Синтаксические задания в ОГЭ по русскому языку: программа подготовки и алгоритмы выполнения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 57 57 страниц
  • 59 + 59 источников
  • Добавлена 05.09.2017
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
I Структура ОГЭ по русскому языку как форма итоговой аттестации в 9 классе 5
1.1 Структура ОГЭ 5
1.2 Типы заданий в ОГЭ: фонетика, лексика 10
1.3 Типы синтаксических и пунктуационных заданий в ОГЭ 13
Выводы по главе I 18
II Программа подготовки и алгоритмы выполнения синтаксических заданий в ОГЭ 19
2.1 Использование алгоритмов в преподавании русского языка 19
2.2. Использование алгоритмов при выполнении синтаксических и пунктуационных заданий в ОГЭ 30
2.3 Задание 8 и 11 в ОГЭ по русскому языку программа подготовки к выполнению с 5 по 9 класс. Эффективные типы заданий для подготовки 42
Выводы по главе II 53
Заключение 54
Список литературы 56

Фрагмент для ознакомления

Расставьте недостающие знаки препинания.1. [Аркадина:] Милый сын когда же начало? [Треплев:] Господа начало! Прошу внимания!.. О вы почтенные, старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас! (А.П. Чехов) 2. Дорогая моя хорошая чистая будьте моей женой! (А.П. Чехов) 3. Горе тебе город Казань едет толпа удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов (М.Ю. Лермонтов). 3) сравни результаты выполнения первого и второго задания.При необходимости определить номер запятых при уточняющих обстоятельствах, экзаменуемый может использовать следующий порядок действий:Убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО? ОТКУДА ИМЕННО?; и конкретизируют место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.Помните о том, что уточнение - это всегда сужение объёма понятия, его ограничение.3.Принцип непрерывного повторения. Сущность этого принципа заключается в том, что в однотипную систему упражнений по новой теме с первого момента ее изучения включаются задачи из предшествующих разделов. Цель их включения: во-первых, усилить внимание и активность мыслительной деятельности учащихся, устраняя тем самым отрицательное влияние однотипности заданий, во-вторых, осуществлять систематическое повторение изученных действий, особенно тех, при выполнении которых учащимися допускаются ошибки.Например: При работе с односоставными и двусоставными предложениями необходимо помнить об их отличиях. Задание. Выпишите сначала односоставные предложения затем двусоставные. Подчеркните грамматическую основу предложений.Отпусти меня с степи приволжские на житье на вольное, на казацкое (М.Ю. Лермонтов). К ночи подмораживало (А.Н. Толстой). Сквозь щели беседки пробивалось закатное солнц (М.Л. Анчаров). Помню деревенское ясное утро (И.С. Соколов – Микитов). Бульвар длинный и седой (Ю.В. Яковлев). Пахло землей и морозцем (А.Н. Толстой) Мне хотелось к моему письменному столу (Г.Я. Бакланов)4.Принцип контрпримеров. Контрпримеры, которые редко включают в систему упражнений, усиливают внимание учащихся, активизируют мыслительную деятельность. Внимание усиливается благодаря соблюдению целого ряда условий: относительной новизне контрпримера и контрасту в сравнении с предыдущими заданиями, посильности заданий, углублению понимания.Например:Задание: Закончите предложения так, чтобы в их состав вошли именные и глагольные сказуемые. Сделайте синтаксический разбор предложений.Александр Сергеевич Пушкин является …Повесть «Капитанская дочка» была …Основу повести составляют …Маша Миронова – (есть)Последнее упражнение позволяет не только формировать умения определять грамматическую основу предложения и расставлять знаки препинания, но и способствует развитию связной речи обучающихся, что, безусловно, необходимо для написания сочинения-рассуждения в экзаменационной работе.5.Принцип сравнения. Под принципом сравнения понимают чередование упражнений на прямые и обратные операции, смена любых других задач, когда хотят подчеркнуть их взаимосвязь, сходства и различия.Классическим примером может служить совместное решение задач на нахождение Однородных членов в составе предложения Распространения упражнения однородными предложениямиЛогично, что перед введением задания следует проговорить алгоритм, который поможет определить однородный член в составе предложения. Рис. 2. Определение однородных членов предложения Задание: Выпишите предложение, расставьте запятые. Составьте схему предложения Не боюсь я ни волков ни медведей ни зверей разных. А она не то испугалась не то удивилась и глядела на него большими глазами. Жуки долго еще попадались то на одеяле то на шинели то у кого-нибудь в сумке. Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.Задание: Распространите предложения так, что бы в них появились однородные предложения.Собираясь на рыбалку не забудь взять удочку. К концу лета в огороде поспевает смородина. Я люблю читать сказки. На новогоднем празднике мы водили хоровод. 6. Принцип вариативности. Данный принцип реализуется двояко: с одной стороны, видоизменение формы предоставления заданий для подготовки к ОГЭ, с другой — разнообразие примеров и алгоритмов решения задания. Для усвоения материала, представления о нем, понимания необходимо использовать различные формулировки учебных задач, такие как: объясните причину того, что…;докажите необходимость действий…;проанализируйте структуру…;сформулируйте правила, с помощью которых вы определили …;составьте план решения…;составьте список понятий, касающихся темы… и т.д.Задание: Прочитайте, найдите вводные слова и словосочетания в предложения. С какой целью они употреблены? Выпишите только предложения с вводными словами, выделяя их. Короткие волосы его, очевидно, были только что причесаны. Очевидно было, что его совсем не интересует личность Балашова. По его словам нельзя было догадаться о его настроении. По его словам, птицы любят двигаться против ветра. Ваше право на дополнительный отпуск бесспорно. Самым красивым цветком в саду был, бесспорно, гибискус. Он дремал и таким образом он мог дремать весь день. Таким образом, к художественной литературе он не проявлял интереса. Составьте алгоритм выделения вводных слов в предложении. Ввиду того, что существуют значительные различия в уровне подготовкиучащихся, учебный процесс должен быть организованпосредством разноуровневых задач. Дифференциация задач происходит по уровню их сложности и трудности.Таким образом, употребление различного вида задач будет способствовать развитию мышления и реализации заданий на основе метода алгоритмов. Чем разнообразнее спектр заданий, тем проще подготовка к ОГЭ. Мы придерживаемся мнения, что аналогичные задания должны быть расширены за счет творческих зданий по синтаксису и пунктуации. 2.3 Задание 8 и 11 в ОГЭ по русскому языку программа подготовки к выполнению с 5 по 9 класс. Эффективные типы заданий для подготовкиВ настоящее время выпущено большое количество сборников заданий и методических рекомендаций по подготовке к ОГЭ по русскому языку, в которых разработаны алгоритмы выполнения заданий.Разработкам алгоритмов выполнения заданий ОГЭ большое внимание уделяет Г.Т. Егораева, выпуская ежегодно переработанные и дополненные сборники упражнений по ОГЭ. Также многие учителя составляют свою систему алгоритмизации в подготовке к экзамену по русскому языку, о чем свидетельствует размещение этих работ на сайтах педагогов.Подготовка к ОГЭ должна осуществляться еще с того времени, когда ученик только приходит в среднюю школу. Это связано с тем, что грамматические навыки формируются именно в это время. В 5 классе при изучении темы «Грамматическая основа предложения» на подготовительном этапе усваиваются теоретические сведения о признаках и, самое главное, функциях главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.Работа с грамматической основой в пятом классе решается при помощи алгоритмического подхода. Например, при помощи «домика предложения».Рис. 3. Домик предложенияПодобная схема позволит детям ориентироваться в определении грамматической основы без отрыва от предыдущих тем. Важно сделать акцент, что не все предложения имеют в своем составе и подлежащее и сказуемое. Достаточно часто грамматическую основу составляет один член, включающий в своем составе либо подлежащее, либо сказуемое. После того, как в самых общих чертах даны сведения о грамматической основе, необходимо поработать с определением ее в предложении. Для работы подойдет следующее упражнение:Осень пришла.Какая красота.Янтарем и рубинами загорелись листья.Притих лес.Оглянись вокруг.Уже пожелтели березки.Лес.Утром мы отправились в поход.Утром обливаются холодной водой.Для того, чтобы ученики выполнили задание, необходимо учесть алгоритм, приведенный в схеме. Рис. 4. Главные члены предложения Важно сделать акцент на том, что, если предложение содержит только подлежащее или только сказуемое, то грамматическая основа представлена одним членом и предложение называется односоставным. В 6м классе грамматическая основа предложения раскрывается в теме «простое предложение. главные члены предложения», расширяя и структурируя ранее полученные знания. Эти уроки реализуются как уроки повторения, потому особенно важно отработать алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого. Работа с грамматической основой осуществляется на основании актуализации знаний о грамматической основе вообще. 1. Что называется простым предложением?2. Где заключено грамматическое значение предложения?3. Что называется подлежащим? Чем может быть выражено подлежащее?4. Что называется сказуемым? Какие типы сказуемых вам известны?Только после того, как ученики вспомнили теоретическую составляющую, необходимо применить знания на практике при выполнении задания. 1. Редела тень.2. Провожающие собрались на перроне.3. Восемь делится на два.4. Трое вышли на улицу.5. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин)6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)7. Жить – Родине служить. (Пословица)8. Стаи воробьев купались в луже.9. Многие из нас видели этот фильм.10. Мы с родителями побывали в музее.11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.12. На уборку урожая вышли от мала до велика.В задании помимо выделения грамматической основы необходимо будет указать при помощи какой части речи реализовано подлежащее. Поэтому, помимо упомянутого нами алгоритма необходимо разработать еще один, который поможет классифицировать принадлежность. Лучше, если алгоритм учащиеся реализуют самостоятельно, но в слабых классах можно предложить следующую схему.Рис. 5. Типы подлежащегоНа этом уроке необходимо будет повторить также и типы сказуемого. Логично, что в 7 классе работа осуществляется также как повторение пройденного с углублением материала. Грамматическая основа изучается в контексте посвященного данной теме урока.В 7 классе актуализация пойдет на предмет двусоставности – односоставности основы. Ученикам предлагается выписать предложения, отметив подлежащее и сказуемое. 1. Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной. (Л. Романов).2.На перевале караван задержался.3. Присаживаемся к костру.4. Густой туман. Изморось.5. Дождь гонит ветер с гор.6. С утра морозит.7.Полярники прислали в зоопарк двух медведей.8.К вечеру похолодало.В данном упражнении необходимо сделать акцент на определении односоставного предложения. Для этого учащимся предоставляется алгоритм. Рис. 6. Типы односоставных предложенийГотовый алгоритм предоставляется ученикам на дом и знания о составе предложения закрепляются в упражнениях. 8класс предполагает работу с грамматической основой по уже выработанным ранее алгоритмам. Их необходимо лишь напомнить ученикам, так как информация уже в достаточной мере усвоена.Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный.В песчаных степях аравийской землиТри гордые пальмы высоко росли.И ныне всё дико и пусто кругом …Алгоритм действий по определению грамматической основы предложения является базовым. В 8 классе всё облекается в термины (составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое, глагол-связка, именная часть, односоставное предложение). В конечном итоге к концу 8 класса мы получаем обобщающий алгоритм выполнения задания 8 ОГЭ:1. Найди в предложении действие, выраженное глаголом 2. Если ты нашёл инфинитив, ищи рядом вспомогательный глагол (значение начала, продолжения, окончания, желаемости, возможности и.т. п. действия) и соответственно наоборот (составное глагольное сказуемое)3. Если ты нашёл глагол быть, попробуй заменить его на слово НАХОДИТЬСЯ. Замена невозможна – это глагол-связка. Ищи именную часть (зависимое слово к глаголу БЫТЬ)4. Если в предложении отсутствует глагол, ищи краткие формы (прилагательное и причастие)5. Ищи подлежащее (предмет, который выполняет данное действие)6. Если нет и кратких форм, ищи слова категории состояния, а также слова: НЕТ, НЕЛЬЗЯ, МОЖНО, ВОЗМОЖНО, ДОСТАТОЧНО и др (рядом с ними может стоять инфинитив, он тоже входит в состав сказуемого). Это безличное предложение. В нём НЕ МОЖЕТ БЫТЬ подлежащего.9 класс предполагает работу уже с КИМами, где материалы по грамматической основе облекаются уже в готовые упражнения для ОГЭ. Например: Выпишите грамматическую основу предложения 22.(22) Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.Логично, что при выполнении данного упражнения ученики должны знать следующее:1. Понятие грамматической основы2. Трудности при определении подлежащего3. Трудности работы со сказуемым. В том случае, если определение грамматической основы в достаточной степени отработано на уроках, то проблем с выполнением упражнения не возникнет. Задние 11 тесно перекликается с заданием 8, так как в нем необходимым условием работы становится определение количества грамматических основ. Как и в случае с заданием 8 работать следует начинать уже с 5 класса. Определение понятие грамматической основы для пятиклассников, в целом, не представляет большой проблемы. Тем не менее, отграничение простого предложения с однородными подлежащими или сказуемыми от сложного предложения требует тщательной проработки. В 5 классе следует работать с самим понятием сложного предложения.Работа со сложным предложением осуществляется на основании знакомства с самим понятием сложного предложения. Для этого выполняется упражнение на основании которого строится алгоритм.Пришла долгожданная весна.Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.Появились первые клейкие листочки.Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.Выбирается из берлоги медведь.Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.Рис. 7. Простое и сложное предложениеОпределившись с количеством грамматических основ, необходимо уделить пристальное внимание различению видов сложных предложений. Ученикам следует выполнить следующие действия:1. Выделите грамматические основы предложения2. Определите сколько основ в предложении. Помните, если основа одна, то предложение простое, если две и более, то сложная. 3. Обратите внимание как связаны между собой части сложного предложения (если они связаны союзом, то такие предложения называются либо сложносочиненными, либо сложноподчиненными; если союзов между предложениями нет, то это сложное бессоюзное предложение) Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнаты,(3) где застоялся горький запах истопленных печей,(4) пыльный «Вестник Европы»,(5) пожелтевшие чашки на столе,(6) давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть,(7) в комнатах было слишком сумрачно,(8) а в глазах Катерины Петровны уже появилась тёмная вода, (9)или,(10) может быть, (11) картины потускнели от времени.Стоит уделить также внимание упражнениям с однородными подлежащими и сказуемыми, так как такие типы предложений достаточно часто воспринимаются детьми как новая грамматическая основа. Решение вопроса однородных членов предложения также реализуется на основании алгоритма. В это случае речь будет идти об отличии простого от сложного предложения. Рис. 8. Типы предложенийВ 6 и 7 классе продолжается работа над количеством грамматических основ в составе сложного предложения. В это время работа с предложениями реализуется как закрепление пройденного, а потому следует не только вести работу по разграничению типов сложного предложения, но и реализовывать упражнения по отличии простого предложения, осложненного однородными членами от сложного предложения. Примером может стать следующее упражнение: Выделите грамматические основы предложений. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.1. Рыбаки ужинали курили щёлкали орехи рассказывали были и небылицы.2. Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу.3. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся.4. Туман росою пал на деревья на землю мелкая пыль искрилась всюду.5. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветвиВ 8 классе окончательно формируется умение работать с грамматическими основа ми на основании алгоритма. Можно предложить учащимся выполнить следующее заданиеНа праздник к Бильбо пришли Кролы и Брендизайки, Ройлы, Ейлы и Пойлы, Глубокопы и Дудстоны, а также Бобберы, Толстобрюхлы, Дороднинги, Барсуксы и Шерстопалы. (обратим внимание на то, что в предложении 1 сказуемое и 12 однородных подлежащих. Предложение простое). Они ели, пили, веселились от души, рассказывали истории, удивлялись фейерверкам и плясали. (1 подлежащее и 6 сказуемых. Предложение простое). С улыбкой послушав, как галдят ошеломленные гости в шатре и вовсю веселятся не удостоенные особого приглашения хоббиты, он ушел в дом, снял праздничный наряд, сложил шелковый жилет, аккуратно завернул его в бумагу и припрятал в ящик (сложное предложение)Алгоритм действий по определению грамматической основы предложения реализуется следующим образом:1. Найди в предложении действие, выраженное глаголом 2. Если ты нашёл инфинитив, ищи рядом вспомогательный глагол (значение начала, продолжения, окончания, желаемости, возможности и.т. п. действия) и соответственно наоборот (составное глагольное сказуемое)3. Если ты нашёл глагол быть, попробуй заменить его на слово НАХОДИТЬСЯ. Замена невозможна – это глагол-связка. Ищи именную часть (зависимое слово к глаголу БЫТЬ)4. Если в предложении отсутствует глагол, ищи краткие формы (прилагательное и причастие)5. Ищи подлежащее (предмет, который выполняет данное действие)6. Если нет и кратких форм, ищи слова категории состояния, а также слова: НЕТ, НЕЛЬЗЯ, МОЖНО, ВОЗМОЖНО, ДОСТАТОЧНО и др (рядом с ними может стоять инфинитив, он тоже входит в состав сказуемого). Это безличное предложение. В нём НЕ МОЖЕТ БЫТЬ подлежащего.7. Повторяй это действие до тех пор, пока не выделишь все основы8. Посчитай сколько основ в предложении.Результатом выполненного задания становится сформированное умение определять количество грамматических основ в предложении. Выводы по главе IIВо второй части работы мы сделали подробный разбор синтаксических заданий из экзаменационных работ. Предложили алгоритмы выполнения этих заданий, которые являются на наш взгляд эффективными и доступными для понимания обучающимися. Также во второй части этой работы даны методические рекомендации и предложены типы заданий,формирующих умения, которые проверяются на экзамене.Нами предусмотрены дифференцированные задания для учеников разного уровня. Упражнения подразумевают различные типы деятельности от простого – списать предложения и расставить запятые; до более сложного – отредактировать предложения с синтаксическими ошибками, либо заменить придаточные предложения в сложном предложении на деепричастные обороты, соблюдая нормы синтаксиса, составить предложения или словосочетания с опорой на предложенные схемы. ЗаключениеНа основе анализа психолого-педагогической, методической литературы нами был сделан вывод о применении алгоритмического метода в обучении ОГЭВыделены компоненты учебно-исследовательской деятельности учащихся и для их развития использованы механизмы развития саморегуляции, которые позволяют реализовывать алгоритмы в обучении школьников синтаксису и пунктуации русского языка при подготовке к экзамену. Обоснована целесообразность применения алгоритмического метода. Выделены условия применения алгоритмов. Обращено внимание на необходимость расширения стандартных заданий с целью применения метода алгоритмов. разработана модель развития учебно-исследовательской деятельностиучащихся 5 – 6 классов в процессе обучения математикес использованием различных видов открытых задач, решение которых предполагает использование алгоритмического подхода.4.Создана методика развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения синтаксиса и пунктуации в соответствии с разработанной моделью развития учебно-исследовательской деятельности, элементами которой являются: компоненты учебно-исследовательской деятельности (мотивационный, когнитивный, процессуальный и рефлексивный); уровни развития учебно-исследовательской деятельности (репродуктивный, проблемно-поисковый, творческий); этапы ее развития. Реализация методики позволяет повысить уровень развития учебно-исследовательской на всех этапах развития учебно-исследовательской деятельности.Дальнейшее исследование может быть связано с реализацией разработанной методики при изучении тем школьного курса и при изучении других учебных предметов лингвистического цикла.Список литературы


1. Аксенова Л. А. В поисках методики, способствующей повышению орфографической грамотности учащихся// Русский язык: Приложение к газете «Первое сентября». - М.- «Первое сентября», 2003. - №29.-С.12-16
2. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А. и др. Методика преподавания русского языка в школе: Учеб. для студентов высш. пед. учебных заведений /под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издат. центр «Академия», 2000.-С.67-69
3. Бессонова В.В. Алгоритмы на уроках русского языка. - М.:Знание, 2000.-С.4-6
4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. Изд. 2-е. Учебник для вузов М., «Высш. школа», 1978. – 439 с.
5. Власенков А.И. Алгоритмы в обучении орфографии // В сб. «Общие вопросы методики преподавания литературы».-М.: Просве¬щение, 1965. – 298с.
6. .Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку: Посо-бие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
7. Вы сомневаетесь? Алгоритмы и таблицы по русскому языку/Сост. Е.Ю. Никитина. – Челябинск: Металл, 1993. – 80с.
8. ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс / ФИПИ авторы- составители: Л.С. Степанова - М.: Астрель, 2012.
9. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие.  М: Логос,2010.-С.150-152
10. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001. –С.264-267
11. Гостева, Ю.Н. ОГЭ. Русский язык. Сборник заданий / Ю.Н. Гостева, И.П.Васильевых. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.-С.6-9
12. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык.2013. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – М,: Интеллект-Центр, 2013.-90с.
13. Егораева, Г.Т. ОГЭ.Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий.-М.:Издательство «Экзамен»,2015.-34с.
14. Егораева, Г.Т. ЕГЭ: Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т. Егораева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 429с.
15. Жиленко А.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии/ А.Г. Жиленко// РЯШ. – 1986.-№5.-С.11-13
16. Иванова Н. Г. Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы / Н. Г. Иванова, Н. В. Кошенкова // Молодой ученый. — 2014. — №19.-С.34-36
17. Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2012 года по русскому языку. – М.: ФИПИ, 2012 Режим доступа: http://www.fipi.ru
18. Кустова Г.И. Синтаксис современного русского языка: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. Высш. учеб. Заведений/ Г.И. Кустова, К.И. Мишина, В.А. Федосеев. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
19. Купалова А. Ю. Обособленные члены предложения / А. Ю. Купалова // Русский язык в школе. – 2007. – №5.-244с.
20. Ладыженская Т.А. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
21. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении.– М.: Просвещение, 1966.– 206с.
22. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по рус-скому языку: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 118 с.
23. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской, М.: Академический проект, 2006.-424с.
24. Ломизов А.Ф. Методика пунктуации в средней школе / А. Ф. Ломизов. – М.: Просвещение, 1975.-201с.
25. Луговая В.М. Формирование навыков грамотного письма. - Издательский дом "Первое сентября" , 2012.-8с.
26. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.-М.: Просвещение, 1989.-С.230-232
27. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.:Просвещение, 1997.-57с.
28. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 274 с
29. Макаренков Ю.А., Столяр А.А. Что такое алгоритм? – М.: Пе-дагогика, 1989. – 127 с.
30. Методика преподавания русского языка в школе: Учеб. для студентов высш. пед. учебных заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова и др.; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 368с.
31. Надточий Е. Д. Алгоритмы в обучении орфографии современного русского языка // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 25 (64) №1. Часть №2.
32. Надточий Е.Д. Орфография русского языка в алгоритмах [сборник упражнений]/ В.И. Гончаров. – К. : Свитогляд, 2011.-40с.
33. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Про-свещение, 1983. -111 с.
34. Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 8 классе: методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений, -М.:Просвещение,2009.-6с.
35. Повторение и обобщение при подготовке к экзаменам по рус-скому языку: Пособие для учителя. / Сост. Г.К. Лидман - Орлова, Ю.С. Пичугов и др. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
36. Правила русской орфографии и пунктуации. – М.: Знание, 1956.
37. Приложение к письму Рособрнадзора от 14.05.2014 № 02-381 "Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена". Режим доступа: http://www.fipi.ru
38. Розенталь Д.Э., И.Б. Голуб. Русский язык. Орфография и пунктуация. 2-е изд., испр. М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999 – 352с.
39. Ростовецкая Л.А. Обучение алгоритмам как средство разви¬тия самостоятельности мышления школьников. //В сб. «Новые ис¬следования в педагогических науках», вып. 6. – М.: Просвещение, 1966. –136 с.
40. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н.. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2014: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/Под ред.Н.А.Сениной. - Ростов н/Д : Легион, 2013.-342с.
41. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1996.-17с.
42. Соловьева Н.Н. Весь русский язык в таблицах от фонетики до синтаксиса . М. :Оникс, Мир и Образование,2009
43. Спецификация экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2012 года (по новой форме) по русскому языку. – М.: ФИПИ, 2012 Режим доступа: http://www.fipi.ru
44. Сухих Л.В. Роль алгоритмов в повышении практической грамотности. - Издательский дом "Первое сентября", 2012.-12с.
45. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980. – 414 с.
46. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл.общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2009.
47. Тростенцова Л.А, Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А.Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений-М.:Просвещение,2007.
48. Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка: Из опыта работы. Кн. для учителя. /Сост. Г.И. Богданова, С.И. Львова. – М.: Просвещение, 1988.
49. Федоренко Л.П. Методическое руководство по русскому языку для преподавателей. – М.: Высшая школа, 1983.
50. Формирование учебной деятельности школьников. // Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1982. – 108с.
51. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
52. Цыбулько И.П. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка.- М.:2014.
53. http://www.saharina.ru/gia/
54. https://ege.yandex.ru/
55. http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
56. http://4ege.ru/gia-in-9/
57. http://nsportal.ru/
58. http://www.proshkolu.ru/
59. http://gia-pro100.ru/



Вопрос-ответ:

Какова структура ОГЭ по русскому языку?

Структура ОГЭ по русскому языку включает в себя несколько блоков: грамматика и пунктуация, лексика и фразеология, синтаксис и пунктуация, а также письменная и устная речь.

Какие типы заданий есть в ОГЭ по русскому языку?

В ОГЭ по русскому языку присутствуют задания на фонетику и лексику, синтаксис и пунктуацию, а также задания на письменную и устную речь.

Какие типы синтаксических и пунктуационных заданий встречаются в ОГЭ?

В ОГЭ встречаются задания на расстановку знаков препинания, на подчеркивание слов или групп слов с определенными синтаксическими функциями, а также на определение синтаксических связей в предложении.

Как использовать алгоритмы в преподавании русского языка?

Алгоритмы могут быть использованы в преподавании русского языка для систематизации и структурирования процесса обучения. Они помогают учащимся лучше понимать и усваивать правила русского языка.

Какие алгоритмы можно использовать при выполнении синтаксических заданий в ОГЭ?

При выполнении синтаксических заданий в ОГЭ можно использовать алгоритмы для определения синтаксических связей в предложении, а также для расстановки знаков препинания в соответствии с правилами русского языка.

Какая структура имеет ОГЭ по русскому языку?

Структура ОГЭ по русскому языку включает в себя различные типы заданий, такие как фонетика, лексика, синтаксис и пунктуация.

Какие типы заданий встречаются в ОГЭ по русскому языку?

В ОГЭ по русскому языку встречаются задания по фонетике, лексике, синтаксису и пунктуации. Они помогают проверить знания учащихся по различным аспектам русского языка.

Какие алгоритмы используются при выполнении синтаксических заданий в ОГЭ?

При выполнении синтаксических заданий в ОГЭ можно использовать различные алгоритмы. Например, можно использовать метод поиска ключевых слов в предложении, чтобы определить грамматическую структуру. Также можно использовать алгоритмы для определения связей между словами в предложении.