Средняя и высшая школа: проблема выбора профессиональных ориентаций

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология управления
  • 29 29 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 02.08.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Профессиональные ориентации в школе и вузе: современная ситуация в России 5
1.1. Проблемы профессиональной ориентации в средней школе 7
1.2. Проблемы профессиональной ориентации в высшей школе 11
Глава 2. Проблема профессиональной ориентации в рамках социологической науки 15
2.1. Теоретические концепции, понятия, тенденции 15
2.2. Отношение исследователя к проблеме 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Фрагмент для ознакомления

В том числе, профориентация в рамках этих теорий зависит от того, как строятся отношения ребёнка и родителей. Теории индивидуальности концентрируются на том, как человек выбирает себе профессию, как и почему выбирает себе окружение. Существует множество концепций и теоретического материала, который имеет отношение к данному вопросу, в этой работе мы освятим только малую часть. 2.2. Отношение исследователя к проблемеКак нам кажется, очень важно, насколько грамотно человек выбирает профессию, соответствует ли она его склонностям, способностям и представлениям о себе. Так он может приносить пользу обществу и получать удовлетворение от работы. Большую роль на всех этапах: и в школе, и в вузе играют центры занятости, кадровые подразделения, агентства по набору персонала и представители различных компаний, организаций, которые могут продемонстрировать различные плюсы и минусы профессий. Когда решение принимается спонтанно, с опорой на существующие в обществе стереотипы, результат часто оказывается отрицательным. На всех этапах человеку нужна поддержка и профессиональная помощь. В рамках выбор будущей профессии имеют значения интересы человека, семейная история, цели, которые ставят перед нами родители или мы сами. Различные методики анализа и интервью позволяют социологам выявить, насколько те или иные студенты и школьники, знают, чего хотят. И это позволяет более глубоко понять механизмы профориентации, влиять на них. Сегодня почти нет специалистов, которые занимались бы профориентацией на должном уровне: они не подготовлены должным образом. Часто у человека нет возможности попробовать себя в различных сферах, а в регионах не налажена передача информации о потребностях в различных специалистах.При этом низкий интерес к труду несет большие проблемы и для самой работы, и для работника.Важно не мешать ребёнку развиваться в любимых сферах, позволять ему пробовать разное, давать возможность рано начинать трудиться, чтобы понять себя. Не стоит забывать о диагностике, тестированиях, опросниках. В целом, полезно просто общаться со своим ребёнком: школьником или студентом. И учить его думать о профессии, а не о социальном статусе, выборе вуза. Ещё одна глобальная проблема: человек ничего не знает о себе. Он выбирает профессия из-за её имиджа, привлекательности, но не понимает, что не сможет работать по этой специальности из-за собственных черт. Кроме того из-за хаотической системы профориентации человек много времени тратит на «поиск себя», вместо того, чтобы заниматься своим делом. Тратятся и ресурсы, которые потрачены на него государством, и его собственные. В идеале мы должны после школы и вуза получать людей, которые нашли себя, хотят и могут получать конкурентоспособную зарплату и развиваться в своей сфере. Для решения проблем нужно использовать структуру НКО, создавать различные центры занятости, совершенствовать стандарты образования и законодательную базу, а также обучать, в том числе специалистов по профориентации. Сегодня эти проблемы кажутся малоразрешимыми, по крайней мере все сразу. А без комплексного подхода они не будут решены совсем. Профориентация – это не статичное явление, она развивается вместе с изменениями в обществе, в его представлениях о целях, формах, методах работы. И важно, что сегодня применяется именно междисциплинарный подход к её изучению. Его основу составляют системно-функциональный и личностно-ориентированный подходы. В рамках социологической науки существует необходимость качественных исследований удовлетворенности людей своими профессиональными сферами, компетенциями, выбором профессии. В первую очередь через создание адекватных гайдов для интервью, анализа большой выборки результатов. Эти знания позволят сделать хорошие программы профориентации, отслеживать их успешность и корректировать по ходу использования. Столь же важна работа по адаптации на рабочем месте, в коллективе. Ещё один важный аспект: отслеживание тенденций, которые существуют в мировой практике, их тоже необходимо учитывать. ***В рамках второй главы мы поговорили о некоторых теоретических аспектах изучения профессиональной ориентации. В целом, сегодня существует множество различных исследований, которые направлены на изучение вопросов профориентации школьников и студентов. Интерес к этому вопросу проявляют психологи, педагоги, и, конечно, социологи. По нашему мнению, смещение акценты в теориях на личность и её потребности – это вполне логичное веянье времени, отвечающее потребностям современного мира. Для более глубокого изучения профориентации нужно использовать междисциплинарный подход. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках работы мы решили ряд задач, ипришли к выводам:Профориентация является одной из самых важных задач различных социальных институтов, организаций, образовательных учреждений. На неё влияют не только социальные и демографические факторы, изменения рынка труда, но и самоопределение людей, стереотипы, различные исторические тенденции. В идеале нужна полноценная система профориентации, которой сегодня в стране нет. При этом профориентация важна для «трудового капитала» государства, его конкурентоспособности. На профориентацию влияют различные социально-экономические изменения, трансформации рынка труда. В средней школе профориентация может играть очень большую роль: необходимо проводить тесты на раскрытие способностей и навыков, знакомить детей с различными формами занятости, помогать им избавиться от заблуждений насчет себя и отдельных профессий. Возможно, стоит проводить разъяснительную работу с родителями, которые мешают детям реализоваться исходя из своих предпочтений в рамках их будущего. В высшей школе важно наладить общение работодателей с выпускниками, увеличить практическую составляющую обучение, выстроить нормативные акты так, чтобы они не мешали обучаться. Также важно сделать так, чтобы выпускники получали возможность стажироваться, получать работу без опыта. Лакуны закрывают курсы и центры обучения, которые дают возможность «добрать» нужную информацию, навыки и умения. В рамках различных теоретических концепций на протяжении всей истории социологической науки представлено множество различных концепций, теорий и пр. Каждая из них и сегодня продолжает развиваться, особенно важны те, которые носят прикладной характер. Наше общее отношение к данной проблематике мы выразили во второй главе. В целом, социология управления и наука в целом могут сделать очень многое для трудовой сферы, побора кадров, выбора профессии: дать материал для исследований, формирования программ профессиональной ориентации, налаживания отношений между потенциальными работниками и работодателями. Для решения проблем нужно использовать структуру НКО, создавать различные центры занятости, совершенствовать стандарты образования и законодательную базу, а также обучать в том числе специалистов по профориентации. Профессиональная ориентация в средней и высшей школе может стать основой для развития государства в целом. В рамках социологической науки существует необходимость качественных исследований удовлетворенности людей своими профессиональными сферами, компетенциями, выбором профессии. В первую очередь через создание адекватных гайдов для интервью, анализа большой выборки результатов. Эти знания позволят сделать хорошие программы профориентации, отслеживать их успешность и корректировать по ходу использования. Важно также учитывать зарубежный опыт.Работа может быть продолжена с привлечением новых источников, иностранных публикаций и проведения собственного социологического исследования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБолдина М.А., Деева Е.В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник ТГУ. 2017. №1 (165). С.7-17.Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12. − С. 431-439. Будаева Э.В. Проблемы самоопределения личности старшеклассника в процессе профориентационной работы школы // Вестник БГУ. 2015. №1. − С.102-104Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка // Высшее образование в России. 2016. №7. − С.143-151.Дикунова Е.П. Процесс профессиональной ориентации студента вуза:Социолого-управленческий аспект. авт.дис....кан. соц. наук. : 22.00.08.- Москва, 2002. – 32 с.Дементьев И.В. Профессиональная ориентация: анализ научных подходовКiраванне у адукацыi. 2008. №11. − С. 56– 62.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. – М.: Академический проект, 2005.Махлеева Л.В. Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся // Инновационная наука. 2016. №9 (21). С.315-320.Милославский В. Г., Алиева Н. Х., Соловьев С. М., Компилецкая О. Д., Казиев Т. Р. Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2016. №7. − С. 905-911.Павлова Е.В. Психологические трудности и ошибки при выборе профессии [Электронный ресурс], URL: http://hr-portal.ru/article/psihologicheskie-trudnosti-i-oshibki-pri-vybore-professii-uchashchimisya, дата обращения: 27.06.17.Самойлик Н.А. Содержательные характеристики феномена профессионально-ценностных ориентаций личности // Вестник КемГУ. 2016. №1 (65). − С.121-125.Чекменева О.Ю, Евплова Е.В. Социально-исторические аспекты становления проблемы профориентации молодежи // Вестник ЧГПУ. 2017. №2. − С.102-106Шикина Е.А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения // СЭПТП. 2012. №6. – С. 1-5. ПРИЛОЖЕНИЯРис. 1 История профориентации в России в XX векеРис.2рис.3рис.4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Болдина М.А., Деева Е.В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник ТГУ. 2017. №1 (165). С.7-17.
2. Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12. − С. 431-439.
3. Будаева Э.В. Проблемы самоопределения личности старшеклассника в процессе профориентационной работы школы // Вестник БГУ. 2015. №1. − С.102-104
4. Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка // Высшее образование в России. 2016. №7. − С.143-151.
5. Дикунова Е.П. Процесс профессиональной ориентации студента вуза:Социолого-управленческий аспект. авт.дис....кан. соц. наук. : 22.00.08.- Москва, 2002. – 32 с.
6. Дементьев И.В. Профессиональная ориентация: анализ научных подходов Кiраванне у адукацыi. 2008. №11. − С. 56– 62.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2005.
8. Махлеева Л.В. Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся // Инновационная наука. 2016. №9 (21). С.315-320.
9. Милославский В. Г., Алиева Н. Х., Соловьев С. М., Компилецкая О. Д., Казиев Т. Р. Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2016. №7. − С. 905-911.
10. Павлова Е.В. Психологические трудности и ошибки при выборе профессии [Электронный ресурс], URL: http://hr-portal.ru/article/psihologicheskie-trudnosti-i-oshibki-pri-vybore-professii-uchashchimisya, дата обращения: 27.06.17.
11. Самойлик Н.А. Содержательные характеристики феномена профессионально-ценностных ориентаций личности // Вестник КемГУ. 2016. №1 (65). − С.121-125.
12. Чекменева О.Ю, Евплова Е.В. Социально-исторические аспекты становления проблемы профориентации молодежи // Вестник ЧГПУ. 2017. №2. − С.102-106
13. Шикина Е.А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения // СЭПТП. 2012. №6. – С. 1-5.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы существуют с профессиональной ориентацией в средней школе?

В средней школе существуют проблемы с профессиональной ориентацией, так как многие ученики не имеют ясного представления о своих интересах и склонностях, а также не знают о возможных профессиях и специализациях. Это может привести к тому, что они выберут неподходящую им профессию, что повлияет на их будущее трудоустройство и карьерный рост.

Какие проблемы существуют с профессиональной ориентацией в высшей школе?

Проблемы с профессиональной ориентацией в высшей школе заключаются, в том, что многие студенты не уверены в выбранной ими специальности, так как у них не было достаточного времени и возможностей для рассмотрения всех вариантов. Это может привести к тому, что они будут несчастны в своей будущей профессии и потратят много времени и ресурсов на обучение, которое оказалось неинтересным и неудовлетворяющим их потребностям.

Какие теоретические концепции существуют в рамках проблемы профессиональной ориентации?

В рамках проблемы профессиональной ориентации существуют различные теоретические концепции, которые позволяют объяснить процессы выбора профессии. Некоторые из них включают концепцию "социального конструирования", где профессиональные предпочтения формируются в результате взаимодействия социальных сред и общественных норм и ценностей. Другие концепции включают идею "индивидуальных различий", где профессиональные предпочтения формируются на основе уникальных характеристик и интересов каждого индивида.

Какое отношение исследователи имеют к проблеме профессиональной ориентации?

Исследователи проблемы профессиональной ориентации относятся к этой проблеме с серьезностью и понимают ее важность для учащихся и студентов. Они занимаются изучением факторов, влияющих на процесс профессионального выбора, и разрабатывают рекомендации и инструменты, которые могут помочь молодым людям принять осознанные решения относительно своей будущей карьеры.

Какая ситуация с профессиональными ориентациями в школах и вузах в России?

Ситуация с профессиональными ориентациями в школах и вузах в России в настоящее время является довольно сложной. Студенты сталкиваются с рядом проблем, связанных с выбором профессии. Во-первых, многие школьники и студенты испытывают затруднения в определении своих профессиональных интересов и склонностей. Во-вторых, информация о профессиях и карьерных путях часто оказывается недостаточной или неполной. В-третьих, влияние родителей, учителей и общественного мнения может оказывать сильное воздействие на решение о выборе профессии. Все эти факторы вместе создают сложную ситуацию, которая требует серьезного изучения и поиска решений.

Какие проблемы возникают с профессиональной ориентацией в средней школе?

В средней школе возникает несколько проблем с профессиональной ориентацией. Во-первых, многие школьники испытывают затруднения в определении своих интересов и склонностей к определенной профессии. Они не знают, чем бы хотели заниматься в будущем и какие профессии им подходят. Во-вторых, информация о профессиях и карьерных путях часто оказывается недостаточной или неполной. Школьники не знают о различных возможностях, которые открываются перед ними после окончания школы. В-третьих, отсутствие профессионального консультирования и поддержки в школах делает процесс выбора профессии еще более сложным. Поэтому важно разработать и внедрить эффективные программы профориентации для школьников.

Какая ситуация с профессиональными ориентациями в школах и вузах в России?

В современной России существуют проблемы с профессиональной ориентацией в школах и вузах.

Какие проблемы существуют с профессиональной ориентацией в средней школе?

В средней школе существуют различные проблемы с профессиональной ориентацией, так как не всегда ученики знают, какую профессию они хотят выбрать и как они могут достичь своей цели.

Какие проблемы возникают с профессиональной ориентацией в высшей школе?

В высшей школе возникают проблемы с профессиональной ориентацией, так как студенты не всегда готовы к выбору своей будущей профессии и не знают, какую карьеру им стоит преследовать.