенческой молодежи / Ю.Л. Афанасьева, Г.Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – №1. – 2012. – С. 116–124.
6. Басин Е. Я., Краснов В. М. «Гордиев узел» моды // Мода: за и против [Электронный ресурс]. URL: http://vneshnii-oblik.ru/gordiev-usel.html (дата обращения: 26.04.2017).
7. Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
8. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Д. Поведение потребителей. СПб., 2007.
9. Варламова С., Гончарова Е., Соколова И. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология // Мониторинг общественного мнения. 2015. № 2 (196). С. 178.
10. Володин В. М., Михнева С. Г. Экономическое поведение молодежи в условиях модернизации российского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. Вып. № 3 (23). С. 121–126.
11. Вяткин А.П. Личное конструирование как механизм экономической социализации в транзитивном обществе. 2015. № 5.
12. Галкина Д.В. Социализация студентов в контексте теории пространственно-временной динамики социализационного процесса // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. №1. с.248-252
13. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология М.:
14. Голова А.Г. Потребительское поведение как индикатор социальных трансформаций [Электронный ресурс]. URL: http://knu.znate.ru/docs/index-482392.html (дата обращения: 20.04.2017)
15. Горбунова М.Ю., Понукалина О.В. Управление поведением потребителя в контексте эмоциональнокоммуникативного сервиса // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 79.
16. Гофман А. Б. Мода и обычай // Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. № 3. С. 34.
17. Гусева. Т. В. Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005.
18. Дементьева И.Ф. Социально-экономическое положение семьи и проблемы социализации детей // Модернизация социальной структуры российского общества / отв. ред. 3. Т. Голенкова. — М.: ИС РАН, 2008.
19. Демидов А. М. Особенности современного потребительского поведения россиян (доклад в рамках серии семинаров «Социология рынков» на факультете социологии ГУВШЭ) [Электронный ресурс]. URL: http://soc.hse.ru/ecsoclab/marke (дата обращения: 25.04.2017).
20. Дубин С. Апология модности // Новое лит. обозрение. 2008. № 33.
21. Земцов А. А., Осипова Т. Ю. Подготовка финансовых консультантов в вузе как перспективное направление многоуровневого профессионального образования финансистов // Проблемы учета и финансов. 2015. № 1 (17). С. 9–22.
22. Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. М., 1996.
23. Злотникова Т.А., Летина Н.Н., Гапонова Ж.К. Молодёжь в современной российской провинции: социокультурная рефлексия // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 1 (9). С. 120.
24. Калмыкова И. Ю., Юдкевич М. М. Экономика и эмоции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 3. С. 61–87.
25. Князев П. А. Экономическое поведение российской молодежи в период мирового финансового кризиса // Теория и практика общественного развития. 2010. № 2. С. 165–170.
26. Красова Е.Ю. Потребительские практики воронежских студентов (социологическая зарисовка) // Вестник ВГУ. История, политология, социология. 2015. № 2. С. 41.
27. Лебедева А.О., Прохорова Е.П., Киселева Б.А. Стратегии предотвращения аддиктивного поведения: сравнение мнений экспертов и населения // Социальная инноватика в региональном развитии. Петрозаводск, 2014. C. 48
28. Легостаева Н.И. Жизненные стратегии «дневной» и «ночной» молодежи Санкт-Петербурга // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 8 (114). С. 95.
29. Лубский А.В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная мода или социальный вызов // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 3–11.
30. Майорова-Щеглова С.Н. Трансформации детства в XXI веке: к уточнению концепции социального конструирования детства. Социология детства и молодежи // Вестник РГГУ. 2014. №4.
31. Манько Ю., Оганян К. Социология молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://www. studfiles.ru/preview/4518507/page:4/ (дата обращения: 25.04.2017).
32. Масленцева Н. Ю. Социологический анализ тенденций моды // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2011. № 8
33. Михайлова О. И., Гурова О. Ю. Потребитель в молле: между свободой выбора и пространственными ограничениями // Журн. социологии и социал. антропологии. 2009. № 1.
34. Молодежь новой России: ценностные приоритеты // Институт Социологии РАН. Аналитический доклад. М., 2016.
35. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 2011.
36. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Академия, 2006; Сушко А.В. Особенности социализации студентов в современном российском обществе. Человек, общество, культура. Под редакцией Е.В. Панченко. Из-во: Центр научного знания «Логос». Ставрополь. 2014.
37. Николаев М.С. Детерминанты топоса социализации в обществе потребления // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №3(62)
38. Овруцкий А.В. Социальное содержание категории «потребление» // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258).
39. Омельченко Е.Л. Молодежь. Открытый вопрос. Ульяновск: Симбирская книга, 2004г.
40. Платонов Ю. Что движет людьми: типология мотивов [Электронный ресурс]. URL: http:// gtmarket.ru/laboratory/expertize/4941 (дата обращения: 02.04.2017).
41. Подольская О. Б. Влияние процессов в сфере моды на социальное поведение студенчества [Электронный ресурс]. URL: http://sci.house/moda/studenchestvo-kak-subyekt modnogopovedeniya.html (дата обращения: 02.04.2017).
42. Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социол. исслед. 2015. № 1.
43. Ребзуев Б.Г., Савельева А.А. Потребительское поведение подростков // Вопросы психологии. 2006. № 2.
44. Сергеева Н.И. Формирование социальной компетентности студентов Санкт-Петербурга: Дис. … к-та соц. наук. – Санкт-Петербург, 2013.
45. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/index.php] социальный аспект // XIII Всероссийская конференция заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин. Сборник материалов. М.: Изд-во МАБиУ, 2010.
46. Социологические опросы, проводимые фондом «Общественное мнение». См: О наркомании [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/Zdorove-i-sport/11685 (дата обращения: 20.04.2017).
47. Суздалева, Г.Р. Влияние географического фактора на особенности потребительского поведения населения / Г.Р. Суздалева, А.Р. Бадамшина, Э.И. Ахметова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – №2. – 2013. – С. 62–69.
48. Сушко А.В. Особенности социализации студентов в современном российском обществе // Человек, общество, культура. Под редакцией Е.В. Панченко. Из-во: Центр научного знания «Логос», Ставрополь, 2014с. 53-72
49. Терехова Т. А., Евдокимова А.С. Динамика составляющих экономической социализации студентов в процессе профессионализации в вузе // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития: материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции 24–26 ноября 2010 г. / под науч. ред. А. Е. Карлика, Э. Х. Локшиной. СПб., 2010. Ч. 2. С. 230–235.
50. Терешкина В. Н. Мода как фактор развития здорового образа жизни молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://narfu.ru/upload/iblock/3c0/tereshkina.pdf (дата обращения: 02.04.2017).
51. Терешкина В. Н. Мода как фактор развития здорового образа жизни молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://narfu.ru/upload/iblock/3c0/tereshkina.pdf (дата обращения: 02.12.2016).
52. Хагуров Т.А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России. Риски современной России // Вестник Института социологии. 2013. №7; Хагуров Т.А. Образование в стиле «пепси» (полемические заметки) // Социологические исследования. 2010. №7;
53. Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: экономические детерминанты формирования // Психологический журнал. 2004. №5; Хащенко В.А. Диагностика субъективного экономического благополучия // Психологическая диагностика. 2010. № 4.
54. Шадрина С.В. Потребительское поведение студентов: основные факторы влияния // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. №2. Стр.53 - 91
55. Шилкина Н.Е. Основания типизации социального поведения и понятийный аппарат исследования социального поведения в социологии // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2009, №1. С.180-186
56. Шубаева В. Г., Наумов В. Н. Модель экономического поведения потребителей финансовых услуг в современных условиях // Известия СПбГЭУ. 2015. № 5. С. 78–84.
57. Шульгин М.В. Экономическая психология: проблемы и перспективы развития // Известия Иркутсткой государственной экономической академии, 2010 №3, с.162-167
58. «Ассоциация «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы»

Вопрос-ответ:

Какие проблемы связаны с материальным планированием в молодежной среде?

Материальное планирование в молодежной среде имеет свои особенности и может сопровождаться рядом проблем. Некоторые из них включают нестабильность доходов у студентов, недостаток опыта в финансовом планировании, ограниченные возможности для получения дополнительного заработка и высокую стоимость жизни в современных городах.

Какие теоретико-методологические основы используются для изучения молодежи как особой потребительской группы?

Для изучения молодежи как особой потребительской группы используются различные теоретико-методологические подходы. Один из них - спектральный анализ современных потребностей молодежной среды, который позволяет определить основные потребности молодежи и их приоритеты. Также проводится исследование культуры потребления студенческой молодежи, чтобы понять особенности ее потребительского поведения.

Какие факторы влияют на распределение финансовых средств среди молодежи?

Распределение финансовых средств среди молодежи зависит от различных факторов. Некоторые из них включают уровень дохода, степень финансовой грамотности, наличие обязательных платежей (как, например, оплата за обучение), наличие дополнительных источников заработка, а также индивидуальные предпочтения и ценности каждого студента.

Какие методы использовались в социологическом исследовательском проекте по проблеме распределения финансовых средств среди молодежи?

В социологическом исследовательском проекте по проблеме распределения финансовых средств среди молодежи были использованы различные методы, включая опросы, интервью, наблюдение и анализ статистических данных. Опросы и интервью позволили получить мнения и взгляды студентов на данную проблему, а наблюдение и анализ статистических данных дали возможность изучить общие тенденции и закономерности.

Какие теоретико-методологические основы используются при изучении молодежи в контексте материального планирования?

В изучении молодежи в контексте материального планирования используются различные теоретико-методологические основы, такие как спектральный анализ современных потребностей молодежной среды, изучение культуры потребления студенческой молодежи и анализ субъектов потребительской активности.

Какие проблемы выявлены в материальном планировании студентов Смоленского государственного университета?

В материальном планировании студентов Смоленского государственного университета были выявлены такие проблемы, как неравномерное распределение финансовых средств среди молодежи и проблема распределения финансовых средств, которая была исследована в рамках социологического исследовательского проекта.

Какие особенности современных потребностей молодежной среды были выявлены в исследовании?

В ходе исследования были выявлены различные особенности современных потребностей молодежной среды. Например, был проведен спектральный анализ современных потребностей, который позволил определить разнообразие потребностей и приоритеты молодежи. Также была проанализирована культура потребления студенческой молодежи и выявлены особенности ее потребительской активности.

Кто является субъектами потребительской активности в молодежной среде?

Субъектами потребительской активности в молодежной среде могут быть различные группы молодых людей, такие как студенты, молодые работники, представители молодежных организаций и т.д. Исследование позволило выявить различные субъекты потребительской активности и их особенности в контексте материального планирования.

Какие основные проблемы материального планирования студентов СмолГУ?

По результатам исследования были выявлены несколько основных проблем материального планирования студентов СмолГУ. Во-первых, большинство студентов сталкиваются со сложностями в распределении своих финансовых средств, так как у них мало опыта и знаний в области бюджетирования. Во-вторых, многие студенты испытывают недостаток денежных средств, что приводит к ограничениям в удовлетворении своих потребностей. Наконец, третья проблема связана с тем, что некоторые студенты тратят большое количество денег на ненужные или излишние вещи, из-за чего у них возникает дефицит средств для важных расходов, таких как учебные материалы или питание.

Какие меры могут быть предприняты для решения проблем материального планирования студентов СмолГУ?

Для решения проблем материального планирования студентов СмолГУ могут быть предприняты различные меры. Во-первых, студентам необходимо обеспечить доступ к информации о правилах и принципах бюджетирования, чтобы они смогли эффективно планировать свои финансовые средства. Во-вторых, университет или другие социальные организации могут создать программы обучения и тренинги по финансовой грамотности, чтобы помочь студентам развить навыки управления своими финансами. Наконец, важно проводить работу по повышению уровня осведомленности молодежи о важности сохранения денег и умении отличать личные потребности от излишних желаний.