Физиологические механизмы слухового восприятия.
Заказать уникальную курсовую работу- 55 55 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 20.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Проблема слухового восприятия в психолого-педагогической литературе 5
1.1. Общая характеристика восприятия 5
1.2. Особенности физиологии слуха и слуховое восприятие 11
Глава 2. Содержание и результаты работы по исследованию и развитию слухового восприятия 23
2.1. Определение уровня развития слухового восприятия у детей младшего школьного возраста 23
2.2. Содержание и развитие слухового восприятия 27
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 39
М., 1976. 72 с. ПриложениеПодготовительный классБЛОКИ педагогической деятельности:1. Развитие слухового восприятия:1.1. речь1.2. Неречевое звучание2. Формирование произношения2.1. речевое дыхание2.2. голос2.3. Звуки и их сочетания в словах, фразах3.Формирование навыков слухового внимания, слуховой памяти, координации, мобильности и тому подобное.Содержание НАПРАВЛЕНИЯ:1. 1.- слова, словосочетания, фразы для организации учебной деятельности (Садись! Слушай меня! Ты услышал Какой сегодня день? И др ..)- слова, словосочетания, фразы для изучения тематического программного материала (Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!», Кукушка кукует: «Ку-ку!»; И др ..)- слогоритмический аспект речи (складосполучення, двух-, трехсложные слова: папа, лапа, Татата, школа, девочка и др ..) и простые четверостишия;- интонационные оттенки речи, отражающие эмоции или состояние человека ( «Ого!», «Ой!», «Ой-ой-ой!», «Ха-ха-ха!», «Кхе-кхе» и др .. )- тексты (3-5 простых предложений).1.2.- музыкальные игрушки (барабан, бубен, дудка, гармошка, колокольчик, свисток или др.)- музыкальные инструменты (фортепиано, скрипка и др. (на уроках ритмики)- музыкальные ритмы (марш, вальс и др ..)- шумы (стук; звонок телефона, в дверь, будильника, велосипеда и др ..)- особенности звука (интенсивность, количество, сила, продолжительность звуковых сигналов, локализация и др.)- голоса животных и птиц (корова, собака, кошка, мышь, кукушка, ворона и др ..)- двух- трехсложные ритмы , (через хлопанье в ладоши, отстукивание и т.п.);- танцевальные ритмы (вальс, марш и др ..).2.1.- слитное, на одном выдохе произнесения слогов, слов, словосочетаний и фразчерез синтагмы, руководствуясь знаком паузы (папапапа, папапапапа возьми тетрадь, я сегодня дежурный и др ..)2.2.- изменение силы голоса в соответствии с интонационными оттенками(вопрос, побуждение, рассказ)- изменение высоты и силы голоса в соответствии с удаленностью собеседника и необходимостью соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом)2.3 .- формирование произношения, автоматизация и коррекция имеющихся звуков иих сочетаний;- дифференцированная произношение в слогах и словах ряда согласных с-ш, с-с, ш-ж, б-п, ц-с, д-т, в том числе носовых и ротовых м-б, н-р, мь- б ', н'-д', м-п, н-т, м'-п ", н'-ть и другие.3.- формирование навыков слухового внимания, слуховой памяти, координации рук и глаз, мобильности (пальчиковая гимнастика возведение в соответствие движений, действий, мимики и т.д.; усвоение новых видов деятельности и переключение на другие в процессе сенсорной интеграции).Основные требования к умениям учащихся:Воспринимает знакомый по содержанию речевой материал, касающийся организации учебной деятельности занятия; программный материал, касающийся обучения восприятия на слух речевых и не речевых звучаний;воспринимает и воспроизводит интонационные оттенки речи, отражающие эмоции и состояние (радость, страх, растерянность и т.д.); определяет по характеру звучания музыкальные игрушки;дифференцирует музыкальные и речевые звуки;определяет местонахождение источника звука; воспринимает и воспроизводит интенсивность, продолжительность звучаний;воспринимает и воспроизводит несложные ритмические рисунки (на музыкальных игрушках, отхлопывает и т.п.); определяет количество звуковых сигналов, их силу и продолжительность; придерживается правильного звукопроизношения закрепленных звуков и их сочетаний в словах и фразах вне занятием.1 КЛАССБЛОКИ педагогической деятельности:1. Развитие слухового восприятия:1.1.Речь1.2. Неречевое звучание2. Формирование произношения2.1. Речевое дыхание2.2. Голос2.3. Звуки и их сочетания в словах, фразах2.4. Соблюдение правил орфоэпии в словах и словосочетаниях3. Формирование навыков слухового внимания, слуховой памяти, координации, мобильности и тому подобное.Содержание и направления:1. 1.- слова, словосочетания, фразы для организации учебной деятельности;- слова, словосочетания, фразы для изучения тематического программного материала (это звонок на урок. Артема разбудил телефонный звонок. Я услышал стук в дверь. Это высокий (низкий) звук. Это детский / мужской голос. Я слышу шум воды и др ..)- слогоритмичний аспект речи (слова, словосочетания, стихи, текст песен)- интонационные оттенки речи (повествовательные, вопросительные, побудительные в разговорном темпе).- тексты, сказки ;1.2.- высота звука (высокий, низкий, средний, мужской, детский, женский)- танцевальные ритмы ;- голоса птиц и животных (кукушки, дятла, соловья и др ..)- шумы транспорта, бытовой техники (пылесос, струя воды, тиканье часов, шум автомобиля, и др ..)- музыкальные инструменты (виолончель, флейта и др ..)- танцевальные ритмы ;- пение (мужское, женское, детское)- оркестр и отдельные музыкальные инструменты;- хор и сольный вокал;- мелодии песен ;2.1- слитно, на одном выдохе произнесения ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз (из синтагмы, руководствуясь знаком паузы)2.2.- изменение высоты и силы голоса в соответствии с удаленностью собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом) в соответствии с интонации и логического ударения2.3 .- формирование произношения, автоматизация и коррекция имеющихся звуков и их сочетаний;- дифференцированная произношение в складах и словах ряда согласных с-ш, с-с, ш-ж, б-п, ц-с, д-т, в том числе носовых и ротовых м-б, н-р, мь- б ', н'-д', м-п, н-т, м'-п ", н'-т"; свистящих и шипящих с ц-ч;звонких и глухих п-б, т-д, к-г, с-з, в-ф и др ..)- воспроизведение 4-5 х незнакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения;2.4.- отсутствие «аканье» (гласный [о] во всех позициях не приближается к [а]: сосна, нога, голова, сторона, молоко);- гласные е, и в ударных и безударных позициях;- твердая произношение губных звуков б, п, в, м, ф (дуб, дед, сад, степ, семь и др ..)., Полусмягченное произношение перед е (бежать, песок, мешок, веник др ..),- определение количества слогов (в 3-4-5 составляющих словах) и ударного и безударного состава;- произношение сочетаний предлогов (в, з, под и др ..) с существительными.3.- формирование навыков слухового внимания, слуховой памяти, координации рук и глаз, мобильности (пальчиковая гимнастика возведение в соответствие движений, действий, мимики и т.д.; усвоение новых видов деятельности и переключение на другие в процессе сенсорной интеграции).Основные требования к умениям учащихся:Воспринимает знакомый по содержанию речевой материал для организации учебной деятельности занятия; программный материал, касающийся обучения восприятия на слух речевых и не речевых звучаний;воспринимает и воспроизводит интонационные аспекты речи в словах, фразах, текстах с 3-5 предложений (ударение; повествовательная, вопросительная, побудительная интонация)воспринимает неречевое звучание, музыку, голоса животных, птиц,дифференцирует и узнает вокальную и инструментальную музыку, оркестровое и сольное исполнение; воспринимает и воспроизводит движениями несложные ритмические рисунки; выполняет детские песни, соблюдая их ритм; воспринимает и воспроизводит высоту звука (голосом, игрой на музыкальных игрушках, на инструментах)дифференцирует и узнает голоса (мужской, женский, детский) ;.правильно произносит закрепленные слова, словосочетания, фразы вне занятия; придерживается правильного звукопроизношения закрепленных звуков и их сочетаний в словах и фразах вне занятием;придерживается закрепленных правил орфоэпии в словах и фразах во время речи.2 КЛАССБЛОКИ педагогической деятельности:1. Развитие слухового восприятия:1.1. Речь1.2. Неречевое звучание2. Формирование произношения2.1. Речевое дыхание2.2. Голос2.3. Звуки и их сочетания в словах, фразах2.4. Соблюдение правил орфоэпии в словах и словосочетаниях3. Формирование навыков слухового внимания, слуховой памяти, мобильности и тому подобное.Содержание направления:1. 1.- слова, словосочетания, фразы для организации учебной деятельности (что мы слушали на прошлом занятии? Я включаю запись голоса, а ты слушаешь и др ..)- слова, словосочетания, фразы , касающиеся изучения тематического программного материала (Слышен шум ветра. Это медленная мелодия. Пиши с большой буквы. Поставь точку и др ..)- слогоритмичный аспект речи (словосочетание из четырех и более слогов; стихи, текст детской песни.)- тексты (5-7 простых предложений), близкие по смыслу опыту детей.1.2.- шумы транспорта, бытовой / небытовой техники, явлений природы (пылесос, струя воды, тиканье часов, шум автомобиля, ветер, гром, выстрел, салют и др ..)- музыкальные инструменты (виолончель, флейта и др ..)- танцевальные ритмы (вальс, полька, современные ритмы)- пение (мужской, женской, детской);- несложные фортепианные пьесы (например, П. Чайковского из «Детского альбома»);- вокально-инструментальные ансамбли;- мелодии песен;2.1- проговаривание на одном выдохе ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз;2.2.- изменение голоса во время диалога в соответствии с интонации, логического ударения, удаленности собеседника, содержания сообщения;2.3.- закрепление правильного произношения звуков и их сочетаний;- дифференцированное произношение в словах родственных по артикуляции гласных звуков (а-е, и-е, а о, и-и), согласных (носовых и ротовых м-б, м'-б ', м-п, мягкие -п ", н-р, н'-д ', н-т, н'-т'; свистящих и шипящих: с-щ, ч-ц; звонких и глухих: б- п, д-т, г-к, с-с, ж-ш, в-ф; слитых и щелевых ц-с, ч-ч; слитых и прорывных ц-т, ч-т; твердых и мягких ф -фь, т-во, п-пь и др ..)- произношение йотированных (как слияние звуков: йа, йе, йу, й и; в начале слова, после гласных, через ударение на втором звуке; мягкость предыдущего согласного).2.4.- произношение в заимствованных словах звука ф (фактор, фигура, фирма, фокус, фабрика, фея)- произношение в словах звукосочетания хв(хвастун, хвост, хвоя и др ..)- твердое произношение шипящих (ночь, печь, режь, плащ, рожь, сапоги, черт, чудо, шить, цыпленок, жеребенок, желтый, жестокий, желудь и др ..).3.- развитие слухового внимания, слуховой памяти, координации рук и глаз, мобильности (в том числе сведение в соответствие движений, действий, мимики и т.д.; усвоение новых видов деятельности и переключение на другие в процессе сенсорной интеграции).Основные требования к умениям учащихся:Воспринимает знакомый по содержанию речевой материал для организации учебной деятельности занятия; программный материал, касающийся обучения восприятия на слух речевых и не речевых звучаний;воспринимает и воспроизводит интонационные аспекты речи в словах, фразах, текстах и диалоге из 5-7 предложений (ударение; повествовательная, вопросительная, побудительная интонация)воспринимает неречевое звучание, музыку, голоса животных, птиц,узнает и распознает шумы; узнает и распознает вокальную и инструментальную музыку, оркестровое и сольное исполнение;воспринимает и воспроизводит движениями несложные ритмические рисунки; выполняет детские песни, соблюдая их ритм; воспринимает и воспроизводит высоту звука (голосом, игрой на музыкальных игрушках, на инструментах) узнает и распознает (мужской, женский, детский) ;.придерживается правильного звукопроизношения закрепленных звуков и их сочетаний в словах и фразах вне занятия; правильно произносит закрепленные слова, словосочетания, фразы вне занятия; придерживается закрепленных правил орфоэпии в словах и фразах во время речи.3 КЛАССБЛОКИ педагогической деятельности:1. Развитие слухового восприятия:1.1. Речь1.2. Неречевое звучание2. Формирование произношения2.1. речевое дыхание2.2. голос2.3. Звуки и их сочетания в словах, фразах2.4. Соблюдение правил орфоэпии в словах и словосочетаниях3. Развитие навыков слухового внимания, слуховой памяти, мобильности и др.Содержание направления:1.1.- слова, словосочетания, фразы, касающиеся организации учебной деятельности (что мы слушали на прошлом занятии? Я включаю запись голоса, а ты слушаешь и др ..)- слова, словосочетания, фразы , касающиеся изучения тематического программного материала (Слышен шум ветра. Это медленная мелодия. Пиши с большой буквы. Поставь точку и др ..)- слогоритмичнои структуры речи (на материале стихов, текста песни;- прозаические тексты (5-7 простых предложений), близкие по смыслу опыта детей.1.2.- шумы транспорта, бытовой / небытовой техники, явлений природы, позывных радиопрограмм и телепередач, рекламы (дождь, ветер, гром, выстрел, салют, бой курантов, аплодисменты, свист и др ..)- вокально-инструментальная и хоровая музыка разных народов (русская, африканская, бразильская. Цыганская и др ..)- танцевальные ритмы (вальс, полька, современные ритмы)- хоровое пение (детские, взрослые, смешанные; различных народов);- несложные фортепианные пьесы ;- - мелодии песен ;2.1.- паузы во время выделения синтагм в процессе чтения, рассказы наизусть;- логическое ударение в процессе чтения, рассказы на память;- подвижный упор при изменении формы слова (рука - руки, нога-ноги и др ..)- разговорный темп во время чтения, рассказы на память;- воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога.2.3.- закрепление правильного произношения звуков и их сочетаний (в словах и фразах родственных по артикуляции гласных звуков (а-е, и-е, а о, и-и), согласных (носовых и ротовых:-б, м'-б ' , м-п, м'-п ", н-р, н'-д ', н-т, н'-т'; свистящих и шипящих: с дв, из-же, из-щ, ч-ц ; звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, с-с, ж-ш, в-ф; слитых и щелевых ц-с, ч-ч; слитых и прорывных ц-т, ч-т ; твердых и мягких ф-фь, т-во, п-пь и др ..)- произношение йотированных (как слияние звуков: йа, йе, йу, й и; в начале слова, после гласных, через ударение на втором звуковые; мягкость предыдущего согласного).2.4.- произношение в заимствованных словах звука ф;- произношение в словах звукосочетания хв. ;- твердая произношение шипящих ;- смягченная произношение шипящих перед и и в других словах;чередование и-и, в-в;- твердая произношение губных б, п, в, м, ф, шипящих ж, ч, ш, щ,заднеязычным г, к, х и дрожа г. перед мягкими.- - произношение я, ю, е- произношение аффрикат - дж- и -дз- как один звук (зеркало, звонок, шмель, источник, пчела, клюв, звенеть, волчок, кукуруза, сижу, хожу, награжден,, предупреждения и др ..).- произношение звукосочетаний, которые возникли в результате стечения согласных префикса и корня (подкормка, подберезовики, чрезвычайный, чрезмерный и др ..)3.- развитие слухового внимания, слуховой памяти, координации рук и глаз, мобильности (в том числе сведения в соответствие движений, действий, мимики и т.д.; усвоение новых видов деятельности и переключение на другие в процессе сенсорной интеграции).Основные требования к умениям учащихся:Воспринимает знакомый по содержанию речевой материал для организации учебной деятельности занятия; программный материал, касающийся обучения восприятия на слух речевых и не речевых звучаний; воспроизводит паузы во время выделения синтагм в процессе чтения, рассказы на память; воспроизводит логическое ударение в процессе чтения, рассказы на память;воспроизводит подвижный упор при изменении формы слова;воспроизводит разговорный темп во время чтения, рассказы на память и все интонационные нюансы, в том числе и во время диалога; распознает шумы; распознает вокальную и инструментальную музыку, оркестровое и сольное исполнение; выполняет детские песни, соблюдая их ритма;распознает голоса (мужской, женский, детский) ;. придерживается правильного звукопроизношения закрепленных звуков и их сочетаний в словах и фразах вне занятием; правильно произносит закреплены слова, словосочетания, фразы вне занятием; придерживается закрепленных правил орфоэпии в словах и фразах во время речи.4 КЛАССБЛОКИ педагогической деятельности:1. Развитие слухового восприятия:1.1. Речь1.2. Неречевое звучание2. Формирование произношения2.1. Речевое дыхание2.2. Голос2.3. Звуки и их сочетания в словах, фразах2.4. Соблюдение правил орфоэпии в словах и словосочетаниях3. Развитие навыков слухового внимания, слуховой памяти, мобильности и тому подобное.Содержание направления:1. 1.- слова, словосочетания, фразы, для организации учебной деятельности (что мы слушали на прошлом занятии? Я включаю запись голоса, а ты слушаешь и др ..)- слова, словосочетания, фразы , касающиеся изучения тематического программного материала (Слышен шум ветра. Это медленная мелодия. Пиши с большой буквы. Поставь ударение. Сколько было ... и др ..)- слогоритмический аспект речи (стихи, текст песни);- прозовые тексты , близкие по смыслу опыта детей.1.2 .- голоса ( популярных артистов или деятелей; одноклассников и др ..)- вокально-инструментальная и хоровая музыка разных народов (японская, индийская, итальянская, испанская и др ..)- танцевальные ритмы (вальс, полька, современные ритмы)- фрагменты из популярных опер или мелодии песен.2.1 .- подвижный упор при изменении формы слова (рука - руки, нога - ноги и др ..)- разговорный темп во время чтения, рассказы на память;- воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога.2.3.- закрепление правильного произношения в словах и фразах родственных по артикуляции гласных звуков (а-е, и-е, а о, и-и), согласных (носовых и ротовых м-б, м'-б ', м-п , м'-п ", н-р, н'-д ', н-т, н'-т'; свистящих и шипящих: с дв, из-же, из-щ, ч-ц; звонких и глухих : б-п, д-т, г-к, с-с, ж-ш, в-ф; слитых и щелевых ц-с, ч-ч; слитых и прорывных ц-т, ч-т; твердых и м мягких ф-фь, т-во, п-пь и др ..)- произношение йотированных (как слияние звуков: йа, йе, йу, й и; в начале слова, после гласных, через ударение на втором звуковые; мягкость предыдущего согласного).2.4 .- произношение звукосочетаний, которые возникли в результате стечения согласных префикса и корня (подкормка, подберезовики, чрезвычайный, чрезмерный и др ..)- произношение согласных с, ц, с в суффиксах ськ, ск (рижский, запорожский, сельский, общительный, млечный, казацкий и др ..)- окончаниях глаголов в результате ассимиляции звукосочетания ться, - боишься (делается, называется, разобьешься, напьешься и др ..)- выпадение согласного (честь - честный, радость - радостный, выезд - выездной, проезд - проездной и др ..).3.-развитие слухового внимания, слуховой памяти, координации рук и глаз, мобильности (в том числе сведения в соответствие движений, действий, мимики и т.д.; усвоение новых видов деятельности и переключение на другие в процессе сенсорной интеграции).Основные требования к умениям учащихся:Воспринимает знакомый по содержанию речевой материал для организации учебной деятельности занятия; программный материал, касающийся обучения восприятия на слух речевых и не речевых звучаний;воспроизводит паузы во время выделения синтагм в процессе чтения, рассказы на память; воспроизводит логическое ударение в процессе чтения, рассказы на память;воспроизводит подвижный упор при изменении формы слова;воспроизводит разговорный темп во время чтения, рассказы на память и все интонационные нюансы, в том числе и во время диалога; распознает голоса ( популярных артистов или деятелей; одноклассников и др ..)распознает вокально-инструментальную и хоровую музыку разных народов (японская, индийская, итальянская, испанская и др ..) распознает танцевальные ритмы (вальс, полька, современные ритмы) и фрагментыиз популярных опер ;. придерживается правильного звукопроизношения закрепленных звуков и их сочетаний в словах и фразах вне занятием;правильно произносит закреплены слова, словосочетания, фразы вне занятием; придерживается закрепленных правил орфоэпии в словах и фразах во время речи.5 КЛАССБЛОКИ педагогической деятельности:1. Развитие слухового восприятия:1.1. Речь1.2. Неречевое звучание2. Формирование произношения2.1. Речевое дыхание2.2. Голос2.3. Звуки и их сочетания в словах, фразах2.4. Соблюдение правил орфоэпии в словах и словосочетаниях3. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, мобильности и тому подобное.Содержание НАПРАВЛЕНИЯ:1. 1 .- слова, словосочетания, фразы , для организации учебной деятельности (какой у тебя настроение? Ты готов работать? Я включаю запись голоса, а ты слушаешь и др ..)- слова, словосочетания, фразы , касающиеся изучения тематического программного материала;- слогоритмичний аспект речи (стихи, текст песни);- прозаические тексты .1.2 .- голоса людей ( популярных артистов или деятелей; одноклассников и др ..)- вокально-инструментальная и хоровая музыка разных народов;- танцевальные ритмы (вальс, полька, современные ритмы)- фрагменты из популярных опер или мэлодее песен.2.1 .- подвижный упор при изменении формы слова (рука - руки, нога - ноги и др ..)- разговорный темп во время чтения, рассказы на память, перевод;- воспроизведение всех видов интонации во время диалога.2.3.- закрепление правильного произношения в словах и фразах родственных по артикуляции гласных звуков (а-е, и-е, а о, и-и), согласных (носовых и ротовых м-б, м'-б ', м-п , м'-п ", н-р, н'-д ', н-т, н'-т'; свистящих и шипящих: с дв, из-же, из-щ, ч-ц; звонких и глухих : б-п, д-т, г-к, с-с, ж-ш, в-ф; слитых и щелевых ц-с, ч-ч; слитых и прорывных ц-т, ч-т; твердых и м мягких ф-фь, т-во, п-пь и др ..)- произношение йотированных (как слияние звуков: йа, йе, йу, й и; в начале слова, после гласных, через ударение на втором звуковые; мягкость предыдущего согласного).2.4.-произношение звукосочетаний, которые возникли в результате стечения согласных префикса и корня (подкормка, подберезовики, чрезвычайный, чрезмерный и др ..)- произношение согласных с, ц, с в суффиксах ськ, ск (рижский, запорожский, сельский, общительный, млечный, казацкий и др ..)- окончаниях глаголов в результате ассимиляции звукосочетания ться, -шся (делается, называется, разобьешься, напьешься и др ..) в речи и на письме;- выпадение согласного в речи и на письме.- ассимиляция в речи и на письме (изменение, уподобление звуков в речевом потоке под влиянием следующему или предыдущему звука)3.- развитие слухового внимания, слуховой памяти, координации рук и глаз, мобильности и т.д. (в том числе усвоения новых видов деятельности и переключение на другие в процессе сенсорной интеграции).Основные требования к умениям учащихся:Воспринимает знакомый по содержанию речевой материал для организации учебной деятельности занятия; программный материал, касающийся обучения восприятия на слух речевых и не речевых звучаний;воспроизводит паузы во время выделения синтагм в процессе чтения, рассказы на память; воспроизводит логическое ударение в процессе чтения, рассказы на память;воспроизводит подвижный упор при изменении формы слова;воспроизводит разговорный темп во время чтения, рассказы на память и все интонационные нюансы, в том числе и во время диалога; распознает голоса (популярных артистов или деятелей; одноклассников и др.)распознает вокально-инструментальную и хоровую музыку разных народов (японская, индийская, итальянская, испанская и др ..) распознает танцевальные ритмы (вальс, полька, современные ритмы) и фрагменты из популярных опер; придерживается правильного звукопроизношения закрепленных звуков и их сочетаний в словах и фразах вне занятием;правильно произносит закрепленные слова, словосочетания, фразы вне занятием; придерживается закрепленных правил орфоэпии в словах и фразах во время речи.
2. Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: ИП РАН, 2004.
3. Барабанщиков В. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса: Учебное пособие
Когито-цент, 2006. -240 с.
4. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи, М., 1977.
5. Бельтюков В.И., Нейман Л.В. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. - 140 с.
6. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология вос¬приятия. — М., 1973.
7. Ветер Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. — М.. 1969.
8. Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н. Леонтьева. — М.: Изд-воМГУ, 1976.
9. Дубровина М.В. Психология : учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Академия, 2011. – 464 с
10. Запорожец А В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и дейст¬вие. — М : Просвещение. 1967. — 321 с.
11. Запорожец А. В. Иэбр. психол тр.: В 2 т. — М.: Педагогика. — 1986. — Т. I — С. 36—153.
12. Карпова, Г. А.Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 354 с.
13. Кузьмичева Е. П. Использование различных типов слуховых аппаратов в обучении глухих учащихся // Дефектология. 1976. № 3. С. 44–51.
14. Кузьмичёва Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М.: , 1991
15. Логвиненко А Д. Психология восприятия: Учеб.-метод. посо-бие. - М, 1987.
16. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. – М., 1985.
17. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – Москва и др. : Питер, 2012. – 320 с.
18. Любимов В. В. Психология Восприятия/ В. В. Любимов. –М.: Эксмо, 2007. -472 с.
19. Назарова Л. П. Влияние уровня речевого развития на слуховое восприятие речи // Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук: Тезисы докл. на VII научной сессии по дефектологии. V Всесоюзные педагогические чтения. М., 1979.
20. Назарова Л. П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих: Учебное пособие для студентов. М., 1981.
21. Назарова Л. П. Основные принципы построения программ по развитию слухового восприятия слабослышащих учащихся // Совершенствование средств общения глухих и слабослышащих в условиях слухоречевой реабилитации: Мат-лы научно-практ. конференции ЛВЦ ВОГ. Л., 1978.
22. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей снарушениями слуха. -М., 2001.
23. Назарова Л.П. Технология развития слухового восприятия слабослышащих учащихся. – СПб: ЛГОУ, 2001.
24. Нейман Л.В., Богомольський М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для стул. Высш. пед. Учеб. заведений /Под ред. В. И. Селивестрова. - М: ВЛАДОС, 2001 .-224 с. .
25. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 224 c.
26. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций /Главный редактор А.П. Олейникова. -- М: «Прометей» МПГУ, 1998. — 252 с
27. Соколовская Т.Р. Развитие слухового восприятия глухих учащихся. – М.: Просвещение, 1987.
28. Тасуева М.А., Козловская Г.Ю. История развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1704/22777
29. Феклистова С. Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: Учеб.- метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2008.
30. Феклистова С.Н. Основы методики слуховой работы. – Мн.: БГПУ., 2006.
31. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю В. Гиппенрейтер, М. Б Михалевской. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1975. — С. 47—216. 273—392.
32. Хрестоматия по психологии / Сост. В. В. Мироненко: Под ред. А. В. Петровско¬го. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Просвещение. 1987 — С. 184—194, 316—320
33. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. 72 с.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы связаны со слуховым восприятием по данным психолого-педагогической литературы?
Психолого-педагогическая литература указывает на несколько проблем, связанных со слуховым восприятием. Одной из таких проблем является низкий уровень развития слухового восприятия у некоторых детей младшего школьного возраста. Также отмечается, что физиологические особенности слуха могут влиять на процесс слухового восприятия.
Какие характеристики восприятия включает в себя понятие "слуховое восприятие"?
Слуховое восприятие включает в себя ряд характеристик. Это способность воспринимать звуки, различать их, определять их источник и направление. Также восприятие звуков включает в себя способность понимать ритм, мелодию и интонацию.
Какие особенности физиологии слуха влияют на слуховое восприятие?
Физиология слуха имеет определенные особенности, которые влияют на слуховое восприятие. Одной из таких особенностей является анатомическое устройство ушной раковины, которое позволяет улавливать звуки и направлять их в слуховой аппарат. Также физиология слуха включает в себя процессы преобразования звуковых колебаний в нервные импульсы, и их передачу в мозг для дальнейшей обработки.
Как определить уровень развития слухового восприятия у детей младшего школьного возраста?
Для определения уровня развития слухового восприятия у детей младшего школьного возраста используются различные методы и тесты. Один из таких методов - проведение аудиометрического исследования, которое позволяет оценить слуховую функцию ребенка и выявить возможные нарушения слуха. Также проводятся специальные тренировки и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия.
Что такое слуховое восприятие?
Слуховое восприятие - это процесс восприятия звуковой информации, который происходит через слуховую систему организма.
Какие особенности физиологии слуха и слухового восприятия можно выделить?
Особенности физиологии слуха включают анатомическую структуру уха и его органов, такие как наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо и слуховой нерв. Особенности слухового восприятия включают способность распознавать и интерпретировать звуковые сигналы, а также способность различать разные частоты и интенсивности звуков.
Как можно определить уровень развития слухового восприятия у детей младшего школьного возраста?
Уровень развития слухового восприятия у детей младшего школьного возраста можно определить с помощью специальных тестов и заданий, направленных на оценку способности ребенка правильно воспринимать и анализировать звуковые сигналы, различать высоту и громкость звуков, а также следовать инструкциям, связанным со звуковым материалом.
Существует ли связь между развитием слухового восприятия и общим развитием ребенка?
Да, существует связь между развитием слухового восприятия и общим развитием ребенка. Хорошее слуховое восприятие способствует лучшему усвоению учебного материала, развитию речи, музыкальности и координации движений.
Как можно развивать слуховое восприятие?
Существуют различные методики и упражнения для развития слухового восприятия у детей. Это могут быть игры с музыкальными инструментами, упражнения на распознавание звуковых сигналов, задания на различение тональности и ритма и др.