Тревожность и пути её снижения в юношеском возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 29 29 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 11.08.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Пояснительная записка 3
1.1 Актуальность проблемы 3
1.2 Определение тревожности 4
1.3 Особенности тревожности в юношеском возрасте 15
1.4 Анализ существующих коррекционных методик направленных на снижение тревожности в юношеском возрасте 20
1.5 Описание коррекционной программы 25
Список литературы 28
Приложение 1. Конспекты коррекционно-развивающих занятий 30

Фрагмент для ознакомления

Психолог. Какой вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях?В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.Учащиеся делают запись в тетради:Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других, на завоевание независимости и свободы.Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.Психолог. Подумайте, в какой форме чаще всего проявляется ваша агрессия? Как вы с ней справляетесь?Упражнение «Выставка».Психолог. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните три, четыре раза. Представьте, что вы попали на большую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать.После упражнения происходит обмен мнениями: Какая была ситуация? Трудно ли было представить свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?Занятие 11. Пойми меня.Цель: Формировать у учащихся умение понимать друг друга.Материалы: Бланки с пословицами для каждого учащегося.Ход занятия.Психолог. Чаще всего мы раздражаемся и нервничаем, когда нас не понимают. Сейчас мы проверим, достаточно ли хорошо мы знаем друг друга. Сейчас я вам раздам бланки с пословицами. Каждый выберет ту, которая ему ближе по смыслу.Нет такого человека, чтоб век без греха.Всякая неправда – грех.От судьбы не уйдешь.Риск – благородное дело.Денег наживёшь – без нужды проживешь.Когда деньги говорят, правда молчит.И с умом воровать – беды не избежать.Раз украл – навек вором стал.Кто сильнее – тот и прав.С кем поведешься – от того и наберешься.Умная ложь лучше глупой правды.Убежал – прав, а попался – виноват.Ведущий просит участников объяснить свой выбор и смысл пословицы. Всем предлагается догадаться, кто какую выбрал пословицу.Игра-шутка «Пойми меня».Участники объединяются в группы по три человека, изображая «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «слепого и немого». Им дается задание договориться о подарке друг другу.Занятие 12. Мои проблемы.Цели: Познакомить учащихся с термином «проблема».Научить осознавать проблемы и их обсуждать.Отработать навыки решения проблем.Материалы: Тетради, ручки, воздушные шары для каждого участника.Ход занятия.Психолог. Послушайте пример проблемной ситуации.Двое братьев попали в скверную историю – одолжили деньги, но вовремя не смогли их вернуть. Им пригрозили расправой, если они не вернут деньги. Каждый из братьев решил проблему по-своему. Один – одолжил деньги у очень доброго пожилого человека, солгав ему, что деньги нужны на лечение для больной матери (хотя она была здорова). Другой влез в чужую машину, украл магнитофон и продал его. Так братья решили свою проблему и раздобыли деньги.Психолог. Согласны ли вы, что они решили свою проблему? Почему? Какие вы можете предложить варианты решения этой проблемы?Все предложения учащихся записываются на доске.Психолог. Подумайте, что лучше: воровство или обман?Психолог подводит итог обсуждения – решение проблемы не должно приводить к появлению новых проблем.Игра «Диалог со своим мозгом»Учащиеся записывают в своих тетрадях высказывание Э. Фрома: «Человек – это тот, кто постоянно решает проблему жизни».В игре участвуют 5 человек (все вместе они составляют «мозг»):-         тот, кто называет проблему-         тот, кто предупреждает, что будет сейчас-         тот, кто предупреждает, что будет через неделю-         тот, кто предупреждает, что будет через месяц-         тот, кто предупреждает, что будет в конце жизниНазывается проблема, например, «Я хочу подарить кому-то цветы». Мозг отвечает:«Если ты подаришь цветы, то сейчас…»«Если ты подаришь цветы, то через неделю…»«Если ты подаришь цветы, то через месяц…»«Если ты подаришь цветы, то в конце жизни…»Игра повторяется с другими участниками и с другими проблемами («Я хочу начать курить», «Я нашел кошелек», «Я им отомщу»).После обсуждения проблемы нужно либо отказаться от какого-то решения, либо утвердиться в нем.Психолог. После этой игры и наших рассуждений можно выделить следующие этапы решения проблемы:-         постановка проблемы-         обдумывание, что будет после принятия того или иного решения (через неделю, через месяц, в зрелые годы, в конце жизни)-         выбор приемлемого варианта-         применение выбранного вариантаУпражнение с шарами.Каждый участник берёт по воздушному шарику, надувает его, представляя, что он мысленно обдумывает решение своей проблемы. Затем он пишет то, что его волнует на своем шарике фломастером и протыкает шарик – проблема лопнула. Это упражнение можно проделывать и мысленно.Занятие 13. Критика.Цели: Познакомить учащихся с понятием «критика».Отрабатывать навыки правильного реагирования на критику.Материалы: Карточки с фразами, мяч.Ход занятия.Игра с мячом «Что звучит обидно?».Психолог бросает мяч по очереди каждому участнику и произносит по одной фразе, а все стараются запомнить, что при этом чувствовали. Фразы психолога:-         ты всегда плохо работаешь-         ты никогда не делаешь домашнего задания-         ты каждый раз перебиваешь-         ты – лентяй-         ты никогда не здороваешься-         ты – глупыйПри обсуждении психолог задает вопросы: Было ли обидно? Какие вы испытывали эмоции? Какие слова особенно обижают? Что заставляет людей критиковать других? Нужна ли критика? Всегда ли критику бывает услышана? Почему?Упражнение наЯ - сообщение.Психолог. Попробуйте сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера. Скажите предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера, например, «Я не доволен вашей работой», «Я переживаю, когда меня перебивают» и т.д.Делается вывод о том, что Я – сообщение позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать. Я – сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты – сообщение нацелено на обвинение другого человека.Занятие 14. Азбука перемен. Цели: Закрепить у учащихся полученные знанияПомочь участникам поверить в свои силы.Материалы: Тетради с записями.Ход занятия.Составляем «Азбуку перемен».Психолог. Проанализируйте свои знания и составьте «Азбуку перемен». Азбука эта необычная – слова будем подбирать по алфавиту, а действия будем описывать, основываясь на своих знаниях и своем опыте. Первым в нашей азбуке нужно поставить слово на букву А, например – Анализ (можно другое, предложенное участниками). Объясните, что значит анализировать свои поступки.Далее идет слово на букву Б, например – Будущее (зависит ли наше будущее от умения общаться с людьми?).Учащимся предлагается самим придумывать слова к азбуке и объяснять их значение. Если дети затрудняются, то можно им предложить такие: Знания, Интерес, Коллектив, Личность, Мечта, Надежда, Откровения и т.д.«Нарисуем жизнь».Ведущий предлагает учащимся нарисовать жизнь так, как они её представляют. Рисунок выполняется коллективно на доске или на большом листе ватмана. Рисунок может включать в себя символы, картинки, слова – всё, с помощью чего можно передать самое важное в жизни.Игра «Я бросаю тебе мяч».Учащиеся становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (слона, конфету…). Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить.

Список литературы

1. Аль-джолбек Х., Ладик Б. Б., Пашков А. А. Личностно-психологические особенности больных с генерализованным тревожным расстройством и паническими атаками и их динамика в процессе лечения бемитилом. // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - № 2, 2003. – С. 87-95.
2. Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998.-№ 1. –С.33-41.
3. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. - СПб.: ПИТЕР, 2001.
4. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
5. Белялов Ф.И. Психические расстройства в практике терапевта. — Иркутск: РИО ИГМАПО, 2013. - 327 с.
6. Варфоломеева Ю.Е. Комобирдность панического расстройства. // Независимый психиатрический журнал. - №1, 2014. - С. 75-80.
7. Дюкова Г.М. Панические расстройства. // Нервные болезни. - № 3, 2007. – С. 3-7.
8. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология (11 издание) – СПб., 2004. – 1166 с.
9. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2004. - 553 с.
10. Кочетков Я.А., Соколова Е.Т. Объектные отношения у пациентов с паническим. // Социальная и клиническая психиатрия. - № 2, 2006. – С. 1-5.
11. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001.
12. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология и психотерапия. — СПб.: Питер, 2012. — 944 с.
13. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Воронеж: МОДЭК, 2007.
14. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
15. Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. - М. : Академия, 2002. – 368 с.
16. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. - М., 2003.
17. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – Спб.: Питер, 2002. – 352 с.
18. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни - М., АСТ, 2009.
19. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фром ; пер. с англ. А.Лактионова — М. : АСТ:АСТ МОСКВА, 2009.
20. Харитонов С. В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. - М. : Психотерапия, 2009. – 173 с.
21. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - СПб.: Питер, 2012. –С.112.
22. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.
23. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 352 с.

Вопрос-ответ:

Что такое тревожность и как ее можно снизить в юношеском возрасте?

Тревожность - это состояние, характеризующееся беспокойством, тревогой и нервозностью. В юношеском возрасте она имеет свои особенности. Для снижения тревожности в этом возрасте используются различные коррекционные методики, такие как психологическое консультирование, релаксационные практики, когнитивно-поведенческая терапия и другие.

Почему тревожность особенно актуальна в юношеском возрасте?

В юношеском возрасте происходят значительные изменения в физическом и психологическом развитии, что может вызывать тревожность у молодых людей. Они сталкиваются с новыми вызовами и неопределенностью в будущем, что влияет на их эмоциональное состояние. Поэтому тревожность является особенно актуальной проблемой в данном возрасте.

Какие методики существуют для снижения тревожности в юношеском возрасте?

Существует несколько методик, направленных на снижение тревожности в юношеском возрасте. К ним относятся психологическое консультирование, релаксационные практики, когнитивно-поведенческая терапия, игровые методики и другие. Каждая из этих методик имеет свои особенности и может быть эффективной в определенных ситуациях.

Какие особенности тревожности можно выделить в юношеском возрасте?

В юношеском возрасте тревожность может проявляться через рассеянность, боязнь социального взаимодействия, повышенную чувствительность к оценкам окружающих, проблемы с самооценкой и другие симптомы. Особенности тревожности в этом возрасте могут быть связаны с поиском своего места в обществе и столкновением с новыми вызовами.

Какими методиками можно снизить тревожность в юношеском возрасте?

Для снижения тревожности в юношеском возрасте используются различные методики. Одной из них является психологическое консультирование, которое позволяет молодому человеку обсудить свои проблемы и получить профессиональную помощь. Также эффективными методиками являются релаксационные практики, когнитивно-поведенческая терапия и игровые методики. Все они направлены на уменьшение тревожности и улучшение эмоционального благополучия юношей.

Какая актуальность проблемы тревожности в юношеском возрасте?

Проблема тревожности в юношеском возрасте актуальна, так как именно в этот период жизни происходит активное развитие личности, формирование стойких психологических черт, и наличие высокой тревожности может оказывать негативное влияние на дальнейшую жизнь и саморазвитие молодого человека.

Как можно определить тревожность?

Тревожность – это психологическое состояние, характеризующееся чувством беспокойства, напряженности, тревоги, страха и неопределенности. Определить тревожность можно по наличию следующих симптомов: повышенная раздражительность, нервозность, бессонница, снижение уровня концентрации, постоянные негативные мысли и переживания.

Чем отличается тревожность в юношеском возрасте от тревожности в других периодах жизни?

В юношеском возрасте тревожность может проявляться более интенсивно и длительно из-за особенностей психологического развития. В это время происходят значительные изменения в самосознании и самооценке, возникают новые социальные и эмоциональные вызовы, что может усиливать тревожность у подростков.

Какие методики существуют для снижения тревожности в юношеском возрасте?

Существуют различные методики для снижения тревожности в юношеском возрасте, такие как психотерапия, когнитивно-поведенческая терапия, релаксационные и медитативные практики, спорт и физические упражнения, социальная поддержка и др. Важно выбрать подходящий метод в зависимости от индивидуальных особенностей подростка и его потребностей.

Есть ли описание конкретной коррекционной программы по снижению тревожности?

Да, в статье представлено описание коррекционной программы по снижению тревожности в юношеском возрасте. В рамках программы используются различные психологические практики, игры, упражнения и задания, направленные на повышение уровня самооценки, уменьшение тревожности и развитие позитивного мышления.

Чем вызвана тревожность в юношеском возрасте?

Тревожность в юношеском возрасте может быть вызвана различными факторами, такими как социальное давление, проблемы в семье, школе или среди сверстников, повышенные ожидания и требования к себе, неопределенность будущего и недостаток самодоверия.