Воспитательная среда как условие формирования и развития личности детей с ОВЗ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 27 27 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 23.08.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Воспитательная среда 3
1.1 Воспитание 3
1.2 Понимание воспитательной среды 5
Глава 2. Дети с ограниченными возможностями здоровья 8
Глава 3. Условия формирования личности в детском возрасте 13
3.1 Развитие личности ребенка 13
3.1.1 Развитие личности 13
3.1.2 Особенности детской личности 16
3.1.3 Изучение личности детей с ОВЗ 19
3.2 Влияние воспитательной среды на развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25




Фрагмент для ознакомления

Все что происходит в мире - вызывает у него интерес. Необходимо добавить, что на становление детской личности также имеет не малое влияние страна, в которой он родился, политический строй и прочие подобные факторы.экологический фактор. Климат чаще всего может оказать воздействие исключительно на физиологическое состояние ребенка, но психологическим воздействием окажется информация о том, что мир большой и природа в нем везде разная.В случае, когда у ребенка имеются соответствующие отклонения, развитие личности затрудняется. При таких обстоятельствах развить личность ребенка помогают специальные корректировочные методики обучения.Если здоровый ребенок может развивать качества своей личности практически самостоятельно, просто общаясь со взрослыми и ровесниками, наблюдая за моделью их поведения, то на ребенка с ОВЗ необходимо оказывать определенного рода воздействие.Развитие личности ребенка с ОВЗ является сознательной координацией психологического мира ребенка, направленной на формирование в нем необходимых качеств для освоения и взаимодействия с окружающей средой.Изучение личности детей с ОВЗДля того, чтобы изучить личность психологи прибегают к различного рода тестированиям и простейшим опросам, в дальнейшем на основе полученных результатов формируют психологический потрет опрошенного.При попытках провести подобный опрос у некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья часто возникает ряд трудностей в силу того, что ребенок не может понять суть самого вопроса. Взрослым, которые присутствуют при данном исследовании запрещается помогать детям и растолковывать то, о чем спрашивается.В своей практической деятельности психологи для получения необходимых данных проводят определенные психологические тесты, например:тест Роршаха. Суть данного теста заключается в анализе ассоциативных данных полученных от опрашиваемого лица. На листе бумаги изображена своего рода «клякса» и проверяемый субъект должен описать, что видит в изображении. При помощи данного теста можно понять, насколько реалистично проверяемый видит окружающий мир, его эмоциональное восприятие окружающего;тематический апперцепционный тест (ТАТ). Для детей на картинках приводят изображения животных. Ребенку необходимо придумать законченный рассказ в соответствии с тем, что происходит на картинке, с описанием мыслей и чувств героев. По полученным данным специалисты определяют потребности и конфликты проверяемого ребенка, данный тест является сложным для большинства детей с ОВЗ;фрустрационный тест Розенцвейга. Данный тест помогает определить реакцию испытуемого в той или иной потенциальной социальной ситуации. Суть теста в том, чтобы предложить ребенку нарисованные конфликтные ситуации с текстовым ответом только одного персонажа, ответ второго участника конфликта ребенок должен придумать самостоятельно. Проблемой данного теста является то, что при его помощи сложно определить действительно ли ребенок поступит сам именно так, как ответил;тест «Незаконченные предложения». Суть данной проверки предоставить проверяемому предложения с незаконченным концом, по проанализированным ответам можно выявить отношение ребенка к окружающим людям, распознать его страхи и прочие как положительные, так и отрицательные чувства;цветовой тест Люшера является наиболее простым для ребенка с ОВЗ и самым удачным. В данном тесте субъекту необходимо выбрать цвет, который ему нравится в настоящий момент больше остальных. Далее по специальной схеме осуществляется проверка ответов для выявления основных целей, конфликтов, подавленность, уровень тревоги и прочие факторы. Данные средства проверки личности ребенка являются хорошим и необходимым средством диагностики личности, но при проведении подобных опросов необходимо учитывать особенности каждого отдельно взятого ребенка.Для получения более точных данных о ребенке и его психологическом состоянии специалистам необходимо проводить беседы как с ребенком, так и его родителями, наблюдать за ходом его развития.Влияние воспитательной среды на развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровьяРанее было сказано, что для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог чувствовать себя комфортно необходимо создать для него благоприятную среду как родителям, так и учителям. Хотелось бы более подробно остановиться на той воспитательной среде, которую создают специалисты социально-реабилитационной практики.При развитии ребенка с ОВЗ специалистам необходимо сосредоточить внимание не только на развитии одного конкретного ребенка, но и на группе детей в целом, чтобы создать наиболее подходящие условия для их развития. Деятельность такой детскойгруппы должна быть направленна на игровое, трудовое и полезное внутригрупповое развитие. Подобные группы создаются с целью поддержки развития навыков общения и познания у детей с ОВЗ.Группы развития для детей с ОВЗ являются в первую очередь элементом деятельности и воспитательного воздействия. В подобных группах определены основные цели и задачи совместной работы детей и педагогов, четко выстроен план межличностного общения. Группа в первую очередь должна представлять собой дружный коллектив детей с различными проблемами здоровья, который будет иметь похожую точку зрения в их совместной деятельности (игры, учеба и т.д.).Неумение взаимодействовать с окружающими, пассивность и незаинтересованность в общении становится основной психологической проблемой ребенка с ОВЗ.Как и дети обычные дети, ребенок с ОВЗ проходит через стадии самоутверждения в группе. В каждом отдельном случае может быть разный результат, все зависит от индивидуального развития его сверстников, либо самого ребенка, а также межличностные отношения, которые сложились в этой группе.В процессе потребности в самоутверждении ребенок становится более активным, для того, чтобы быть принятым другими детьми, он учится: модифицировать свой образ действий;учитывать потребности других детей;приходить к общим решениям;подражает поведению других.Подражание ребенка с ОВЗ членам социальной группы способствует его психологической адаптации в целом за счет:усвоения и применения различных образов поведения;понимания общепринятых норм взаимодействия в группе;В таких группах отношения детей должны складываться дружелюбно и доверительно, для этого специалистам необходимо создать в группе положительный климат. В таком случае детям с ОВЗ будет проще вести себя раскрепощенно, прийти к осознанию, что группа состоит из детей, которым нужна помощь и предложить ее в момент необходимости, разделить эмоции с другим ребенком.В специальных группах развития дети с ОВЗ чувствуют себя более защищенно, что способствует формированию их личности. Педагогам необходимо создать подходящий социально-психологический климат, чтобы прийти к позитивному взаимодействию детей друг с другом.В таком случае групповое воздействие, как воспитательная среда, оказывает положительное влияние на личность ребенка. Помогает ему развить необходимые умения и навыки для осуществления совместной деятельности с другими членами общества, а также благоприятно способствует социально-психологической адаптации ребенка.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе выполнения данной курсовой работы были рассмотрены следующие вопросы:что несет в себе понятие «Воспитательная среда»;особенности воспитания детей с ограниченными возможностями;каким образом формируется личность человека;каким образом развивается личность ребенка с ОВЗ;как воспитательная среда влияет на формирование личности ребенка с ОВЗ.Целью настоящей работы являлось определение влияния воспитательной среды на формирование и развитие личности ребенка с ОВЗ.В данной работе, для того чтобы понять выражение «Воспитательная среда» был рассмотрен термин «Воспитание» с разных точек зрения. В процессе анализа было установлено, что воспитание направляет процесс социализации человека, в процессе воспитания ребенок узнает, как взаимодействовать с окружающей средой и обществом в целом.Установлено, что важным фактором при развитии детской личности является его активная деятельность, которая направлена на познание им способов социального поведения. Разобравшись в данной теме можно точно сказать, что от целенаправленно созданной воспитательной среды в коррекционных обучающих заведениях зависит качество воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.В процессе написания курсовой работы было выявлено, что воспитательную среду в коррекционных учреждениях нужно рассматривать как инструмент:социализации ребенка с ОВЗ;обучения и воспитания;развития коммуникативных навыков;зарождения в ребенка с ОВЗ понимания норм, правил и общественных ценностей.Для достижения цели были решены следующие задачи:определено влияние воспитательной среды на формирование личности человека;рассмотрено понятие ОВЗ;исследованы этапы развития личности ребенка;определено влияние воспитательной среды на личность ребенка с ОВЗ.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБожович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // СПб.: Питер. 2008. 400 сВоспитание в современной образовательной среде:Материалы региональной научно-практической конференции / отв.ред. И.В.Васютенкова. СПб.: ЛОИРО, 2011. 567с.Выготский Л.С.Педагогическая психология/под ред. Давыдова В.В. М.: Педагогика, 1991. 480 сБгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. М.: Педагогика, 2007. 247 с.Кон И.О. Психология старшеклассника. М.: 1980.Мухина B.C. Возрастная психология. М.: 2000. Обухова. Л.Ф. Возрастная психология. М.: 1996. Петровский А.В. Введение в психологию, М., 1995. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. М.: 1997.Рувинскип Л.И., Соловьева. А.Е. Психология самовоспитания. М.:1982. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: 2001. Социальная психология / под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Фельдштейн Д.Л. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: 1995. Чернышев А.С., Дымов Е.И. и др. Организация психологической службы в школе. Курск. 1991. Эльконин Д.В. Детская психология. М.: 1960.Акатова В. В. Воспитательная роль социально-образовательного пространства. М.: Специалист, 2001. 24 с.Бордовская Н.В., Реан А.Л. Педагогика. 2000, с. 32-33Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: 2003.Мудрик А. В. Социализация и воспитание. /под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогика, 1996. 440 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // СПб.: Питер. 2008. 400 с
2. Воспитание в современной образовательной среде : Материалы региональной научно-практической конференции / отв.ред. И.В.Васютенкова. СПб.: ЛОИРО, 2011. 567с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. М.: Педагогика, 1991. 480 с
4. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. М.: Педагогика, 2007. 247 с.
5. Кон И.О. Психология старшеклассника. М.: 1980.
6. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: 2000.
7. Обухова. Л.Ф. Возрастная психология. М.: 1996.
8. Петровский А.В. Введение в психологию, М., 1995.
9. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. М.: 1997.
10. Рувинскип Л.И., Соловьева. А.Е. Психология самовоспитания. М.:1982.
11. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: 2001.
12. Социальная психология / под ред. А.В. Петровского. М., 1987.
13. Фельдштейн Д.Л. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: 1995.
14. Чернышев А.С., Дымов Е.И. и др. Организация психологической службы в школе. Курск. 1991.
15. Эльконин Д.В. Детская психология. М.: 1960.
16. Акатова В. В. Воспитательная роль социально-образовательного пространства. М.: Специалист, 2001. 24 с.
17. Бордовская Н.В., Реан А.Л. Педагогика. 2000, с. 32-33
18. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: 2003.
19. Мудрик А. В. Социализация и воспитание. / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогика, 1996. 440 с.


Вопрос-ответ:

Как влияет воспитательная среда на формирование и развитие личности детей с ОВЗ?

Воспитательная среда играет ключевую роль в формировании и развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Она должна быть поддерживающей, стимулирующей и безопасной. Правильно организованная воспитательная среда способствует развитию коммуникативных, когнитивных и социальных навыков у детей с ОВЗ, обеспечивает им равные возможности для обучения и развития.

Как можно понять воспитательную среду?

Воспитательная среда - это совокупность всех условий жизни, обучения и воспитания, которые окружают ребенка. Для понимания воспитательной среды необходимо анализировать физические, социальные и психологические аспекты, влияющие на ребенка. Важно учесть архитектурные особенности, доступность помещений, наличие специализированного оборудования, а также характер взаимодействия детей с воспитателями и другими детьми.

Какие особенности есть у детей с ограниченными возможностями здоровья?

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различные особенности, зависящие от их диагноза. Некоторые дети могут иметь физические ограничения в движении, другие могут испытывать проблемы с коммуникацией или социальной адаптацией. Важно индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывая его уникальные потребности и способности.

Как воспитательная среда влияет на формирование и развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья?

Воспитательная среда играет ключевую роль в формировании и развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Она создает условия, в которых ребенок может развиваться, обучаться и взаимодействовать с окружающими людьми. Положительная воспитательная среда способствует развитию индивидуальных способностей, самостоятельности, социализации и адаптации ребенка.

Какие особенности детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать при создании воспитательной среды?

При создании воспитательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать их индивидуальные особенности. Важно предоставить доступность инфраструктуры, специальные адаптивные средства обучения, организовать индивидуальную поддержку и помощь, а также создать дружественную и включающую атмосферу, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и принятому.

Какие условия формирования личности ребенка с ОВЗ важны в детском возрасте?

В детском возрасте особенно важны условия формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок нуждается в поддержке и ласке, активном участии в игровых и образовательных активностях, создании положительных эмоциональных связей с близкими людьми. Важно вовлечение ребенка во все аспекты жизни, чтобы он мог развиваться и расти наравне со сверстниками.

Какие аспекты личностного развития детей с ОВЗ стоит изучать?

Изучение личности детей с ограниченными возможностями здоровья требует внимания к таким аспектам, как индивидуальные особенности, социально-эмоциональное развитие, когнитивные способности и моторика. Важно изучать и понимать, какие уникальные потенциалы и возможности есть у каждого ребенка, чтобы обеспечить ему нужную поддержку и развитие его полного потенциала.

Что такое воспитательная среда и как она влияет на формирование и развитие личности детей с ОВЗ?

Воспитательная среда - это условия, в которых происходит воспитание и обучение детей. Она включает в себя физическую, социальную, психологическую и педагогическую составляющие. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) воспитательная среда имеет особое значение, так как она оказывает прямое влияние на их развитие и формирование личности. Классная комната, специальные учебные помощники и коррекционные средства, поддержка социальной среды - все это является частью воспитательной среды, которая помогает детям с ОВЗ получать образование, развиваться и находить свое место в обществе.