Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 73 73 страницы
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 28.10.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся 7
1.1. Обоснование необходимости взаимодействия учителя с родителями в образовательной организации 7
1.2. Направления взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся 18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию учителя начальных классов с родителями обучающихся……………………………………………30
2.1. Анализ деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 56» по взаимодействию с родителями обучающихся начальных классов 30
2.2. Программа взаимодействия учителя начальных классов с
родителями обучающихся 39
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение 1 66
Приложение 2 68

Фрагмент для ознакомления

Важной формой групповой работы с родителями является конференция.Конференции мы проводим как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнениями по определенной проблеме.Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом.Хорошей традицией в работе с классным коллективом является проведение встреч поколений, которые проводятся в честь праздника Победы, в месячник пожилого человека. На этих встречах рядом дедушки и бабушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть, что вспомнить, другим есть, что узнать от старшего поколения.Большое значение в работе учителя начальных классов имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.Организация взаимодействия с родителями и детьми осуществляется через формы:- познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, недели наук и др.);- трудовой деятельности (оформление кабинета, создание классной библиотеки, трудовой десант и др.);- спортивной деятельности (дни здоровья, спортивные семейные праздники, походы, мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни);- досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов, соревнования, конкурсы, поездки, походы и др.).Планируемые результаты. Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия учителя начальных классов с родителями в воспитании подрастающего поколения позволит:- сформировать активную позицию родителей в организации взаимодействия семьи и школы;- создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;- укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и школы в деле воспитания;- добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах.Критерии оценки совместной работы школы с родителями:- наличие организационной структуры в работе с родителями;- конкретные дела родителей, помощь школе и классу;- наличие традиций сотрудничества школы с родителями;- обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;- позитивный уровень сохранности здоровья детей;- высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.План мероприятий по реализации программы. Сформулированные цель и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.1. Родительские собрания - 1-2 раза в четверть.2. Индивидуальные беседы - по мере необходимости.3. Консультации (индивидуальные и по группам) - 1 раз в неделю.4. Организация совместной деятельности родителей и детей класса – 1-3 раза в четверть: - привлечение родителей к проведению праздников; - привлечение родителей к организации экскурсий;- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете.5. Организация работы классного родительского комитета – 1 раз в месяц.6. Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета – 1 раз в четверть.7. Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.Календарно - тематическое планирование по взаимодействию учителя начальных классов с родителями обучающихся 2 классов представлено в Приложении 2.После реализации программы в мае 2017г. нами было проведено повторное анкетирование, которое отразило изменения во взаимодействии учителей и родителей. Для облегчения восприятия информации мы представили информацию на рис. 1 – 6.Рис. 1. Принимаете ли Вы участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в школе? (1 вопрос)Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу о том, что родители стали принимать участие достаточно часто. Это говорит об эффективности реализации программы. Рис 2.Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни? (2 вопрос)Показатели ответов родителей говорят об увеличении доли тех родителей, которые считают, что школа может дать детям самостоятельный взгляд на жизнь. Рис 3.В школе налажена работа с родителями? (3 вопрос)После реализации программы большинство родителей стали больше уделять внимание школе и тем методам, которые школа реализует для взаимодействия с родителями.Рис. 4. Школа воспитывает людей с активной жизненной позицией, дает навыки участия в общественной жизни? (4 вопрос)Анализ проведенных исследований говорит о том, что большинство родителей принимает теперь позицию школы, отмечая, что именно школа воспитывает людей с активной жизненной позицией. Рис. 5. Что должна дать школа ребенку? (5 вопрос)Анализ ответов родителей говорит о том, что мнение их практически не изменилось. Они до сих пор делают ставку на интеллектуальное развитие, что, впрочем, мало влияет на уровень взаимодействия родителей и учителей. Рис. 6. Какую роль Вы отводите себе во взаимодействии со школой? (6 вопрос)Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу, что программа взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся оказала положительный эффект – родители стали активнее взаимодействовать со школой и более заинтересованы в роли школы в воспитании детей. Вторым этапом стал анализ отношения учителей к взаимодействию с родителями. Результаты исследования представлены на рис. 7-12. Рис. 7. Какие формы работы с семьей Вы используете?(1 вопрос)Проанализировав ответы учителей, можно прийти к выводу о том, что они стали более активно задействовать различные способы связи с родителями. Заинтересованность последних внесла разнообразие во взаимодействие. Рис. 8. Уверены ли Вы, что Ваше взаимодействие с семьей является результативным? (2 вопрос)Учителя стали обращать гораздо больше внимание на взаимодействие с семьей. Причем результативность взаимодействия стали замечать учителя намного чаще, что говорит о росте результативности программы. Рис. 9. Привлекаете ли Вы всех родителей к участию в жизнедеятельности школы, класса? Если нет, почему? (3 вопрос)Результаты исследования ответов учителей говорят о привлечении большего количества родителей к взаимодействию и организации совместной работы по воспитанию и обучению детей. Конечно, измененияне столь глобальны, но наблюдается увеличение количества родителей, вовлеченных во взаимодействие. Рис 10. Вы находитесь в тесном контакте с родителями воспитанников? Если нет, то почему? (4 вопрос)Большинство учителей после реализации программы отметили, что контакт с родителями был установлен. Взаимодействие стало более тесным, родители пошли на контакт, а некоторые проблемы были решены. Рис. 10. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями (5 вопрос)Если на констатирующем этапе эксперимента учителя делали ставку на обучение, то после реализации программы воспитание стало таким же важным, как и обучение.Рис. 11. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? (6 вопрос)Таким образом, проанализировав материал, можно сделать вывод о том, что существенно увеличилось взаимодействие между учителями и родителями, что благотворно повлияло на сотрудничество по обучению и воспитанию детей.Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. Но всё же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. Если родители становятся нашими единомышленниками, то это даёт положительный результат.Происходит объединение детей, родителей и учителя: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, лучше узнают ребенка, что позволяет подобрать определенные средства воспитания и обучения. Главное же, дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя увереннее, спокойнее и комфортнее.ЗаключениеВоспитательный компонент Федерального государственного стандарта начального общего образования ориентирован на создание условий и оказание содействия для реализации потенциала воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Поэтому для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов, которым принадлежит содержательно-определяющая роль. Результат же воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведь успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплочённым коллективом. Сегодня педагоги и дидакты все больше говорят о необходимости взаимодействия родителей и педагогов. Тем не менее, в сложившейся ситуации все больше наблюдается дисгармония отношений. В основе этой дисгармонии могут лежать как особенности личного взаимодействия, так и сложившаяся система предубеждений, которая мешает семьям быть активными участниками педагогического процесса. Приоритет семейного воспитания, новых принципов взаимодействия между учителями и родителями, обнаруживается в таких понятиях, как «взаимодействие» и «сотрудничество». Термин «взаимодействие», который раскрывается через явление обмена мыслями сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривается как совокупность линий поведения, суть которых раскрывается как спектр задач семейного воспитания и выстраивается на основе единого поведения в воспитании. Активная позиция как родителей, так и педагогов в процессе воспитания ребенка, позволяет заинтересоваться друг в друге, стать не соперниками, но союзниками в нелегком процессе становления маленькой личности. Наивысшей точкой взаимодействия начальной школы с семьёй является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.Проанализировав взаимодействие родителей и учителейначальных классов на констатирующем этапе исследования в сентябре 2016г., мы пришли к выводу о том, что и родители не слишком заинтересованы в педагогическом взаимодействии с учителями, и сами учителя тоже не верят в возможность взаимодействия.Наш опыт позволил разработать и реализовать собственную программу взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.Взаимодействие учителя начальных классов и родителей обучающихся проводилось по трем направлениям:Педагогическое просвещение.Педагогическое корректирование семейного воспитания с привлечением специалистов: психолога, социального педагога.Практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.После реализации программы в мае 2017г. нами было проведено повторное анкетирование, которое отразило изменения во взаимодействии учителей и родителейПроанализировав ответы родителей и учителей, мы пришли к выводу, что программа взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся оказала положительный эффект – родители стали активнее взаимодействовать со школой и более заинтересованы в роли школы в воспитании детей. А для учителей воспитание стало таким же важным как и обучение, т.е. существенно увеличилось взаимодействие между учителями и родителями, что благотворно повлияло на сотрудничество по обучению и воспитанию детей.В основе тесного взаимодействия семьи и учителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают работу, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации. При этом семья рассматривается как главный заказчик и, одновременно, союзник в воспитании детей. Объединение усилий родителей и педагога создают благоприятные условия для воспитания и развития качеств личности ребёнка, соответствующих Федеральному государственному стандарту начального общего образования, а значит, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.Список использованной литературыLendallHaskell, L. Art in the Early Childhood years. Columbus ;etc.: Merrill, cop. 1979 - XI - 218p.Tatarkiewicz, W. Estetykasredniowieczna. Wroclaw; Warszawa; Krakow, 1962. S.— 69.Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). - Ростов — на — Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. - 480 сАбакумова, Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся (на материале художественных школ и школ искусств). [Текст]: автореф. дис. .канд.пед. наук /Е.В. Абакумова. — Майкоп, 2011. - 26сАбульханова К.А. О субъекте психической деятельности. — М.: Наука, 1973. - 288сАбульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 2011. — 320 с.Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1995.- 223 с. Андреев, В.И. Диалектика воспитания творческой личности [Текс] / В.И.Андреев. - Казань: -Изд-во Казан, ун-та, 2010. — 41с.Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]. Инновационный курс: учеб.-пособие для вузов / В.И.Андреев. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2010. - Кн. 1. - 567 сАндреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М., 2001.- 56 сАстапов, В. М. Навыки контроля тревоги у подростков [Текст] / В. М. Астапов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 41-52. Бабенко, В.Я. Кризис духовности в постолерантном обществе: причины, проблемы, перспективы [Текст]: тезисы докладов республиканского симпозиума / В.Я. Бабенко. - Уфа: Изд-во БО ОПРАН, 2011.-С. 38-40.Байденко, В. Компетенция в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода [Текст] // Высшее образование в России. - 2014. - № И.-С. 3-14Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологическиетруды . —— 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж, 1996Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 536 с.Болотов, В.А. Компетентностная модель: "от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2013. - № 10.-С. 8-14.Бычков, В.В.Эстетика [Текст]: Учебник / В.В.Бычков. - М.: Гардарики, 2014. — 556с.Вершловский С. Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя//Директор школы. — 2002. — № 7. — С. 58. Виноградова, Н.А. Педагогическая компетентность как основа воспитательной деятельности родителей / Н.А. Виноградова, М.Ю. Жидкова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей.– М.: МГПИ, 2008.– С. 36-42.Виноградова, Н.А. Этапы взаимодействия и модели сотрудничества / Н.А. Виноградова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей.– М.: МГПИ, 2008.– С. 43-47.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. // Психологический очерк. — М.: Просвещение, 2013. — 92 с.Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Текст] :моногр. / Н. Ф. Голованова. - СПб.: Спец. лит., 2011.- 190 с.Давыдова, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдова. - Томск: Пеленг, 2014. - 102сДжуринский,А.Н. Развитие образования в современном мире [Текст]: Учеб. пособие для вузов по пед. спец. / А. Н. Джуринский. - М.: Владос, 2011. - 200 с.Дубровина И. В. Практическая психология образования. — СПб.: Питер, 2007. Жук, O. Л. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета [Текст] / О.Л.Жук // Педагогика. № 3.- 2010.-С. 99- 106Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для "студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, P.A. Атаханов. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 208 сЗакон «Об образовании в РФ» // http://zakon-ob-obrazovanii.ru/Западаева М. Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект // Социальная педагогика. — 2014. — № 3. — С.112–119.Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект [Текст] / Э.Ф Зеер. - Изд-во Урал, гос. проф. - пед. ун-та. - Екатеринбург, 2011. -120 с.Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. - 40 с.Зорин, С.С. Креативный и культурологический подходы к формированию у детей художественной культуры [Текст] / С.С.Зорин // Начальная школа: плюс-минус. - 2012. - № 9. - С. 6.Каган, М.С. Эстетика и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе [Текст] / М.С. Каган. - Л.: Знание, 2012. - 32 сКан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.—. М.: Просвещение, 1987.— 190 с.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя .—— 2-е изд.—М.: Просвещение, 1994.Кисловская, В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: (Ввозрастном плане): автореф. дис. . канд. психол. наук. / В.Р. Кисловская. — М., 1972. 26сКовалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 1–4 / Т.М. Ковалева, – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с.Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии [Текст]: курс лекций по филос. педагогики / И.А. Колесникова. - 2-е изд. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011.-288 с.Кузнецова,О.М. Педагогические деловые игры как принцип реализации принципа профессиональной целесообразности [Текст] / О.М. Кузнецова / Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб.науч.тр. - Свердловск, 2012. - С. 118-127Купецкова Е.Ф. «Семьеведение». Методическое пособие. - ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2012 г. – 88 сЛеонтьев,А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н.Леонтьев. - М., 2012. - 354с.Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования [Текст]. Учебное пособие. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2012. - 48 с.Микешина Л.А. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С. 228.Мудрик А.В. Социальная педагогика. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: 2007. - 224 с.Мухина, B.C. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина. — М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-ПРЕСС, 2010.- 352 с.Никитина, Е.Ю. К вопросу об использовании партисипативных методов при подготовке будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] / Е.Ю. Никитина // Актуальные проблемы управления качеством образования : сб. науч. ст. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2011. - Вып. 6. - С.27 - 36.Новикова Л. И. Теория и практика воспитательных систем: в 2 кн., Кн. 1/Под ред.Л. И. Новиковой. — М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993. — 305 с.Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя. Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2004, с. 15.Подласый. И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов/И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.- 345 с. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая помощь в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 1998. Самойленко Е. В., Костюнина Е. А. К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 735-738.Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы образования [Текст]/ О. Скоролупова, Н.В.Федина 2010. - №8 - С. 127-139.Скоролупова, О. Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы образования [Текст] / О.Скорлупова, Н.ВФедина // 2010. - №7 - С. 57-62.Стресс и тревога в спорте: Международный сб. С 84 научных статей./Сост. Ю. Л. Ханин. — М.: Физкультура и спорт, 1983. 288 сУшинский К.Д. Человек как предмет воспитания Опыт педагогической антропологии // http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.htmlХоменко И.А.Образовательные запросы современной семьи. //Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2005 года, Санкт-Петербург. /Под общей редакцией И.А.Хоменко — СПб. – 2006. С.6-13.Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова.– Тула, 2008.Щербакова, С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Н. Щербакова.– М., 1998.– 23 с.– URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-psikhologo-pedagogicheskoikultury-roditeleiЮсов, Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Текст] / Б.П.Юсов // Виды искусства и их взаимодействие.- М., 2001.- С. 8.Яковлев, Е.Г. Эстетика [Текст] / Е.Г.Яковлева, Е.Г.Лазарев. - М.: Гардарики, 2012. - 463 с.Яковлева, Н. О., Проектирование как педагогический феномен [Электронный ресурс] / Н.О. Яковлева // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU.– URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1 192629613&archive=1196815384&start_from=&ucat=&Приложение 1Анкета для родителейВаш пол 1 - мужской;2 - женский.2. Возраст:1 - до 30 лет;2 - от 30 до 44 лет;3 - от 45 до 59 лет;4 - свыше 60 лет.3. Образование:1 - высшее или неполное высшее;2 - среднее, среднее специальное;3 - неполное среднее.1.Принимаете ли Вы участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в школе?2.Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни?3.В школе налажена работа с родителями?4.Школа воспитывает людей с активной жизненной позицией, дает навыки участия в общественной жизни?5.Что должна дать школа ребенку?6.Какую роль Вы отводите себе во взаимодействии со школой?Анкета для учителейУважаемые педагоги!Предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты«Моя форма взаимодействия с родителями»1. Какие формы работы с семьей Вы используете?    2. Уверены ли Вы, что Ваше взаимодействие с семьей является результативным?а) даб) иногдав) нет3. Привлекаете ли Вы всех родителей к участию в жизнедеятельности школы, класса? Если нет, почему?а) даб) нет4. Вы находитесь в тесном контакте с родителями воспитанников? Если нет, почему?    а) даб) не со всемив) старается держаться дистанции, так как родители все разные5. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями. 6. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу?Спасибо за сотрудничество!Приложение 2Во втором классе встречи с родителями должны быть направлены на вопросы формирования детского коллектива, на сплочение учащихся класса на принципах справедливости, добра и человеколюбия, на формирование умения жить среди людей и поступать согласно нравственным нормам.Календарно-тематическое планирование2 класс Сроки проведенияТемаЗадачиФорма общенияПодготовительнаяработаНаправление «Педагогическое просвещение»Направление «Педагогическое корректирование семейного воспитания с привлечением специалистов: психолога и социального педагога»1 четверть (сентябрь - октябрь)Снова, вместе!1.Формировать нравственную культуру детей и родителей.2. Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников.Собрание – праздник1.Подготовка пригласительных билетов.2.Подготовка выставки коллажей.3.Подготовка сценария.Первые уроки школьной отметки.1.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.Родительский педагогический тренинг1.Анкетирование родителей.2.Подготовка памяток, карточек, отзыва.Безопасность детей в сети Интернет. Родители и дети – вместе в интернете.1. Показать родителям важность и значимость проблемы формирования у детей сетевого этикета.2. Рассказать родителям о правилах общения в Интернете.3. Ознакомить родителей с источниками информации по проблеме безопасности ребенка в Интернете.Дискуссия с элементами лекции1. Приглашение на встречу социального педагога и врача.2. Создание презентации.3. Памятки для родителей «Как защититься от интернет - угроз»2 четверть (ноябрь - декабрь)Как помочь ребёнку хорошо учиться.1.Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.2.Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.Круглый стол1.Анкетирование учащихся.2.Выставка книг для родителей.3.Памятки родителям.Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка.1.Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.2.Развивать у родителей интерес к формированию у детей желание читать и интеллектуальных умений с помощью книги.Собрание - конкурс1.Анкетирование детей и родителей.2.Конкурс на самого лучшего чтеца класса.3.Памятки для родителей по развитию читательских умений детей.4.Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.3четверть (январь - март)Гармония общения- залог психоэмоционального состояния ребёнка. Диалоги о дисциплине1.В совместном разговоре попытаться выяснить причины недисциплинированности детей и способы воспитания дисциплины. 2.Познакомить родителей с приёмами поощрения и наказания детей.3.Содействовать укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми посредством применения воспитательных средств.Собрание - практикум1. Приглашение на встречу школьного психолога.2. Рисунки на тему «Моя семья».3.Анкетирование родителей.4.Подготовка памяток.День открытых дверей1.Демонстрация достижений учащихся и педагога родителям и коллективу педагогов школы.Творческий отчёт по предметам.1.Выставка работ, выполненных учащимися или учащимися совместно с родителями.2.Подготовка 2-3х открытых уроков.Профилактика правонарушенийобучающихся1. Обсудить с родителями правонарушения обучающихся.2.Повысить контроль со стороны родителей за обучающимися.Беседа1.Приглашение на встречу социального педагога.2.Анкетирование родителей.4четверть (апрель – май)О разумной родительской любви…1.Средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении формировать традиции культуры проявления родительской любви.Дискуссионный клуб1.Анкетирование.2.Подготовка памятки для родителей.3.Создание книжки-малышки рассказов учащихся «Можно» и «Нельзя» нашего дома».Праздники и будни нашей жизни.1.Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье.2.Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.3.Развивать чувство юмора детей и родителей, уважение друг к другу.Родительско -ученический капустник.1.Подготовка декораций, разучивание ролей.2.Оформление выставки работ учащихся на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».3.Оформление поздравительных писем родителям.Направление «Практическая совместная деятельность детей и родителей»1 четверть (сентябрь - октябрь)Турслёт1. Пропаганда и популяризация среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни.Поход1.Подготовка одежды и туристической палатки3.Организация питания родителями.Праздник осенних именинников1.Закрепить знания детей об их днях рождения, о днях рождения их друзей. 2. Совершенствовать умения и навыки при выполнении игровых заданий и конкурсов. 3.Создавать у детей и родителей радостное, бодрое настроение.Коллективно-творческое дело1.Оформление кабинета.2.Создание газет с фотографиями детей.3.Подготовка игровых заданий, конкурсов.2 четверть (ноябрь - декабрь)«Я и моя семья»1. Раскрыть творческий потенциал обучающихся и их родителей.2.Укрепить ценности и традиции семьи.Портфолио1. Сбор материала.2. Оформление, представление, презентация материала.«Профессия моего папы»1. Расширить знания детей о родных людях и их профессиях.2. Воспитывать у детей уважение к труду.Фотовыставка1. Узнать о профессии папы и составить мини-рассказ.2. Сделать фотографии совместно с родителями.«Самый новогодний класс!»1. Совместно с родителями учить обучающихся технике оформления интерьера.2. Раскрыть творческий потенциал обучающихся и их родителей.Оформление кабинета1.Создание новогодней газеты с поздравлениями.2. Оформление окон узорами.3. Мастер-класс по изготовлению объёмных снежинок.3 четверть (январь – март)Парк научных развлечений1. Наглядно показать и объяснить детям законы физики и окружающего мира.ЭкскурсияОрганизация поездки в парк.Артёмовский исторический музей1. Закрепить понятия «музей», «исторические источники».2. Сформировать представление о краеведческом музее.3. Расширить и углубить знания обучающихся по истории родного города.ПоездкаОрганизация поездки в музей. «Масленица»1. Дать представление обучающимся о народных традициях, обрядах.2. Вызвать положительные эмоции и праздничное настроение у обучающихся и их родителей.Праздник1.Оформление кабинета.2. Приготовление блинов.3.Изготовление костюмов. «Лучшая творческая семья»1. Вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность.Праздник-соревнование1. Оформление зала.2. Выставка рисунков , стенгазет «Моя семья»3. Изготовление дипломов «Творческая семья».4. Подготовка конкурсных заданий.4 четверть (апрель – май) «Мама, папа, я – спортивная семья»1. Сплочение детей и родителей.2. Укрепление отношений между школой и семьей.3. Формирование здорового образа жизни.Спортивный праздник1. Подготовка семейных команд.2.Подготовка оборудования и конкурсных заданий.«Пиратская вечеринка»1. Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению детей и их родителей к спорту.2. Создать позитивное настроение у детей и их родителей.Игровая программа1. Подготовка костюмов.2. Организация поездки.

Список использованной литературы

1. Lendall Haskell, L. Art in the Early Childhood years. Columbus ;etc.: Merrill, cop. 1979 - XI - 218p.
2. Tatarkiewicz, W. Estetyka sredniowieczna. Wroclaw; Warszawa; Krakow, 1962. S.— 69.
3. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). - Ростов — на — Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. - 480 с
4. Абакумова, Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся (на материале художественных школ и школ искусств). [Текст]: автореф. дис. .канд. пед. наук /Е.В. Абакумова. — Майкоп, 2011. - 26с
5. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. — М.: Наука, 1973. - 288с
6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 2011. — 320 с.
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1995.- 223 с.
7. Андреев, В.И. Диалектика воспитания творческой личности [Текс] / В.И.Андреев. - Казань: -Изд-во Казан, ун-та, 2010. — 41с.
8. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]. Инновационный курс: учеб.-пособие для вузов / В.И.Андреев. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2010. - Кн. 1. - 567 с
9. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М., 2001.- 56 с
10. Астапов, В. М. Навыки контроля тревоги у подростков [Текст] / В. М. Астапов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 41-52.
11. Бабенко, В.Я. Кризис духовности в постолерантном обществе: причины, проблемы, перспективы [Текст]: тезисы докладов республиканского симпозиума / В.Я. Бабенко. - Уфа: Изд-во БО ОПРАН, 2011.-С. 38-40.
12. Байденко, В. Компетенция в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода [Текст] // Высшее образование в России. - 2014. - № И.-С. 3-14
13. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды . —— 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж, 1996
14. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 536 с.
15. Болотов, В.А. Компетентностная модель: "от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2013. - № 10.-С. 8-14.
16. Бычков, В.В.Эстетика [Текст]: Учебник / В.В.Бычков. - М.: Гардарики, 2014. — 556с.
17. Вершловский С. Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя//Директор школы. — 2002. — № 7. — С. 58.
18. Виноградова, Н.А. Педагогическая компетентность как основа воспитательной деятельности родителей / Н.А. Виноградова, М.Ю. Жидкова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей.– М.: МГПИ, 2008.– С. 36-42.
19. Виноградова, Н.А. Этапы взаимодействия и модели сотрудничества / Н.А. Виноградова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей.– М.: МГПИ, 2008.– С. 43-47.
20. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. // Психологический очерк. — М.: Просвещение, 2013. — 92 с.
21. Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Текст] : моногр. / Н. Ф. Голованова. - СПб.: Спец. лит., 2011.- 190 с.
22. Давыдова, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдова. - Томск: Пеленг, 2014. - 102с
23. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире [Текст]: Учеб. пособие для вузов по пед. спец. / А. Н. Джуринский. - М.: Владос, 2011. - 200 с.
2. Дубровина И. В. Практическая психология образования. — СПб.: Питер, 2007.
24. Жук, O. Л. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета [Текст] / О.Л.Жук // Педагогика. № 3.- 2010.-С. 99- 106
25. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для "студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, P.A. Атаханов. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 208 с
26. Закон «Об образовании в РФ» // http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
27. Западаева М. Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект // Социальная педагогика. — 2014. — № 3. — С.112–119.
28. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект [Текст] / Э.Ф Зеер. - Изд-во Урал, гос. проф. - пед. ун-та. - Екатеринбург, 2011. -120 с.
29. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. - 40 с.
30. Зорин, С.С. Креативный и культурологический подходы к формированию у детей художественной культуры [Текст] / С.С.Зорин // Начальная школа: плюс-минус. - 2012. - № 9. - С. 6.
31. Каган, М.С. Эстетика и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе [Текст] / М.С. Каган. - Л.: Знание, 2012. - 32 с
32. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.—. М.: Просвещение, 1987.— 190 с.
33. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя .—— 2-е изд.—М.: Просвещение, 1994.
34. Кисловская, В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: (Ввозрастном плане): автореф. дис. . канд. психол. наук. / В.Р. Кисловская. — М., 1972. 26с
35. Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 1–4 / Т.М. Ковалева, – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с.
36. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии [Текст]: курс лекций по филос. педагогики / И.А. Колесникова. - 2-е изд. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011.-288 с.
37. Кузнецова, О.М. Педагогические деловые игры как принцип реализации принципа профессиональной целесообразности [Текст] / О.М. Кузнецова / Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб.науч.тр. - Свердловск, 2012. - С. 118-127
38. Купецкова Е.Ф. «Семьеведение». Методическое пособие. - ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2012 г. – 88 с
39. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н.Леонтьев. - М., 2012. - 354с.
40. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования [Текст]. Учебное пособие. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2012. - 48 с.
41. Микешина Л.А. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С. 228.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: 2007. - 224 с.
42. Мухина, B.C. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина. — М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-ПРЕСС, 2010.- 352 с.
43. Никитина, Е.Ю. К вопросу об использовании партисипативных методов при подготовке будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] / Е.Ю. Никитина // Актуальные проблемы управления качеством образования : сб. науч. ст. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2011. - Вып. 6. - С.27 - 36.
44. Новикова Л. И. Теория и практика воспитательных систем: в 2 кн., Кн. 1/Под ред.Л. И. Новиковой. — М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993. — 305 с.
45. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя. Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2004, с. 15.
46. Подласый. И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов/И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.- 345 с.
47. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая помощь в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 1998.
48. Самойленко Е. В., Костюнина Е. А. К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 735-738.
49. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы образования [Текст]/ О. Скоролупова, Н.В.Федина 2010. - №8 - С. 127-139.
50. Скоролупова, О. Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы образования [Текст] / О.Скорлупова, Н.ВФедина // 2010. - №7 - С. 57-62.
51. Стресс и тревога в спорте: Международный сб. С 84 научных статей./Сост. Ю. Л. Ханин. — М.: Физкультура и спорт, 1983. 288 с
52. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания Опыт педагогической антропологии // http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html
53. Хоменко И.А.Образовательные запросы современной семьи. //Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2005 года, Санкт-Петербург. /Под общей редакцией И.А.Хоменко — СПб. – 2006. С.6-13.
54. Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова.– Тула, 2008.
55. Щербакова, С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Н. Щербакова.– М., 1998.– 23 с.– URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-psikhologo-pedagogicheskoikultury-roditelei
56. Юсов, Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Текст] / Б.П.Юсов // Виды искусства и их взаимодействие.- М., 2001.- С. 8.
57. Яковлев, Е.Г. Эстетика [Текст] / Е.Г.Яковлева, Е.Г.Лазарев. - М.: Гардарики, 2012. - 463 с.
58. Яковлева, Н. О., Проектирование как педагогический феномен [Электронный ресурс] / Н.О. Яковлева // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU.– URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1 192629613&archive=1196815384&start_from=&ucat=&

Вопрос-ответ:

Зачем учителю начальных классов важно взаимодействовать с родителями?

Взаимодействие учителя начальных классов с родителями является необходимым для успешного образовательного процесса. Родители играют важную роль в формировании и развитии ребенка, поэтому сотрудничество между учителем и родителями помогает создать благоприятную образовательную среду и обеспечить успешное обучение каждого ученика.

Какие направления взаимодействия учителя начальных классов с родителями существуют?

Существует несколько направлений взаимодействия учителя начальных классов с родителями. Это совместное участие в образовательном процессе, информационное обмен, консультации и родительские собрания, организация встреч и мероприятий, учет индивидуальных потребностей и особенностей каждого ребенка, а также взаимодействие в рамках школьного сообщества.

Какие возможности для взаимодействия с родителями есть у учителя начальных классов?

У учителя начальных классов есть множество возможностей для взаимодействия с родителями. Он может проводить индивидуальные и групповые встречи с родителями, создавать родительские комитеты, вовлекать родителей в организацию и проведение мероприятий, использовать современные технологии для информационного обмена, например, электронные дневники и онлайн-консультации.

Какая роль родителей в образовательном процессе?

Родители играют важную роль в образовательном процессе. Они являются первыми и главными учителями ребенка, создают его мотивацию к обучению, обеспечивают поддержку и помощь в выполнении учебных заданий. Родители также могут дополнять образовательную программу домашними занятиями и развивающими играми, способствуя развитию у ребенка разных навыков и способностей.

Какие теоретические основы лежат в основе взаимодействия учителя начальных классов с родителями?

Взаимодействие учителя начальных классов с родителями основывается на теоретических основах педагогики и семейной психологии. Важными аспектами являются понимание роли родителей в образовательном процессе, учет их потребностей и ожиданий, установление партнерских отношений, а также обеспечение взаимодействия между родителями и учителем для достижения общих целей воспитания и обучения.

Почему взаимодействие учителя с родителями начальных классов важно для образовательной организации?

Взаимодействие учителя начальных классов с родителями является важным аспектом образовательного процесса. Оно способствует улучшению качества обучения, содействует развитию доверительных отношений, повышает вовлеченность родителей в образовательную деятельность и создает условия для успешной адаптации детей к школьной жизни. Кроме того, взаимодействие позволяет родителям получать информацию о достижениях и проблемах ребенка, а учителю – лучше понимать его индивидуальные особенности и потребности.

Какие направления взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся существуют?

Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся может осуществляться по разным направлениям. Одно из них – информационное взаимодействие, когда учитель предоставляет родителям информацию о программе обучения, достижениях и проблемах ребенка. Второе – консультативное взаимодействие, когда учитель дает советы и рекомендации родителям по воспитанию и обучению ребенка. Третье – сотрудничество, когда учитель и родители работают вместе для достижения общих целей. Наконец, существует и поддерживающее взаимодействие, когда учитель предоставляет поддержку родителям в решении проблем, связанных с воспитанием и обучением ребенка.

Зачем учителю начальных классов взаимодействовать с родителями?

Взаимодействие учителя начальных классов с родителями является необходимым для успешного образовательного процесса. Родители являются важными партнерами учителя, которые могут помочь в создании благоприятной образовательной среды и поддержке учебных достижений учеников.

Какие направления взаимодействия с родителями есть у учителя начальных классов?

У учителя начальных классов есть различные направления взаимодействия с родителями. Это может быть информационное взаимодействие, когда учитель предоставляет родителям информацию о текущих событиях и достижениях в классе. Также может быть организационное взаимодействие, например, при планировании мероприятий или консультаций. И, конечно же, учитель может взаимодействовать с родителями в процессе обучения и развития ребенка.

Каков опытно-поисковой подход к взаимодействию учителя начальных классов с родителями?

Опытно-поисковая работа по взаимодействию учителя начальных классов с родителями включает анализ деятельности, поиск эффективных практик и разработку инновационных методов взаимодействия. Она направлена на создание устойчивой системы взаимодействия и развитие профессиональных навыков учителя.

Как родители могут помочь учителю начальных классов в образовательном процессе?

Родители могут помочь учителю начальных классов в образовательном процессе, поддерживая домашнюю обстановку, создавая условия для обучения и развития ребенка. Они также могут активно участвовать в родительских собраниях, мероприятиях и консультациях, что позволит им лучше понимать цели и методы образовательной работы учителя и совместно работать на благо ребенка.

Какие преимущества есть в участии родителей в образовательном процессе?

Участие родителей в образовательном процессе имеет ряд преимуществ. Во-первых, это помогает укрепить связь между семьей и школой, создавая благоприятную образовательную среду. Во-вторых, участие родителей способствует повышению мотивации и активности учеников. Кроме того, совместная работа родителей и учителя позволяет лучше понять потребности и особенности каждого ребенка, а также эффективнее решать проблемы, возникающие в процессе обучения.